Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Таким образом, в погоне за прогрессом мы часто забываем о главном — том, ради чего он делается. Люди ценятся меньше, чем промышленные показатели. Окружающая среда тоже становится жертвой производственного развития. Однако завод можно построить за год, а последствия его работы могут напоминать о себе столетиями. Поэтому крайне важно следить за тем, чтобы прогресс не был самоцелью, а все-таки служил нуждам людей.

Пример сочинения 2

Почему технологии развиваются, а общество нет?

Почему технологии развиваются, а общество нет? Вопрос достаточно сложный и интересный. Ответить на него непросто, но мне кажется, что причина упадка цивилизации по мере стремительной эволюции науки и техники в перекладывании человеческой функции на машины. Мы больше не используем свою память и когнитивные способности – зачем, если компьютер выдаст необходимую информацию по запросу и вычислит то, что нужно, гораздо быстрее человека? Мы теряем тысячами лет вырабатываемые навыки земледелия, скотоводства – в них нет необходимости, ведь машины гораздо продуктивнее. Мы слабеем, становимся более внушаемыми, теряем способность мыслить логически и самостоятельно распоряжаться собой и своим временем - новые технологии формируют наш образ мышления, предлагая те или иные продукты, завлекая яркими картинками и манящими слоганами.

Если со стороны посмотреть на общество Мирового Государства, то оно кажется вполне благополучным и счастливым. Несколько граммов сомы решают все проблемы жителей, выращенных в бутылях. Альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны строго разделены и не имеют представления ни о чем, кроме своих узких обязанностей, поэтому попадая в условия обычной жизни, как произошло, например, с Линдой, совершенно беспомощны: не умеют делать, не знают, как обращаться с детьми. Сытая предопределенная жизнь разнежила обывателей эры стабильности. И в этом случае общество деградировало именно из-за чрезмерного развития технологий.

Таким образом, научно-технический прогресс необходим, но тенденция к угасанию физических и мыслительных способностей человека тем выше, чем активнее мы перекладываем на машины

Пример сочинения 3

Привело ли это к трагическим последствиям? Отчасти. Эффект был недолговечен, однако главный герой успел разочароваться в своём окружении. Чарли понял, что зачастую люди смеялись над ним. Это привело к обострению чувства гордости, даже некоторому высокомерию. Было ли в этом спасение? Мне кажется, если бы Чарли дали время, если бы изменения происходили постепенно… Возможно, даже не достигли столь высокого уровня. Ведь не зря его близкая подруга указывала, что Чарли стал очень умён, но его эмоциональный интеллект ещё недостаточно развит из-за отсутствия должного опыта. При этих обстоятельствах всё могло закончиться совершенно иначе. Герой был бы счастлив, он совершал бы научные открытия, построил бы доверительные отношения с достойными людьми. Однако ему просто не хватило времени.

Таким образом, цивилизации и технологии могут рассматриваться в различных случаях по-разному. Иногда это спасение (например, избавление людей от страшных болезней с помощью вакцины или новых технологий, выявляющих проблему на ранних стадиях), в других ситуациях это становится трагедией (взрыв АЭС в Чернобыле, утечка дизельного топлива в Норильске). Но, наверно, всегда это некий вызов – справится ли человек с последствиями, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.

Пример сочинения 4

Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?

Современный человек больше не представляет себя без интернета, соцсетей, бытовой техники и других благ цивилизации. У большинства людей жизнь достаточно комфортная и спокойная. Поэтому у нас есть время и возможность порассуждать, как на поколение влияют эти технические открытия? Куда они ведут? Этот вопрос часто поднимают современные писатели.

Роман В. Пелевина "Искусство легких касаний" делится на три части. Одна из них, одноименная заглавию книги, имитирует литературный журнал, где печатается рецензия одного либерального автора на произведение эксцентричного историка Константина Голгофского. По мнению Голгофского, существуют определенные кодовые слова, с помощью которых можно изменить мировоззрение целых народов и ход истории. Автор книги рассказывает о том, как русские хакеры через "Твиттер" распространяют в США толерантность, доходящую до абсурда. Голгофский отрицательно высказывается о толерантности в принципе, а автор рецензии – об историке. Произведение В. Пелевина превращается в сплошную постиронию и гротеск. И если позицию писателя выявить достаточно сложно (скорее всего, его веселят обе крайности), то понятно одно – такое современное изобретение, как социальные сети, влияет на общественное мнение. Из соцсетей человек получает информацию, а также интерпретацию этого события. Политические и общественные силы борются за влияние на людей как раз с помощью соцсетей. И задача каждого из нас – критически оценивать все, что он видит в интернете. Это изобретение заставляет людей меняться - становиться более сознательными и самостоятельными в выборе мнения.

Роман Т. Толстой "Кысь" тоже можно назвать сатирической антиутопией о технологиях и их влиянии на мир. В нем рассказывается о том, что на планете произошел "Взрыв в двадцатом веке", после которого цивилизация разрушилась, люди стали мутировать и практически превращаться в монстров, у которых утратились все ценности. Жители боятся книг, не знают половины слов, не помнят стихов. Главный герой, Бенедикт, по случайности начинает читать книги, пытается бороться за культуру. Однако и он не понимает ее смысла, поэтому сам оказывается ничем не лучше тех, с кем борется. Люди похожи на животных, ими легко управляют Наибольшие Мурзы. В конце Бенедикт и его тесть совершили революцию, однако ничего не изменилось: не появилось правды, справедливости и гуманизма. Этот роман – предупреждение. Во-первых, Т. Толстая говорит о том, что нельзя допускать таких катастроф (а они связаны именно с технологическими открытиями, ведь произошел Взрыв некоего оружия), которые делают людей мутантами - физическими и нравственными. Во-вторых, автор говорит и о такой незаметной катастрофе, как потеря культуры и нравственных ориентиров.

В быстром ритме жизни нельзя забывать о главном – о душе, благополучии не только своем, но и окружающих. Современная цивилизация отличается высокой степенью развития, однако большие возможности приносят большую ответственность. Задача каждого из нас – сохранить мир и себя в этом мире. Важно применять полученные блага в целях созидания, а не разрушения.

Пример сочинения 5

Наука и технологии непрерывно развиваются, они позволяют человеку жить комфортнее, получать высокотехнологичную медицинскую помощь, на вредных предприятиях всё больше использовать автоматизированный труд. Получается, развитие технологий – спасение для человечества? Или всё не так однозначно?

В 2003 – 2004 годах были запущены первые социальные сети. Успешный проект, который облегчил коммуникацию, позволил людям общаться на расстоянии, совершать видеозвонки. Огромный вклад и в развитие маркетинга. В анкетах указываются личные данные, возраст, интересы, предпочтения, что помогает рекламодателям создавать более направленные объявления. Появилась таргетированная реклама. Можно сказать, что здесь одни плюсы и явное улучшение качества жизни. Однако, есть оборотная сторона. Люди стали меньше встречаться в реальной жизни, появились проблемы с общением. Многие попросту стесняются завести разговор вживую. Появились случаи психосоматических расстройств. Например, в Белграде пользователь Facebook Снежана Павлович попала в психиатрическую клинику после того, как ее друзья не отреагировали на заметку, оставленную ею в соцсети. Индивидуально подобранная реклама однозначно облегчает поиски нужного, но постоянно всплывающие предложения в интернете назойливы. Нарушение конфиденциальности, хакерство, информационный терроризм, интернет-зависимость… проблемы, связанный с технологическим прогрессом.

Другим примером неоднозначного пути развития цивилизации является изучение ядерной физики, что несомненно большой прорыв в технологиях и науке. Но последствия применения не в мирных целях ужасают. Всем известна судьба японских городов Хиросима и Нагасаки.

Развитие технологий несомненно правильный путь развития цивилизации. Однако, одного только научного прогресса недостаточно. Необходимо также не упускать и развитие культуры, не забывать думать о последствиях открытий, их применения. Если об этом помнить, технологии не станут трагедией, а приведут к более комфортной и высокотехнологичной жизни.

Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.

Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.

Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.

На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.

Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса;

2) основания: отношение общества к каждому индивиду (степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей);

3) раскрыт смысл понятия, например: общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется его изменениями во всех сферах жизни, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.

Текст 7.

2. Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру. (Каждый пример должен быть развернутым).

3. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.

В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов и др.)

1) Три объ­яс­не­ния про­ти­во­ре­чи­во­сти об­ще­ствен­но­го про­грес­са. Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие объ­яс­не­ния:

— на­деж­ды на без­гра­нич­ный про­гресс не оправ­да­лись;

— со­ци­аль­ные из­ме­не­ния слож­ны и про­ти­во­ре­чи­вы;

— типы и темпы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний раз­лич­ны;

— воз­мож­но за­стой­ное, по­пят­ное раз­ви­тие об­ще­ства и дви­же­ние по кругу;

— кри­те­рии про­грес­са не­од­но­знач­ны.

2) Объ­яс­не­ние смыс­ла по­ня­тия, на­при­мер: кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са — при­зна­ки по ко­то­рым можно опре­де­лить пе­ре­ход об­ще­ства к более со­вер­шен­ным фор­мам со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции, его раз­ви­тие.

Пояснение.

1) переход к более высокому уровню развития (например, в Российской империи в XIX веке происходит промышленный переворот, начинается процесс перехода от аграрного к индустриальному обществу);

2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России XVIII в. свидетельствует об экономическом прогрессе в государстве);

3) противоречивость результатов (например, одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание и боевое применение атомной бомбы, которое повлекло многотысячные жертвы среди мирного японского населения);

4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной).

Могут быть приведены другие примеры.

Пояснение.

2) в моральном выборе наиболее полно проявляется свобода человека;

3) лишь человек с высокой нравственной культурой сможет придать техническому прогрессу гуманистический характер, минимизировать разрушительные для человека результаты технического прогресса.

Текст 8.

2. А.Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества — его гибель или спасение. Что делают люди в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

1) Дано объ­яс­не­ние по­ня­тию, на­при­мер: об­ще­ствен­ный про­гресс — это на­прав­ле­ние раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства, ко­то­рое ха­рак­те­ри­зу­ет­ся из­ме­не­ни­я­ми во всех сфе­рах жизни, в ре­зуль­та­те чего осу­ществ­ля­ет­ся пе­ре­ход от низ­ше­го к выс­ше­му, к более со­вер­шен­но­му со­сто­я­нию об­ще­ства.

2) Ука­за­ны две за­да­чи:

— про­ти­во­сто­ять го­ло­ду и преж­де­вре­мен­ной смер­ти (спа­се­ние людей от го­ло­да и бо­лез­ней);

— со­хра­нить в че­ло­ве­че­стве все че­ло­ве­че­ское (ра­дость не­по­сред­ствен­но­го труда ум­ны­ми ру­ка­ми и умной го­ло­вой, ра­дость вза­и­мо­по­мо­щи и доб­ро­го об­ще­ния с лю­дь­ми и при­ро­дой, ра­дость по­зна­ния и ис­кус­ства)

Пояснение.

1) люди начали мыслить и действовать в новом аспекте (не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или союзов государств, но и в планетарном аспекте в целом);

2) ученые разных стран начали совместно изучать общество и биосферу, в целях сохранения и развития человечества;

3) начат процесс сокращения арсеналов ядерного оружия;

4) заключен международный договор, разработанный с целью защиты озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических веществ;

5) первое глобальное соглашение об охране окружающей среды, основанное на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов (Киотский протокол).

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)Начало формы

Примеры эссе

Ж. Жорес считает негуманным прогресс, который осуществляется революционным движением. Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, в ходе революции происходит быстрая смена уже устарелых ценностей и норм, но всегда ли кардинальные и резкие перемены являются наилучшим решением при определенных условиях?
Для начала следует понять, что революция – это коренная смена существующего строя, затрагивающая все сферы общественной жизни. В противоположность этому явлению выделяют эволюцию – поступательное и медленное развитие. Конечно же, чтобы прогресс, т.е. движение от низшего к высшему, надежно закрепился в обществе, необходимы эволюционные плавные изменения. В противном же случае, прогресс оборачивается регрессом – движением от высшего к низшему. Ещё одним противоположным революции путём общественного прогресса является реформа. Реформа – это однократное изменение в определенной сфере общественной жизни, не затрагивающее основы существующего строя.

Самая знаменитая революция произошла в нашей стране в 1917 году. Но последствия её весьма и весьма неоднозначны. Нерациональная политика ещё не сформировавшегося государства привела к эмиграции выдающихся личностей в другие страны мира, где власти относились к ним более лояльно. И к сожалению, это не единственная отрицательная сторона этой революции.

Ещё следует упомянуть о научно-технической революции, которая привела к росту промышленности, увеличению числа заводов и фабрик. Раньше всем казалось, что этот резкий прорыв – именно то, что так давно добивалось человечество. Люди считали, что теперь можно будет покорить целую планету и безгранично черпать ее ресурсы. Но наша действительность доказала обратное. Сейчас мы вынуждены страдать от неблагоприятной экологии, порождённой вредными выбросами от машин, заводов и прочих человеческих изобретений. Воды Мирового океана заполнены горами ненужного пластика, что приводит к вымиранию морской живности. Всего этого можно было бы избежать, если бы человек совершал прогресс поступательно, реформами. Постепенные реформистские действия привели бы к улучшению жизни общества, ведь люди бы продумывали каждый шаг и вовремя замечали бы плачевные последствия. Таким образом, прогресс, совершенный путём революции, – неоднозначное явление, практически всегда имеющее негативную окраску. Медленные, но качественные преобразования – вот, к чему должны стремиться люди, ведь это залог всеобщего счастливого будущего.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Робота с текстом.doc

Робота с текстом

Известно, что общество находится в непрерывном движении, развитии. Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросом - в каком направлении развивается общество?

Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический процесс, замкнутый круговорот, проходящий одни и те же стадии.

Существует также органическая теория возникновения и развития об щества и государства, согласно которой закономерности жизни общества можно сопоставить с жизненными циклами живого существа: организм зарождается из клетки, с течением времени взрослеет, достигает своего расцвета, становится зрелым, затем неизбежно стареет и умирает.

По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? Оттого, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем.

В разные эпохи ученые и философы по-разному объясняли общественный прогресс и его перспективы. Суть гипотезы, предложенной т ем или иным мыслителем, во многом зависела от исторического периода, а также опт, мировоззрения.

Древнегреческий поэт Гесиод (VII I —VII вв. до н. э.) рассуждал о стадиях в жизни человеческого общества. Первой стадией, по его мнению, являлся золотой век, когда люди жили легко и беспечно, а в мире царили добро и справедливость. Вторую стадию Гесиод называл серебряным веком; он ознаменовал начало падения устоев морали и благочестия, стал переходом к периоду упадка. Так, с разложением нравственных ценностей и крушени­ем идеалов люди оказались в железном веке, когда повсюду правили зло, насилие, корысть, алчность, попиралась справедливость. В соответствии с позицией, высказанной Гесиодом, человеческое общество имеет рег рессивный путь развития, а сам человек не властен изменить трагический ход истории.

С достижениями науки, ремесел, расцветом искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано появление теории общественного прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781).

Французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет собой картину беспрерывного развития, прогресса человеческого разума. Наблюдения за тем, чем человек был, и за тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Направление развития общества и степень его зрелости во многом зависит от сознательной деятельности людей. Сама суть исторического процесса воспринимается Кондорсе как путь социального прогресса, в центре которого и восходящее развитие человеческого разума.

Классик немецкой философии Георг Гегель считал общественный прогресс не только принципом разума, но и движущей силой всех мировых событий.

Эту веру в прогресс восприняли Карл Маркс и его последователи, считавшие, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и совершенствованию самого человека.

X I X и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали но­вую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни обще­ ства. В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи конца истории, глобальных экологических, энер­ гетических и ядерных катастроф. Ученые и философы вновь обратились к теории Гесиода о регрессивном пути развития общества.

С кем из мыслителей вы согласны и почему?

Аристотель и Платон

Гесиод (VII I —VII вв. до н. э.)

Жан Антуан Кондорсе (1743-1794)

Георг Гегель (1770-1831)

Карл Поппер (1902 -1 994)

Философы XX - XXI вв.

Прочитайте текст и выполните задания C 1С4.

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыс­лителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществле­ния грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человече­ского в человеке и природного в природе.

(АД. Сахаров)

С1. На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.

С2. Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?

С3. В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих дан­ное утверждение.

С4. А.Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества — его гибель или спасе­ние. Что делают люди в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.

С6. Приведите три примера технического прогресса в современном обществе.

С7. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогрес­са иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Текст 1 (Из интервью с Павлом Лунгиным)

(1)Мне кажется, сейчас весь мир не понимает, куда он идёт. (2) Россия похожа на лабораторию Бога, в которой он ставит над нами эксперимент. (3) Он делал это в 1917 году, он продолжает ставить эти эксперименты и сегодня. (4) В нашей стране происходит то же самое, что и в других странах, но доведённое до абсурда. (5) Когда в стеклянной кастрюльке кипит вода, пузырьки в ней кажутся такими огромными — даже жутко становится.(6) Наверное, бывали на Земле времена и похуже. (7)Другое дело, что тогда существовали чёткие представления о добре и зле. (8) И в этом противостоянии добра злу можно было найти хоть какое-то утешение. (9) Сейчас же всё это размазано, размыто.(10) И мы часто не понимаем, что такое добро и что такое зло.

(11) Россия, корчась в общих противоречиях, никак не осознает, к чему она идёт. (12) С одной стороны, ей хочется сохранить свои особенности, с другой — ей хочется быть, как все. (13) С третьей стороны, очень много соблазнов вокруг…(14) Это тяжёлый период. (15) Но, знаете, мир всегда развивается по синусоиде. (16) И сейчас мы находимся в какой-то глубокой общемировой впадине.

(17) В начале ХХI века в мире не осталось ни больших идей, ни больших стремлений. (18) Не может же восприниматься целью жизни рентабельность. (19) Человек не рождён для того, чтобы осознавать себя как небольшое, но прибыльное предприятие, в которое он вкладывает им же заработанные деньги.

Текст 2 (А.Д. Сахаров)

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом.

Уже сейчас граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае, прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

Дмитрий Сергеевич Лихачев Дми́трий Серге́евич Лихачёв (28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 — АН СССР).

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов .

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью – об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.

Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

Письмо третье САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Читайте также: