Мое представление о безопасной образовательной среде сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Чихутова Анастасия Дмитриевна
ППД-16-1
Моё представление о безопасной образовательной среде
С развитием и модернизацией нашего образования вопрос о создании безопасной образовательной средыстановится особенно актуальным. Сейчас все школы и университеты переходят на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, которые задают новые требования к образовательным учреждениям. В них ставитсявопрос о факторах и условиях, необходимых для создания и реализации безопасной образовательной среды, а именно, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья, формирования ценностиздоровья и безопасного образа жизни.
Здоровье учащихся показывает качество образования страны. Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной ибезопасной образовательной среде. Безопасность – залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он обитает, то он чувствует себя в нем комфортно и соответственно,создаются условия, способствующие саморазвитию и самореализации учащихся и студентов. Следовательно, встает вопрос о том, как создать эти благоприятные условия.
На мой взгляд, в первую очередь должнасоблюдаться безопасность образовательного учреждения. Что включает в себя сохранение и поддержание жизни и здоровья учащихся, студентов и преподавателей от всевозможных нечастных случаев, пожаров, аварий и другихчрезвычайных ситуаций. А также система мер, которая будет предпринята при различных чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.
Формирование и обеспечение безопасной образовательной средыпредполагает постоянную работу студентов и преподавателей с органами исполнительной власти и общественными организациями в решении проблем обеспечения безопасности образовательного учреждения и ее защиты привозникающей угрозе. Не менее важно, чтобы каждый студент или ученик понимали, что от них многое зависит. Они должны знать о вреде наркотиков, алкоголя и долгого.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

. опыта – это путь самый горький”. Аспектом данной темы эссе является проблема роли опыта в.

3 Стр. 11 Просмотры

. §4 №6: чем чувства человека отличаются от его эмоций? Чувства долговременны и могут длиться очень долго.

. Исходной идеей гражданского общества является преобразование коллективности (организованной по законам.

. Линейные операторы Определение и примеры линейных операторов Пусть Е и Е1 – два линейных.

4 Стр. 70 Просмотры

. КОНСТИТУЦИЯ РФ (с латин. - установление, устройство) основной закон государства, обладающий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мое представление безопасности окружающей среды.

Проблемы безопасности существовали всегда, однако, именно сегодня они особенно обострились и оказались в центре общественного внимания. Вопросы сохранения безопасной жизнедеятельности, здоровья людей века должны находить свое ясное выражение именно в образовании XXI.

Как отмечают многие исследователи, основной проблемой для мира в целом, а для сегодняшней полиэтнической и многоконфессиональной России, находящейся в переходном состоянии, особенно, стала прямая угроза безопасности человека, связанная и с развитием международного терроризма, и с бездумным отношением человечества к проблемам экологии, и с отношением отдельно взятого человека к собственной безопасности в повседневной жизни. Эта угроза приобрела сегодня небывалую актуальность и усиливается из-за кризисной демографической ситуации в стране, что выражается в падении рождаемости, сокращении продолжительности человеческой жизни и утрате здоровья населением.

Решение этих проблем необходимо для дальнейшего позитивного экономического и социального развития нашей страны.

Безопасность и здоровье человека - важный индикатор общественного развития.

Достижение положительных результатов в этом направлении связано с формированием ценностных убеждений в отношении жизни и здоровья у детей, что требует осуществления определенной образовательной политики в области безопасности.

Безопасность образовательной среды дошкольного учреждения главным объектом и субъектом безопасности человека.

Основным риском во взаимодействии в образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Существует несколько форм психологического насилия, это:

1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание , основных нужд и потребностей ребёнка);

2. Психологические эффекты (беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);

3. Психологические взаимодействия (непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).

Условия организации безопасной образовательной среды в детском саду следующие:

1 отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии детей образовательного процесса;

2 предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития;

3 эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

повышение уровня психолого-педагогической компетентности воспитателей , педагогов-психологов, помощников воспитателя, родителей;

4 организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие детей.

Таким образом, психологически безопасная среда в дошкольном образовании это важнейшая составляющая полноценного развития ребёнка сохранение и укрепление его психологического здоровья.

Рассмотрим понятие безопасности с другой стороны.

Понятие "безопасность" включает в себя организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности Учреждения самой современной техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность учреждения и учебно - образовательного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности воспитанников и работников ДОУ к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Основными задачами обеспечения безопасности образовательного пространства в ДОУ являются: Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно - правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства; Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса; Профилактика производственного травматизма; Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима; Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций; Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения; Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, взаимодействие с отделом ГИБДД; Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения;

Масштабная задача – формирование массовой культуры безопасности. В целях обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности ДОУ используются следующие технические средства: Кнопка тревожной сигнализации. Автоматическая пожарная сигнализация.

Основными направлениями деятельности администрации детского сада по обеспечению охраны жизни и здоровья детей и сотрудников в детском саду является: пожарная безопасность; антитеррористическая защищенность; обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований; соблюдение норм и правил охраны труда, должны быть в наличии в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения: порошковые огнетушители, пожарные краны. Должны соблюдаться требования пожарной безопасности к содержанию территории, помещений ДОУ, эвакуационных выходов. В целях обеспечения антитеррористической безопасности в детском саду должна быть установлена "тревожная" кнопка.

Требования к работникам дошкольного учреждения .

Администрация дошкольного учреждения должна создать травмо-безопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности. Педагогический персонал: Соблюдает правила по технике безопасности при проведении учебно – воспитательного процесса. Несѐт личную ответственность за сохранение жизни и здоровья ребёнка во время проведения занятий, экскурсий, походов. Незамедлительно сообщает руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае с воспитанником, принимает меры по оказанию первой помощи. Обеспечивает безопасное проведение учебно – воспитательного процесса. Проводит работу по обучению воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на улице, дома, на воде, в природе, чтение художественных произведений; встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД; сюжетно-ролевые и дидактические игры; моделирование и проигрывание различных ситуаций темы безопасности; просмотр мультфильмов; обучающих фильмов; рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, тематических альбомов и стендов на темы безопасности , организация физкультурных и музыкальных развлечений, досугов по ПДД, по пожарной безопасности, проектов, акций, выставок и др. Воспитывает у детей чувство личной ответственности за соблюдение правил безопасного поведения. Организует и проводит работу с родителями по созданию безопасных условий для воспитанников, по предупреждению, закреплению и соблюдению правил дорожной и пожарной безопасности, безопасности жизнедеятельности;  проведение родительских собраний, бесед, консультаций, анкетирования и др.;

Медицинский персонал. Проводит контроль за проведением физкультурно - оздоровительных мероприятий с воспитанниками, контроль за одеждой детей, за наличием аптечек для оказания первой медицинской помощи, за питанием воспитанников. Проводит вакцинации, медицинский осмотр воспитанников. Направляет на профилактический осмотр и на диспансеризацию сотрудников.

В ДОУ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ

для обеспечения безопасности воспитанников и сотрудников

Детский сад оборудован системой автоматической пожарной сигнализацией и тревожной кнопкой.

Территория детского сада по всему периметру ограждена металлическим забором с запирающимися воротами.

В дневное и ночное время помещения и территория детского сада охраняются сторожами , ведется постоянное видеонаблюдение.

С сотрудниками детского сада проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей, по пожарной безопасности.

Каждый сотрудник несет персональную ответственность за безопасность воспитанников во время нахождения в детском саду.

С сотрудниками и воспитанниками ДОУ два раза в год проводятся учебные тренировки эвакуации детей из здания в случае возникновения пожара или ЧС.

Организуется систематическая работа по оформлению стендов с наглядной агитацией о правилах поведения в лесу, на воде, в бытовых условиях, на дороге.

Размещение плана эвакуации при пожаре, правила пожарной безопасности, инструкция, которая регламентирует действия педагогического персонала в случае возникновения пожара.

Таким образом систематическое проведение вышеперечисленных мероприятий позволяет: значительно снизить риск возможного возникновения чрезвычайных ситуаций;

накопить опыт комплексного и многоуровневого подхода при формировании безопасного образовательного пространства;

повысить рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности;

повысить уровень ответственности работников детского сада и родителей воспитанников; создать безопасные условия жизнедеятельности воспитанников и сотрудников ДОУ;

разработать и внедрить в практику систему теоретических, практических занятий, учебно – методических материалов для воспитанников, педагогов и родителей.

Абсолютно каждый мечтает о безопасной среде обитания, ведь это человеческая потребность, но безопасность в сфере образования наиболее важна, потому что в ней участвуют дети. Чтобы сказать что-то о безопасности в образовательной сфере, нужно для начала вспомнить пару терминов.

Безопасность — отсутствие риска Любая деятельность омрачена определенным риском и никто не защищен на все 100%. Риск — сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий. В мире более семи миллиардов людей и у каждого в голове свои тараканы, любой псих может зайти в школу, и выпустить пару магазинов в первых встречных участников образовательного процесса.

Итак, после неутешительного вступления хотелось бы всё-таки перейти к основной части задания. Моё представление о безопасной образовательной среде можно разделить на два пункта: классная работа и домашняя работа.
Классная работа. Она делится на несколько типов:

1. Внутренняя безопасность. Для обеспечения этого типа безопасности необходимо обладать необходимым персоналом. Учреждение должно обладать квалифицированными преподавателями, которые смогут профессионально преподнести детям школьный курс по каждому из предметов. Также важно иметь в штате психологов, чье призвание - помочь детям адаптироваться в образовательной среде.

2. Внешняя безопасность. Чтобы обеспечить внутреннюю безопасность, нужно также следить за системой безопасности учреждения. Оно должно обладать турникетами, сигнализацией, камерами видеонаблюдения, кнопкой вызова экстренной помощи, средствами пожаротушения, планами эвакуации, датчиками обнаружения возгорания, оборудованным медицинским кабинетом, металлоискателем, запасными выходами, а также там должен работать охранник. Хочется добавить то, что школа несет ответственность за здоровье детей и в случаях ЧС там обязаны проводить массовую эвакуацию, а на уроках ОБЖ их учат тому, как правильно себя вести в конкретных ЧС. Школа должна проводить различных мероприятия, которые сближают детей, прививают им дух патриотизма и оздоравливают их организм, пропагандируют здоровый образ жизни. В целях обеспечения благоприятной экологической среды, ежегодно нужно проводить субботники, на которых все участники образовательного процесса займутся уборкой близлежащих территорий, а также примут участие в различных акциях, например, “Посади дерево”.

Домашняя работа. Несмотря на качественные методики школьного образования, родители ребенка должны во всём помогать и направлять свое дитя. Они несут ответственность за внеклассное образование ученика. Если в семье хорошие отношения, она полная и живёт в достатке, а родители участвуют в жизни и воспитании ребенка, то скорее всего его взросление пройдет безболезненно и он получит хорошее образование.

В этом году моя родная МБОУ “Школа 123” будет провожать уже 79 параллель. В годы Великой Отечественной войны она была военным госпиталем и принимала в своих стенах раненых солдат. Спустя время инфраструктура школы значительно выросла и она имеет почти все нужные качества и возможности для того, чтобы дать детям всё необходимое для их развития.

Постановка проблемы. Дошкольное звено образования является приоритетной в единой национальной системе непрерывного образования, поскольку опыт развития человечества, научные исследования показывают, что у детей дошкольного возраста под влиянием внешних обстоятельств подсознательно формируется строение ума и духовности.

Целью статьи является актуализация вопроса безопасного поведения ребенка в процессе его социальной активности, раскрытия способов формирования безопасности деятельности дошкольника, деятельности его окружения как составляющих системы ценностей.

Задача жизнеспособной человека - не только стать личностью, сформировать свои жизненные смыслы, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, а, превращая при этом в своих интересах среда обитания, обезвредить ни себя, ни свое окружение.

Обучение по безопасности жизнедеятельности призвано формировать у каждого ребенка активную жизненную позицию по собственной жизни и собственной безопасности, накопление ею знаний, умений и навыков безопасного поведения дома, на улице, на воде и тому подобное [3, с.82].

Формирование безопасного образа жизни должно быть организовано как систематическая работа с детьми и охватывать все ведущие формы деятельности ребенка (игру, общение, трудовую (предметно-практическую) деятельность). Поэтому, кроме направленных на изучение безопасности жизнедеятельности мероприятий, вопросы безопасного поведения ребенка необходимо планировать и в ходе проведения всей учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения, привлекать к ней родителей с помощью совместных мероприятий (походов, экскурсий, спортивных соревнований).

Основой для создания учебно-воспитательных программ для детей дошкольного возраста в РФ является ФГОС дошкольного образования [1] . Его содержание построено в соответствии с возрастными возможностями детей на основе компетентностного подхода и направляет учебно-воспитательный процесс на достижение социально закрепленного результата (заданной нормы, требований к развитости, обученности и воспитанности ребенка). Это вызывает необходимость четкого определения усвоения ребенком содержания образовательных линий (знает, знающий, понимает, умеет, понимает, способна придерживается, применяет, выявляет отношение, оценивает), ориентирует педагогов на целостный и общее развитие ребенка, раскрывает важность закладки в дошкольном возрасте фундамента для приобретения в дальнейшем специальных знаний и умений [4, с.29].

Формирование у ребенка дошкольного возраста сознательной безопасного поведения в окружающей среде базируется на положительных примерах поведения взрослых. Разногласия требований к ребенку родителей дома и воспитателей в дошкольном учреждении могут вызвать у ребенка чувство обиды, смущение и даже агрессии. Поэтому воспитатели в профессиональной деятельности должны пытаться сделать родителей своими единомышленниками - постоянно привлекать их к учебно-воспитательного процесса, предоставлять родителям информацию о создании максимально безопасных условий пребывания ребенка дома, во дворе, на отдыхе (правила личной безопасности и безопасности окружающих, действия в экстремальных ситуациях и т.д.). Уместным будет также создание соответствующего информационного уголка (стенда), с помощью которого воспитанники будут получать новые и повторять уже знакомые правила по безопасности жизнедеятельности.

Важным фактором формирования безопасного образа жизни является среда обитания ребенка - дошкольное учебное заведение.

Дошкольное учебное заведение должно создать безопасные и безвредные условия развития, воспитания и обучения детей, режим работы, условия для физического развития и укрепления здоровья в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и обеспечить их соблюдение; сформировать у детей гигиенические навыки и основы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения; способствовать сохранению и укреплению здоровья, умственному, психологическому и физическому развитию детей [3, с.61].

Выводы. Таким образом, безопасность жизнедеятельности является многогранной категорией и охватывает важнейшие сферы человеческого бытия, такие, как здравоохранение, экология, безопасность в чрезвычайных ситуациях и тому подобное. Как составляющая жизненной компетентности это не просто совокупность усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, в том числе - и чрезвычайных и экстремальных.

Учитывая важность формирования у ребенка навыков безопасного поведения, приходим к выводу, что существует потребность в конкретных методических разработках и научно обоснованных современных рекомендациях по способам формирования у детей дошкольного возраста такого уровня социального опыта, позволит дошкольнику стать жизненно компетентным в социальной среде, вести безопасную жизнедеятельность.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

Технологии создания психологической безопасности образовательной среды

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1) состояние сохранности психики человека;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям – являются характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды (учебных заведений в частности) быть безопасной.

Доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия – напротив, повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно–воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно– доверительном общении, и как следствие – склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья (Баева И. А., 2002, И. В. Дубровина, 2000). Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.

К опасностям и угрозам для здоровья учащихся в образовательной среде Л. А. Регуш (2003) относит несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий. Все это может быть результатом обучения, ориентированного не на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а на передачу знаний. Недостаток психологической безопасности в межличностных отношениях учителей и учеников в итоге приводит учеников к нежеланию просить о помощи и к изоляции.

Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия. Психологическим насилием является:

- отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

- угрозы в адрес ребенка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;

- предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

- ложь и невыполнение взрослым обещаний;

- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

- обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

- принижение его успехов, унижение его достоинства;

- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;

- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Среди причин психологического насилия выделяют биологические, семейные, средовые и межличностные. Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия образовательные учреждения могут лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей и молодежи, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений они способны контролировать и корректировать их.

Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что–либо против желания (Баева И. А., 2002; Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н., 2004).

Для того чтобы отказаться от психологического насилия и создать безопасную среду, человек должен иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной среды, должен уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.

Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:

1) доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);

Следует отметить, если учебное заведение придерживается строгой дисциплины, оно начинает рассматриваться учащимися как тюрьма, а педагоги как охрана и начальники. Учащиеся начинают себя вести подобно заключенным, и насилие является для них способом самовыражения и привлечения внимания. Дисциплина преподавателями и администрацией часто приравнивается к наказанию. Однако дисциплина состоит из профилактических и превентивных мер и направлена на организацию поведения учащихся, а не только на управление и наказание.

Ведущие цели поведения учеников – чувствовать свою причастность к жизни школы и занять место в этой общности – воплощаются в три частные цели: ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность), строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и учащимися (коммуникативная состоятельность), вносить свой вклад в жизнь класса и учебного заведения (состоятельность в деятельности) (Кривцова С. В., 2000). Интерес детей и молодежи к учебе (желание посещать занятия и учиться, слушать учителя) возникает при наличии личностно–ориентированного обучения и доброжелательных взаимоотношений (индивидуальном подходе и неформальном общении с учителями, одноклассниками, взаимопомощи и поддержке), а также нагрузках, соответствующих возрастным и интеллектуальным возможностям учеников.

Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, согласно исследованиям зарубежных психологов, может также осуществляться через программы по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам. Дефицит социальных навыков может быть уменьшен путем проработки характеристик группы, являющихся источником межличностных проблем, и увеличением мотивации (желания) эффективно справляться с такими проблемами.

Среди важных социальных навыков, содержащих познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, можно выделить следующие: понимание (оценивание) ситуации, признание и понимание индивидуальных различий людей, их ценности, осознание и умение управлять эмоциями, знание возможных вариантов решения и выбор стратегии поведения, формирование умений сотрудничать, развития терпимости к другим людям, тренировка навыков саморегуляции и самоконтроля.

Итак, психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия. Отсюда важно сформулировать концептуальные положения, цели и принципы создания психологической безопасности образовательной среды.

Концепция психологической безопасности образовательной среды – это система взглядов по обеспечение защищенности участников от угроз, позитивного развития и психического здоровья в процессе педагогического взаимодействия.

Основными положениями концепции психологической безопасности образовательной среды являются следующие:

2. Образовательная среда как часть образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, включающая в себя отдельные образовательные учреждения, психологической сутью которых является создание условий и возможностей для поддержания психологической безопасности образовательной среды. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы – это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

3. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.

Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Анализ работ по проблемам психологического насилия дает основание выделить следующие его проявления: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что–то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение.

Читайте также: