Сочинение природа и человек в романтической лирике жуковского

Обновлено: 04.07.2024

Любовь к родной природе красной нитью проходит через все лирические произведения Жуковского. Она близка чувствам и переживаниям его героев. Но всегда ли поэтический язык способен выразить тот восторг, что охватывает человека перед вечно-прекрасными картинами природы?

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Взошла заря. Дыханием приятным

Сманила сон с моих она очей;

Из хижины за гостем благодатным

Я восходил на верх горы моей;

Жемчуг росы по травкам ароматным

Уже блистал младым огнем лучей,

И день взлетел, как гений светлокрылой!

И жизнью все живому сердцу было.

Я восходил; вдруг тихо закурился

Туманный дым в долине над рекой;

Густел, редел, тянулся и клубился,

И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,

И яркий день с ним в бледный сумрак слился,

Задернулась окрестность пеленой,

И, влажною пустыней окруженный,

Я в облаках исчез уединенный…

В этой прекрасной картин даже обычный туман (нечто неподвижное) и тот исполнен движения:

Густел, редел, тянулся и клубился,

И вдруг взлетел.

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод, –

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

В этом маленьком стихотворении (всего 6 строк!) Жуковский сумел найти необходимые слова, чтобы передать радость жизни, удивительное чувство слияния пробуждающейся надежды в душе человека с пробуждающейся природой.

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь:

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его;

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещещь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя, –

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

И мгла исчезает, и тучи уходят

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В литературе эта легенда нашла воплощение в изначальной борьбе между холодным разумом (рассудком) и неопределенными, сердечными стремлениями человека, в борьбе непреходящей, ибо боги и титаны бессмертны.

Он лишь в чистые мгновенья

Бытия бывает нам

И приносит откровенья

Чтоб о небе сердце знало

В темной области земной;

Нам туда сквозь покрывало

Он дает взглянуть порой.

странник, – слышалось, – терпенье!

Ты увидишь храм чудесный:

Ты в святилище войдешь,

Там в нетленности небесной

Все земное обретешь.

Даль по-прежнему в тумане;

Брег невидим и далек…

И вовеки надо мною

Не сольется, как поднесь,

Небо светлое с землею…

Там не будет вечно здесь.

Вхожу с волнением под их священный кров;

Мой слух в сей тишине приветный голос слышит;

Как бы эфирное там веет меж листов,

Как бы невидимое дышит;

Как бы сокрытая под юных древ корой,

С сей очарованной мешаясь тишиною,

Душа незримая подъемлет голос свой

С моей беседовать душою.

Верхи поблеклые и корни золотит;

Лишь сорван ветерка минутным дуновеньем,

На сумраке листок трепещущий блестит,

Смущая тишину паденьем…

Безусловно правы исследователи творчества Жуковского, что шум от падения одного единственного листа – это уже новое слово в поэзии.

Смотрю… и, мнится, все, что было жертвой лет,

Опять в видении прекрасном воскресает;

И все, что жизнь сулит, и все, чего в ней нет,

С надеждой к сердцу прилетает.

Но где он? …скрылось все …лишь только в тишине

Как бы знакомое мне слышится признанье,

Как будто Гений путь указывает мне,

На неизвестное свиданье.

В зерцало ровного пруда

Гляделось мирное светило,

И в лоне чистых вод тогда

Другое небо видно было

С такой же ясною луной,

С такой же тихой красотой;

Но иногда, едва бродящий

Крылом неслышным ветерок,

Дотронувшись до влаги спящей,

Слегка наморщивал поток:

Луна звездами рассыпалась;

И смутною во глубине

Тогда краса небес являлась,

Толь мирная на вышине.

Под усыпительным лучом

Все предавалось усыпленью –

Лишь изредка пустым путем,

Своей сопутствуемый тенью,

Шел запоздалый пешеход,

Да сонной пташки содроганье,

Да легкий шум плеснувших вод

Смущали вечера молчанье.

Увы! уж и последний день

Край неба озлащает;

Сквозь темную дубравы сень

Все тихо, весело, светло;

Все негой сладкой дышит;

Река прозрачна, как стекло,

Едва, едва колышет

Листами легкий ветерок;

В полях благоуханье;

К цветку прилипнул мотылек

И пьет его дыханье…

В. А. Жуковский вошел в нашу литературу как основоположник русского романтизма, открывший новые пути развития поэзии. Главным предметом своей поэзии он избрал мир человеческой души. По образному выражению Белинского, Жуковский дал русской поэзии “душу и сердце”. Этими словами он подчеркнул значение Жуковского как зачинателя русской психологической лирики. “Душа и сердце” поэта неизменно присутствуют в тех стихотворениях Жуковского, где он с большой проникновенностью и тонкостью воссоздает картины природы.

поэзии сам Жуковский определил в стихотворении “Невыразимое”. Предмет его поэзии не изображение видимых явлений, а выражение пробуждаемых ими мимолетных, неуловимых переживаний:

Хотим прекрасное в полете удержать…

Жуковский прежде всего поэт-лирик. Его поэзия с начала до конца – история души поэта, его волнений, мечтаний и дум, лирическим выражением которых являются стихотворения, начиная с первой, характерной для него элегии “Сельское кладбище”. Надо сказать, что жанр элегии стал определяющим в романтическую эпоху, так как именно в нем наиболее полно раскрывалось то новое, что привносил

романтизм в поэзию: представление о сложности и противоречивости внутреннего мира человека, внимание к неуловимым движениям души и сердца, сочувствие человеческим страданиям.

Элегия как стихотворение, посвященное грустным размышлениям, максимально полно выражает своеобразие лирического героя именно Жуковского с его стремлением к гармонии и покою. Уже в первой элегии “Сельское кладбище”, являющейся свободным переводом элегии английского поэта Томаса Грэя, проявились такие черты поэзии Жуковского как сосредоточенность на душевных переживаниях, меланхолические раздумья над жизнью и судьбой человека, окрашенность всего стихотворения одним эмоциональным тоном, умение органически сочетать картины природы с переживаниями человека. “Сельское кладбище” начинается пейзажем, проникнутым меланхолической грустью, которую навевает картина медленно угасающего дня:

Уже бледнеет день…

В туманном сумраке окрестность исчезает,

В элегии развивается мысль о равенстве людей перед лицом смерти, несправедливости и противоречиях в социальном бытии человека и о печальной участи поэта в окружающей его действительности. Внутренний мир поэта раскрывается в образе меланхолически-мечтательного юноши, который, живя мечтами и сочувствием к людям, не знал ни славы, ни счастья, но сохранил по себе добрую память в сердце простодушного селянина и верного друга.

В “Сельском кладбище” наметились основные мотивы лирики Жуковского, получившие свое продолжение и развитие в следующей его элегии “Вечер”, написанной в 1806 году. Содержание элегии составляет лирическое переживание созерцаемой поэтом природы, которое вызывает меланхолические воспоминания и раздумья о дружбе, “о счастье юных лет”, об умерших друзьях, о личной судьбе и о своем призвании. Эти размышления приводят его к мысли о близкой смерти.

Лирические мотивы так естественно и незаметно сменяются, что стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами переживаний. Природа в стихотворении Жуковского не существует сама по себе. Эффект ее природы достигается при помощи олицетворений, эмоциональных эпитетов:

Как солнца за горой пленителен закат, –

Когда поля в тени, а рощи отдаленны

И в зеркале воды колеблющийся град

Багряным блеском озаренны…

В элегии ярко проявляется такая особенность дарования Жуковского, как зримая осязаемость поэтических образов. Можно легко представить себе, воссоздать в своем воображении ту картину, которую рисует поэт:

Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой…

В стихотворение включаются ставшие традиционными для романтического мировосприятия мотивы сожаления о прошедшей молодости, погибших мечтах:

Сижу задумавшись: в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

О дней моих весна, как быстро скрылась ты,

С твоим блаженством и страданьем!

Оставаясь наедине с природой, лирический герой находит в ней собеседника, чья внутренняя жизнь столь же таинственна и подвижна, как и его собственная. Благодаря этому пейзажная лирика приобретает новое качество – символичность. Это особенно заметно в другом стихотворении – элегии “Море”, написанной в 1822 году. Море предстает как одушевленное, одухотворенное существо:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью

Тревожною думой наполнено ты…

В основании элегии лежит романтическое противопоставление недостижимей мечты и окружающей жизни. Жизнь моря представлена отражением неба:

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе.

Своеобразие образа моря у Жуковского ярко проявляется в сопоставлении с образом моря у Пушкина в стихотворении “К морю”, где оно выступает символом свободы, свободной стихии. Тишина спокойного моря, непрестанный рокот взволнованного, гул и гром обрушившегося на берег и на застигнутые бурей корабли были для поэтов не только музыкой природы, но и звуковым образом человеческих пеереживаний. Музыка природы наполнялась в их стихах человеческим смыслом.

Заслугой Жуковского явилось изображение внутреннего мира человека, жизни его души и сердца в единении с природой. Достоинство Жуковского как поэта Белинский видел в его стремлении к бесконечному, идеальному, прекрасному, в неудовлетворенности тем, что представляла действительность: “Утро ли, полдень ли, вечер ли, ночь ли, буря ли или пейзаж – все это дышит в ярких картинах Жуковского какою-то таинственной, исполненной чудных сил жизнью… Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца”.

Предметом своего творчества Василий Андреевич Жуковский избирает мир человеческой души. Он обогащает русскую поэзию особым качеством – психологизмом. Лирика поэта носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их он отразил в творчестве.

И здесь спокойно спят под сенью гробовою

И скромный памятник, в приюте сосн густых,

С непышной надписью и резьбою простою,

Прохожего зовет вздохнуть над прахом их.

Этот вывод рождает у героя душевный всплеск, и он уходит в дубраву лить слезы.

В первом произведении Жуковского много сентиментального, но впоследствии он работает в романтическом направлении.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Ручей, виящийся по светлому песку,

Как тихая твоя гармония приятна!

С каким сверканием катишься ты в реку!

Приди, о Муза благодатна…

…И, звуки оживив, туманный вечер пой

На лоне дремлющей природы.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Не сразу море успокаивается и после шторма:

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид…

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Умение воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру человека, к его переживаниям – все это неоспоримые достоинства романтической поэзии Жуковского.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Василий Жуковский родился в с. Мишенском Тульской губернии 29.01.1783. Отец его, А.И. Бунин, был помещиком этой деревни, а мать — пленной турчанкой. Василий Жуковский получил отчество и фамилию от друга Буниных, Андрея Григорьевича Жуковского. Семью Буниных незадолго до рождения будущего поэта постигло страшное горе: в короткое время из 11 человек умерло шестеро, включая и единственного сына, обучавшегося в то время в лейпцигском университете. Мария Григорьевна, убитая горем, в память о своем сыне решила взять новорожденного в свою семью и воспитать его как своего собственного сына.

Первые произведения

Однако не все объяснялось модой. Обстоятельства рождения Василия Жуковского не были забыты ни другими, ни им самим. У него было неоднозначное положение в свете. Детство и юность поэта не были счастливыми.

Сентиментализм


  • чувства — превыше всего;
  • деление героев по способности их чувствовать и переживать (положительные с богатой душевной организацией, отрицательные с бедной);
  • особый интерес к чувствам героя;
  • изображение разнообразных чувств персонажей в большом количестве (слезы, восклицания, самоубийства, обмороки).

Творчество 1802-1808 годов

Сердечная драма Жуковского

После этого Жуковский возвратился в свою деревню и пережил здесь глубокую сердечную драму. Еще несколько лет назад он начал заниматься со своими племянницами, дочерьми Е. А. Протасовой, младшей дочери помещика Бунина. Екатерина Афанасьевна овдовела незадолго перед тем и поселилась в Белеве. Василий Андреевич страстно полюбил Марию Протасову, старшую свою ученицу. Излюбленными мотивами его лирики становятся грезы о взаимной любви и семейном счастье. Однако чувство Жуковского скоро приобрело меланхолический оттенок. Родственные связи делали эту любовь в глазах других невозможной. Поэту приходилось тщательно скрывать свое чувство. Лишь в поэтических излияниях оно находило выход. Впрочем, не мешая научным занятиям Жуковского. Он с особым усердием принялся заниматься историей, русской и всеобщей, и приобрел основательные знания.

В то же время именно словами, поэтической речью Жуковский с годами овладевал все совершенней. Свидетельство тому – прежде всего его оригинальные произведения 20-х гг., пожалуй, наиболее совершенные создания его лирики – Невыразимое

,
Мотылек и цветы
,
Таинственный посетитель
, стихи, проникнутые фантастичным переплетением жизни человека и тайной жизни мира, природы.

Весьма много и плодотворно в 20–30-е годы поэт трудится и над балладами и переводами. Сюжеты он берет у Шиллера (Рыцарь Тогенбург

Кроме того, еще в 20-х годах Жуковский переводит на современный русский язык незадолго до этого обнаруженное Слово о Полку Игореве

, в 1818–1822 переводит
Шильонского узника
Байрона,
Орлеанскую деву
Шиллера, испытывает сильное увлечение Гёте, с которым в 1821, во время первой его заграничной поездки, лично знакомится.

Поприще деятельности Жуковского в его зрелые годы не ограничивается одной лишь изящной словесностью. Уже маститый поэт, почетный член, а затем и академик Петербургской АН, он пользуется доверием императорского двора – его приглашают состоять наставником при малолетнем сыне Николая I, будущем императоре Александре I. Пользуясь своим положением, Жуковский не только пытается воспитать царственного наследника соответственно высоким понятиям нравственности, но принять посильное участие в облегчении участи гонимых и поверженных. Так, во время поездки вместе с юным Александром по Сибири и Уралу он делает все возможное, чтобы помочь сосланным декабристам и их семьям, и во многом благодаря его заступничеству был освобожден от крепостной зависимости украинский поэт Тарас Шевченко…

Доклад о Жуковском

Василий Жуковский – детские и юношеские годы

Василий Жуковский появился на свет 29 января (9 февраля) 1783 в Тульской губернии, селе Мишенском в семье разорившегося дворянина. Первичное образование получил в частном пансионе, после поступил в народное училище Тулы. За неуспеваемость его исключили из училища, и мальчик на время поселился в своей крестной матери. В ее доме жили только одни женщины, что в дальнейшем повлияло на формирование у Василия мягкого характера. Будущий поэт сильно увлекся сентиментализмом, подружившись с литератором и историком Карамзиным.

В 1797 году поступает в московский благородный университетский пансион. Здесь Жуковский активно приобщился к поэтическому миру.

Поэт в 1801 году устроился на пост чиновника в Главную соляную контору. Но работу ему не слишком нравилась. Из-за своего увлечения литературой Василий Жуковский часто ссорился с начальником. Тот даже приказал своего подчиненного посадить под арест. После бывший чиновник решает связать свою жизнь с поэзией.

Василий Жуковский – становления поэта

В 1817 году поэт решил окончательно переехать в Москву. Он устраивается на службу в императорский дворец на должность чтеца императрицы и преподавателя русской словесности для принцессы Шарлоты. В 1826 году Жуковский стал наставником и воспитателем цесаревича Александра.

В 1831 году он проводит время в Царском Селе и тесно общается с А. Пушкиным. Кстати русского гения Жуковский знал с малых лет и даже был его учителем.

Личная жизнь поэта

Великого поэта не стало 12 апреля 1852 года. По причине болезни, вместе с женой они находились в Германии, на лечении. Здесь, в городе Баден-Баден он и умер.

Василий Жуковский интересные факты

Жизнь и творчество Жуковского при дворе

Арзамасец Светлана

Среди арзамасцев были и политические деятели — Уваров, Блудов, будущие декабристы Орлов и Тургенев, и известные поэты — Батюшков, Вяземский, дядя и племянник Пушкины. Василий Жуковский стал секретарем общества. А поскольку всем членам общества давались шуточные прозвища, взятые из баллад Жуковского, то самому автору была оказана честь называться Светланой.



Карл Брюллов, портрет Василия Жуковского, 1837, Третьяковская галерея



Орест Кипренский, портрет Василия Жуковского, 1815, Третьяковская галерея

Основные ноты поэзии Жуковского

Поэт Василий Жуковский брал из средневекового романтизма лишь то, что соответствовало его собственным мистическим мечтам и стремлениям. Значение его творчества состояло в том, что поэзия Жуковского, являясь субъективною, одновременно служила общим интересам развития литературы. Субъективизм его был важным шагом на пути отрешения словесного творчества от псевдоклассицистического холода. Жуковский внес в литературу мир внутренней жизни, дотоле ей практически неизвестный.

Период с 1817 по 1841 год — время, когда Василий Андреевич жил при дворе. Сначала он был преподавателем русского языка. Ученицами его были княгини Елена Павловна и Александра Федоровна. А с 1825 года Василий Андреевич стал воспитателем Александра Николаевича, наследника престола. В это время часто ездил за границу Василий Андреевич Жуковский. Поэт отправлялся туда как по служебным делам, так и для лечения.

Романтизм


Произведения романтизма почти всегда изображают трагическую судьбу персонажа. Тяга романтического героя к идеалу порой так сильна, что приводит к конфликту мира настоящего и мира грез.

Путешествия Жуковского и новые произведения

Реализм


Отчасти, реализм проник в Россию с объективным отображением жизненных явлений. И, если учитывать только эту черту, то он появился в нашей литературе уже давно. Принято даже считать, что поздние произведения Пушкина, в которых изображались жизнь и быт героев с предельным чувством отстраненности, относятся к реализму сполна.

Типы реализма

Типы реализма
НазваниеЧертыПериодПримеры из русской литературыПримеры из зарубежной литературы
Просветительский реализмВера в разум человека, развитие творческих черт.XVII — XVIII век.А. Н. Радищев; Д. И. Фонвизин; Г. Р. Державин;Д. Дефо; Дж. Свифт; Вольтер.
Критический реализмпроизведения направлены на обличение людей, авторская критика пороков и воссоздание жизни до мелочей.1840 — 1890 -е гг.В. Г. Белинский; Н. Г. Чернышевский; Н. А. Добролюбов; А. П. ЧеховОноре де Бальзак; Джордж Элиот
Социалистический реализмизображался общественно-политический идеал, вера в социализм и коммунизм.1920-1980 — е гг.Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее творчество В. В. МаяковскогоА. Барбюс; М. Андерсен-Нексе; И.-Р. Бехер; В. Бредель.

Василий Жуковский: биография последних лет

Творчество его входит в школьную программу по литературе. Произведениями Василия Андреевича и по сей день зачитываются многие, а интерес к его личности не угасает. Вот и вы познакомились с биографией такого великого русского поэта, как Василий Жуковский. Творчество его мы описали лишь вкратце, однако оно заслуживает подробного изучения. Продолжить знакомство с этим поэтом, безусловно, стоит.

Классицизм

Читайте также: