Мцыри как романтическая поэма урок в 8 классе сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Поэма “Мцыри” создана в поздний период творчества М. Ю. Лермонтова, в 1839 году. Исследователи считают ее одним из последних образцов романтической поэзии столетия.

Черты романтизма мы находим в сюжете произведения, названии, композиции, форме изложения основная часть поэмы – монолог главного героя. , образах и мотивах.

Одна из черт романтических произведений – экзотика. Название поэмы непривычно для слуха русского читателя. Оно вызывает в памяти воспоминания о дальних странах с незнакомой яркой природой, непривычным бытом людей. Грузинское слово “мцыри” имеет двойной смысл.
Оно может переводиться как “неслужащий монах”, но может и означать “пришелец”, “странник”.

Образ центрального героя таинственен, на это указывает и двойной смысл названия. Неясно, из какого народа Мцыри происходит, где именно находится его родина, при каких обстоятельствах он попал в плен, что стало с его семьей, в финале поэмы непонятно, отчего именно он умирает. Таинственность – не единственная черта Мцыри.

Герой необычайно смел, ловок и умен, он умеет видеть прекрасное, выражать мысли эмоционально и образно. Мцыри чуждо смирение, и именно поэтому он не смог бы стать монахом. Изображается герой вольный, мятежный, который даже перед лицом смерти не просит о прощении, а рай и вечность готов променять “за несколько минут / Между крутых и темных скал”, в краю, где он играл ребенком.
Для романтического сюжета характерны мотивы изгнания или побега. Из привычных мест герой отправляется в места необычные: в незнакомые страны, в дикий лес, в фантастичсексий мир.

У Лермонтова герой бежит в родные места. Далекая родина кажется ему идеальным пространством. Душа Мцыри стремится “в тот чудный мир тревог и битв”. Противопоставление свободы и несвободы подчеркивает романтическое двоемирие: всю жизнь герой провел в плену и всю жизнь стремился к свободе, символом которой стали дальние горы, “.где в тучах прячутся скалы,/ где люди вольны, как орлы”.

Желание героя осуществляется: он на свободе. Однако добраться до далекого дома ему не удается. Мир свободы в поэме – мир дикой природы. Многократно используя олицетворение, Лермонтов одушевляет этот удивительный мир.

Перед читателем разворачиваются яркие картины Кавказских гор и лесов, бесконечно красивых и опасных. Неспособный выжить в этом вольном мире, герой оказался на краю гибели “. и в исступлении рыдал, / И грыз сырую грудь земли”. “Напрасно в бешенстве порой / Я рвал отчаянной рукой / Терновник, спутанный плющом: / Все лес был, вечный лес кругом.” Идеал, как во многих романтических произведениях, остался недостижимым.

Кульминация поэмы – сражение с барсом. Романтики внимательно относились к фольклору, собирали легенды, заимствовали из них мотивы, образы. Сюжет борьбы с диким зверем как правило, с тигром. характерен для грузинского фольклора. В произведении этот сюжет выглядит как борьба человека со стихией, борьба, заведомо обреченная на поражение, но от этого не менее напряженная.

Финал битвы подчеркивает исключительность героя. Мцыри делает невозможное. Он побеждает.

Мотив борьбы, характерный для романтизма, определяет и характер образных средств поэмы. Так, одним из самых распространенных приемов выразительности является противопоставление, антитеза. Противопоставлены воля-неволя, земля-небо, родина-чужбина, прошлое-настоящее, старость-молодость, тьма-свет, а, в конечном итоге, жизнь и смерть.

Герой не боится смерти: главное для него – вкусить жизни, прожить жизнь краткую, но яркую, запоминающуюся, несмотря на то, что приобщение к такой жизни может привести к гибели. В этом и смысл эпиграфа: “Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю”.

Так в поэме “Мцыри” мы находим все черты романтического произведения. Исключительный герой оказывается в исключительных обстоятельствах, убежав от привычного обыденного мира. Противопоставлены мир монастыря, мир далекого дома и мир дикой экзотической природы.

Мятеж, нарушение запрета, стремление к воле, свободе – такие мотивы составляют основу поэмы.

Критики называют “Мцыри” эталоном романтизма. И для меня это поистине гениальное произведение стало ключом к пониманию многих авторов, в том числе и современных.

Пример сочинения 2

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, основными идеями которого являются признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного течения изображаются герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризуются ярким накалом страстей, природа изображается в одухотворенном ключе.

Произведение Лермонтова описывает историю пленённого мальчика, оставленного в монастыре. Сразу же можно отметить принцип романтического двоемирия, которое строится на сопоставлении идеальной и реальной жизни, мечты и действительности. Недостижимой мечтой является свобода, родной край в понимании героя, а гнетущей реальностью – монастырь:

Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв

Сильная жажда свободы и подталкивает Мцыри к побегу.

И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков

Необходимо выделить, что обречённость участи главного героя – одно из принципов романтического произведения.
Вместе с тем в поэме автор выразительно рисует экзотический пейзаж природы:

Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ

Также нельзя не выделить вершинную форму инверсивной композиции, которая придаёт сюжету произведения загадочность и насыщенность. Повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри в виде лирической исповеди героя (инверсивная композиция). Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме, так как он раскрывает храбрый и мужественный характер героя.

И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод.

Именно это и придаёт романтической поэме черты реализма.

Пример сочинения 3

Основные признаки романтизма

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы

Образовательные:

-дать первоначальное представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия;

-доказать жанровую принадлежность поэмы (романтическая поэма);

-углубить представление учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме;

-систематизировать знания учащихся по изученному произведению.

Развивающие:

-развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

-развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка.

Воспитательные:

-активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.

- обучающие, формирование регулятивных УУД

расширить знания учеников о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомить с особенностями его творческого метода;

совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;

- развивающие, формирование коммуникативных и познавательных УУД

развивать познавательный интерес; культуру устной речи, умение выразительного чтения;

развивать творческие способности учащихся;

развивать умение сопоставлять изучаемые на уроках объекты;

развивать уверенность в своих силах, настойчивость

- воспитательные, формирование личностных УУД

укрепить интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;

закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.

Тип урока : смешанный (объяснение нового; анализ текста; систематизация и обобщение знаний и умений)

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, коллективная, индивидуальная, творческая работа.

Средства работы : портрет М.Ю. Лермонтова, тетради, учебники, презентация, фильм о Кавказе, кластер.

1. Организационный этап

- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы начинаем с вами урок литературы. А это значит, что нас вновь ждёт увлекательное путешествие в таинственный и загадочный мир слова. Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

2. Подготовительный этап

- Внимательно вслушайтесь в поэтические строки сонета Валерия Брюсова (читает учитель Текст на экране, слайд 1 ):

«Казался ты и сумрачным, и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил.

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил.

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём томилась дума.

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

– Вы догадались, о каком поэте идет речь? Как вы думаете, почему мы с вами начали урок с этого сонета?

(Потому что он посвящён М.Ю. Лермонтову) Слайд 2 , портрет

3. Знакомство с жизнью и творчеством поэта

- Вспомним, что мы знаем о М.Ю. Лермонтове. (Ответы учащихся)

Лермонтов получил хорошее образование. Первоначально обучался дома у иностранных учителей. С 1828 г. учился в Благородном пансионе при Московском университете. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. В 1832 г. переехал в Петербург, намереваясь продолжить обучение в Петербургском университете, но его не зачисляют. В том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с Николаем Соломоновичем Мартыновым, будущим своим убийцей. В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

На одном из балов в 1840 г. произошла ссора между поэтом и сыном французского посланника де Барантом, результатом которой стала дуэль, окончившаяся бескровно. Лермонтова вновь высылают в Тенгинский пехотный полк на Кавказ. Там, в Пятигорске, он встретил Мартынова, своего однокашника по школе прапорщиков. Из-за пустой ссоры между ними состоялась дуэль, на которой М.Ю. Лермонтов был убит. В 1842 г. прах поэта был перенесен в его имение Тарханы Пензенской губернии.

- (Слайд 3) М.Ю. Лермонтов был человеком необычайно одаренным, талантливым. Искусно играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Поэтом с большой буквы. Жизнь его была очень коротка, прожил всего 27 лет, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов.

4. Постановка целей урока

На доску прикрепляется листок

романтическая поэма

5. Работа с теоретическим материалом

- Посмотрите на тему урока. Какие термины встретились? Что они обозначают?

Поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры. (Слайд 6)

Романтизм - литературное направление конца 18 – начала 19 века, противопоставлявшее себя классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм отражения ее. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Ему присуще безграничное чувство свободы, ощущение неизмеримых возможностей. Романтизму свойственно глубокое разочарование в том, что реальность губит душевные порывы, порождает чувства отчаяния, скорби, безнадежности. Для романтизма человек – малая вселенная. Главный герой - интересная, яркая личность, с сильным характером, с тайными движениями души, единичная, исключительная, индивидуальная, неповторимая.

Романтизм – художественное направление в литературе и искусстве, проникнутое стремлением в ярких образах показать высокое предназначение человека. Романтизм изначально противоречив: это очарование личности, ставшей свободной, и разочарование этой личности, не способной воспользоваться этой свободой. (Слайд 7)

Для романтизма характерны следующие черты (Слайд 8) :

Герой – одиночка, который мечтает о свободе. Он противопоставлен всем, не может найти счастье в обычной, реальной жизни. Романтические герои – это странники, скитальцы, изгнанники. Непримиримый конфликт личности с обществом, в результате которой личность гибнет.

Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в тюрьме,в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).

Романтическая любовь, сильные, чаще безответные чувства.

Особая роль пейзажа (дружественный и враждебный). Единство с природой.

- Итак, основные признаки романтизма мы определили. Сейчас мы с вами будем работать с текстом поэмы, подтверждать эти признаки примерами и заполнять кластер. Но прежде проведем словарную работу.

6. Словарная работа

Монах - обычно — член религиозной общины, в соответствии с обетом ( клятвой ) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины (братии), либо в одиночестве, отшельничестве . Монахи проживают в монастырях (обителях), пустынях , лаврах .

Инок - одно из названий православного монаха.

Черне́ц — то же, что монах. (Слайд 10)

Монасты́рь - религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав , а также единый комплекс богослужебных , жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Обитель - Монастырь (церк.). (Слайд 11)

Ке́лья или ке́ллия — жилище монаха , обычно отдельная комната в монастыре .

Кадильница - сосуд для благовонных курений. Кадильница входит в число церковной утвари и используется в большинстве богослужебных обрядов.

Обет - в религии — даваемое Богу (и/или духовному учителю/наставнику) обещание совершить какое-либо дело милосердия , благочестия , совершить пожертвование или нести какой-либо аскетический подвиг. Неисполнение обета является тяжким грехом . (Слайд 12)

Аул - традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов , а также у других народов Средней Азии и Кавказа . (Слайд 14)

7. Работа по теме урока

- Что вы можете сказать о названии? (Слайд 15)

- Сделаем вывод: В названии поэмы прослеживаются черты романтизма. (Прикрепление листочка на доску, поэтапное составление кластера)

Романтическое название

-Кто герой данной поэмы? (Слайд 16)

(Мцыри, послушник монастыря, необычная личность, безымянный)

- О чем мечтает Мцыри? Процитируйте. (Мечтает о родине)

– Что им двигало, какая черта характера?

– Свободен ли Мцыри?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Как рос Мцыри? Расскажите о Мцыри-ребенке.
- В основе произведения лежит противопоставление: рожденный на свободе, Мцыри волей судьбы вынужден жить в монастыре, а монастырь для него ассоциируется с неволей, тюрьмой.

– В какой момент формируется его характер?
– Что оказывает влияние?

- На формирование характера влияет практически все – окружающие нас люди, обстановка, а также то, что передается нам на генетическом уровне.

- Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри. (запись в тетради)

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

- А какие черты, которыми наделен Мцыри природой, характерны всем трем состояниям ? (могучий дух, гордость, сила воли)

- Когда происходит действие поэмы? Процитируйте. (Неопределенное прошлое, почти мистическое, сказочное время)

- Где происходят события поэмы? (Необычная обстановка, лоно природы. Кавказ.) ( Слайд 17)

- Какие средства выразительности использовал поэт в описании Кавказа? Находим их в тексте. (6 глава)

- Этот пейзаж романтический, потому как каждая его деталь необыкновенна, экзотична.

- С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.

Просмотр фильма о Кавказе

- Какие ощущения вызвал у вас фильм? Какой он Кавказ?

- Время и место действия поэмы имеют сказочную, даже фантастическую форму. ( Слайд 18) Прикрепляется на доску

Романтическое время и место

Физкультминутка

- Каким мы видим Кавказ в поэме? Зачем так много внимания уделяется пейзажу? (Природа выступает не просто фоном: сам Мцыри, его характер отображаются в том, какие картины его поражают; мощная природа Кавказа, стихийные силы природы родственны душе героя) (Слайд 19)

- Какова же роль картин природы в произведении? (Они близки герою, зов свободы, как и зов природы непреодолим. В отличии от враждебного, подавляющего личность героя образа монастыря, образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях)

- Найдите в тексте отрывки с описанием природы. (Чтение учениками фрагментов поэмы) (Слайд 20)

- Перед нами романтический пейзаж, могучий и величественный, но гармоничный и прекрасный.

Романтический пейзаж

- А при помощи чего автору удается передать сказочность, романтичность картины? Какие средства выразительности используются? Подкрепите свой ответ примерами. (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Приводят примеры)

- Речь героя богата изобразительно-выразительными средствами, поэтична, возвышенна. Т.е. язык Лермонтова тоже романтический, выражает пылкую, свободолюбивую, страстную натуру героя.

Романтический язык

- В конфликте с кем, с чем в первую очередь существует герой? (со всем миром: с природой, с монастырем, с монахами)

- Кто в поэме не понимает переживания и стремления Мцыри? (монахи).

- Где в поэме прослеживается то, что Мцыри чужд монахам? (в начале поэмы)

- От чьего имени оно написано? (автора)

- Правильно, от автора мы узнаем о прошлом Мцыри, когда он был маленьким мальчиком. В начале поэмы сразу идет противопоставление – каков настоящий Мцыри и как его видят монахи. Докажите это, работая с текстом, заполните таблицу. Предлагаю воспользоваться 2,3, 26, 20 главами.

Звон колокола – звук, железом ударяющий в грудь.

- Монахи кормили, одевали, лечили Мцыри, заботились о нем. Но почему же они противопоставлены ему? Почему они не могут стать его спасителями? (Монахи смиренно живут в монастыре, который представляется Мцыри как плен, темница, тюрьма)

- Герой противопоставлен всему миру, который ему враждебен, т.е. романтический конфликт.

Романтический конфликт

- Каким приемом пользуется Лермонтов для изображения конфликта? (антитеза, противопоставление)

- Что чему противопоставляется?

- Что совершает Мцыри? (побег)

- Почему он решается на него? (не желает мириться с навязанными порядками, с несвободой)

- Какой момент выбирает Мцыри для побега? Какие качества Мцыри раскрываются в сцене побега? Процитируйте. (Когда разразилась гроза; раскрывается его сила духа, бунтарская натура)

- Можем ли мы сказать, что Мцыри исключительный герой? В чем проявляется его исключительность? (Мцыри - бунтарь, который не хочет мириться с действительностью, для него свобода превыше всего) (Слайд 22)

- Мцыри – романтический герой. Это исключительная личность в исключительных обстоятельствах.

Романтический герой

- Для романтизма характерна любовь, сильные чувства, которые испытывает главный герой. Есть ли в поэме эта черта романтического произведения? (Сцена с грузинкой) Процитируйте строки, в которых описывается девушка.

- Какие чувства переживает Мцыри в этой сцене? (Он восхищается девушкой. Возникает желание любви и счастья, но он монах и долг его – это отказ от любви и личного счастья. В душе Мцыри смятение, но он понимает, что это всего лишь мечта.

- В поэме присутствует романтическая любовь, характерная для романтизма.

Романтическая любовь

- Что такое сюжет и композиция? (Сюжет – это основные события и эпизоды в той последовательности, предусмотренной композицией. Композиция – это структура произведения, его построение)

- Каков сюжет поэмы? Что лежит в его основе? (Побег)

- Для чего Мцыри совершает побег? Что означает для него свобода? Подберите цитаты из текста. (Свобода для него – это возвращение в родной аул, жизнь полной жизнью, испытывая всю палитру человеческих чувств) ( Гл.6,9,10,11)

- Как построена композиция поэмы? (В первой главе рисуется вид заброшенного монастыря, во второй – вся жизнь Мцыри. А уже в последующих главах описаны три дня, которые он провел на свободе)

- В основу поэмы положен романтический сюжет.

Романтический сюжет

- А теперь посмотрим, что у нас получилось, какие черты романтического произведения мы нашли в поэме (на доске выложен кластер):

1. романтическое название

2. романтическое время и место

3. романтический пейзаж

4. романтический язык

5. романтический конфликт

7. романтический герой

8. романтическая любовь

9. романтический сюжет

- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Доказали ли мы с вами, что это романтическая поэма?

- Поэма написана в 1838 году, во время ссылки на Кавказ. На Лермонтова также оказали влияние романтическая литература и грузинская народная поэзия.

8. Рефлексия

1. С каким произведением мы сегодня познакомились?

2. Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

4. Какие сцены в поэме наиболее запомнились, впечатлили вас?

5. Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли в течение урока?

6. Какие вопросы возникли при чтении поэмы?

7. Довольны ли вы тем, как прошел урок?

8. Что понравилось больше всего?

Цифровой диктант (Слайд 24)

Согласны ли вы, что:

1. Является ли Мцыри романтическим героем?
Да -1
Нет - 0

2. Своеобразна ли композиция поэмы?

3. Жалеет ли Мцыри о трех днях, проведенных на свободе?
Да – 1
Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (100)

- Молодцы! Подводя итог, можно сказать, что тема освоена вами на 100%.

- Как вы оценили свою работу на уроке?

9. Домашнее задание Слайд 25

Конспект урока литературы в 8 классе, посвященного ключевому романтическому произведению М.Ю. Лермонтова. Понятие романтизма, основные особенности данного направления в литературе 19 века. Анализ эпиграфа "Мцыри". Определение характеристик героя поэмы, позволяющих отнести его к романтическим.

ВложениеРазмер
mtsyri_kak_romanticheskiy_geroy.docx 118.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мцыри как романтический герой

(Урок литературы в 8 классе)

Мир совершенен и прекрасен как замысел

и несовершенен как воплощение .

- развивать эмоциональную восприимчивость, совершенствовать навыки выразительного чтения лирического произведения, закреплять умение анализировать стихотворный текст, делать выводы

- воспитывать интерес к творчеству поэта

Тип урока: формирование знаний и умений.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

- В какой период жизни поэта написано произведение?

- Почему автор поместил действие поэмы на Кавказ? Какую роль этот регион играет в жизни самого Лермонтова?

Словарная работа. Вспомните определение и функции эпиграфа.

Эпиграф - изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.

– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии?

– Как эпиграф связан с темой произведения?

Идея – борьба за свободу. Лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

- Определите тему произведения.

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

4. Новый материал, лекция учителя о романтизме

После Французской революции вера в силу чистого разума (идеал просветителей, чьи идеи после воспеваемой ими революции не были воплощены) была подорвана, разум отождествляется с прагматизмом, противопоставлением ему становится культ чувств. Идеи носят всеобщий характер - чувства уникальны. Поэтому основным героем романтиков становится человек, наделённый творческим даром (поэт, художник). Он возвышается над реальностью, недостойной художественного воплощения. Главный порыв устремлён внутрь себя, человек - микрокосмос, творец своей собственной вселенной. Он не может построить реальность, зато вполне способен преобразовывать себя. Внутри человека - вся Вселенная. Основные положения романтической эстетики : 1)природа - удивительное сочетание познаваемого и мистического; 2)поэзия - часть природы, её высшее творение; 3)поэт и жрец едины, а поэтическое чувство "имеет много общего с чувством мистического"; 4)предмет искусства - неповторимое, индивидуальное, сокровенное;

Романтизм представляет собой целую эпоху в историческом развитии, как Возрождение, как Просвещение. Идеи романтизма проникли во все страны и охватили все области духовной деятельности человека. Не мог обойти он и Россию. Русский романтизм вырастает на волне античной модели творчества-мифотворчества. Период романтизма в нашей стране – 1810 – 1830 гг.

5. Образ Мцыри как романтического героя. Работа с текстом.

- Составьте краткий план произведения

а) бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) встреча с грузинкой

Раскрытие образа Мцыри на основании следующих тезисов, подкрепляемых примерами из текста.

  1. В душе романтического героя происходит борьба противоречий, столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, разговор о неповторимом внутреннем мире Мцыри
  2. Воплощение образа с помощью контраста, антитезы (человек – венец творения и безвольная игрушка в руках судьбы одновременно).
  3. Одиночество романтического героя.
  4. Свобода для романтического героя дороже жизни.

- С каким понятием мы сегодня познакомились?

7. Домашнее задание

Завершить урок хотелось бы высказыванием критика В.Г. Белинского .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Романтический герой М.Ю.Лермонтова в поэмах "Демон" и "Мцыри". Сопоставительный анализ героев.

Цель урока: углубление знаний о "романтическом герое" М.Ю.Лермонтова; сопоставительный анализ идейно-образной системы поэм "Демон" и "Мцыри"; выяснить, как в образах Демона и Мцыри отразилась личность.


Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом"

На изучение поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" я отвожу 4 часа. Урок "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом" является третьим в теме. В течение урока решаются следующие задач.


Конспект открытого урока по литературе на тему "Мцыри как романтический герой"

Урок по литературе ориентирован на учащихся 7 класса, тербует предварительной подготовки. На уроке представлены разные задания и формы работы. Большое внимание уделяется анализу произведения, работе с.




Самоанализ урока "Мцыри-романтический герой"

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) с применением мультимедийных форм обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: систематизировать знания учащихся по изученному произведению. Учить детей работать с критической литературой. Познакомить детей с цитированием как способом аргументации ответа, способами цитирования; совершенствовать навыки и приемы работы с художественным текстом; развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать речь и воображение учащихся; развивать умение находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка; активизировать развитие таких чувств, как чувство сопереживания, сочувствия, человеколюбия.

Тип урока: подготовка к сочинению

Методы и приемы: эвристическая беседа, репродуктивный, анализ текста, работа с критической литературой.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.

что за огненная душа,
что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
В.Г. Белинский

- Согласны ли вы с высказыванием Белинского? Почему?

1)- Продолжите высказывание:

Главная черта Мцыри -…

-Почему герой Лермонтова гибнет в финале произведения? (Чт. Гл.26)

- О чем просит герой?

-Каково его душевное состояние?

-Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

-Зачем живет человек? (Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог – это гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на 2-й вопрос. Человек создан для воли, а не для тюрьмы.)

Почему автор избрал для выражения чувств Мцыри форму исповеди?

(М.Ю. Лермонтов избрал форму исповеди для выражения чувств Мцыри, потому что герой откровенно признается в своих сокровенных мыслях, которые долгие годы таились в его душе. В исповеди передается взволнованность и эмоциональность речи рассказчика. С ее помощью более ярко раскрывается трагичность судьбы Мцыри.
дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя)

Ученик работает с текстом

Отвечают конспекты, работают с биографией автора

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

Слово исповедь имеет следующие значения:

1. Покаяние в грехах перед священником;

2.откровенное признание в чем-нибудь

-В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

-В чем же откровенно признается Мцыри монаху?

-Прочитаем еще одно высказывание В. Белинского:

-Что роднит Лермонтова с его героем?

(Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.)

- Что для Мцыри свобода?

- Чем Мцыри близок самому Лермонтову?

- Какую роль играют картины природы в раскрытии образа Мцыри?

- Почему Мцыри не нашел пути на Родину?

- Был ли в жизни Мцыри счастья миг?

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

Исследование текста.

- Может ли Мцыри соединить жизнь в монастыре и свои стремления? Как будет звучать идея сочинения (основная мысль, которую мы должны доказать в сочинении)?

Вывод: Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины.

- Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии.

- Он звал увидеть и почувствовать красоту подвига.

I Вступление.

Герой романтической поэмы

II Основная часть.

Мцыри - романтический герой

Основные черты характера Мцыри выражены:

А) окружающей обстановкой;

Б) в исповеди-монологе;

В) через цепь поступков;

Г) через художественные средства

4) Внутренний мир героя; его мечты о свободе, о родине, о доме.

5) Авторское отношение к персонажу.

6) Критики о Мцыри

III Заключение.

Чем меня привлекает Мцыри?

Отвечают на вопросы, делают выводы, анализируют сказанное

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

- Свободен ли Мцыри?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?
Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы.

– Когда формируется характер?
– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

– Каковы причины побега?(у него была мечта - вернуться на родину)
– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.
Помогают ли эти черты характера герою во время побега?( Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя).
– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста.
– Какая черта характера им двигала?

Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Работа над композицией (последовательностью развития мысли в сочинении).

1. Вступление. Нужно коротко рассказать о побеге Мцыри.

Однажды ночью во время грозы из монастыря бежал юноша-послушник, который, как казалось, готов был изречь монашеский обет. Почему это произошло?

2. Основная часть (тезисы — основные положения, являющиеся ответом на проблемный вопрос, заданный во вступлении, и их доказательства). Сформулируем основные тезисы.

— Он чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле.

— Он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолевать опасности, дружить, любить.

- Каково назначение цитат (слов из текста) в данном отрывке сочинения? (Они подтверждают, аргументируют наши выводы словами текста.)

Правила цитирования (запись в тетради):

а) цитата, как правило, заключается в кавычки;

б) стихотворная цитата из двух и более строк, написанная с соблюдением стихотворной строфы, пишется без кавычек;

в) при пропуске слов в цитате ставится многоточие.

ВЫВОД. Таким образом, Мцыри бежал из монастыря, потому что жизнь в нем противоречила его мечтам, желаниям, стремлениям.

Анализируют, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

1) Что значило жить в представлении Мцыри?

3) Почему Мцыри не нашел пути на родину?

4) Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

1.Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни.

Три дня странствий.

а) История Мцыри. Причины побега.

б) Восхищение природой.

в) Встреча с грузинкой.

д) Желание вернуться в страну отцов.

3. Отсутствие сожаления о произошедшем.

2.За что любит Лермонтов юношу Мцыри?

1. Мцыри – идеал поэта.

2. Сочетание могучего духа предков и стремления к свободе, к возвращению на Родину.

3. Жизнь в монастыре не сломила.

4. Ради цели готов преодолеть любые преграды.

5. Не могут остановить опасности.

6. Он честный боец в битве с барсом.

7. Постоянно думает о Родине.

8. Отсутствие сожалений о побеге.

9. В Мцыри Лермонтов воплотил лучшие человеческие качества.

Мечты и стремления Мцыри

1. Мцыри – романтический герой русской литературы.

3. Юноша тяготит­ся одиночеством.

4. Жела­ние вернуться в землю отцов.

5. Осмысление своей жизни.

6. Он должен чувствовать упоение битвой.

7. Последняя просьба.

8. Свободолюбие - главное качество героя.

4)Герои романтических произведений — это сильные и гордые личности, стремящиеся к свободе. Они часто бы­вают противопоставлены обществу, в котором вынуждены жить. Поэтому вся жизнь романтической личности состо­ит из борьбы, это герой-бунтарь, сильный духом и бес­страшный человек. Его окружает романтическая обстанов­ка, необычная в своей мощной и экзотической красоте. Герой романтического произведения проходит через мно­жество испытаний, показывает лучшие качества своей бо­гатой натуры. Все это характерно для Мцыри — героя од­ноименной поэмы Лермонтова.

2) Образ Мцыри — это образ борца за свободу мятежного и страстно желающего добиться постав ленной цели. Мцыри восхищает своим стихийным стремлением к познанию окружающей действитель­ности и людей. Он горит мечтой познать мир, выяс­нить, насколько свободен человек. И он, несмотря на то, что умирает, не сожалеет ни о чем. Мцыри пони­мает, что испытал себя, увидел жизнь. Пусть это бы­ли всего три дня.

4) В образе своего героя М. Ю. Лермонтов показа человека, стремящегося к свободе, отсутствию запретов, стен.

Подбор цитат

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

. Я цель одну — Пройти в родимую страну — Имел в душе и превозмог Страданье голода, как мог.

Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков. . Казалось, что слова людей Забыл я.

Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!

В святим заоблачном краю Мой дух найдет себе приют.

Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне.

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей..

Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Моё оружье: Он завыл Рванулся из последних сил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы 8 класса по теме: "Подготовка к сочинению по поэме Михаила Юрьевича Лермонтова "Мцыри" содержит развёрнутый план урока, возможные темы сочинений, планы сочинений. Предлагается работа по подбору вступлений и заключений к выбранной теме сочинения. Также представлен подбор цитат из текста поэмы. Конспект поможет учителю сориентировать учащихся в выборе темы для своих сочинений и даст рабочие материалы учащимся.

Тема: Подготовка к сочинению по поэме

Цели: Подготовить учащихся к написанию сочинений по предложенным темам.

Развить навык составления плана, подбора необходимого вступления и заключения, развитие устной речи учащихся.

Воспитать творческий подход к написанию творческих работ.

Слово учителя о целях урока

Составление планов сочинений

Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни.

Три дня странствий.

а) История Мцыри. Причины побега.

б) Восхищение природой.

в) Встреча с грузинкой.

д) Желание вернуться в страну отцов.

3. Отсутствие сожаления о произошедшем.

За что любит Лермонтов юношу Мцыри?

1. Мцыри – идеал поэта.

2. Сочетание могучего духа предков и стремления к свободе, к возвращению на Родину.

3. Жизнь в монастыре не сломила.

4. Ради цели готов преодолеть любые преграды.

5. Не могут остановить опасности.

6. Он честный боец в битве с барсом.

7. Постоянно думает о Родине.

8. Отсутствие сожалений о побеге.

9. В Мцыри Лермонтов воплотил лучшие человеческие качества.

Мечты и стремления Мцыри

1. Мцыри – романтический герой русской литературы.

3. Юноша тяготит­ся одиночеством.

4. Жела­ние вернуться в землю отцов.

5. Осмысление своей жизни.

6. Он должен чувствовать упоение битвой.

7. Последняя просьба.

8. Свободолюбие - главное качество героя.

Подбор обрамления (работа в группах)

Перед вами 4 вступления и 4 заключения распределите их по темам сочинений. Одно вступление и одно заключение лишнее.

4)Герои романтических произведений — это сильные и гордые личности, стремящиеся к свободе. Они часто бы­вают противопоставлены обществу, в котором вынуждены жить. Поэтому вся жизнь романтической личности состо­ит из борьбы, это герой-бунтарь, сильный духом и бес­страшный человек. Его окружает романтическая обстанов­ка, необычная в своей мощной и экзотической красоте. Герой романтического произведения проходит через мно­жество испытаний, показывает лучшие качества своей бо­гатой натуры. Все это характерно для Мцыри — героя од­ноименной поэмы Лермонтова.

2) Образ Мцыри — это образ борца за свободу мятежного и страстно желающего добиться постав ленной цели. Мцыри восхищает своим стихийным стремлением к познанию окружающей действитель­ности и людей. Он горит мечтой познать мир, выяс­нить, насколько свободен человек. И он, несмотря на то, что умирает, не сожалеет ни о чем. Мцыри пони­мает, что испытал себя, увидел жизнь. Пусть это бы­ли всего три дня.

4) В образе своего героя М. Ю. Лермонтов показа человека, стремящегося к свободе, отсутствию запретов, стен.

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

. Я цель одну — Пройти в родимую страну — Имел в душе и превозмог Страданье голода, как мог.

Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков. . Казалось, что слова людей Забыл я.

Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!

В святим заоблачном краю Мой дух найдет себе приют.

Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне.

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей..

Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Моё оружье: Он завыл Рванулся из последних сил.

Читайте также: