Какова роль картин природы в понимании смысла повести тарас бульба 7 класс сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Цель: продолжать работу с текстом, отрабатывать навыки по умению ориентироваться в нем, проследить по тексту картины пейзажа и теоретический материал о выразительных средствах языка применить при анализе, сделать попытку определить роль пейзажа в произведении.

1. Учитель. Продолжаем работу по повести Гоголя “ Тарас Бульба”. Мы знали, что особенность литературы состоит в том, что она отражает действительность в художественных образах, воспроизводит жизнь во всём её многообразии. Так, если художник запечатлевает на полотне конкретный момент, историк документально воссоздает то или иное событие, то литература отражает мир в художественных образах. И одним из художественных средств создания картины природы является пейзаж.
На уроке мы должны будем проследить, как автор воссоздает образ степи, какие художественные изобразительные средства для этого используют, и попытаемся выяснить, какую роль играет пейзаж в произведении.
Обратите внимание на доску. Опорными на уроке будут такие слова, как:

пейзаж,
композиция ,
цветопись,
звукопись,
эпитет,
метафора,
гипербола,
сравнение,
олицетворение.

Это те понятия, без которых мы не сможем выполнить задачу, поставленную на уроке. Сначала вспомним, что обозначает слово пейзаж (пейзаж – от французского страна, местность, картина природы в художественном произведении).
В художественном произведении под пером мастера слова пейзаж оживает, начинает переливаться множеством красок и звуков и поражает нас, читателей, своей необыкновенной красотой. На уроке мы постараемся в этом убедиться.

2. Учитель. Послушаем одну из пейзажных зарисовок.

Ученик наизусть читает дневное описание степи.

- К какому типу речи относиться данный текст? (Описание.)

- Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? (Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.)

- Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст.

Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь”)

3. Учитель. Обратим особое внимание на композицию. Сначала Гоголь дает описание всего необъятного степного пространства (“Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственную пустынны.”)
Затем автор рисует образ земли во всем ее многообразии (“Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов”.)
И далее от описания земли автор переходит к описанию неба и птиц (“ Воздух был наполнен … и блеснула перед солнцем”) Таким образом, картина воссоздается от общего к конкретному, и в результате весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца.

– Как правило, первое и последнее предложение текста играют важную композиционную роль. Прочитайте первое и последнее предложение текста и скажите, что они отражают? (Отношение автора к степи.)

– Почему в последнем предложении содержится такое восклицание: “Черт возьми, степи, как вы хороши!”. Ведь можно было сказать проще: “Как хороши вы, степи!”.

Ученики говорят о том, что автор выражает, таким образом, любовь, изумление, высшую степень восхищения. Степь до того красива, что Гоголь, наверное, связывает эту красоту с какой-то сверхъестественной силой.

– С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи? (образ волны, моря, океана). “Неизмеримые волны диких растений; поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха”.

4. Далее отмечаем, что, кроме необъятности, степь поражает читателя многообразием красок. Это называется цветописью.

– Каков же основной фон степной поверхности? (“Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов”.)

– Как вы понимаете слово “брызнули”? (Ррассыпались по всей поверхности, как разноцветные брызги.)

– А теперь посмотрим, какие же это были цвета. (“Голубые, синие, лиловые волошки; желтый дрок; белая кашка; синие волны воздуха”.)

5. – Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков, но видим ли мы на фоне этого “зелено-золотого океана” и бездонного неба над ним какие-либо живые образы? (“В небе неподвижно стояли ястребы”, “шныряли куропатки”, “подымалась мерными взмахами чайка”, туча гусей.)

– Итак, благодаря мастерству Гоголя, мы увидели не только степь во всем ее великолепии, но и множество птиц, обитающих здесь.

– Как вы думаете, какие это образы? (Зрительные.)

– Чего нельзя изобразить на картине, нельзя увидеть, но автор это описывает? (Звуки.)

– Какие это будут образы? (Слуховые.)

– И опять-таки автор с помощью слова создает теперь уже звуки. Это называется звукопись.

– Найдите в тексте примеры звукописи. (“Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. …Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает, в каком дальнем озере”.)

– Какие еще звуки мы можем услышать в степи, о которых автор не говорит напрямую? (Шелест травы, в которой шныряют куропатки; хлопанье крыльев чайки, поднимающейся из травы; слышим тишину от того, что в небе неподвижно стоят ястребы.)

– Множество звуков, обилие красок – все это создает яркую, неповторимую картину природы.

6. – При помощи, каких изобразительных средств Гоголь сумел передать нам всю красоту, сумел сказать так, чтобы мы увидели и услышали?

  • Э п и т е т ы: зелено-золотой океан.
  • М е т а ф о р ы: “желтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкою”; “чайка роскошно купалась…”; “миллионы разных цветов брызнули”; чайка “мелькает одною черною точкою”.
  • Г и п е р б о л ы: “поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном”; “неизмеримые волны растений”; “миллионы разных цветов”; “тысяча разных птичьих свистов”; “туча диких гусей”.

7. – Теперь посмотрим, как автор описывает степь ночью, и попробуем сравнить эти два описания.

Ученица выразительно читает описание ночной степи.

  • 1-я группа – анализирует композицию и отвечает на вопрос: “Сохраняются ли во втором отрывке образ волны, моря, океана?”
  • 2-я группа – находят зрительные образы (цветопись).
  • 3-я группа – находят слуховые образы (звукопись).
  • 4-я группа находят изобразительные средства языка.

8. Проверка работы в группах.

Ребята первой группы отмечают, что в первом описании Гоголь дает сначала свое отношение к степи, говорит о том, как она прекрасна, а только потом раскрывает, в чем же эта красота. Так и во втором описании автор сначала выражает свое отношение к степи: “Вечером вся степь совершенно переменялась”. А далее Гоголь рассказывает о тех изменениях, которые происходят в степи ночью. И 1-й и 2-й отрывки начинаются описанием пространства.
В первом отрывке: “Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею.”
Во втором отрывке: “Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело…”.
Далее автор переходит к описанию неба, звуков, наполняющих ночную степь, птиц, темной вереницей летящих по небу.
Во втором описании сохраняется образ моря, океана. Гоголь пишет: “…самый свежий обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы”.
В основном композиция повторяется.

Ребята второй группы говорят о том, что все краски дневной степи к ночи совершенно изменились. Если днем они были яркими, то к вечеру сменились на более темные, пестрые. “Все пестрое пространство охватывалось последним ярким отблеском солнца и посте6пннно темнело…”. Степь становилась темно-зеленой, а днем она была золотисто-зеленой, небо стало изголуба-темное; на север летела темная вереница лебедей; из нор выползали пестрые овражки. Но на темном фоне мы видим кое-где светлые, блестящие тона: “легкие прозрачные облака белели клоками”, степь усеяна блестящими искрами светящихся червей.
Таким образом, яркие дневные краски сменились на темные вечерние.

Ребята третьей группы отмечают, что о звуках ночной степи автор говорит так: “Вся музыка, наполнявшая день, утихла и сменилась другою”. И далее мы слышим ту музыку, которая раздается в ночной степи: суслики оглашают степь свистом, трещание кузнечиков становится слышнее, “бесчисленный мир насекомых наполнил траву, весь их треск, свист, карканье; все это звучно раздавалось среди ночи…”. Глаголы: оглашали, раздавалось – говорят о том, что в ночной тишине все звуки далеко раздаются. “Крик лебедя, как серебро отдавался в воздухе”.
Автор сравнивает крик лебедя с серебром, наверное, потому, что он по своему звучанию напоминал тонкий мелодичный звон серебряного колокольчика.Таким образом, мы видим, что автор в описании ночной степи показывает нам гораздо больше звуков, чем в дневной.

Ребята четвертой группы отмечают, что Гоголь, чтобы показать нам красоту ночной степи, использовал большое количество изобразительных средств. Это:

ЭПИТЕТЫ: неба изголуба-темное; степь темно-зеленная; облака легкие прозрачные; свет серебряно-розовый; ветерок свежий, обольстительный.

МЕТАФОРЫ: облака белели клоками; полосы из розового золота; блестящие искры светящихся червей.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: ветерок дотрагивается до щек; звезды смотрели.

СРАВНЕНИЯ: крик лебедя, как серебро; ветерок, как морские волны; вереница лебедей сравнивается с красными палатками, летящими по небу.

ГИПЕРБОЛЫ: бесчисленный мир насекомых; как исполинской кистью наляпаны широкие полосы.

Гипербол во втором тексте намного больше, чем в первом, т.к. ночью уже невозможно так, как днем, увидеть необъятные просторы степи; ночью больше слышишь, чем видишь.
Итак, в степи днем ярче краски, а ночью звуки.
Гоголь – как настоящий мастер художественного слова изобразил степь во всем ее многообразии, изобразил так, что мы, прочитав это описание один раз, навсегда запоминаем яркость неповторимость красок, красоту звуков и то, как умело использовал автор изобразительные средства языка для того, чтобы передать нам все великолепие запорожской степи.

– О каких еще образах упоминает автор при описании ночной степи, о которых не упоминал при описании дневной степи. (Запахи. “Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травинка испускали амбру и вся степь курилась благовониями”.)

– Выясните значение слов АМБРА и БЛАГОВОНИЕ. Способность чувствовать запахи называется обонянием, значит, образы эти будут называться обонятельными.

9. – Самый внимательный читатель может заметить еще и осязательный образ. По словарю Ожегова осязание – это ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь. (“И самый свежий, обольстительный ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек”.)

– До чьих щек дотрагивался ветерок? (до щек людей, находящихся в степи.)

– Значит все изменения, происходящие в степи ночью даны с точки зрения героев.

– Какую роль играет пейзаж в художественном произведении? (Раскрывает красоту окружающего мира, передает настроение, внутреннее состояние героев.) Вспомним начало повести: мать с болью, со страданием проводила своих мужчин из дома. Ей жаль расставаться с Тарасом. А теперь уже и сыновей, ее милых, дорогих ее сердцу сыновей, он забрал с собой. Сколько горя!
Сыновья тоже опечалены расставанием. И здесь окружающий мир передает нам их внутреннее состояние.
Вместо описания гнетущего настроения героев Гоголь ограничился одной фразой: “День был серый; зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад”. Мгновенно раскрывается душевное состояние персонажей. Путники расстроены, все окружающее кажется им лишенным единства, гармонии на столько, что даже птицы щебечут “как-то вразлад”.
Но вот они увидели родную степь, облитую солнечным светом, и “все, что смутно, сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы”.
Таким образом, в повести Гоголя “Тарас Бульба” мы видим связь картин природы с внутренним миром персонажей. Гоголевские герои ограниченно вписываются в мир природы и сливаются с ней, потому что степь это их родная земля, их родина. Значит, степь у Гоголя является образом родины.

10. – Завершая разговор о пейзаже, обратимся к нашим опорным словам. Какой художественный образ воссоздал автор и какие художественные изобразительные средства использовал?

Дети, подводя итог, говорят о том, что Гоголь создал яркий неповторимый образ степи, а для этого использовал такие изобразительные средства, как цветопись, звукопись, эпитет, метафора, гипербола, сравнение, олицетворение.

Сочинения для школы

Изображение природы по-особенному прекрасно. Перед нами предстает описание украинской степи, которая для Гоголя является символом сильной и могучей Родины. Каждое слово пропитано любовью к родным краям, верой в могущество и восхищением безграничными просторами. Бескрайние степи помогают нам понять, какими были запорожцы. Ведь в такой среде могут жить только сильные, смелые, гордые и мужественные люди, которые всем сердцем любят свою Родину и намерены сражаться за нее до последнего.

В каждой строчке описания пейзажа мы чувствуем восхищение богатством красок природы. Именно она помогает нам понять душевное состояние героев. К примеру, когда сыновья покидают хутор, Гоголь обращает наше внимание на серость дня и пение птиц невпопад. Этого описания вполне достаточно, чтобы читатель понял состояние и чувства героев. Люди огорчены и все вокруг им кажется лишенным гармонии.

Изображение природы в повести играет особую роль. Именно поэтому это творение Гоголя считается одним из самых прекрасных.

Пример сочинения 2

В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.

Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса – один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.

Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.

Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.

Пример сочинения 3

Картинка, которая отображает степь днем, условно делится на две части:

  • Степь и безбрежное, бездонное небо над ней.
  • Зеленовато-золотая поверхность земли.

Каждая черточка этого степного пейзажа выписана, вырисована с таким вкусом, что поневоле ощущается и запах цветущей кашки, и вечерний стрекот насекомых, и серебряно-розовые отсветы на небе. Кажется, что автор только кисть в руках талантливого художника. Сама природа рисует эту картину, а писатель всего лишь облекает ее в слова.

И вроде бы ничего нет такого необычного в этом бескрайнем поле, в этих диких цветах, в этих привычных звуках птиц, в порывах свежего ветра, а красота своей родимой земли берет за душу всякого, кто не только родился и вырос здесь, а и кто просто читает это произведение.



Пример сочинения 4

Богатство оттенков красок, запахов и звуков точно изображают богатство края, в котором разворачивается сюжет повести. Сила духа главного героя подчеркнута его отношением к родной природе и его восприятием царственной натуры степного края.

Любое время суток обладает своим цветовым сочетанием и своими звуками. Автор сравнивает степь с океаном, в котором расцвели миллионы всевозможных цветов. Из описаний видно насколько писатель любит родную природу. Он подробно и колоритно описывает каждый нюанс цвета, запаха и звука степной природы.


Основной смысл произведения

Поэт описывает взросление и формирование героев. Тарас специально отправляет сыновей на войну, чтобы закалить их, проверить, увидеть, на что они способны. Андрий, полюбив полячку, переходит на вражескую сторону и погибает, поскольку в выборе между любовью к Родине и любовью к девушке на первом месте находится девушка.

Художественные образы

Повесть является любимым жанром Гоголя. Изображение главного героя в произведении создано на основе выдающихся лидеров национального движения:

  1. Тарас Трясыло.
  2. Наливайко.
  3. Остраница.
  4. Гуня.
  5. Лобода.

В произведении автор описал судьбу свободолюбивых людей. Образ Тараса воспроизведен на фоне противостояния казаков против татарских и турецких завоевателей. Речь идет сразу о нескольких стихиях повествования — простых явлений и торжественного лирического пафоса народного поэтического эпоса. Смысл последнего состоит в описании мощи Русской земли.

Создавая произведение, поэт изучал фольклорные, исторические и документальные хроники. Автор являлся большим знатоком народного творчества. В песнях Николай Васильевич находил отображение жизни простого народа.

Автор черпает образы из героических народного творчества. Он применяет былинные и песенные приемы. Вот один из ярких фрагментов поэмы.

Как плавающий по ясному и светлому небу ястреб, сделавший множество кругов мощными крыльями, неожиданно останавливается на одном месте, как распластанный среди воздуха и оттуда силой наносит удар по гуляющему около пшеничного поля перепелу, — так сын Тараса, Остап, налетел на хорунжего и тут же набросил ему на шею петлю.

Тарас Бульба

Описание природы

Картинка, которая отображает степь днем, условно делится на две части:

  1. Степь и безбрежное, бездонное небо над ней.
  2. Зеленовато-золотая поверхность земли.

Смысловая симфония

Каждая черточка этого степного пейзажа выписана, вырисована с таким вкусом, что поневоле ощущается и запах цветущей кашки, и вечерний стрекот насекомых, и серебряно-розовые отсветы на небе. Кажется, что автор только кисть в руках талантливого художника. Сама природа рисует эту картину, а писатель всего лишь облекает ее в слова.

И вроде бы ничего нет такого необычного в этом бескрайнем поле, в этих диких цветах, в этих привычных звуках птиц, в порывах свежего ветра, а красота своей родимой земли берет за душу всякого, кто не только родился и вырос здесь, а и кто просто читает это произведение.

Сравнение с главными героями

Черт вас побери, степи, как вы прекрасны, как давно хотелось по вам погулять!

Прослеживая, как преображается степь ночью, можно заметить, что в описаниях основное место уделено музыке, которая звучит в эту пору, запахам цветов. То есть днем нельзя услышать стрекота кузнечиков и свиста сусликов. В описании все сказочно таинственно, великолепно и прекрасно. На первый план выходит не сама картинка, а впечатления от нее — степь ночью фантастична и необыкновенна.

Главные персонажи

В дальнейшем идет описание Тараса Бульбы и его сопровождающих, которые гуляют по этой самой степи. Здесь они останавливаются буквально на считаные минуты, чтобы пообедать. Автор рассказывает, что спутники отвязывают деревянные баклажки, слезая со своих лошадей. Описывается отряд, состоящий из 10 казаков. Вслед за этим писатель переходит к описанию того, как меняется к вечеру степь. Тарас Бульба и остальные казаки поедают:

Запивают они все это чаркой, не позволяя себе лишнего в дороге. А вокруг пестрое в дневное время суток пространство приобретает темный оттенок.

При этом запахи становятся всё более насыщенными. От каждой травы и цветка исходят свой характерный аромат, из-за чего вся степь словно наполняется благовониями. Также меняется и небо, которое приобретает тёмно-голубой оттенок, украшенный широкими бело-золотистыми облаками, между которыми иногда видны розоватые полосы.

Красоты всей этой атмосфере пребывания в степи добавляет свежий и легкий ветерок, который с легкостью пробивается между с травами и дотрагивается до их верхушек.

Примеры текста

Описание степи у Гоголя

Фразы, которыми описывает Гоголь природу:

Чувствуется неожиданность и красота таких образов, с особым эмоциональным подтекстом. Сложность может вызывать только сравнение лебединого крика и серебра. Предлагается следующая трактовка: лебедь — гордая и красивая птица, серебро — благородный и красивый металл. Такая метафора объединяет благородство и красоту крика.

Сочинение Описание степи в повести Тарас Бульба

Изображение в произведении степной запорожской равнины является способом применения писателем художественного приема, заключающегося в представлении природного начала в качестве живого организма, включенного в сюжетную линию повести, а также несущего существенную фоновую смысловую нагрузку.

Описание степного пространства изображается писателем в виде пейзажа-настроения в сочетании с реалистичными оговорками, отличающимся богатыми, яркими красочными зарисовками. Писатель демонстрирует визуализированную текстовую нагрузку, позволяющую вообразить описываемую природные картины, которые чередуются между собой, сменяя акцентную структуру при помощи удивительного звукового мелодичного сопровождения.

Каждая черта изображенного пейзажа описывается автором с мастерской чувственностью и тонкостью, акцентируя красотой словесных выражений, олицетворяя в виде степного образа символа родной свободной земли и вольного простора. При этом автором применяются различные художественные приемы в виде гипербол, метафор, сравнений, эпитетов и живописных олицетворений.

Образ степи используется писателем не только в виде дневного описания природных красот, но и в виде степной равнины на фоне вечернего солнечного заката, передавая внутреннее настроение персонажей произведения, отражая жизненное движение и изменение эмоционального состояния героев. При этом персонажи повести гармонично сливаются с природным пейзажем, принимающим их с любовью и откровенной преданностью, составляя вместе с другими степными обитателями целостное единство. Тем самым писатель подчеркивает истинность народных характеров персонажей, которые искренне любят свою отчизну и способны на ее защиту, даже ценой своей жизни.

Писатель использует в описании степной природы необычайную лиричность, проявляющуюся не только в изображении пейзажа степи, но и сочетающуюся с введением в текст повести образов степных животных, тонко демонстрирующих красочную силу и свободный характер степного пространства.

Легкость и прозрачность мелодичного художественного литературного языка писателя придают природному образу степи невероятную чувственность и неповторимость, раскрывая необъятный простор равнины, рождающей храбрых, сильных запорожцев, обладающих мужественными характерами и огромной жизненной волей.

Любовь к родной земле

В литературной истории Гоголь является первым поэтом, который открывает красоты украинской степи. В описании природы выражается в первую очередь горячая любовь поэта к Родине, уверенность в ее могуществе и силе, восхищение бескрайними просторами и красотой:

описание степи в повести тарас бульба

Тарас Бульба

Художественное описание

 описание степи

  1. Степь утренняя — роскошная, яркая, брызжущая цветами, блестящая птицами под полуденным солнцем, живущая тысячами разных звуков, благоухающая запахом цветущих трав. Бездонное синее небо контрастирует с зеленым атласом коврового покрывала, укрытого цветами. Птицы свили гнезда в этом неизмеримом океане диких растений. Степь живет этим сплетением растений, птиц, солнца, ветра! Она полна этой невидимой силой, напоена ей, вдыхает ее жизненное начало и одновременно питает все это своими соками! Природная мощь, могучие жизненные потоки брызжут через эти строки.
  2. Степь вечерняя — замирающая, успокаивающая, обволакивающая, курящая амброй и благовониями. Где каждый цветок готовится спокойно отойти ко сну, где на смену дневных птичьих трелей выходят треск кузнечиков и свист сусликов, а нагретая солнцем земля отдает свое благоуханное тепло воздуху. Волны свежего, легкомысленного ветерка бороздят просторы этого моря, поднимая легкую рябь. Вся поверхность земли медленно входит в сон, убаюканная звуками.
  3. Степь ночная — даже по ночам она не утихает. Она искрит огоньками светляков, трещит, свистит, стрекочет насекомыми, полыхает заревами пожарищ и заглядывает в казачью душу огромными блестками звезд под малороссийским небом. И каждый ее обитатель продолжает свою ночную песнь.

Языковые приемы

 описание степи в повести

Композиционные методы

Для реализации художественного замысла в описании степи Гоголь использует различные способы. Раскрытие связки исторического, культурного, нравственного тезисов происходит через приемы:

Тарас бульба

  • усиление,
  • противопоставление,
  • монтаж.

Тарас бульба степь

Природа была настолько первозданной, что совершенно не нуждалась в людях. Это они растворялись в золотом океане с вкраплениями желтого, голубого, зеленого, видели отблески крыльев чайки, слушали крик двигавшихся туч диких гусей и вдыхали ароматы зеленого покрывала, замирали сердцем, прикасаясь к первозданной музыке степи. Она настраивала их душевные струны на неповторимый природный лад, забирала сомнения, лечила печаль и исцеляла смуту, питала корни и давала силу. Они едины в этот момент — первозданная сила земли и люди.

Здесь очень четко прослеживается монтаж. Слияние двух смыслов — природного и человеческого, рождает логичный третий — любовь к своей Отчизне.

Смысловая симфония

Тарас бульба описание степи

Каждая черточка этого степного пейзажа выписана, вырисована с таким вкусом, что поневоле ощущается и запах цветущей кашки, и вечерний стрекот насекомых, и серебряно-розовые отсветы на небе. Кажется, что автор только кисть в руках талантливого художника. Сама природа рисует эту картину, а писатель всего лишь облекает ее в слова.

И вроде бы ничего нет такого необычного в этом бескрайнем поле, в этих диких цветах, в этих привычных звуках птиц, в порывах свежего ветра, а красота своей родимой земли берет за душу всякого, кто не только родился и вырос здесь, а и кто просто читает это произведение.

Читайте также: