Муравей тащил ягоду тяжелую красную из нее капал сок сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Подари улыбку ….. 1. Вновь заливистый звонок Всех позвал нас на урок. Станет пользой он для нас. За работу, в добрый час! Будем речь мы развивать И поступки." — Транскрипт:

1 Подари улыбку ….. 1

2 Вновь заливистый звонок Всех позвал нас на урок. Станет пользой он для нас. За работу, в добрый час! Будем речь мы развивать И поступки обсуждать.

6 6 мур Авей яг Ода з ЕМлЯника ч ЕлОвек

10 10 Как иначе мог бы поступить человек в этой ситуации? Что вы можете сказать о каждом из героев? Опишите муравья. Почему вы его показываете согнутым и измученным? Для кого он мог нести эту ягоду? Как вы думаете, что ощутил муравей, когда увидел крышу своего муравейника? Расскажите, каким вы увидели человека? Почему он кажется вам таким вальяжным, распущенным и даже нагловатым? Что почувствовал муравей, когда человек сбил его на землю?

13 13 План: 1. Трудный день. 2. Встреча. 3. Моё отношение к поступку человека.

18 18 Работой своей доволен. Всё получилось. Работал хорошо. Были небольшие затруднения. Был пассивен. Было очень трудно. Работой своей недоволен. Осталось много вопросов.

1. Заголовок текста отражает его тему. Подберите для заголовка цитату из текста, отражающую главную мысль текста.
2. Выберите из приведённых ниже пословиц и поговорок ту (те), которая(-ые) соответствует(-ют) содержанию прочитанного текста.

· Кончил дело – гуляй смело.
· На чужое добро и глаза разгораются.
· Встречают по одёжке, провожают по уму.
· На чужой каравай рта не разевай.
· Труд кормит, а лень портит.
· Чужими руками жар загребать.

Прочитайте текст.

Муравей

Ответы:

1. Правильно подобрана цитата для заголовка – 1 балл
2. Правильно выбраны все пословицы и поговорки – 1 балл

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изложение – миниатюра на уроке русского языка.

Изложение-миниатюра – одна из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка.

Это такой вид работы , в основе которого лежит воспроизведение исходного текста малого объема. Для изложения-миниатюры подбираются тексты объемом от 35 до 110 слов (любого стиля и типа). Обычно отводится от 8 до 20 минут урока. Как и изложения полного объема, изложения-миниатюры могут быть подробными и сжатыми; полными, выборочными, с дополнительным заданием. Использование мини-изложений позволяет включать текст как речевое произведение в уроки, на которых изучаются строевые единицы языка, и показывать функционирование единиц разных уровней в тексте, а также тренировать учащихся в их употреблении.

Основное назначение изложений-миниатюр – формирование коммуникативно-речевых умений. Например, мини-изложение используется для отработки умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, выделять микротемы, составлять план, редактировать текст. Обычно учитель использует изложение для одновременного решения нескольких задач, хотя какая-то одна всегда выступает на первый план.

Изложение-миниатюра может быть использовано на этапе рассредоточенной подготовки к предстоящему изложению полного объема. В этом случае в качестве исходного текста для изложения малой формы берется фрагмент из текста будущего изложения. Это может быть та микротема, понимание и воспроизведение которой может вызвать у детей затруднения со стороны структуры, языкового оформления. Это может быть также та часть исходного текста, изобразительно-выразительные средства которой важны для передачи основной мысли текста, для реализации авторского замысла, а также для обогащения речи детей.

Выросла всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш .

Сначала следует выяснить значения слов манишка, аршин, лоснится , устойчивого выражения всем кошкам кошка , смысл сравнения хвост как ламповый ерш (дети пишут: выросла кошка для всех кошек, хвост как у ерша)6

манишка – белый нагрудник на мужской сорочке, а также особый нагрудник к женскому платью;

аршин – старая русская мера длины, чуть меньше 1 м – 0,71 м;

лосниться – блестеть, отсвечивать.

На начальном этапе обучения интерпретации текста задания в основном будут направлены на осмысление и толкование сюжетной линии, содержания фрагмента.

Следующий этап – проникновение в замысел писателя.

V класс . А. Приставкин (начальный этап).

Муравей.

Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из нее капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.

И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше .

Текст был сопровожден заданиями:

напишите подробное изложение;

выразите свое отношение к поступку человека.

Выражая свое отношение к поступку человека, аргументируя свою точку зрения, ученики обращаются за доказательствами к исходному тексту, толкуют, интерпретируют его содержание.

Но эти задания не выводят учащихся за рамки осмысления и оценки внешней темы текста. В содержание миниатюры можно заглянуть глубже: речь идет о внимательном и бережном отношении человека к природе (жестокость в малом порождает жестокость в большом; бережно относись ко всему сущему на земле, от тебя лично зависит сохранение равновесия на земле , в природе). Этот смысл, заложенный в подтексте, без специальной подготовки учениками не осознается.

Для того чтобы ученики глубже поняли смысл этой миниатюры и сумели интерпретировать ее, целесообразно предложить им такие вопросы и задания:

О чем этот текст?

Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?

Как, по-вашему, автор относится к поступку человека? Выражено ли это отношение в рассказе прямо, открыто?

Какие слова и выражения помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношение к происшествию?

Напишите изложение. Выразите ваше понимание замысла автора. выразите свое отношение к поступку.

Подобные задания способствуют формированию умений, необходимых для вдумчивого аналитического чтения, понимания текста.

Изложение-миниатюра может проводиться и на этапе подготовки к сочинению . При знакомстве учащихся с новым жанром школьного сочинения часто используется текст-образец (на сходную тему того же жанра, типа речи, той же стилистической окраски). Рольобразца может выполнять и изложение-миниатюра, работая над которым школьники усваивают, о чем и как следует писать в предстоящем сочинении.

Миниатюра Соколова-Микитова (текст-образец при подготовке к сочинению-описанию природы по личным наблюдениям, по воспоминаниям) V – VI класс.

Тропинка.

Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена долгого года.

Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка .

После первого прочтения:

Определить тему, основную мысль, стилистическую принадлежность текста. Важно обратить внимание учащихся на начало и концовку миниатюры как признаки структурно-смысловой цельности и завершенности текста, а также на заголовок, который называет тему и помогает определить ее границы.

Составить простой план в форме повествовательных или вопросительных предложений (выделяем микротемы).

Написать изложение близко к тексту.

Д/з : написать сочинение.

Сегодня мы узнали о любимой тропинке писателя Соколова-Микитова. А у вас есть любимая тропинка в лесу, парке, саду, в сквере? В какое время года вы любите гулять по этой тропинке? Какие чудеса она рскрыла перед вами? Расскажите об этом в своем сочинении, уточните свой замысел. озаглавьте сочинение.

Изложение-миниатюра может использоваться и как упражнение по грамматической стилистике . Показать функционирование логических, морфологических и синтаксических средств в тексте, научить пользоваться ими в своей речи можно лишь в том случае, если основной единицей при их изучении будет текст.

Например. При передачи исходного текста изложения и при создании собственных высказываний учащиеся часто допускают ошибки в предложениях с деепричастными оборотами.

Сегодня в прозрачном московском небе проплыл новый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя легкие пушистые перья. Вожак, не мигая, смотрит только вперед, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, - вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Потому-то и плывут так медленно!

Озаглавьте, определите тему, идею. Что отражает вам заголовок: тему или основную мысль текста?

Определите стиль текста и тип речи.

Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полета журавлей?

Можно ли заменить деепричастные обороты синонимичными или причастными оборотами? Выиграет ли от этого текст? Почему?

Напишите изложение, близкое к тексту, уместно используйте обстоятельства образа действия, выраженные деепричастными оборотами.

Исследования последних лет показали, что изложения могут использоваться в функции неспециального упражнения для обучения школьников применению правил правописания в нестандартных условиях . Для этого удобны подробные изложения, так как именно подробная передача исходного текста ориентирует школьников на использование лексических и синтаксических средств этого текста.

Капли – сережки.

Дождь старательно прикрепляет к сосновым иголкам капли – сережки. Они долго висят, украшая сосны.

Кончился дождь. Все стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув на миг, озарил капли. Засветились они всеми цветами радуги.

Но вот дунул ветерок. Еще порыв и еще. Закачались верхние ветки деревьев, и сережки хрустальным дождем падают вниз. И снова все стихло. Ни одной сережки .

Текст для VI класса (насыщен орфограммами: безударные гласные, е и и в окончании глаголов, тся и ться , разделительный ь ).

Секреты рыжего лиса .

Первый месяц осени похож на хитрого рыжего лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Только кое-где мелькает его рыжий хвост. Но вдруг все вокруг порыжеет, словно огненные звери расселись на каждом кустике и на деревьях. А потом золотым дождем спрыгнут они на землю и ветер будет гонять по дорогам их стаи; упадут на дорогу пестрые листья .

Изложение-миниатюру можно использовать как средство систематизации знаний учащихся (изложение по лингвистическому тексту учебника). используется текст научного описания и рассуждения.

Оценивается мини-изложение одной оценкой: учитывается содержание и речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность, грамматическая правильность речи.

Форма организации урока: индивидуальная, парная, коллективная, фронтальная.

Общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Приёмы: рассуждение, сравнение, обобщение, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование, комментированное чтение и диалог с автором через текст, наблюдение над языком, сопоставление литературных произведений, интерпретаций.

Формы обучения: монологическая, диалогическая, полилогическая.

Технология обучения: технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Эпиграфы к уроку:

Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
В. Шефнер

Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза!

Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней.
Л.Н. Толстой

Ход урока

I. Организационный момент

II. Теоретическая речевая разминка

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку мне, гостям. А я подарю вам урок развития речи. И я очень хочу, чтобы вы мне помогли. Для этого давайте уточним:

– Чем отличается урок русского языка от урока развития речи?

– Ребята! На каких еще уроках, занятиях вы развиваете свою речь? (История, литература, география…)

– Правильно. Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

– Ребята, какие виды письменных работ мы учимся создавать на уроках развития речи? (Изложения, сочинения…)

– Чем отличаются эти виды работ?

– Когда мы пишем сочинения и изложения, то составляем, создаем что? (Текст)

– Что такое текст? (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически).

– Назовите основные средства грамматической связи предложений в тексте. (Это порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация…)

Любой текст связан темой и идеей. Каждый текст создается на определенную тему.

– Давайте повторим, что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чем (о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии).

В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определенной идеей, основной мыслью. Это главное в тексте.

– Дайте определение идеи текста. (Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан).

– Всегда ли основная мысль выражена в заглавии текста или сформулирована в каком-либо предложении? (Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо найти и сформулировать).

– Молодцы! Хорошие помощники достались мне сегодня!

– А как по-другому можно его озаглавить? (Миниатюра).

– Что такое миниатюра? (Это небольшой по объему текст).

Миниатюра – это жанр малой формы, это художественное произведение малого размера и тонкой работы, а также изящной отделки. Миниатюра является оперативным откликом на заданную тему.

Напомню – это текст, всегда законченный, целостный. Ритм современной жизни, стремительный, не оставляющий времени для долгих размышлений на наших глазах рождает этот жанр – жанр миниатюры – краткого и емкого художественного произведения.

– Ребята, а чем привлекательна миниатюра для нас, читателей? Как вы думаете? Почему мы учимся их писать? (Быстро читается, в ней содержится много информации, можно не торопясь перечитывать, осмысливать трудную фразу, отдельную деталь… учимся писать, чтобы успешно сдать ЕГЭ).

– В чем сложна миниатюра как жанр? Это небольшой по объему текст, но при его написании часто сталкиваешься с трудностями. С какими? (Часто трудно бывает добиться от себя, как автора, краткости, лаконизма, умения сказать в малом о важных вещах. Излагать мысль четко, ясно и кратко).

– Ребята, какие тексты-миниатюры мы уже с вами писали? (Мини-диктанты, мини-диктанты с продолжением, мини-тексты по памяти, мини-изложение).

III. Объявление темы урока

– Итак, тема записана. Ребята, значение какого слова вам непонятно? (Интерпретация). Что значит интерпретация текста? (Учащиеся не могут ответить, возникла проблемная ситуация).

Интерпретировать – истолковывать, раскрывать смысл содержания чего-нибудь.

Целеполагание

Ребята, давайте определим цель нашего урока. (Ответы учащихся).

– Сегодня на уроке мы будем учиться правильно понимать и толковать текст, т. е интерпретировать, делиться своими мнениями; учиться быстро, оригинально мыслить; будем учиться вступать в диалог с автором, т.е. общаться с воображаемым собеседником; учиться в малом говорить о большом жизненно важном, а главное – создадим свой авторский текст.

Повторный вопрос:

– Что значит – интерпретировать? (Ответы учащихся)

– Молодцы! А для того, чтобы хорошо интерпретировать, надо уметь хорошо читать.

Уметь читать – это не только хорошо владеть техникой чтения.

Уметь читать – это и уметь видеть, осознавать за прочитанным текстом жизнь с её горестями и радостями, понимать и чувствовать размышления переживания, выраженные автором.

IV. Работа по теме урока

Хотите, я подарю вам сейчас лето? Лето – просто замечательная пора! Везде хорошо, куда бы ни пошли: в лес, на луг, в поле, к реке или к озеру. В это время года многие люди стремятся за город. Ведь очень скучно сидеть в душной комнате, и еще хуже смотреть телевизор. Давайте отправимся с вами на прогулку. Я предлагаю пойти в лес.

– Итак, представьте, вы отворяете дверь, переступаете в удивительный волшебный мир. Он так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок… Он такой близкий и далекий.

Близкий – протяните руку и можете дотронуться до него. Он тут, перед вами – мир родной природы.

Он и далекий, потому что мало вы знаете о нем. Этот мир населен живыми травами, птицами, насекомыми, зверями, и каждый уголок его может стать сказкой. Закройте глазки, что вы представляете? (Ответы обучающихся).

И вот мы весело шагаем по тропинке. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками. Хорошо!

– Вспомните, какие правила поведения в лесу вы знаете?

Давайте проведем цифровой диктант. Выберите и прокомментируйте правила вежливости, которые необходимо соблюдать в лесу.

Правила вежливости:

(+) 1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист не рвите.

(-) 2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь! Много зелени – еще вырастет.

(-) 3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

(+) 4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

(-) 5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы со всем их не было.

(+) 6. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое. (Комментарий детей).

Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.

Однажды в лес
Противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал подмышкой ветви,
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий.

Отбросил куст
И, как медведь,
Пошел себе довольный.

А бедной елочке смотреть,
А бедной елочке смотреть
На это было больно.

– Вот такая возникла ситуация. Как поступил человек? Как вы оцениваете его поступок? (Ответы учащихся).

– Шли мы с вами шил и подошли к домику. Угадайте, кто в нём живёт?

Загадка

Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей –
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы хоть убей,
Жить не может… (муравей)

– О ком сейчас пойдет речь? (О муравьях).

Проблемная ситуация

– Что вы знаете о муравьях? Какую пользу они приносят для леса? (Высказывания учеников).

– А вы мармелад любите? А муравьи? Как вы думаете, почему на калине редко встречаются вредные гусеницы? (Ответы учеников).

– Вы любите мармелад, а пастилу? А, наверное, вы не знаете, что без ягод калины они не были бы такими вкусными.

Калина – кустарник. А гусениц мало, потому что калина дружит с муравьями.

Там, где муравьи, гусеницам не бывать. Калина кормит муравьёв, а они её охраняют.

– Итак, представьте. Наступила весна. Пригрело солнышко. Ожил лес. Защебетали птички. Проснулись муравьи, выбрались из зимних квартир. Стали носить в свой дом веточки, сучки, сухую хвою. Рыжие муравьи – полезные насекомые.

Что случилось однажды с одним из них, вы узнаете, прочитав текст (учитель раздаёт тексты).

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации, определение читательской компетентности детей.

Муравей

Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.

И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше. (69 слов.)

– Какие чувства вы испытывали, когда читали текст?

– Как вы думаете, что отражает название миниатюры? (Тему или основную мысль)

– Сравните эти тексты (про белочку и про муравья).

– Что объединяет эти произведения? Чем они различаются?

– О чём рассуждает автор? Какое настроение передаёт каждая из них. Задумайтесь над содержанием ваших высказываний: в этих словах заключена основная мысль текстов.

– Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?

– Как бы вы поступили, если бы заметили в лесу муравья с ягодой?

– Как, по-вашему, автор относится к поступку человека?

– Выражено ли оно прямо, открыто в рассказе?

– Какие бы вопросы вы задали автору?

– Каким вы представляете муравья? Нарисуйте словесную картину.

– Рассмотрите рисунок. Как изображён главный герой миниатюры?

Предупреждение фактических ошибок

– Какие виды ошибок вы знаете? (Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические).

– Из данных ниже слов и выражений выберите те, которые точнее передают время и действия муравья и помогают раскрытию основной мысли:

Бежал катил весь день большую

Шёл нёс с утра до вечера тяжёлую

Нёсся тащил долго

на закате солнца

Итак, подведём итог:

Глагол тащил несёт в контексте миниатюры смысловую нагрузку и поэтому употреблён автором дважды. Неверно заменять его глаголами шёл, бежал.

Неправильно было бы опускать определение тяжёлую к существительному ягоду и заменять его определением большую.

Неверно вместо слов весь день тащил и на закате солнца оказался писать вскоре муравей оказался.

– Какие слова и выражения текста помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношения к событиям?

Добрый лес, старый лес,

Широко развести руки в стороны.

Полный сказочных чудес!

Повороты влево – вправо с вытянутыми руками.

Мы идём гулять сейчас
И зовёт с собою вас!

Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверушки.

Присесть. Медленно подняться, повороты вправо – влево с вытянутыми руками.

Паучок на паутинке
И кузнечик на травинке!

Пальцами правой руки выполнить от плеча левой руки перебирающие движения вниз.

А весёлые зайчата –
Длинноухие ребята –
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.

Прыжки, ладошки прижать к голове, изображая ушки на макушке.

Ищут маму медвежата,
Толстопятые ребята,
Неуклюжие, смешные,
Все забавные такие.

Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловища из стороны в сторону.

В воздухе над лужицей
Стрекозы быстро кружатся,
Взлетают и садятся,
На солнышке резвятся.

Бег чередуется с остановками. Во время остановок – присесть.

Вот ползёт сороконожка
По тропинке на дорожку.
Спинка изгибается,
Ползёт – переливается.

Дети двигаются друг за другом, держат руки на поясе или на плечах впереди стоящего.

Нёс однажды муравей
Две травинки для дверей,
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.

Лёгкий бег врассыпную; дети изображают, как птички чистят крылышки, машут хвостиком, (руки сзади ладонями друг к другу), легко прыгают.

До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес!

Помахивание рукой, повороты влево – вправо с вытянутыми руками.

По тропинкам мы гуляли,

На полянке поскакали,

Подружились мы с тобой –

Широко развести руки в стороны.

Нам теперь пора домой.

Мы зверяток провожаем
И урок наш продолжаем.

Прощальные взмахи рукой. Дети садятся за парты.

Выполните следующие задания:

Напишите подробное изложение. Выразите своё отношение к поступку человека. (Дети выражают своё отношение к поступку человека, аргументируя свою точку зрения. Ученики обращаются за доказательствами к исходному тексту изложения, толкуют, интерпретируют его на уровне фактуальной его информативности и своего жизненного и читательского опыта.

V. Творческая работа учащихся

Итог урока. Рефлексия.

– Ребята, чем мы занимались на уроке?

– Чем вам запомнился этот урок?

– Что нового узнали?

– Как немыслима жизнь без воздуха и воды, так немыслима она и без окружающей нас среды. В настоящее время человек все активнее вмешивается в природу, поэтому охрана окружающей среды является одной из самых важных проблем.

Так давайте же будем беречь и охранять нашу родную природу. Относиться к ней так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.

Дарите улыбки себе, природе, солнышку, маленькому муравью, кустику, пушистой белочке, верной собачке… И она отплатит вам тем же.

  • Лес – богатство и краса, береги свои леса.
  • Враг природы тот, кто леса не бережёт.
  • Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Человек не должен, преследуя цели ближайшей выгоды, поворачивать вспять реки, разрушать озоновый слой, губить целые породы растений и популяций животных.

Любовь, природа – это не просто слова. Это фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности.

Надеюсь, что прочитанная миниатюра натолкнет вас на размышления не только о ее литературных достоинствах, но и позволит грамотно, с гуманистической точки зрения оценивать то, что происходит вокруг. Речь идёт о внимательном, бережном отношении человека к природе (человек, не будь равнодушен и жесток к меньшим братьям своим: жестокость в малом рождает жестокость в большом, будь бережен ко всему на земле, от тебя лично зависит сохранение равновесия в природе, жизни на земле).

Домашнее задание (по выбору)

1. Подготовьте минирассказ от имени муравья.

Напишите миниатюру. Сравните её с авторской миниатюрой. Что роднит текст, написанный вами, с текстом, написанным А. Приставкиным?

Детское творчество. Творческий пересказ от лица одного из героев

Однажды я тащил ягоду. Она была большая, сочная, наливная, душистая, румяная. Капавший с неё сладкий сок щипал мне глаза. Ягода была такая тяжёлая, что тащить её пришлось весь день, и только к вечеру я вышел на тропинку, где увидел муравейник.

Мимо меня проходил человек. Он два раза что-то пробормотал, сбил меня с ног и засунул ягоду в рот.

Когда я пришёл в муравейник с пустыми руками, все муравьи дружно смеялись надо мной, а мне было больно и обидно.

Нефёдов Гоша, 5 класс

Авторская миниатюра

Нес муравей для своего дома тяжелую палочку. Нес он ее долго, лапки его устали. Решил муравей передохнуть. Лег он под елью и задремал. Вдруг вблизи что-то прошуршало: выбежал на поляну заяц. Испугался муравей, вскочил на лапки, взял ношу, побежал, куда глаза глядят.

Дома он рассказал эту историю муравьям, а те лишь посмеялись над ним.

– Глупый! – сказал старик-муравей. – Это был всего лишь зайчишка! А ты его испугался! Лиса, волк, медведь – вот кого нужно бояться!

Читайте также: