Краткое сочинение на тему народный идеал женщины в поэме лермонтова

Обновлено: 02.07.2024

Главный герой произведения Лермонтова – молодой человек по имени Печорин. В своей жизни он встретился с четырьмя представительницами прекрасного пола. Этими дамами являются четыре человека – Бэла, Вере, Мери и контрабандистка.

Первая из них была контрабандистка. С нею Печорина свела судьба, когда он приехал в Тамань. Образ этой девушки достаточно романтичный. У нее часто изменяется настроение, она веселая, а ее речь насыщена какой-то загадкой, песней, которую она исполняет, сидя на морском берегу. Эти песни имеют какие-то этнические черты. Героиня имеет неподдельно стремление к воле. Она смела и решительна, потому для достижения своих целей она готова идти на риск. Девушка создает такое впечатление, что она знает стоимость независимого существования, которая живет около опасности и риска.

Мэри Лиговская представляет собой воспитанную дамочку из города. Она очень умная и умеет по-настоящему и искренне любить. Сентиментальность также ей свойственна. Сначала Печорин стал Мэри интересным как человек, который поможет ей перестать грустить. Потом Мэри увидела в Печорине нового персонажа дамского романа. Печорин очень увлекательно рассказал о себе и о том, что общественность не приняла его. Девушка начала его жалеть, а потом призналась в любви, но была отвергнута главным героем. Получается, что любовь к нему принесла девушке боль и страдание.

Бэла – это отдельная девушка, полная гармонией. Ее образ очень отлажен, в нем не может быть сбоев. Она приобрела смысл существования, полюбив Григория. Когда он остыл к Бэле, то это стала для нее крахом. Но вообще она имеет большое количество положительных качеств, типа чести, чуткости, искренности, гордости, самопожертвование. Судьба девушки сложилась трагически. Все это из-за отношений с Григорием. Если бы девушка осталась жить дома, а не была украдена Печориным, то была бы жива.

Безусловно, все эти девушки сыграли огромную роль в становлении личности главного героя, несмотря на всю боль, которую приняли на себя.

Вариант 2

В данном произведении представлены несколько разных образов женщин, которые были по своему несчастны. И эти их беды были связаны с несчастьями главного героя произведения по фамилии Печорин. Читателям представляется одна из героинь по имени Вера, это замужняя светская женщина, история их любви с Печориным была еще в Петербурге. И вот снова между ними вспыхнул еще не потухший до конца огонь, когда они встретились в Кисловодске. Веру нам представляют как неординарную личность. С одной стороны, как казалось, Вера абсолютно понимала своего возлюбленного, но затем фактически она же и подтолкнула его на дуэль.

Следующий женский персонаж Бэла. Самая трогательная женщина в произведении, которая мужественно принимала все удары на себе. Печорин похитил ее из дома родителей, в этом ей помогал ее брат. На себя она приняла несколько предательств. Предательство собственного брата, а также Печорина, которого она полюбила. И в итоге она погибает от руки человека, который ее любил.

Княжна Мэри Лиговская - красивая русская женщина из дворянской семьи, которая сама призналась в своих чувствах к Печорину. Он также отмечал не только красоту девушки, но и ум. Он хотел подчинить к себе девушку, хотя и не видел особого смысла в этом. Но в результате, девушка также страдала от этой любви и от поступков Печорина.

стоит отметить еще одну героиню произведения, Ундину, она была очень непростой и загадочной любовницей одного из контрабандистов. Но однажды, Ундина, побоявшись того, что Печорин донесет на ее контрабандиста властям, решила пригласить мужчину покататься на лодке, и приняла попытку его утопить. Но она была неудачной, и Печорин скинул девушку с лодки.

были умными, красивыми, добродушными. Но никто из них не смог удержать главного героя этого произведения от падения в нравственную пропасть. Да и сам Печорин так и не смог понять души своих возлюбленных женщин. Все девушки хоть и разные по характеру, но всех их объединяло одно несчастье.

С помощью всех женских образов в этом произведении, Лермонтов, показал своим читателям, что главный герой всегда одинок. Печорин не может найти себе успокоения в любой среде, будь там прекрасная воспитанная дворянка или же романтичная русалка. Он не смог найти успокоения в любви ни одной из своих женщин. Он не может полностью окунуться с головой в прекрасное чувство, оно лишь привлекает его на некоторое мгновение.

Образец 3

На жизненном пути Печорину довелось встретить четырех девушек, образ каждой из которых по-своему неповторим и уникален. К слову, в случае с каждой из них встреча с главным героем достаточно радикально повлияла на образ мыслей и дальнейшую жизнь.

Песни, которые девушка поет на берегу моря, чем-то схожи с народными мотивами. Она довольно целеустремленная, смелая, решительная. Начиная с самого первого знакомства читателя с данной героиней, создается впечатление, что контрабандистка не привыкла сдаваться – она всегда достигает поставленных целей, чего бы ей это ни стоило.

Можно сказать, что она привыкла смело смотреть в лицо опасности, действовать без промедления. Также контрабандистка очень ценит свободу. Можно сказать, что для нее это наивысшая ценность.

Достаточно разительно отличается от нее княжна Мери (Мери Лиговская) – это интеллигентная, образованная девушка, обладающая некоей сентиментальностью, но готовая к серьезным чувствам и переживаниям.

Однако нельзя сказать, что Печорин для нее – рыцарь на белом коне и идеал, на которого Мери способна с восторгом смотреть, внимая каждому его слову. Скорее всего, для этой девушки главный герой – просто забавный человек, способный развеять скуку и внести в привычную жизнь некую новизну.

Бэлу можно назвать довольно харизматичной и отлично проработанной героиней. Ее образ источает некую целостность и гармонию – никаких душевных терзаний либо диссонанса. Эта девушка видит в любви к главному герою смысл своей жизни. Она честная, порядочная, верная, искренняя, способная на самопожертвование – но, возможно, обилие хороших качеств и поспособствовало тому, что спустя некоторое время Бэла просто – напросто наскучила Печорину.

Охлаждение его чувств стало для героини настоящей трагедией. Она мучилась и не знала, как жить дальше. Гибель Бэлы вызывает огромную жалость. Такой исход кажется несправедливым. Ведь такой хороший человек достоин куда лучшей доли. Очень жаль, что все заканчивается именно так.

Есть в произведении и еще одна героиня, Вера. Но ее образ кажется не до конца проработанным – такое впечатление, что автор вносит в работу некий неожиданный набросок, который ранее не собирался вносить.

Вера описана лишь с позиции любви к Печорину. По сути, Вера то и делает, что любит и страдает. Тем не менее, главному герою, оказывается, подходит такое положение вещей – ведь девушка принимает его таким, какой он есть, и даже если любовь приносит ей боль, все равно продолжает любить.

Несмотря на то, что женские образы в творении не являются ключевыми, они достаточно выразительны и разнообразны. Каждая девушка обладает уникальным, свойственным только ей одной, набором качеств и черт характера, каждая по-разному проявляет свои чувства.

Тем не менее, ни одна из них не смогла стать идеальной парой для Печорина. Нет, они были неплохи, но мнения общества сыграли злую шутку в их отношениях с главным героем. Без сомнения, каждая из них хотела одного – счастья. Только вот счастье не улыбнулось ни одной из них в полной мере. Достаточно обидно, ведь среди них нет явных отрицательных героинь, и каждая из этих женщин могла бы стать по-настоящему счастливой и любимой.

Характеристика женских образов

В романе представлено четыре главных женских образа, которых связывают взаимоотношения с главным героем.

Бэла – прекрасная юная горянка, дочь черкесского князя. Это юная чистая и девушка, ей всего шестнадцать лет. Белла хорошо танцует и поёт. Она приглянулась Печорину, когда он был у них в гостях на семейном празднике. Он крадёт её из родного дома. Сначала гордая дикарка отвергает ухаживания молодого человека, но постепенно проникается к нему доверием и влюбляется. Некоторое время она счастлива со своим возлюбленным, но со временем он к ней охладевает. Девушка очень сильно переживает, но ни в чем не упрекает Печорина. Она готова уйти от него, если так будет продолжаться дальше. Неожиданная трагическая развязка ставит точку в их отношениях. Бэлла погибает от рук влюблённого в неё единоверца.

Княжна Мэри – дама из высшего общества. Это хорошенькая девушка с бархатными глазками, со вкусом одетая. Она образована, любит посмеяться и пошутить, не лишена чувства жалости, сострадания. Вместе с тем, как и все представительницы её круга, Мэри оценивает людей по их положению в обществе и достатку. Вокруг Мэри много поклонников, но она с презрением относится к ним. Печорин привлекает внимание княжны своим неоднозначным поведением по отношению к ней. Постепенно опытный ловелас очаровывает молодую неискушенную девушку. Мэри замечает в Печорине отрицательные черты характера, называет его опасным человеком, но ничего не может поделать со своими чувствами. Княжна безрассудно влюбляется в бессердечного циника. Печорин добивается от девушки признания в любви и отвечает ей безжалостным отказом. Презираемое Мэри общество смеётся над ней. Для гордой княжны – всё это страшное потрясение, которое доводит её до нервного истощения.

Вера – единственная женщина, которую Печорин любит. Это симпатичная блондинка с правильными чертами лица. В ней нет кокетства, как в других женщинах аристократического общества. Вера, как никто другой чувствует душу героя и понимает его. Они знакомы очень давно. Любовники не связаны обязательствами друг перед другом. За это время Вера уже два раза побывала замужем. У неё есть ребенок от первого брака. Вера опытная умная женщина, способная трезво оценить ситуацию. Она всю жизнь любит Печорина, но понимает, что он никогда не променяет свободу на семейную жизнь. Вера разрывает с ним отношения, потому что они разрушают её жизнь и создают проблемы.

Все четыре героини, представленные в романе - необыкновенные яркие личности, способные сделать счастливыми многих мужчин, но не Печорина.

Женские образы в романе Герой нашего времени

Несколько интересных сочинений

Николенька Иртеньев. Главным персонажем произведения является десятилетний добродушный мальчишка.

Что значит быть счастливым человеком? В чем заключается счастье? Эти вопросы когда-либо хоть раз, да заставляли задуматься человека. В моем понимании, счастье-это неотъемлемая часть души

Судьба России в конце девятнадцатого века стала проблемой, которую активно обсуждали в обществе. По какому пути она будет развиваться, как будет выглядеть новый хозяин, который приходит на смену дворянам

Нет такого человека, который никогда не испытывал чувство любви. Она закладывается в нас с рождения и идет с нами по жизни

Всё свои произведения, которые пишет Антон Павлович Чехов посвящены людским порокам таким как, жадность, лицемерие и жажда наживы

Вариант 1: Кратко

(459 слов) В.Г. Белинский в своё время отмечал, что женские образы у Лермонтова по своей точности, изящности могут соперничать лишь с персонажами произведений А.С. Пушкина. Каждая из этих девушек обладает светлым умом, они стремятся найти своё место в жизни, но каждая глубоко несчастлива по-своему. Их несчастье связано с появлением в их жизни главного героя романа — Григория Александровича Печорина. Именно его образ объединяет судьбы всех этих женщин.

Образ Веры в романе идеализирован, несмотря на то что она изменяет мужу. Это неправильно, и женщина это прекрасно понимает, но отдается порыву, будучи зависимой от Григория, хоть и понимает, что их союз обречен.

Вера — очень жертвенная, сильная и эмоциональная женщина, ведь она вышла замуж за нелюбимого, чтобы обеспечить будущее своего ребенка. Для себя она ничего не ждет, так как смертельно больна. Ее здоровье, видимо, подточила неутолимая страсть к Григорию. Темперамент ее натуры читатель видит, когда дама, испугавшись за любовника, во всем признается мужу, не боясь за себя. Ее образ помогает автору показать двойственность характера Печорина: с одной стороны, он испытывает чувства к Вере, но с другой –показывает эгоизм, проявляя холодность.

Образ контрабандистки беспечно романтичен. Она молода, весела, говорит загадками, вся её речь овеяна сказкой. Героиня поёт на морском берегу народные песни и действительно похожа на русалку. Она смелая, решительная, готовая на всё ради достижения своей цели. Это человек, который знает цену свободе, так как постоянно находится в опасности. Мир Ундины манит Печорина, но ему нет места в её реальности.

Мери Лиговская – благовоспитанная, неглупая, но наивная молодая девушка из высшего света, способная проявлять сильные чувства. С самой первой встречи Печорин привлёк её внимание, но как человек, который помог бы ей преодолеть скуку. Однако позже она влюбляется в Печорина, а он отвергает её, причиняя девушке страдание и боль. Этот образ помогает увидеть, как ловко Григорий управляет людьми.

Таким образом, все женские образы раскрывают образ Печорина, подтверждая, что он не может найти успокоения в таком глубоком чувстве, как любовь. Она забавляет героя, но не более, и в этом состоит его трагедия.

Вариант 2: Подробный

Знакомство Печорина с Бэлой является развлечением для главного героя. Он впервые увидел ее на празднике, организованном ее родней. Там Григорий увидел танец прекрасной девушки и влюбился. Он думал, что горная дикарка будет отличаться от светских женщин. Печорин устал от легких побед, хотел острых ощущений. Поэтому он договорился о похищении Бэлы с ее братом Азаматом.

Бэла предстает перед читателем жизнерадостной и грациозной девушкой. Она красиво танцует и поет, но всегда соблюдает строгие каноны приличий. В отличие от светских девушек, она не остается наедине с мужчинами и не говорит с ними. Бэла — очень скромная, послушная, но в то же время гордая девушка. Так, она не позволяет Печорину одержать верх над собой, пока любовь не пробудила ее душу.

Это странное знакомство приводит к печальному финалу для героини. Бэла оказывается в доме главного персонажа по его желанию. Девушка осознает, что оказалась похищенной собственным братом Азаматом. Предательство брата очень угнетает Бэлу. И все же она забывает об этом предательстве под воздействием чувств к Печорину. Сначала Бэла не принимала Григория, а потом полюбила его и стала покорной, ведь осознала, что по всем канонам своего племени она стала женой для своего похитителя.

Внешность и характер главной героини привлекали всех: и Печорина, и Максима Максимыча, и разбойника Казбича. Но привязанность Григория оказалась самой короткой. Вскоре Бэла догадывается, что Печорину наскучило ее присутствие. Между ними больше нет взаимности. И Бэла тяготится этим, очень переживает. По восточным обычаям она не смеет винить Григория. Причину его охлаждения она ищет в себе.

Михаил Юрьевич наделил свою героиню прекрасными качествами. Так, Бэла отличается невероятной преданностью любимому человеку, высокими моральными принципами и терпением. В девушке главный персонаж видел надежду на то, что он сумеет оживить свою потерянную душу. Однако даже у такой героини не получилось пробудить в Печорине истинные человеческие чувства. Бэлу похищает, а затем и убивает Казбич. Но смерть дарит девушке избавления от муки нелюбимой женщины. Она освобождает Григория.

В светской среде, без которой не представлял свою жизнь Печорин, отчётливо выделяется образ Веры. Еще в юности Григорий был влюблен в нее, но их отношения так и не стали браком. Спустя несколько лет взаимоотношения Григория и Веры возобновляются в Кисловодске. Девушка по-прежнему любит главного героя, однако сейчас она состоит в браке, хоть и не любит мужа. Не ради собственной корысти она вышла замуж за старого богача. У Веры есть сын от первого брака, и ради него женщина предпочла получить высокое положение, ведь она не смогла бы дать ему статус в обществе и наследство. Этот поступок уже говорит о том, что Вера добра, самоотверженна, мудра. У нее есть практичность и рациональный ум.

Для Печорина Вера является идеалом русской девушки, ведь только она может его искренне понять. Однако влюблённые осознают, что их чувства принесут им одни лишь мучения. По этой причине герои стараются избегать друг друга. Но это длится недолго. Ради беспрепятственной близости с Верой Григорий начинает разыгрывать кавалера Мери. А Вера не в силах ему отказать. При этом эгоистичный внутренний мир главного персонажа был открыт для Веры. Она принимает Григория таким, каков он есть. Лишь у Веры получалось управлять Печориным. Однако героям не суждено быть вместе. После того, как девушка призналась супругу в измене, они покидают край, в котором остается Григорий. Печорин пытается нагнать Веру, насмерть загоняет лошадь, но все тщетно. Потеряв ее навсегда, он разрыдался. Значит, героиня смогла привязать его к себе своими достоинствами.

Ундина

Этот образ, конечно, интересный, но по-своему трагический. В отличие от дворянок, девушки из обычных семей никак не защищены от криминала и ничем не обеспечены. Им приходится выживать любыми путями, ведь порой они лишены даже еды. Они работают с детства, навсегда для них находится честный труд. Будущее Ундины нельзя назвать радужным, так как у нее нет никакой защиты от предательства, обмана и нищеты.

Мери — юная дворянка из рода Лиговских. Красивая девушка из большого города чувствует себя чужой в обществе завистливых провинциалок. Мери еще очень уязвимая и зависимая от общественного мнения. Ей нужна компания, чтобы чувствовать себя уверенной. Поэтому она принимает ухаживания Грушницкого, который хоть как-то отличается от всех остальных людей. Однако юнкер меркнет на фоне Печорина — статного, богатого и умного офицера. Тщательно продуманными ходами он влюбляет в себя наивную девушку.

Мери рассудительна, начитанна и скромна. Она хорошо играет на фортепьяно и поет. Грациозная и красивая девушка всегда богато одета и отличается вкусом. Но, по мнению Григория, она имеет недостаточно индивидуальности и очень мало жизненного опыта. Таких Печорин видел уже не раз, он был пресыщен их обществом.

Встреча Григория с Мери ещё больше повысила его самооценку. Под воздействием своих чувств Мери потеряла голову, в чем призналась главному герою. Однако Мери, как и другие героини произведения, стала лишь игрушкой в руках Григория. Девушка старалась использовать любой способ для того, чтобы стать интересной Печорину. Так, от обычного кокетства Мери перешла к признаниям в любви. Однако в ответ она получила лишь глубокое разочарование. Григорий дал ей первый жизненный урок, от которого она еще не скоро оправится.

Можно утверждать, что в своем произведении Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил очень яркие женские образы. Каждая героиня романа Лермонтова остаётся несчастной из-за бесчувственности и эгоизма главного героя. Безусловно, Печорин осознает все достойные качества девушек, однако герой не способен оценить настоящие чувства и добродетели.

Автор: София Ловцова

Автор: Самый Зелёный · Published 09.12.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 26.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 27.05.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится. И поведал Кирибеевич, что страдает, оттого, что полюбил и рассказывает, какая она красавица, с длинными русыми косами, походкой, как у лебедушки, взглядом, как у голубушки, только лицо свое прячет, прикрывая фатой. Но скрыл от царя, что она повенчана с другим по христианскому закону.

Алена Дмитриевна замужем за богатым купцом Калашниковым. Выросла тоже в купеческой семье, батюшка и матушка умерли, старший брат пропал на чужбине без вести, остался младший брат – дитя малое. Она верная жена, мужа почитает как кормильца и заступника; любящая мать, у нее маленькие дети. В ее семье все подчинено патриархальным устоям. Хозяйством ей помогает заниматься старая работница Еремеевна. Алена Дмитриевна очень набожна, ходит молиться в храм. Вот однажды покараулил ее Кирибеевич, когда она возвращалась с вечерней службы, и непристойно хватая за руки и целуя, стал предлагать ей богатство и жизнь такую, что все завидовать станут. Да еще похвастался, что он из знатного рода Скуратовых. Услышав это, у нее от страха ноги подкосились, ведь семья эта славилась своей лютостью. А из-за калиток подглядывали соседушки, зло перешептываясь. Не ведал и не понимал опричник, что творил, на какой позор и бесчестие обрекал ту, которую полюбил. Удалось ей вырваться, убежать домой, оставив платок и фату в руках злодея.

Степан Парамонович, вернувшись вечером домой из лавки, увидел странное, непривычное: не выходит навстречу молодая жена, стол не накрыт к ужину белой скатертью, свечка перед иконами почти догорела. Еремеевна рассказала, что хозяюшка из церкви не вернулась, а дети плачут, не спят без матери. Почувствовал неладное Калашников. Вбежавшая Алена Дмитриевна поразила его: в разорванной одежде, простоволосая, бледная, взгляд безумный. Разгневался, а она в ноги к нему бросившись, все, что случилось, плача рассказала. И не боится она ни молвы, ни смерти, а лишь одного – лишиться его милости, потому что ее, сироту, защитить от поругания некому. Не задумываясь, Калашников решил наказать обидчика, защитить честь семьи. Убив Кирибеевича в кулачном бою, сам принимает мучительную смерть на плахе.

Алена Дмитриевна осталась вдовой, дети осиротели. Кирибеевич разрушил то, что было ее радостью и смыслом жизни. Эту долю она приняла так же достойно, как и ее муж свою казнь, ведь их дети не должны вырасти в обесчещенной семье.

Алена Дмитриевна

Алена Дмитриевна – жена купца Калашникова. Это нравственно чистая девушка, которая живет в соответствии с понятиями чести и достоинства. Героиня – хранительница семейного очага. Она является хозяйственной девушкой, которая искренне любит своего мужа и своих детей. Ей чужды понятия измены и предательства. Когда Алена Дмитриевна рассказывает Калашникову о том, что ее посрамил Кирибеевич, она признается, что ей страшна не людская молва, а немилость мужа. Это говорит о том, что девушка – честный человек, который имеет чистую душу. Алена Дмитриевна осталась верна своим принципам и своему мужу. Автор описывает стойкость ее характера, силу духу и стремление к справедливости.

Основные персонажи

  • Иван Грозный – царь московского государства, своенравный и подозрительный, жестокий ко всем инакомыслящим, однако щедрый и милосердный к своим соратникам;
  • Кирибеевич – молодой опричник, верный слуга царя. Он смел и удачлив, но лжив и хитер, а ради своей цели готов совершить любую подлость;
  • Купец Калашников – честный, смелый и сильный человек, готовый на все ради своей семьи. Любящий муж и отец, сумевший заменить молодым братьям рано умершего отца;
  • Алена Дмитриевна Калашникова – законная жена купца, красавица и умница, порядочная женщина, богобоязненная и честная.

Кирибеевич

Кирибеевич – это опричник. Он является нарушителем общественных и нравственных начал. Для героя законы народа оказываются незначительными. Он чувствует свое преимущество перед другими людьми, потому что он любимец царя Ивана Грозного. Чтобы показать свое превосходство, Кирибеевич не рассказывает царю полную историю. Ради своих корыстных целей опричник обманывает Ивана Грозного, чтобы последний встал на его защиту. Кирибеевич поставил собственные интересы превыше интересов других людей. Он восстает против нравственных и моральных законов, которые касаются семейной жизни человека. Кирибеевич не обращает внимания ни на общественные законы нравственности, ни на желания его возлюбленной. Герой не хочет понять, что насильно мил Алене Дмитриевне он не будет.

Когда Кирибеевич предлагает свою любовь Алене Дмитриевне, он не понимает, что любовь невозможно купить за деньги. Эгоизм героя позволяет спокойно обращаться к замужней девушке и предлагать ей различные богатства. Ничего не останавливает Кирибеевича. Его привлекает не внутренние качества Алены Дмитриевны, а ее красота.

Взаимоотношения героев

Алена Дмитриевна и Кирибеевич связаны безнравственностью последнего персонажа. Герой пытается соблазнить богатствами замужнюю женщину. Если для него семейные отношения не имеют никакой ценности, то Алена Дмитриевна чтит законы нравственности и не может даже подумать об измене.

Алена Дмитриевна становится жертвой безнравственных поступков Кирибеевича, для которого замужество героини не послужило причиной отказа для ее соблазнения. Кирибеевич чувствует свою вседозволенность, он ставит себя выше представителей простого русского народа, к которому принадлежала и Алена Дмитриевна. Герой понимает, что за него встанет вся опричнина, даже сам царь. Кирибеевич считает, что, если ему понравилась замужняя девушка, она все равно должна принадлежать ему.

Алена Дмитриевна не побоялась отказать любимцу Ивана Грозного, для нее предательство мужа просто невозможно. Алена Дмитриевна имеет чистую душу, она просит защиты у своего мужа. Вместе они встают против аморального поступка Кирибеевича.

Причиной конфликта становится поступок Кирибеевича, который хотел увести с собой Алену Дмитриевну. Если бы герой по-настоящему любил девушку, он бы не стал причинять ей вред. Она оказалась опорочена. Любящий человек никогда бы этого не допустил. Из этого следует, что Кирибеевич не любил Алену Дмитриевну. В нем играло самолюбие и желание показать то, что ему все дозволено.

Образ христианской семьи в творчестве М.Ю. Лермонтова

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви…

Мужья, любите своих жен,

как и Христос возлюбил Церковь и предал себе за нее.

Нет уз крепче этих …

Сюжет поэмы

Библейский идеал добродетельной жены.

Образ христианской семьи в поэме.

Образ Алены Дмитриевны

Лермонтову удалось воссоздать необыкновенно привлекательный, светлый образ древнерусской семьи Калашниковых.

О красоте внешней и внутренней.

Библейские наставления жене — христианке

Уникальность образа Алены Дмитриевны — в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы…

Походка, взгляд, речь молодой женщины привлекли внимание царского опричника. Женская красота, совершенство внешних форм, как мы знаем из житийной и художественной литературы, может служить источником соблазна, провоцировать возникновение греховных помыслов и желаний, быть приманкой для низменных страстей.

Хочешь золота или жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать …

Образ Степана Парамоновича Калашникова

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич!

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

Степан Парамонович, для которого настал час праведного гнева, быстро принимает решение:

Буду насмерть биться, до последних сил,

За Святую правду — матушку.

В своей последней битве и в разговоре с царем Степан Парамонович предстоит пред самим Богом и только перед Ним ответ держит, сохраняя семейную тайну.

В последние минуты своей жизни он думает и заботится только о своих близких, унося с собой вечную Любовь, которой научила его святая вера Православная.

Лермонтов заканчивает свою поэму возглашением славы народу христианскому, хранителю Святой Веры, в недрах которого поднимаются новые богатыри духа и зреют новые подвиги.

Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы СОШ № 22 (г.Сергиев Посад)

1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета

2. Святитель Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004.

3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Симфония по творениям святителя Тихона Задонского .- М., 2003.

Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

Княжна Лиговская

Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

Читайте также: