Можно ли пересказывать в итоговом сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?

При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературных материалов (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.

Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?

Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.

Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен:"ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. п.).

В данном разделе представлены нормативные и методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения).


1. Чревоугодие: пересказ вместо аргументации


Подмена аргумента пересказом — одна из самых популярных ошибок школьников.

Итоговое сочинение — это рассуждение, поэтому примеры, которые вы приводите, должны подкреплять ваш тезис или развивать мысль. Вы не соревнуетесь в способности запоминать произведения школьной программы. Нужно показать, что вы умеете анализировать прочитанное, встраивать его в свой опыт и своё высказывание.

Кажется, никто не заметит подмены. Но проверяющий видит, что в сочинении больше пересказа, чем рассуждения, и никакой связи между тезисом и примером нет. Выглядит это так же комично, как бургер на картинке. За лишними деталями теряется мысль, и без склеивающих текст комментариев всё рассыпается на части.

2. Зависть: чужие мысли вместо своих


Проблема в том, что конкретные темы вы получите на самом экзамене, и чтобы ваш текст соответствовал им, любые заготовки придётся дополнять и перерабатывать. Но вместо этого кто-то вразброс соединяет фрагменты чужих сочинений, а кто-то пытается передать то же содержание своими словами. Ничего хорошего из этого не выходит.

В-третьих, обращение к банку литературных аргументов может обернуться множеством фактическим ошибок. В попытке перефразировать чужой пример, ученики путают персонажей, выбирают неточные понятия и искажают смысл. Поэтому не стоит писать о текстах, которые вы сами не читали. Не нравятся объёмные произведения — воспользуйтесь нашим списком коротких рассказов и повестей.

3. Уныние: несвязный и запутанный текст


Несвязный и запутанный текст — проблема, свойственная большинству сочинений. Чтобы избежать этого, нужно сначала составить подробный план будущего рассуждения: наметить главную мысль и способы её доказательства, продумать структуру и содержание. К сожалению, школьники редко начинают работу таким образом.

При таком подходе возникают логические ошибки. Ученики выдвигают несколько противоречащих друг другу тезисов, перескакивают с одной мысли на другую, а к заключению вообще забывают, о чём говорили в начале. Создается ощущение, что это обрывки разных текстов, которые случайно перепутали между собой.

4. Словоблудие: клише и повторы


Если подготовка сводится к заучиванию шаблонов и клише, на выходе получается псевдотекст — компиляция общих и потому бессмысленных фраз.

Использовать клише плохо не только с точки зрения качества речи. Этот критерий всё равно не влияет на зачёт всей работы. Проблема в том, что бедность речи часто связана с бедностью мысли.

5. Алчность: некачественные аргументы


Многие считают, что зачёт ставят только за два примера из литературы. Это миф. Школьники путают итоговое сочинение с сочинением на ЕГЭ и смешивают критерии оценивания этих работ.

В действительности гораздо важнее продемонстрировать глубину раскрытия темы. Для этого достаточно обратиться к одному произведению: проанализировать его и в сочинении показать, как на разных уровнях доказывается обозначенный тезис. Если используется ещё один текст, примеры стоит сопоставить. Это не всем под силу — обычно аргументы существуют отдельно друг от друга, не углубляют и не развивают мысль.


Пеппи Длинныйчулок проверяет, любите ли вы удваивать согласные

Погоня за количеством сказывается на качестве. За отведённое время сложно осмыслить несколько произведений в ракурсе выбранной темы. Поэтому часто школьники просто пересказывают отдельные эпизоды и добавляют общие фразы. За это можно получить зачет, но десять баллов при поступлении вы не наберёте.

Бывает и так, что ученики, стремясь впечатлить своим литературным кругозором, ограничиваются упоминанием различных произведений. Однако перечисления авторов и названий книг недостаточно. Чтобы аргумент засчитали, нужен полноценный анализ.

6. Гордыня: невнимательная проверка


Так происходит ещё и потому, что за несколько часов работы создаётся ощущение знания текста. Кажется, что вы уже всё видели и проверили. Это не так. Не зря даже опытные авторы устраивают небольшой перерыв перед тем, как садятся редактировать написанное.

Но вместо того, чтобы немного отдохнуть и перепроверить свою работу, ученики стремятся скорее сдать её и покинуть аудиторию. А потом расстраиваются: обидно терять баллы из-за нелепых ошибок.

7. Гнев: обвинения вместо действий


Последний в нашем списке грех — гнев. Эту ошибку ученики допускают ещё на этапе подготовки.

И когда наступает время писать итоговое сочинение, школьники злятся. С них спрашивают то, чему не учили. Поэтому они ждут, пока им расскажут о критериях и покажут, как и о чём писать; откладывают подготовку вместо того, чтобы готовиться самостоятельно. И в плохом результате обвиняют всех, кроме себя.

Не злитесь: это не конструктивно. Перекладывая на школу ответственность за свой успех, вы теряете контроль и начинаете плыть по течению. Но оно не принесёт вас к берегу хороших баллов, и вы только впустую потратите время.

7 популярных ошибок на итоговом сочинении

1. Пересказывать примеры из литературы, никак не комментируя их.

2. Использовать заготовки к открытым тематическим направлениям.

3. Приступать к написанию текста, не составив план. Нет, вступление-основная часть и заключение — это не план.

4. Строить сочинение с опорой на шаблоны и клише.

5. Ориентироваться на количество аргументов, а не их качество.

6. Довольствоваться беглой проверкой текста.

7. Перекладывать ответственность за результат на школу.

Сочинение — это не только допуск к экзаменам, но и возможность получить дополнительные баллы при поступлении. Не упускайте её.

О том, как избежать популярных ошибок, мы расскажем на бесплатном мастер-классе. Его проведёт Наталья Мусина — преподаватель с 12-летним стажем и действующий член комиссии по проверке итогового сочинения. Чтобы поучаствовать, регистрируйтесь и приходите на встречу в это воскресенье, 26 ноября.

Рассказывает о подготовке к декабрьской работе Ирина Плетцер, учитель русского языка и литературы гимназии №56

Просмотры

Чтобы вы потратили следующие месяцы с пользой, мы поговорили с учительницей русского языка и литературы Академической гимназии №56, федеральным экспертом ЕГЭ по литературе Ириной Дмитриевной Плетцер, которая дала несколько практических советов, на что обращать внимание при подготовке и написании сочинения:

«Меня смущают такие рекомендации, как прочитать короткие рассказы по одному из выбранных направлений и на основе их содержания написать текст 250-300 слов. Выпускное сочинение позволяет самостоятельно сформулировать проблему, над которой хочется размышлять, дать свой ответ на заявленный вопрос. Ведь многие выпускники раньше жаловались на то, что сочинения в рамках единого экзамена по русскому языку, истории, литературе или обществознанию строго регламентированы, должны быть написаны в соответствии с критериями каждого предмета, они проверяют только знания учеников, но не дают возможности проявить собственную неординарность, выразить личное мнение.


А вот в требованиях к выпускному сочинению как раз говорится о том, что в первую очередь эта работа должна быть самостоятельной. Ребята могут выбрать не только одну из пяти тем, но и те литературные произведения, которые повлияли на их точку зрения по заявленной теме, причём это могут быть как произведения отечественной или зарубежной классики, так и книги современных авторов. Именно в итоговом сочинении можно высказать своё отношение к прочитанному, анализируя, а, не просто пересказывая содержание в заданном направлении размышлений.
По своей форме итоговое сочинение – это классическое школьное сочинение по литературе, которое ученики учатся писать на протяжении всего обучения. Поэтому и рекомендации по его написанию традиционные. Тем не менее, необходимо помнить, что проверять его будут по пяти критериям.

Поэтому следует внимательно прочитать темы и выбрать ту, которая кажется вам наиболее понятной конкретной и близкой. Чтобы разобраться в её формулировке, выделите ключевые слова, определите ключевые понятия, обдумайте их содержание. Часто тема бывает сформулирована в виде вопроса, например: всегда ли цель оправдывает средства? Тогда дайте свой вариант ответа на этот вопрос. Это будет основная мысль вашего будущего сочинения. Если же тема задана в виде суждения, нужно переформулировать её в вопросительное предложение и тоже самостоятельно найти ответ на вопрос.

При этом необязательно брать три, четыре, пять произведений, достаточно двух и даже одного. Если вы мало читаете, советую обратиться к классическим произведениям русских писателей, изучаемых в средней школе. Ведь мы их читаем и перечитываем именно потому, что в них ищем ответы на вечные вопросы, волнующие многие поколения. Чтобы накопить к выпускному сочинению собственную базу литературных аргументов, своим ученикам я предлагаю писать сочинения по завершении изучения творчества определённого писателя именно в формате итогового сочинения по литературе.

Помните, чтобы получить зачёт по первому критерию, ученик должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой и т.п.). Чтобы не отклониться от заданной темой, проверяйте себя, делайте микровыводы после каждого аргумента, чтобы подтвердить свою точку зрения, включая в них ключевые слова из формулировки темы.

Итак, композиция сочинения включает в себя вступление, основную часть и вывод. Во вступлении обычно даются общие сведения по проблеме, обозначенной в теме сочинения, к ним относятся объяснение значения ключевых слов темы, размышления пишущего по поводу этих понятий, мнение учащегося, связанное с темой сочинения.

Для нынешнего выпускного сочинения лучше всего подойдёт аналитическое вступление (4-5 предложений, не больше). Но можно пойти более простым путём и написать вступление – определение. Для этого выбрать одно ёмкое слово-понятие, отражающее тему сочинения, и дать его лексическое значение, а потом прокомментировать его, объясняя, что для вас значит это понятие.

Основная часть – это тезис и аргументы из литературных произведений, которые выбраны вами для подтверждения вашего мнения. Тезис следует формулировать чётко и ясно: это идея вашего сочинения. Тезис представляет собой прямой ответ на вопрос, содержащийся в теме сочинения. Ещё раз напоминаю: в основной части содержится анализ литературного текста в контексте заявленной темы. Главное, нужен не пересказ содержания, а размышления по поводу прочитанного в заданном вами же самими направлении анализа. Разумеется, очень украшают вашу работу стихотворные цитаты, выученные наизусть и прокомментированные.

В заключении подводится итог, обобщается сказанное. Можно повторить главные мысли из основной части, но только другими словами. Ещё раз нужно подчеркнуть личное отношение к заявленной проблеме. Можно упомянуть о её актуальности или непреходящей ценности. Заключение должно быть органично связано со вступлением.

Чтобы избежать логических ошибок в сочинении, внимательно проверьте черновик. Перечитайте первые предложения каждого абзаца вашей работы. У вас должен получиться связный микротекст. Если же предложения не связаны между собой, значит, в сочинении нарушена связь между смысловыми частями. Обратите внимание на формальные средства связи предложений в тексте: вводные слова, синонимические замены, лексический повтор, синтаксический параллелизм.

Следующие критерии предполагают проверку речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком и грамотность.

О том, как готовится к заданию № 1 (чтению вслух), я рассказывала статье "Месяц до итогового собеседования. Готовимся к чтению текста". Сегодня предлагаю материалы для подготовки к пересказу. Их может использовать как сам девятиклассник, так и учителя-словесники на своих уроках и факультативах.

Номер задания в итоговом собеседовании — 2.

Вид работы — пересказ с привлечением дополнительной информации.

Текст — научно-публицистический, рассказ о выдающемся деятеле науки, техники, культуры, искусства, спорта и др.

Объём текста — 160 – 200 слов.

Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания

  1. Сохранение при пересказе микротем текста (П1):
  • 2 балла — все основные микротемы исходного текста сохранены;
  • 1 балл — упущена или добавлена одна микротема;
  • 0 баллов — упущены или добавлены две и более микротем.

2. Соблюдение фактологической точности при пересказе (П2):

  • 1 балл — фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет;
  • 0 баллов — допущены фактические ошибки (одна или более).

3. Работа с высказыванием (П3):

  • 1 балл — приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично;
  • 0 баллов — приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа.

4. Способы цитирования (П4):

  • 1 балл —ошибок нет;
  • 0 баллов — допущены ошибки при цитировании (одна или более).

Максимальное количество баллов — 5.

Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П4, уменьшается на 1 балл.

Критерии оценивания правильности речи

  1. Соблюдение грамматических норм (Г):
  • 1 балл — грамматических ошибок нет;
  • 0 баллов — допущены грамматические ошибки (одна или более).

2. Соблюдение орфоэпических норм (О):

  • 1 балл — орфоэпических ошибок нет, или допущена 1 орфоэпическая ошибка (исключая слово в тексте с поставленным ударением);
  • 0 баллов — допущены 2 и более орфоэпических ошибок.

3. Соблюдение речевых норм (Р):

  • 1 балл — речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок;
  • 0 баллов — допущены речевые ошибки (четыре или более).

4. Искажение слов (ИСК):

  • 1 балл — искажений нет;
  • 0 баллов — допущены искажения слов (одно и более).

Максимальное количество баллов (за задания 1 и 2) — 4.

Порядок процедуры пересказа

  1. Учитель-собеседник предлагает ученику ознакомиться с текстом.
  2. Ученик работает с текстом (читает его про себя). В это время ученик готовится не только к чтению, но и к пересказу: делает пометки в тексте (подчёркивает ключевые слова). Время — до 2-х минут.
  3. По истечении времени учитель-собеседник спрашивает ученика

о готовности читать вслух.

4. Ученик читает текст вслух. Время чтения — до 2-х минут.

5. Учитель-собеседник переключает ученика на подготовку к пересказу.

6. Ученик готовится к пересказу: делает выписки из текста, читает цитату и определяет её место в тексте, продумывает способ включения цитаты в пересказ. Время — до 2-х минут.

7. Учитель-собеседник забирает у ученика текст. Цитатой пользоваться можно.

8. Ученик пересказывает текст. Время — до 3-х минут.

Важно! Во время пересказа никто из присутствующих педагогов НЕ делает замечаний, НЕ даёт подсказок, НЕ исправляет ошибок, допущенных учеником. Баллы за пересказ сразу НЕ озвучиваются.

Чек-лист. Подготовка к пересказу

  1. При подготовке к первому заданию ИС (чтению вслух) прочитайте текст про себя.
  2. Запомните главные мысли, подчеркните ключевые слова.
  3. При подготовке ко второму заданию (пересказу) прочитайте текст ещё раз. Во время чтения выписывайте на специальный бланк, выданный учителем-собеседником, подчёркнутые ранее ключевые слова. (См. памятку 1).
  4. Запомните структуру текста (расположение микротем, главных мыслей). Имейте в виду, что структура всех текстов на итоговом собеседовании примерно одинаковая. (См. памятку 2). Держите это в голове при пересказе.

5. Прочитайте цитату. Обратите внимание на то, кому принадлежит высказывание: самому герою текста или другому лицу. Внимательно прочитайте его фамилию.

6. Подумайте, в какую часть текста это высказывание подходит

по смыслу и логике. Сделайте об этом пометку в своих записях.

7. Подумайте, каким из способов вы включите цитату в пересказ. (См. памятку 3).

8. Перескажите текст с опорой на записи. Не спешите. Старайтесь правильно строить предложения и произносить слова. Если что-то забыли, не останавливайтесь, пропустите и рассказывайте дальше. Не забудьте про цитату.

Памятка 1. Как делать записи во время подготовки к пересказу?

  1. Во время подготовки к чтению вы уже подчеркнули ключевые слова, поэтому сразу, как только учитель-собеседник засёк время, начинайте выписывать их на бланк.
  2. Будет лучше, если одной рукой вы будете указывать себе в тексте на подчёркнутые слова, а второй их записывать. Так вам не придётся искать слова глазами и тратить на это время.
  3. Используйте сокращения, но учтите, что они должны быть понятны вам.
  4. Не надо выписывать вводные слова, союзы, частицы. Не обязательно ставить знаки препинания (это ЧЕРНОВИК, который никто, кроме вас, не увидит).
  5. Числительные записывайте цифрами, без вспомогательных слов. (Например, 1993 вместо 1993 год).
  6. Не тратьте время и не выписывайте фамилию, имя и отчество самого героя текста: их можно прочитать в пояснении к цитате.
  7. Лучше каждую запись начинать с новой строчки, чтобы при пересказе вы не терялись в словах, написанных сплошным текстом.
  8. Постарайтесь выписать ключевые слова из каждого абзаца, не зацикливайтесь на начале текста, иначе у вас не хватит времени на последнюю часть и при пересказе вы можете не вспомнить, о чём там шла речь.
  9. Обязательно в записях сделайте пометку, где будете вставлять цитату.

Памятка 2. Примерная структура текста

Текст, как правило, состоит из 4-х микротем (абзацев).

  1. Общие сведения о человеке (кто он, главная заслуга). Иногда могут содержаться сведения о семье, родителях.
  2. Факты о детстве, об учёбе, начале карьеры.
  3. Самые главные факты о деятельности (открытия, победы, достижения, рекорды, созданные произведения и др.)
  4. Сведения о наградах, заслугах; след деятеля в истории, его значение, память о нём.

Памятка 3. Способы включения цитаты в пересказ

1. Прямое цитирование (дословная передача слов)

Клише (самый простой вариант, который вы точно не забудете):

2. Косвенное цитирование (при помощи сложноподчинённых предложений)

При косвенном цитировании личные местоимения 1 лица следует заменять на 3 лицо или на существительное.

Граф Александр Фёдорович Орлов говорил, что он не мог не ценить

в Аврааме Сергеевиче Норове высокие нравственные качества.

3. Цитирование при помощи вводных слов

  • По словам ФИО, цитата.
  • Как говорил ФИО, цитата.

В этом случае также следует заменять местоимения 1 лица на 3-е лицо.

По словам Константина Алексеевича Коровина, его картины — это он, его пение жизни, его радость.

Советы

Лучше использовать прямое цитирование, чтобы избежать речевых и грамматических ошибок!

Другие материалы для подготовки к итоговому собеседованию читайте здесь:

Читайте также: