Сочинение на тему сказка ложь да в ней намек 2 класс

Обновлено: 02.07.2024

Хорошая тема для сочинения и это название можно также использовать в качестве эпиграфа, как цитату из сказки Пушкина “О золотом петушке”:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Любая сказка – это не просто занимательный рассказ о волшебном или не очень волшебном происшествии. Любая сказка – это еще и поучение, которое умный поймет как услышать и как применить.
Например взять всем известные сказки Пушкина. Автор в каждую из них вложил не только свою фантазию, но свое знание мира, свой совет читателям и не зря одну из сказок он завершает именно этими словами.
В сказке “О золотом петушке” старый царь Додон влюбился в молодую царицу так сильно, что забыл о своем долге перед страной, забыл о своих детях и забыл о своем слове. Он перестал существовать как личность и нашел справедливую смерть от золотого петушка.
Какой урок мы извлекаем из этой истории? Нельзя нарушать данное слово, нельзя любить чужого человека сильнее,чем собственных детей, нельзя вести себя так, словно ты забыл о своем возрасте. Каждому овощу свой срок и каждому чувству тоже.
А если взять “Сказку о попе”. Там главный герой Балда не просто наказывает скупого попа, он демонстрирует смекалку и находчивость, сообразительность. Это образ борца за справедливость. И намек в этой сказке очевиден – живи своим умом, будь смелым и добрым, не жадничай, не унывай и из любой ситуации всегда найдется выход.
Так и в любой другой сказке, не только Пушкина, но и в народной есть свой посыл, своя мораль. надо просто уметь ее увидеть и понять.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Почти все дети (да и некоторые взрослые) любят сказки. Известно, что сказки выполняют не только развлекательную роль, но и воспитательную. Они учат быть добрым, умным, сильным, верным своему слову, учит не бояться трудностей, верить в себя и своих друзей. Сказки учат нас ценить дружбу, помогать тем, кто нуждается в помощи. Также, сказки объясняют нам, как важно быть трудолюбивыми, смелыми и настойчивыми и не бросать начатое дело, а доводить все до конца. Кроме того, каждая сказка содержит скрытую мораль о том, что нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
Сказки помогают понять, что не надо судить о людях по внешнему виду. Ведь очень часто Иван-дурак оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Также сказки учат нас любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”. Помимо этого, сказки учат нас патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказки показывают нам, что мир делится на хороших и плохих, но добрых всегда больше. И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Путешествие друзей

Петушок

Самый быстрый в лесу

Письмо

Вини-Пух, Шарфик, Ёжик

В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…
Андрей Харченко, 6 лет

Как они спасли зайца

Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.
Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет

Новый друг

В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.
Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.
Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.
Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет

Как Дружок заблудился в лесу

Лесное происшествие

В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.
Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет

Как Лиса повадилась в курятник

В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.
Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.
Аня Жукова, 6 лет

Сказки, сочинённые с родителями.

Снежная печка

Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.
А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.
Ксюша Лобанова, 7 лет.

Зимний рассказ

Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.
Настя Алметева, 6 лет.

“Сказка ложь, да в ней намек!” — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония. Сатиру называют взглядом “через увеличительное стекло” . Объектом сатиры в литературе могут быть самые разные явления.

Политическая сатира встречается чаще всего. Ярким доказательством является “Сказки” М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Сказка – один из видов устного народного творчества, произведение волшебного, бытового или авантюрного характера. Фантастичность сказочных сюжетов позволила Салтыкову-Щедрину продолжать критику общественного строя, обходя цензуру даже в условиях политической реакции в России, то есть сатира была оружием для автора.

“Сказки” Салтыкова-Щедрина индивидуальны и не похожи ни на какие другие. Они содержат в себе проблемы всего творчества сатирика. Щедринские сказки рисуют не просто злых или добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века.

Теперь постараемся рассмотреть особенности жанра сказок писателя на примере некоторых из них.

В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и эксплуататоры. В “Диком помещике”, а также в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” Щедрин показывает образ труженика-кормильца. Он может достать пищу, сшить одежду, покорить стихийные силы природы. В сказке “Дикий помещик” автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшись без слуг.

Этот помещик, как и генералы из предыдущей сказки, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное, становится лесным хищником. И жизнь эта, в сущности, продолжение его предыдущего хищного существования. Достойный внешний облик дикий помещик, как и генералы, приобретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне.

В этой сказке Щедрин показывает взаимоотношения эксплуататоров и крестьян в пореформенное время.

В сказке же “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” читатель видит безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам. Он даже сам привязывает себя на веревку, что лишний раз указывает на покорность, забитость русского мужика. Автор призывает народ к борьбе, протесту, призывает проснуться, обдумать свое положение, перестать безропотно подчиняться.

В “Премудром пескаре” мы видим жизнь обывателя, боящегося всего на свете. Премудрый пескарь постоянно сидит взаперти, боясь лишний раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить. Он ведет замкнутую, скучную жизнь.

Своими жизненными принципами он напоминает героя рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре” Беликова. Когда пескарь задумывается о прожитой жизни, то он задает себе вопросы: “Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого приютил, обогрел, защитил?” И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: “Никому, никто.

Он жил и дрожал – только и всего”. И только перед самой смертью он осознает, что никому он не нужен, никто его не знает, никто о нем не вспомнит. Огромную обывательскую отчужденность, замкнутость показывает писатель в “Премудром пескаре”.

Но все же почему и для чего автор прибегает к аллегории и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть цензуру, или это литературный прием, с помощью которого автор острее вскрывает сущность изображаемого явления? Ведь среди сказок Щедрина есть и такие, где действуют люди: “Либерал”, “Дурак”, “Соседи” и другие.

Зачем же ему понадобилось обратиться к миру рыб, животных, птиц?

Затем, что образ мелкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Писатель приписывает рыбе человеческие свойства и, вместе с тем, показывает, что человеку присущи рыбьи черты. Таким образом, “пескарь” – это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая породу людей-обывателей, трусливых и жалких.

Крылатое выражение “сказка ложь, да в ней намек. ”, несомненно, имеет отношение к творчеству Салтыкова-Щедрина — итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. Эти “Сказки” – самая настоящая сатира.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Новодмитриевская СШ

Исследовательская работа на тему :

Работу выполнил:

Кузнецов Андрей

Возраст: 8 лет

Руководитель: Устимова

Светлана Николаевна

Библиотекарь

с.Новодмитриевка

Глава 1. Теоретическая часть.

Что такое сказка?

Виды русских народных сказок.

Значимость русских народных сказок.

Глава 2. Практическая часть.

Воспитательная роль сказок о животных.

Ценность социально-бытовых сказок.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1.Что такое сказка?

Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости.

1.2.Виды русских народных сказок.

Сказок у каждого народа сотни и тысячи. Русских сказок насчитывается свыше 3000. Существует несколько основных видов сказок: это сказки о животных, социально-бытовые сказки и волшебные сказки.

1.3.Значимость русских народных сказок.

Глава 2. Практическая часть.

Волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Этот чудесный мир, его фантастические образы и картины удивляют и поражают. Сказки учат смелости, доброте и многим другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

2.2.Воспитательная роль сказок о животных.

Основной любовью у самых маленьких читателей пользуются сказки о животных. Они находят в них много интересного, получают первые представления о разных животных: их внешнем виде, повадках. Здесь мы узнаём о хитрости лисы и о коварстве волка.Лиса, медведь, волк, заяц, петух действуют и разговаривают, как люди. Им присущи человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми и мудрыми. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный.

2.3.Ценность социально-бытовых сказок.

Позднее всех появились социально- бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни. Здесь сильный противопоставляется слабому, бедный – богатому. Героем обычно является бедный крестьянин, работник или солдат. Он весёлый, смелый, находчивый, ловкий, всё умеет, всё знает. В этих сказках уважают хороших и умелых работников и смеются над лодырями, неумехами.

Актуальность проблемы исследования :

Все ребята в нашем классе любят русские народные сказки. Недавно нам их читали родители, воспитатели в детском саду. Теперь мы научились читать сами и в полной мере можем насладиться красотой и образностью языка, необычностью сказочных сюжетов. Оказывается, русская народная сказка создавалась не только с развлекательной целью, но и с целью воспитания младшего поколения. Поскольку взрослые часто жалуются на наше не совсем

Цель работы:

Выяснить, чему нас учат русские народные сказки.

Задачи исследования:

Узнать, какие виды сказок существуют.

Исследовать воспитательные возможности некоторых русских народных сказок.

Привлечь внимание одноклассников к теме исследования.

По итогам работы попытаться скорректировать собственное поведение.

Методы исследования:

- изучение справочной литературы

- анализ художественных текстов

- обобщение изученного материала.

Гипотеза: Русские народные сказки — это красивые жизненные учебники. Они самым лучшим образом учат нас, как вести себя правильно.

2 .ГЛАВА 1. Теоретическая часть.

1.1. Что такое сказка?

Что такое сказка? Сказка - это повествовательное произведение, преимущественно небольшое по размеру, в котором речь идет о выдуманных событиях. Сказка - богатейшее народное наследство, которое создали люди. Возникли сказки еще в первобытном обществе и на протяжении тысячелетий передавались устно от поколения к поколению. В народном творчестве русские народные сказки, вероятно, самое большое чудо. На протяжении веков русский народ создавал эти бесценные памятники искусства слова.

1.2. Виды русских народных сказок.

Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны по героям, по сюжетам, по композиции. Поэтому сказки различаются по жанрам. Выделяют сказки о животных, волшебные и социально-бытовые сказки . В сказках о животных главными персонажами, естественно, являются животные. В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа; животные здесь, как правило, добрые помощники героя; в этих сказках речь идет о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально-бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи - люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке,смелости, хитрости.Но мы понимаем, что нельзя провести четкую границу, отделить один вид сказок от другого. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот. Поэтому разделение русских народных сказок на три группы является условным.

1.3. Значимость русских народных сказок.

Яркие образы русской народной сказки глубоко волнуют наши чувства. Мы огорчаемся, когда добрые и умные персонажи попадают в беду, радуемся, когда они спасаются и побеждают, наказывают злых и жадных. Сказка заставляет нас размышлять, сравнивать свои поступки с поступками любимых героев. У сказочных персонажей мы учимся честности, смелости, настойчивости в преодолении препятствий, верности в дружбе.

Сказка помогает взрослеть, становиться мудрым и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе, откуда брать силы, чтобы преодолеть невзгоды, можно ли прожить кривдою на свете, сильнее ли она правды, откуда берутся злые

3. ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. Волшебная сказка чаще всего длиннее других видов сказок.

В волшебных сказках, как правило, герой должен пройти через ряд испытаний. Причём каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего.

Таким образом, волшебные сказки учат хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен. Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов.

2.2. Воспитательная роль сказок о животных.

Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок – волк, заяц, кот, медведь и многие другие животные Сказки о животных вяркой иносказательной форме отражают человеческий мир. Лиса, медведь, волк, заяц, петух действуют и разговаривают, как люди. Им присущи человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми и мудрыми. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный.

2.3 Ценность социально-бытовых сказок.

Позднее всех появились бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни.Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трёх братьях, в которых всегда есть противопоставление младшего старшим; это сказки о правде и кривде, о злой мачехе и умной доброй падчерице, о смышленых героях в противопоставление глупым. Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявлять такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость. Здесь сильный противопоставляется слабому, бедный – богатому. Героем обычно является бедный крестьянин, работник или солдат. Он весёлый, смелый, находчивый, ловкий, всё умеет, всё знает. Сказка уважает хороших и умелых работников и смеётся над лентяями, неумехами.

Одной из бытовых сказок является и сказка " Барин и мужик".

Ей присущи все особенности бытовой сказки. Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в

сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В этой в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку.

Социально - бытовые сказки не щадят никого - ни барина, ни попа, ни мужика, ни его жену. Они осуждают ленивых, глупых и непрактичных людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость,скупость.

Варламова Нина Васильевна

Научный руководитель:
Варламова Н.В., педагог-психолог.

г. Обнинск, 2012/2013 учебный год

Сказка пришла к нам из глубины веков. Мне их в детстве рассказывали мои бабушки. Моим бабушкам, когда они были детьми, сказки рассказывала их бабушка, той, в свою очередь, её бабушка. Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая его законов, не разрушая его. Сказка является сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы нескольких поколений людей. Сила сказки в том, что она передает знания о мире в ненавязчивой форме и ровно в той мере, которая доступна и ребенку, и взрослому. Это происходит благодаря тому, что сказки символичны, а символы многозначны. Именно поэтому одни и те же сказки можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать в них что-то новое.

Значение сказок в жизни человека трудно переоценить. Они, по-прежнему, являются актуальной темой для исследований. Именно поэтому я также решила обратиться к теме сказок, но не классических, а современных, составленных младшими подростками. Цель моего исследования – проанализировать сказки, составленные учащимися 5-х классов, и выявить актуальные (значимые) для младших подростков проблемы и потребности. Я выбрала для исследования пятиклассников, потому что, «именно с 11–12 лет, дети начинают систематизировать собранные знания, активно корректируя, уточняя, дополняя собственную картину мира. В этом возрасте способность к сочинению сказок постоянно совершенствуется, они наполняются новым содержанием:

  • углубляется понимание темы семьи, взаимоотношений с родителями, братьями, сестрами,

ближайшими родственниками. Возникает мотив заботы о родителях и близких людях;

Соисследователями данной работы выступили учащиеся 5-х классов школы № 9 города Тихвина.

Задачи исследования: изучить литературу и другие источники информации по данной теме, познакомиться с содержанием составленных пятиклассниками сказок, проанализировать их, определить проблематику, интерпретировать полученные результаты и оформить их в виде исследования. Таким образом, объектом исследования являются сказки, придуманные младшими подростками, а предметом исследования – актуальные проблемы и потребности пятиклассников.

Начиная данную работу, мне трудно было предположить, каким будет содержание сказок. Но я выдвинула две гипотезы: 1) для подростков актуальной является проблема дружбы, 2) все сказки будут иметь счастливый конец.

Работа имеет прикладной характер, так как имеет целью привлечение внимания родителей и педагогов к психологическим проблемам учащихся 5-х классов. Результаты исследования могут быть использованы в воспитательном процессе подростков. В этом же я вижу и научную новизну данной темы.

В ходе работы я использовала методы анализа продуктов деятельности (контент-анализ сказок) и графической обработки данных.

Сказка – это жанр литературного творчества. По одной из классификаций все художественные сказки подразделяются на фольклорные и авторские.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов [3].

Сказка литературная (авторская) — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов [3].

При обработке данных я использовала также один из математических методов – графический, то есть представила результаты в виде диаграмм.

Полученные результаты представлены в Приложениях 1-2.

Анализируя подростковые сказки, я старалась ответить на вопрос, о чём они. Оказалось, что наиболее распространенными темами сказочных историй являются: одиночество и дружба (36%), отношения с родителями и другими членами семьи (46%), школа и отношения с одноклассниками и сверстниками (18%), познание окружающего мира и себя (62%). Как видим, сказки пятиклассников отражают актуальные проблемы, характерные в целом для подростков. Это проблемы общения со сверстниками, принадлежности к той или иной группе, проблемы взросления, ведущие часто к непониманию с родителями и другими взрослыми, и проблемы самопознания.

Иногда (16%) героями сказок становятся реально существующие одноклассники или ученики параллельных классов. Возможно, авторы таких сказок испытывают дефицит в развитии тех или иных качеств у себя и поэтому выбирают в герои сверстников, обладающих набором желаемых качеств. А в некоторых случаях автор, наоборот, имеет возможность через сказку высмеять, принизить сверстника, отомстить ему.

Герои подростковых сказок в 24% случаях предстают в виде животных, таких как кот, мышь, собака, зебра, верблюд, медведь и многих других. Всего их более тридцати. Среди них имеются фантастические животные: летающая зебра, полурыба-получеловек, драконы.

Героями сказочных историй являются также одушевленные предметы и растения (машина, игрушки, роза). Помимо этого, можно встретить принцев и принцесс, киборга-киллера, ученого, гонщика, спасателя. Данные образы выбраны не случайно. Все они отражают определенные потребности авторов сказок и очень символичны. Думаю, что в будущем я посвящу отдельное исследование символике подростковых сказок.

Первую большую группу составили потребности, связанные с проявлением силы, сопротивлением или подчинением ей (Диаграмма 1). Это потребности в агрессии, противоречии, доминировании, автономии, уподоблении. Во вторую группу вошли потребности, связанные с существованием привязанности между людьми (Диаграмма 2). Это потребности в присоединении, в покровительстве, в поддержке, в игре. Третью группу составили потребности превосходства (Диаграмма 3), то есть потребности в достижении и признании. В четвертую группу вошли все другие потребности: в привлечении внимания, в социально приемлемом поведении, в познании (Диаграмма 4). Такое деление является условным. На деле все потребности тесно переплетаются между собой, и в каждой сказке можно найти от 3 до 7 потребностей.

В ходе исследования я пришла к следующим выводам.

1. Сказка – один из древнейших эпических жанров литературного творчества. Сказка является сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы нескольких поколений людей. Сказка не только передает знания о мире, учит находить выход из трудных жизненных ситуаций, но развивает душу и при необходимости врачует её.

2. Анализ сказок, придуманных пятиклассниками, позволяет сказать, что главными героями сказочных историй являются реальные или идеальные образы самих авторов. А актуальными проблемами младших подростков являются проблемы общения со сверстниками, принадлежности к той или иной группе, проблемы взросления, ведущие часто к непониманию с родителями и другими взрослыми, и проблемы самопознания.

3. Наиболее остро подростки испытывают потребности в присоединении (дружбе), в поддержке (любви и заботе), в признании, особенно со стороны родителей. Наряду с данными потребностями возникают потребности в самопознании, в автономии, самостоятельности, в стремлении к свободе, к неповиновению, что является признаком их взросления. Потребности в агрессии по отношению к родителям являются скорее следствием неудовлетворенности в потребностях поддержки и признания, необходимых для развития полноценной личности.

4. Гипотеза о том, что все сказки будут иметь счастливый конец, не подтвердилась. Но в 85% случаев истории имеют позитивное завершение, а герои активны и находят самостоятельный выход из трудных ситуаций.

5. Цель исследования достигнута: я проанализировала сказки, составленные учащимися 5-х классов, и выявила актуальные (значимые) для младших подростков проблемы и потребности.

6. Работа носит прикладной характер, так как имеет целью привлечение внимания родителей и педагогов к психологическим проблемам учащихся 5-х классов. Результаты исследования могут быть использованы в воспитательном процессе подростков. В этом же состоит и научная новизна данной темы.

7. Метод контент-анализа позволил не только описательно, но и с помощью числовых показателей представить полученные результаты, что является более объективным.

8. Большую роль в понимании сказочных персонажей играет символика образов. Именно в данном направлении я предполагаю продолжить работу над сказками.

Читайте также: