Мудрому человеку вся земля открыта ибо хорошей душе отечество весь мир сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Вам нужна Контрольная, Дипломная, Курсовая или любая другая работа по этой теме? Закажите её здесь: Заказать работу

Демокрит цитаты

* Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет.

* Богат тот, кто беден желаниями.

* Бывает болезнь дома и имущества, точно так же как болезнь, тела.

* Бедность и богатство суть слова для обозначения нужды и изобилия. Следовательно, кто нуждается, тот не богат, а кто не нуждается, тот не беден.

* Добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого.

* Должно препятствовать совершению несправедливого поступка. Если же мы этого сделать не в состоянии, то, по крайней мере, не должны содействовать несправедливости.

* Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают в безвыходное положение. Когда жe они от него избавляются, все равно клятв не исполняют.

* Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

* Желать чрезмерного подобает ребенку, но не мужу.

* Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и что бы он ни делал, он не должен стремиться свыше своих сил и своей природы.

* Жизнь без праздников — это длинный путь без заезжего двора.

* Жить дурно, неразумно, невоздержанно значит не плохо жить, но медленно умирать.

* Законы — дурная выдумка. Законы создаются людьми, а от природы — атомы и пустота.

* Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потеряли дочь.

* Кто сам не любит не кого, того, мне кажется, тоже ни кто не любит.

* Многие совершающие постыднейшие поступки говорят прекрасные речи.

* Мудрец — мера всех вещей. При помощи чувств он — мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума — мера умопостигаемых вещей.

* Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество — весь мир.

* Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими удовольствиями. Некоторые же царствуют над городами и в то же время являются рабами женщин.

* Мужество делает ничтожными удары судьбы. Надо стремиться к умению мыслить, а не к многознанию.

* Найти одно научное доказательство для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством.

* Напрасный труд увещевать человека, полагающего, что он умен.

* Не делать ни каких уступок жизни есть признак безрассудства.

* He слово, a несчастье есть учитель глупцов.

* Не стремись все знать, чтобы не оказаться во всем невеждой.

* Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

* Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

* Откровенная речь — свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.

* Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.

* Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни избыток, ни недостаток.

* Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

* Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни.

* Разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа.

* Слово — тень дела.

* Смелость — начало дела, но случай — хозяин конца.

* Счастье – это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость.

* Те, кому доставляют удовольствия несчастья ближних, не понимают что перемены судьбы могут коснуться всех.

* Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой.

* Удовольствие и страдание служат критериями решений относительно того, к чему следует стремиться и чего избегать.

* Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.

* Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.

* Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают.

Arzamas + Издательство Я ндекса. Видео на тему: ▶ Древняя Греция за 18 минут

Антропологическая элитология без анализа качества сознания субъекта элиты будет неполным и неправильно понятым умозаключением. Именно качество сознание определяет само качество человеческой жизни. Само сознание есть элитизирующее начало в человеке. Оно выделяет его из всего остального окружающего мира, возводит его на высшую иерархическую ступень, какая только возможна в этом мире.

Элитарное сознание является составной частью общественного сознания и одной из самых уникальных разновидностей сознания индивидуального. Поэтому, прежде чем приступить непосредственно к анализу самого элитарного сознания нам предстоит выяснить закономерности общей теории сознания.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ Существующую социальную дистанцию между элитой и массами элитология понимает, прежде всего, как особую функцию элитарного сознания.[72] 72
См.: Манхейм К. Проблема интеллигенции. Демократизация культуры. Ч.1. М., 1993. С.44.

У различных авторов мы можем набрать ряд существенных замечаний относительно специфики элитарного сознания, сделанные ими на основе их продолжительных наблюдений за представителями этой избранной социокультурной страты. Несмотря на всю эклектичность всех этих высказываний, уже простое их сопоставление, дает возможность представить себе различные составляющие этого сложного гносеологического и персонологического явления. И так, общими качествами элитарного сознания являются следующие достоинства:

Конфуций: Благородный муж живет в согласии со всеми, он беспристрастен и не терпит групповщины; в душе он безмятежен и ищет только то, что находится в нем самом.

Артур Шопенгауэр: Главным условием гениальности является гармония интеллекта и воли. Если обычный человек состоит из 2/3 воли и 1/3 интеллекта, то гений – из 2/3 интеллекта и 1/3 воли. [79] 79
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. В 2 т. М., 1993. Т.2. С.410, 418.

Элитность в сфере сознания представляет собой весьма сложное во всех случаях исключительное явление, доступное лишь для ограниченного числа индивидов. Посмотрим, каковы исторические основания описываемого нами феномена. Прежде всего, обратимся за квалифицированным разъяснениями к основоположнику античной элитологии Платону и посмотрим, как им решалась эта проблема. Именно от платоновской трактовки этого вопроса во многом зависит наше современной понимание всей этой проблемы, так как предложенная афинским философом система, сохраняет и по сей день свою актуальность и привлекательность.

Платоноведами единодушно утверждается, что теория познания Платона опирается на его учение о душе, основным мотивом которого служит этическая потребность достичь истинной добродетели посредством истинного знания.[83] 83
См.: Асмус В.Ф. Античная философия. С.198 и далее; Виндельбанд В. История древней философии. Киев. 1995. С.163; Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. Спб., 1994. С.111-114.

В элитологии сознания Платона можно выделить три основных направлений, которые, несомненно, являются базой трех соответствующих проблемных блоков элитологии: 1) социально-политического; 2) философско-культурологического и 3) этико-религиозного. Соответственно, речь должна идти о трех различных формах элитарного сознания: 1) политико-правовом (политик-законодатель); 2) философском (философ-мудрец) и 3) религиозном. Определив эти направления, приступим теперь к их платоновскому текстологическому описанию.

"Общаясь с божественным и упорядоченным, – говорит Платон, – философ также становится упорядоченным и божественным, насколько это в человеческих силах. у философа возникнет необходимость позаботиться о том, чтобы внести в частный и общественный быт людей то, что он усматривает наверху, и не ограничиваться собственным совершенствованием" (500d). Именно распространение идейного потенциала элитарного философского сознания на общественную массу и подготавливает общество к осознанию необходимости изменения существующей формы государства и создание ее идеальной формы.

[Закрыть] не стоит и упоминать: такого, пожалуй, еще ни с кем раньше не бывало". Все вошедшие в число этих немногих, – заключает свое объяснение Академик, – отведав философии, узнали, какое это сладостное и блаженное достояние; они довольно видели безумие большинства, а также и то, что в государственных делах никто не совершает, можно сказать, ничего здравого и что там не найти себе союзника, чтобы с ним вместе прийти на помощь правому делу и уцелеть" (496a-с).

[Закрыть] Протохристианство Платона, его влияние, в частности, на ранних отцов Церкви, неоднократно рассматривалось уже как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Остановимся лишь на самых значимых для нас платоновских характеристиках этого понятия.

Подлинная мудрость постигается лишь только той душой, которая очистилась от мнительного знания, т.е. ложной мудрости. Это наилучшее и разумнейшие состояние открывает путь к совершенству, на котором человек начинает прозревать для Бога (Софист,230с-е). Такие души стремятся к блаженству, избавляются от блужданий, безрассудства, страхов, диких вожделений и всех прочих человеческих зол", поселяются навеки среди богов (Федон,81а).

ЭПИГНОСИС ГРИГОРИЯ НИССКОГО Возвращение человека из падшего состояния в состояние первозданной чистоты, которое одновременно есть восстановление в человеке чистоты затемненного грехопадением божественного образа, начинается с катарсиса, с переориентации воли с чувственного на интеллигибельное. Через катарсис душа возвышается до первого неба, за которым открывается область умственного света. Сбросив прежние телесные покровы, которые были тяжелее ее самой и влекли ее вниз, и облачившись в одеяния из света, которые в силу своей легкости влекут ее вверх, душа человеческая возвращает себе первозданный вид, т.е. Образ Бога, и через просветление достигает второго неба. Очищенная и просветленная душа постигает, что все реальное в этом мире реально настолько, насколько оно причастно божественной реальности, что красота чувственных вещей есть лишь отблеск истинной, умопостигаемой, красоты и что вещи этого мира служат лишь символами, по которым душа должна узнать их Создателя (In Canticum Canticorum 6,11).

В ряде религиозно-мистических доктрин различают мистическое озарение и мистический гнозис. Если мистический гнозис можно сопоставить с эйдетическим умозрением, то сферу эйдетической интуиции (мистическое озарение) можно связать со способностью к переживанию запредельного потока пророчески – визионерских образов, в которых человеку открываются более или менее целостные фрагменты прошлого и будущего. По-видимому, дар эйдетической интуиции свойствен некоторым святым (преп. Серафим Саравский) и великим поэтам-мистикам (Данте Алигьери, Даниил Андреев).

Наконец, мы выходим на анализ наивысшей познавательной способности (точнее, сверхспособности), которая именуется по-разному в различных религиозно-мистических учениях: божественная или мистическая интуиция, нирваническое сознание, космическое сознание и т.д. Мы практически ничего не можем конкретно утверждать относительно этого состояния, поскольку все мистические традиции единодушно отмечают невыразимость подобного опыта на земном человеческом языке. То немногое, что известно, сводится к следующему.

Людмила Ласкова

Людмила Ласкова

Людмила Ласкова запись закреплена

"Жизнь без праздников - это длинный путь без заезжего двора."

"Жить дурно, неразумно, невоздержанно значит не плохо жить, но медленно умирать."

"Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потерял и дочь."

"Кто сам не любит никого, того, мне кажется, тоже никто не любит."

"Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество - весь мир."

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: