Можно ли построить реальную жизнь по теории сочинение миниатюра

Обновлено: 05.07.2024

Под разумным эгоизмом следует понимать философскую позицию, которая устанавливает для каждого индивидуума первенство личных интересов над интересами других людей и общества в целом.

Возникает вопрос: чем разумный эгоизм отличается от эгоизма в прямом его понимании? Сторонники разумного эгоизма утверждают, что эгоист думает только о себе. В то время как разумному эгоизму невыгодно пренебрегать другими личностями, и попросту он представляет собой не эгоистичное отношение ко всему, а всего лишь проявляется как недальновидность, а иногда даже как глупость.

Другими словами, разумным эгоизмом можно назвать способность жить своими интересами или мнением, не противореча мнению других.

Немного истории

Разумный эгоизм начинает зарождаться еще в античный период, когда Аристотель отвел ему роль одной из составляющих проблемы дружбы.

Далее, в период французского Просвещения, Гельвеций рассматривает разумный эгоизм как невозможность сосуществования осмысленного баланса между эгоцентричной страстью человека и общественными благами.

Более подробное исследование данный вопрос получил у Фейербаха Л. По его мнению, добродетель человека опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения другого человека.

Глубокое изучение теория разумного эгоизма получила у Чернышевского. Оно опиралось на трактование эгоизма индивидуума как на выражение полезности человека в целом. Исходя из этого, если сталкиваются корпоративные, частные и общечеловеческие интересы, то главенствовать должны последние.

Взгляды Чернышевского

Свой путь философ и писатель начал с Гегеля, говоря всем, что принадлежит только ему. Придерживаясь гегелевской философии и взглядов, Чернышевский тем не менее отвергает его консерватизм. А познакомившись с его сочинениями в подлинниках, начинает отвергать его взгляды и видит в гегелевской философии сплошные недостатки:

  • Творцом действительности у Гегеля был абсолютный дух и абсолютная идея.
  • Разум и идея являлись движущими силами развития.
  • Консерватизм Гегеля и его приверженность феодально-абсолютистскому строю страны.

В итоге Чернышевский стал подчеркивать двоякость теории Гегеля и критиковать его как философа. Наука продолжала развиваться, а гегелевская философия для писателя устарела и потеряла смысл.

От Гегеля — к Фейербаху

Не удовлетворившись гегелевской философией, Чернышевский обратился к трудам Л. Фейербаха, что впоследствии заставило его назвать философа своим учителем.

И даже находясь в ссылке, он писал своим сыновьям о совершенной философии Фейербаха и о том, что он остался его верным последователем.

Суть теории разумного эгоизма

Теория разумного эгоизма в работах Чернышевского была направлена против религии, богословской морали и идеализма. По мнению писателя, индивид любит только себя. И именно себялюбие побуждает людей к действиям.

Николай Гаврилович в своих работах говорит о том, что в намерениях людей не может существовать нескольких разных натур и все множество человеческих желаний действовать исходит из одной натуры, по одному закону. Имя этому закону – разумный эгоизм.

Все человеческие поступки основываются на мысли индивидуума о его личной пользе и благе. К примеру, разумным эгоизмом можно считать жертвование человека собственной жизнью ради любви или дружбы, ради каких-либо интересов. Даже в таком действии лежит личный расчет и вспышка эгоизма.

В чем заключается теория разумного эгоизма согласно Чернышевскому? В том, чтобы личные интересы людей не расходились с общественными и не противоречили им, принося пользу другим. Только такие принципы принимал и пытался донести до других писатель.

И именно с этой точки зрения исключительный интерес представляет этическая теория Чернышевского.

Мысль о другом, забота о друге, основанная на общности интересов в едином стремлении, в единой борьбе, — вот что определяет моральные принципы героев Чернышевского. Интересно применение этих принципов к личной жизни героев, к вопросам семьи

Основная концепция теории

Теория разумного эгоизма оценивает выгоду от человеческих взаимоотношений и выбор самых выгодных из них. С точки зрения теории, проявление бескорыстия, милосердия и благотворительности абсолютно бессмысленны. Смысл имеют лишь те проявления этих качеств, которые приводят к пиару, получению прибыли и т. п.

Под разумным эгоизмом понимают умение находить золотую середину между личными возможностями и потребностями остальных. При этом каждый индивидуум исходит исключительно из любви к самому себе. Но имея разум, человек понимает, что если будет думать только о себе, то столкнется с огромным множеством проблем, желая всего лишь удовлетворения личных потребностей. Вследствие этого индивиды приходят к личностному ограничению. Но делается это опять же не из любви к другим, а из-за любви к себе. Поэтому в данном случае целесообразно говорить о разумном эгоизме.

Героями романа стали смелые и справедливые люди, которые борются за идеи счастливого будущего. Они не такие как предыдущее поколение, они представители нового времени. В то же время Чернышевский показывает читателям то, что он уже встречал раньше таких людей. Это доказывается сном героини Веры. Труд для людей уже не считается каторжным наказанием, люди смогли его автоматизировать. Работа становится легче и способной приносить истинную радость и удовольствие. Также люди научились подчинять природу себе. Теперь они не так зависимы от неё, как раньше. Женщина становится на один уровень с мужчиной. А до этого женщины даже не могли получать достойного образования. В романе развитие простых людей идёт быстрыми темпами. Чернышевский стал своеобразным прорицателем и показал, что возможна такая жизнь, где труд женщины станет легче, она не будет вынуждена круглые сутки прозябать от тяжкой работы. Также он хотел, чтобы общество, наконец, стало заботиться о детях и стариках.

2 вариант

Пройдя двойную цензуру, данное произведение все же было издано в печать писателем. В нем показаны невероятно трогательные моменты жизни персонажей, которые раскрыты очень подробно и тонко. Некоторые персонажи являются образами настоящих людей, с которыми писатель имел отношения. Например, в образе Веры Павловны показана его супруга, которой свойственны были ее черты. Для такого персонажа, как Рахметов, также есть реальный прообраз человека, с которым вел дружбу Чернышевский.

Рахметов обладал таким набором человеческих качеств, с помощью которых можно определить человека, как любящего своего Родину, и готового сделать все возможное для того, чтобы она стала лучше. В образе Веры Павловны показана сильная женщина, которой с раннего детства пришлось познать, что такое нужда, и уже в четырнадцать лет она отправляется работать швеей, при этом обеспечивая одеждой всех родных. Параллельно обучаясь фортепианному искусству, она начинает самостоятельно давать уроки в том месте, где обучается. Героиня крайне трепетно относится к свободе и независимости личности, считая то, что, живя в угнетении, человек теряет себя, он не способен жить полноценной и счастливой жизнью.

Стоит отметить и то, что она не является строгой женщиной, которая не следит за собой. Вера выглядит крайне привлекательно, при этом в глазах автора, она не является исключительным примером. Это скорее собирательный образ простого человека, который жил в то время, и чувствовал, что нужно что-то менять.

Сочинение 3

Люди из будущего для него видятся свободными от тяжелого труда, которые научились подчинять природу себе и заставлять ее работать на себя, а не наоборот. Жизнь становится радостной, людям не приходится выживать, они дышат полной грудью, занимаются творчеством и другими прекрасными делами. Развитие человечества достигает того, что они превращают степи и пустыни в земли, которые можно назвать плодородными, сажают деревья и цветы на горах. И всё это они создают ради общего блага. И развития они достигают не теми путями, через которые проходят люди, которые являются современниками автора. Народ его времени страдает, ему недоступно образование и блага жизни, он думает лишь о том, как прокормить себя и пережить зиму.

В обществе следующих поколений автор видит гармонично развитых людей, которые достигли высот, как в духовном, так и в физическом плане. Они полны сил, и каждый человек занимается тем делом, которое ему интересно. Он также считал, что роль женщины в обществе резко изменится, давая возможность ей выбирать ту профессию, которая нравится. По его мнению, должны будут решиться вопросы по обеспечению людей достойной жизнью в пожилом возрасте и воспитанию новых поколений с еще большими возможностями и потенциалом.

Вариант 4

Чернышевского Николая Гавриловича с уверенностью можно назвать борцом за честность и справедливость. Он всей душой верил в счастливо будущее своей страны. Николай Гаврилович хотел, чтобы простой народ жил в хороших условиях. Роман был написан в 1862 и написан всего за четыре месяца. Однако свершение своих желаний он ожидал только после революции.

Разумеется, основными образами произведения “Что делать?” стали храбрые и справедливые люди. Они боролись за идеи благодатного будущего. Герои — это представители обновлённого времени. Одновременно с этим писатель старается изобразить что такие люди уже были в его жизни. В доказательство можно привести сон Веры. В романе для людей каторжный труд уже не наказание, ведь они смогли его автоматизировать. Только в таком случае работа станет приносить радость. Тут люди независимо от природы выполняют поставленный им уровень работы. Люди здесь развиваются в ускоренном темпе. Многие называют Чернышевского в каком-то роде прорицателем. Все-таки он думал о том, что жизнь женщин когда-то станет не такой сложной. Еще главным его желанием было чтобы о маленьких детях и стариках общество начало заботу.

Возможно, ключевой идеей замысла Николай Гаврилович Чернышевский было предоставить читателю образ “нового человека”. Жизнь у таких людей становится спокойной и размеренной, где отсутствует нужда. Тяжелый труд исчез, можно заниматься хорошими творческими делами. Где человек наконец то поймет, что можно работать на себя, а не на кого-либо. В романе Чернышевского мы видим, что через положительные образы, он сделал попытку ответить на актуальный вопрос своего времени: “ Что делать для освобождения Руси от крепостнического строя?”. Ответ оказался как никогда прост:” Необходима революция”. Однако мечта писателя исполнилась не до конца. Границы у государств по-прежнему есть. Многие люди живут в ужасных условиях, с минимумом заработной платой. Формы современной эксплуатации до сих пор существуют. Но хочется верить, что в один прекрасный день этого не станет.

Для начала революции нужны отличные лидеры. Например, такие, как Рахметов, который является центральным образом книги. Личные цели и порывы автор замечает в таких героях как: Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна. Они приносят пользу обществу так как не ищут личной выгоды стать руководителями. Некими намеками Чернышевский дают понять, что Рахметов не такой, как все человек. Поступки его автор преподносит как лидерские.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Что делать? Чернышевского

Популярные сегодня темы

Рассказ носит довольно необычное название понять суть которого можно лишь полностью прочитав его. Главным героем своего рассказа В.М. Шукшин сделал простого деревенского работягу по имени Глеб Капустин

А. С. Пушкин в своем произведении Евгений Онегин большое внимание уделил раскрыванию романтических чувств главной героини.

Некрасов глубоко сострадал русскому народу. Это нашло отражение в его творчестве. Он пришлось на 50-70-е годы 19 века. Это время расцвета народной демократии. По всей России поднимается волна народного

Русский язык - мой родной язык. Каждый день мне приходится общаться с друзьями, не знакомыми людьми. Использование различных групп слов, определённой личностью, позволяет установить

У Н. Г. Чернышевского своеобразная философия, он убежден, что в основе всех побуждающих факторов лежит человеческий эгоизм. Во всех человеческих действиях заложена мысль о получении какого-либо блага, выгоды. Свою теорию автор подтверждает следующими доводами: “Если муж и жена жили между собой хорошо, жена искренне и глубоко печалится о смерти мужа, но как она выражает свою печаль? “На кого ты меня покинул?

Что я буду без тебя делать? Без тебя мне тошно жить на свете!”. В этих словах мы замечаем превалирование слов “я, мне, меня”,

что указывает нам на эгоизм, женщина печалиться о том как она будет дальше жить, а не о трагедии, хотя она об этом и не догадывается.
Роман “Что делать?” имеет статус политического манифеста и был воспринят двояко: одна группа людей плевала в это сторону и не хотела признавать, другая же превозносила его над головами словно флаг. Сюжет произведения построен на чувствах, но не смотря на это, автор обращался в первую очередь к здравому смыслу своих читателей.
В романе “разумными эгоистами” автор показал нам Лопухова, Кирсанова, Веру Павловну, Мерцаловых. Автор в своем произведении дает общую характеристику

такого типа людей: “Все резко выдающиеся черты их – черты не индивидуумов, а типа… Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело… это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: “Можно ли положиться на этого человека во всем, безусловно?”.

Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на нее свою голову, на ней можно отдохнуть”. Чернышевский не говорит, что они идеальны, но так же отмечает: “Тут есть всякие люди: и сибариты, и аскеты, и суровые, и нежные, и всякие, всякие”. Таким образом автор дает нам понять, что и недостатки у них так же имеются, что делает их живее.
Герой романа знает свои недостатки, и готов бороться с ними, но не потому что это мешает окружающим, а выгоднее ему – сущий эгоизм. Эгоизм часто встречается в общественной жизни, и в основном он редко у кого из нас вызывает симпатию. Герои Чернышевского наоборот, внушают нам доверие своими действиями, дают почву для подражания. Верочка говорила, что хочет делать только то, что будет хотеть и пусть другие делают так же.

Эгоист всегда будет делать то, что ему выгодно и если желания двух людей войдут в противоречие “разумный эгоист” откажется от исполнения своих действий не во имя благородства, а во имя выгоды себе.
Чернышевский, рассматривал теорию “разумного эгоизма” как моральную теорию “новых людей”, возвеличивающую человека. Он призывал человека, что бы личные и социальные интересы совпадали, а не противоречили друг другу. Чернышевский возносил людей, которые заботились о собственном благосостоянии и в то же время любили других людей, вели полезную для общества жизнь.

3) воспитательная – формировать гуманизм, нравственные ценности, а также социальные компетенции (умение жить в обществе).

Тип урока: урок-размышление

Аппаратные и программные средства:

  1. Художественный текст (изучение, понимание, интерпретация, своеобразие художественного слова писателя).
  2. Дидактический материал (цитатный лист, таблица аргументов).
  3. Словарь Ожегова (расширение общекультурного кругозора через понятие, лексического значения слова).
  4. Проектор, компьютерная презентация (наглядность, подведение промежуточных выводов).
  5. Дифференцированное домашнее задание на карточках (экономия времени для записи на уроке).
  6. Учебники по литературе для 10 класса Лебедева и Сахарова, Зинина.
  7. Интернет.

Ход урока

Оргмомент.

Эмоциональный вход.

Жизненные примеры несовпадения теории и практики (правило учим по русскому языку, но не можем его применять, пишем с ошибкой. Всем известно, что обманывать нехорошо, а все люди лгут, пусть иногда во благо, во спасение). Бывают также такие ситуации, в которых точное соблюдение правил и предписаний невозможно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему это происходит? Жизнь ставит людей в такие тупики, когда с точки зрения логики безнравственным становится само неукоснительное требование нравственности. (брак по расчету Дуня-Лужин).

Дети: Теория неотделима от практики, она и создается для того, чтобы быть проверенной на практике. Но чаще всего случается так, что они не совпадают.

У: А что такое теория?

Дети: Какое-то положение, которое надо доказать и т.п.

У: Обратимся к словарю Ожегова. Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. Теория – совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-либо науки. Теория – сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-то. Это комплекс взглядов, представлений идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.

У: Какое понятие нам будет нужно?

Дети: Нам нужно будет 3-е понятие.

1.Цель теорий обоих героев

Поиск лучшего пути для России, изменить жизнь к лучшему. Только какими средствами?

2.Сущность теории.
Что общего? Что различного?

Это нигилизм – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры. В русской культуре 19 века 2 половины нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших изжившие себя социальные устои крепостничества и религиозную идеологию. Они проповедовали материализм и атеизм.

3. Какие факторы повлияли на формирование данных теорий в сознании героев?

Мир петербургских углов (нищета, несправедливость, ужас существования людей).

честность, порядочность, благородство, неравнодушие к жизни народа, страны заставляли размышлять героев о том, что в обществе нужны реформы, что нужно что-то перестраивать, решительность

великодушие, доброта (у Раскольникова)

4. Как вели себя Раскольников и Базаров, увлеченные своими идеями? Приведите цитаты. Как теория отражалась в их поведении?

5. Отношение к близким

Грубость, отчуждение, жестокость, стремление избегать их, ложь. С другой стороны – забота, привязанность, любовь.

Грубость, бездушие, пренебрежение. И искреннее, и напускное.

6. Реализация теории на практике

7. Результат

Понял, что он ошибался. Глубокое разочарование. Осознание своей ненужности. Смерть. Перед нами уже другой человек.

8. Причины краха теории

1) индивидуализм, а человеку не свойственна полная изоляция – физическая и духовная, без общества человек не может.
2) натура (природные нравственные качества)
3) гордыня, презрение к людям, желание власти
4) любовь, дружба
5) случайность (убийство Лизаветы)

  1. индивидуализм
  2. гордыня, презрение к людям
  3. испытание любовью
  4. испытание смертью

Индивидуализм – нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.

Итак, мы с вами развенчали теории Раскольникова и Базарова, убедились в том, что они не жизненны. Значит ли это, что нет смысла создавать теории?

- Но это невозможно. Любая эпоха рождает идеи, теории.
- Не входить в крайности.
- Не углубляться в индивидуализм, не ставить себя выше людей, не преступать черту, не терять духовности. Помнить, что человек, каким бы он ни был, - живая душа, уничтожать которую никто не вправе.
- Нельзя спасать одних людей ценой жизни других.

1. Нужно, потому что жизнь превратится в хаос. Теории упорядочивают жизнь.

1.Жизнь сложнее любой теории, невозможно предусмотреть все факторы.

2. Теории выступают двигателем прогресса.

3. Если она не противоречит гуманным, нравственным законам.

3. Никакие прогрессивные идеи не могут оправдать бездушия и жестокости

4. Всегда есть вероятность того, что гениальная идея, теория для блага человечества, будет использоваться корыстными, властолюбивыми людьми (теория атома, ядерное оружие)

Я думаю, что вам не раз в жизни придется в этом убедиться. Мне понравилась ваша работа на уроке. Особенно активными были…(Оценки).

Домашнее задание:

1) Написать письмо Раскольникову о его теории от имени молодого человека – нашего современника.

Приложения:

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭСТЕТИКА Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ГОВОРЯТ УСТА ПОЭТА

Н.Г.Чернышевский.

Цензоры заметили лишь любовный треугольник и пропустили роман в печать.

2 ЦЕНЗУРА- ЗАПРЕТ на публикацию действовал до 1905 года, а после революции 1917 года произведение стало повсеместно доступным

Направление — социалистический реализм

Автор учит читает тому, как решить назревающие проблемы, как выйти из социального, политического и морального кризиса?

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНО- ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН ГЛАВНОЕ ЖИЗНЬ,А НЕ ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА- РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ -ПРИНЯТИЕ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ - ИДЕОЛОГИЯ

РОМАН ГЛАВНОЕ ЖИЗНЬ,А НЕ ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА- РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ -ПРИНЯТИЕ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ - ИДЕОЛОГИЯ

СТАРЫЕ ЛЮДИ

  • МОРАЛЬ-ДОЛГ
  • БУРЖУАЗНЫЕ МЕЩАНЕ
  • ЛИЧНОСТЬ ВО БЛАГО ДРУГОГО
  • СМИРЕНИЕ
  • НОВАЯ МОРАЛЬ-ЭМАНСИПАЦИЯ К БУДУЩЕМУ
  • ЛИЧНОСТЬ ИМЕЕТ СТРОГО ПОЛЕЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
  • ОТРИЦАЮТ ЧТО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА- РАСЧЕТ ВО ВСЕМ

От прошлого через настоящее к будущему

Тематика романа Свобода- личностная свобода, свобода выбора Равенство -герои аскетичны, довольствуются лишь необходимым, поэтому среди них нет вражды и зависти Любовь- собственнические инстинкты, без ревности и формализм брака Дружба- лишь при условиях равенства и свободы выбора Семья- соблюдение границ личного пространства Труд - пользу всему обществу, призвание женщины в общественных занятиях

Свобода- личностная свобода, свобода выбора

Равенство -герои аскетичны, довольствуются лишь необходимым, поэтому среди них нет вражды и зависти

Любовь- собственнические инстинкты, без ревности и формализм брака

Дружба- лишь при условиях равенства и свободы выбора

Семья- соблюдение границ личного пространства

Труд - пользу всему обществу, призвание женщины

в общественных занятиях

Связь с сюжетом. Сны

Аллегорический призыв к революции

Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон

Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек

Мечты о будущем. Четвертый сон

Беседа Гл.1 Кто герои ? В чем конфликт? Гл. 3 Что узнаем об отношению автора к своему произведению? Какова роль пролога? Вера Павловна Лопухов Кирсанов

  • Гл.1 Кто герои ? В чем конфликт?
  • Гл. 3 Что узнаем об отношению автора к своему произведению?
  • Какова роль пролога? Вера Павловна

Лопухов Кирсанов

Основы разумного эгоизма ( Гл.2подгл.8)- выписать цитаты

1Сон Веры Павловны ( ГЛ.2 подгл.12)- схема сна и его роль.

Новые люди в романе

Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ Розальская Вера Павловна-она открыла общие швейные мастерские, готовилась стать медиком, стремление к саморазвитию, общественному прогрессу, а не к созданию семьи/её семейные отношения с Лопуховым и Кирсановым отличаются не только равноправием, но и уважением личного пространства.

Она выбилась из низов, ценой унижений и жестокости добывала хлеб для своей семьи и огрубела в постоянной борьбе за существование. Она не порочна по своей сути, но условия и порядки в стране вынудили ее стать черствой и продавать собственных детей.

Михаил Сторешников Жених Веры-собирательный образ мужчины, который живет по традиционным правилам (он веселится, наслаждается примитивными удовольствиями и не думает ни о ком, кроме себя, во всех женщинах он видит лакомство, поэтому не способен любить,пользу стране он не приносит, так как служба занимает в его жизни третьесортное место)

Михаил Сторешников

Жених Веры-собирательный образ мужчины, который живет по традиционным правилам (он веселится, наслаждается примитивными удовольствиями и не думает ни о ком, кроме себя, во всех женщинах он видит лакомство, поэтому не способен любить,пользу стране он не приносит, так как служба занимает в его жизни третьесортное место)

Сон Веры Павловны – первый ( Гл.2 подгл. 12)

Маскировка революционных идей-интерпретация сюжета в духовную жизнь героини.

  • Дмитрий Лопухов и Александр Кирсанов — идеальные интеллигенты, которые служат обществу.
  • ТРУД- ДЕНЬГИ-РАСЧЕТ-ВЫГОДА-ПОЛЬЗА НО ГЛАВНОЕ ЗАБОТА О СЕБЕ- ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА

АНАЛИЗ ТЕКСТА ГЛ. 3 подгл. 4 -5 Чем занимается Вера Павловна,находясь в браке с Лопуховым? Какова ее жизнь? Есть ли между ними любовь? ГЛ. 4подгл. 7-8 Почему Вера сблизилась с Кирсановым? Сравните Кирсанова и Лопухова ( подгл.10)

История Крюковой и Кирсанова ( подгл. 17) В чем разумный эгоизм Кирсанова?

Остаться или удалиться?

Подгл.20-21 В чем философия Кирсанова и Лопухова? Кто виновен в дружбе?

Подгл. 12 О чем теоретический разговор?

БЕСЕДА Второй сон — о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая. — Как расшифровать этот сон? — Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой — больные? — Какую роль в изменении грязи играют движение, труд? — Как этот сон связан с сюжетом романа? С Марьей Алексеевной? — Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые еще слабы?

Второй сон — о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая. — Как расшифровать этот сон? — Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой — больные? — Какую роль в изменении грязи играют движение, труд? — Как этот сон связан с сюжетом романа?

С Марьей Алексеевной? — Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые еще слабы?


Что делать? ---- нужно трудиться Встреча с родными " width="640"

Сон Веры Павловны – второй ( Гл. 3.подг. 3)

  • Поле- свежие колосья и чахлые всходы
  • ? О грязи
  • Реальная и фантастическая
  • ? О труде и его отрицании
  • Солнце-труд образ жизни и просвещения

Как вырастает любовь к добру?

Неудовлетворённость ---- Что делать? ---- нужно трудиться

Встреча с родными

БЕСЕДА Третий сон — чтение дневника Веры Павловны. — Какую роль играет этот сон в сюжете? — Как он связан с судьбой героини?

Третий сон — чтение дневника Веры Павловны. — Какую роль играет этот сон в сюжете? — Как он связан с судьбой героини?

Сон Веры Павловны – третий ( Гл.3.подгл. 19)

Неудовлетворённость ---- Что делать? ---- нужно быть честной!

любовь к Кирсанову Почему рассказывает свой сон Лопухову?

тревога в любви =\= любовь

Чтение дневника- прошлое

? За что любит Лопухова

Самостоятельная работа

( ТАБЛИЦА письменно: образование, воспитание, интересы, девиз, идеалы, дальнейшая судьба)

Эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает ни­кому зла без денежных расчетов.

Эгоизм "новых людей" тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. Суть его в том, что эгоизм "новых людей" подчинен естественному стремлению к счастью и добру. Личная выгода человека должна соответствовать общечеловеческому интересам. «Разумный эгоизм" героев романа не имеет ничего общего с себялю­бием, своекорыстием, индивидуализмом. Чернышевский, опровергая мораль старого общества, отрицал божественное про­исхождение нравственных законов, так как оно использовалось в интересах господ­ствующих классов. Он же строил свою систему, опираясь на философский мате­риализм, а именно на антропологизм. В центре - не Бог, а человек.

Словарная работа Ригоризм – (rigorisme rigor – строгость, суровое, непреклонное соблюдение нравственных правил. Нигилизм- …. Что общего и в чем разница между взглядами Базарова и Рахметова?

Продал имение, раздал деньги студентам и аспирантам, начал вести жизнь аскетичную, безустанно тренируя ум и тело. Чтобы быть ближе к простым людям, почувствовать их тяжёлую долю, он обошёл пешком всю Россию, работал дровосеком, каменотёсом, бурлаком.

Домашнее задание 4 сон Веры Павловны и его роль Критика по роману Н.Г. Чернышевского( письменно)

Домашнее задание 4 сон Веры Павловны и его роль Критика по роману Н.Г. Чернышевского( письменно)

Роман-утопия

Революционно настроенный поэт

( была последняя книга, которую он читал перед смертью)

(композитор и общественный деятель

19 века) А как считаете ВЫ?

БЕСЕДА Четвертый сон — о будущем. — Зачем перед четвертым сном, рассказывающим о будущем, дан рассказ о Рахметове? — Почему в сне о будущем говорится о далеком прошлом? — Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чем рассуждает автор по отношению к женщине? — Как объясняет свое появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции? — Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего? — Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале — сон о грязи — рассказ о Рахметове — обращение в прошлое, повествующее об изменении отношения к женщине, — несколько строчек отточий — счастливое будущее? — Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?

Четвертый сон — о будущем. — Зачем перед четвертым сном, рассказывающим о будущем, дан рассказ о Рахметове? — Почему в сне о будущем говорится о далеком прошлом? — Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чем рассуждает автор по отношению к женщине? — Как объясняет свое появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции? — Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего? — Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале — сон о грязи — рассказ о Рахметове — обращение в прошлое, повествующее об изменении отношения к женщине, — несколько строчек отточий — счастливое будущее? — Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?

Сон Веры Павловны-четвертый

Труд- швейная мастерская – своеобразная коммуна: работницы равны и получают одинаковую сумму с прибыли, такую же долю получает и Вера Павловна.

Также работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник.

Эта модель показывает будущее строение мира: все равны и всем достается поровну.

В этом и заключается смысл романа


свобода других”. “ Без свободы нет счастья” Неудовлетворенность " width="640"

Любовь не может победить без революции

Равноправность – царица, которая дарит подменную свободу и определяет уровень развития общества.

Разговор с Рахметовым Равноправность и “Наше счастье невозможно без счастья

“ Без свободы нет счастья”


ВЫВОДЫ Человек должен понять что его счастье зависит от других людей. Один он не будет счастливым. Отрицание жалости и сострадания. Во всем расчет и личная выгода ? О женской эмансипации Что делать?- путь к революции

Сопоставим романы - утопии

(в лучшем смысле)

1. Человек добровольно подчинился единому порядку, выверенному, математическому

2. Труд, личная жизнь, любовь — все подчинено единообразию, но это добровольное подчинение

3. Коллективизм, но в каких-то моментах сохраняется и индивидуальное

3. Коллективизм, но еще и доносительство друг на друга и даже на себя

Читайте также: