Что ни день как поломя со влагой сочинение

Обновлено: 25.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ АК Толстой.ppt

Алексей Константинович ТОЛСТОЙ 1817-1875 Гляжу с любовию на землю, Но выше пр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Алексей Константинович ТОЛСТОЙ 1817-1875 Гляжу с любовию на землю, Но выше пр.

Алексей Константинович ТОЛСТОЙ 1817-1875 Гляжу с любовию на землю, Но выше просится душа. А.К.Толстой Форманенко Тамара Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ г.Пионерского

Составим синквейн Алексей Толстой Талантливый, незнакомый Пишет стихи, думает.

Составим синквейн Алексей Толстой Талантливый, незнакомый Пишет стихи, думает, чувствует Чем же привлекает его творчество? Поэт

А. Фет об Алексее Толстом «Считаю себя счастливым, что встретился в жизни с т.

Цель урока: 1.Получить представление о личности и мировоззрении А.К.Толстого.

Цель урока: 1.Получить представление о личности и мировоззрении А.К.Толстого об основных темах, мотивах и образах творчества поэта 2. Увидеть уникальность таланта художника слова

Повторим термины Инверсия- необычная последовательность слов в предложении. А.

Повторим термины Инверсия- необычная последовательность слов в предложении. Анафора - единоначатие; повторение слова или группы слов в конце нескольких фраз или строф. Параллелизм - один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения

Факты биографии Общаясь с Александром II, Толстой очень дорожил независимость.

Софья Андреевна Миллер и Алексей Константинович Толстой Средь шумного бала, с.

Софья Андреевна Миллер и Алексей Константинович Толстой Средь шумного бала, случайно…

Мотивы лирики

Синквейн Алексей Толстой Проникновенный, чувственный Любит, тонко чувствует.

Синквейн Алексей Толстой Проникновенный, чувственный Любит, тонко чувствует, служит идеалу красоты Что в душе твоей созрело — В ясный образ облекай! Певец природы и любви

Домашнее задание Напишите сочинение-размышление (эссе) на тему: «Читая стихо.

Верьте чудесной звезде вдохновенья.

Верьте чудесной звезде вдохновенья.

Источники информации http://lit.1september.ru/2004/44/8.htm http://www.domgog.

Выбранный для просмотра документ Форманенко Т.И. Урок Моя душа летит приветом.doc

Форманенко Тамара Ивановна ,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ г.Пионерского

Урок литературы в 10-м классе

Основные темы, мотивы и образы поэзии

Алексея Константиновича Толстого

1. Познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии А.К.Толстого, с основными темами и образами его лирики.

2. Углубить понятие о лирике как роде литературы, закрепить навыки анализа поэтического текста в литературном и биографическом контексте.

Развивающие:

1. Способствовать формированию аналитического и креативного мышления, навыков обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы.

2. Развивать связную монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения наизусть.

3. Формировать коммуникативные качества личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения, аргументировать свою позицию).

Воспитательные :

1. Способствовать приобщению школьников к культурному наследию.

2. Воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование урока:

портреты А. К. Толстого (художники К.Брюллов, И.Репин)

подборка стихов А. К. Толстого,

карточки - задания для работы в группах;

Фонохрестоматия :

Инструментальная музыка Эннио Морриконе

Словарьурока:

Гляжу с любовию на землю,
Но выше просится душа.

Урок в технологии критического мышления состоит из трех этапов:

Вызов . На этом этапе происходит актуализация предыдущего опыта и обозначается проблема.

Рефлексия . На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Формы работы учащихся : групповая, фронтальная, индивидуальная.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

1. Введение в тему. Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися.

Сегодня мы имеем прекрасную возможность вновь погрузиться в русскую поэзию XIX века, ставшую для мыслящего человека источником вечной красоты, духовности и гармонии. В совершенстве владея поэтическим мастерством, широко используя всю богатейшую палитру языковых возможностей, каждый из известных художников слова выполнял духовную миссию , которую осознавал как служение отечеству, своему обществу и народу России.

О поэтическом вдохновении, об удивительном умении передать словом неуловимые ощущения нашей души образно и ёмко сказал Афанасий Фет, с творчеством которого мы познакомились на прошлом уроке:

Лишь у тебя поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И тёмный бред души, и трав неясный запах…

Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,

Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,

Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,

Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,

Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.

Учитель обращает внимание учащихся на помещённые на доску портреты писателя кисти художников К.Брюллова, И.Репина.

Если бы я попросила вас создать синквейн (пятистишие) об этом человеке, то вы, вероятно, испытали бы трудности, так как совсем немногое знаете об этом человеке. Как бы могло выглядеть пятистишие?

Коллективное составление синквейна

Алексей Толстой

Талантливый, незнакомый

Пишет стихи, думает, чувствует

Чем же привлекает его творчество?

Предлагаю вам сформулировать цель сегодняшнего урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока.

Познакомиться с интересными фактами биографии поэта, его характером и мировоззрением, основными темами, мотивами и образами его творчества, увидеть уникальность таланта художника слова.

В ходе урока мы составим на доске кластер (схему), где вокруг имени писателя будет располагаться информация, которую посчитаем самой важной и значимой, ярко характеризующей личность и творчество Алексея Толстого.

Строчкой именно из этого стихотворения я и решила назвать наш урок, Догадайтесь, какая это строчка?

Эпиграф: Гляжу с любовию на землю,
Но выше просится душа.

2. Актуализация знаний о лирике как роде литературы.

Повторение литературоведческих терминов приемом “верные – неверные суждения”.

Лирика - род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя.

Лирический герой – тот, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Эпитет - художественно-образное определение предмета.

Метафора - это перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству, употребление слова в переносном значении.

Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных.

Сравнение - изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием.

Инверсия - необычная последовательность слов в предложении.

Анафора - единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.

Параллелизм - один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни).

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

3. Работа в творческих группах.

Задание 1. ПОЗНАКОМИМСЯ С ЛИЧНОСТЬЮ ПОЭТА

Среди "Плодов раздумья" Козьмы Пруткова - персонажа, рожденного фантазией А. К. Толстого и его двоюродных братьев A. M. и В. М. Жемчужниковых, есть такое: "Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе". При кажущейся пародийности этого высказывания оно очень верно: судьба и характер человека во многом зависят от того, чем его душу наполнили в детстве.
Самого Алексея Толстого "начинили" любовью и добром.

Учащиеся зачитывают материалы составленного кластера

Кровная причастность к искусству

Причастность к истории государства Российского

Счастливое детство: забота дяди писателя А.Погорельского и матери

Вырос в окружении прекрасной природы

Благосклонность императора Александра II

Встреча с Гёте в Германии ( ещё встречи с Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Фетом)

Блестящая служебная карьера

Дополнительная информация (сообщает учитель)

Тончайший лирик и певец природы

Автор злых сатир на официальную, бюрократическую Россию

Западник с русской душой

Не принадлежал никакому политическому лагерю

Гнул подковы, скручивал кочергу

Метал двухпудовую гирю через конёк крыши своей усадьбы

Убил сорок медведей, был страстным охотником

По утрам, прежде чем отправляться на службу, купался в проруби на Неве

До конца дней он сохранил непосредственное, детское восприятие мира, благородную прямоту и не просто любовь к природе, а удивительное единение с ней.

Господь, меня готовя к бою,
Любовь и гнев вложил мне в грудь,
И мне десницею святою
Он указал правдивый путь;
Одушевил могучим словом,
Вдоxнул мне в сердце много сил…

Учащиеся получают карточки с отрывками из знакомых по младшим классам произведений А.К. Толстого и готовятся к выступлению перед классом с небольшой литературно-музыкальной композицией. Во время выступления демонстрируется слайд-презентация с изображением русской природы, подготовленная учащимися к уроку.

Материал для литературно-музыкальной композиции в ПРИЛОЖЕНИИ.

Каким предстает лирический герой? Каковы черты его характера?

Что можно сказать о человеке, который написал такое стихотворение? (составьте кластер)

Стихотворение "Коль любить, так без рассудку " напоминает народную песню, очень тонко, размашисто и весело перечисляющую сильные привлекательные черты цельного характера. Мы видим человека, любящего земную жизнь, искреннего, горячего, но отходчивого, справедливого, чуждого мстительности и злопамятности, готового биться за правое дело, пировать с друзьями, беречь и свою любовь и дорожить ею. Конечно, это не сам поэт, а его лирический герой, но в нем - вся поэзия А. К. Толстого и личность его добродушного и рыцарственного творца. Личности поэта был свойствен размах широкой натуры — недаром в его стихах так часто встречаются мотивы воли, удали.

Задание 2. ПОЗНАКОМИМСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ПОЭТА

Какие картины родного края рисует поэт?

Сделайте вывод, какой любит поэт родину, что ценит в ней?

Какие художественные средства помогают поэту передать свои

патриотические чувства? (эпитеты, метафоры)

Проследите умение поэта схватить и передать в словах краски, звуки и запахи природы.

Покажите глубокую л юбовь поэта к родной природе и тонкое ощущение ее красоты.

Охарактеризуйте основные художественные средства (лексический повтор, риторические восклицания, устаревшие слова, психологический параллелизм – связь жизни природы и человека)

Почему лирический герой обратил внимание на балу именно на эту женщину?

Проследите, какими словами поэт часто характеризует свои собственные переживания и переживания любимой.

Какие художественные средства помогают показать эти переживания? (эпитеты, сравнение, инверсия, синтаксический параллелизм, антитеза )

Лирику поэта отличает напевность, музыкальность стиха, многие eгo стихотворения близки к народной песне. Не случайно более 70 eгo произведений положены на музыку композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др.

"Я люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми движениями, всеми страданиями и радостями моей души", - писал поэт Софье Андреевне Миллер , которой посвятил лучшие стихи. Стихи Толстого о любви — своеобразный лирический дневник о трудной и светлой любви, которая исцеляет душу сильного че­ ловека.

4. Беседа по составленному кластеру (обобщающей схеме, характеризующей А.Толстого)

Тончайший лирик и певец природы

Поэт яркого и многогранного дарования

Проникновенная лирика с ярко выраженным музыкальным началом

Певец, державший стяг во имя красоты

Психологические новеллы в стихах

Преобладает мажорное, торжественное настроение

Влечение в беспредельное, вширь и ввысь

Удивительное единение с природой

Одушевлен могучим словом

Рыцарски благородный и женственно нежный человек

Человек, любящий земную жизнь

Добродушный и рыцарственный творец

Размах широкой натуры

Нeпосредственность чувства, задушевность тона

5. Составление синквейна (пятистишия).

Любит, тонко чувствует, служит идеалу красоты

Что в душе твоей созрело

— В ясный образ облекай!

Поэт воинствующей мысли

6. Домашнее задание

Что ни день, как поломя со влагой,
Так унынье борется с отвагой.
Жизнь бежит то круто, то отлого,
Вьется вдаль неровною дорогой,
От беспечной удали к заботам
Переходит пестрым переплетом,
Думы ткут то в солнце, то в тумане
Золотой узор на темной ткани.

Время не властно над большими поэтами. Каждый настоящий писатель влияет на наши чувства, мысли, на наши души. Каждый настоящий писатель, будь то прозаик или поэт, может сказать о себе так, как сказал замечательный поэт Серебряного века Николай Гумилёв:

Ещё не раз вы вспомните меня

И весь мой мир, волнующий и странный…

Материал для литературно-музыкальной композиции

1. Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

2. Колокольчики мои,

Что глядите на меня,

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

3. Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.


"Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!


Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!

4. Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый.

5. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

6. Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет;

Дополнительный материал к уроку

Афоризмы Козьмы Пруткова

Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

Никто не обнимет необъятного.

Смотри в корень!

Лучше скажи мало, но хорошо.

Наука изощряет ум; ученье вострит память.

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить.

Если хочешь быть счастливым, будь им.

Учащимся предлагается поразмышлять над смыслом этих высказываний, вдуматься в их философский смысл.

Читайте также: