Культура речи современного школьника сочинение

Обновлено: 30.06.2024

1.1. Толкование слова речь.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Также, речь- это существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Литературно-языковая норма- исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой — удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества.

Современные ученые под нормой понимают следующее:

Нормы - это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование нормам обязательно для всех образованный людей (В. Ф. Греков)

Под литературно - языковой нормой обычно понимают совокупность наиболее устойчивых, освящённых традицией языковых средств и правил их употребления, принятых в данном обществе, в данную эпоху .
(Г. Я. Солганик)

Норма - центральное понятие о правильности речи и о её культуре. Норма литературного языка - это социально одобряемое правило, объективированное реальной речевой практикой, правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных, образованной части общества.
(В. Горбачевич)

Свой взгляд на понятие нормы имели известные ученые-лингвисты. Так, например Пешковский Александр Матвеевич считал, что, норма есть идеал, раз и навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные.

1.3. Свойства речи.

1. Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.

2. Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

3. Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

4. Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждение и поведение.

2.1. Почему вредно употреблять нецензурную лексику, жаргонизмы, вульгаризмы и просторечия.

Нецензурная лексика, жаргонизмы и так далее очень опасны для детей любого возраста. В первую очередь они являются проводником насилия в жизнь ребенка. Сквернословие и жаргонизмы чаще всего становится спутником драк и любых видов агрессии. Поэтому дети очень быстро пропитываются этой энергетикой и начинают активно транслировать ее в окружающий мир, удивляя своим поведением порой довольно благополучных родителей.
Во-вторых, от матерных слов практически мгновенно вырабатывается зависимость. Психологи довольно часто проводят параллель между ней и алкогольной либо никотиновой зависимостью. Ребенок, употребляющий с самого раннего возраста ненормативную лексику, жаргонизмы, вульгаризмы и просторечия, с большим трудом сможет избавиться от этой привычки. Процесс потребует от него невероятных усилий.

2.2. Факторы, которые влияют на формирование речевой культуры моих сверстников.

1)Телевидение (телепередачи, сериалы и так далее)
Мир вокруг человека – это то, что он видит, слышит и ощущает.
Телевидение - это один из главных источников СМИ. Большинство телепередач и сериалов учат нас чему – то интересному и полезному, но есть и не очень хорошие телепередачи и сериалы, которые сильно влияют на речевую культуру.
Решение: Можно заменить плохую телепередачу или сериал на познавательную на более познавательную телепрограмму.

3)Социальные сети
На сегодняшний день важную роль в жизни человека занимают социальные сети. Ни один подросток не может продержаться и дня чтобы не проверить свой твитер или фейсбук. Социальные сети занимают у молодёжи значительную часть их свободного времени. С овременные технологии позволяют подросткам общаться с друзьями, которые находятся за тысячу километров от них самих. В интернете можно найти нового друга, но в некоторых случаях такой друг может повлиять на тебя отрицательно, а именно может очень негативно влиять на формирование твоей речевой культуры.
Решение: Вы можете уговорить своего интернет-друга попытаться избавиться от нецензурной лексики, жаргонизмов и так далее, ведь вместе это сделать намного проще. Но если ваш друг не согласен, то возможно нужно сократить общение с таким человеком.

4)Среда и окружающие люди
К 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: в школе, на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице. Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.
Решение: Прежде всего стоит предложить своим друзьям попробовать исключить из речи жаргонизмы, ненормативную лексику, вульгаризмы и просторечия, если они не хотят этого делать, то можно попросить не потреблять такие слова в вашем присутствии, но если и здесь они не хотят пойти вам на уступки, то стоит сократить с ними общения до минимума.

2.3. Рекомендации по формированию культурной речи подростков.
1)Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.

2)Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.

3)Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.

4)Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.
5) Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.
6) Необходимо уметь менять свою речь и подстраиваться под собеседника в зависимости от ситуации.
7) Не забывайте следить за реакцией собеседника. Так, если разговор вызвал отторжение у собеседника, то подумайте, с чем это связано. Обратите внимание, может ему не понравился ваш говор, тон или вы неправильно построили фразу. Анализируйте свое выступление.

Я сделала вывод, что речь - человека это его визитная карточка. Во все времена будут востребованы люди, которые владеют ораторским искусством, ведь значение ораторского мастерства очень велико, в построении взаимоотношений с людьми в обществе, в семье, в кругу друзей, в школе, в университете, на работе и в карьере. Кроме того русский язык – это один из самых красивых языков в мире! Также, я дала рекомендации своим сверстникам по формированию культурной речи. Я надеюсь, что как можно больше людей избавятся от ненормативной лексики, жаргонизмов, вульгаризмов и просторечий, ведь говорить правильно - это престижно и красиво!

Культура речи – это грамотная речь, которая должна быть свойственна каждому человеку. Как воспитать культуру речь? Для чего её необходимо овладеть? Рассмотрим это на примерах.

Следовательно, культура речи должна быть у всех людей в обществе, она позволяет им не только овладеть грамотным произношением и написанием, но и получить достойное место в жизни.

Рассуждение 2

Что же такое культура речи? Сначала нужно разбить данное словосочетание и понять, что значит каждое словом, а далее уже разбирать само словосочетание. Так всегда, чтобы разобрать маленькое словосочетание, нужно понять и разобрать отдельные слова.

И так начну по жалуй по порядку. Со слова “культура”. Что же такое культура? Во первых стоит отметить, что данное слово имеет множество значений и понятий. И как такового термина у него нету. Культура, корень культ. Культ – это почитание, поклонение. Культура – это воспитание, развитие. Значит культура – это то, что принято считать нормами. Например, норма правила поведения. Или, например нормы морали. Так же возможно этот термин показывает, что делать можно, что нельзя. Что прилично, а что является неподобающе. Культурный человек, это человек который соблюдает все эти правила. Он ведёт себя подобающе, а так же соответственно является культурным.

В древние века была так называемая культура души. Культура связана с теми ценностями, что ценит сама личность. Культура испокон веков является ценностями народов, предками. Культура может различать как личность, так и сам народ в целом. Ценности в каждой культуре свои. Во всех культурах есть свои предания и ценности, которые передаются испокон веков. Религия, как не как то же является культурой. Можно сделать вывод, что слово “культура” имеет множество значений, оно неординарно и многозначно для нас. Для каждого человека, это слово возможно будет означать совсем разное.

Теперь посмотрим и разберём, что же такое речь? Во первых речь – это наш разговор. Это наше общение. С помощью речи мы общаемся, доказываем свою точку зрения, высказываем своё недовольство, передаём эмоции и, в общем и целом настроение происходящего. Речь бывает разной, агрессивной, спокойной, культурной, некультурной. Все люди разные. И все по разному владеют своей речью. Кто-то и два слова связать не может, а кто-то может без умолку разговаривать на разные темы и может поддержать грамотно любой разговор. У таких людей богатый словарный запас. Чтобы был большой словарный запас нужно, конечно же, читать книги и развиваться каждый день.

И так, подведём итоги, что же такое “культура речи”? Культура речи – это наш сам разговор. Наши слова и наша манера речи. Все разговаривают по разному, не правда ли? Так как у каждого разные манеры поведения, разный голос, разный словарный запас. Так что, если человек разговаривает грамотно, то можно сразу же понять культурный он или же нет. Владеет он культурой речи или же не владеет.

Сочинение №3

Речь – то, чем, в отличие от животных, владеет человек. Это невероятное и мощное оружие, с помощью которого люди могут передавать друг другу информацию и общаться.

Речью владеют все люди, живущие в обществе, и, казалось бы, здесь не может быть отличий, однако, нет, ведь существует такое понятие, как культура речи. Именно культура речи – то, чего порой не хватает многим людям. Несмотря на то, что эту культуру прививают всем со школьной скамьи, получив аттестат, или же даже раньше, просто выйдя из школы после уроков, некоторые начинают забывать о том, что же это такое, или вовсе не хотят быть «культурными, желая казаться крутыми и засоряя свою речь нецензурными выражениями и словами-паразитами.

Тем не менее, всегда существуют и противоположности вышеописанным личностям, - это, как правило, люди развитые и интеллектуальные. Они никогда не позволят себе выражаться некультурно, они всегда соблюдают субординацию и видят рамки. Таких людей всегда очень приятно слушать, поскольку в их речи нет ничего напускного, а есть только красивые предложения и фразы, от которых собеседнику не становится дурно.

Культура речи – очень важный элемент нашего общества. Он состоит из умения грамотно, чётко и лаконично выражать свои мысли, понимания ситуации, в которой находится говорящий, а также из постоянного анализа, ведь без него мало у кого получается говорить красиво. Всё время анализируя свою речь и работая над ошибками, можно невероятно усовершенствовать свою речь, сделать её более культурной.

Помимо перечисленного выше, к культуре речи относится и такая вещь, как вежливость. Без неё невозможно представить культурного человека. Безусловно, можно передать любую информацию и без вежливости, но это будет сухая и даже обидная информация. Отношение к человеку невежливому мало у кого будет хорошим.

Культура речи

Культура речи

Популярные сочинения

Главной темой произведения являются авторские размышления о взаимоотношениях природы и человека, а также нравственное отношение людей к окружающему их животному миру.

Я думаю, что никто не является совершенным, поэтому странно говорить о том, что в других нас может раздражать совершенство. Его не существует совсем! Мастерство в каком-то деле, в спорте, музыке – ещё возможно

Материнская любовь является одним из самых наисильнейших чувств в этом мире. Она очень многогранна, и проявляется во многих поступках матерей: в абсолютной и бескорыстной самоотдаче

Свечкова Анна Николаевна

Речевая культура — это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека. Вот почему актуальной становится проблема сохранения и активного использования речевых формул. Заинтересовавшись вопросом русской речевой культуры, мне стало интересно: владеют ли подростки (учащиеся 6-7 классов) нашей школы нормами культуры речи.

Гипотеза : владение языковыми нормами - один из показателей внутренней культуры учащегося.

Цель проекта: определение уровня владения нормами речевой культуры учащихся 6-7 классов ГБОУ CОШ № 10; привлечение внимания к проблеме разрушения норм речевой культуры.

  • Расширить и уточнить представление о речевой культуре, изучив и проанализировав литературу по данной теме.
  • Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 6-7 классов ГБОУ СОШ № 10.
  • Проанализировать результаты опроса.
  • Сделать выводы по теме исследования.
  • Выполнить компьютерную презентацию, представить результаты на научно-практической конференции.

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

1. То же, что чумной в 1 ·знач.

2. Шальной, дурной, очумелый ( ·бран. ).

3. То же в знач. сущ. чумовой, чумового, ·муж. , и чумовая, чумовой, ·жен. ( ·бран. ).

ЧУМНО́Й, чумная, чумное.

1. прил. к чума . Чумная эпидемия. Чумной микроб.

| Зараженный чумой. Чумной город.

2. в знач. сущ. чумной, чумного, ·муж. , и чумная, чумной, ·жен. Лицо, заболевшее чумой. Барак для чумных.

Прикрепляться булавкой, становиться приколотым.

Никто не против школьного сленга, жаргонов, но я считаю, что их нужно употреблять уместно.

Инструмент любого труда должен быть хорошо отточен, налажен, настроен. Только тогда им можно работать и быстро, и правильно, и красиво. Литературные нормы – это и есть налаженный инструмент нашего общения. Точнее, то, что налаживает литературный язык, делает его правильным, выразительным, общепонятным. Речевая культура – часть культуры народа, связанная с использованием языка. В нее включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме. Кроме того, в нее входят и этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правила поведения (в том числе использование невербальных средств), совокупность текстов на данном языке. [3] Культура речи — это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка — произносительными, грамматическими, лексическими. Эти нормы предписывают, например: говорить класть и положить, а не ложить и покласть и т. д. Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной. [4] Уточним, что речь культурную отличают:

  • богатство (разнообразие речи),
  • её чистота,
  • выразительность,
  • ясность и понятность,
  • точность и правильность.

Язык запечатлевает историю народа. Язык – это сама культура, процесс и результат её накопления и обновления.

Изучение родного языка, его лексического и грамматического строя воспитывает сознательное отношение к важнейшему средству человеческого общения и воплощению культуры. Оно формирует живое чувство сопричастности к судьбе своего народа, развивает мыслительные способности человека, обогащает его духовно.

2.1.2. Еще немного теории

В своей работе я использую следующие лингвистические понятия и термины.

Орфоэпией называется система норм правильного произношения.

О рфоэпические нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов. Орфоэпические нормы не менее важны для литературного языка, чем нормы образования грамматических форм слов и предложений или нормы правописания. [5]

Сленг (от англ. slang ) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, общественных, возрастных и иных групп).

Вульгари́зм (от лат. vulgaris — простонародный) — термин традиционной стилистики для обозначения слов или оборотов , применяемых в просторечии , но не допускаемых стилистическим каноном в литературном языке .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Речевая культура современных школьников

Яркаева Виктория Эдуардовна,

МАОУ Вагайская СОШ

Акбашева Татьяна Павловна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ Вагайская СОШ

Российская Федерация, село Вагай

Слова-паразиты и их хозяин

Сленг и его возникновение

Как избавиться от слов-паразитов, сленга в речи

Большинство современных школьников используют в речи нелитературные слова (слова-паразиты, сленговые выражения, жаргонизмы).

Речевая культура - это зеркало отражающее уровень языковой и общей культуры человека. Современные школьники забывают о нормах литературного языка, коверкая родной русский язык. Вот почему эта тема становится актуальной.

Гипотеза. Использование в речи нелитературных слов влияет на:

общую речевую культуру учащихся и в связи с этим на культуру поведения;

Цель исследования - определить уровень владения учащимися нормами речевой культуры.

расширить представление о речевой культуре;

провести наблюдение за речью школьников среднего звена;

составить список слов, засоряющих речь;

провести опрос среди учащихся 5-6 классов;

сделать выводы по теме исследования.

Объект исследования - речь учащихся школы Вагайской школы.

Предмет исследования – слова-паразиты, сленговые выражения и электронная речь.

Методы исследования. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

теоретический (изучение научной литературы);

эмпирический (наблюдение за речью учащихся).

Слова-паразиты

Составим образ человека, речь которого насыщена словами паразитами. Возможно, это заставит вас задуматься и обратить внимание на свой лексикон. Когда человек регулярно в своей речи использует слова-паразиты, он:

1.Начинает раздражать собеседников и становится неинтересным для окружающих.

2.Создает образ человека неуверенного в собственных силах. Его речь напоминает бессмысленный поток воды.

3.Часто путается в своей же речи. Если вы приведете свою речь в порядок, то ваши мысли также будут ясными, доступными для окружающих.

4.Если вы хотите создать блестящую карьеру, уметь держаться на публике, заводить новые знакомства, то боритесь с паразитами в своей речи. Эти слова могут стать не только препятствием, но и выдать ваши секреты.

Слова-паразиты и их хозяин

Есть интересная теория о том, что слово - паразит, живущее в лексиконе человека, может

рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

жизни - этакий борец за истину.

Слова-паразиты – это зеркало, в котором мы можем увидеть не только лицо говорящего, но и его характер.

Есть интересная теория о том, что слово - паразит, живущее в лексиконе человека, может

рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

жизни - этакий борец за истину.

Сленг и его возникновение.

Сленговые слова и выражения начали появляться, когда распространились многочисленные неформальные молодёжные движения: стиляги, хиппи, панки, рокеры, эмо, готы и другие.

Рассмотрим в таблице некоторые слова и выражения, относящиеся к определённому молодёжному движению:

Все эти слова и выражения данные субкультуры используют с целью выделиться из толпы, показать свою исключительность и неповторимость (наряду с одеждой).

Подростковый или, по-другому, школьный сленг можно услышать в любом дворе, где встречаются ребята, примерно, одного возраста. Сленги подростков (примеры):

Молодые люди создали свой сленг, как языковый жест противостояния официальной идеологии. Таким образом, и появился в России сленг.

Электронная речь

Слова-паразиты, сленг, электронные слова засоряют речь, делают её невыразительной, отталкивающей. Избавиться от них не так просто, но всё же, возможно.

Необходимо осознать, что в речи есть нелитературные выражения (для этого можно записать свою речь на диктофон и прослушать).

Надо расширять словарный запас. Для этого читаем как можно больше художественной литературы.

Когда разговариваем, не надо торопиться. Необходимо думать над каждым словом, которое собираемся произнести.

Помощь семьи (родителей) также важна. Родители должны следить за речью своих детей.

Надо читать вслух.

Читайте также: