Момыш улы повернулся и пошел в блиндаж сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

(4)Они знают, в чём дело.

(5)В воскресные дни в людных местах городка появляется старик с выцветшими глазами.

(6)На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.

(7)Пешеходов не задерживается среди взрослых: его лучшие приятели и слушатели — ребятня. (8)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (9)Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.

— (10)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? — спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

(11) И старик отвечает:

— (12)Прошёл до Берлина. пешком. (13)И фамилия моя потому Пешеходов.

(14)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (15)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

— (16)Дедушка Пешеходов, — уже в который раз расспрашивают ребята, — а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

— (17)Мои сыновья, Семён и Василий, — как бы впервые отвечает старик.

— (18)А кто в Сталинграде стоял до последнего вздоха?

— (19)Мои сыновья, Семён и Василий.

— (20)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

(22)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:

— (23)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?

(24)Нет, не собьёшь старика!

— (25)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, — невозмутимо отвечает он, и в его глазах проступает такая непоколебимая уверенность, что, конечно, никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

(26)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них спокойно и достойно.

— (29)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

— (32)Везде. (ЗЗ) Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

— (34)Так и не вернулись?

— (35)Так и не вернулись. (З6)Спят в могиле.

— (38)Где их могила?

(39)Старик распрямляется и сдержанно говорит:

— (40)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (41)По всей родной земле.

(42)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт назначенный час.

Все герои, отдавшие свою жизнь за Родину, - её сыновья. И все они объединены в образ могучего русского богатыря, который, когда будет нужно, встанет на защиту Отечества. Именно такой смысл заложен в словах старика Пешеходова.
Это подтверждает разговор старика с детьми, которые спрашивают о том, где воевали его сыновья. И старик отвечает, что под Бугом немца встретили, в Сталинграде фашистов били и до Берлина дошли. Предложения 21,28,30 подчеркивают убежденность героя в этом.
Старик воспринимает своих родных детей как защитников родной земли и в каждом солдате видит их. Эта мысль смягчает его горе - горе человека, потерявшего сыновей на войне.

Сочинение-рассуждение "Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: "Принимаю третью награду Родины". Моряки знали цену мужеству".

Последние строки текста я понимаю так: в военное время, кроме смерти и стрельбищ, люди ни чего не видели. Искусство помогало выжить им.
Во-первых, моряки понимали, что не все вернуться из боя. Но дети, выступая на крейсере, вселяли в сердца моряков надежду на лучшее: ". в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. "

Во-вторых, кисет, который взял старшина, был наградой для него. Ведь дети, у каждого из которых немало горя, нашли в себе силы и смогли внушить веру и надежду не только солдатам, но и себе: "Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. "
Таким образом, искусство помогало выжить не только защитникам Родины, но и детям, потерявшим родных на страшной и жестокой войне.
Представляя блокадный Ленинград, разрушенный бомбежками город, невольно задумываешься о том, какое горе перенесли на себе его жители. Трупы на улицах, голод, холод. А ведь многие из тех, кто смог пережить блокаду были совсем маленькими детьми, которым посчастливилось остаться в живых, в том числе и благодаря искусству.

Дети выступали на военном корабле перед моряками и дарили маленькие подарки, тем самым вселяя в сердца бойцов надежду в лучшее.
Моряки понимали, что перенесли дети в во время блокады, с какими лишениями и испытания им пришлось столкнуться. Многие моряки плакали слушая детское выступление, а к детским подаркам отнеслись как к настоящим боевым наградам.

Искусство во время войны помогало выжить всем, от детей до солдат защищающих родину.


Пример сочинения 2

Представляя блокадный Ленинград, разрушенный бомбежками город, невольно задумываешься о том, какое горе перенесли на себе его жители. Трупы на улицах, голод, холод, бомбежки.. А ведь многие из тех, кто смог пережить блокаду были совсем маленькими детьми, которым посчастливилось остаться в живых, в том числе и благодаря искусству.
Дети выступали на военном корабле перед моряками и дарили маленькие подарки, тем самым вселяя в сердца бойцов надежду в лучшее.

Моряки понимали, что перенесли дети в во время блокады, с какими лишениями и испытания им пришлось столкнуться. Многие моряки плакали слушая детское выступление, а к детским подаркам отнеслись как к настоящим боевым наградам.
Искусство во время войны помогало выжить всем, от детей до солдат защищающих родину.


Пример сочинения 3

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 "Типовые экзаменационные варианты" под редакцией И.П. Цыбулько.

Начало текста

Дело было ранней весной. Мы с Аглаей пришли на речку, чтобы полюбоваться ледоходом. Сели на брёвна и стали грызть подсолнухи.

Дело было ранней весной. Мы с Аглаей пришли на речку, чтобы полюбоваться ледоходом. Сели на брёвна и стали грызть подсолнухи.

Сегодня и глядеть-то не на что, — сказала Аглая. — Вот вчера такие льдины плыли — весь мост дрожал. А на одной льдине мы кошку видели.

Бывает, что и людей уносит, не то что кошек, — ответил я. — На Днепре вот двух девчонок унесло, а пятиклассник их спас.

Аглая покосилась на меня:

Кто-о. Пятиклассник? Выдумываешь!

Не веришь? Почитай вчерашнюю газету.

Я передал Аглае скомканный листок. Шепча себе под нос, она прочла заметку и принялась разглядывать портрет.

Жил себе мальчишка как мальчишка, никто на него и внимания не обращал, и вдруг — на всю страну прославился. Вот бы нам кого-нибудь спасти! И чтобы наши портреты тоже напечатали, — продолжала Аглая. — Мы бы с тобой шли по улице, а нас бы все узнавали. Во было бы! А в школе. Вот бы ребята на нас глаза таращили!

Я молча кивнул. Аглая вскочила на ноги.

Лёшк! Видишь льдину? Её чуток от бревна отпихнуть, она и поплывёт.

Ну и что? — спросил я.

Я даже отодвинулся от этой сумасшедшей и молча замотал головой.

Во! Струсил уже! — воскликнула Аглая.

Вовсе я не струсил, а просто. я не хочу лезть в холодную воду.

Я почувствовал, что, если я откажусь, Аглая в самом деле примет меня за труса. С большой неохотой я согласился. Вздохнул и сошёл с бревна.
Толкайся! — послышалось с берега.

Я оттолкнулся от сваи и увидел, как берег, дощатый забор на невысоком косогорчике и стоящая у забора Аглая поплыли влево.
Маши руками! Кричи! — скомандовала Аглая.

Э-эй! На помощь! — крикнула что было сил Аглая и понеслась с косогора к брошенному мной шесту. Скачок, другой, третий. Шлёп! Ноги Аглаи увязли, и она растянулась в грязи.

Тут я увидел, что пологий берег кончился. Теперь в трёх метрах от меня тянулся невысокий глинистый обрыв. Вплотную к обрыву бежала тёмно-бурая вода, бежала быстро, закручиваясь водоворотиками.

Аглая появилась над краем обрыва. Сначала она бежала вровень со мной, потом обогнала льдину, остановилась и опустила с обрыва шест.
Прыгай! Тут близко!

Я молча проехал мимо. Аглая рванулась и побежала так быстро, что конец шеста, который она волочила, запрыгал по бурой траве.

Я увидел её метров за десять впереди. Она сидела на берегу, свесив ноги. Льдина почти поравнялась с ней. Аглая, как была — в сапожках и в пальто, скользнула с обрыва. Конец шеста заскрёб по краю моей льдины.

Я увидел голову девчонки в воде под кустом, увидел её красную руку с побелевшими косточками.

Прыгай! Прыгай! — снова закричала она, но прыгать уже было не нужно: подтянутая шестом льдина причалила к берегу по другую сторону куста, да так удачно, что рядом с ней на обрыве оказался выступ.

Я перешагнул на него и даже ног не замочил. Как я выбрался наверх, как вскарабкалась туда Аглая, я не запомнил. Я только помню, как она предстала передо мной в потемневшем от воды коричневом пальто, с забрызганным лицом. Нижняя челюсть у неё дрожала крупной дрожью.
Смотри никому не болтай, слышишь? Скажи, что я нечаянно в воду упала: стала на льдину, поскользнулась и упала.

Я молчал о своей поездке на льдине, молчала об этом и Аглая. 0 славе она больше не вспоминала.

(По Ю. В. Сотнику*)
* Сотник Юрий Вячеславович (1914—1997) — писатель, автор книг для подростков.

Ю.А. Бельчиков считает, что с помощью разговорной лексики создаётся непринуждённая атмосфера. Действительно, мы употребляем подобные выражения в кругу друзей и хороших знакомых.

Таким образом, зачастую люди, хорошо знающие друг друга, используют разговорную лексику. Их не интересует правильность речи, гораздо важнее – передать содержание. К тому же в неофициальной обстановке собеседники стремятся выразить свою мысль как можно короче.

Смысл финала текста я понимаю так: когда стремление к славе переходит в тщеславие, это мешает развитию личности. Аглая осознаёт, что совершает ошибку, стремясь прославиться во что бы то ни стало. Она выбирает неправильный способ и чувствует стыд.

Главной героине хочется увидеть свой портрет в газете, и она мечтает о том, чтобы её узнавали на улице (предложения 16-22). Совершенно очевидно, что девочка просто желает славы, поэтому не готова совершать бескорыстные поступки.

Чтобы прославиться, Аглая предлагает рассказчику броситься в речку и сделать вид, что он тонет. Девочка даже не задумывается о том, что кто-нибудь из них может пострадать. Тщеславные люди считают, что для достижения цели хороши любые средства.

Таким образом, жажда славы и признания может привести к негативным и даже трагическим последствиям.

9.3. Как вы понимаете значение слова СЛАВА?

Слава – это всеобщее уважение и признание достоинств личности. Чтобы этого добиться, нужно совершить что-нибудь выдающееся.

Иногда непреодолимая жажда славы делает человека тщеславным, а это уже серьёзный недостаток. Например, в тексте Ю.В. Сотника главная героиня позавидовала успеху пятиклассника, спасшего двух девочек. Аглая тоже хочет стать знаменитой, поэтому совершает легкомысленный поступок, бросаясь с обрыва в воду. В какой-то момент девочка понимает, что действительно могла утонуть, и чувствует стыд (предложения 75-76).

Таким образом, прославиться можно разными способами. Однако гораздо приятнее осознавать, что ты на самом деле заслуживаешь уважения и признания.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

(7)Через полчаса старшина вернулся.

– (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

– (29)А где. (30)Тут полбуханка была!

(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

– (41)Да что с ним разговаривать!

(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

(48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

(По В.Ф. Тендрякову*)

*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

Как безнравственные поступки влияют на жизнь человека? Эту проблему ставит Владимир Фёдорович Тендряков в тексте.
Автор повествует о главном герое, который попал в запасной полк на Волге. Измученные и изголодавшие солдаты, узнав новость о том, что старшина смог достать хлеб и сахар, очень обрадовались. Забрать продукты поручили главному герою. В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе. Позже он осознает, какой безнравственный поступок совершил. Вспоминая, как раньше герой ловко находил оправдания своим действиям, мужчина понимает, что сейчас их искать нет смысла. "Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно", - рассуждает персонаж. Таким образом, автор показывает, на какие безнравственные поступки может пойти человек ради своей выгоды.
После случившегося инцидента герой решает измениться в лучшую сторону и завоевать себе самоуважение. Он лез первый под обстрел, помогал другим солдатам, делился лишним котелком супа. Люди не замечали его "подвигов", так как это считалось нормой для всех. Герой делал добрые дела безвозмездно, как и полагается альтруисту, которым он стал. Таким образом, писатель показывает, как может измениться человек, который осознал свой безнравственный поступок.
Автор, приводя противопоставляющиеся примеры, демонстрирует то, как действия против чести и совести, влияют на жизнь индивида.
В. Ф. Тендряков считает, что ничего не бывает страшнее, чем невозможность оправдать себя. Всегда нужно оставаться "человеком" по отношении к другим людям.
Я согласна с автором. Действительно, честь и совесть у человека должны стоять на первом месте . Обратимся к произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Действие Раскольникова - это настоящий пример безнравственного поступка, который меняет жизнь героя. Совершив убийство, персонаж испытывает муки совести и душевные терзания. Так, автор показывает, как влияют безнравственные поступки на жизнь индивида.
Таким образом, человек не всегда может выбрать правильное решение в сложившихся ситуациях , но никогда не поздно понять свои ошибки и извлечь из них урок, который предостережет от тяжёлых последствий в будущем.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. На Ваш вопрос можно дать лишь один ответ: безнравственные поступки влияют на человека по-разному. Проблемный вопрос должен допускать как минимум два полярных ответа. В этом тексте можно было сформулировать проблему так:

Важно ли осмысливать собственные безнравственные поступки?

Можно ли искупить вину?

Кроме этого, в формулировку нужно добавить слово "собственные", поскольку возникает двусмысленность: непонятно, кто эти поступки совершил.

K2 - Комментарий + 4 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована поверхностно: необходимо сжато указать на каждый пример и продемонстрировать, что привносит один, а что другой. Вы обошлись формальный фразой.

Примеры сильно затянули. Их нужно вводить лаконично, большее внимание уделяя пояснениям, аналитическому осмыслению поступков персонажей.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

1) Проблема и позиция автора не соотносятся как вопрос и ответ. Вопрос есть, а ответ на него Вы не дали. Посудите сами.

Как безнравственные поступки влияют на жизнь человека?
В. Ф. Тендряков считает, что ничего не бывает страшнее, чем невозможность оправдать себя. Всегда нужно оставаться "человеком" по отношении к другим людям.

Мысль автора, которую Вы обнаружили, отвечает на другой вопрос: Нужно ли проявлять человечность? Будьте внимательны.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

Речь выразительная, синтаксические конструкции разнообразные. Молодец!

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе .

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе. Позже он осознает , какой безнравственный поступок совершил.
После случившегося инцидента герой решает измениться в лучшую сторону и завоевать себе самоуважение. Он лез первый под обстрел, помогал другим солдатам, делился лишним котелком супа.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Автор повествует о главном герое, который попал в запасной полк на Волге.
В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе .
В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе. Позже он осознает, какой безнравственный поступок совершил.
Вспоминая, как раньше герой ловко находил оправдания своим действиям , мужчина понимает, что сейчас их искать нет смысла

1) Некорректное употребление местоимения. При употреблении местоимения он (она, оно, они) помните, что
это местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Ошибка привела к искажению смысла (хлеб осознает, искать действия). Это абсурд.

Отмечу некоторые шероховатости.

Автор, приводя противопоставляющиеся примеры, демонстрирует то, как действия против чести и совести, влияют на жизнь индивида.


Лучше: противопоставленные.
Не хватает важного для понимания мысли слова: действия, направленные против чести и совести.

Действительно, честь и совесть у человека должны стоять на первом месте .
Действие Раскольникова - это настоящий пример безнравственного поступка, который меняет жизнь героя
Совершив убийство, персонаж испытывает муки совести и душевные терзания.
Так, автор показывает, как влияют безнравственные поступки на жизнь индивида.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Итак, у Вас получилось довольно глубокое, качественное сочинение. Следует усилить работу над анализом взаимосвязи, поработать над логикой, грамматикой и речью. Удачи!

Последний Герой

Великую Отечественную войну в разных странах СНГ освещают по-разному. На то существуют объективные причины. Но есть главные исторические события в этой войне, которые трактовать иначе невозможно. Так, если бы в сентябре – октябре 1941 года, когда основные воинские формирования Красной Армии оказались во вражеском окружении под Вязьмой, на защиту Москвы не встали дивизии, сформированные в Казахстане и Сибири, сам ход истории мог бы повернуться по-другому. Гитлер выиграл бы войну.

О народе-воине

Он не боялся попасть во вражеское кольцо, а если надо, то и сознательно шел со своими бойцами вглубь территории врага. И это в то время, когда не только полковники, но и генералы Красной Армии панически страшились окружения, моментально теряя управление войсками, стоило только возникнуть подобной угрозе.

Последний Герой

Другой фрагмент боевой биографии героя. В своем письме с фронта от 18 апреля 1943 года председателю Совета народных комиссаров Казахской ССР Ондасынову Бауржан Момышулы пишет: «Являясь участником, руководителем и наблюдателем более 100 боев, я пережил горечи неудач и радости побед, радости подвига своего лично и солдат наших.

Как ковался характер бойца

Отец Бауржана Момыш был образованным человеком, знал арабскую письменность, читал Коран. В друзьях у Момыша была русская семья Гончаровых. С ее главой отец Бауржана были тамырами. Была в те годы такая хорошая традиция. У Гончаровых было тринадцать своих детей. И Момыш отдает Бауржана на воспитание Гончаровым. Таким образом, Бауржан становится четырнадцатым ребенком в этой большой семье. Он ходит в русскую школу. Заканчивает ее с хорошими оценками.

А в это же время в степи происходят страшные события. В тридцать третьем году в результате искусственного голодомора погибает большая часть казахского народа. А спустя еще четыре года начинается тотальное истребление казахской интеллигенции. В те годы в казахской среде получает широкое распространение письмо крупного казахского писателя Жусупбека Аймаутова, в котором открыто заявляется, что большевики хотят уничтожить казахскую элиту, чтобы обезглавить нацию, и без того крайне ослабевшую после голодных двадцатых-тридцатых годов.

И понятно, почему. Бауржан Момышулы был живым свидетелем трагедии казахского народа 1933–1937 годов. Обладая великолепным аналитическим умом, он не мог не понимать, что гибель трех миллионов человек в мирное время не является случайной.

Поступок

Очищение

Во время правления Сталина звание Героя Советского Союза Бауржану так и не присвоили. К концу войны он командовал дивизией, но и генеральского звания ему не дали. А переходить с командования дивизии на командование полком он и сам не захотел. И тогда Бауржан Момышулы подает в отставку. Он уезжает к себе домой, в Казахстан.

Рассказывает заслуженный деятель Республики Казахстан, режиссер-кинодокументалист Калилла Омаров: «Вообще, у нас в обществе в последние годы сложился стереотип, что все зло от России. Но почему-то никто не говорит, что и здесь на местах местные чиновники были далеко не ангелы. Я готовлю документальный фильм о Бауржане Момышулы ко дню его столетия. И вот мне посчастливилось наткнуться на письмо Бауржана Момышулы своему двоюродному брату Абдильде, в котором он излагает суть своего разговора, состоявшегося с бывшим председателем Совета министров Нуртасом Ондасыновым, пришедшим домой к Бауржану, чтобы принести ему лично свои извинения. Об этом сегодня мало кто знает, но когда из центра пришло представления на присвоение Бауржана Момышулы к званию Героя Советского Союза и во второй раз, когда его хотели удостоить звания генерал-майора, оба раза Нуртас Ондасынов, бывший в то время председателем Совета министров подписывал отказную, находя для этого удобный предлог.

Бауржан Момыш-улы в последние дни жизни

Секрет героя

А мне остается только изложить ответ Бауржана Момышулы Нуртасу Ондасынову, изложенный им в стихах:

Не такая большая беда –

То, что мне не досталась Звезда.

Свою тайну открою тебе – мой народ

Я умру за тебя, если долг позовет!

Ну а если я клятву не исполню свою,

Даже если проклянешь, я проклятье приму.

(Перевод с казахского)

Добавлю к сказанному. В 1990 году по представлению первого секретаря ЦК КПК Казахстана Нурсултана Назарбаева Бауржану Момышулы было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. А еще через год Советский Союз распался. Так Бауржан Момышулы оказался в числе последних героев той страны, с которой его связывали столь непростые отношения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: