Можно ли считать музыку отражением духовности человека сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Музыка – восьмое чудо света. Она не только помогает спастись от скуки по пути в университет, школу, на работу или еще куда-нибудь, а также влияет на настроение и даже на работоспособность и продуктивность.

Какая-то музыка может нас успокоить, развеселить или наоборот расстроить. Некоторая музыка ассоциируется с определенными моментами в жизни, и слушая такую музыку, окунаешься в воспоминания с головой. Чтобы запомнить какую-то информацию рекомендуется несколько раз прочитать ее под музыку. Тогда услышав песню или напев ее мотив, можно будет вспомнить то, что необходимо было выучить. Разве это не прекрасно!?

В некоторых компаниях работникам включают классическую музыку, так как она воздействует на мозг, благодаря чему человек начинает работать намного лучше. Она не отвлекает, а наоборот позволяет сконцентрироваться. Также сотрудникам в офисе, у которых работа за компьютером с документами, некоторые компании позволяют слушать музыку в наушниках, чтобы не мешать коллегам.

Наверное, каждый замечал, что любая рутинная работа под музыку проходит намного веселее и быстрее. Конечно, проводились исследования, чтобы выяснить, какой жанр музыки влияет лучше на работоспособность, а какой хуже, но я считаю, что это абсолютно не имеет никакого значения. Дело совсем не в определенном жанре, а в том, что вызывает сама мелодия и нравится ли она вообще. Если мелодия не нравится, то она будет только раздражать слух и мешать.

Нельзя прожить без музыки. Музыка – это просто набор звуков, которые образуют мелодию. Так что пение птиц, шум дождя или ветра тоже можно назвать музыкой, музыкой природы. Музыка влияет на наше настроение, иногда даже поведение. Услышав какую-то песню, хочется пуститься в пляс или же упасть на пол и рыдать, потому что с ней связано слишком много воспоминаний. Какие-то песни вдохновляют и мотивируют. Услышал песню и начал писать книгу, хотя не мог и строчки выдавить последние полгода. Это ли не счастье!?

Вариант 2

В современной жизни человек зачастую подвергается различным влияниям со стороны. Среди них есть те, которые имеют как положительное, так и отрицательное воздействие на его сознание. К таким источникам относится музыка. В настоящее время она является неотъемлемой составляющей нашей жизни.

Проникая во все сферы деятельности людей, она вершит невозможное. С самого раннего детства ребенок, засыпая под тихую колыбельную, успокаивается. Во взрослой жизни человек также имеет возможность получить умиротворенное состояние путем прослушивания классических мелодий. Спокойные ноты, напевность улучшают самочувствие человека. Особенно это касается музыки, которую можно услышать под куполом храма. После ее прослушивания в душе возникает покой, а некоторым становится помощником в избавлении от разных недугов.

Под влиянием некоторых песен меняются и взгляды людей. Это объясняется тем, что в памяти начинают восстанавливаться события, которые под воздействием определенной мелодии анализируются, пересматривается отношение ко многим вещам в жизни. Так происходит влияние музыки на эмоции человека и его мировоззрение.

Помимо этого в зависимости от выбора правильного направления музыки происходит оздоровление организма. Размеренный темп может оказать положительное влияние на давление, сердцебиение людей. Более активные мелодии заряжают энергией, настраивают человека на позитив.

Однако подобное занятие как прослушивание музыкальных произведений не должно быть затяжным. Это может сказаться отрицательно на психике человека. Если мелодия имеет слишком громкий настрой, или жанр не приемлем, то она будет восприниматься им как посторонний шум, разрушительно влияя на общее его состояние. Это рассматривается как вред.

Таким образом, человек сам в силах контролировать свои эмоции, физическое и психическое состояние благодаря верной подборке мелодий, которые благотворно влияя на наш организм, способны привести к оздоровлению в целом. Тем более, если человек не равнодушен к музыке, то именно это направление может стать спутником, работой, доходом и просто увлечением всей его жизни.

Каждый из нас вправе выбирать ту музыку, которая ему нравится. Однако избирательность может помочь избежать негативного, вредного воздействия на здоровье, поможет измениться в лучшую сторону, зарядит положительной энергетикой.

Сочинение Музыки и человек

Итак, как именно музыка влияет на человека?

Для начала рассмотрим влияние классических композиций. Особенно человек восприимчив к музыке Моцарта. Ученые доказали, что прослушивание его музыки расширяет возможности интеллекта. Люди, над которыми проводился эксперимент, показали высокий коэффициент айкью после прослушивания Моцарта.

Как музыка влияет на мозг? Робер Монро доказал, что когда человек прослушивает определенную мелодию, он может ощущать некие бинуральные импульсы, которые улучшают мозговую активность, потому что способствуют улучшению межполушарных нервных связей на необходимых частотах. Однако не стоит забывать, что далеко не вся музыка полезна. Например, музыка в жанре техно чревата деградацией личности.

Как рок-музыка влияет на человека? Музыка данного жанра подразумевает под собой переизбыток высокой и низкой частоты. Чередование подобных импульсов и чересчур громких звуков могут серьезно повредить мозг. Ученые доказали, что рок-музыка усиливает сворачиваемость белка. Один из ученых на рок-концерте около громкоговорителя оставил пару сырых яиц. После концерта он с удивлением заметил, что яйца оказались варенными.

Влияет ли музыка отрицательно на человека? Существуют такие музыкальные жанры, которые наталкивают людей на насилие, злоупотребление наркотическими веществами и так далее. Многие, наверное, видели, как молодежь после концерта какой-нибудь рок или техно группы неадекватно себя ведет, ломает городскую собственность, громко кричит и матерится.

Однажды учеными был проведен другой эксперимент. В нем студенты должны были запомнить 30 цифр, слушая спокойную музыку. Затем этим же студентам включили поп-музыку. Выяснилось, что после поп-музыки активность мозга у студентов упала, они не могли запоминать числа. Некоторые участники эксперимента долгое время не могли прийти в себя.

Таким образом, музыка способна как положительно, так и негативно влиять на мозг человека.

Рассуждение

Также музыка служит способом самовыражения. С помощью музыки можно выразить свои чувства, переживания.

Музыка оказывает влияние на психику человека. Вы наверняка замечали приятную музыку в супермаркетах, в торговых центрах. Такой метод используют маркетологи для привлечения внимания покупателей, а также для увеличения продаж.

Также музыка помогает в трудных жизненных ситуациях. Определенная композиция может вернуть вас мысленно в прошлое, к вашим воспоминаниям. На самом деле влияние музыки на человека поражает.

Все люди разные, каждому нравится разного жанра музыка в определенный период жизни.

Культурная и национальная принадлежность человека также неразрывно связана с музыкой. У каждого народа, культуры своя национальная музыка, которая существует на протяжении многих веков.

Музыка важна в нашей жизни, она касается наших глубинных недр души, вселяет надежду на преодоление жизненных неурядиц.

Благодаря влиянию музыки можно значительно улучшить свое психоэмоциональное состояние. Проснувшись с утра, включите музыку, и день пройдет легко и продуктивно. Ведь доказано, что производительность после прослушивания любимой композиции становится лучше.

Также читают:

Картинка к сочинению Влияние музыки на человека

Популярные сегодня темы

Одним из великих классиков русской литературы является Александр Сергеевич Пушкин. Этот выдающийся писатель за свою жизнь написал множество произведений, которые считаются бестселлерами мировой литературы

В 21 веке закон о школьной форме присутствует в нашей жизни, но не все его соблюдают, и даже и не думали над этим. Школьные учебные заведения пытаются добросовестно выполнять наказания администрации

В поэме Александра Сергеевича Пушкина Медный всадник главным героем является Евгений. Герой представляет собой собирательный образ

Многомудрый Литрекон желает ознакомить Вас с итоговым сочинением на тему: Как музыка влияет на человека? Аргументы, вступление, заключение, тезисы — все это представлено в работе. Приятного просвещения!

Вариант 1

(343 слова) Музыка всегда оказывала благотворное влияние на человека. Она успокоит и утешит в сложные времена, она развеселит, когда на душе легко, она сблизит людей в танце и совместном пении. Каждый человек находит в мелодии то, что ищет в данную минуту, и его настроение улучшается. Чтобы доказать это утверждение, обратимся к литературе.

Таким образом, музыкальное искусство является источником сил для человека. Оно утешает и поддерживает его, развлекает и ободряет в трудные часы. Мелодия открывает личности тайные богатства ее души, среди которых любовь, отзывчивость, благородство. Она же может вдохновить нас на поиски своего места в мире и на борьбу за лучшее будущее.

Вариант 2

(383 слова) Музыка всегда была для человека подспорьем, необходимым для движения вперед. Искусство звуков мотивировало его на борьбу с судьбой и ободряло в самые мрачные времена. Оно же заставляет задуматься о высоких темах и чувствах, помогает вырваться из круговорота суеты и обыденности. Чтобы подтвердить сказанное, приведу литературные примеры.

Таким образом, музыка влияет на человека положительно. Она поднимает его настроение, разгоняет сгустившиеся тучи проблем. Она же вдохновляет его на проявление лучших качеств характера. Ее неземная красота помогает душе воспарить ввысь и очиститься от скверны тоски, гнева, отчаяния. У каждого есть свои любимые песни, способные на чудо.

Сочинение: Может ли доброта навредить человеку?

Автор: Самый Зелёный · Published 16.11.2018

Итоговое сочинение: 426. Помогают ли произведения искусства лучше понимать окружающих?

Автор: Самый Зелёный · Published 08.02.2022

Итоговое сочинение: Могут ли мужчины понимать женщин?

Автор: Самый Зелёный · Published 26.11.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Давно известно, что музыка и пение оказывают большое влияние на духовный мир человека, их привычки, поведение и т. п. Это воздействие может быть и положительным и отрицательным. Например, музыка возбуждающая, громкая, имеющая агрессивный настрой, лишает человека уравновешенности и спокойствия, а музыка спокойного характера, вызывает ощущение радости и покоя, способна гармонизовать (улучшить или стабилизировать) эмоциональное состояние не только взрослого, но и ребенка. Поэтому уже с древних времен и пение, и музыка использовались в воспитании детей.

Можно выделить главные пункты, подчеркивающие особое значение музыки и пения вызывающей ощущения радости и покоя для человека :

• Эмоциональное состояние человека обретает стабильность и гармонию;

• Она вдохновляет и направляет мысли человека в положительное русло, настраивает человека на нравственные поступки;

• Располагает людей к взаимопониманию и единомыслию;

• Является наилучшим средством к оставлению дурных помыслов и побуждает к добрым действиям"

Музыка возбуждающая, громкая, имеющая агрессивный настрой, противопоказана гипервозбудимым детям, т. к. усиливает проявление отрицательных свойств в поведении ребенка.

Так как в наше время существует огромное количество разнообразных стилей музыки, давайте разберем влияние на духовный мир человека самых распространенных.

Духовная (церковная) музыка – это живой родник духовности, родник нравственности. Церковное пение служит средством эстетического воспитания, способствует развитию чувства любви и сострадания к человеку. Она помогает раскрыться таким качествам как милосердие, доброта, благородство.

Классическая музыка – данный стиль музыки формирует основы музыкальной культуры и духовного сознания. Классическая музыка способствует развитию эмоциональной отзывчивости, эстетического возвышенного вкуса, а так же рождает творческую активность.

Музыка военных маршей – этот вид музыки придает уверенность в своих силах. Это бодрящая и мобилизирующая музыка, которая вдохновляет человека на подвиги.

Рок – в ее основе положен ритм, это очень тяжелая и экспрессивная музыка с нагромождением лишних звуков (истерические крики и визг исполнителей). Данный стиль очень пагубно влияет на духовный мир человека, т. к при восприятии этой музыки теряется концентрация внимания, подавляется сознание, а ум порождает ненависть, гнев, мнительность, ревность и т. п.

Джаз – это самобытный стиль. Звуки джаза оказывают положительное влияние на человека, если данный стиль близок слушателю.

Поп-музыка (популярная музыка) – это несложные тексты и легкие, запоминающиеся мелодии. Пожалуй, это единственный стиль музыки, который может принести вред человеку в зависимости от настроя слов песни.

Хотелось бы напомнить о том, что дети воспринимают музыку не так как взрослые. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких на музыку (эмоциональный пример).

Подводя итог, можно сказать, что воздействие музыки на духовный мир человека колоссальное, и поэтому важно научиться правильно использовать музыку в жизни и не перегружать своё сознание тяжёлой и депрессивной музыкой.

Психологическое воздействие музыки на ребенка Музыкальный руководитель Курилова Нина Ивановна МДОУ детский сад №1 село Заветное. Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками,.

Воздействие музыкальных звуков на детей дошкольного возраста Воздействие музыкальных звуков на детей дошкольного возраста Радио, телевидение, аудио- и видеотехника превращают музыку в.

Эмоциональное воздействие музыки на развитие детей-дошкольников с ОВЗ Эмоциональное воздействие музыки на развитие детей дошкольников с ОВЗ. Автор: Захарченко И. А. Музыкальный руководитель МАОУ СОШ№6 г. Тобольск.

Восприятие ребенком классической музыки, благотворно влияющей на психофизическую составляющую человека, а точнее – на формирующиеся душу, мозг и чувства человека. Русская духовная музыка и ее служение возвышению человеческого духа к небесной красоте.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 12.04.2015
Размер файла 16,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Российский государственный социальный университет

Значение духовной музыки в становлении нравственности

ассистент кафедры искусств и художественного творчества, аспирант

В настоящее время в обществе наблюдается кризис духовно-нравственных начал, массовая деградация общества. Культурный уровень людей, их способность воспринимать произведения искусства высокого художественного уровня оставляют желать лучшего. Зачастую музыка, звучащая по радио и телевидению, оказывается сомнительного качества и вкуса. Подобная музыка, навязываемая средствами массовой информации, калечит и умерщвляет души людей, развращает их.

Духовная музыка облагораживает и созидательно влияет на душу человека, делает его более возвышенным и духовно-нравственным. Прививать любовь к исконной русской музыке и ее понимание следует с детства, когда закладываются все основы для будущего развития человека, формируется психика и интеллектуально-умственные способности будущих личностей. Опора на духовную музыку в воспитании человека должна быть с самого раннего возраста, более того - с его эмбрионального состояния. Музыкальная психология утверждает, что еще в утробе матери ребенок может воспринимать классическую музыку, весьма благотворно влияющую на психофизическую составляющую человека, а точнее - на формирующиеся душу, мозг и чувства человека. Очень важно не упустить детский и юношеский периоды развития человека, когда в нем закладывается и формируется духовно-нравственный фундамент и способности. Как показывает практика, в противном случае "наверстать" ущербность воспитания и изменить духовный мир и мироощущение человека, в частности, студента среднего или высшего учебного заведения, бывает крайне трудно или даже невозможно. Это обусловлено тем, что в его сознании не сформировано представление об истинной красоте в музыке и других видах искусства, его духовно-нравственное состояние оказывается не способным воспринимать высокохудожественные произведения, заставляющие думать, сопереживать, анализировать. Его душа не восторгается и не возносится, не сопереживает услышанному, его глаза не горят светом жажды познания, он скучает.

Русская духовная музыка служит великой цели - возвышению человеческого духа к небесной красоте, строгой и сосредоточенной глубине, целомудренно-благоговейной небесной чистоте и ясности духа, а также окрыленного стремления к дивному божественному совершенству, к вечному бытию человека. Высокое, светлое музыкальное искусство запечатлевает в себе дух вечной жизни - дух окрыленной жизни в любви и согласии с нравственными законами, а низкое, темное - дух жизни злобной, эгоистичной и пошлой. Интересны и содержательны слова В.В. Медушевского о критерии духовности в искусстве: "Интонация искусства, главное его специфическое свойство, целостно вбирает в себя энергии, действующие в обществе и образующие атмосферу жизни: энергии веры или неверия и растерянности, святого вдохновения или безразличия, духовной бодренности или цинизма, великое упование или мировоззренческое уныние, любовь либо ожесточение сердца. В душе человека энергии жизни рассвобождаются - и придают ей той или иной строй, духовный или антидуховный" [3]. музыка духовный психофизический

"В прежние времена, как это ни странно, кое-что понимали глубже и делали лучше, - справедливо утверждает народный артист, художественный руководитель Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, профессор Владислав Александрович Чернушенко. - Человеческий опыт, заключенный в исторической памяти, знаниях и умениях людей неисчислимых поколений, есть не сухая архивно-этнографическая экспозиция, а реальное достояние нашего сегодня и жизненный капитал будущего. Еще недавно уверенные, что в "своих дерзновениях всегда мы правы ", мы беспечно и гордо разрушали "до основания, а затем. ", а затем не могли строить, потому что уже не было на чем" [5, С.3]. Размышляя о постсоветском обществе, о путях развития отечественной культуры на современном этапе, он с тревогой замечает: "Страшна сегодня угроза разрыва временных связей в духовной жизни народа. Случись это, народ лишится национальной культуры - престанет быть народом" [1]. Теперь, "когда настало неизбежное время осознания достигнутых тупиков, мы стали, озираясь, искать пути, которые бы вернули нас в прошлое, чтобы с его помощью более надежно и точно определить дорогу в будущее". В конце XX столетия, как точно и образно подметил маэстро, "отворили ставни в глухих застенках молчания, отверзли десятилетиями замкнутые уста, высветили концентрационные зоны культуры, где в смрадной тьме плесневели, штабелями сложенные творения литературы, живописи, музыки, но главное - идеи, мысли, традиции, отторгнутые от народа, которому принадлежали, без которых шло неумолимое его, народа, духовное обнищание" [5, С.3]

В настоящее время в нашем обществе происходит интенсивная реабилитация духовной культуры, восстанавливается духовная связь с навеки, казалось бы, ушедшим от нас миром. По мнению Чернушенко, "нынче идет не капитальный ремонт, даже не реставрация, идет Возрождение" [5, С.4]. Духовная музыка, церковные песнопения становятся объектом пристального внимания и глубокого изучения. Практически все хоровые коллективы России включают сегодня в свой репертуар произведения духовной тематики. Эта прекрасная музыка, призванная в своих высших проявлениях отображать духовный мир, является достоянием нашей русской культуры, гордостью отечества, а также непреходящей ценностью всего мирового искусства. Своим происхождением русская духовная музыка обязана принятием на Руси христианства. Послы равноапостольного Великого князя Владимира, Крестителя Руси, прибывшие из Константинополя и услышавшие там церковное пение, восторженно говорили о своих ощущениях: "Не знали мы, где были - на земле или на небе". За многие века духовная музыка прошла длинный эволюционный путь. В значительной степени она оказывала и продолжает оказывать влияние и на светскую музыку - народное песенное творчество и произведения композиторов. И.С. Бах указал цель музыки: "Конечная и последняя цель. всей музыки - служение славе Божией и освежение духа". Именно всей музыки, без подразделения ее на церковную и светскую, но только возвышенной, устремленной ввысь, на что Бах указывает далее: "Там, где это не принимается во внимание, там нет настоящей музыки, а есть дьявольская болтовня и шум". В.В. Медушевский пишет: "Возвышенная светская музыка (как и все сферы светской жизни и культуры) свое начало, оправдание, цель и смысл получила в Церкви, как богочеловеческом организме, соединяющем землю с Небом, временное - с вечным. Богослужебное пение участвует в таинствах храма, в которых действует освящающая, обоживающая, усыновляющая благодать Божия. В светской (то есть внехрамовой, но, в высших своих образцах, церковной по духу) музыке та же благодать действует как сила призывания, возжигающая в душе жажду возвышенной духовной жизни, удовлетворить которую может только воцерковление человека"

Замечательный русский композитор А.Т. Гречанинов считал творчество в области духовной музыки своим нравственным долгом. Он верил и доказал своим примером, что "всякий, кто искренно желает послужить народу, . должен по мере сил поработать на поприще духовно-религиозной музыки" [2, с. 8]. Гречанинов считал недопустимым привнесение в духовную музыку чего-либо чувственного или сентиментального, а тем более, слащавого или пошлого, как не соответствующих возвышенному тексту церковных стихов. Композитор размышляет о том, имеет ли форма духовного сочинения

какие-либо специальные ограничения, и приходит к выводу, что никаких контрапунктических или гармонических приемов, которые следовало бы считать неуместными, в духовных произведениях нет. Он полагает, что всякая форма годится, лишь бы она толково и уместно была употреблена. Относительно контрапункта Александр Тихонович считал важным, чтобы слова так искусно распределены были между голосами, чтобы слушатель отчетливо мог следить за текстом. Большое значение он придавал правильной и грамотной декламации текста, чтобы не искажался смысл духовных стихов. Как отмечал композитор, подобные погрешности могут встречаться даже при обиходном пении - например, в тексте "Ты, Господи мой, свет в мир пришел еси. " остановка и придыхание ошибочно делаются после слова "свет": "Ты, Господи - мой свет, в мир пришел еси. " [6, С. 430 - 434]. Гречанинов также полагал, что следует стремиться к большему разнообразию в гармонизации духовных сочинений, к богатству тембровых красок и поиску новых ярких музыкальных выразительных средств.

С.В. Рахманинов был убежден, что музыка "должна оказывать очищающее действие на умы и сердца". Духовная музыка имеет колоссальное значение для внутренней культуры человека. Она воспитывает и облагораживает души и находит теплый отклик в сердцах людей.

Духовной музыке уделяется недостаточное внимание в светских учебных заведениях в плане его изучения и проработки, отчасти - в связи с инертностью мышления, отчасти - в связи с конституционном принципом секулярности нашего государства. Но отделение Церкви от государства ни в коей мере не может и не должно отделить многовековую русскую культуру от современной. Актуальность преподавания русской духовной музыки в учебных заведениях определяется настоятельной необходимостью изучения столь важного пласта музыкальной культуры, особенно в областях профессионального и самодеятельного хорового исполнительства, современной дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки. Особенно важно внедрение и расширение духовной музыкальной тематики в учебных планах не только духовных, но и светских учебных заведений разных уровней.

1. Белов Ю. Пять веков под личную ответственность. Русский талант и его дело // Советская Россия (М.,), 13.10.2005, № 136 (12747).

2. Гречанинов А.Т. Где и как пробивать брешь // Хоровое и регентское дело (СПб.), 1909, № 1, С.3-8.

5. Национальные традиции русского хорового искусства (творчество, исполнительство, образование): Сб. науч. трудов / Отв. ред. П.П. Левандо. - Л.: ЛОЛГК. 1988. 160 С.

6. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918) / Сост. А.А. Наумов, М.П. Рахманова. М., 2002.

Читайте также: