Мин кулыма китап алам сочинение

Обновлено: 02.07.2024

3 Образование - средне- специальное 1982 г.- Елабужский культурно- просветительное училище Специальность: клубное дело Квалификация: клубный работник, рук.самодеятель,драм. коллектива

4 Трудовой стаж-35 Трудовой стаж-35 Педагогический стаж-13 Педагогический стаж-13 Стаж в данном учреждении- 27 Стаж в данном учреждении- 27

5 Мой девиз: Если я знаю, что я знаю мало, я добьюсь, чтобы знать больше Если я знаю, что я знаю мало, я добьюсь, чтобы знать больше Моё жизненное кредо: Относиться к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе Главная моя задача: Главная моя задача: Развитие у учащихся интереса к чтению, их нравственное воспитание через книгу.

6 Занимаю активную жизненную позицию. Принимаю участие в фестивалях и конкурсах районного уровня. Мои достижения

8 Публикации в средствах массовой информации: Публикации в средствах массовой информации: «Күп укыган-күп белгән С , 2012 г.

9 Моя жизненная опора Мне в моей работе помогает моя замечательная семья. У моего мужа золотые руки. Он активно участвует в жизни библиотеки. Своими руками создал выставочные полки,журнальные столики, изделия. Я благодарна судьбе, что у меня трое замечательных детей. Меня радует, что они выросли порядочными людьми. Дочка- воспитательница детского садика. Сын - хороший программист, к тому же профессиональный фотограф. Дочь - творческая личность, будущий историк- искусствовед. У меня есть любимые, родные, маленькие человечки - мои внучки. Как у любого творческого человека, у меня есть свои увлечения: с удовольствием занимаюсь вязанием, люблю готовить. Также мы уже давно с семьей ставим хорошие спектакли. Люблю я радовать своими авторскими вещами. своих родных и близких.

10 Счастливые минуты моей жизни

12 Структура моей библиотеки Площадь – 53 кв.м. Абонемент - 25,41 кв.м. Читальный зал – 12,10 кв.м. Хранилище фондов – 14,52 кв.м. Обеспеченность учебниками федерального перечня – 91,90 Обеспеченность учебниками регионального перечня – 100

13 Направления работы школьной библиотеки информационная – поддержка учебного процесса (учебники, периодика, научная литература, справочники); информационная – поддержка учебного процесса (учебники, периодика, научная литература, справочники); учебная – включает работу не только с учебниками, но и работу с научно-познавательной литературой, литературой по НОТ ученика, учителя-предметника; учебная – включает работу не только с учебниками, но и работу с научно-познавательной литературой, литературой по НОТ ученика, учителя-предметника; методическая – работа с методической литературой по предметам, пособиями по преподаванию предметов, литературой по ведению кружков по интересам; методическая – работа с методической литературой по предметам, пособиями по преподаванию предметов, литературой по ведению кружков по интересам; досуговая – основное направление внеклассных, внешкольных мероприятий, работа по привлечению к чтению, развитие интересов к повышению кругозора, самообразования, работа по привитию культуры чтения. досуговая – основное направление внеклассных, внешкольных мероприятий, работа по привлечению к чтению, развитие интересов к повышению кругозора, самообразования, работа по привитию культуры чтения.

14 Использование инновационных технологий Компьютерные технологии Библиотекарь Электронный каталог Электронная картотека Работа с информационны ми источниками Учащихся Internet

17 Анкета изучение читательских интересов учащихся 7 класса (13 человек) Где ты берешь книги для чтения? (%)

Все знают, что знания приносят нам книги. Невзирая на то, что сейчас всё можно найти в интернете, мы все равно пользуемся книгами. Также появились электронные варианты, которые тоже помогают нам.

Мы сталкиваемся с книгами еще с самого детства, когда нам читают сказки. Первой книгой, которая принесла знания, был букварь. Изучение алфавита дало нам возможность читать книги. В то время книга нас притягивала яркими картинками и сказочными персонажами. Но когда мы немного подрастаем, нас интересуют конкретные тематики и категории. В детстве главной задачей книги было привлечь и заинтересовать ребенка к учебе. И это было не легко. Наши родители приучают нас быть любознательными и заинтересованными в знаниях. Так как этот мир требует побольше людей с такими качествами. С людьми, которые читают книги, можно говорить, о чем угодно, потому что они имеют широкий кругозор.

В школе мы встречаемся с учебниками, которые являются первым и привычным для нас истоком знаний. Эти книги пишутся простым и понятным текстом, но не упускаются и важные темы, которые требуют большей концентрации. Для очень любознательных детей информации в учебниках не всегда хватает, и они ищут дополнительную в других источниках.

Приходя в библиотеку, мы можем выбрать книгу на свой вкус и интерес, так как их очень много. Есть книги для образования и учебы, это определенный категория, но существуют и познавательные, в которых информация подается доступным языком. Мы не всегда понимаем учебники, поэтому читаем и другие описания.

Художественная литература больше всего привлекает внимания своими захватывающими сюжетами и жизненными ситуациями. Мы переживаем эмоции вместе с героями, и это благоприятно влияет на наш духовный рост и развитие. С ними мы можем лучше понимать поступки людей или их страдания. В таких книгах рассказывается про разные радости и трудные моменты.

Люди, которые пишут книги очень умные и знают свое дело. Они могут раскрыть и объяснить очень сложные темы. Это могут быть как научные исследования, так и эмоции. Иногда такие вещи не очень просто разъяснить простыми фразами.

Ничто не сможет подменить книгу, когда берешь в руки новый экземпляр в твердом переплете и вдыхает ее запах весь мир уходит на второй план. Интернет и телевизор это всего лишь заменители книг.

Книги могут быть как старыми, так и новыми, но несмотря на это они пропадут. Они готовят нас к взрослой жизни и помогаю на протяжении всего жизненного пути.

Сочинение 2

Первым источником информации были рисунки на скалах, потом появился папирус, а ещё позже люди стали делать бумагу и придумали писать пером, обмоченным в чернилах. Так и создавались первые книги, до изобретения печатных машинок. С их появлением, люди открыли для себя мир книгопечатания, которые существует, и по сей день. Наши бабушки и дедушки не знали интернета, они знали только библиотеки, и всю необходимую информацию добывали именно из книг.

Сегодня мы, современное общество живем в век электронных достижений. Но вся информация, которая содержится в различных интернет ресурсах, взята именно из книг. И какими бы великими не были современные достижения, книга по-прежнему остается главным источником знаний. Придя в любое учебное заведение, школа, колледж, институт, да даже в детском садике обучают именно по книгам. Из книг мы с самого маленького возраста узнаем окружающий нас мир, сначала нам читают наши мамы, потом наши учителя и преподаватели. Все великие люди начинали свой путь к саморазвитию через книги.

Книги передают нам ход исторических событий, опыт человечества, накопленный веками и годами, который будет полезен читателю, ведь не зря же придумана такая фраза, что лучше всего учиться на чужих ошибках. А также произведения великих авторов, и можно ещё долго перечислять, но каждый человек найдет в любой книге, что-то нужное для себя.

Во все времена душевные проблемы у людей были схожи, это любовь, дружба, семья. Вопросы по этим темам, в своих произведения поднимают знаменитые авторы, такие как Пушкин, Лермонтов, Есенин, Некрасов, и другие, но самое главное что, прочитав книгу этих авторов мы можем найти ответы на многие волнующие нас вопросы. Книга способна стереть временные границы и перенести читателя в другое время, эпоху, дать ему возможность прочувствовать атмосферу того времени.

Читая книгу, человек приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, начинает мыслить по-другому и возможно даже поменяет ценности жизни и свое мировоззрение. Люди, читающие книги, всегда очень умны и интересны, они всегда прекрасные собеседники.

В заключении можно сделать вывод, что никакой фильм или сериал никогда не передаст информацию так, как она написана в книге. Они были и в древности, они есть сейчас, и они будут в будущем. Книга, как ворота в мир познания, она всегда поможет найти ответ на любой интересующий вопрос.



Пишем сочинение-рассуждение на тему:

Сочинение рассуждение на тему: “книга”

Образование 4 июля 2014

Сочинение – это классическая форма аттестационной работы в школе. Особенно оно распространено в средней школе на уроках русского языка. С его помощью можно идентифицировать словарный запас ребенка, а также научить его выражать свои мысли на бумаге.

Разумеется, удобнее и проще писать сочинения дома. Это дает необъятное время для размышления. К тому же в таком режиме можно воспользоваться помощью родителей или старших братьев и сестер, которые не только исправят грамматические ошибки, но и помогут держать стилистику на должном уровне.

Что же делать, если работу нужно написать в классе всего за 40 минут?

Тематика

Как правило, тематика предлагается учителем непосредственно в начале урока или же загодя, чтобы дети заранее знали, чем они будут заниматься на уроке. При такой ситуации можно потренироваться в написании дома. Самые популярные темы для данной работы включают в себя то, что ребенок точно знает и пробовал.

Например, сочинение о хобби, о родителях, о любимом фильме. Тема “Моя любимая книга” наиболее удобна для процесса обучения и конкретно работы учителя русского языка, так как она включает в себя и знание основного предмета, и элементы литературы.

Учитывая, что с каждым годом дети все меньше читают, это еще и является поводом для пробуждения у них интереса в этом направлении.

Правила написания

Особенностью сочинений-рассуждений является четкое следование плану. Так как это чаще всего выпускная или подготовительная к ЕГЭ работа, в ней должна прослеживаться четкая причинно-следственная связь.

Нельзя резко перескакивать с темы на тему, лирические отступления должны быть краткими и подходящими. В основе этого вида сочинений лежит такой тип речи, как рассуждение.

Это означает, что как только на бумаге была высказана мысль, появляется необходимость ее обоснования.

Видео по теме

Классическое сочинение-рассуждение на любую тему, будь то “Моя любимая книга” или что-то иное, пишется по определенному плану. Его элементы не должны меняться местами, так как тогда теряется вся логика изложения.

Он включает в себя три пункта: тезис, аргументация и выводы. Тезис – это основная мысль, которую и необходимо доказать. Например, “Моя любимая книга – “Поющие в терновнике””.

Почему именно эта книга? О чем она? Какое у нее смысловое значение? Все эти вопросы должны получить ответы. Аргументы должны состоять из определенных доказательств. Для этого обычно приводятся примеры из жизни, иной художественной литературы и многого другого.

В конце сочинения всегда идут выводы. Они подчеркивают основные факты, которые были выведены в течение написания. Основные аргументы и умозаключения подчеркивают ценность работы.

“Моя любимая книга”. Сочинение-рассуждение

Чтобы написать работу на “отлично”, лучше выбирать такие темы, которые проще раскрыть. Если же выбора у вас нет, то стоит постараться найти в данной теме моменты, на которые обращают внимание в первую очередь.

Если нужно писать сочинение о моей любимой книге, то это значит, что сперва необходимо задуматься, какая книга произвела на вас неизгладимое впечатление.

К тому же стоит учесть, что сюжет произведения лучше выбрать смысловой и несущий четкий моральный подтекст, так как писать о самых простых рассказах выходит не слишком объемно. Соблюдение длины рассуждения также важно при написании.

Например, если заданный объем работы не должен выходить за рамки двух страниц, не стоит растягивать сочинение на три листа. Это неудобно и для проверки учителем, и для вас, так как в больших размерах легко потерять смысловую нить.

Основы

Сочинение про мою любимую книгу должно быть прежде всего искренним. Не нужно брать последнее прочитанное произведение только потому, что его легко пересказать вкратце и вычленить смысловой подтекст. Лучше взять действительно любимый рассказ, ведь гораздо проще писать о том, что вы цените и уважаете.

Можно сделать лирическое отступление об авторе произведения, но не слишком увлекайтесь с этим, чтобы не уйти от темы. Как правило, умение держать тему в рамках тоже оценивается при проверке работы. Перед написанием нужно заранее представить себе, о чем писать.

К каким выводам вы хотите прийти? Какая аргументация будет наиболее сильной? Но, конечно, главное – определить любимое произведение.

Аргументы

“Моя любимая книга” – сочинение, которое пишет каждый человек не раз. Школьная программа призвана развить чувство вкуса и эстетики в каждом ученике, поэтому важно научить его выражать мысли точно, кратко, но ясно. Разумеется, больше всего в этом помогает грамотная аргументация.

Этот этап работы показывает педагогу, что ребенок может правильно выразить свое мнение и обосновать точку зрения. Какими могут быть аргументы? Факты из жизни – это первый вид обоснования, который может быть использован в сочинении. Подобные примеры всегда несут личный характер, что означает снижение фактора объективности.

Они всегда прописываются через оборот “потому что”. Например: “Это моя любимая книга, потому что в ее главном герое я вижу себя, так как его поступки и мировоззрение похожи на мои собственные”.

Субъективность достойна внимания в этом случае, так как речь идет лишь об оценочном суждении, основанном на схожести характеров персонажа и читателя. Более объективные аргументы строятся иначе: “Я считаю, что основа данного произведения в символизме характеров героев, через которых мы видим простые человеческие пороки.

Мораль состоит в том, что каждый из них обладает одним дурным качеством, которое портит все хорошие стороны его натуры”. Аргументы обычно прописываются через вводные слова “например”, “к примеру”, “одна из причин”, “обосновав это”.

Выводы

Умозаключения в конце сочинения подчеркивают мнение ученика о прочитанном. Обычно они начинаются со слов “Таким образом”, “Итак”, “Из всего вышесказанного”.

Не стоит злоупотреблять вводными словами и повторять их повсеместно. Лучше сделать обобщение, используя иные речевые обороты.

Богатство вашего языка будет оцениваться экзаменатором в первую очередь, поэтому разнообразие эпитетов и метафор сыграет вам на руку.

Популярные сочинения

  • Анализ повести Молох Куприна
    Повесть является одним из ранних произведений писателя, название которого посвящается легендарному богу, принимающего жертвоприношения посредством сожжения живых детей, принадлежащих знатным семьям.
  • Анализ произведения Бесприданница Островского
    Раньше всех девушек, не имеющих приданного называли одним словом — бесприданница. Таким девушкам было сложно найти себя жениха, ведь состояния у них не было, и привлечь внимание можно
  • Сочинение Любовная лирика Тютчева 10 класс
    Федор Иванович Тютчев — отечественный русский лирик, писатель, публицист, поэт. Поэт всегда отличался философскими взглядами на жизнь. У него большинство произведений о любви

Тормыш синең алга берсеннән- берсе четереклерәк сораулар китереп куйганда да, олы юлга кузгалыр алдыннан кая таба барырга дип аптырап калганда да, кем беләндер сереңне уртаклашасы, киңәш-табыш итсе килгәндә дә иң беренче газиз анаңа мөрәҗәгать итәсең. Анадан кала китап – иң акыллы кинәшчеләрнең берсе . Китап һәр кешегә хезмәттә булыша, ул кешеләрне бәләдән коткара, тормышны танып белергә өйрәтә.Китап кешегә үсәргә һәм халкының аңын баетырга мөмкинлек бирә.

Бала чактан башлап китап укыйм мин. Минем өчен китап укудан да күңелле нәрсә юк.Бигрәк тә ул китапта таныш хәлләр турында язылган булса,аны кат-кат укыйсы, алар турында иптәшләремә сөйлисе,шигырьләрен куңелдән ятлыйсы килә. Андый китаплар- мине бала чактан зур тормышка озатып калучы, гомер буе хәтердә яңарып торучы иң якын дусларым.Мин китапны үземнең иң якын дустым дип исәплим. Китап-канатлы ул! Китап,узенең канатына утыртып,сине мең елга артка илтеп ташлый, яисә йөз елга алга алып китә. Китап- әнә шундый могҗизалы нәрсә ул. Сердәшем дә, киңәшчем дә, рухи таянычым да ул. Борынгылар: “Беләге көчле – берне егар, белеме тирән – меңне егар”, – дип юкка гына әйтмәгәннәр.

Хәзер радио-телевидение, компьютер, интернет заманы. Техниканың, электрониканың үзгәрүенә күз дә иярми, компьютерлар, кесә телефоннары, телевизорлар, музыка тыңлый торган төрле аппаратуралар безнең күз алдында яңара, камилләшә . Минем яштәшләрем шул компьютер дип чукына. Уены да шунда, дәреслекләре дә, фильмнары да, музыкасы да, фотосүрәтләре дә, хәтта шпаргалкалары да… “ Компьютер киләчәктә китапны алыштырмасмы? “ дигән уйлар борчый мине. Калын-калын китаплар хәзер үк инде уч төбе кадәр дискетка сыеп бетә. Ләкин , компьютер — компьютер инде ул. Аның җаны да, хисе дә юк. Виртуаль дөнья – реаль дөньядан, тормыштан аерылу дигән сүз. Икенчедән, компютерның милләте юк. Компьютерны татарлаштырып та, башкортлаштырып та булмас. Бүгенге көндә безнең төп рухи таянычыбыз – китап булырга тиеш! Китап күп гасырлар дәвамында сынаулар узган, безне кыргыйлыктан, наданлыктан коткарып калган, дөнья белән, башка халыклар, илләр белән аралаштырган. Киләчәктә дә безне иң авыр чакларыбызда китап коткарып калыр дип ышанам.. Ә инде радио, телевидение, көндәлек матбугат, компьютер, интернет китапны халыкка җиткерүдә ярдәм итәргә бурычлы дип исәплим

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мин кулыма китап алам. Без – китаплы халык

Һич тә күңлем ачылмаслык эчем пошса,
Үз-үземне күрәлмичә, рухым төшсә,
Җәфа чиксәм, йөдәп бетсәм, бу башымны
Куялмыйча җанга җылы һичбер төшкә;
Хәсрәт соңра хәсрәт килеп алмаш-алмаш,
Күңелсез уй белән тәмам әйләнсә баш,
Күзләремдә кибеп тә җитмәгән булса
Хәзер генә сыглып-сыглып елаган яшь, -
Шул вакытта мин кулыма китап алам,
Аның изге сәхифәләрен актарам…

Бала күңеле кече яшьтән үк китапка тартыла. Матурлыкка, камиллеккә, сәнгатькә омтылуны табигать үзе салган, күрәмсең. Якыннарын ул: “Китап укы, әкият сөйлә", - дип аптыратып бетерә. Әмма, ни гаҗәп, үзе хәреф таный, укый белә башлагач, бу омтылыш кими. Иң кызганычы шунда: башлангыч сыйныф ахырында укучы матур әдәбияттан читләшә башлый, мәктәпне төмамлап чыкканда китап сөючеләр бармак белән генә санарлык кала. Нәрсә эшләргә?

Яңа чорлар килде. Радио-телевидение, компьютер, интернет заманы. Техниканың, электрониканың үзгәрүенә күз дә иярми, компьютерлар, кесә телефоннары, телевизорлар, музыка тыңлый торган төрле аппаратуралар безнең күз алдында яңара, камилләшә. Я шьләребезнең күбесе шул компьютер дип чукына. Уены да шунда, дәреслекләре дә, фильмнары да, музыкасы да, фотосурәтләре дә, хәтта шпаргалкалары да… Компьютер киләчәктә китапны алыштырмасмы? Калын-калын китаплар хәзер үк инде уч төбе кадәр дискетка сыеп бетә. Татар теле укытучылары "балалар китап укымый” дип зарлана. Кызганычыбызга, бу чыннан да, шулай. Балаларны да аңларга тырышырга кирәк: алар бит кызыклыракны, мавыктыргычракны, җиңелрәкне карыйлар. Димәк, дәреслекләр, китаплар да балаларның игътибарын җәлеп итәрлек булырга тиеш.

Ана сөте белән кермәгәнне, тана сөте белән кермәс, дигән шикелле, китап белән кермәгәнне, компьютер белән кермәсә нишләрбез? Беренчедән, компьютер - компьютер инде ул. Аның җаны да, хисе дә юк. Виртуаль дөнья – реаль дөньядан, тормыштан аерылу дигән сүз. Икенчедән, компьютерның милләте юк. Күпме генә тырышлык салсак та, күпме генә үзебезчә сөйләштерергә тырышып карасак та, компьютерны татарлаштырып булмас шикелле .

Тормыш бүгенге көн укытучылары һәм китапханәчеләр алдында яңадан-яңа бурычлар куя. Хәзерге көндә мәгълүматлы, югары белемле булудан тыш, гамәлдә аларны куллана белү дә кирәк. Милли рухны саклап яшәүче, телебезне киләчәккә алып барырга сәләтле яшь буын тәрбияләү - безнең төп бурычыбыз.

Шушы максат-бурычларны тормышка ашыру максатыннан, без үзебезнең үзәк район китапханәсе белэн уку елы барышында гел хезмәттәшлек итеп торабыз. Бигрәк тә Горшунова Валентина Александровна, Исламова Фәүзия, Гыймадиева Гөлүсә белән тыгыз элемтәдә торабыз. Алар үз эшләрен яратып эшләүче, фидакарь җанлы кешеләр. Без аларда еш булабыз: бергәләп очрашулар уздырабыз, китап укучылар конференцияләре оештырабыз.

Тәрбияви темаларга сөйләшү, әңгәмәләр оештырганда укучылар күңеле әхлакый проблемалар аша уза, алар үз карашын, үз фикерен әйтергә өйрәнә, бәхәсләшә. Бу исә, әхлакый шәхес булып формалашуга зур йогынты ясый. Шушы максаттан, мин укучыларныңфикерлөү сәләтен һәрьяклы үстерүгә, һәр укучы белән индивидуаль эшләүгә, укучыларны милләтен, туган туфрагын, нигезен, өти-әнисен, өби-бабаларын, үз нәселен, туган телен яратучылар итеп тәрбияләргә тырышам. Чөнки укучыларда милли үзаң формалаштыру - халкыбыз тарихын яхшы белүче, милләте белән горурланучы шәхес тәрбияләү дигән сүз.

Әсәрнең икенче үзенчәлеге -әхлак төрбиясе бирүдә. Барлык әсәрләрдә дә рәхимлелек, гаделлек, яхшылык, матурлык бар.
“Яхшылыкка - яхшылык белән җавап бирерләр”, “начарлык эшләсәң, җәзасын алырсың", “кешеләрне хөрмәт итсәң, үзеңне дә хөрмәт итәрләр” кебек тәрбияви моментларга зур урын бирелә.

Ә хәзерге чорда бу бигрәк тә мөһим, чөнки радио - телевидение, урам йогынтысы аларның аңына һәм рухына әдәпсезлек үрнәкләрен сеңдерә, милләтнең гасырлар буе формалашкан әхлак кагыйдәләрен кире кага. Шуңа күрә укучыларны милли рухта, төпле фикерле итеп тәрбияләргә кирәк.

Китап безнең җаныбызга иңгән, каныбызга сеңгән. Китапсыз күңел – буш күңел, китапсыз йорт – нурсыз йорт, китапсыз милләт – кыйбласыз милләт. Бәхетебезгә, без андыйлар түгел!



Китап – канатлы ул. Чыннан да, китап, үзенең тылсымлы канатларына “утыртып”, кайларга гына алып бармый безне.

Татнетны үстерү фонды һәм Татарстан китап нәшрияты белән берлектә оештырылган VII әдәби марафон Татарстан китап нәшриятының 100 еллыгына багышланды. Татарстан китап нәшрияты үзенең 100 еллыгы уңаеннан марафончыларга 100 автор һәм әлеге авторларның классик әсәрләрен укырга тәкъдим итте. Заман язучыларын арткы планга куеп әйтүем түгел, тик классик язучыларыбызның әсәрләренә җитә аламы соң? “Әдәби марафон” ны классик язучыларыбызның берсе – Мөхәммәт Мәһдиевның “Фронтовиклар” романыннан башлыйсы иттем. Кулымда әдипнең 1988 нче елда Татарстан китап нәшриятында басылып чыккан, вак хәрефләр белән язылган, инде битләре шактый саргаерга өлгергән, 1 сум 40 тиенлек китабы. Китапның кулдан – кулга йөреп укылганлыгын алгы һәр артлы битләренә пөхтә, матур итеп кенә куелган имзалар дәлилли кебек. Танышлары да күп арада. Менә монысы, арада иң матуры – әниемнеке, зур хәрефләр белән сырланганы апам Фәридәнеке, тыйнак кына, кечкенә генә хәрефләр белән бөтерелгәне Сиринә апамныкы. Китап, кулдан кулга еш йөрелсә дә, әллә ни таушалмаган. Монысы шул чор балаларына хас китапка кадер вә хөрмәттәндер инде дигән нәтиҗә ясадым мин. Китапка мәхәббәтне

кечкенәдән әнием тәрбияләде миндә. “Фронтовиклар” романын тәүге тапкыр укып чыгуыма да әнием белән күрше апамның кыска гына бер әңгәмәсе сәбәпче булды. Утызга җитеп килүче олы кызының, укымышлы булып та, тормышка чыга алмавына уфтана күршебез.Шулчак әнием, бик җитдиләнеп: “Да, Нүрия апа, аллага тапшырдым чорында икән шул инде Лилияң”, - дип куйды. “Нишләп алай дисең? – дип, аптырап куйды күрше апа. Шулчак әнием, бик матур иттереп Мөхәммәт Мәһдиевның сүзләрен сөйләп китте. “Кызларның үз гомерендә өч чор була. Унҗидедән егермегә кадәр – сайлау чоры. Егермедән егерме дүрткә кадәр – өмет итү чоры. Егерме дүртнең теге ягы – аллага тапшырдым чоры. Синең Лилияң – соңгысында”. Икенче көнне үк әлеге китапны өйдәге китаплар киштәсеннән табып алып, бер атна дигәндә укып чыктым. Менә, ниһаять, егерме елга якын вакыт үткәч, кабат шул ук китап эченә “кереп китеп”, андагы геройлар тормышы белән яшәп, сугыштан соңгы еллардагы авыл интеллигенциясе тормышына “сәяхәт” иттем. Һәрбер үлән, агачларга кунып сайраган кошлардан алып беркемне тыңламыйча, үз кагыйдәләрен булдырып, үзләренчә яшәгән атаклы алтынчы сыйныф укучыларына кадәр якын, газизгә әйләнде минем өчен. Гайнелвафа белән Галиәхмәт карт, Сабир Ишмуратович белән Гөлчирә, Мөби (Мөбәрәкҗан), Мәсрүрә, Нәркис, Бәлкыйс, Рушад, Хушият карт, Даутов, Хәкимҗан, Мостафа, Разыя Вәлиевна, Гата, Хәкимҗан, Ләйләгөл. Алар әле озак вакыт минем уйларым дөньясында яшәр. Үзләренең гамәлләре, күркәм сыйфатлары белән.

Аннан килеп, студент елларын искә төшереп, Әмирхан Еникинең “Саз чәчәге”. Әсәр 1954 – 1955 нче елларда язылса да, түрәләрнең гади халыкка булган мөнәсәбәте, ни кызганыч, һаман да шулкилеш, бер үзгәрешсез калган. Шәхси йорт җиткерү мәшәкате белән йөрүче партия работнигы - райком секретаре Шакир Мостафинның “политик сөртенүе һәм мораль сафлыгын югалтуы да нәкъ тә менә шәхси милек коллыгына төшүеннән килеп чыга”. Һәм дә инде “үз көнкүреше белән артык мавыгып киткән кеше халык ихтияҗын күрми башлый”. Нәрсә генә булса да, әсәрдә яктыртылган мәсьәләләр бүгенге көндә дә үз актуальлеген югалтмаган. Түрәләребез үзләренең “күркәм” сыйфатларына һич кенә дә хилафлык китерми яши бирәләр: үз мәнфәгатьләрен кайгырталар, халык сүзе, халык фикере исәпкә алынмый.

Галиәсгар Камалның “Беренче театры”, Габдулла Тукайның шигырьләре – барысы да күңел җепселләре аша үткәрелеп, әдәби марафон кысаларында укылган әсәрләрем.

Бөек мәгърифәтьче Каюм Насыйри: “Яхшы китап уку – үткән заманның яхшы кешеләре белән сөйләшү ул”, – дип язып калдырган. Хак сүзләр. Классик язучыларыбызның узган гасырга караган әсәрләрен укыганда чын

мәгънәсендә шул чорда “яшәдем” мин. Сугыштан соңгы еллардагы бердәм, берсе өчен берсе ярдәмгә килергә ашкынып торган, бер телем икмәкне бишкә бүләргә әзер булган халык арасында. Һәм һич кенә дә алардан аерыласым килмәде.


“Без интернетны сүгәбез. Ә аның уңай ягы да бир икән бит”, - дип әлеге онлайн – проект авторы Раил Мәүлет улына зур рәхмәт сүзләрен җиткерде якташыбыз Равил ага Фәйзуллин. Татарларны берләштереп торучы әлеге күркәм чараның максаты да зурдан – киләсе елларда катнашучылар санын 5000 гә җиткерү.

Һәрбер нәрсәнең башы булган кебек ахыры да була. 3 сәгать буе барган бәйрәм чарасы тәмам. Күңелдәге хисләр өермәсенең әле һаман тынганы юк. Шунысы да сөендерә, районыбыз катнашучылар саны буенча ( быел алар нәкъ 4 (!) тапкырга күбрәк) 5 нче урында.

Әдәби марафонны Бөек Тукаебызның "Китап" шигыре белән тәмамлавым да юкка түгел.

Җиңелләнәм, мәгъсумләнәм мин шул чакта, Рәхмәт әйтәм укыганым шул китапка; Ышанычым арта минем үз-үземә, Өмид берлән карый башлыйм булачакка.

Кадыйр Сибгатуллин премиясе лауреаты

Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1.Проверить орфографическую и пунктуационную граммотность учащихся.

2. Проверить умение учащихся излагать свои мысли по заданной теме.

1. Объявление темы и цели урока.

2. Беседа с учащимися по вопросам:

а). Какие книги татарских писателей вы прочитали летом?

б) Какая из них больше всех вам понравилась?

в) Кто главные герои этой книги?

г) Чем они вам понравились?

е) Есть ли отрицательный герой, что в нем вам не понравилось?

ё) Чему научила вас эта книга?

3. Словарная работа.

4. Работа над сочинением в черновиках.

5. Проверка написанного.

6. Списывание текста с черновика на беловик

План - конспект урока по родному языку, 7 класс.

Тема: Сочинение на тему “ Минем яраткан китабым”.

Цель: 1.Проверить орфографическую и пунктуационную граммотность учащихся.

2. Проверить умение учащихся излагать свои мысли по заданной теме.

1. Объявление темы и цели урока.

2. Беседа с учащимися по вопросам:

а). Какие книги татарских писателей вы прочитали летом?

б) Какая из них больше всех вам понравилась?

в) Кто главные герои этой книги?

г) Чем они вам понравились?

е) Есть ли отрицательный герой, что в нем вам не понравилось?

ё) Чему научила вас эта книга?

3. Словарная работа.

4. Работа над сочинением в черновиках.

5. Проверка написанного.

6. Списывание текста с черновика на беловик

Китап − белем чишмәсе.
Мәкаль.
Дөньяда китаптан башка яшәү мөмкин түгел, дип уйлыйм мин. Без
китаплар аша тормышны өйрәнәбез, белем алабыз. Чөнки аларда бик күп акыл хәзинәсе
тупланган. Ул хәзинәне бернинди компьютер да, телевизор да алыштыра алмый.
Китап укып, без белем алабыз, уйланабыз, тормыш итәргә өйрәнәбез. Китап
геройларыннан үрнәк алабыз яки кайберләренә охшамаска тырышабыз.

Үзем әле укый белмәгәндә, миңа китапларны әнием я әтием укыйлар иде, ә аннары мин үзем укырга керештем.

Минем яраткан китабым − Роза Хафизованың "Актәпи ник моңая? " дигән китабы. Башта миңа китап укып чыга алмаслык калын булып тоелды. Ә укый башлагач, мин китапның ахырына килеп җитүемне сизми дә калдым. Китапта әкиятләр, пьесалар тупланган. Миңа бигрәк тә "Курай малай маҗаралары дигән әкият ошады. Курай малай бик яхшы герой, аннан үрнәк алырга була. Курай малай һәм Талсылу белән хыял канатларында сәяхәт итүе күңелле булды!
Соңыннан "Актәпи ник моңая? " дигән әкиятне укып чыктым. Бу
әкият минем өчен кызыкта, кызганыч та булды. Шулай итеп, үземдә китап укырга
теләк уянуын сизми дә калдым! Мин киләчәктә дә кызыклы китаплар белән
дуслашырга хыялланам

Читайте также: