Мотивы лирики пушкина сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Философские мотивы лирики А. С. Пушкина

Конечно, браться за Пушкина сложно и ответственно, но писать сочинение необходимо. Предлагаемые материалы никак не претендуют на новое слово в пушкинистике, но, может быть, они окажутся полезными, например, начинающему учителю.

Поэзия А. С. Пушкина представлена в экзаменационном списке четырьмя темами и тремя отдельными стихотворениями, имеющими прямое отношение к этим темам. Рассмотрим, какие стихотворения, кроме тех, что названы, стоит разобрать в рамках той или иной темы.

Главное — выстроить концепцию сочинения. Предлагаем несколько вариантов.

Философичность свойственна поэзии Пушкина в целом, но философские размышления усиливаются в зрелой лирике. Всё чаще звучат мотивы постижения бытия человеческого, неизбежности ухода, переосмысления прожитого.

Пушкинская философия жизни гармонична: смерть в ней воспринимается не как трагический конец всего, а лишь как одно из звеньев бытия, как естественный финал земного существования. Зрелость и старость драматичны, но не трагичны, так как любой возраст человека связан с какими-то важными этапами осмысления жизни, понимания её сути. Прошлое, настоящее и будущее, как правило, не противопоставлены. Поэт не отказывается от прошлого, хотя видит в нём немало ошибок.

В центре пушкинской философской лирики, какие бы вопросы в ней ни поднимались, всегда находится человек: его внутренний мир, взаимоотношения с окружающим его природным миром, обществом, властью. Следовать за мыслью великого поэта не только занимательно, но и поучительно, поскольку стихи нисколько не утратили своей значимости, а совершенство их художественной формы по-прежнему воспринимается как эталон простоты и безупречности.

Деление поэзии Пушкина на темы (поэта и поэзии, свободы, философскую лирику и так далее) бесконечно условно. Очевидно: о чём бы поэт ни писал, философские размышления пронизывают и стихотворения о любви, и о творчестве, и, конечно, о свободе, так как именно в ней Пушкин видит основу гармоничного существования личности.

Одна из принципиальных мировоззренческих идей пушкинской философии — это мысль о необходимости нравственного совершенствования. “Жить… чтоб мыслить и страдать” — вот один из ключевых тезисов зрелого Пушкина. Другой заключается в том, что, “с отвращением читая” страницы прожитой жизни, не следует забывать прошлого (“строк печальных не смываю”).

Вторая строфа стихотворения вовсе не мрачная, а, наоборот, оптимистичная. Каждым словом поэт утверждает радость осмысленного бытия, называя все самые важные составляющие человеческой жизни. Первое утверждение — “жить… чтоб мыслить и страдать” — нисколько не парадоксально. Пушкинский идеал всё больше приобретает христианские очертания: “страдать” — значит в первую очередь сострадать. Поэт не отрекается и от “наслаждения”, однако мера его в сравнении с другими сторонами жизни невелика.

…И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья…

Что же называет Пушкин наслажденьем? Об этом последние строки стихотворения: “гармонией упьюсь”, “над вымыслом слезами обольюсь”, “блеснёт любовь”. Те ценности, которые не подвержены тлению, остаются с поэтом навсегда: это красота, искусство и любовь.

В воспоминаниях о годах, проведённых здесь, “в пустынном уголке”, вплетаются другие:

…глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны…

Картина природы: “нивы златые”, “пажити зелёные”, “неведомые воды” — контрастна “убогой” жизни крестьянина: “скривилась мельница, насилу крылья ворочая при ветре…”. Мотив запустения и мотив печали, смерть близкого человека, своё личное и общее, народная судьба изображаются как единое целое.

Далее в стихотворении наступает резкий интонационный, а за ним и смысловой перелом. Изображаются дорога и три сосны. Эта картина окрашена лирическим чувством. Оптимистический финал стихотворения предсказан той переменой, которая произошла с соснами:

…около корней их устарелых (Где некогда всё было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась…

Мотив семьи перерастает в тему смены поколений, вечного, непрестанного обновления жизни. Обращение “племя младое, незнакомое” символично. Оно относится и к юным деревьям, и к будущим поколениям. Так, к финалу стихотворения мотив смерти (“уже старушки нет”) преобразуется в мотив памяти (“обо мне вспомянет”), а воспоминания о своём, личном приобретают характер всеобщий, философский. В этом небольшом стихотворении уместилась не только жизнь Пушкина, но и жизнь человека вообще, и жизнь природы, и — ещё шире — смысл бытия.

Молитвы сложены святыми старцами не только для того, чтобы “сердцем возлетать во области заочны”, но и для того, “чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв”, то есть в обычной мирской жизни. Молитва, о которой говорит поэт, звучит в храме “во дни печальные Великого поста” и обладает “неведомою силой”. По своему звучанию стихотворение действительно напоминает молитву. Этому способствуют и употребление архаичных слов, и обилие глухих согласных, и ассонанс (“вО
О
Бласти за
О
Чны”, “одн
А
”, “мен
Я
”, “умил
Я
Ет”, “та”, “повтор
Я
Ет”, “печ
А
Льные”, “пост
А
”, “он
А
”, “уст
А
”), и размеренный спокойный ритм — шестистопный ямб.

О чём же просит Всевышнего тот, кто произносит эту молитву? Он хочет, чтобы Господь помог ему избавиться от тоски и уныния, которые влечёт за собой праздная жизнь, чтобы жизнь была трудовой и осмысленной. Он хочет победить в себе “любоначалие”, то есть властолюбие, желание управлять другими людьми. Ему важно, чтобы “празднословие” тоже исчезло из его жизни.

Среди пороков, упомянутых Пушкиным, нет таких, которые большинство людей не находит в себе, но далеко не каждому приходит в голову задуматься об этом. Какие же качества привлекают поэта, чему он хотел бы научиться? Ответ простой: видеть и осознавать свои недостатки, быть терпеливым, смиренным и целомудренным.

На протяжении жизни А. С. Пушкина темы его любовной лирики менялись. Совершенствуя мастерство, накапливая жизненный опыт, Пушкин добивался безупречности формы, полноты и глубины содержания. Поэтическая философия гармонии — это одна из особенностей, свойственная всей лирике Пушкина, и любовной тоже.

Это стихотворение уникально по звуку и мелодике. Чаще всего повторяются в нём согласные звуки, входящие в состав слова Любовь

, а также мягко звучащие согласные [ш], [с], [н]. Интересно заметить, что звук [р] встречается только в словах: “тревожит”, “робостью”, “искренне”, “другим”. В этих словах есть особая “изюминка”: они не нарушают общей гармонии, а, напротив, создают её, ведь пушкинская философия предполагает не безмятежную идиллию, а примирение противоречий.

Заключительные строчки можно понимать по-разному: как искреннее и великодушное пожелание счастья или как ироничное предположение, что такой искренности и нежности “она” уже никогда ни в ком не встретит. Такая неоднозначность привлекает, так как лирический герой стихотворения воспринимается как личность сложная, полностью не раскрывающаяся. При желании можно услышать и такой смысловой оттенок: лирический герой сожалеет, что его сильные, глубокие чувства остались безответными. Не случайно он повторяет: “любил так искренне, так нежно”.

Стихотворение тем и замечательно, что при всей своей простоте и кажущейся ясности оно позволяет размышлять и трактовать его так, как вы его чувствуете.

Мы так и не узнаем, идёт ли речь о взаимном чувстве, окрепшем за время разлуки, или о неразделённой любви. Однако мы понимаем, что любовь у Пушкина есть смысл и средоточие жизни.

Эта тема многократно и всесторонне освещена в учебных пособиях (такие её аспекты, как “поэт и толпа”, свобода творчества, назначение искусства), поэтому ограничимся небольшими комментариями.

…В заботах суетного света Он малодушно погружён…

В эпитете “малодушный” есть оттенок осуждения, но Пушкин смотрит на поэта реалистично. Лирический конфликт в первой строфе заключается в противопоставлении высокого и низкого: “священной жертвы” и “суетного света”, “святой лиры” и души, вкушающей “хладный сон”. Этим противопоставлением подготавливается резкая перемена: поэт, которого коснулся “божественный глагол”, мгновенно отрешается от всего земного и уходит в область природного и “внутреннего”. Принятая в обществе система ценностей, сословные отношения отвергаются им безоговорочно и безвозвратно.

Разбор этого стихотворения может быть, например, построен как ответ на вопрос: как избранная поэтом строгая форма сонета отвечает той художественной задаче, которую решает автор? Можно проследить от строфы к строфе развитие лирического сюжета, динамику ключевых образов (народ — толпа; поэт — царь — высший суд — взыскательный художник — алтарь — огонь). Обратите внимание на смысловые связи между рифмующимися словами (народной — холодной, ум — дум, суд — труд, бранит — горит). Исследуйте все контекстуальные синонимы и антонимы, рассмотрите поэтические особенности синтаксиса (обращение, инверсии, параллелизм, повторы, риторические вопросы). Строгость и стройность пушкинского сонета, несомненно, покажутся вам адекватной формой для разговора на столь важную для поэта тему. Важна и сама традиция: сонет — это и “суровый Дант”, и Петрарка, и “творец Макбета”.

Пушкин Александр Сергеевич – автор, которого знают все: и взрослые, и дети, и россияне, и иностранцы. Он написал множество сказок, романов и прекрасных стихов, которые до сих пор обожаю читать люди. В лирике Пушкина есть несколько основных мотивов.

Изучая лирику Пушкина, нельзя не отметить мотивы природы в ней. Любимое время года поэта – осень, именно ей он посвящал самые красивые пейзажные стихотворения. Как и любой романтик, Александр Сергеевич находил в природе нечто восхищающее и близкое своей душе. Через природу автор часто передаёт свои переживания и мысли. Иногда природа служит хорошим фоном-контрастом для описания происходящих событий.

Лирика Александра Сергеевича содержит разнообразные мотивы, но все они имеют в себе духовно развитый и свободный подтекст – мотив любви, вольности, своего места в обществе и дышащей этой самой свободой природы. Читая его стихотворения и размышляя над ними, мы можем сами стать такими, какими и нужно быть людям – вольными, честными и любящими людьми. А ещё мы можем начать менять мир в лучшую сторону.

Вариант 2

Поэтический мир русского классика, безусловно, многогранен, разнообразны затрагиваемые в его творчестве темы. Это все то, о чем болела его душа. На написание стихов, в широком смысле слова, поэта вдохновляла сама жизнь с ее горестями и радостями, взлетами и падениями, длительными размышлениями и сиюминутными эмоциями.

«Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Ключевая идея отрывка в том, что рано или поздно, самодержавный строй падет и начнется прогрессивный этап развития страны, и именно они – новое поколение, которое должно способствовать свершению этого.

Тема любви волнует Пушкина. Любовная лирика раскрывает чувственную сторону жизни: от несерьезной скоротечной влюблённости до глубочайших чувств. Любовное томление, предвкушение встречи часто также описывалось в стихах. Легкость, свежесть чувств выразились в стихотворении, посвящённом Анне Керн, с которой у поэта было всего несколько встречь.

«И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Эти строки стали примером объяснения в любви для многих поколений читателей.

«Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

В лирике поэта каждый может найти ту тему, которая будет особенно близка. В некоторых произведениях переплетаются сразу несколько мотивов.

Основные мотивы лирики Пушкина

Несколько интересных сочинений

Мы привыкли понимать характер человека, как совокупность свойств, реакций на события каждой отдельно взятой личности. Трудно поспорить с тем, что именно благодаря определенным чертам характера человек становится личностью.

Красота это понятие двойственное, если берётся во внимание человеческая красота. Ведь внешне человек может быть красивым, то есть привлекательным внешне.

Меня зовут Валик. Я живу в городском подземелье с самого раннего детства из-за бедности. Родители мои умерли, зато у меня есть младшая сестричка, которую многие ласково называют Марусей. Жизнь у нас очень тяжелая, но мы, если быть честным, привыкли.

Каждый из нас давал в своей жизни обещание. Всем это знакомо. Но некоторые не знают о существовании такой поговорки как: Слово делом крепи.

Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина – это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично.

Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одиночество – вот лишь небольшая часть мотивов его лирики.

свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода “Вольность” – своеобразное поэтическое выражение идей “Союза благоденствия”. Но какие бы политические страсти не кипели, Пушкин, в первую очередь, оставался поэтом.

Одна из главных тем

творчества Пушкина – тема поэта и поэзии. Радищев, Рылеев были его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта в отношении к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отображенная в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом”. Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:

И так любовью утомленный

Наскуча лепетом молвы

Заране отказались вы

Вот вашей лиры вдохновенной.

Теперь, оставя шумный свет

И муз, и ветреную моду

Что же изберете вы?

В поэзии “Пророк” поэт говорит о своей ответственности за все, что происходит на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии. В начале стихотворения отображается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новой силы чувствам и способностям поэта. Он приходит к выводу, что его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой:

“И бога глас ко мнет воззвал:

“Восстань, пророк, и виждь

И внемли, исполнись волей моей

И, обходя моря и земли

Глаголом жги сердца людей!”

Любовная лирика Пушкина на удивление богата и разнообразна. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт нарушает существующие правила и подчиняет форму содержания произведения.

Например, известная поэзия “К ***” , с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

Но Пушкин не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется, прежде всего, в его почтенном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже когда этот выбор не на его пользу. Самый характерный пример – поэзия “Я вас любил”.

Его любовь – это в первую очередь любовь к избраннице, а не к самому себе, к своему чувству.

Любовь, за Пушкиным, это не аномалия, это естественное состояние души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимность, оно приносит радость, а не страдание. Яркий пример такого взгляда на любовь – поэзия “На холмах Грузии лежит ночная мгла.”:

И сердце вновь горит и любит – оттого

Что не любит оный не может.

Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследстве поэта – философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, которая отбивает вечное течение жизни, неподвластного человека.

В стихах о природе Пушкин воспроизводил свои представления об укладе мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивления, ни протеста. Природа мудрая и справедливая, Пушкин склоняет председателя перед самим чудом жизни, которое в его лирике прекрасное в любых проявлениях.

К философской лирике принадлежат и произведения, где Пушкин выкладывает свои взгляды на человеческое общество. Например, “Анчар”. Он не противопоставляет понятие раб и обладатель, в его воображении эти лица равноправные, потому возникают такие строки:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

Вина за то, что зло, которое воплощает анчар, вылилось в мир, лежит на них обоих. Рабство – это обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.

Пушкин – первый русский писатель мирового значения, который имел влияние не только на русский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература “вышла из Пушкина”. Белинский назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

“Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум”.

Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты “от ума”. Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений, поэтому тема дружбы - одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.

Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение “Пирующие студенты”. В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола:

Писатель за свои грехи!

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре “19 октября”, написанном в 1825 году. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея. Его начальные строки овеяны грустью, вызванной обстоятельствами личной жизни.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто по неволе,

И скроется за край окружных гор.

Пылай, камин, в моей пустынной келье;

А ты, вино, осенней стужи друг,

Пролей мне в грудь отрадное похмелье,

Минутное забвенье горьких мук.

В это время Пушкин находился в ссылке и был лишён возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но душой он был рядом с ними.

Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Спустя год после окончания лицея у Пушкина появляются новые взгляды. Поэт начинает шире смотреть на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение “К Чаадаеву”. Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне души прекрасные порывы:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина “Вольность”. Главная мысль оды в том, что “вольность” возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:

Тираны мира! трепещите!”

Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу

Твою погибель, смерть детей.

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы.

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты богу на земле.

На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится стихотворение “Деревня”. Произведение условно можно разделить на две части. Тема и настроение первой части резко отличается от темы и настроения второй, но, несмотря на это, части тесно связаны между собой. Их роднит и объединяет заложенная в стихотворении идея.

Первая часть - это “приют спокойствия”, где все полно “счастья и забвенья”.

От этих строк веет тишиной, покоем и прохладой:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья!

Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещает взрыва негодования.

Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества губительный позор.

Не видя слёз, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В этой части стихотворения тон авторской речи резко меняется. В словах поэта – гнев и негодование. Пушкин яростно изобличает и осуждает барское насилие над трудом крепостного народа. В заключительных строках стихотворения – раздумье автора:

Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы посвященной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной. Пушкин ощущал себя изгнанником, и это не могло не сказаться в его творчестве.

1820-1822 годы в творчестве Пушкина - расцвет романтизма. Наверное, наиболее подходящим примером романтической направленности поэта является стихотворение “Узник”.

Основное содержание романтизма – выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма - тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море - стихия.

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я.

Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение “В Сибирь”, которое передает декабристам через Александру Муравьёву. Поэт призывает их “хранить гордое терпение”, говорит о том, что их “скорбный труд” не пропадёт, что их дело будет продолжено единомышленниками и что “придёт желанная пора” - свобода.

Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Один из декабристов, Александр Одоевский, в стихотворении “Наш ответ” пишет Пушкину:

Наш скорбный труд не пропадёт:

Из искры возгорится пламя,

И просвещённый наш народ

Сберётся под святое знамя.

Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении “Арион”, написанном в 1927 году:

…А я - беспечной веры полн, -

Пловцам я пел.

Певец оказывается единственным, кто уцелел после “грозы”. Но он остается верен своим убеждениям: “я гимны прежние пою”.

Так же в лирике А. С. Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы даёт великий русский поэт на некоторые из этих нелёгких вопросов.

Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь нужно обратиться к его поэтическому шедевру “Пророк”, написанному в 1826 году.

Герой этого стихотворения находится в удручённом состоянии, он томим “духовной жаждой”, и тут ему является посланник Божий “шестикрылый серафим”. Вдруг с поэтом происходят чудесные, но мучительные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках:

Перстами легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Далее Пушкин пишет:

Моих ушей коснулся он, -

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дальней лозы прозябанье.

Теперь поэт посвящён в тайны мирозданья и одарён тонким чувством восприятия внешнего мира во всём его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, но и этого мало, чтобы стать пророком:

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, - возлагают на него трудную задачу. “Бога глас” взывает к поэту:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

В 1836 году Пушкин написал стихотворение “Памятник”, где он говорит о своей роли поэта. Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им “памятник нерукотворный” даёт ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Быть с друзьями в беде - священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина - высочайшее напряжение всех душевных сил.

Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение “Я помню чудное мгновенье”. Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Даже общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.

Главное, что хотел донести автор этим стихотворением – светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.

В стихотворении “Я вас любил” показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Лишь одну метафору использует автор: “Любовь угасла не совсем”. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим

Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение “Мадонна”. Это произведение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака выразились в строках:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец

Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтал Пушкин, к чему призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное – его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

Читайте также: