Мой друг борис неменский замечательный художник сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Помогите написать сочинение по плану:

Мой друг Борис Неменский, замечательный художник, как-то
сказал мне, что есть два метода обучения живописцев и скульпторов. Один принят
у нас сегодня: талантливые ребята, выдержав конкурс, поступают в институт, где
слушают лекции разных педагогов и под руководством мастеров овладевают
тонкостями профессии. Другой метод - ренессансный: художник набирает
подмастерьев, и они с нуля, с веника и растирания красок, постигают тайны
ремесла. Так, между прочим, обучался несравненный Страдивари. Так обучался сам
Леонардо, Так он ставил на ноги своих учеников. Не берусь судить, какой метод
лучше.

Но было в истории России одно удивительное учебное
заведение, чей уникальный опыт, к сожалению, не был изучен, понят и развит. Я
имею в виду Царскосельский лицей - вероятно, самое ренессансное учебное
заведение в истории страны.

Его создавали с совершенно определенной и вполне
прагматичной целью.

В царской семье подрастали дети, им нужно было дать
образование хотя бы потому, что корона на глупой голове держится плохо. Учиться
в одиночестве скучно. Вот и решили в компанию самым элитным детям державы набрать
сколько-то отпрысков дворянских семей. Набрали. Задача этих ребятишек в том и
состояла, чтобы составлять компанию.

Дальше, однако, получился сбой: венценосцы передумали
погружать наследников в сомнительное общество рядовых баричей, и уже открытый
лицей лишился цел и смысла. Словом, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Дирекция лицея оказалась в сложном положении. Военные
училища готовят военных, инженерные - инженеров. А кого готовить лицею? Тут
была полная неясность. Осталось, увы, единственное: учить, по формулировке
Александра Сергеевича, “чему-нибудь и как-нибудь”. Преподаватели, однако, были
молоды, образованны и талантливы: для элитных учеников и наставников подбирали
элитных. Они и принялись обучать лицеистов тому, что знали, любили и ценили
сами. И никто не знает, что дало больше Пушкину, Пущину и Дельвигу - учение или
вольное общение друг с другом и с молодыми педагогами. Наверное, никогда в
российских гимназиях, колледжах и вузах не было столь ярких, столь талантливых
выпусков: свободолюбивые, любознательные, широко мыслящие лицеисты становились
и замечательными поэтами, и государственными деятелями высокого ранга.

Не знаю, как часто вспоминали в лицее эпоху Возрождения и
вспоминали ли ее вообще. Но земное притяжение действует не только на тех, кто
изучил законы Ньютона. Шаровая молния, запущенная в самом начале шестнадцатого
века, многократно обойдя планету, на наше счастье, взорвалась блистательными
искрами под Петербургом, в Царском Селе.

Проблему можно выразить вопросом: от чего зависит эффективность обучения?
Для раскрытия поставленной проблемы, (фио автора) использует рассказ художника Бориса Неменского о двух методах обучения живописцев, а так же приводит пример из истории образовательной деятельности в царскосельском лицее, тем самым подчеркивая разнообразие методов освоения навыков, получения знаний.
Позиция автора выражается в следующих предложениях: "преподаватели, однако, были молоды , образованны и талантливы. Они и принялись обучать лицеистов тому, что знали, любили и ценили сами." Таким образом, автор подводит читателя к тому, что для эффективного обучения в первую очередь важна заинтересованность самого преподавателя, преданность и любовь к своему делу. Именно тогда можно будет "вырастить" таких выдающихся личностей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг и многих других.
Я согласна с мнением автора, ведь действительно, в образовательной деятельности не столько важна общепринятая программа обучения, сколько профессионализм самого преподавателя, его индивидуальный подход и передача собственного опыта. Таким примером может служить: ( не могу сейчас придумать аргументы, может тебе все-таки в голову что-нибудь придет :) )
В заключении я хочу сказать, что для обретения определенных знаний, навыков и умений, для достижения настоящего успеха в той деятельности, которую ты выбрал, необходимо не просто учиться, а учиться у настоящих профессионалов, а так же самому по-настоящему желать учиться и искать всевозможные способы узнать и научиться еще большему, сверх установленной программы.

Лучшие помощники

Мой друг Борис Неменский, замечательный художник, как-то сказал мне, что есть два метода обучения живописцев и скульпторов. Один принят у нас сегодня: талантливые ребята, выдержав конкурс, поступают в институт, где слушают лекции разных педагогов и под руководством мастеров овладевают тонкостями профессии. Другой метод - ренессансный: художник набирает подмастерьев, и они с нуля, с веника и растирания красок, постигают тайны ремесла. Так, между прочим, обучался несравненный Страдивари. Так обучался сам Леонардо, Так он ставил на ноги своих учеников. Не берусь судить, какой метод лучше.

Но было в истории России одно удивительное учебное заведение, чей уникальный опыт, к сожалению, не был изучен, понят и развит. Я имею в виду Царскосельский лицей - вероятно, самое ренессансное учебное заведение в истории страны.

Его создавали с совершенно определенной и вполне прагматичной целью.

В царской семье подрастали дети, им нужно было дать образование хотя бы потому, что корона на глупой голове держится плохо. Учиться в одиночестве скучно. Вот и решили в компанию самым элитным детям державы набрать сколько-то отпрысков дворянских семей. Набрали. Задача этих ребятишек в том и состояла, чтобы составлять компанию.

Дальше, однако, получился сбой: венценосцы передумали погружать наследников в сомнительное общество рядовых баричей, и уже открытый лицей лишился цел и смысла. Словом, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Дирекция лицея оказалась в сложном положении. Военные училища готовят военных, инженерные - инженеров. А кого готовить лицею? Тут была полная неясность. Осталось, увы, единственное: учить, по формулировке Александра Сергеевича, “чему-нибудь и как-нибудь”. Преподаватели, однако, были молоды, образованны и талантливы: для элитных учеников и наставников подбирали элитных. Они и принялись обучать лицеистов тому, что знали, любили и ценили сами. И никто не знает, что дало больше Пушкину, Пущину и Дельвигу - учение или вольное общение друг с другом и с молодыми педагогами. Наверное, никогда в российских гимназиях, колледжах и вузах не было столь ярких, столь талантливых выпусков: свободолюбивые, любознательные, широко мыслящие лицеисты становились и замечательными поэтами, и государственными деятелями высокого ранга.

Не знаю, как часто вспоминали в лицее эпоху Возрождения и вспоминали ли ее вообще. Но земное притяжение действует не только на тех, кто изучил законы Ньютона. Шаровая молния, запущенная в самом начале шестнадцатого века, многократно обойдя планету, на наше счастье, взорвалась блистательными искрами под Петербургом, в Царском Селе.

Напишите пожалуйста сочинение по данному тексту. Проблема обучения людей творческих профессий. И какие лит-ные образцы Мой друг Борис Неменский, примечательный живописец, как-то сказал мне, что есть два способа обучения живописцев и архитекторов. Один принят у нас сегодня: талантливые ребята, выдержав конкурс, поступают в институт, где слушают лекции разных преподавателей и под руководством мастеров завладевают тонкостями профессии. Иной способ - ренессансный: живописец набирает подмастерьев, и они с нуля, с веника и растирания красок, постигают тайны ремесла. Так, между прочим, обучался несравненный Страдивари. Так учился сам Леонардо, Так он ставил на ноги собственных учеников. Не берусь судить, какой способ превосходнее.
Но было в истории Рф одно дивное учебное заведение, чей уникальный опыт, к раскаянию, не был выучен, понят и развит. Я имею в виду Царскосельский лицей - возможно, самое ренессансное учебное заведение в истории страны.
Его творили с абсолютно определенной и вполне прагматичной целью.
В царской семье подрастали малыши, им нужно было дать образование желая бы поэтому, что корона на неразумной голове держится плохо. Обучаться в одиночестве скучновато. Вот и решили в компанию самым элитным детям державы набрать сколько-то потомков дворянских семей. Набрали. Задачка этих ребятишек в том и состояла, чтоб сочинять компанию.
Далее, но, вышел сбой: венценосцы передумали погружать преемников в непонятное сообщество рядовых баричей, и теснее открытый лицей лишился цел и смысла. Словом, хотели как превосходнее, а вышло как всегда.
Дирекция лицея оказалась в трудном положении. Военные училища готовят военных, инженерные - инженеров. А кого готовить лицею? Здесь была полная неясность. Осталось, как досадно бы это не звучало, единственное: учить, по формулировке Александра Сергеевича, чему-нибудь и как-нибудь. Преподаватели, но, были молоды, интеллигентны и талантливы: для элитных воспитанников и наставников выбирали элитных. Они и принялись учить лицеистов тому, что знали, обожали и оценивали сами. И никто не знает, что отдало больше Пушкину, Пущину и Дельвигу - учение либо свободное общение друг с другом и с молодыми учителями. Наверное, никогда в русских гимназиях, институтах и университетах не было столь ясных, настолько профессиональных выпусков: свободолюбивые, пытливые, обширно мыслящие лицеисты становились и примечательными стихотворцами, и муниципальными деятелями высочайшего ранга.
Не знаю, как нередко вспоминали в лицее эру Восстановления и вспоминали ли ее вообще. Но земное притяжение действует не только на тех, кто выучил законы Ньютона. Шаровая молния, запущенная в самом начале шестнадцатого века, часто обойдя планету, на наше счастье, взорвалась блистательными искрами под Петербургом, в Королевском Селе. КФ

  • Бажайкин Владик
  • Русский язык
  • 2019-01-03 23:17:22
  • 0
  • 1

Мой друг Борис Неменский, замечательный художник, как-то сказал мне, что есть два способа обучения художников и архитекторов. Один принят у нас сейчас: талантливые ребята, выдержав конкурс, поступают в институт, где слушают лекции различных педагогов и под руководством мастеров овладевают тонкостями профессии. Иной способ - ренессансный: живописец набирает подмастерьев, и они с нуля, с веника и растирания красок, познают тайны ремесла. Так, между прочим, учился несравнимый Страдивари. Так учился сам Леонардо, Так он ставил на ноги своих учеников. Не берусь судить, какой способ лучше.

Но было в истории Рф одно удивительное учебное заведение, чей уникальный опыт, к раскаянию, не был выучен, понят и развит. Я имею в виду Царскосельский лицей - возможно, самое ренессансное учебное заведение в истории страны.

Его создавали с совершенно определенной и полностью прагматичной целью.

В королевской семье подрастали детки, им необходимо было дать образование хотя бы потому, что корона на неразумной голове держится плохо. Учиться в одиночестве скучновато. Вот и решили в компанию самым элитным детям державы набрать сколько-то потомков дворянских семей. Набрали. Задачка этих ребятишек в том и состояла, чтобы сочинять компанию.

Далее, но, получился сбой: венценосцы передумали погружать наследников в сомнительное сообщество рядовых баричей, и уже открытый лицей лишился цел и смысла. Словом, желали как лучше, а вышло как всегда.

Дирекция лицея оказалась в сложном положении. Военные училища готовят военных, инженерные - инженеров. А кого готовить лицею? Тут была полная неясность. Осталось, как досадно бы это не звучало, единственное: учить, по формулировке Александра Сергеевича, чему-нибудь и как-нибудь. Учители, однако, были молоды, интеллигентны и одарены: для элитных воспитанников и наставников выбирали элитных. Они и принялись учить лицеистов тому, что знали, обожали и оценивали сами. И никто не знает, что отдало больше Пушкину, Пущину и Дельвигу - учение либо свободное общение друг с приятелем и с молодыми педагогами. Наверняка, никогда в русских гимназиях, институтах и университетах не было настолько ярких, столь профессиональных выпусков: свободолюбивые, любознательные, обширно думающие лицеисты становились и примечательными поэтами, и муниципальными дельцами высочайшего ранга.

Не знаю, как нередко вспоминали в лицее эпоху Восстановления и вспоминали ли ее вообщем. Но земное притяжение действует не только на тех, кто изучил законы Ньютона. Шаровая молния, запущенная в самом начале шестнадцатого века, часто обойдя планетку, на наше счастье, взорвалась блистательными искрами под Петербургом, в Королевском Селе.



Говорят, что человек, ⁠– как нераскрытая книга. А если это человек – мыслитель, художник, большой учитель, прошедший испытания долгих и жестоких военных лет и большой трудной, длиной почти в век, жизни?

Наш рассказ о народном художнике РСФСР, академике Академии художеств и Российской академии образования, профессоре Борисе Михайловиче Неменском, всю свою жизнь посвятившему искусству и педагогике искусства.

● ШАГ К ЖИЗНИ И К ИСКУССТВУ

Для нас, ценителей искусства удивительного художника, особенно дороги слова о некоторых своих картинах самого автора:

С голубых весенних цветов началась для меня одна из самых моих лирических картин “Дыхание весны”. Вспоминал ощущение радости жизни, открытия небывалой красоты весны, которую до этого не замечал, и ощущение тревоги и нежности ко всему живому. Ведь завтра здесь может пройти враг и всю эту родную красоту уничтожить, растоптать, сжечь, по-бить снарядами. А подснежники такие хрупкие.

“Земля опаленная”. Картина о Курской дуге? Может быть. Но скорее – о земле, опаленной войной, об опаленном войной человеке. Мне хотелось, чтобы зритель увидел среди этого ада на дне окопа солдат. А, увидев, почувствовал бы полную меру усталости и всю силу стойкости этих обожженных, как сама земля, людей. Хотелось передать спокойную моральную силу, которая сделала их сильнее и живучее камней. Хотелось, чтобы зритель вместе с солдатом-крестьянином нашел уцелевший в пекле колосок, вместе с ним растер его на ладони и. задумался: это было вчера и не быть ли этому завтра?


Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, доцент.

Окончил Московский художественный институт (1951). С 1942 художник Студии военных художников им.Грекова, участник войны.





Подсолнушек. 1968.

⁠" Но нужно различать: искусство не цель, а средство; поэтому не обучение искусству, а воспитание через искусство должно стать заботой школы".








Борис Неменский


. Упали в смертельной схватке два юных воина. Лежат голова к голове. Русский раскинул руки, лицом обращен к небу. Немецкий – лицом в землю. К кому же, как ни к Богу, обратиться, чтобы современный человек оглянулся в прошлое и услышал боль ближнего? Да, это мы, Господи, – и виновные, и жертвы. Да, это мы, это мы, Господи, – вчерашние и сегодняшние. На нашей такой хрупкой Земле, на живой пока Земле.

В творчестве художника темы, связанные с войной, стали обращением не только в прошлое, но и в будущее, которое так хотелось видеть мирным, несмотря на сложные моменты в истории страны. Великая Победа ушла в историю, но нельзя забыть саму суть: подвиг солдат и генералов, работников тыла, женщин и стариков, совсем юных подростков … Это был подвиг целого народа.

В древние времена художника называли украшателем. Даже представить невозможно какой бы серой и невзрачной была ба наша жизнь без музеев, без картин великих мастеров, без скульптур, без архитектуры.

Искусство способно преобразить и одухотворить мир и человека. Вот почему хочется верить, что в том далеком и прекрасном будущем, куда волны жизни в своем стремительном беге влекут человечество, призвание художника, поэта, музыканта станет не уделом избранных, а явится естественным выражением внутреннего богатого мира каждого человека. А пока этого не произошло, те, кого мы зовем служителями возвышенного мира искусства, открывают нам светоносные сферы прекрасного, доносят зовы из будущего, поскольку их дар позволяет им пересекать силою вдохновения плотные границы земного мира, за пределами которого живут Красота и Гармония.

Но как мало нашими современниками признается великая мощь истинного искусства и его облагораживающая роль в деле воспитания, словно не было в истории развития человечества великих эпох расцвета искусств, показавших величие человеческого гения. И как мало понимается, что без искусства, несущего огонь красоты, не облагородить, не возвысить, не преобразить человека, пока еще такого несовершенного.

Но нужно различать: искусство не цель, а средство; поэтому не обучение искусству, а воспитание через искусство должно стать заботой школы.

Многие годы творческих поисков в решении проблем эстетического и духовного воспитания дали плоды: родилось целостное направление художественной педагогики "Художественное образование как духовная культура". На его основе коллективом сотрудников Московского Центра непрерывного художественного образования, который возглавляет Борис Михайлович, разработана программа для общеобразовательных школ "Изобразительное искусство и художественный труд".

Борис Неменский убежден, что искусство должно постигаться неспешно, должно не только изучаться, но проживаться. И это открытие стало одним из важных принципов программы.

Ставя высокие цели нравственно и духовно развивать детей, взращивать в них качества, отвечающие истинной человечности, благородству, культуре, Неменский выходит за рамки одного предмета. Устремленная мысль педагога рождает смелое решение: нужны не отдельные предметы искусства в школе, а единая образовательная система, объединяющая все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника. Если музыка, изобразительное искусство, литература, по его мысли, составят фундамент системы эстетического воспитания, то привлечение эстетических элементов всех школьных наук (имеется в виду гармония мысли каждой из наук, гармония в эксперименте, в решении задач - и физики, и математики или биологии, не исключаются и физкультура, труд) дополнят недостающие грани общего Храма культуры. Дальнейшее закрепление полученных знаний и представлений в деле, в общественной жизни поможет тому, что они станут основой и внутренним законом , влечением души, а не балластом.

Побуждая детей искать, отстаивать свое мнение, утверждать свое представление о красоте в мире и жизни человека, учитель дает им возможность утверждать в себе высокие идеалы и представления. И здесь возрастает роль учителя искусства, поднимаясь на уровень организатора духовной жизни школы: ведь он передает детям мудрость веков мудрость красоты. Поэтому не достаточно учителю только знать свой предмет. Только самому любя живое искусство, дарующее радость, можно вызвать любовь и радость в душе ребенка. Учить творчеству можно лишь творчески, увлекаясь самому и увлекая учеников. Тогда в процессе творящего созидания будет царить особая духовная жизнь на уроке, и незримо, но мощно, красота, подобно свету, станет возрождать и возвышать душу. Благодаря увлечению искусством, возрастающим от урока к уроку, разовьется зоркость души: радостно будет отзываться она на прекрасное и бежать от безобразного.

Борис Неменский, видя, какой невосполнимый урон нанесли мы, ликвидировав преподавание искусства в 7-10 классах, предупреждает, что в этом важном периоде взросления, когда идет переоценка ценностей и происходит перелом сознания от подросткового ко взрослому, нравственно-эстетические и человековедческие проблемы становятся наиболее актуальными. В этом возрасте осознание всего происходящего идет в нерасторжимом единстве чувства и мысли. И здесь не обойтись без подсказки и поддержки искусства его великих произведений, высокой поэзии и музыки, ведь именно в этой нерасторжимости чувства и мысли заключается сила великих творений. Если тяга к искусству станет потребностью, всю жизнь человек будет стремиться к новым знаниям, помогающим творить и мир, и себя прекрасными.


Борис Михайлович Неменский родился 24 декабря 1922 года в Москве. Его мать Вера Семеновна была зубным врачом, отец Михаил Ильич — финансистом, после революции долго работавшим в Совнаркоме. Эти незаурядные люди привнесли в жизнь сына удивительный сплав двух культур: народная русская пришла через мать — дочь сельского священника, городская разночинная через отца — юношу с Пресни. Именно в семье начался сложный процесс формирования личности художника.

С Москвой связана вся жизнь Бориса Неменского. На Сретенке в самом сердце столицы прошло его детство. Здесь были сделаны первые шаги в мир искусства в студии Дворца пионеров, руководимой молодым талантливым художником и педагогом А.М. Михайловым. Увлеченность этого человека, его энтузиазм в приобщении студийцев к творчеству были велики: встречи и беседы с известными художниками, первая выставка работ в Третьяковской галерее и многое другое оставили неизгладимый след в душах ребят, оказали влияние на дальнейший выбор жизненного пути. Родители Бориса Михайловича внимательно, хотя и с некоторой тревогой следили за увлечением сына. После некоторых сомнений о правильности выбранного пути, встречи с К. Юоном отец посоветовал сыну перейти в художественное училище памяти 1905 года. В 1940 году Борис Неменский был принят сразу на третий курс.

Фронт

Все планы мирной жизни разрушила война. Художественное училище молодой художник был вынужден оканчивать уже в эвакуации в Саратове, в 1942 году. Но юноша не воспользовался направлением для продолжения учебы в Суриковском институте, эвакуированном в Среднюю Азию, он вернулся в родной город. В Москве солдат Неменский был определен для несения службы в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Художники этой студии отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки в местах боев в самом пекле войны. Ни одна значительная военная операция не обходилась без участия художников студии. Их зарисовки, этюды, картины участвовали в передвижных выставках, устраиваемых в войсках. Большая часть этих произведений не сохранилась, уцелевшие же находятся в музеях России и частных собраниях.

Победная весна


(1)


(2)


(3)


(4)


(5)


(6)


(7)


(8)

Мать . (1945 )


(9)

Суриковский институт

О далеких и близких (1950)


(10)

Машенька (1956)

Прошлое, настоящее, будущее

Дыхание весны.

Как и все произведения мастера, сюжет картины автобиографичен. Из дневника от 15 мая 1944 г. с Украинского фронта:

Кто тогда мог знать, что эта тема не только увлечет художника, а, став душевной мукой и радостью, будет после войны темой картины.

Хрупкий мир пробуждающейся весенней природы открывается молодому бойцу, чутко вслушивающемуся в тишину утра, в момент передышки между боями: струящиеся в тумане березки, капельки вербы, золотые пушинки ольхи… Радость такого открытия смешивается с тревогой. По воспоминаниям Б. Неменского, именно в такие минуты нафронте к мальчишкам-солдатам приходило новое ощущение родины и крепла личная ответственность за ее судьбу.


(11)

Земля опаленная. (1957)

Эта картина является началом нового этапа в творчестве художника(12). Она не просто возвращает зрителя к событиям прошедшей войны, а заставляет задуматься о том, не повторится ли это вновь. Художник начинает мыслить масштабными, обобщенными образами, выводя своих зрителей на общечеловеческие вневременные проблемы.


(12)


(13)

Символ скорби

Безымянная высота. (Это мы, господи!) 1960–1995.

В 1986 году картина экспонировалась на персональной выставке художника в Москве. Л.А. Неменская вспоминает, что внимание автора привлек один зритель, который долго не уходил из опустевшего затененного зала. Это, как оказалось, был человек, воевавший в составе контингента советских войск в Афганистане. Картина отражала и его личный трагический опыт. А через десять лет, когда новый вариант картины был выставлен в музее Отечественной войны на Поклонной горе, подобная встреча произойдет с ветеранами уже Чеченской войны.


(14)


(15)


(16)

Утраты (1963–1969)

Обращение к чувствам зрителей, побуждение к размышлению о жизни характерны не только для станковых произведений, но и для натюрмортов Бориса Неменского. Эти произведения всегда философичны, очень лаконичны, на них нет случайных предметов, всё здесь несет определенную смысловую нагрузку.

Память смоленской земли. (1993)

Долгие годы Борис Михайлович не обращался к жанру натюрморта, хотя мир предметов жил во многих его картинах. Но бывшие ученики как-то привезли художнику из-под Смоленска пробитую солдатскую каску и горсть стреляных гильз. Эти предметы, отзвуки минувших событий, пролежавшие в земле десятилетия, родили цепь ассоциаций. Художник вспомнил треснувший печной чугунок, который видел в уцелевшей печи выжженной дотла русской деревни, и на картине появились два похожих по форме округлых металлических предмета: один как отголосок мирной жизни, другой из пламени войны. Они застыли, как на пьедестале, на доске столешницы — натюрморт-памятник минувшей трагедии. Художник ничего не стал добавлять в композицию, гильзы понадобились только для оформления рамы(17).


(17)

Художник-педагог

Деятельность Б. Неменского художника на протяжении пятидесяти лет неразрывно связана с деятельностью Б. Неменского педагога. В 1957 г. он начал свою преподавательскую деятельность в МГПИ им. В.И. Ленина, а с 1966 г. преподает на художественном факультете ВГИКа. За эти годы Б.М. Неменский воспитал целую плеяду интереснейших самобытных художников. Среди них А. Акилов, М. Абакумов, В. Балабанов, А. Бедина, В. Брагинский, Г. Гусейнов, В. Чумаков, А. Петров и др. Борис Михайлович является творческим руководителем художественного факультета Университета Российской академии образования, директором Центра непрерывного художественного образования в Москве.

Предложенный материал был с успехом использован в работе с учащимися 5-х классов на уроках ИЗО, посвященных раскрытию темы Великой Отечественной войны в станковой живописи. Знакомство детей с творчеством Б.М. Неменского как художника-фронтовика и как автора программы, по которой они обучаются пять лет, оказывает сильное эмоциональное воздействие.

Литература

Дмитриева Н.А. Борис Михайлович Неменский. — М., 1971.
Неменская Л.А. Борис Неменский. — М.: Белый город, 2005.
Неменский Б.М. Доверие. — М.: Молодая гвардия, 1984.
Неменский Б.М . Мудрость красоты. — М.: Просвещение, 1987.
Неменский Б.М . Познание искусством. — М. Изд-во УРАО, 2000.
Неменский Б.М . Распахни окно. — М.: Молодая гвардия, 1974.

Читайте также: