Применима ли категория греха к тому что совершают эти убийца и блудница сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Достоевский был христианином, православным, глубоко верующим человеком.
С этих позиций он подходил к про­блемам своего времени.
Поэтому авторскую позицию в любом его романе, в том числе и в "Преступлении и наказа­нии", нельзя правильно понять без учета христианских образов и мотивов.
1. Сам сюжет романа построен на том, что Раскольников совершает смертный грех, преступая одну из важнейших Божьих заповедей-не убий", а затем искупает
свою вину страданием, покаянием и очищением.
2. Смертный грех совершает и Соня, и ее образ соотносит­ся с евангельским
образом блудницы. Это сложный образ, связанный не только с понятием греха,
но и с идеей христиан­ского милосердия.
В Евангелии Христос прощает блудницу, искренне уверовавшую в него.
Милосердие Христос заповедал и людям, сказав о блуднице:
"Кто сам без греха, пусть первым бросит в нее камень".
Отношение к Соне разных персонажей в романе служит своего рода проверкой
их христианского духа (Раскольников сажает ее рядом с сестрой, Дуня,
Пульхерия Александровна, Разумихин "не бросают в нее камня", а, на­пример,
Лужин именно это и делает).
Грех, как это ни странно, соединяет Соню и Раскольнико­ва:
"убийца и блудница, сошедшиеся за чтением вечной кни­ги", то есть Евангелия.
Но есть и принципиальная разница между этими двумя преступниками:
Раскольников не верит в Бога и поэтому не может верить в искупление;
он часто впада­ет в отчаяние. Соня же, напротив, говорит о себе:
"Что же бы я без Бога-то была?". Поэтому ей открыт путь искупления че­рез
страдание и добрые дела; в ней нет отчаяния.
3. Очень важным евангельским мотивом является мотив страдания.
Страданием искупается не только личный грех, но и грехи человечества,
поэтому в русском православном чело­веке сильна идея пострадать-
просто, без всякой вины (Миколка; арестант, про которого рассказывает
Порфирий Петрович Раскольникову в их последнем разговоре).
4. С мотивами страдания и искупления тесно связан образ креста- символ
"страстей Христовых". Развитие этого образа в романе довольно сложно.
На Раскольникове креста нет-дли России времени Достоевского случай
нечастый и о многом го­ворящий. Крест на Раскольникова надевает Соня, благословляй его на страдание. Она надевает на него свой крест,
что делает их как бы братом и сестрой во Христе, а сама носит крест Лизаветы,,
своей духовной сестры, которую убил Раскольников.
5. Для Достоевского очень важно было показать возможность воскресения
любого человека, даже преступника через обращение к Богу. Поэтому один из важнейших евангельских мотивов и образов - воскресение Лазаря.
Соответствующее место Соня читает Раскольникову по его просьбе,
но еще раньше, в первом разговоре Раскольникова с Порфирием
Пет­ровичем этот мотив уже возникает, и последний раз он упо­минается
в самом конце эпилога.

Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя.
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” тому доказательство.

Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла — вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о “наполеонах” и “тварях дрожащих”, герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия — самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути. Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде “черной бани с пауками и мышами” — в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает “черт”. Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: “Черт меня вел на преступление”. Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Мотив молитвы в романе свойствен и Раскольникову (после сна о лошади молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.

Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует из Библии притча о Лазаре, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу (“гроб” — каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового — притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице (“если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень”), притча о Марфе — женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).

В романе присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Именно поэтому Миколка хочет взять вину Раскольникова на себя. Но Раскольников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит (хотя через преграду сомнений) к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Воспроизводится главная мысль Достоевского в этом романе: человек должен быть кротким, уметь прощать и сострадать.

В силу таланта и глубочайшего убеждения Достоевского христианская мысль реализуется в полной мере, производя воздействие на читателя, доносит до каждого христианскую идею,
идею спасения и любви.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Убийца и блудница,странно сошедшиеся за чтением великой книги.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Федор Михайлович Достоевский был гуманистом.

Своеобразие авторской позиции в том, что он находит точки пересечения между разными людьми. Такими являются Соня и Раскольников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Эпизод, когда Соня и Раскольников читают из Евангелия историю о воскрешении Лазаря, - ключевой в романе Достоевского, потому что в нём отчётливо сталкиваются две нравственные позиции, содержится посыл к воскрешению души и живёт надежда на спасение от погибели, в которую жизненные обстоятельства ввергли обоих героев. Читают они Евангелие, часто называемое Книгой Жизни, и чтение это приобретает символический смысл, становясь залогом обретения героями новой жизни. И потому при анализе романа данному эпизоду должно быть уделено особое внимание. Хочу заметить также, что анализ его невозможен без постоянного обращения к деталям других эпизодов, тесно связанных с ним по смыслу.

Почему же так значима эта история в романе Достоевского? Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь необходимо обратиться к первоисточнику, то есть к Евангелию от Иоанна, к 11 главе. Как правило, 90% учащихся не знает её или знает понаслышке. Поэтому дадим им возможность прикоснуться к Вечному и прочувствовать его. Можно воспользоваться распечатками данного евангельского текста, можно заслушать его в исполнении мастеров художественного слова, а можно сделать видеоролик на основе икон и картин на этот сюжет, художественного чтения и музыки. Последнее производит очень сильное впечатление и заставляет старшеклассников по-особому задуматься над смыслом истории

о воскрешении Лазаря и её роли в романе.

После чтения и просмотра дадим к истории небольшой комментарий.

Его камнями, и говорит: «Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его.

Ученики Его сказали: Господи! Если уснул, то выздоровеет.

Заметим, в романе есть прямые аналогии с историей Лазаря. Четыре дня Лазарь пребывает в небытии в заваленной камнем пещере – четыре дня Раскольников в бреду лежит в своей затхлой каморке, похожей на гроб. Лазаря возвращает к жизни Христос. Раскольников приходит в себя с помощью своего друга Разумихина, но, даже очнувшись, чувствует себя

Зачем он идёт к Соне? Почему именно к ней?

Соня пожертвовала собой, а он – чужой жизнью…

Как он ведёт себя с ней во время этого полуночного визита? Чем объяснить такое поведение?

теории. Но расчёты его не оправдываются: на все удары судьбы Соня отвечает смирением и молитвой…

Случайно ли их разговор касается Бога? Вспомним, с чего он начинается.

Почему у Сони такая болезненная реакция на слова Раскольникова?

поступить верующий человек? Да и верит ли в Бога Раскольников?

Конечно, верующий не произнесёт таких святотатственных слов, но Раскольникова нельзя назвать и совсем неверующим. На вопрос Порфирия Петровича о вере он отвечает довольно твёрдо:

« - Так вы всё-таки верите же в Новый Иерусалим?

- Верую, - твёрдо отвечал Раскольников; говоря это и в продолжение всей

длинной тирады своей он смотрел в землю, выбрав себе точку на ковре.

- И-и-и в Бога веруете? Извините, что любопытствую.

- Верую, - повторил Раскольников, поднимая глаза на Порфирия.

- И-и в воскресение Лазаря веруете?

- Ве-верую. Зачем вам всё это?

Задумаемся, почему ему захотелось услышать историю о воскрешении Лазаря?

Воскрешение Лазаря – самое необыкновенное, что совершил на земле Иисус Христос – вернул к жизни умершего. Он смог это сделать, потому что Он – Сын Божий. Может ли вернуться к жизни Раскольников и кто ему поможет это сделать. История о воскрешении Лазаря приобретает для героя Достоевского особый смысл…

Посмотрим, как Соня и Раскольников ведут себя во время чтения этой истории, попытаемся понять, что думают и переживают они. Будем особо внимательны к авторскому тексту, сопровождающему отрывок из Евангелия.

Почему Соню поразила и воодушевила эта просьба?

А как слушает её Раскольников?

«Раскольников сидел и слушал неподвижно, не оборачиваясь,

Для обоих героев чтение евангельской истории – событие, каждый из них взволнован рассказом о чуде и надеждой на него, но суть этого волнения разная. В чём же разница?

Посмотрим, чем продолжается странный разговор убийцы и блудницы.

Судя по этим словам, приняло ли его сердце идею воскрешения через веру в Бога?

Нет, главная суть Христова чуда осталась для него тайной, потому что

Они чувствуют её кротость, смирение, искреннее сочувствие каждому из них, любовь ко всем несчастным и страдающим, к которым она относится как к родным, принимая их в своё большое сердце, ценят Сонину жертвенность.

Так же, как в Евангелии чудо с воскрешением Лазаря предвосхищает воскресение самого Иисуса Христа, так и в романе Достоевского чтение этой

Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Мы изучаем - Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Подсказки школьнику

Философское исследование проблемы греха составляет смысловой центр романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Главные герои романа бывший студент Родион Раскольников и живущая по желтому билету Соня Мармеладова нарушают моральный закон, переступают черту. Раскольников, создавший теорию, допускающую кровь по совести, убивает старуху-процентщицу и ее сестру; Соня, спасая мачеху злую и чахоточную и ее детей от голодной смерти, продает себя на панели. При этом мотивом, заставляющим героев Достоевского переступить роковую черту, является сострадание, любовь к ближнему.

Применима ли категория греха к тому, что совершают эти убийца и блудница? Совершает ли тяжкий грех Раскольников, является ли великой грешницей Соня?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала определить понятие греха. Грех есть нарушение Божьей заповеди, следовательно, категория, связанная с религиозным миропониманием. В рамках такого миропонимания и Родион Романович, и Соня совершают смертный грех нарушают заповедь.

Однако автор ставит каждого из своих героев перед лицом трагически неразрешимой ситуации, когда одна моральная заповедь (Не убий, Не прелюбодействуй) становится препятствием для выполнения другой моральной заповеди (Возлюби ближнего своего).
Путь Раскольникова к преступлению начинается с идеи сострадания. Не собственная нищета удручает героя больше всего, а невозможность помочь кротким, незащищенным милым существам. Раскольников не просто преступник от отчаяния он преступник-мыслитель. В своих философских построениях он пытается убедить себя, что моральные запреты это предрассудки, одни только страхи напущенные.

Запрет на убийство лишь теоретический принцип, и он оборачивается злом, когда не позволяет защитить добро (милых существ). Излюбленной идеей Раскольникова становится мысль о том, что задуманное (а затем и совершенное) им убийство не преступление. Бывают ситуации, рассуждает Раскольников, когда преступление является таковым только юридически, а не, по сути, и человек не только право имеет, но и обязан совершить его: Одна смерть и сто жизней взамен да ведь тут арифметика!
Встреча с Мармеладовым, рассказавшем историю Сони, становится для героя решающим моментом в его философском поиске. Для Раскольникова очевидно, что преступление Сони, поставившее ее вне общества, ее грех, есть на самом деле высокий подвиг, великая жертва любви. Таким образом, теория доказана, препятствий больше не существует.

Однако, убив принцип в своем сознании, Раскольников наталкивается па новую преграду. Арифметика сталкивается с натурой, с глубоким внутренним отвращением к убийству, которое ощущает в себе Родион Романович.
Покаяние (по-гречески метаноите передумывание, осмысление) и есть осознание греха, отказ от греха (а также готовность искупить грех через добровольно принятое страдание). Предав себя, Соня мучительно страдает от сознания своей греховности, от неутолимой жажды покаяния. Ее покаяние катастрофично, чревато сумасшествием или самоубийством: …я великая, великая грешница! Раскольников же, напротив, все свои интеллектуальные силы тратит на то, чтобы преодолеть в себе сознание греха, убедить себя в обратном.
Свой путь к покаянию Раскольников начинает в тот момент, когда тотчас после убийства внезапно испытывает желание донести на себя. Но сознание героя еще не готово к раскаянию, бунт в его душе еще не утих. Родион Романович оказывается один на один со своей натурой и наблюдает в себе уже не драму идей, а драму чувств. То, что раньше казалось новой, сильной идеей, теперь утрачивает значение.

Герой все больше понимает, что безвозвратно теряет связь с людьми. Он признается себе, что ненавидит мать и сестру, что жить, как раньше (до преступления), он уже не сможет никогда. Итогом долгого и мучительного созерцания собственной души становится взрыв отчаяния: Разве я старушонку убил?

Я себя убил, а не старушонку! Это еще не покаяние, но важный, переломный момент в сознании Раскольникова.
Благодаря опыту нравственных мук, заставляющих героя исследовать свою душу, благодаря общению с Соней, не обвиняющей в своих мучениях никого и продолжающей любить людей и сострадать им, Раскольникову открывается непреложная истина: есть нечто в душе человека, что могущественнее интеллекта, важнее социального протеста; нечто, что составляет основу личности и без чего личность погибает. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к новой жизни, которую ему предстоит дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…

Читайте также: