Мудрее всего время ибо оно раскрывает все сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. Возводил все многообразие вещей к единой первостихии - воде.

Современная европейская философия, как и вся современная цивилизация, берет свое начало в Древней Греции, откуда к нам пришло и само слово "философия" ("любовь к мудрости"). Однако, первые философские системы возникли в VI–V веках до н. э. не в самой Греции, а на западном побережье Малой Азии, в ионийских городах, которые были основаны греками и в которых раньше, чем в самой Греции, начали развиваться промышленность, торговля и духовная культура. Крупнейшим из всех малоазиатских греческих городов был Милет.

О первых древнегреческих философах известно очень мало. Точных сведений почти нет. Все свидетельства, как правило, приводятся с оговорками.

В те далекие времена греки не писали биографий видных людей. Впоследствии же, когда эллинистические ученые взялись составлять жизнеописания, пытаясь систематизировать имеющуюся информацию исторического и хронологического характера, установить достоверность тех или иных сведений было крайне сложно. Точных биографических данных не могли представить также и более поздние античные авторы, например афинский грамматик Диоген Лаэртский (III век до н. э.), черпавший свою информацию из не дошедших до нас "Хроник" Алоллодора. В сочинениях авторов поздней античности содержится больше легенд, анекдотов и разного рода измышлений, сложившихся на протяжении веков и связанных с именами Гераклита и других мыслителей далекого прошлого, нежели достоверной информации. Принято начинать повествование о философии с упоминания о семи греческих мудрецах и о первейшем из них - Фалес из Милета.

Считается, что есть одна, по крайней мере, точная дата, связанная с его жизнью, - 585 год, когда в Милете было солнечное затмение и когда, как утверждают, Фалес его предсказал. Если Фалес предсказал солнечное затмение, то он, скорее всего, уже был человеком зрелого возраста. Следовательно, VII–VI века до н. э. и есть приблизительно время жизни Фалеса и, может быть, других древнегреческих мудрецов.

Немного известно и о происхождении мыслителя. Диоген Лаэртский: "Фалес (по согласному утверждению и Геродота, и Дурида, и Демокрита) был сын Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, знатнейший, соседи потомков Кадма и Агенора. Он был одним из семи мудрецов, что подтверждает и Платон, и когда при афинском архонте Дамасии эти семеро получили именование мудрецов, он получил такое имя первым (так говорит Деметрий Фалерский в "Перечне архонтов"). В Милете он был записан в число граждан, когда явился туда вместе с Нелеем, изгнанным из Финикии Впрочем, большинство утверждает, что он был коренным жителем Милета, и притом из знатного рода".

В повествовании Гераклида говорится, что Фалес жил в уединении простым гражданином. По одним источникам, он был женат и имел сына Кибисфа, по другим - что он так и не женился, а усыновил сына своей сестры. Когда его спросили, почему он не заводит детей, он ответил: "Потому что люблю их"; когда мать заставляла его жениться, Фалес, говорят, ответил: "Слишком рано!", а когда она обратилась с тем же вопросом к нему повзрослевшему, то ответил: "Слишком поздно".

О Фалесе философы высказывают часто прямо противоположные суждения. Одни (скажем, Аристотель) говорят о Фалесе как о практичном человеке, который твердо стоял на земле и был весьма изобретательным в житейских делах. Другие авторы (Платон), напротив, считают милетца погруженным в отвлеченные рассуждения мыслителем, которого уже совершенно не интересовали практические дела. Фалес любил путешествовать. Он посетил Египет, Среднюю Азию, старался собрать в этих странах остатки древних знаний.

"Учителей он не имел, - пишет Диоген Лаэртский, - если не считать того, что он ездил в Египет и жил там у жрецов. Иероним говорит, будто он измерил высоту пирамид по их тени, дождавшись часа, когда наша тень одной длины с нами. Жил он и у Фрасибула, милетского тирана (как сообщает Миний)".

Вполне возможно, что Фалес, путешествуя, попал и в Финикию (есть даже предположения, не был ли Фалес финикийцем по происхождению, хотя большинство исследователей все-таки сходится на том, что он был милетец). Из финикийской и египетской астрономии в те столетия уже было известно, как ориентироваться в море по звездам.

Фалес принес в Грецию восточные знания (и первые научные инструменты - например, угломер). Замечательно развив эти знания, он начал европейскую науку. Он был первым, кто захотел с помощью знания объяснить устройство мира - то, что прежде лишь рассказывалось; волю богов заменить законами природы - Восток этим не занимался. И наконец, Фалес умел замечательно разъяснять придуманное.

Стремясь понять мир, в котором мы живем, Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небом и землей, тем, что греки назвали метеорами (воздушными явлениями). Дело в том, что Фалес жил в городе греческих купцов. В своих поисках он руководствовался соображениями полезности: он хотел, чтобы корабли могли доставлять в порт свои грузы, и поэтому стремился узнать, почему выпадает дождь, что такое ветер, что собой представляют звезды, по которым можно управлять кораблем. У науки нет иного происхождения, кроме практики.

Фалесу поздняя традиция приписала пять теорем геометрии (в их числе - о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и о делении окружности диаметром пополам). В связи с астрономией накапливались и новые знания, проблемы и темы. Например, у финикийцев, египтян и у греков на смену лунному календарю пришел солнечный. Греки перешли уже и на близкое современному деление года на месяцы, дни и т. д., то есть перешли к солнечному календарю. И часто накопление такого рода знаний связывается с именем Фалеса. Вот свидетельство Апулея: "Фалес Милетский, несомненно самый выдающийся из тех знаменитых семи мудрецов (он ведь и геометрии у греков первый открыватель, и природы точнейший испытатель, и светил опытнейший наблюдатель), малыми линиями открыл величайшие вещи: круговороты времен года, ветров дуновения, звезд движения громов дивные громыхания, планет извилистые пути, Солнца годичные повороты, а также [объяснил] нарождающейся Луны прибывание, стареющей - убывание, затмевающейся - преграды. Мало того, уже на склоне старческих лет он придумал божественный расчет [пропорцию], относящийся к Солнцу, [вычислив] сколько раз своей величиной [диаметром]. Солнце меряет ту окружность, которую пробегает." Это свидетельство, скорее всего, приписывает легендарному Фалесу свод знаний, накопленный в ту отдаленную эпоху разными людьми. О трудах философов до Платона ученые судят по "фрагментам" в сочинениях более поздних авторов. Обычно это - краткие неточные пересказы отдельных мыслей. О трудах Фалеса неизвестно даже, писал ли он их вообще. Наиболее вероятно, что он создал "Морскую астрономию" (в стихах, как все ранние мыслители), называли еще два его астрономических трактата (о равноденствии, о солнцестоянии), но точные фрагменты до нас не дошли. Все же можно сказать, что философия Фалеса основывалась на астрономии, которой до него в Греции никто не занимался.

По Геродоту, в ходе войны лидийцев с мидянами "во время одной битвы внезапно день обратился в ночь. Это пресечение дня предсказал ионянам Фалес Милетский и даже точно определил заранее год, в котором оно и наступило. Когда лидийцы и мидяне увидели, что день обратился в ночь, то прекратили битву и поспешили заключить мир".

Впрочем, многие сомневаются, что Фалес действительно смог это предсказать. Некоторые авторы допускают, что Фалес мог предсказать затмение, но считают это предсказание скорее не научным, а практическим. Ведь и до него люди предсказывали затмения, наблюдая известную повторяемость явлений, делая астрономические расчеты.

Возможно, Геродот, как и прочие древние авторы, сообщал, что Фалес увязал временный цикл (лунные месяцы) с фактом солнечного затмения. Когда в Милет пришла весть о битве, случившейся из-за затмения, молва попросту не могла не сопоставить это с учением знаменитого милетца о том, будто Солнце затмевается Луною. Фалес действительно предсказал, что солнечное затмение можно ожидать лишь в новолуние, и пророчество подтвердилось.

Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой материи состоит мир. Он считал, что все существующее порождено водой, понимая при этом воду как влажное первовещество. Вода это источник, из которого все постоянно происходит. При этом вода и все, что из нее произошло, не являются мертвыми, они одушевлены. В качестве примера для иллюстрации своей мысли Фалес приводил такие вещества, как магнит и янтарь: раз магнит и янтарь порождают движение, значит они обладают душой. Фалес представлял весь мир как одушевленный, пронизанный жизнью. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

Фалес считает воду изначальным элементом, из которого возникла земля, являющаяся как бы осадком этого первоначального элемента, равно как воздух и огонь, составляющие ее пары, испарения воды. Все возникает из воды и вновь превращается в воду.

Если вода - первооснова, то Земле следует покоиться на воде. По Фалесу, Земля плавает в пресноводном Океане, словно корабль. Тогда реки оказываются подобны течам в днище корабля, а землетрясения - корабельной качке: "Земной круг поддерживается водой и плавает наподобие корабля, и когда говорят, что Земля трясется, то она на самом деле качается на волнах". Современники внимали его речам с восхищением. Фалес пытался сформулировать основные законы мироздания, но современники лучше всего запомнили его моральные поучения. Плутарх в книге "Пир семи мудрецов" приводит следующие оригинальные высказывания Фалеса:

  • Что прекраснее всего? Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью.
  • Что мудрее всего? Время, оно породило одно и породит другое.
  • Что обще всем? Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого.
  • Что полезнее всего? Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти применение и стать полезным.
  • Что самое вредное? Порок, ибо в его присутствии портится почти все.
  • Что сильнее всего? Необходимость, ибо она непреодолима.
  • Что самое легкое? То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют.

Фалес говорил, что о друзьях нужно памятовать очно и заочно, что надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим. "Не богатей дурными средствами, - поучал он, - и пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился". "Чем поддержал ты своих родителей, - говорил он, - такой поддержки жди и от детей". Из коротеньких афоризмов, которые приписывают исключительно ему, наиболее характерными для его гения являются, несомненно, следующие. "Невежество - тяжкое бремя", "Находясь у власти, управляй самим собой". Про Фалеса передавали в древности и такую легенду (ее с большой охотой повторил Аристотель). "Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем [богатом] урожае маслин, еще зимой - благо у него было немного денег - раздал их в задаток за все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок, поскольку никто не давал больше, а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся. Вот каким образом, говорят, Фалес выказал свою мудрость". Аристотель подчеркивает - урожай Фалес предсказал "по наблюдению звезд", то есть благодаря знаниям.

По иронии судьбы именно гениального Фалеса народное предание выставило мишенью для насмешек прохожих и служанок. Этот язвительный рассказ передает Эзоп, передает его и Платон.

"Рассказывают, что, наблюдая звезды и глядя наверх, Фалес упал в колодец, а какая-то фракиянка - хорошенькая и остроумная служанка - подняла его на смех он, мол, желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает".

Конец жизни Фалеса пришелся на царствование легендарно богатого Креза, царя Лидии, подчинившего, в частности, Ионию. Дата смерти первого философа неизвестна Диоген Лаэртский пишет: "Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары, жажды и старческой слабости. На гробнице его написано: Эта гробница мала, но слава над ней необъятна. В ней пред тобою сокрыт, многоразумный Фалес.

Теорема Фалеса


Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной из его сторон равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

Параллельные прямые AA1, BB1, CC1 отсекают на стороне угла равные отрезки AB и BC. Докажем, что A1B1 = B1C1. Через точки A и B проведём прямые AR и BS, параллельные стороне угла OK1. Из параллельности прямых следует, что ∠PAB = ∠SBC и ∠PBA = ∠SCB. Заметим, что тогда ⊿APB = ⊿BSC по стороне и двум углам, поэтому AB = PS. Но по построению четырёхугольники AA1B1P, PB1C1R , BPRS — параллелограммы, значит A1B1 = AP = BS = PR = B1C1. Что и требовалось доказать.

Отметим, что теорема справедлива для любого числа отсекаемых равных отрезков и для каждого случая можно привести аналогичное доказательство.

Время - это жизнь. Мы дышим, спим, разговариваем. Любое движение, любой момент представляет из себя часть всего времени. Оно дается нам даром, на всю жизнь, поэтому мы так небрежны в обращении с ним.
Оно дает нам жизнь, лечит душевные раны, делает нас старше, опытнее и мудрее. Дает насладиться всеми моментами существования, а после - убивает. Оно скоротечно, поэтому его нельзя тратить на всякие глупости, если ты хочешь провести жизнь так, чтобы к ее концу можно было не бояться исчезнуть, думая при этом о том, что еще много чего не сделано. Время нужно ценить.
Некоторые люди в детстве мечтали поскорее вырасти, а сейчас, когда это случилось, они снова хотят вернуться в прошлое. Нельзя торопить время, проявляя нетерпение: скорее бы закончить школу, потом вуз, скорее бы на пенсию, скорее бы на . кладбище? Нужно стараться жить настоящим, не забегая вперед. Если сожалеть об утраченной молодости, негодовать о приближающейся старости - время будет идти в разы быстрее, приближая тебя тем самым к смерти. Безусловно, жизнь не хочется терять, особенно если толком и не начинал ее.

Для меня время-это неизбежная череда событий, которая происходит ежедневно. Время может поранить, время может излечить, а может убить. Часто люди тратят своё время зря, даже не понимая этого. У некоторых людей жизнь проходит интересно и активно, а у других вяло и скучно. Одни люди за определённый промежуток времени успевают сделать многое, а другие за это же время - ничего. Время нельзя потрогать, но можно ощутить. Время н ев озвратно , нужно всё делать вовремя, но это очень сложно.

На данный момент придумано множество фильмов , в которых присутствует "машина времени". К сожалению, в настоящее время ещё не создали такую машину, но я думаю, что в скором будущем появится машина, с помощью которой возможен скачок во времени.

Люди умирают, рождаются и снова умирают. Время тоже не стабильно. Время может умереть и родится заново. Когда-то время станет самой дорогой вещью на Земле, потому что его будет не хватать. Зачем тратить время в пустую, когда можно насладиться каждым мгновением своей жизни. И все же время- это жизнь в которой мы делаем много глупостей, выбираем правильный путь, выбираем себе работу, профессию и стиль в жизни. "Между да и нет есть только ваш выбор".

4 Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие что был женат, имел сына Кибиста; третьи что оставаясь холостяком, усыновил сына сестры. Время жизни Фалеса сводится на период с по до н. э., т.о. умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет.. Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, 585 до н. э., когда в Милете было солнечное затмение, которое он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до н. э., во время войны между Лидией и Мидией) до н. э. 585 до н. э.Лидией Мидией

8 Геометрия Считается, что Фалес первым доказал несколько геометрических теорем, а именно: вертикальные углы равны; вертикальные углы равны; треугольники с равной одной стороной и равными углами, прилегающими к ней, равны; треугольники с равной одной стороной и равными углами, прилегающими к ней, равны; углы при основании равнобедренного треугольника равны; углы при основании равнобедренного треугольника равны; диаметр делит круг пополам; диаметр делит круг пополам; угол, вписанный в полуокружность, всегда будет прямым. угол, вписанный в полуокружность, всегда будет прямым. если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной стороне его равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне. если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной стороне его равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

9 Космогония Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей вода; начало и конец Вселенной вода. Все образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей вода; начало и конец Вселенной вода. Все образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Вселенной

10 Космология Космология Фалес полагал, что Космос один [един]. Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены; Космос одушевлен и полон божественных сил. Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом Фалес полагал, что Космос один [един]. Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены; Космос одушевлен и полон божественных сил. Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началомКосмос

13 До нас дошли знаменитые афоризмы Фалеса : - Что больше всего на свете? - Что больше всего на свете? - Пространство. – Что быстрее всего? – Что быстрее всего? – Ум. – Ум. – Что сильнее всего? – Что сильнее всего? – Необходимость. – Необходимость. - Что мудрее всего? - Что мудрее всего? – Время. – Время. – Что труднее всего? – Что труднее всего? – Познать самого себя. – Познать самого себя. – Что легче всего? – Что легче всего? – Дать совет другим. – Дать совет другим.

14 Что самое общее для всех? Что самое общее для всех? - Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть. - Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть. Соблюдай меру! Соблюдай меру! О друзьях должно помнить не только в их присутствии, но и в их отсутствии. О друзьях должно помнить не только в их присутствии, но и в их отсутствии. Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума - в знании. Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума - в знании. Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.

15 Рассказывают, что однажды ночью шел Фалес не глядя себе под ноги и рассматривал звездное небо. Он споткнулся и упал в яму. Люди стали над ним смеяться, а одна женщина сказала: - Что ж, мудрец, хочешь познать то, что на небесах, а не видишь даже того, что у тебя под ногами? Рассказывают, что однажды ночью шел Фалес не глядя себе под ноги и рассматривал звездное небо. Он споткнулся и упал в яму. Люди стали над ним смеяться, а одна женщина сказала: - Что ж, мудрец, хочешь познать то, что на небесах, а не видишь даже того, что у тебя под ногами? Эта фраза стала знаменитой. Ответил на нее другой знаменитый философ - Гегель уже в ХIХ веке. – Те, что смеются над философами, никогда не упадут в яму, - сказал он. – Ведь они уже лежат на самом ее дне. Эта фраза стала знаменитой. Ответил на нее другой знаменитый философ - Гегель уже в ХIХ веке. – Те, что смеются над философами, никогда не упадут в яму, - сказал он. – Ведь они уже лежат на самом ее дне.

16 Часто начало развития астрономии и геометрии связывают с именем Фалеса. По свидетельству Апулея: "Фалес Милетский, несомненно самый выдающийся из тех знаменитых семи мудрецов (он ведь и геометрии у греков первый открыватель, и природы точнейший испытатель, и светил опытнейший наблюдатель)".

17 Дата смерти первого философа неизвестна. Диоген Лаэртский пишет: "Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары, жажды и старческой слабости. На гробнице его написано: Эта гробница мала, но слава над ней необъятна: В ней пред тобою сокрыт, многоразумный Фалес.

В истории цивилизации взаимоотношения человека и времени породили три проблемы: мировоззренческую (как осознавать время?), утилитарную (как им пользоваться?) и техническую (как его измерить?). Поэтому понимание, исчисление и измерение составляют три основные сферы контактов людей и времени.

Изучение их является предметом трех разных научных дисциплин: собственно хронологии, истории философии и истории техники, но в реальной жизни названные сферы культуры развивались и функционировали взаимосвязанно, и их комплексное рассмотрение позволяет выявить некоторые параллели, незаметные при изолированном анализе. Характерно, что большинство основных достижений философского осмысления времени, хронологии и хронометрии, оказавших влияние на жизнь современного человечества, относится к древности и средневековью. Перед нами — один из многочисленных примеров того, сколь велико объективное значение наследия Тех исторических эпох, которые часто кажутся людям XX столетия не имеющими отношения к их жизни.

Лишь, говоря о древнейших пластах культуры, автор обращается к ближневосточным параллелям На то имеются две причины во-первых, античная культура, при всем своем своеобразии, использовала и обобщала опыт великих цивилизаций Древнего Востока и, вероятно, не могла бы возникнуть, если бы не существовало Вавилонии, Египта, государств Малой Азии Во-вторых, в эпоху древности не существовало европейского общества, цивилизованное общество Запада обнимало северный и южный берега Средиземного моря и сместилось на Север лишь в начале средневековья.

Из всех живых существ на земле лишь человеку свойственно чувство времени. Известно, что животное живет настоящим моментом. Оно не знает временной длительности и если помнит о каком-либо событии прошлого, то ему кажется, что оно случилось только что. Прилагая усилия для обеспечения своего будущего, око подчиняется инстинкту и не осознает, сколько времени должно пройти до тех пор, когда это будущее наступит.

первобытного человека структурно однороден. В его представлении природа и общество устроены одинаково, неодушевленные субстанции — очеловечены. Силы природы персонифицируются, осознаются как божества; они рождаются и рождают, образуют поколения и семейства богов. Люди не только зависят от них, но и родственны им, потому что боги — творцы и родоначальники людей. В таком мире нет грани между живым и неживым: он весь одушевлен и насквозь метафоричен. При этом мифологическому сознанию с трудом даются абстракции. Необходимое человеку абстрактное понятие чаще всего выражается через чувственный образ.

частицы себя самого: годы, месяцы, дни. В нем же они исчезают бесследно: время поглощает свои порождения. В мифе время и его частицы очеловечены, антропоморфны, отсюда ужасающий образ бога-пожирателя собственного потомства.

Правление Кроноса невечно: до него миром правил Уран, после — Зевс. Значит ли это, что вместе с царством Кроноса исчезло время? Нет, время подчинилось Зевсу и отныне представляет собой реализацию его божественной воли. Все свершается по желанию Зевса в его царстве.

Еще своеобразнее ситуация со временем в древнем царстве Урана, отца и предшественника Крона. Уран — Звездное Небо сам являет собой чувственно воспринимаемый образ времени. Течение времени — это вращение небес. И поэтому:

Итак, в древнегреческом мифе о происхождении богов проявились свойства мифологического понимания времени: оно персонифицировано и рассматривается в образах сменяющих друг друга божеств; оно зависимо от природных временных циклов и вечно возвращается к своим истокам; оно отождествляется с движением видимых объектов и как бы растворяется в нём. Первые два свойства как правило, а третье повсеместно присущи мифологическим представлениям народов мира.

мы встречаем Елену Аргивянку на 10-й год Троянской войны. Много лет назад стала она женой царя Менелая, годы спустя похитил ее Парис, 9 лет провела она в осажденном Илионе, но красота ее неизменна:

Мы помним, что мифологическое время персонифицированно и одушевленно. Не удивительно, что оно обладает способностью воздействовать на события, наполняющие его:

В сознании древних ухудшение, порча нравов во времени отождествлялись с порчей самого времени, ибо время вещественно, оно равно своему содержанию. Лежащая на нем печать божественности, обеспечивающая ему совершенство, постепенно стирается, и возникает необходимость нового импульса свыше, нового творения мира и времени.

В формировании циклических представлений о времени немалую роль сыграла зависимость жизни древних народов от естественных природных циклов, которые, в свою очередь, осознавались через взаимоотношения богов как явления одушевленного мирового космоса. Древний египтянин каждое утро фиксировал своим внутренним взором на восточном краю небосклона ладью, несущую бога света Ра. В течение дня Ра совершал свой путь в небесах с Востока на Запад, а вечером пересаживался в другую, ночную ладью, спускался в подземный мир и выступал в бой с силами мрака. К утру он неизменно выходил победителем и вновь возникал над горизонтом в дневной ладье. Более размеренным и мирным было существование греческого бога Солнца — Гелиоса. Так же как и Ра, появлялся он по утрам на восточном краю неба и пересекал его в золотой колеснице, выкованной Гефестом. Вечером же пересаживался в золотой челн и плыл обратно к Востоку по священным водам Океана. В это время небеса медленно объезжала богиня-ночь Нюкта.

В мировоззрении древних мифологизируются не только дни и ночи, но и времена года. Во многих мифологиях их смена отождествляется с образом периодически умирающего и возрождающегося юного бога. Мифы о Думмузи у шумеров и Таммузе у вавилонян, египетском Осирисе и эллинском Дионисе не просто иллюстрировали в глазах современников переход от лета к осени и от зимы к весне, ко прямо отождествлялись с этими явлениями природы. Многими народами и годичный природный цикл связывался с идеей старения и порчи времени. Так, у римлян старое, отжившее время симво

Переход человечества к цивилизации, возникновение государственности изменили и преобразили сознание людей. Изменились и представления о времени. Уместно напомнить, что любые человеческие понятия, в том числе и понятие времени, эволюционируют под воздействием социальных условий. Новые идеи порождались новой общественной ситуацией. Представляется, что восприятие времени в эпоху древности определялось тремя главными обстоятельствами во-первых, потребностью государства и жречества в относительно четких системах времени в целях фиксации политических событий, регулярного сбора податей и созыва воинских ополчений, а также своевременного выполнения религиозных обрядов; во-вторых, практическими нуждами деловых людей – купцов, ремесленников, врачей, механиков, солдат, специфика деятельности которых требовала знания точного времени; в-третьих, выделением (в Греции, а позднее в Риме) прослойки лиц, занятых профессиональной интеллектуальной работой, и среди них — философов, которые в своих размышлениях неизбежно должны были обратиться к раскрытию сущности времени, как к теоретической проблеме. Ответом на первую потребность стало изобретение методов годичной фиксации событий, а затем и хронологических эр. Вторая потребность сформировала социальный заказ на создание приборов для измерения времени и нашла выражение в целом ряде блестящих изобретений древних и средневековых инженеров: солнечных, водяных и иных часах.

Осознание идеи времени и создание первых учений о времени принадлежит философам античной Эллады. Очень рано была сформулирована мысль о единстве времени. Ферекид в отличие от Гесиода полагал, что существует единый и вечный бог Хронос (а не Кронос —

Особенно полно и детально проблема времени была рассмотрена в трудах Платона и Аристотеля. На их концепции, несомненно, оказали влияние и древнейшие, мифологические представления о времени. Но независимо от этого их взгляды знаменуют качественно новый этап в развитии идеи времени. В сущности, автором первой в истории философии теории времени стал Платон, вторую — выдвинул Аристотель.

Итак, Аристотелем был выдвинут фундаментальный постулат: время есть число (или мера) движения Оно связано всегда с конкретным объектом, ибо невозможно движение без того, что движется. Его не существует и без субъекта, вне измеряющей души.

стижением античной философской мысли в исследовании времени. Они сосуществовали на протяжении всей истории античной древности, оказывая воздействие на мировосприятие философов самых разных школ. Особенно сильно было влияние Платона, идеи которого были развиты в эпоху поздней античности мыслителями неоплатонического направления.

Возникшее на рубеже древности и средневековья христианское понимание времени в целом значительно отличалось от эллинского и римского. Оно прямо было связано с непривычными для античного сознания библейскими временными представлениями. Мифология семитских народов не предполагала кругового обращения времени.

Возникновение христианства придало новое качество библейской версии времени, включенной в круг идей поборников христовой веры. Пришествие на землю сына Божия обозначило не просто значительный, но главный момент истории, разделило ее на две части: на то, что было до Рождества Христова, и то, что произошло позднее. Благодаря крестной жертве Христа для людей открылся путь к спасению, а будущее оказалось известно, в сущности, так же хорошо, как и прошлое: в нем людям предстояло Второе пришествие Христа и Страшный Суд. Христианское время симметрично относительно даты Рождества: не случайно позднейшие теологи искали и находили аналогии ветхозаветным событиям и персонажам в реальной истории средневековой Европы. Христианское понимание времени придает ценность прошлому, так как в нем имели место страсти Христовы, и будущему, поскольку в нем будет реализована божественная воля.

ного течения событий. Он сознательно управляет мировой историей, и она не может быть циклична потому, что самим Творцом четко обозначены узловые точки ее поступательного движения. Её начальная и конечная вехи - грехопадение Адама и Страшный Суд; промежуточные - потоп, правление патриарха Авраама, царство Давида, Вавилонское пленение, Рождество Христово. Начиная с Рождества история человечества обретает новый смысл: на земле возникает Христова церковь, воплощающая собой Град Божий, прежде существовавший лишь на небесах.

Гипотеза Августина о пребывании времени лишь в душе мыслящего индивида не оказала заметного влияния на богословскую мысль средних веков. Что же касается понимания им времени как линейного и конечного, его представлений о соотношении времени и вечности, его критики циклизма, то эти идеи легли в основу теории времени, принятой во всей христианской Европе. Последующие средневековые мыслители лишь слегка корректировали и развивали теорию Августина.

Для средневекового мировосприятия особое значение имело соотношение времени и вечности. Вечное - область божественного, временное - область земного. Эти понятия иерархичны: время - производное от вечности и, в сущности, лишь она обладает собственным, самостоятельным бытием. К сфере божественного принадлежат события жизни Иисуса Христа, а в известной степени и других персонажей Писания. Они, однако, происходили на Земле и были причастны к земному времени. Следствием этой двойственности явилось никем строго не сформулированное, но все же достаточно четкое представление людей средневековья об особой временной структуре, получившей в современной науке название сакрального времени. Сакральное время можно определить как ту часть божественной вечности, которая доступна наблюдению смертных.

Годичный цикл христианской литургии, свидетелем свершения которого неизбежно становился любой средневековый европеец, есть цикл регулярного проявления в земной жизни фрагментов сакрального времени. Любой христианский праздник – это не просто воспоминание о том или ином эпизоде Священного Писания. Обозначаемое им событие, реально и телесно осуществляется ежегодно, можно было бы сказать «совершается вновь

Натурфилософы Ренессанса выдвинули концепцию, объективного и независимого времени, предвосхитив тем самым понимание его, характерное для нашей современности.

Гуманистическое мировоззрение стало той идейной средой, в которой начал осуществляться важнейший в истории мировой науки революционный переворот — переход к рационалистическому опытному знанию. Его свершение тесно связано с именами великих физиков и астрономов — Г. Галилея, И. Кеплера, Б. Паскаля и др. Итог ему подвела деятельность И. Ньютона, сформулировавшего универсальные законы существования физического мира.

Эйнштейном. Однако, следует признать, что именно представление об абсолютном времени, сформулированное Ньютоном, явилось органичным и естественным для многих миллионов людей – носителей европейской культуры последних трёх столетий. Оно весьма широко распространено и в наши дни. Ньютон, возможно, был последним мыслителем, который вслед за Платоном и Августином Блаженным не только предложил новое философское определение времени, но и аккумулировал в нём воззрения тех своих современников, которые стояли у истоков миропонимания наступающей исторической эпохи. Последующие теории времени были не менее оригинальны, интересны и основательны, чем рассмотренные нами ранее. Однако ни идея Канта о времени как чистой формуле внутреннего созерцания, ни гегелевская трактовка времени как истины пространства, ни теория относительного времени Лейбница не воздействовали на массовое сознание: они влияли лишь на последователей соответствующих философских учений. Представление же об абсолютном, ни от чего не зависящем (условно говоря, ньютоновском) времени стало одним из элементов социальной психологии людей современного типа и лишь слегка было поколеблено математическим доказательством относительности времени, данным Эйнштейном. Отметим, что открытия Эйнштейна сказались на восприятии времени многими людьми двадцатого столетия – в том числе нематематиками, нефизиками и нефилософами – все же сильнее, чем, например, сходные идеи Г. Лейбница, известные ещё с XVII в., вследствие одного важного обстоятельства: в условиях современной технократической цивилизации массовое сознание относится с большим вниманием и доверием к выводам учёных-естественников, чем к философским конструкциям. Благодаря теории относительности возникло учение о четырёхмерном пространстве, четвёртой составляющей которого является неравномерно текущее время.

Читайте также: