Дней за десять до начала похода все собрались в пионерской комнате сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Мы с Витей Гребневым и еще пятнадцать ребят из школьного туристического кружка собирались в большой лодочный поход по речке Синей. Нам предстояло подняться вверх по течению на семьдесят километров, а потом спуститься обратно.
Грести против течения – дело нелёгкое, особенно без тренировки. Но тут-то нам с Витей повезло. За две недели до начала похода муж моей сестры купил двухвёсельную лодку. Он позволил нам кататься на ней, пока у него не начался отпуск. И вот мы с Витей уже несколько дней тренировались в гребле.
Правда, тренировался больше я один. Витя – малый упитанный, грузный и не то чтобы ленивый, а какой-то флегматичный. Он предпочитал быть за рулевого. В одних трусах, в огромной соломенной шляпе, привезённой его мамой из Крыма, он сидел на корме, правил и командовал:
– Вдох, выдох! Вдох, выдох!
Я размеренно грёб, стараясь правильно дышать и не зарывать вёсел в воду.
Хорошо было в тот день на речке! Слева медленно полз назад высокий, обрывистый берег, на котором среди зелени белели домики городской окраины. Справа берег был низкий, заболоченный. Там у самой воды, словно тысячи зелёных штыков, торчали листья осоки, за осокой тянулся луг, а за лугом виднелись ржаные поля. Иногда к нам на борт садилась отдохнуть стрекоза или бабочка, иногда из воды выскакивала рыба, словно для того, чтобы взглянуть, кто это плывёт на лодке.
Мы проплыли под небольшим пешеходным мостиком. Здесь город кончался. Дальше на левом берегу зеленели огороды, а внизу, под обрывом, тянулся узкий пляж с чистым песком. По выходным дням на этом пляже собиралось много купающихся, но сейчас тут были только два человека: Серёжа Ольховников и Женя Груздев.
Мы причалили недалеко от них, вытащили лодку носом на берег и сели на песок, но ни Серёжа, ни Женя нас не заметили. Они стояли метрах в трёх от берега. Долговязому Сергею вода была по грудь, а коротенькому Женьке – по горло. Оба они отплёвывались, тяжело дышали, и лица у них были совсем измученные.
– Ты… ты, главное, спокойней! – говорила торчащая из воды круглая Женькина голова. – Ты не колоти по воде, а под себя подгребай, под себя подгребай!
Сергей ничего не отвечал. Он смотрел на Женьку злым левым глазом. Правый глаз его был закрыт длинным мокрым чубом, прилипшим к лицу.
– Давай! – сказала Женькина голова. – Ещё разочек. Главное, спокойно!
Сергей лёг на воду и с такой силой заколотил по ней длинными руками и ногами, что брызги полетели во все стороны метров на пять, а Женькина голова совсем исчезла в белой пене. Но он продолжал выкрикивать:
– Спокойно. Подгребай! Не торопись, под себя подгребай!
Сергей быстро пошёл ко дну. Женька хотел его поддержать, но по ошибке схватил не за руку, а за ногу.

Я оглянулся на него. Витя сидел грустный, притихший и покусывал поля своей огромной шляпы.
Я догадался, о чём он думает. О том, что теперь он один из всего нашего туристического кружка не умеет плавать, и, может быть, о том, что, будь у него такой друг, как Женька, он бы уже плавал.
Я мигнул Женьке и сказал:
– Виктор, а тебе Женя говорил о проверке?
– О какой ещё проверке? – спросил он нехотя.
– Ну, о том, что Трофим Иванович собирается перед походом всех по плаванью проверить.
– Врёшь!
– Не веришь? Спроси Женьку.
– Ну да, – отозвался тот. – Двадцать восьмого в двенадцать ноль-ноль будет проверка! Я вчера Трофима Ивановича встретил, и он мне сказал.
Витя посмотрел на меня, на Евгения, помолчал…
– Женька! Поможешь, а? А то меня Володька пробовал учить, да ничего как-то не вышло.
Женя не сразу ответил. Он поковырял пальцем в песке, извлёк оттуда половинку ракушки, осмотрел её, отбросил и, вздохнув, медленно поднялся.
– Давай! Иди, – сказал он усталым голосом. – Ты, главное, не волнуйся. Дыши спокойно и подгребай под себя.
Витя научился быстрее Сергея: он поплыл на следующий день.

Вопрос 1. От чьего лица ведётся рассказ?

Ответ. От лица мальчика Володи.

Вопрос 2. Расскажи о Жене, какой он. Какие стороны его характера проявились в этой истории? Докажи, что именно Женя поступил как настоящий друг. А что ты можешь сказать о Володе?

Ответ. Женя настоящий друг, потому что он решил научить Серёжу плавать, а не пошёл по лёгкому пути, скрывая, что тот плавать не умеет. Идти в лодочный поход человеку, не умеющему плавать, опасно. А значит, скрывать неумение плавать не только легкомысленно, но и безответственно. Женя – друг верный: если бы Серёжа не научился плавать и его не взяли бы в поход, то и Женя отказался бы от похода. Женя очень настойчивый и терпеливый: достаточно вспомнить, сколько усилий приложил он, чтобы научить Серёжу плавать. Володя же сначала думал, что он-то и есть настоящий друг, но потом именно Женя помог ему понять, в чем состоит истинная дружба. И он понял свою ошибку.

Рассказ ведётся от лица мальчика Володи, а потому при его характеристике надо обратить внимание на то, как он говорит. В рассказе вообще очень выразительная речь.

Вопрос. Какова главная мысль рассказа?

Вопрос. Придумайте другие названия для этого рассказа. Озаглавьте его: а) по главной мысли; б) по персонажам; в) по основному событию.

Вопрос. Разделите текст на части, составьте план.

Ответ. Примерный план:
1. Тренировка в гребле. (Витя и Володя тренируются в гребле.)
2. Трудное обучение плаванию. (Женя учит Сергея плавать.)
3. Упреки Сергея. (Сергей упрекает Женю.)
4. Случай на собрании. (Женька сообщает, что Сергей не умеет плавать.)
5. Новый способ обучения плаванию. (Женька на веревке спускает Сергея с моста.)
6. Ещё один способ научить плавать. (Как ребята перевернулись в лодке.)
7. Поиски друзей и переживания. (Женька и Володя думают, что друзья утонули.)
8. Успех учителя плавания. (Сергей и Витя научились плавать.)

Невероятные истории. Авторский сборник - i_001.jpg

Сборник повестей и рассказов

Невероятные истории. Авторский сборник - i_002.jpg

Невероятные истории. Авторский сборник - i_003.jpg

Невероятные истории. Авторский сборник - i_004.jpg

Юрий Вячеславович Сотник

Невероятные истории. Авторский сборник - i_005.jpg

Невероятные истории. Авторский сборник - i_006.jpg

В ту субботу, придя из школы и пообедав, я вынул из шкафа самодельный киносъемочный аппарат и приступил к своему обычному занятию: я завел пружину аппарата, наставил пустой, без пленки, аппарат на кошку, умывавшуюся посреди комнаты, и нажал на спуск. Аппарат затрещал; кошка посмотрела на меня долгим взглядом, зевнула, потянулась и ушла под кровать.

Я побрел на кухню и наставил рамку видоискателя на маму, которая мыла посуду. Кинокамера снова затрещала. Мама тяжело вздохнула и покачала головой:

— Боже! Как ты мне надоел со своим аппаратом! Я тоже вздохнул и поплелся прочь из квартиры. Во дворе на лавочке сидела старушка. Перед ней катали жестяной самосвал двое малышей. Я навел свою камеру на них.

— Все трещит и трещит! — прошамкала старушка. — Которые дети книжки читают или играют себе, а этот все трещит и трещит…

Больше я трещать не стал. Я вернулся домой, спрятал свой аппарат, сел у стола и уныло задумался.

Прошло уже десять дней, как я с помощью папы построил свою киносъемочную камеру и проектор к ней. Выглядела моя камера неказисто, но первая же пленка, снятая ею, оказалась вполне приличной.

С тех пор и начались мои мучения. Папа купил мне два мотка пленки. Первый пробный моток я сгоряча извел на всякие пустяки, а стоил он не так уж мало. Я дал папе слово, что больше не истрачу зря ни одного кадрика. Я решил на оставшейся у меня пленке снять такую боевую, такую увлекательную кинохронику, чтобы все зрители были поражены.

Несколько дней я слонялся со своим аппаратом по городу, ожидая, что случится какое-нибудь происшествие, но ничего не случалось. Я надоел всем родным и знакомым, расспрашивая их, не готовится ли где-нибудь интересное событие, но так ничего и не узнал. Моточек пленки лежал нетронутым в моем столе, а сам я утешался лишь тем, что наводил пустой аппарат то туда, то сюда и заставлял его трещать на холостом ходу. Этим треском я тоже всем надоел, да и самому себе порядком надоел.

Раздался звонок. Я вышел в переднюю, открыл дверь и увидел своего двоюродного брата, пятиклассника Владю Аникеева. Я сразу догадался, что у Влади что-то произошло. Занятия в школе давно кончились, а он был с портфелем в руках. Кроме того, обычно солидный, аккуратный, он имел сейчас какой-то растрепанный вид: пальто его было распахнуто, воротник гимнастерки расстегнут, а большие круглые очки сидели криво на его носу.

— Здравствуй! Дело есть! — сказал он, хмуро взглянув на меня, и стал снимать пальто.

— Из школы? — спросил я.

— Нет, с третьим звеном.

Владя прошел в комнату и стал разглядывать в зеркале свое лицо.

— П-подлецы! — процедил он сквозь зубы.

Тут только я заметил, что правая дужка его очков сломана, а вдоль щеки тянутся четыре царапины.

— Ты что, дрался, никак? — спросил я.

— Разнимал, — проворчал Владька, не отрываясь от зеркала.

— Вот это звено! На сборе подрались?

— Нет, после. — Владя поправил на носу очки, но они тут же снова съехали набок.

— А что за сбор у вас был?

— Тебе смех, конечно, а меня как председателя на каждом совете дружины за это звено прорабатывают. — Он сел на стул, расставив ноги и опершись руками о колени. — В общем, давай ближе к делу. Твой аппарат работает?

Невероятные истории. Авторский сборник - i_007.jpg

Я сразу перестал смеяться:

— Есть. Только немного. Моточек один. Владя пристально смотрел на меня сквозь перекошенные очки.

— Кинохронику снять хочешь? Боевую? Тут уж я совсем насторожился:

— Конечно, хочу! А что именно!

— Драку. Настоящую. Четверо мальчишек будут драться и, может быть, три девчонки.

Невероятные истории. Авторский сборник - i_008.jpg

Я так и подскочил. Я прямо ушам не верил, что мне привалило такое счастье.

— Владька! Ты не врешь? Кто будет драться? Где? Когда?

— Завтра в девять утра. В парке. Третье звено будет драться.

— Опять третье звено!

— Ну ладно! Ты давай главное говори: о завтрашнем дне.

Читайте также: