Мертвецы в котловане это семя будущего в отверстии земли сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в последнее время, хотя самый активный период его творчества пришелся на двадцатые годы нашего столетия. Платонов, как и множество других писателей, противопоставивших свою точку зрения официальной позиции советского правительства, долго был запрещен. Среди самых значительных его работ можно выделить роман “Чевенгур”, повести “Впрок” и “Усомнившийся Макар”.
Я бы хотел остановить свое внимание на повести “Котлован”. В этом произведении автор ставит несколько проблем. Центральная проблема сформулирована в самом названии повести. Образ котлована — это ответ, который давала советская действительность на вечный вопрос о смысле жизни. Рабочие роют яму для закладки фундамента “общепролетарского дома”, в котором потом должно счастливо жить новое поколение. Но в процессе работы выясняется, что запланированный дом будет недостаточно вместителен. Котлован уже выдавил все жизненные соки из рабочих: “Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда”. Однако план требовал расширения котлована. Тут мы понимаем, что потребности в этом “доме счастья” будут огромны. Котлован будет бесконечно глубок и широк, и в него будут уходить силы, здоровье и труд множества людей. В то же время работа не приносит этим людям никакой радости: “Вощев всмотрелся в лицо безответного спящего — не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрылись его глаза”.
Таким образом, автор развенчивает миф о “светлом будущем”, показывая, что рабочие эти живут не ради счастья, а ради котлована. Отсюда понятно, что по жанру “Котлован” — антиутопия. Ужасные картины советской жизни противопоставляются идеологии и целям, провозглашенным коммунистами, и при этом показывается, что человек превратился из разумного существа в придаток пропагандистской машины.
Другая важная проблема этого произведения ближе к реальной жизни тех лет. Платонов отмечает, что в угоду индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В повести это очень хорошо видно, когда рабочие натыкаются на крестьянские гробы. Сами крестьяне объясняют, что они заранее готовят эти гробы, так как предчувствуют скорую гибель. Продразверстка отняла у них все, не оставив средств к существованию. Эта сцена очень символична, так как Платонов показывает, что новая жизнь строится на мертвых телах крестьян и их детей.
Особо автор останавливается на роли коллективизации. В описании “организационного двора” он указывает, что людей арестовывали и отправляли на перевоспитание даже за то, что они “впали в сомнение” или “плакали во время обобществления”. “Обучение масс” на этом дворе производили бедняки, то есть власть получили наиболее ленивые и бездарные крестьяне, которые не смогли вести нормальное хозяйство. Платонов подчеркивает, что коллективизация ударила по опоре сельского хозяйства, которой являлись деревенские середняки и зажиточные крестьяне. При их описании автор не только исторически реалистичен, но и выступает своеобразным психологом. Просьба крестьян о небольшой отсрочке перед принятием в совхоз, чтобы осмыслить предстоящие перемены, показывает, что в деревне не могли даже свыкнуться с мыслью об отсутствии собственного надела земли, скота, имущества. Пейзаж соответствует мрачной картине обобществления: “Ночь покрыла весь деревенский масштаб, снег сделал воздух непроницаемым и тесным, в котором задыхалась грудь. Мирный покров застелил на сон грядущий всю видимую землю, только вокруг хлевов снег растаял и земля была черна, потому что теплая кровь коров и овец вышла из под огорож наружу”.
Образ Вощева отражает сознание обыкновенного человека, который пытается понять и осмыслить новые законы и устои. У него и в мыслях нет противопоставлять себя остальным. Но он начал думать, и поэтому его уволили. Такие люди опасны существующему режиму. Они нужны только для того, чтобы рыть котлован. Здесь автор указывает на тоталитарность государственного аппарата и отсутствие подлинной демократии в СССР.
Особое место в повести занимает образ девочки. Философия Платонова здесь проста: критерием социальной гармонии общества является судьба ребенка. А судьба Насти страшная. Девочка не знала имени матери, но зато знала, что есть Ленин. Мир этого ребенка изуродован, ведь для того, чтобы спасти дочку, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандистская машина уже внедрилась в ее сознание. Читатель ужасается, узнавая, что она советует Сафронову убить крестьян за дело революции. В кого же вырастет ребенок, у которого игрушки хранятся в гробу? В конце повести девочка погибает, а вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. В своеобразном противостоянии котлована и Насти побеждает котлован, и в основание будущего дома ложится ее мертвое тело.
Повесть “Котлован” пророческая. Ее главной задачей не было показать ужасы коллективизации, раскулачивания и тяжесть жизни тех лет, хотя писатель сделал это мастерски. Автор верно определил направление, в котором пойдет общество. Котлован стал нашим идеалом и главной целью. Заслуга Платонова в том, что он указал нам источник бед и несчастий на многие годы. Страна наша до сих пор барахтается в этом котловане, и если жизненные принципы и мировоззрение людей не изменятся, в котлован по-прежнему будут уходить все силы и средства.

Цель: Воспитать субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить решение стоящих перед ним задач, способного к самоизменению и саморазвитию, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям и высокого чувства гражданского долга.

  1. Сформировать у учащихся свою точку зрения на существование категорий рая на земле через художественное воспитание и анализ текста.
  2. Определить философский, обобщающий, условный характер понятия “рай на земле”.
  3. Рассмотреть образы и характерные черты времени в “Котловане” А. Платонова, иллюстрированные творчеством П. Филонова.
  4. Доказать утопичность социалистического рая в творчестве А. Платонова и Ф. Достоевского, основного на смерти ребенка, бюрократизма, подозрительности и т.д. – исторической обстановке 20-х – 30-х гг ХХ в.
  5. Развитие речи, умение ясно и логично доказывать свою точку зрения.
  • Портреты А.Платонова, Ф. Достоевского.
  • Компьютер. П. Филонов.
  • Видеофильм “Братья Карамазовы”.
  • Д. Шостакович.
  • Марш веселых ребят. В. Лебедев-Кумач, Д. Дунаевский.
  • Репродукции картин П. Филонова.

I. Здравствуйте дорогие ребята и гости, присутствующие на нашем уроке, темой которого станет проблема, волнующая многие века души людей – Рай на земле, а точнее его возможность или невозможность на земле. Сегодня мы поговорим об этом и постараемся сформировать свою точку зрения на эту проблему, касаясь творчества двух писателей, живших в разные эпохи, но объединенных именем философа XIX в. – Николая Федоровича Федорова, именно его идея нашли свое отражение и у Ф.М. Достоевского, и у А. Платонова в их произведениях “Братья Карамазовы” и “Котлован”. Идея “общего дела” Н. Федорова очень своеобразно отразилась в 20-30-е годы на многих людях, и даже на ваших родителях, которые также верили и стоили это будущее - это рай – коммунизм!

- А вы верите в то, что рай на земле возможен?

- Каким вы его видите? (Что значит для вас понятие “рай на земле”)

- Люди, населяющие произведение А. Платонова “Котлован”, верят в существование и осуществление этого рая? (Да, поэтому и строят это общепролетарское здание).

Чтобы построить что-то нужно создать сначала основу всего – крепкую, прочную, чтобы на ней держалось все здание будущего дома-мечты. И основа эта. (Пока Котловина).

Строительство “будущего неподвижного счастья”, причем всеобщего, начинается с котлована, но в проекте – “город солнца”, город будущего – рай (на доске изображается котлован и солнце) в котором будут жить … (все вместе люди и в основном дети!)

Но пока мы видим только начало работы, Давайте посмотрим, кто же строит этот рай, кто его населяет, чем и для чего они живут.

- Кто они, эти строители коммунизма? (А.Платонов не дает в произведении портретных характеристик образов, лишь описания. У Козлова “было мутное однообразное лицо” и “сырые глаза”; у Чиклина – “маленькая каменистая голова”; у пионерок остались на лице “трудность немощи ранней жизни, скудность тела и красоты выражений”; у прибежавшего из деревни мужика были глаза “хуторского, желтого цвета”) и т.д.

Попробуйте представить себя в роли художника-иллюстратора платоновских изданий: насколько точно можно запечатлеть в рисунке “трудность немощи” или “хуторский” цвет глаз? Какими будут ваши герои? (Работа в группах 1-2 минуты)


Люди, строящие рай, пока еще идут к нему изможденные, худые телом, на лицах горе, страдание, “черты стерлись в ходе революции”, а вокруг – хаос мира – историческая обстановка 20-30-х гг.








Какой она была обстановка 20–30-х гг.?

Проверка домашнего задания – характерные черты времени:

1) Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян;

2) Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации;

3) Процветание бюрократии;

4) Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья;

5) Массовое доносительство;

6) Всеобщая подозрительность;

7) Попытки приспособиться к новой жизни;

8) Энтузиазм “масс”;

9) Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться.

Но несмотря на все это, люди слушали через поставленные им в барах приемники не только директивы, но и песни… (Звучит марш “Веселых ребят” В Лебедева-Кумача, Д. Дунаевского)

Вам ничего не показалось странным?

(Очень задорная, веселая, радостная песня на фоне разрухи, доносительства, бездуховности… - не сочетается с действительной исторической обстановкой).

Как бы нам на первый взгляд не казалось странным, но в то время песня и идея действительно “ строить и жить помогала” “среди всеобщей борьбы и труда”.

За что боролись люди с “желтыми глазами” и “однообразными лицами”? (Ответы учащихся)

А как относится сам автор к этому строительству, к этой мечте-раю “всеобщему неподвижному счастью”?

(Платонов не верит в его осуществление, так как пишет о необратимом и углубляющемся распаде социальных и нравственных связей в обществе. Он показывает превращение жизни в прах: зажиточные мужики готовят гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый мужик, пришедший за гробами, покрывается со спины “почвой нечистот” и обрастает “защитной шерстью; смешивается грань: человек-зверь (образ медведя) и др. примеры).

Какой же вывод делает Платонов? Возможен ли рай или хотя бы надежда на него?

(Нет, так как то будущее, ради которого они так все старались – девочка Настя умирает “мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации”, ее хоронят в основании дома-мечты, то есть смерть-гроб-основа будущего счастья, будущей гармонии?!)

Действительно, будущего нет, так как нет ребенка, которому оно создается, прошлого нет (убили революцией), а есть только смерть и слезы детей.

Ф.М. Достоевский, размышлял о мировой гармонии и мире, созданным Богом утверждал в “Братьях Карамазовых”:

(Просмотр видеозаписи “о слезинке замученного ребенка в основании мировой гармонии) из “Инквизитор” т.1 гл. 5.

- Как же относится Достоевский к проблеме существования рая, мировой гармонии?

(Достоевский более чуток, он не только из-за смерти, он не принимает рая даже из-за слезинки ребенка)

- А может быть в одном и в другом случае виноват кто-то или что-то?

(Учащиеся приходят к выводу о том, что рай невозможен из-за нас самих)

VII. Я бы хотела, что бы сейчас вы свои мысли изложили на бумаге в течение 3 минут.

Чтобы видеть рай в обществе надо к нему стремиться всем и сейчас, чтобы увидеть мировую гармонию, нужно начать с себя – создания рая в себе. Возможно, что-то увидит рай в гармонии себя и природы, кто-то в материальном благополучии, кто-то в большой семье, …., но, чтобы его достичь в будущем, нужно уже сейчас каждому готовить основу-фундамент будущего рая и тогда, возможно, меньше будет грубости, хамства, обездоленных детей и плачущих родителей.

Комплекс уроков по повести А.Платонова "Котлован".Почему герои повести свято верят в идею светлого будущего, в социализм.

ВложениеРазмер
urok_58_po_povesti_kotlovan.docx 24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 58. Пространство и время в повести

Методические приемы: разбор вопросов домашнего задания, обобщение-анализ текста.

I. Слово учителя

Хронологические рамки повествования довольно четко определены. Характерные черты времени, о которых шла речь на прошлом уроке, вполне определенно относят читателя к событиям 1929—30 гг. Само же движение времени неоднородно. Время то расширяется, то сжимается. Почти полгода в действии повести сливается в один монотонно тянущийся день, лишенный каких-либо событий. Зато множество событий — организация колхоза, раскулачивание, высылка кулаков, празднование победы — занимает всего один день.

II. Беседа по домашнему заданию

Время прошлое неопределенно, расплывчато. О нем лучше молчать (образ матери Насти).

III. Заключительное слово учителя

Главным для Платонова является не конкретное историческое событие, а философское обобщение происходящего, оценка его с точки зрения вечности. Понятия времени и пространства становятся у Платонова метафорой. О метафоричности платоновского произведения пойдет речь на следующем уроке.

Урок 59. Метафоричность художественного мышления

Цель урока: объяснить значение метафоричности, образов-символов для понимания художественного замысла Платонова.

Методические приемы: обсуждение вопросов домашнего задания, беседа по содержанию повести, выявление ключевых слов, образов, фраз.

I. Слово учителя

Почему герои Платонова так самозабвенно верят в социализм? Специфика народного сознания — мифологизированность — фантастическое объяснение мира и человека, подмена реально существующих связей иллюзорными, принимаемыми на веру. Это объясняется непросвещенностью, языческими традициями, тяжелейшими условиями жизни (отсюда — вера в доброго царя и в коллективный разум общины).

Метафоры, образы-символы: Ключевые слова и фразы:

Образ Ленина Темп

Колхоз имени Генеральной Линии Энтузиазм

Образ смерти Душа

Образ правдоискателя Смысл жизни

— Что является предметом изображения в повести?

(В повести Платонова и широкая панорама жизни (промышленность, строительство, сельское хозяйство, образование, управление), и ее философское осмысление (поиски смысла жизни, проблема одиночества человека, стремление к истине, проблема личности).)

— Кто является выразителем мыслей автора?

— Как вы понимаете позицию автора, его отношение к изображаемому?

— Как развивается в повести чувство тревоги за будущее, за саму жизнь?

IV. Заключительное слово учителя

Подготовка к сочинению по произведениям Е. Замятина и А. Платонова.

Дополнительный материал для учителя

Уроки 60—61. Сочинение по произведениям Е. Замятина и А. Платонова

1. Поиски истины в произведениях Замятина и Платонова.

3. Тема детства и значение образов детей в произведениях Замятина и Платонова.

4. Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова.

Примерный развернутый план сочинения по теме:

«Предсказания и предостережения

II. Основная часть

2. Предостережения Замятина и Платонова против нивелировки личности.

3. Метафоричность названий произведений.

— Предостережение от последствий безответственных социальных экспериментов.

Произведения Замятина и Платонова как продолжение гуманистических традиций русской литературы.

Вариант уроков 60—61. Контрольная работа по творчеству

Е. Замятина и А. Платонова

См. Приложение в конце книги.

Тест по урокам 1—2

(можно использовать как индивидуальные задания на карточках)

1. Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже ХIХ—ХХ веков?

2. Как повлияло развитие науки на умонастроения общества рубежа ХIХ—ХХ веков?

3. Дайте характеристику основных политических сил в России в начале ХХ века.

а) Н. Бердяев, в) А. Блок,

б) Н. Оцуп, г) Вл. Соловьев.

7. Назовите имена писателей-реалистов, живших и работавших в начале XХ века.

9. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Пространство и время в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Исследовательский проект ученицы по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Материал может быть использован на уроках литературы.


Интегрированный урок "Пространство и время в рассказе В.П.Астафьева "Капля"

На интегрированном уроке рассматривается понятие хронотопа в рассказе В.П.Астафьева "Капля".

Пространство и время в творчестве композиторов XX века.

Рассуждения о сложных взаимоотношениях с пространством и временем композиторов-авангардистов XX века.


Метапредметный урок - исследование "Пространство и время в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"

Художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изуч.

Дату работы А.П. Платонов выставил собственноручно: декабрь 1929 – апрель 1930 гг. Исследователи творчества писателя и литературы в целом считают, что повесть была написана А.П. Платоновым ранее, а такие даты автор выбрал, чтобы подчеркнуть пик коллективизации, про которую идет речь в написанной им повести.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Некоторые исследователи находят в повести А.П. Платонова черты производственного романа, так как большое внимание уделяется картинам рытья котлована.

3. Название произведения и его смысл.

Котлован – во-первых, это место действия повести. Во-вторых, это тупик власти, который символизирует то, что идеи большевиков никогда не получится воплотить в реальную жизнь.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, делая картины объективными.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Сюжет для А.П. Платонова не имел такого значения, как символическая передача собственных настроений и мировоззрений. Сюжет помогал писателю продемонстрировать эпоху, но не был основным способом передачи главной мысли.

7. Система образов произведения.

Вощев – центральный персонаж произведения. Именно вокруг него собираются в единое целое другие персонажи – Козлов, Сафронов, Пашкин и другие. Вощев пытается найти истину, пытается понять смысл жизни, однако у него этого не получается.

Важной в системе образов является героиня – Настя, которая является символичным олицетворением советской России. То, что девочка умирает в финале произведения, говорит о взглядах писателя относительно судьбы страны.

8. Композиция произведения.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Особенностью повести является символизм. Все произведение наполнено символическими образами, даже сам котлован олицетворяет бессмысленность работы для общего блага.

10. Отзыв о произведении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В повести "Котлован" Андрей Платонов ставит немало проблем. Какие это проблемы? Какую аргументацию из повести можно использовать в сочинении ЕГЭ? Разобраться в этом поможет данная презентация.


Проблемы

Возможный вариант вступления/заключения Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины .

Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней/обретения памяти, корней).

Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве.

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей… (О. Мандельштам)

Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве.

Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве.

Проблема духовного здоровья общества.

Проблема духовного здоровья общества.

Проблема благотворного влияния природы на человека (Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?)

Человек и природа – единое целое. Все мы – порождение природы, ее часть.

Проблема будущего России

Проблема будущего России

Проблема научного прогресса

Кому нужен такой технический прогресс, который не делает человека добрее, сердечнее, благороднее (Юрий Бондарев).

Читайте также: