Портрет купчихи в синем повойнике сочинение
Обновлено: 08.07.2024
4 Филиал Малого театра. В.В.Петров в роли Большова
5 В.Г. Перов В.Г. Перов Портрет А.Н. Островского ГТГ Холст, масло. 103,5 х 80,7 Государственная Третьяковская галерея, Москва
7 Интересы Самсона Силыча Большова ограничены лишь сферой его купеческой деятельности, интеллектуальные запросы отсутствуют начисто. Народный артист России Леонид Кулагин в роли купца Большого. Петербург. Пивной завод.
13 Петербург. Площадка Пивного завода. Экранизация спектакля. Липочка (Яна Лакоба) Фото: Тимур Ханов
15 Интересы супругов совершенно совпадают: необходимо продемонстрировать, что и они вышли в люди. Следовательно, костюм для Подхалюзиных – та витрина, которая даёт возможность проявиться их тщеславию.
24 Женившись, он надевает модный сюртук, знак осуществления его мечты – обогатиться любым, пусть и безнравственным, способом.
25 Лия Ахеджакова в роли Устиньи Наумовны,свахи. Петербург. Пивной завод
26 Качество и богатство костюма для неё – это визитная карточка, которую она предъявит, явившись к очередному жениху или невесте.
29 Виктор Бычков в роли Рисположенского. Петербург. Пивной завод. Виктор Бычков в роли Сысоя Псоича Рисположенского. Петербург. Пивной завод.
33 Вещи, которые могли бы быть отданы или подарены людьми состоятельными тем, кто оказал им услугу, но был беден и занимал низкую социальную ступень в обществе, не стал принадлежностью последних. Ведь костюм – это знаковая деталь: нельзя стряпчего принимать за купца, а сваху за генеральшу – каждый сверчок знай свой шесток.
34 Во-первых, вещизм – неотъемлемая черта существования купеческих семейств. В конце комедии мы видим окончательное погружение в мир вещей четы Подхалюзиных. Во-вторых, костюм - средство демонстрации материального благополучия некоторых героев, но скрыть их духовную скудость он не в состоянии: богатство и благополучие для многих выше жалости, выше чести, выше сострадания.
35 Современники А. Н. Островского без усилий понимали, что кроется за костюмом, поэтому им так легко было представить себе не только пластический облик персонажа, но и понять, какие превратности судьбы скрыты за упоминанием об одежде или ткани, из которой он сшит. Мы же постарались донести это до современного читателя.
Автопортрет. 1846 год.
Холст, масло. 106 × 84.5 см
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Василий Андреевич Тропинин
( 1776 г. - 1857 г. )
Гитарист. 1823 год.
Холст, масло. 82,5 x 64,3 см.
Государственная Третьяковская Галерея. Москва.
Гитарист. 1832 год.
Вариант-повторение одноименной картины. (1823 года, ГТГ).
Холст, масло. 83,8 × 65,6 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Гитарист. 1839 год.
Холст, масло. 86,5 × 69 см.
Справа ниже локтя подпись: В. Тропининъ 1839.
Александровский дворец (приобретён в 1870 году у В. А. Кокарева).
С 1897 года в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.
Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника. Около 1818 года.
Холст, масло. 40,4 х 32 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет сына художника за мольбертом. 1820-е годы.
Холст, масло. 66,5 х 57,5 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника. 1827 год.
Холст, масло. 72 х 56,5 см.
Чувашский государственный художественный музей. Чебоксары.
Девушка с горшком роз. 1850 год.
Холст, масло. 100 х 80,5 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.
Женщина в окне (Казначейша). 1841 год.
Холст, масло. 87,5 х 68 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Женщина в окне (Казначейша). Не позднее 1841 года.
Холст, масло. 41,2 х 32,6 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Золотошвейка. 1825 год.
Холст, масло. 81 х 64 см.
Национальная галерея Республики Коми. Сыктывкар.
Золотошвейка. 1826 год.
Холст, масло. 81,4 х 63,9 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Кружевница. 1823 год.
Холст, масло. 74,7 х 59,3 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Кружевница. Фрагмент. 1823 год.
Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1827 год.
Холст, масло. 68,5 х 56 см.
Всероссийский музей А.С.Пушкина.Санкт-Петербург.
Портрет А.С.Пушкина. Этюд. 1827 год.
Дерево, масло. 18,6 х 15,6 см.
Всероссийский музей А.С.Пушкина. Санкт-Петербург.
Портрет А.С.Пушкина. Эскиз. 1827 год.
Бумага, карандаш. 24,2 х 22,1 см.
Всероссийский музей А.С.Пушкина. Санкт-Петербург.
Портрет Александра Александровича Сапожникова. 1852 год.
Холст, масло 110 x 88 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Портрет Николая I. 1826 год.
Холст, масло. 85 х 66 см.
Севастопольский художественный музей.
Портрет Николая Сергеевича Меншикова. 1852 год.
Холст, масло. 76,2 х 62 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Меншиков Николай Сергеевич, светлейший князь (1790-1863 гг.) – Из рода светлейших князей Меншиковых. Сын сенатора, действительного тайного советника светлейшего князя Сергея Александровича (1745-1815 гг.) от брака с княжной Екатериной Николаевной Голицыной (1764-1832 гг.); правнук светлейшего князя Александра Даниловича, младший брат адмирала, генерал-адъютанта светлейшего князя Александра Сергеевича. Родился в Санкт-Петербурге.
В 1812 году состоял адьютантом князя Петра Ивановича Багратиона. В октябре 1812 года пожалован во флигель-адьютанты Свиты Его Императорского Величества. В сентябре 1813 года в чине штабс-ротмистра причислен к Лейб-гвардии Гусарскому полку, а в декабре того же года получил чин ротмистра. В 1814 году - камер-юнкер 5-го класса.
В декабре 1815 года вышел в отставку с чином гвардии полковника. В 1832-35 годах предводитель дворянства Клинского уезда Московской губернии. В 1834 году действительный член Московского общества сельского хозяйства.
Женат не был. Погребён в Москве на Ваганьковском кладбище.
Портрет генерала Андрея Ивановича Горчакова. 1810-е годы.
Холст, масло. 31 х 24,5 см.
Костромской государственный художественный музей. Кострома.
Андрей Иванович Горчаков (1779 – 1855 гг.), князь, генерал от инфантерии, родной племянник А.В. Суворова, участвовал в Отечественной войне 1812 года, в Бородинском сражении командовал обороной Шевардинского редута.
Портрет графини Натальи Александровны Зубовой. 1834 год.
Холст, масло. 88 х 68 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Образ Зубовой словно прославляет раблезианское начало в человеке. Всё здесь монументально и гармонично; излишеству плоти соответствуют излишества туалета. Тяжеловесность торса ещё усилена наброшенной мантильей, создающей почти нерасчлененный объём. Голова Зубовой, увенчанная малиновым током с материально написанными страусовыми перьями, обретает устрашающие размеры. Впечатление монументальности во многом достигнуто контрастным сопоставлением очень сдержанной в цвете фигуры женщины, к тому же погружённой в тень, и её ярко освещённого полнокровного лица, словно принявшего отсвет активно взятого киноварью головного убора. Тропинину удалось передать властный характер графини, правдиво завершив общее образное впечатление.
Портрет графа Платона Николаевича Зубова. 1839 год.
Холст, масло. 129 x 101 см.
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Москва.
Портрет статского советника Михаила Фёдоровича Протасьева. 1847 год.
Холст, масло. 130 х 100 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Портрет Елизаветы Петровны Протасьевой. 1847 год.
Холст, масло. 130 х 100 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Портрет статского советника Михаила Фёдоровича Протасьева.
Не ранее 1847 года.
Холст, масло. 125 х 98 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Портрет Елизаветы Петровны Протасьевой. Не ранее 1847 года.
Холст, масло. 124 х 97 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Портрет Дмитрия Михайловича Протасьева.
Портрет Надежды Михайловны Протасьевой.
Надежда Михайловна Протасьева, в замужестве Бер, дочь Михаила Фёдоровича и Елизаветы Петровны, сестра Дмитрия Михайловича Протасьева.
Портрет Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер. 1850 год.
Холст, масло. 224 х 154 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск.
Портрет Николая Ивановича Бера (1803 – после 1857 года) с женой Надеждой Михайловной, урождённой Протасьевой, написан Тропининым уже в преклонном возрасте в 1850 году. Полотно такого размера – 242,4 х 153,7 см. – большая редкость в творчестве художника. За всю свою жизнь он написал ещё три подобных композиции.
К числу редких в творчестве В.А. Тропинина парадных портретов относится портрет Н.И. Бера с женой (1850 год). Изображён Николай Иванович Бер (1803 – после 1854 года), лекарь по военному ведомству и Министерству внутренних дел (1824-1834 годов), ординатор московской Мариинской больницы (1834-1836 годы), статский советник, с женой Надеждой Михайловной, урождённой Протасьевой.
Огромный размер, написанные в рост фигуры, эффектный фон с декоративной зеленью, мраморной скульптурой, большой вазой цветов придают ему торжественный, импозантный вид. Изящный утренний наряд Надежды Михайловны Бер вносит в картину интимную ноту.
Замечательно выражение нежной заботы на лице Николая Ивановича Бера. И в парадном портрете В.А. Тропинин прежде всего с поразительным мастерством передает то глубокое, сердечное чувство, которое соединяет этих людей.
Уважение к человеку, умение открыть в нём истинные достоинства ума и сердца, красоту души – черты, отличающие замечательный талант В.А. Тропинина.
Портрет Николая Ивановича Бера. 1842 год.
Холст, масло. 73,5 х 62,2 см.
Художник Василий Андреевич Тропинин родился в марте 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии, в семье крепостного крестьянина Андрея Ивановича Тропинина. Отец художника был управляющим имением графа Миниха и за усердную службу получил от графа вольную. Личную вольную. А семья Андрея Ивановича¸ жена и дети, остались крепостными.
Мальчик с жалейкой
Тропинин-старший устроил своего сына в народную школу в Новгороде, где Василий проучился четыре года. В школе будущего художника учат чтению и чистописанию, арифметике и грамматике. Однако, единственный предмет, который увлекает Василия – это рисование. Приезжая домой Тропинин-младший частенько пробирается на женскую половину дома и с огромным удовольствием срисовывает развешенные по стенам лубочные картинки.
Однажды начинающему художнику сильно досталось, когда он увлёкся во время чистки хозяйской обуви и расписал ваксой стены в людской.
Когда дочь графа Миниху Наталья Антоновна вышла замуж за графа Ираклия Ивановича Моркова, Василий Тропинин был отправлен в московский дом молодых вместе с драгоценностями, платьями и кружевами, посудой, мебелью и сундуками молодой супруги, как часть её приданного.
Граф Морков живописи не жаловал. Тем более ему был совсем не нужен в хозяйстве художник, а потому Василия отправили, в 1798 году, в Петербург для изучения кондитерского дела. В те времена от кондитера требовалось умение создавать фигуры людей и животных, и граф посчитал, что нашёл удачное применение для таланта своего крепостного. Крепостной кондитер, который может не только делать торты и варить варенье, но ещё и способный нарисовать редкий узор для вышивки или изысканно расписать кухонную утварь на графской кухне – это ценное имущество.
Тропинин был послушен воле барина и кроток, но при этом невероятно упрям в своём желании рисовать. В Петербурге Василий, находившийся под присмотром двоюродного брата графа, Алексея Ивановича Моркова, отыскал, по соседству, художника, который согласился давать уроки живописи начинающему кондитеру, позднее начал посещать занятия в Академии живописи – в те времена для всех желающих, любого возраста и сословия, три часа с утра и два часа вечером давали уроки рисования. Неимущим выдавали бумагу и карандаши. Академия искала дарования в народной среде.
Так Василий Андреевич Тропинин стал вольнослушателем Академии – крепостные, не зависимо от проявленного таланта, могли быть только вольнослушателями и учились за плату.
Ямщик, опирающийся на кнутовище
Более пяти лет Тропинин изучал живопись в стенах академии в мастерской знаменитого художника – профессора С.С. Щукина. Талантливый молодой художник все годы обучения жил на академической квартире своего учителя.
Василий Андреевич дважды занимает первые места в проводимых Академией конкурсах. Работы крепостного художника отмечают адъюнкт-ректор Академии И.А. Акимов и посетившая академическую выставку императрица Мария Фёдоровна. После высочайшего визита судьбой одного из самых талантливых студентов академии занялся президент Академии Александр Сергеевич Строганов, который пообещал выхлопотать для Тропинина вольную.
Когда о интересе к судьбе своего крепостного узнал граф Ираклий Морков, он потребовал от Тропинина оставить академию и срочно прибыть в одно из новых имений барина – подольскую деревню Кукавку, где один из самых талантливых студентов Академии живописи должен был стать художником, архитектором, пастухом, кондитером и лакеем своего барина.
В освобождённой от поляков-католиков Кукавке граф Морков, чтобы расположить к себе православных крестьян, повелел построить сначала православную церковь, а уже потом заняться строительством барской усадьбы. Строить и расписывать церковь должен был Тропинин, которого поселили в одном из крестьянских домов.
В свободное от строительства церкви время Василий Андреевич пишет портреты селян: мудрые колоритные старики, красивые чернобровые задорные красавицы-подолянки, загорелые крепкие мужики. Художник работает много и радостно. Много лет спустя он будет рассказывать, что в далёкой Куковке он научился большему, чем за годы учёбы в столичной академии.
В Куковке Тропинин познакомится с Анной Ивановной Катиной, которая станет женой художника. Откроется построенная Тропининым церковь и первой обвенчанной в этой церкви парой станут Василий и Анна Тропинины.
Портрет жены Анны
Спустя год в молодой семье родился первый сын Арсений. А супруги прожили вместе 50 счастливых лет.
Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника
Когда в 1812 году в Россию вторглась армия Наполеона, граф Морков, назначенный именным указом императора главой московского ополчения, забирает с собой сыновей и уезжает на войну, оставляя всё своё имущество и людей на попечение Тропинина. Художник одним из первых въезжает с барским обозом в освобождённую от французов сгоревшую Москву, где готовит графский дом к возвращению хозяев.
В 1813 году в Москву начинают возвращаться ополченцы, а ещё через год на родину вернулись из заграничных походов русские войска.
Василий Андреевич вновь начинает писать. Во вновь отстроенном графском доме у художника есть своя мастерская, где Тропинин пишет портреты своих друзей и знакомых. Московские дворяне возрождают свои сгоревшие портретные галереи, появились заказы и от представителей московского купечества.
Семейный портрет графов Морковых
Многие знатные, просвещённые и влиятельные люди, узнавая о том, что знаменитый московский художник остаётся крепостным человеком Моркова были крайне возмущены этим обстоятельством. Молодые дворяне, с которыми графу доводилось иметь дела, буквально требовали от последнего дать Тропинину вольную.
Однажды дом графа Моркова посетил учёный гость из Европы, которому граф показал мастерскую Тропинина и познакомил гостя с художником. Иностранец был поражён талантом Василия Андреевича, восхищался работами художника и долго беседовал с живописцем. Когда наступило время обеда и гостя пригласили к столу, иностранец увидел в обеденном зале художника, ринулся к нему и начал усаживать живописца рядом с собой. Семейство Морковых смущенно отводило глаза и ожидало, когда бестолковый иностранец поймёт, что он пытается усадить за графский стол лакея. После этого скандального случая Тропинина освободили от обязанности прислуживать семье барина за столом.
Портрет А.С. Пушкина
В итоге, граф был вынужден уступить общественному мнению и в мае 1823 года, в качестве пасхального подарка, вручил крепостному художнику вольную грамоту. При этом жена и сын Тропинина оставались крепостными графа (они получили вольную только в 1828 году).
Граф предложил Тропинину остаться в барском доме, вместе с семьёй, Однако, художник, который всю свою жизнь мечтал о воле и возможности заниматься исключительно любимым делом, решил жить самостоятельно и поселился в небольшой квартире в Москве, поблизости от дома графа, чтобы чаще видеть семью.
Портрет Карла Брюллова
Девушка с розами
Художник много работал и очень скоро стал ведущим портретистом старой русской столицы. Его работы украшали залы Опекунского совета, Сельскохозяйственного общества и других общественных мест столицы.
Портрет Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер
С 1833 года Тропинин, на общественных началах, занимается с учениками организованного в Москве публичного художественного класса, который со временем превратится в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1843 году Василия Андреевича избирают почётным членом Московского художественного общества.
Портрет Николая Карамзина
В середине пятидесятых годов девятнадцатого века небывалая популярность Василия Андреевича Тропинина начинает угасать – в Москву всё чаще приезжают иногородние и зарубежные художники-портретисты, которые пишут портреты за меньшую цену и быстрее, чем немолодой художник. Однако, Тропинин продолжает упорно работать, пробовать различные варианты портретных композиций и пытается соперничать с новыми мастерами салонных направлений.
В 1855 году художник хоронит жену и вместе с сыном переезжает в Замоскворечье, в свой небольшой домик. В этом домике Василий Андреевич и скончается два года спустя в мае 1857 года.
Николай Шихановский вспоминает, что 3 мая 1857 года:
Никогда еще не было такого большого стечения народа в жилище маститого художника, проводившего всю свою жизнь скромно, благородно, неусыпно, деятельно; много два, три человека близких сходились у него побеседовать и послушать мудрых его речей – а в этот день была толпа, которая была безмолвна…
Картины художника Василия Андреевича Тропинина
Константин Георгиевич Равич
Женщина в окне (Казначейша)
Старик, обстругивающий костыль
Портрет купчихи в синем повойнике
Мальчик с топориком
Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова
Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника
Портрет неизвестной в красной пелерине
Мальчик с мёртвым щеглёнком
Портрет Л.К. Маковской
Портрет молодого человека в халате
Девушка со свечой
Портрет А.А. Сапожникова
Портрет Е.А. Сисалиной
Портрет писательницы Варвары Ипполитовны Лизогуб
Портрет А.А. Санникова
Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также: