Чем вызвана вражда всех и со всеми в головлевском семействе сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Краткая биография Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Анализ основных этапов творческого пути писателя. Изучение истории создания романа "Господа Головлевы", анализ персонажей и сюжета романа. Тема семьи и ее кризиса в романе "Господа Головлевы".

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.01.2020
Размер файла 30,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет заочного обучения

Кафедра Истории и музейного дела

по дисциплине: Литература

Выполнил (а) : Рубцова Вера Владимировна

обучающаяся _14-08_______ группы

По направлению подготовки:

51.03.03 - Социально-культурная деятельность

Профиль: Менеджмент социально-культурной деятельности

Проверил: доцент кафедры русского языка и литературы

1. Краткая биография Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Творческий путь

2. История создания романа. Сюжет

Список использованной литературы

семья кризис господа головлевы

М.Е.Салтыкова-Щедрина по истине можно назвать вождем нашей обличительной литературы. Он пишет рассказы, обличает неправду и смешит читателя единственно потому, что умеет писать легко и игриво, обладает огромным запасом диковинных материалов и очень любит потешиться над этими диковинками вместе с добродушным читателем. Вследствие этих свойств автора его произведения в высшей степени безвредны, для чтения приятны и с гигиенической точки зрения даже полезны, потому что смех помогает пищеварению, тем более что к смеху г. Щедрина, заразительно действующему на читателя, вовсе не примешиваются те грустные и серьезные ноты, которые слышатся постоянно в смехе Диккенса, Теккерея, Гейне, Берне, Гоголя и вообще всех. действительно замечательных юмористов. Он может просто и правдиво говорить о вещах, о которых мы до сих пор мало говорили по причине нашего незнания. Как человек служащий и знающий службу, он должен сделать для нашего чиновного быта то, что граф Лев Толстой сделал для военного. С его знанием дела нельзя не быть самостоятельным, с его любовью к правде легко достигнуть всесторонности в таланте."

1) Познакомиться с краткой биографией М.Е.Салтыкова-Щедрина

3) Раскрыть тему семьи и ее кризиса в романе

1. Краткая биография Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Творческий путь

Михаил Евграфович Салтыков родился 15 января 1826 г. в деревне Спас-Угол, Тверской губернии. Интересно, что вторая часть его фамилии (Щедрин) является его псевдонимом. Рос Михаил в образованной дворянской семье. Его отец, Евграф Васильевич, работал коллежским советником. Мать, Ольга Михайловна, была дочерью богатого дворянина. Кроме Михаила, в семье Салтыковых родилось еще 2 мальчика и 3 девочки.

В биографии писателя была только одна жена - Елизавета Болтина. Салтыков-Щедрин познакомился с ней во время ссылки. Девушка была дочерью вице-губернатора и была на 14 лет младше жениха. Изначально отец не хотел отдавать Елизавету замуж за опального писателя, однако, пообщавшись с ним, изменил свое решение. Интересен факт, что мать Михаила была категорически против того, чтобы он женился на Болтиной. Причиной тому был юный возраст невесты, а также маленькое приданое. В конце концов, в 1856 г. Салтыков-Щедрин все-таки женился. Вскоре между молодоженами начали происходить частые ссоры. По своей натуре Салтыков-Щедрин являлся прямым и смелым человеком. Елизавета же, наоборот, была спокойной и терпеливой девушкой. Кроме этого она не обладала острым умом. По воспоминаниям друзей Михаила Евграфовича, Болтина любила встревать в разговор, говоря много лишних вещей, которые, к тому же, часто не относились к делу. В такие моменты литератор просто выходил из себя. Кроме этого жена Салтыкова-Щедрина любила роскошь, что еще больше увеличивало расстояние между супругами. Несмотря на это они прожили вместе всю жизнь. В этом браке у них родилась девочка Елизавета и мальчик Константин.

2. История создания романа. Сюжет

Анна Владимировна Головлёва (Уланова) - дочь Арины Петровны. Сбежала с гусаром, обвенчалась с ним без родительского благословения. Через два года корнет пропал. После смерти Анны Владимировны остались девочки-близнецы Аннинька и Любинька. Малюток Арина Петровна забрала к себе, пристроив во флигеле.

Порфирий Владимирович Головлёв (он же Иудушка) - сын Арины Петровны. С детства отличался стремлением приласкаться к матери, выразить ей свою преданность. Женат (в начале романа), имеет сыновей Владимира и Петра.

Павел Владимирович Головлёв - сын Арины Петровны. Холост. Молчалив, апатичен. Склонен к выпивке.

Аннинька и Любинька - дочери Анны Владимировны. После смерти матери воспитывались в доме Арины Петровны; повзрослев, стали актрисами.

Евпраксеюшка - молодая экономка в головлевской усадьбе, мать Володьки - третьего сына Иудушки.

Автор хотел показать, что стяжательство, жадность приводит к гибели. Если это происходит еще и в самой семье, то такая семья не сохранит своего существования. Здесь автор показывает жизнь дворян во всем ее многообразии.

В психологическом романе Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” показана не только физическая но и нравственная гибель трех поколений. Так почему же головлевский род обречен на вымирание? Почему мать и дети так и не нашли общего языка? Ответ совершенно ясен: деспотизм, привычное подавление личности младших повлекло за собой неумение “головлят” распорядиться собственными судьбами. Отсутствие в семье нравственных устоев, беспредельная власть денег - все это приводило к разложению семьи и каждого из Головлевых. Будущие крушения детей подготовлены здесь, в родных стенах. В богатый, но ненавистный родной угол головлевская молодежь возвращается только погибать.

Список использованной литературы

1. Бушмин А.С. М.Е Салтыков - Щедрин. Ленинград 1970.

3. М.Е. Салтыков - Щедрин в воспоминаниях современников: В 2.т.М.,1975.т.1.

4. Николаев Д.П. М.Е. Салтыков - Щедрин : Жизнь и творчество. М.,1985.

5. Прозоров Д.П. Произведения М.Е. Салтыкова - Щедрина в школьном изучении. Л., 1979.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Почему происходит распад семьи Головлевых?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В центре всех событий становится помещичья семья Головлевых. Барыня Арина Петровна – скупая и расчетливая по натуре, уже довольно немолодая женщина. Жизнь свою она посвятила в гонке за богатством и сумела сколотить целое состояние. Ее муж Владимир Михайлович – никогда не помогал ей, он проводил время праздно, в свое удовольствие. Жена им была абсолютно не довольна, принимая его за пустое место.

Однако Головлевы все же имели детей. Трех сыновей и дочь Анну. Анна Владимировна, не желая терпеть материнской диктатуры, сбежала с корнетом и в тайне вышла за него замуж. От матери она получает небольшое приданное.

С этого начинается распад семьи Головлевых. Неудачная семейная жизнь Анны с ее супругом приводит женщину к прискорбным последствиям. Дети, оставшись сиротами, отправляются жить к бабушке, для которой становятся не любимыми внуками, а лишними ртами.

Вскоре Степан уходит в запой, заболевает и умирает. Следом от болезни умирает и Павел, который не успел оставить завещания. В итоге все его владения достаются Порфирию.

Порфирий скуп по натуре. Он рано овдовел и растил двух детей. Однако, как и Арина Петровна не питает к сыновьям ни любви, ни жалости. В итоге, оба его отпрыска оказываются заложниками отцовской жадности. Оставшись без родительской финансовой поддержки, один накладывает на себя руки, а второй умирает от болезни.

Даже внебрачного сына Владимира, Иудушка, в первые же дни после появления на свет, отправляет в детский приют на явную смерть. Тем самым мужчина ставит точку на роду Головлевых.

Салтыков-Щедрин не дал никому из героев шанса выбраться из этой утопии, которую еще при жизни создала Арина Петровна. Она так и не поняла, где совершила ошибку…


Жанр романа

Популярные сочинения

Темы, затронутые в книге

Основной тематикой романа является постепенное угасание, вырождение, поэтапный упадок дворянского семейства, распад родственных связей в целом. Ключевой мыслью произведения выступают причины такого вырождения: праздный образ жизни, бездеятельность, пустословие, дефицит любви между близкими людьми, отсутствие духовности.

  1. В первую очередь, это наследственный характер, повторение пороков и отрицательных черт в детях, внуках — Иудушка изображен еще лицемернее матери, а братья показаны более безвольными, чем отец.
  2. Во-вторых, сам образ жизни членов семьи, где господствуют праздность, отсутствие какой-либо умственной или физической деятельности, пьянство, недостаток общения, однообразное питание.
  3. Страсть накопительства, характерная для Арины Головлевой, которая стала очередной причиной вырождения семьи, т. к. оборачивалась только неприятностями для ее детей.

Сюжетная линия, композиция

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Дети, ощущая полное равнодушие матери и не чувствуя любви, платили ей таким же равнодушием, переходящим во вражду. Арина Петровна понимала, что у детей нет к ней благодарности, и, глядя на них, не раз спрашивала себя, кто будет ее погубитель. Но, вечно погруженная в материальные хлопоты и меркантильные расчеты, и на этой мысли подолгу не останавливалась. А все вместе — всевластие хозяйки и матери, атмосфера стяжательства, презрение к созидательному труду — нравственно разлагает души детей, формирует натуры приниженные, рабские, готовые на ложь, обман, подличанье и предательство.

Старший сын Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но безалаберный, постылый Степка-балбес, спился и умер неудачником. Дочь, из которой Арина Петровна намеревалась сделать бесплатного бухгалтера, сбежала из родительского дома и вскоре, брошенная мужем, умерла. Двух ее маленьких девочек-близнецов бабушка взяла к себе. Вначале смотрела на них, как на обузу, потом привязалась к ним. Девочки выросли, стали провинциальными актрисами. Предоставленные самим себе, без опоры и поддержки, они не сумели защититься от пошлых домогательств богатых бездельников и, опускаясь все ниже, оказались втянутыми в скандальный судебный процесс. В результате — одна отравилась, у другой не хватило духу выпить яд, пришлось заживо похоронить себя в Головлеве.

Прочие главы

  • начинает жить в мире фантазий и грез;
  • мечтает о мнимом богатстве;
  • хочет мстить всем подряд.

В самом конце романа происходит духовное преображение Порфирия: выпивающая с тоски и горя Аннушка вызывает у него чувство вины, он даже пытается просить у нее прощения, а потом в одном халате собирается к матушке на могилу. Дойти ему не удается, т. к. он замерзает по пути. Аннинька тоже ждет своей кончины, сохранив все же желание захватить поместье.

Основные герои

Старший их сын Степан (Степка-озорник, Степка-балбес), любимец отца и такой же проказник, из-за постоянных принижений со стороны матери растет безвольным и покорным. Хоть он и выучился в университете, парень сам никак не смог устроиться на работу. Мать купила ему дом, а он все прокутил, на службе не преуспел, возвратился домой и нашел свою смерть в нищете.

Дочь Аннушку матушка отправила в институт с намерением сделать ее бухгалтером. Но девушка влюбилась в молодого корнета, с которым обвенчалась без разрешения родителей. Через 2 года муж сбежал, истратив выделенные матерью 5 тысяч. Сама Аннушка скончалась, оставив девочек близнецов (Анниньку и Любиньку).

  • не интересовался ни играми, ни учебой;
  • не любил общаться;
  • боялся своей матери.

Художественное своеобразие произведения

Чудные имена персонажей как будто сами провоцируют на не менее чудовищные поступки, а их уменьшительно-ласкательная форма является не чем иным, как язвительным сарказмом. Большое внимание уделяется факту безбожия персонажей, библейским притчам и образам. Автор заканчивает роман смертью Иудушки, подражая библейской смерти и раскаянию Иуды.

Такова характеристика произведения кратко. Проблематика, поднятая в книге, действительно, актуальна. Возможно, именно поэтому его сегодня часто рассматривают в учебных заведениях. Школьники и студенты пишут обзоры, рефераты, в которых описывают тему конфликта отцов и детей. Интересуются этим произведением и критики, а потому они создают обзоры и рецензии на него.

В данном романе Салтыков-Щедрин анализирует уродства, исследует причины, показывает последствия.

Здесь рушатся комплексы, на которых базируются нравственные отношения, цементирующие связи между родными людьми и регулирующие моральное поведение.

Главой этого семейства является Арина Петровна. Данная женщина является очень властной и энергичной, к тому же хозяйственной и главой семьи. Эта дама достаточно целеустремленная натура и при этом очень сложная. У нее много возможностей, поскольку она богата, но в то же время ей мешает ее испорченность беспредельной властью не только над собственной семьей, но и всеми окружающими.

Только эта женщина имеет право распоряжаться имением, при этом она все делает так, что ее поручения обездоливают крепостных. Даже ее муж становится приживальщиком, Головлева калечит жизнь детям, которые ей постыли, но среди них есть и ее любимчики, которых она развращает. Она очень любит достаток, поэтому в погоне за деньгами ей удалось преумножить состояние, которое принадлежало ее мужу. Но она и сама не понимала, для чего все это сделала.

Это как бы предполагается, что для семьи. Но разве в этом нуждаются ее родные? Эта женщина является в полной мере равнодушной к своей семье и дому. Она только для отвода глаз говорит о своих детях и материнском долге, чтобы так называемые злые языки не смогли ее ни в чем попрекнуть.

Она достаточно жестоко и цинично говорит об умершей дочери, что еще раз доказывает о том, что она абсолютно не ценит тех людей, которые ее окружают. Эта героиня является равнодушной по отношению к своей семье.

Конечно же, дети ощущали это равнодушие, поэтому платили ей такими же монетами. Ни были к ней не просто равнодушными, но даже в чем-то враждовали с ней. Но, даже понимая это, Арина не хотела обращать на это никакого внимания, поскольку ее больше увлекали меркантильные расчеты.

А ведь такое воспитание служит тому, что дети в итоге вырастают лживыми, приниженными, подлыми, предательскими натурами и во всем, конечно же, виновата их мать. И это несмотря на то, что дети сами по себе обладали хорошими чертами. Так, к примеру, Степан сам по себе очень наблюдательный, а также он отличался остроумием, однако его вырастили безалаберным человеком, который ощущая себя неудачником, спился и спустя некоторое время умер. Дочь тоже ждала подобная участь. Мне кажется таким образом автор хотел показать нам то, насколько важным является воспитание в семье. Он хотел донести до читателей, что не следует заниматься какими-то другими делами, следует проявлять заботу к своим детям и только тогда они вырастут высокоморальными и нравственными людьми. Безусловно, Арина была абсолютно не права, когда занималась накоплением денег и прикрывалась тем, что все делает ради своей семьи. Ведь все это было далеко не так, и вскоре она таким своим пренебрежительным отношением погубила свою семью.

Роман “Господа Головлевы” является одним из лучших произведений, описывающих жизнь дворянства. В романе автор показал неизбежность физического и нравственного разрушения личности под влиянием бездеятельности существования.
“Господа Головлевы “- повествует нам о моральном вымирании семейства помещиков Голавлевых, которые характеризуют нам помещиков периода крепостного права и после отмены его. Сказка описывает нам деградацию семейства Головлевых, которые неуклонно скатываются на самое дно. Головлевы постоянно бранятся,

Они постепенно утрачивают человеческие качества, ожесточаются по отношению друг к другу.
Во главе семейства стоит Головлева Арина Петровна – властная женщина, которая главной целью своей жизни ставить преумножение богатств. Она долгое время управляла огромным имением, управляла бесспорно, умело, но напрочь забыла о материнских чувствах. На смерть дочери она реагирует более чем странно и хладнокровно, высказывает свое недовольство, что дочь оставила на нее своих двух детей, родных внуков.

Арина Петровна поощряет своих

сыновей к двуличности ради “лучшего куска на блюде”.
Своих детей она делила на любимчиков и постылых, причем каждый день любимчики у нее были разные. Арина Петровна заглушала их природное чувство любви к родителям, уродовала их своим воспитанием. Такая нездоровая обстановка и воспитание не могла способствовать тому, что бы дети Головлевых выросли нормальными, здоровыми детьми. В итоге Пашка-тихоня окончательно ушел в себя, “Степка-балбес, постылый сын”, продал дом и жалко существует в Москве, потратив все деньги, растут сиротки-внучки.

И все это плоды ее воспитания.
На протяжении всего рома мы встречаем сцены деспотизма, морального увечия, гибели одного за других безнравственных членов семьи Головлевых. Павел умирает, его имением завладевает Иудушка Головлев. Степка-балбес спивается в одиночестве, запертый в своей комнате.

В конце жизни Арина Павловна получает плоды своего жестокого воспитания. Самым морально страшным человеком вырос Порфирой, которого еще в детстве прозвали Иудушкой.
Тирания в семье научила Порфира притворятся ласковым и послушным сыном, подхалимничать перед матерью. Он быстро развил в себе до предела черты стяжательства, и в итоге он стал владельцем Головлева, овладел поместьем брата Павла, прибрал к рукам все деньги матери, уготовив ей участь одинокой старухи. Иудушка достиг пика нравственного оскудения души своей, что его трудно назвать человеком.
Свои пакости Иудушка делает потихонечку, спокойно, не противореча закону. При этом он фарисействовал, пользовался в разговорах истинами такие как: почитание семьи, вероисповедания и закона. Автор в лице Иудушки показал нам пик человеческого падения.

В героях Головлевых, писатель показывает нам нежизнеспособность класса помещиков, которая приводит их к нравственным крайностям.

Читайте также: