Мифическое место сочинение 200 слов

Обновлено: 02.07.2024

Могущество языка в том, что он способен дать человеку возможность дышать вслух, рождая гармонию (или напротив хаос) между пространством памяти и эхом божественного звука. Что значат Слова для того, кто утратил способность понимать их? И где та черта, отделяющая гармоничность от ограниченности? За жизнью слова нет смерти его, ибо оно было произнесено, чтобы обратиться в единственную из всех понятных для нас вечностей – в прошлое. Мы звучим постоянно, звучим, даже когда закрыт рот и нет того, кто услышал бы нас. Перерастая самих себя, мы не ?
?ерерастаем звук, но происходит нечто большее – мы выходим за пределы сказанного.

Пишу для мёртвых, то есть – для живых, ведь каждый из нас умирал многократно, и не делаю различий между словом и звуком, как не делаю его между смертью и жизнью. Написанное слово и произнесённое кем-то – суть одно: написанное, будучи прочитанным, звучит в полотнищах разума и у кого-то даже достигает души, произнесённое же – уже освободилось от разума одного, дабы заселить мыслями разум другого, но оба они едины в своём звуке-беззвучии; между ними не пропасть, а невероятность сближения двух понятий. Сближаются они лишь при сближении ума и сердца. Именно так читаются мысли и принимаются сигналы небес. Как только слово книги обретёт свой голос, мы потеряем узость суждений и перестанем питать свой мир иллюзиями, догадками; мы просто будем читать молчание – как людей, так и предметов, а беспредельность произнесённого станет ключом к истинному звуку (ложному беззвучию).

Язык способен убедить. Нас убеждает как написанное, так и сказанное; но в искусстве лжи преуспело безмолвие, которое мы трактуем как угодно, путаясь в сотнях маленьких истин. Безмолвие лжёт, не выдавая себя: каждое слово способно его предать. Безмолвие звучит в себе самом, как сон – в жизни того, кому он снится. Безмолвие может стать символом – символом звука, но ни в одном из сонников вы не найдёте его значений.

Слово не может иметь пол, но, будучи сведённым к вещи, оно его обретает.

Слово содержит:
- истину, хранящуюся в нём;
- буквы, именующие его;
- мысли, расширяющие его значение;
- звуки, выпускающие в пространство 4 элемента;
- символы, скрывающие его.
Будучи произнесённым, Слово также обретает ритм и силу. Но родилось оно из молчания; и после него; потому Молчание старше Слова.

Очищающие свой разум, внутреннее пространство и речь с помощью мантр, знают, что истина достижима при полном безмолвии. Безмолвие – это Отец мысли и Матерь лжи, ибо непонятое безмолвие страшнее боли, облечённой в понятные каждому слова.

Внутри нас Шива: все мы разрушители; но только Мудрый разрушает, дабы вновь воссоздать.

Могущество языка есть могущество безмолвия, как могущество человека есть могущество самого бога. У каждого произнесённого слова есть своя жизнь, но смерть его – лишь остановка в речи, точно как смерть написанного есть остановка мысли. Жизнь и смерть – только части вечности, а речь и мысль – есть части тишины.

Наш мир не так прост, как может показаться на первый взгляд. И хотя на дворе уже давно XXI век, еще не все вопросы нашли свои ответы. Древние построения и загадочные места по прежнему хранят свои секреты, их величественность завораживает, их масштаб поражает, их тайны навсегда скрыты временем.

В этой статье мы хотим рассказать вам о 9 самых загадочных и необычных местах нашей планеты. С ними связано столько неоднозначного и непостижимого, что даже самые продвинутые ученые не могут внятно объяснить, как такое возможно. Остается лишь строить догадки, выдвигать гипотезы и надеяться, что когда-нибудь мы сумеем хотя бы немного приблизиться к разгадке тайн этих удивительных мест.

Остров Пасхи, Чили

Easter Island, Chile

Приветствие: hola!
Языки: испанский, английский

Огромные человеческие изваяния расставлены по всему периметру острова, при этом их насчитывается более 900. Многие из них находятся прямо на берегу, однако их лица обращены не в сторону океана, а вглубь острова. Ученые не могут определить точных возраст каменных истуканов, возможно, что некоторым из них больше тысячи лет.

статуи, остров, Пасхи

read also

Сочинение Spring на английском с переводом

Чичен-Ица, Мексика

Chichen Itza, Mexico

Приветствие: Hola!
Языки: испанский, английский

В городе Чичен-Ица много архитектурных памятников, но основной достопримечательностью являются, конечно же, пирамиды. Особое место занимает Храм Кукулькана — самая главная и самая большая пирамида этого города. Храм состоит из 9 платформ высотой в 24 метра, поперек которых к вершине тянутся четыре лестницы, указывающие, помимо всего прочего, на четыре стороны света. Подъем на вершину пирамиды может быть достаточно опасным, потому туристам разрешено подниматься только по той лестнице, где закреплена страховочная веревка. Каждая лестница насчитывает 91 ступень, а общее число ступеней храма составляет число дней в календаре Майя.

Чтобы сохранить древний город Чичен-Ица, правительство Мексики выкупило участок земли, на котором он расположен. И даже ЮНЕСКО признало город одной из главных достопримечательностей Мексики, а также объектом мирового наследия. Более того, в 2007 году город был признан одним из новых семи чудес света.

пирамида, Чичен-ица, Мексика

Гора Кайлас, Китай

Mount Kailash, China

Гора Кайлас выделяется, прежде всего, своей пирамидальной формой, ее грани сориентированы практически точно по сторонам света. Некоторые уверены, что такие особенности указывают на искусственное происхождение, а значит Кайлас, возможно, является рукотворной пирамидой.

Можно долго спорить, действительно ли гора Кайлас священна и один обход вокруг нее способен изменить вашу жизнь навсегда. Неизменным остается одно, чтобы узнать правду, нужно пройти ритуальный обход и сделать свои, независимые выводы.

Кайлас, гора,Тибет

Петра, Иордания

Petra, Jordan

Приветствие: Salam!
Языки: арабский, английский

Одной из главных достопримечательностей Иордании по праву считается город Петра. Этот красно-розовый город, высеченный прямо в скале, не только прославил свою страну на весь мир, но и был внесен в список 7 новых чудес света!

Петра располагалась на перекрестке двух важнейших торговых путей, соединявших Ближний Восток, Аравию и Индию, и именно торговля на протяжение долгих лет приносила городу большое богатство. Но случилось так, что римляне открыли морские пути на Восток, сухопутная торговля пряностями прекратила свое существование, и с ней канул в лету и величественный город Петра.

Петра, город, Иордания

Озеро Лох-Несс

Приветствие: Hello
Языки: английский, шотландский

Даже без легенды про гигантского водного монстра озеро стало бы примечательным. Оно находится в Шотландском нагорье, является крупнейшим шотландским озером по объему и является ключевым символом Шотландии наряду с замками, пастухами, мужскими юбками и шотландским виски.

Лох-Несское чудовище впервые попало в заголовки в 1933 в газетной статье. В этой же статье предполагалось, что нарушение поверхности озера, возможно, стало результатом борьбы уток. Однако этого было достаточно, чтобы подстегнуть слухи, особенно когда в 1934 году появилась предполагаемая фотография озерного монстра с длинной шеей. С тех пор реально подтвержденных наблюдений загадочного монстра не было. Да и вряд ли оно дожило бы до сегодняшних дней.

Самые загадочные места планеты, изображение 5

Город Баальбек, Ливан

Baalbek, Lebanon

Приветствие: Salam!
Языки: арабский, английский

Древний город Баальбек, который находится в Ливане, когда-то был культурным центром всего древнего мира, но в наши дни Баальбек практически полностью разрушен и забыт. Одними из наиболее интересных мест города являются его террасы. Их особенность в том, что они выложены из огромных каменных блоков весом 300-1000 тонн. Для сравнения следует упомянуть, что средний вес блоков пирамиды Хеопса составляет всего 2,5 тонны. Но и это ещё не все, камни уложены с невероятной точностью и аккуратностью, между ними не пройдет даже тонкая швейная игла. Какими технологиями древние люди смогли такое построить — загадка!

На крупнейшей террасе Баальбека можно увидеть руины храма Юпитера. Он был разрушен мощным землетрясением, и осталось всего 6 колонн по 22 метра в высоту. Примечательно, что одна из стен террасы сделана из трех камней весом по 1000 тонн, и размером 29х4х3,6 метров. Это огромные цифры!

Баальбек, город, Ливан

Бермудский треугольник

Какие секреты скрываются в треугольнике океана между южной оконечностью Флориды, Бермудскими островами и Сан-Хуаном, Пуэрто-Рико? Ходят легенды, что тут тонут корабли, падают самолеты и теряются люди. Мы не верим в паранормальщину, но все равно хотим отметить это место здесь. О нем ходят легенды, а значит оно уже в своем роде странное.

Самые загадочные места планеты, изображение 7

Стоунхендж (England)

Приветствие: Hello
Языки: английский

Зачем построили это сооружение? Очевидно, во славу древним богам и для посадки инопланетных кораблей. Шутка. Только ради второго. На самом деле это не самое большое рукотворное сооружение, и даже не самое древнее. Но все равно оно остается одним из главных достопримечательностей Великобритании. И чтобы не потерять ее, власти регулярно проводят реконструкцию, порой даже подбирая камни арматурой.

Говорят, Стоунхендж обладает особой энергетикой, и если встать между гигантских камней, то можно загадать желание. Как думаете, правда или просто завлечение для туристов?

Самые загадочные места планеты, изображение 8

read also

Сколько всего слов в английском языке?

Зона 51 (USA)

Приветствие: Hands up!
Языки: Английский

А здесь по легендам ставят эксперименты над инопланетянами и разрабатывают секретные технологии. По нашим неподтвержденным источникам, здесь хранится зубная паста, которую рекомендуют 10 из 10 стоматологов, чистящее средство, которое убивает 100% микробов и носки, которые не теряются.

Не зря ведь оно является одним из самых охраняемых в США и в мире. К этой военной базе не так просто подобраться, а военным разрешено стрелять на поражение. Не так давно люди в шутку организовали акцию штурма зоны, но ни один из них не осмелился ворваться на запрещенную территорию по-настоящему.

Самые загадочные места планеты, изображение 9

Чтобы вы не забывали и про английский. Список полезных слов и выражений.

on the face of it – на первый взгляд
mysterious – загадочный
huge – огромный
native inhabitant – коренной житель
scientists – ученые
volcano – вулкан
temple – храм
civilian population – мирное население
the hub of the universe – центр мироздания
remarkable – выдающийся, поразительный
trade route – торговый путь
annually – ежегодно

Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано, Отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений.

Целью данной работы является рассмотрение значения мифов древности в современной культуре.

1. Значение мифов для древнего мира

Человечество, на ранней стадии развития, в форме мифов и преданий пыталось дать ответы на глобальные вопросы: как появился мир, возникла природа, животные и люди, тайны рождения и смерти. Также большое место занимают мифы о культурных достижениях людей: добывании огня, изобретения ремесел, земледелие и т.д. Миф служит для оправдания определенных общественных установлений, для санкционирования определенного типа верований и поведения. Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический, то есть объяснение первоначала мира, происхождения природных и общественных явления сводилось к рассказу о том, кто кого породил. Как, например, в “Теогонии” Гесиода, “Илиаде” и “Одиссее” Гомера, и Книге Бытия у древних евреев.

Главное значение мифов состоит в том, что они были нацелены на установление гармонии между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, и таким образом обеспечивали согласие человеческой жизни.

Мир мифа всегда целостен, он есть мир, мир непрерывный и мир целый, где каждое воздействие на любую из составляющих влечёт за собой изменение всех других элементов. В то же время миф дискретен. Любой эпос говорит лишь о значимых событиях, опуская события малозначащие и маловажные. Точно так же география мифа дискретна, так как все события в мире Мифа происходят в опорных точках пространства, прочие же места для Мифа значения не имеют. Эту особенность мифологического сознания можно считать источником некоторых анахронизмов в мифе. Например, друид Мирддин Эмрис может жить раньше легендарного короля Артура, одновременно с ним и быть учителем этого героя, и жить через сотню лет после смерти Артура. То же происходит и с другими историческими личностями – бардом Талиесином. Нас это может коробить, но эти анахронизмов естественны для мифа. В конце концов, миф живёт по своим собственным законам, и, поскольку некоторая историческая личность органично вписывается в ткань Мифа, постольку она, эта личность, обязана пребывать там, а не в тех местах и временах, которые им назначили. Всякий человек, живущий в Мифе, относится к миру как к единому целому. Такова основная черта, отличающая сознание мифологическое от нашего, обыденного и прагматичного. Вне мира не существует ничего. Следовательно, и человек не существует вне мира. Однако мир человека – не только всё окружающее, это ещё и род, и земля, где он рождён. Человек вне рода – не человек. Он даже не животное, ибо всякое животное тоже существует внутри своего рода. Человек, не способный перечислить своих предков до четвёртого колена, достоин осмеяния. Человек, не гордящийся своими славными предками, не достоин доброго слова.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Род человека неотделим от мира. Род человека – это и славные предки тоже, но главное – это родовая удача, это все те, кто стоят за спиной героя и поддержат его в трудное время. Поэтому любой человек Мифа, отвечая на вопрос “Как тебя зовут?”, скажет: “Люди зовут меня таким-то из рода таких-то, из земли такой- то”. Мир действует на человека не только непосредственно, через физические воздействия типа зимних морозов или летней жары. Воздействие мира Мифа существенно шире, поскольку всякое проявление внешнего мира содержит, кроме видимых явлений (ворон уселся на ветку священного дуба, собака лает на пустое место) ещё и некий тайный смысл. Отсюда следует твёрдая убеждённость человека Мифа в том, что по полёту птиц можно предсказать будущее, что уроненное с пиршественного стола подбирать никак нельзя и так далее. Отсюда следуют личные и массовые видения, которые посещали людей слишком часто для того, чтобы рассказы о них можно было считать пустой выдумкой малограмотных хронистов.

2. Значение мифов древности для современного мира

Интерес к мифам древнего мира не угасает на протяжении многих столетий. Значение мифов в современном мире неоценимо, они дают нам возможность узнать и изучить образ жизни древних людей, способ их мышления, их культуру. Мифы помогают нам погрузится в фантастический мир древнего человека.

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности.

Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

Зачастую в обыденной речи употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Говорят о “титанической борьбе”, “яблоке раздора”, “паническом страхе”, “олимпийском спокойствии”, “ахиллесовой пяте”. Употребляя эти метафоры, многие не в состоянии точно объяснить их первоначальный смысл, так как не знакомы с образами древнегреческой мифологии. Знание античной мифологии совершенно необходимо преподавателям истории, языка и литературы, философии, искусствоведческих дисциплин, а также студентам соответствующих специальностей.

Знакомство с содержанием мифологии не только расширяет кругозор, но одновременно доставляет и художественно-эстетическое наслаждение читателю. В свое время Маркс писал: “Мужчина не сможет снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует наивность ребенка. И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не находится в противоречии с той ступенью, на которой оно выросло”.

Заключение

Миф – это понятие имеет в обыденном и культурном языке три значения: 1) древнее предание, рассказ; 2) мифотворчество; 3) особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное. Мифология коренится не в сознании человека, а в его отношении к миру, в системе ценностей, в механизмах социальной регуляции поведения, формах и способах мировидения. Носителями политических мифов вполне могут быть и современные образованные люди.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Миф, верят ли в него в буквальном смысле или нет, воспринимается с религиозной серьезностью либо как исторический факт, либо как мистическая истина. Типичная тема мифа трагична, а его персонажи склонны сливаться со стабильными личностями сверхъестественного характера. Два божества, в какой-то степени подобные друг другу, становятся отождествляемыми; они превращаются в одного бога с двумя именами. Эти имена могут становиться простыми эпитетами, связывающими этого бога с различными культами. С другой стороны, миф, по крайней мере, в его наиболее значительном виде, это постижение естественных конфликтов, человеческого желания, расстроенного нечеловеческими силами, вражеским гнетом или противоположными желаниями; это история рождения, страсти и поражения, наступающего со смертью, которая является уделом всех людей.

Миф (греч. мythos - предание) – древнейший синкретический жанр бессознательного народного творчества; повествование, персонифицирующее в художественных образах общественные представления о природных и социальных явлениях, об устройстве мира в целом.

М. возникает в первобытном обществе как средство логического и вместе с тем эмоционального постижения причин и законов существования мира и человека в мире. Первобытное мышление не отделяет человека от общества, а человеческий род – от прочих явлений мира. Это способствует “метафоризирующему” мировосприятию, при котором описываемые в М. явления природы очеловечиваются, олицетворяются, а прародителями родовой общины могут оказаться животные рыбы или птицы (тотемические мифы о первопредках).

Специфика фантастического в М. объясняется его общей целью, которая состоит не столько в том, чтобы научить до конца понимать суть природных явлений, сколько в том, чтобы приучить принимать их как должное. М. руководит первобытным сознанием, он дает человеку первичные представления о религии, искусстве, общественно-правовых отношениях, и т.д.

Едва ли не ведущим мотивом в системах М. разных этносов является мотив трансформации. В связи с тем, что логика мифотворчества ставит перед М. задачу нахождения и описания причины существования определенного явления, М. показывает момент (период) трансформации этого явления, а также ее ближайшие по времени последствия. При этом трансформируемым явлением может оказаться как вещь или существо (в М. о демиургах и культурных героях), так и мир в целом (в космогонических и эсхатологических М.). В большинстве случаев трансформация подразумевает установление Порядка (в пределе – рождение Космоса из Хаоса).

Сюжеты М. разворачиваются в особом мифологическом пространстве. Это пространство соотносится с представлениями современников создателей М. о реальном устройстве Земли и Космоса, о сторонах света, но это соотношение не свидетельствует о полном тождестве. В М. различных народов пространство организовано вертикально или горизонтально (в развитых системах М. два способа ориентации сочетаются, происходит превращение двухмерного пространства в трехмерное).

Место обитания родовой общины, племени, этноса становится в М. точкой отсчета. Первичная вертикальная ориентация реализует отношения “верха” и “низа”. Такая ориентация характерна для всех космогонических мифов, описывающих возникновение Земли. В одних мифах в отношения “верхнего” и “нижнего” мира вступают Земля и Вода (составляющие семейную пару японские боги Идзанаки и Идзанами, стоя на воздушном мосту, копьем взбивают воду до тех пор, пока из нее не появляется остров), в других – Небо и Земля (например, во многих космогонических М. Земля создается божественным дыханием, символизирующим небесную стихию).

В более поздних мифах вертикальное пространство делится на три слоя. Земля видится срединным миром, а Небо и Вода (или Подземный мир) приобретают значение не только “верхнего” и “нижнего” миров, но также “доброго” (дающего бессмертие) и “злого” (грозящего смертью). В “верхнем” мире обитают боги и добрые духи, а в “нижнем” – разнообразные противники богов (в самом низу – хтонические чудища, олицетворяющие одновременно силы Природы и силы Хаоса).

Горизонтальная ориентация на раннем этапе формирования системы М., их циклизации, так же отвечает принципу бинарности. Многие М. показывают, что даже при ориентации по четырем сторонам света одна из оппозиций (Север/ Юг или Восток/ Запад) для конкретного этноса имела большее значение, чем другая (в скандинавских сагах – Север и Юг, в отразившем древнеславянские М. “Слове о полку Игореве” – направления “на полночь” и “на полдень”).

При ориентации на четыре стороны мир делился на пять частей; пятая была центром, на месте которого обитали представители рода, либо его тотемные существа, либо покровительствующие ему боги. В соответствии с предписаниями древних М. дохристианская Ирландия была поделена на пять частей: центральная – с королевской столицей, остальные символизировали стороны света. Кроме того, каждая из частей в преданиях выражала представления островных кельтов об одном из типов мастерства, об одной из профессий.

Во многих М. модель вселенной символически представлял образ Мирового Древа. Древо по вертикали соединяло “срединный” мир с “верхним” и “нижним”, а его ветви часто были ориентированы по сторонам света. Оно же являлось и древом жизни, объединявшим существ. “Старшая Эдда” описывает ясень Иггдрасиль (дерево Игга, т.е. бога Одина), протянувший корни к землям богов и великанов. На его вершине обитает орел, под кроной олени поедают листья, а корни его гложет дракон.

М. некоторых народов особое место отводят образу волшебной страны, дарующей счастье или бессмертие. Своеобразие таких М. в том, что они описывают условную, квазиисторическую реальность, но размещают в одной из точек земного пространства ирреальную область. Таковы остров вечной молодости Аваллон (в кельтских преданиях) или дающий волшебную силу, а также магические предметы остров Буян (в русских заговорах).

Древние предания рисуют специфическое “мифическое” время. Оно предшествует времени “историческому” (т.е. времени создания М.) и отдалено от него. Описываемое “мифическое” время предстает эталонным. Одна из функций М. – в том, чтобы меркой этого времени измерять настоящее. Поэтому часто “историческое” время на фоне “мифического” выглядит временем “сломанным”. Однако такое резкое противопоставление эпох характерно в первую очередь для древнейшего слоя М.

При развитии систем М. меняется взгляд на время в целом: оно приобретает свойство цикличности. Иногда цикличность понимается как последовательное чередование “хороших” и “плохих” эпох. В других случаях (в мифах эсхатологических) прошлое, настоящее и будущее отдельного рода людей или богов изображается одним из предполагаемого множества повторяющихся циклов. “Прорицание вёльвы” и другие части “Старшей Эдды” рисуют Рагнарёк (битву конца времен), во время которого сокрушится мир и погибнут почти все асы, но после которого земля воскреснет и род богов восстановится. Известны и случаи наделения единого процесса времени свойством финитивности (новозаветный Апокалипсис).

Трансформация времени может проявляться не только в изображении момента его окончательного завершения, но и в совмещении его “текущей” и “застывшей” форм в пределах земного пространства. В кельтских М. “блаженные” острова Запада дают их обитателям вечную молодость потому, что в этой волшебной точке время остановилось. “Иной” мир обязывает жить по его законам: путешественник, посетивший эти острова, не должен ступать ногой на “обыкновенную” землю, иначе мгновенно превратится в прах.

Исследователи выделяют различные типы М., основываясь на их функциях и на предметах изображения. Большинство мифов являются этиологическими, т.е. разъясняющими причины существования того или иного явления. Они повествуют историю происхождения мира и человека, дня и ночи, жизни и смерти, а иногда объясняют частное – причину возникновения отдельного вида птиц или животных, конкретной географической точки (реки, холма, леса).

Космогонические М. сообщают о выделении Порядка из Хаоса, об устроении космоса и последовательном размещении его составляющих на привычных для человека местах (например, размещение звезд на небе). Порядок возникает в результате действия либо первичных стихий (огонь, вода, воздух, земля), либо некоего первичного бога. Так, в греческих М. Уран и Гея (Небо и Земля) сотворяют элементы ландшафта и заселяют земную поверхность живыми существами.

К разряду космогонических относятся также астральные М. (в том числе солярные и лунарные). В астральных М. звезды персонифицированы, они представляют либо людей, по смерти взошедших на небо, либо богов, наблюдающих за человечеством. В прошлом популярность астральных М. определила возникновение астрологии как науки.

Возникновение богов и людей описывают, соответственно, теогонические и антропогонические М. Последний вид М. отличается многообразием трактовок причин и процесса происхождения человеческого рода. Описывается или происхождение людей от какого-либо определенного животного, птицы, рыбы (в тотемических М.), или их волшебное “рождение” из тела первочеловека, приносимого в жертву богам (в древнеиндийской “Ригведе” и “Упанишадах” описывается Пуруша, из расчлененного тела которого получились представители четырех варн, а также все небесные и земные явления, и стороны света). Наконец, человек может быть представлен сотворенным богами из какого-нибудь материала, связанного с землей, ее поверхностью или недрами (нахождение асами и одушевление Аска и Эмбли, ясеня и ивы, в “Старшей Эдде”; сотворение Адама из “праха земного” в “Библии”).

Всем М. космогоническим оппозиционны М. эсхатологические. Они повествуют о конце света, о конце времен или завершении длительного цикла. Эти М. имеют предупредительный характер: разрушение привычного для людей мира обычно связывается с каким-либо нарушением порядка, допущенным людьми (например, с невыполнением данных богом законов). Конец света изображается как разрушение земной поверхности, хаотическое смешение стихий. Его сопровождают землетрясения, пожары, мировой потоп, мор, нашествие чудовищ. Часто такая катастрофическая трансформация мира представлена как процесс его пересоздания богом для достижения окончательного, идеального Порядка.

Существенную часть в мифологической системе каждого этноса занимают М. героические. Образ и жизнь героя являются эталонными для людей его рода. Герой связывает людей с богами, потому что история его жизни – это история трансформации рядового представителя своего племени или народа в существо, награжденное богами волшебной силой. В большинстве М. герой добивается награды, проходя всевозможные испытания, символизирующие обряд инициации (например, смерть для последующего воскрешения). Часто сюжеты М. сообщают об изгнании героя из родовой общины – и возвращении в нее после прохождения инициации. Возвратившийся герой либо приносит волшебные предметы в общину, либо на благо общины использует приобретенные магические навыки. Иногда жизнь героя, получеловека-полубога, предваряет образование общины.

В М. разных народов наиболее распространены четыре типа героев: первопредки, демиурги, культурные герои и трикстеры. К числу первопредков относят создателей родовой общины и ее правил – первых людей или тотемных существ. Первопредком является и тот первый человек, из тела которого, по версии некоторых М., создается космос.

Демиурги – боги или люди, владеющие искусством созидания природных объектов и культурных предметов. Они создают землю, человека, метеорологические явления, выдумывают орудия труда. Часто их изображают кузнецами. Так, Ильмаринен финских М. – небесный кузнец, выковавший небесный свод. Таков и Гефест в греческих М. В “Илиаде” Гомер описывает, как Гефест создает для Ахиллеса волшебный щит, на котором изображены “живые” картины.

Культурный герой более приближен к людям. Он учит людей ремеслам и искусствам, крадет или добывает для них уже готовые магические предметы, устанавливает общественные правила, в некоторых М. – защищает людей от сил Хаоса – чудовищ и хтонических существ (развиваясь, образ такого героя превращается в сказочный или эпический). К типу культурных героев относятся, например, персонажи греческих М. – Прометей, похитивший для людей огонь, и Геракл, побеждающий лернейскую гидру и стимфалийских птиц. Культурный герой может выполнять функцию посланника богов.

К одному из видов культурных герое относятся трикстеры. Они, как правило, являются комическими дублерами или демоническими антагонистами демиургов. Подобно культурным героям и демиургам, они создают или похищают для людей предметы, но эти предметы либо бесполезны, либо вредны. В меланезийском М. братья Кабинана и Карвуву, умный и глупый, создают соответствующие их натуре вещи. В отдельных случаях функции культурного героя и трикстера могут совмещаться в едином образе. Локи скандинавских М. – представитель божественного рода асов. Он с помощью волшебства и хитрости – обычно по приказу Одина – достает для асов магические предметы. Но он же и бранится с асами, часто высмеивает могучего, но глуповатого Тора. Кроме того, он родитель некоторых ужасных чудовищ и, наконец, виновник событий Рагнарёка, повлекших гибель богов.

Наряду с героями в М. бывают представлены персонажи “высшей” или “низшей” мифологии. “Высшую” мифологию представляют образы богов и добрых по отношению к людям духов, “низшую” – образы злых духов и существ, представляющих силы земли и подземного мира. Первые представляют Порядок, вторые – Хаос, поэтому они всегда противопоставлены (например, добрые ахуры – злым дэвам в иранских М., добрые девы – злым асурам в М. ведической традиции).

На протяжении длительной эволюции архаичные М. расслаивались как жанровые формы и впоследствии либо превращались в сказки, либо накладывались на историческое предание, образовывая в этом случае героический эпос или священный текст. Так произошло с библейским “Ветхим заветом”, в котором Книга Бытия представляет архаический слой М., а некоторые Книги Пророков содержат элементы исторического предания.

Античные авторы регулярно использовали образы и сюжетные схемы М. в эпических и драматических сочинениях. В Средние века на основе М. создаются национальные образцы героического эпоса, а в период позднего Средневековья и в начале Возрождения приобретают популярность малые фольклорные жанры, развивающие мотивы “низшей” мифологии. В этот период развивается “карнавальная культура” (термин М.М.Бахтина), с этого момента окончательной десакрализации многих М. представленные в них образы впредь будут использоваться в качестве условных эмблем Добра и Зла (например, Ариэль и Калибан в “Буре” Шекспира”.

Творческую интерпретацию М. предлагают читателям представители романтизма в конце XVIII – начале XIX в. Последовательное освоение и соединение различных мифологических систем связано с этого момента с развитием романной формы. К началу XX в. мифологическая основа стала неотъемлемой чертой многих образцов модернистской литературы. В первой половине века развилась форма “мифологического романа” (“Улисс” и “Поминки по Финнегану” Дж.Джойса, романы Т.Манна). Миф проник в постсимволистскую поэзию (лирика Р.М.Рильке, поэмы Т.С.Элиота). Во второй половине XX в. в связи с творчеством латиноамериканских прозаиков (новеллиста Х.Л.Борхеса, романиста Г.Г.Маркеса и др.) исследователи обсуждали вопрос о существовании “мифологического реализма” как особого метода художественного изображения современной действительности.

Козлов А.С. Миф // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995

Читайте также: