Мой любимый поэт серебряного века сочинение брюсов

Обновлено: 07.07.2024

В русской культуре под серебряным веком принять понимать период начала 20-го века, который совпал с эпохой постмодернизма. Одной из ключевых особенностей серебряного века было большое наличие талантливых поэтов. Выделить из них наиболее любимого вовсе не так просто, ведь все они имели собственные преимущества, которых были лишены другие. Тем не менее, сделать такой выбор необходимо.

Проанализировав творчество всех из них и собственные чувства от знакомства с их творчеством, я могу с уверенностью сделать выбор в пользу Николая Гумилева.

выбор обусловлен некоторыми важными факторами. Главный из тех факторов кроется в том, что творчество Гумилева можно называть академическим. Известно, что он был увлечен поэзией так, как ничем остальным, а потому уделял своей поэтической деятельности максимальное количество времени. Следовательно, его произведения получилась утонченными, полностью доработанными и совершенными.

Он очень долго работал над каждым из них, старался вкладывать туда не только свою душу, как другие поэты, но и собственное уникальное мастерство, базировавшееся на серьезном труде. Известно, что множество поэтов серебряного

века брали в основном эмоциональностью, чувственностью. Конечно, всего этого не было лишено и творчество Гумилева.

Впрочем, главнейшим в его поэзии был высочайший уровень его эстетичности. Будучи ярым сторонником четкой и строгой поэтической формы и активно ее используя, Гумилев, однако, признавал, что она являет собой приверженность многовековым поэтическим традициям, но отнюдь не самоцель. Все это послужило главной причиной, почему любимым поэтом серебряного века я считаю именно Николая Гумилева.

Впрочем, вышеуказанным причины моего предпочтения Гумилева всем остальным не ограничиваются. Также необходимо отметить, что очень интересно прослеживать особенности его поэзии со временем. Я не верю, что поэт может писать в едином стиле в разные годы, включая молодость и зрелость.

Человек меняется со временем, точно так же меняются и поэты. И чтобы быть убедительным и производить должное впечатление на читателя, каждый поэт должен вносить некоторые изменения в свое творчество, дабы оно соответствовало его реальным настроениям и переживаниям в определенном возрасте. Стоит отметить, что Гумилеву это удавалось просто великолепно.

Заметить это можно при чтении его поэзии в разные годы и жизненные этапы этого великого поэта.

Стихотворение написано достаточно легко и позитивно, несмотря на то, что лирика, написанная в любовном жанре, часто рассказывает о переживаниях лирического героя. Именно в данном произведении автор повествует о том, какие эмоции переживает главный герой, когда влюбляется.

Автор строит сюжет достаточно просто, герой просто прогуливается по небольшим улочкам и мысленно переживает все, он описывает свои ощущения. При этом улочки наполнены шумом, а сам Брюсов подчеркивает, что главный герой находится в приятном и прекрасном расположении внутреннего мира, а сейчас он может просто гулять по небольшим улочкам и проводить время в компании себя.

Наступает пьянящий весенний вечер, когда у любого влюбленного человека обостряются любые чувства. Но при этом он видит весь мир в приятных красках, он выглядит достаточно ровно и гармонично. Поэтому автор каждый год восхищается приходящей весной, которая отличается каждый раз новыми красками и переливами.

Чтобы продолжить вечер, он хочет приобщиться к людям, которые проходят мимо. Он всматривается в лицо каждому проходящему и старается понять, о чем они думают, в какие мысли они погружены и какие переживания волнуют их душу.

А в последней части герой объясняет, почему именно на шумных улицах и переходах у него возникают подобные эмоции и впечатления, у него возникают разные ассоциации, на фоне контрастов, так Брюсов воссоздает притягательный мир человека, полностью влюбленного и осознающего свое счастье.

При этом лирический герой одинок, но не в любовном смысле, а на данный момент, он находится один. Но несмотря на это, он полностью погружен в собственное чувство, в котором он видит смысл существования, для него любовь – это самое высокое чувство, которое для него теперь открыто и возможно.

Брюсов в своем стихотворении доказывает, что каждый человек приходит на землю с одной единственной целью – научиться любить. Эта мысль прослеживается во всем его творчестве. Он показывает эмоциональный подъем главного героя, акцентируя внимание на том, что каждый человек должен пережить подобные чувства, понять, что любовь – это не всегда душевные муки и страдания, а скорее возвышенное и светлое чувство, которое помогает жить и двигаться вперед. Автор помогает понять, что влюбленному человеку проще наслаждаться жизнью, видеть мир в совершенно ином свете и воспринимать его по-особенному, красочно и ярко.

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Люблю одно

Можно ли самостоятельно добраться до смысла, который писатели хотят на донести. Существуют поэты, стихотворения которых до сих пор не до конца разгаданы и проанализированы. Не важно, сколько строк занимает данное произведение, важно лишь то, как читатель их понимает.

Высказываться в своих стихотворениях завуалированно, любили поэты символисты. Они отстранились от реальности, каждый предмет и явление были заменены на красивые и необычные эпитеты и афоризмы. Символизм происходит из латинского слова символ, который означает какой-то знак или понятие, служащее кратким объяснением к какому либо процессу.

Символизм появился в России в начале 20 века, во времена переломов в стране. Одним из его основоположников является Валерий Брюсов. Будучи еще подростком, он начал замечать в себе способности к письму.

Мальчик постоянно думал о теме нового произведения, прокручивая в голове его главные особенности. Уже скоро он начнет заниматься переводами стихотворений и увлекаться творчеством зарубежных символистов, которые в то время были очень популярными. Это окажет большое влияние на творчество молодого поэта, он станет одним из основоположников символизма в России.

Литературное направление и жанр

Стихи Валерия Брюсова о любви

О, сколько раз, блаженно и безгласно, В полночной мгле, свою мечту храня, Ты думала, что обнимаешь страстно — Меня! Пусть миги были тягостно похожи! Ты верила, как в первый день любя, Что я сжимаю в сладострастной дрожи — Тебя! Но лгали образы часов бессонных, И крыли тайну створы темноты: Была в моих объятьях принужденных — Не ты! Вскрыть сладостный обман мне было больно, И я молчал, отчаянье тая. Но на твоей груди лежал безвольно — Не я! О, как бы ты, страдая и ревнуя, Отпрянула в испуге предо мной, Поняв, что я клонюсь, тебя целуя,- К другой!

Моя любовь — палящий полдень Явы, Как сон разлит смертельный аромат, Там ящеры, зрачки прикрыв, лежат, Здесь по стволам свиваются удавы. И ты вошла в неумолимый сад Для отдыха, для сладостной забавы? Цветы дрожат, сильнее дышат травы, Чарует всё, всё выдыхает яд. Идем: я здесь! Мы будем наслаждаться,- Играть, блуждать, в венках из орхидей, Тела сплетать, как пара жадных змей! День проскользнет. Глаза твои смежатся. То будет смерть.- И саваном лиан Я обовью твой неподвижный стан.

Я люблю другого

Мы встретились с нею случайно.

Да, можно любить, ненавидя

Да, можно любить, ненавидя, Любить с омраченной душой, С последним проклятием видя Последнее счастье — в одной! О, слишком жестокие губы, О, лживый, приманчивый взор, Весь облик, и нежный и грубый, Влекущий, как тьма, разговор! Кто магию сумрачной власти В ее приближения влил? Кто ядом мучительной страсти Объятья ее напоил? Хочу проклинать, но невольно О ласках привычных молю. Мне страшно, мне душно, мне больно. Но я повторяю: люблю! Читаю в насмешливом взоре Обман, и притворство, и торг. Но есть упоенье в позоре И есть в униженьи восторг! Когда поцелуи во мраке Вонзают в меня лезвие, Я, как Одиссей о Итаке, Мечтаю о днях без нее. Но лишь Калипсо я покинул, Тоскую опять об одной. О горе мне! жребий я вынул, Означенный черной чертой!

Баллада о любви и смерти

Три женщины — белая, черная, алая

Три женщины — белая, черная, алая — Стоят в моей жизни. Зачем и когда Вы вторглись в мечту мою? Разве немало я Любовь восславлял в молодые года? Сгибается алая хищной пантерою И смотрит обманчивой чарой зрачков, Но в силу заклятий, знакомых мне, верую: За мной побежит на свирельный мой зов. Проходит в надменном величии черная И требует знаком — идти за собой. А, строгая тень! уклоняйся, упорная, Но мне суждено для тебя быть судьбой. Но клонится с тихой покорностью белая, Глаза ее — грусть, безнадежность — уста. И странно застыла душа онемелая, С душой онемелой безвольно слита. Три женщины — белая, черная, алая — Стоят в моей жизни. И кто-то поет, Что нет, не довольно я плакал, что мало я Любовь воспевал! Дни и миги — вперед!

Милый, прости, что хочу повторять Прежних влюбленных обеты. Речи знакомые — новы опять, Если любовью согреты. Милый, я знаю: ты любишь меня, И об одном все моленья,- Жить, умереть, это счастье храня, Светлой любви уверенья. Милый, но если и новой любви Ты посвятишь свои грезы, В воспоминаниях счастьем живи, Мне же оставь наши слезы. Пусть для тебя эта юная даль Будет прекрасной, как ныне. Мне же, мой милый, тогда и печаль Станет заветной святыней.

Поэты любовной поэзии

Тропы и образы

Картинка к сочинению анализ стихотворения Любовь

Поэты Серебряного века русской литературы, к которым относится и Валерий Яковлевич Брюсов, одной из своих целей ставили назначение человека как структурной единицы в обществе, его положение и исторический смысл. Постепенно эти поиски привели к формированию такого течения как символизм, где различным неодушевленным предметам стали придавать сакральное значение и закладывать скрытый смысл.

Сюжетная линия достаточно заурядна. На протяжении всего куплета поэт обыденно бродит по улицам, описывая увиденные им картины. Весь город полнится шумной толпой, однако, Брюсов обособляет себя от этого социума, ведь все люди находятся в спешке, у всех дела и заботы и лишь Валерий Яковлевич ничем не обременен. Погруженный в эти мысли, автор всматривается в лица окружающих. Он пытается познать их мысли и переживания, их заботы и тревоги.

Представьте человека, гуляющего с улыбкой среди теснины стен. Он испытывает неимоверное счастье от того, что может лицезреть весну, новый день, саму жизнь. И хотя возле героя находятся только незнакомые ему люди, в нем нет чувств горести, печали или злобы. Это хорошее настроение он передает и своим читателям. Он наслаждается этим, не боится одиночества и с радостью принимает его.

Вчитываясь в междустрочье, становится понятно, что там заложены нотки любовной лирики поэта. Именно ее он пытается найти в людях, которые не столь сентиментальны, причиной чего выступают бытовые проблемы. Любовь — божественное начало, апогей возвышенности и светлости, искренности и безгрешности. В этом стихотворении Брюсов соединяет любовь к поэзии с любовью к людям. Отображение творческого порыва мы находим и в метафорах и эпитетах, которыми наполнены строки стихотворения — если вечер, то пьяный, грохот вольный, святые безделья…

Тема, основная мысль и композиция

История создания

В конце 90-х годов XIX века в русской литературе возникает новое направление — символизм. Основоположником этого направления считается Валерий Брюсов — поэт, прозаик, переводчик и главный теоретик символизма. Его творчество было настолько новым, непривычным, своеобразным, что, хотя и вызывало в свое время различные толки, ни для кого не могло остаться незамеченным. Как писатель-символист, Брюсов в своей поэзии особое внимание уделял символу, "туманной неясности", полутонам. Даже сама личность поэта является загадкой для современников, что создает некий ореол таинственности и недоступности всего, что бы он ни делал. Его творчество, как и сама его жизнь, отражает противоречивые искания человека, стоящего на рубеже двух веков. О своеобразии его поэтического мира можно судить по тому, как описывает поэт сам процесс творчества:

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

"Кто из художников не знает, что в эти моменты в его душе родятся самые фантастические картины, — писал Брюсов. — С целью внушить читателю то же настроение я могу прибегать к самым сильным, к самым неестественным преувеличениям. " Само понятие символизма поэт определил как "поэзию оттенков" в противоположность прежней "поэзии красок".

Тематика творчества В. Брюсова широка и многообразна. Здесь мы встречаем и гимн мечте, и одиночество лирического героя в современном городе, и традиционное обращение к античности, и собственное восприятие поэзии, жизни, любви. Но о чем бы ни писал поэт, главным всегда оставалось его стремление "вызвать в душе читателя совершенно особые движения", которые он называл "настроениями". В. Брюсов был убежден в том, что именно символизм должен стать "поэзией оттенков", "выразить тонкие, едва уловимые настроения" и тем самым "как бы загипнотизировать читателя".

Поэта всегда волновали события современности. В его душе неизгладимый след оставили первая русская революция 1905-1907 годов и Первая мировая война, рост промышленного производства, строительство и расширение городов, словом, все социально-экономические преобразования, происходившие в стране. Одной из основных тем поэзии Брюсова стала урбанистическая тема.

Поэт чувствовал большую тревогу за судьбу и жизнь города. С одной стороны, он был убежден, что этот "коварный змей с волшебным взглядом" притягивает людей, овладевает их душами и убивает, бросая в объятия нищеты и порока. С другой — понимал, что современный "стальной", "кирпичный", "стеклянный" город является центром науки, искусства и прогресса:

Горят электричеством луны

На выгнутых длинных стеблях;

Звенят телеграфные струны

В незримых и нежных руках.

Можно сказать, что Валерий Брюсов, обеспокоенный судьбой и жизнью города, считавший, что тот, совмещая все ужасы цивилизации, сам "подымает" над собой "нож, с своим смертельным ядом", отдавал должное его красоте, величию, верил в торжество разума и добра:

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, —

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

Пространства люблю площадей,

Стенами кругом огражденные, —

В час, когда еще нет фонарей,

А затеплились звезды смущенные.

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, —

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия,

В душе поэта постоянно жила жажда обновления, ожидания счастливых перемен. Погружаясь в романтические мечты, он создавал в своем воображении яркие экзотические картины, ирреальные, неожиданные образы. Реальная жизнь, к сожалению, не могла дать ему те настроения, которые он мечтал испытать. Поэтому, как признавался сам поэт, он искал эти настроения в творчестве и создавал "поэзию, чуждую жизни", творил свой собственный мир, устремленный к неземной красоте, вечной любви, высокому искусству:

Создал я в тайных мечтах

Мир идеальной природы, —

Что перед ним этот прах:

Степи, и скалы, и воды!

Именно красоту Брюсов считал источником всего лучшего, источником истинного вдохновения. А единственным божеством для поклонения стихотворца является творчество. Поэтому он не замыкался на переживании мрачных минут настоящего, не оглядывался с тоской на прошлое. Он всеми средствами художественного слова и художественного образа стремился приблизить будущее. Тема будущего, космоса все чаще звучит в его стихотворениях ("Сын Земли", "Детские упования" и др.). в поисках связующего звена истории, в попытках осмыслить закономерности происходящих процессов, предопределить будущее автор старается установить связь времен: между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. И все чаще таким связующим звеном снова оказывается гармонии, красота, единство культуры, людей, природы. Мысли о гармонии, счастье и всеобщем единстве заставляют поэта все чаще обращаться к античному миру, где он находил торжество добра, милосердия, человеколюбия, справедливости—тех жизненных ценностей, которых так не хватало в реальном современном мире.

В традициях античности Брюсов осмысливает всю жизнь. ("Правда вечная кумиров", "Последний мир"), отдельную личность ("Юлий Цезарь", "Ассаргадон"), природу. Следуя античной традиции в описании окружающего мира, поэт не просто воспевает природу, ее красоту, естественность и гармоническое совершенство, но и стремится проникнуть в тайный смысл простых, обыденных явлений. Так, весна для Брюсова — символ надежды, мечты, обновления мира:

Что же! Пусть не мед, а горечь тайную

Собрал я в чашу бытия!

Сквозь боль души весну приветствую,

Как прежде, светлой песней я!

"Словно строгий счет мгновений", проходят облака над землей, а "вечер на лесном пути во всей с иным, далеким, сходен". Пейзажная лирика Валерия Брюсова отличается ясностью, простотой, образностью. Она и заставляет задуматься о смысле жизни, и позволяет проникнуть в тайны Вселенной, и окутывает небывалым ощущением возвышенного, волшебства, поражает красотой и гармонией:

Волна набегает, узорно

Извивами чертит песок

И снова отходит покорно,

Горсть раковин бросив у ног.

Так же как в описании природы, в описании любовного чувства поэт часто обращается к экзотическим образам, к античным традициям. Подобно художникам далекого прошлого, Брюсов воспевает чувственную любовь, настоящую страсть, пылкие сильные чувства. Хотя при этом в любовной лирике поэта часто звучит мотив обреченности, трагичности:

И ты вошла в неутолимый сад

Для отдыха, для сладостной забавы?

Цветы дрожат, сильнее дышат травы,

Чарует все, все выдыхает яд.

День проскользнет. Глаза твои смежатся.

То будет смерть. — И саваном лиан

Я обовью твой неподвижный стан.

И все же красоту, очарование, прелесть автор стремится видеть абсолютно во всем. "Все семь цветов радуги одинаково прекрасны, — писал он, — и все земные переживания не только счастие, но и печаль, не только восторг, но и боль". Поэт любил жизнь во всех ее проявлениях, пытался осмыслить, понять, проникнуть в суть всех явлений на земле. Но для своего времени он, его поэзия были не всегда понятны, потому что были необычны, новы. Сам Брюсов осознавал это, потому в предисловии к одной из своих книг писал: "Бедная моя книга. Ты будешь похожа. на безумного певца, который вышел на поле битвы, в дым, под выстрелы, — только с одной арфой. Одни, пробегая, не заметят тебя, другие оттолкнут со словами: "не время!", третьи проклянут за то, что в руках у тебя не оружие. Не отвечай на эти упреки. Они правы: ты не для сегодняшнего дня. Проходи мимо, чтобы спокойно ждать своего часа". И поэзия его, книга его жизни дождалась своего часа, прошла через упреки, критику, непонимание. Прошла — для того, чтобы теперь светить людям, очаровывать, покорять, поражать, вдохновлять, волновать сердца. И теперь эта книга по праву заняла свое почетное место на золотой полке русской поэтической классики.

Стремясь постигнуть творчество этого незаурядного человека, нужно прежде всего видеть в нем поэта, о стихотворениях которого А. Блок писал: "Книга совсем тянет, жалит, ласкает, обвивает. долго просижу еще над ней, могу похвастаться и поплясать по комнате, что не всю еще прочел, не разгадал всех страниц, не пронзил сердце всеми запятыми".

(399 слов) Эпоха серебряного века – эпоха расцвета российской культуры, которая затронула практически все сферы жизни общества. Живопись, музыка, литература и другие направления духовной сферы жизни людей были подвержены влиянию того эмоционально-духовного подъёма, который царил в обществе. Изменения в политической и экономической сферах, научные открытия оказали влияние на умы того времени. Серебряный век позволил нам узнать о людях, чьё творчество захватывает дух и будоражит сердца. Литература – одно из направлений, которое особенно развилось в тот период времени. Сейчас нам известно множество писателей серебряного века, один из них Н. С. Гумилёв.

Творчество поэта пестрит топонимами. Н. С. Гумилев часто путешествовал, в детстве он часто менял место жительства, летом жил в Рязанской губернии, в другое время года – в Царском селе, а потом вовсе переехал в Тифлис, а через несколько лет вернулся обратно в Царское Село. После учебы в гимназии, уехал в Париж. Там он завел полезные знакомства и начал активную творческую деятельность. Его давний знакомый, Валерий Брюсов, вскоре написал рецензию на сборники Гумилёва. Стихотворения напрямую отражают впечатления Гумилёва во время пребывания в различных уголках мира.

Вскоре после возврата на Родину, Гумилев создает “Цех поэтов” и объявляет о возникновении нового литературного течения – акмеизм. Вместе с супругой, Анной Ахматовой, он создает полноценное движение со своей идеологией и художественной ментальностью. Во время войны поэт получил несколько наград и позже возобновил свою литературную деятельность, однако в 1921 году был расстрелян по подозрению в контрреволюционном заговоре. Впрочем, поэт не скрывал своего отрицательного отношения к новой власти.

Творчество Николая Гумилёва, как и его современников, оказало сильное влияние на наследие русской культуры. Многие люди XXI века восхищаются творчеством поэтов тех лет. Сам Гумилев наградил Россию своими прекрасными произведениями, подарил духовной сфере жизни общества новые смыслы и мотивы. В его творчестве современный читатель может ощутить эмоции и внутренние переживания автора, когда он находился будь то в Париже, будь то на севере России или в родном Царском селе.

Автор: Михаил Сироткин

Серебряный век — это небольшой период развития русской литературы. По силе и энергии удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века. Но поэты Серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода удивительна и неповторима.

Символизм — одно из художественных течений серебряного века, которого придерживались многие поэты. Говоря о символизме, необходимо

отметить, что он обратился к вечным идеям, важным для человека. Из всех поэтов-символистов ближе всего мне творчество Александра Блока. Я считаю его одним из ярчайших представителей Серебряного века.

Блок — выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов-символистов. От символизма он не отступал никогда: ни в юношеских стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях. Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий, понять прошлое.

Как утверждал сам поэт, его

Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя.

Он в своих посвящениях Прекрасной Даме уходит от окружающей действительности, запирается в свои думы.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Но мечты о Прекрасной Даме не могут оградить Блока от реальной жизни.

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагических страстей

Повествовать еще не жившим.

Решающее влияние на пересмотр им жизненных ценностей оказали события начала двадцатого века.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Несмотря на то, что творчество Александра Блока пришлось на довольно трудный период в жизни России, его искания и заблуждения в поисках светлой, прекрасной жизни, жизни во имя человека, человечества и любви остаются актуальными и по сей день. Его ранние мечтания о Прекрасной Даме, о поисках Вечной Женственности дают повод для размышления нынешнему молодому поколению. Истинная любовь является и по сей день одной из движущих сил в жизни человечества. Блок рано ушел из жизни, но стихи его волнуют людей, они помогают нам жить.

Отличительные признаки творчества

Поэзия Есенина

Неплохим каламбуром будет то, что поэты, жившие в революцию общественного порядка, совершили революцию и на своём узкоспециализированном поприще — в поэзии. Есенин, Маяковский, Алексе Толстой и другие изобрели совершенно новые приёмы стихосложения и рифмования. Были поняты и критически рассмотрены классические произведения таких авторов, как Пушкин или Лермонтов.

В творчестве поэтов серебряного века, а именно в принципе построения стиха можно заметить много изменений. К ним относятся:

  • сложность рифм;
  • запутанность ритмического рисунка;
  • непривычность образов;
  • яркость аллегорий;
  • сложность структуры и развития.

Из хронологии стихов Есенина хорошо видно, как постепенно вплетались в его работы всё новые приёмы и средства обработки стиха.

Письмо к женщине

Другая заводь

Его талант, некогда находящий себя в любви ко всему живому и неживому на Земле, стал постепенно растрачиваться на несправедливость бытия и малодушных женщин. Допускается, что многие люди, из числа знакомых и друзей, пользовались его добродушностью в свою пользу. Пристрастившись к вину, он никогда не отказывал в угощении своим друзьям и растрачивал весь свой заработок на гулянки с ними, отчего часто не имел денег и вынужден был ходить в оборванном виде.

Есенин и Айседора Дункан

Мой любимый поэт А. Блок

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Серебряный век – это период совершенно новых мироощущений человека. В это время у людей менялись духовные ценности и мировоззрение. Поэзия этого периода удивительна и неповторима.

Александр Блок – замечательный поэт-символист, выдающееся явление в русской поэзии, один из моих любимых поэтов. Литературное наследие Блока обширно и многообразно. Его стихи я могу читать и перечитывать бесчисленное количество раз, и снова находить в них что-то новое. Его лирика, я думаю, никого не может оставить равнодушным. Его речь течет медленно, но оставляет в душе неизгладимый след, словно поэт открывает душу каждому своему читателю, бросает ему в лицо свои чувства, отдается на его милость. С течением времени в стихах Блока не иссякает тот скрытый философский смысл, пропитывающий строфы. И он, этот смысл, всегда абсолютен, всегда непреложен. Любовь поэта – чистая и светлая, и всегда чуточку отстраненная, чуточку недостижимая, как будто она принадлежит не земле, а небесам.

Вхожу я в темные храмы

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Но мечты не могут оградить Блока от реальной жизни. Действительность все же проникает в его мир. Появляются стихи “Фабрика”, “Сытые”, “На железной дороге” и эти строки:

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагических страстей

Повествовать еще не жившим.

Решающее влияние на пересмотр им жизненных ценностей оказали события начала двадцатого века:

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

На смену юношеской мечтательности приходит сознание своего гражданского долга. Александр Блок испытывает к Родине, с одной стороны, чувство любви, тоски по ней, сострадания, а с другой — веру в прекрасное ее будущее. Именно это волнение за будущее Родины переполняет лирического героя в поэме “Двенадцать”. Поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: “Черный вечер. Белый снег”. Черный цвет — зло, буря, стихийность, непредсказуемость, белый — чистота, духовность, свет. После прочтения я была в восторге.

У Блока существует цикл стихотворений “На поле Куликовом”, где в каждом слове чувствуется огромная любовь к Родине. “О, Русь моя! Жена моя!” — так обращается к ней поэт. Образ России все время незаметно переплетается с женским образом. Для Блока Родина — женщина; она подобна “прекрасной незнакомке”, к которой поэт обращается в своих ранних стихах.

Мне нравится, что А. Блок стремился к светлой, прекрасной жизни, жизни во имя человека, несмотря на то, что его творчество пришлось на довольно трудный период в жизни России. Блок рано ушел из жизни, но стихи его волнуют людей, они помогают нам жить.

Читайте также: