Матренин двор сочинение на тему жизненные ценности

Обновлено: 03.07.2024

Проблема доброты и жестокости показана в произведении очень четко и ясно. При прочтении произведения у читателя возникают различные чувства: злость, непонимание, бессилие.

Проблемы и аргументы произведения

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах.

Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.

Отношения с односельчанами


Ее главной характеристикой является доброта. Женщину можно сравнить с лучиком света, который хоть и слабо, но освещает темноту, созданную остальными жителями деревни. На хрупких плечах этой сильной женщины одновременно держится вся деревня и колхоз. И рассказчика это приводит в дикий ужас. Если сейчас такие добродушные и безотказные, как главная героиня, несут тяготы мира на себе, то что будет потом? И ведь все считают это нормой, дескать, так и должно быть.

В своей жизни женщина так и не узнала чувства тепла, любви и доброты к себе. Да, она без остатка отдавала их другим, тем, кому они и даром не нужны были. Даже родственники относились к ней черство и сухо, как к совершенно чужому человеку.

Среди своих она так и осталась чужой и странной. Героиню никто не принял и не понял, потому что она жила по другим понятиям и принципам.

Под образом Матрены Солженицын показал образ праведника. Он смог объединить в ней самые лучшие человеческие качества, собрать их в одно целое и противопоставить остальным. Такие люди, как эта женщина, делают мир чуточку светлее, добрее и приветливее. Если бы у каждого была цель только личного достатка и удовлетворения потребностей, то люди были бы жесткие и равнодушные.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

Ярким героем, несущим идею добра, является Матрена, простая русская крестьянка, готовая помочь каждому, кто к ней обратится. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной, скромно живет в своем нехитром домишке вместе с козой и колченогой кошкой. Несмотря на то, что судьба жестоко обошлась с Матреной, она не замкнулась в себе, не отстранилась от людей и не озлобилась. Потеряв своих детей, героиня взяла на воспитание девочку, которая, став взрослой, к сожалению, не испытывала к матери нежных чувств. Но и в этой ситуации Матрена не обижается, не ожесточается, а проявляет великую доброту души своей и отдает свою горницу приемной дочери. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. И только после смерти Кира одна из присутствующих на похоронах искренне плачет о потере приемной матери. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир.

Наташа (доброта) — добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.

Васька Пепел (доброта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.

Понтии Пилат — полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом, можем утверждать, что трусость делает его жестоким. Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени ответственности — не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что только добро порождает добро.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

ТЕМА 2 Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно — Зло?

ТЕМА 3 Высшая мудрость — различать добро и зло

ТЕМА 3 Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?

ТЕМА 4 Может ли зло быть на благо?

Юшка А.П. Платонов Кусака Л.Андреев Уходящие из Омеласа У. ле Гуин Грустная история семьи Муравьед Э. Керет Кнопка, кнопка Р. Матесон Синяя звезда А.И. Куприн Оно У. Эко Неизвестный цветок А.П. Платонов Дороги, которые мы выбираем О. Генри Злоумышленник А.П. Чехов Канатоходец М. Гелприн В аптеке А.П. Чехов Изумруд А.И. Куприн Хлеб для собаки В.Ф. Тендряков Легенда В. Вересаев Зеленая лампа А. Грин Девочка со спичками Х. Андерсон

4.ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ .

ГОРДОСТЬ – нравственное качество личности, проявляющееся: 1) С одной стороны, как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.

Это форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе. Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (напр. профессии), с обладанием определенной собственностью и т. д Предмет гордости очень хорошо раскрывает моральный облик человека (или группы лиц) и предопределяет характер его поведения.

Гордость своей родиной, представляющая собой один из важнейших моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим действиям.

В таком значении гордость выступает одним из результатов самосовершенствования личности.

2)С другой стороны, как следствие переоценки заслуг человека в коллективе и недостаточного уровня развития его собственного самосознания могут возникать отрицательные формы проявления гордости (чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе). В таком значении гордость может выражаться как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому-, чему-либо. Чрезмерная гордость может быть причиной межличностных конфликтов.

1. сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, способность к обузданию своих отрицательных чувств, стремлений.

2. покорность-добродетель, скромность; которая может возникнуть от сознания, что совершенство (нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.

3. способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям обиды, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню.

Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей — без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.

Как добродетель смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к нравственному идеалу- жизни на основе любви.

↑ ГОРДОСТЬ: СИНОНИМЫ, СОЧЕТАЕМОСТЬ, ЭПИТЕТЫ

Синонимы: гордыня, честолюбие, заносчивость, себялюбие, тщеславие, самомнение, хвастовство, самолюбие, высокомерие, надменность, гордыня, самоуверенность, достоинство.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Противопоставление Матрены и Фаддея

Проблему добра и жестокости можно также рассмотреть на примере взаимоотношений героини с ее возлюбленным — Фаддеем Мироновичем Григорьевым, братом мужа Матрены.

Фаддей был возлюбленным Матрены, но пропал на фронте на несколько лет. По совету родителей было решено женить Матрену на его младшем брате — Ефиме. После неожиданного возвращения Фаддей даже хотел зарубить их обоих топором, но не сделал этого.

Его озлобленность на людей и мир и бескрайняя мелочность поселились в душе основательно. Под руководством этих качеств герой и продолжал жить. Но к чему это привело? К смерти Матрены и их родного сына. Вряд ли эти события изменили что-то в его взгляде на мир. Любил ли он Матрену, не знает никто. Но если бы все сложилось иначе, возможно, Фаддей был бы совсем другим человеком.

Несколько интересных сочинений

Основные проблемы произведения

В рассказе автором затронуты многие проблемы. Наиболее важные из них:

  • смысл жизни;
  • добро и жестокость;
  • истинная красота человеческой души.

Автор в своем произведении смог показать истинную человеческую красоту. Это не те тысячи фальшивых масок, которые люди надевают на себя ежедневно.

Многие считают, что о поступках стоит кричать. Нет, любое доброе дело лучше оставить при себе, сохранить в тайне. А когда придет время, о нем обязательно узнают.

Автор показал, что проявление доброты не происходит открыто. Она должна идти от сердца и проявляться только по собственному желанию. Нужно сохранить в себе такое качество, как милосердие. На примере Матрены видно, как важно суметь сберечь в себе человека, не прогнуться под обстоятельства и не стать равнодушным, а наоборот, постараться стать добрым и открытым миру человеком, с пониманием относиться к проблемам других.

Главные герои

У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

Рассказчик, Игнатьич

, в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

Александр Исаевич Солженицын – исследователь человеческой души. Писателя всегда интересовала суть тех или иных поступков людей. Многие его произведения философского характера. Но все они заставляют читателя задумываться о правильности жизненного выбора, о настоящих ценностях и смысле человеческого бытия.

Краткий анализ

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Тема

Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире.

Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части, рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить.

Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части, рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Главные герои

Главные герои “Матрёнин двор” простые крестьяне, жизнь которых не похожа на сказку, описание деревенского быта – может повергнуть в шок современного читателя. Чего стоит в произведении картина раздела имущества живой и здоровой женщины: родственники торопят её расстаться с земными благами, как бы намекая, что она задержалась на этом свете.

Главная героиня – человек огромной духовной силы: смерть детей, неудавшийся брак, одинокая старость – ничего из этого не сломило женщину.

Жанр

О чем рассказ Солженицына – сюжет

Действие рассказа происходит в 1956 году в средней полосе России, в небольшой деревушке Тальново. Произведение во многом автобиографично: после смерти Сталина писатель был реабилитирован и проживал в глухой деревушке у Матрены Васильевной Захаровой, чей образ стал прототипом главной героини.

В 1956 году рассказчик, пройдя войну и лагеря, решил начать новую жизнь в глубинке России. Он приехал в небольшую деревушку Тальново, где устроился учителем. Мужчина встал на постой к местной жительнице Григорьевой Матрене Васильевне, которую все называли просто Матреной.

Это была простая русская женщина: добрая, заботливая, трудолюбивая. Жизнь ее протекала по привычному, давно заведенному графику. Матрена неизменно вставала в пять часов утра, прибиралась в избе, кормила козу и готовила завтрак квартиранту.

Она была отзывчивым, безотказным человеком, и односельчане нередко обращались к ней за помощью. Особенно Матрене нравилось работать в поле или саду, наблюдая за ростом растений.

С большим трудом Матрене удалось оформить себе пенсию, и на полученные деньги она первым делом купила себе зимние обновки – валенки и теплое пальто, а оставшуюся сумму отложила на похороны.

Матрена погибла случайно – сани застряли на железнодорожных путях, став причиной гибели машиниста, сына Фаддея и самой Матрены.

Никто в деревне по-настоящему не сожалел о смерти Матрены, и на ее похоронах близкая родня и односельчане горевали лишь из правил приличия. Фаддей же не пришел даже на поминки – куда больше его волновали сани, застрявшие на переезде.

Родственники думали лишь о том, как поделить скромное имущество Матрены, и негодовали, что у нее не было никаких сбережений.

После этих событий рассказчик переехал на постой к другой женщине, и часто вспоминал Матренушку добрым словом – только он понимал, каким чистым, добрым и искренним человеком она была.

Главная мысль – жизненные тяготы и невзгоды не способны сломить сильного духом и чистого сердцем и душой человека, они лишь закаляют его, делают еще сильнее.

Вывод

В своем произведении автор поднимает вопросы нравственности. Никто в селе не мог понять Матрену, которую многие считали блаженной. Ее чистота, удивительная доброта, бескорыстная помощь людям были чужды односельчанам, которые видели смысл жизни лишь в накоплении материальных благ. Жажда наживы, зависть застилала им глаза, и не позволяла видеть в истинном свете духовную красоту Матренушки.

На примере нескольких героев автор показал, как губительна для нравственности вся та несправедливая система, которая существовала в те времена.

Главные герои рассказа – яркие личности, без которых читатель не получил бы четкого представления об устройстве государства, его насущных вопросах мировоззрении самого А. И. Солженицына.

Игнатьич (рассказчик). С первых строк внимание привлекает Игнатьич, являющийся рассказчиком и несущий в себе элементы автобиографии писателя. Именно его глазами представлена Матрена, так как он становится на определенное время ее постояльцем.

Он представлен неторопливым, образованным мужчиной, который согласен на все условия проживания в доме, не требуя к себе внимания. Он внимательный, чуткий, так как замечает в Матрене всю душевную красоту и проявляет к ее судьбе необыкновенную жалость и сострадание, готовность помочь.

Матрена. Женщина, которая воспринимается местными жителями как помощник, но уважения к ней не проявляет никто. Матрена лишилась близких. Она имеет тяжелый недуг. Ее жизнь давно пошла под откос. Однако женщина не умеет жаловаться на жизнь, трудится за десятерых, старается думать об окружающих людях, а не о себе.

Родственник Матрены – Фаддей. Основное его качество – жажда наживы. Человек семейный, расчетливый. Несмотря на отношения с Матреной, пытается лишить ее дома и до смерти, и после ее гибели.

Приемная дочь Матрены – Кира. Положительный образ, она старается на протяжении многих лет помогать приемной матери.

Особой корыстью, жестокостью обладают сестры Матрены, которые делят имущество и на поминках.

Темы и проблемы. Тема рассказа – несправедливость в конце жизненного пути трудолюбивых людей, которые могут гордиться внутренней душевной красотой. Однако жесткая государственная система является препятствием для нормального их существования.

Автор предлагает читателю сразу несколько проблем, которые актуальны во все времена. Проблема отрешенности и одиночества, всепоглощающей любви к близким людям. Проблема непонимания между государством и простым человеком.

Таким образом, душа человека – это цель исследования автора. Женщина, которая страдает от физической и душевной боли, становится настоящим героем, примером для подражания для представителя любого поколения, так как способна показать истинную любовь к близким, терпение и проявленное милосердие.

Матрена как показатель ценителя природы, приверженца религии, становится гордостью автора.

Сочинение о рассказе Солженицына

Александр Исаевич Солженицын – исследователь человеческой души. Писателя всегда интересовала суть тех или иных поступков людей. Многие его произведения философского характера. Но все они заставляют читателя задумываться о правильности жизненного выбора, о настоящих ценностях и смысле человеческого бытия.

Произведение состоит из трех частей. Повествование в рассказе ведется от лица Игнатьича. Герой долгое время был заключенным. Сейчас его желание – это поселиться в деревне, подальше от городской суеты и работать учителем в сельской школе. Он поселяется у Матрены, снимает у нее квартиру.

Вскоре он женится на женщине с таким же именем, как у Матрены. После смерти жены, Фаддей отдает Матрене Васильевне на воспитание свою дочь Киру. Та безропотно соглашается. Матрена Васильевна вообще прожила всю жизнь для кого-то и ради кого-то, но не для себя.

Сама Матрена весьма неразговорчива и нелюдима. Детей у нее нет, потому что все они доживали только до трех месяцев и умирали. Игнатьичу становится интересно наблюдать за героиней.

Очень подробно описана в рассказе изба Матрены. Дом, как живое существо, передает весь внутренний противоречивый мир хозяйки. Огромное значение в произведении имеет деталь. Каждый предмет здесь свою своеобразную роль: старое зеркало, колченогая кошка, ветхие книги. Все в доме обветшало и пришло в негодность.

Солженицын хочет донести до читателя контраст городской современной жизни с деревенским нищим существованием. Матрена, которая горбатила всю жизнь для государства, и все свое здоровье оставила в колхозе, не заслужила даже пенсии.

Женщина стала никому не нужной. Даже после смерти о ней по-настоящему горюет только приемная дочь Кира. А Фаддей и сестры Матрены Васильевны только и думают о том, как поделить ее ветхий дом.

В рассказе прослеживается возмущение писателя относительно того, что вещь становится дороже человеческой жизни.

Матренин двор Солженицын – эссе

Вроде обыкновенное произведение, если бы не те моменты, которые потом будут повторяться в работах Абрамова, Овечкина. Это отношение власти и человека, нравственно-духовная проблема народа. В центре рассказа показан образ простой женщины из села, которая всю свою сознательную жизнь проработала за какие-то палочки в тетради у председателя.

Если проследить за судьбой Матрены, то можно из ее повествования узнать, что женщина она одинокая, потерявшая в свое время супруга и детей. И единственным утешением для нее были цветы в кадках, расставленные на окнах, за которыми она ухаживала.

Однако в размеренных зарисовках автора перед нами предстает образ человека с доброй душой. Писатель четко подчеркнул полное смирение и то, что она не озлобилась из-за всех невзгод на ее жизненном пути.

Автор постоянно намекает нам, что ее судьба могла быть и другой. На этих табуретках сидел бы муж и дети, и любовались ее цветами. Описание жизни героини показывает тяжелый быт крестьян. В магазине скудный выбор продуктов. А если уж и есть деликатесы, то приобретая их, оставляет для гостей.

Но когда ей назначили пенсию, и она стала носить пальто, пошитое из шинели, то ее односельчане даже завидовали ей. Это еще раз говорит о том, что жизнь в поселке нищенская, да и отношения между людьми не особо доверительные и теплые. Мы видим, как Солженицын описывает критику на власти.

У жителей была одна проблема, где достать топлива на зиму и высказывает это председателю. Однако, тот не слышит их, и говорит совсем о другом. У людей с ограниченными возможностями обрезал часть земли. И получилось так, эти куски земли попусту пустовали.

При помощи некоторых деталей Писатель подчеркивает полную безграмотность населения, и как же они далеки от городской жизни. С интересом они слушают о научных изобретениях и технических открытиях лишь по радио и удивляются, так как считают, что ручной труд для них более эффективен.

Видно, что какой бы не была Матрена душевной, все равно после ее смерти жители сплетни о ней распустили. А золовка вообще ее и грязнулей и бестолковой назвала. Она осуждала ее за то, что та оказывала помощь даром.

Мне же кажется, что помогать людям просто так — это святое дело. И Матрена могла так делать. Автор же в конце рассказа написал о том, что именно на таких людях держится земля.

Отзывчивость — одна из лучших черт характера человека. Такие люди очень надёжные, они всегда помогут и придут на помощь. Тема отзывчивости наблюдается в рассказе" Матренин двор".

Главной героиней рассказа А. И. Солженицына является Матрена, которая выступает в роли праведника. Женщина очень добрая, она готова помочь всем нуждающимся, вот только окружающие не ценят это, они принимают её помощь как должное.

Матрена — женщина в возрасте, живущая совершенно одна. Рассказчик Игнатич знакомится с ней при таких обстоятельствах. Он возвращается с войны и решает работать учителем в глубинке страны. Так рассказчик и попадает в поселение с названием Торфпродукт. Тут Игнатич и попадает в дом Матрены, которая позволила ему жить в своём доме. Матренин а изба была довольно просторной, помимо женщины здесь также жила старая кошка. Интересно, что кошка была нездорова, Матрена Васильевна приютила её из жалости. Это уже раскрывает черты главной героини. Изначально женщина не разговаривала со своим сожителем, но спустя некоторое время у них завязывались вечерние разговоры, из которых Игнатич узнал много информации о жизни хозяйки дома. В молодости Матрена работала в колхозе, таскала тяжёлые мешки. Из-за сложной работы у женщины появилось много заболеваний, но она не признана инвалидом и долгое время не получает пенсию. В деревне её называют порченной из-за сложной истории с замужество и смерти всех детей в малолетстве. Героиня воспитывала свою племянницу Киру и считала её своей дочерью.

Судьба Матрены Васильевны очень непростая, но в ней самой есть огромная сила. Женщина всегда помогала всем вокруг: родственникам, соседям, она никогда никому не отказывала и ничего не просила взамен можно смело сказать, что для себя она и не жила. Всё добрые дела Матрена делала бескорыстно, именно на таких людях все и держится, не даром Солженицын изначально хотел назвать свой рассказ "Не стоит село без праведника".

В конечном итоге Отзывчивость героини приводит её к смерти. Матрена помогает бывшему возлюбленному Фаддею перевозить бревна на санях через железную дорогу и из-за чистой случайности оказывается под поездом. На похоронах Матрены Васильевны все плачут не из-за жалости, а словно из обязанности, а Фаддей вовсе не появляется на поминках.

Сочинение 2

С горькой иронией автор пишет о том, как вынужден был обосноваться в селении с названием, лишённым всякой поэзии, – Торфопродукт. В селе же Высокое Поле, первоначально намеченном для проживания, прекрасное название радовало слух, но не было насущно необходимого: хлеб там не выпекали, продукты не продавали. Жители тащили всё в котомках и мешках из областного центра.

Присматриваясь после лагеря и ссылки к окружающей действительности, рассказчик отмечает, как плохо русская деревня приспособлена к мало-мальски нормальной жизни в ней.

Во всём наблюдается хаос, а то, что власть объявляет порядком, видится как абсурд.

Деревня Тальново, где снял жильё герой-рассказчик, стоит на торфяных залежах, но получить торф для личных нужд крестьяне не могут – только украсть под страхом быть осуждёнными.

Остаётся впечатление враждебности власти к своим забитым нуждой гражданам. Кажется, что единственная цель начальства – внушить всем людям чувство вины. Так в страхе они продолжают жить. Хотя война закончилась, но радость так и не пришла.

На общем сером фоне жизни среднерусской деревни писатель раскрывает судьбу удивительной женщины – Матрёны Васильевны Григорьевой. Став её постояльцем, он разделил быт одинокой 60-летней вдовы и пошёл учителем в школу.

В доме хозяйки нет идеального порядка, тараканы и мыши шуршат за стенами. Житьё скудное: только на овощи с огорода да на молоко от грязно-белой козы может рассчитывать пожилая женщина.

Квартирант не расспрашивал Матрёну о её жизни, полагая, что ничего особенного в ней быть не может. Но из отдельных бесед, обмолвок, признаний, поступков встала история неординарной и мужественной женщины. Судьба будто проверяла её на терпеливость, выносливость и способность сохранить доброту и любовь к людям.

Ей была дана юношеская любовь к односельчанину Фаддею, а замуж пришлось выйти за его брата Ефима. После трёхлетнего пребывания в плену Фаддея ожидала суровая правда: так сложилась жизнь. Перенести свою любовь на другую женщину не получилось, он пытался найти похожую, но только имя у жены было такое же – Матрёна, а полюбить её не смог, но часто обижал.

Материнского счастья Матрёна Васильевна не обрела: все шестеро детей умерли в младенчестве, а муж Ефим не вернулся с войны. Зато в семье Фаддея у другой Матрёны, тоже родившей шестерых детей, все они выжили.

Попросить у счастливой матери на воспитание девочку и вырастить её до замужества смогла бы не каждая женщина, а только имеющая большое сердце, не знающее зависти и эгоизма. Так героиня воспитала приёмную дочь Киру.

Умение радоваться чужим удачам проявляется в том, что героиня работает на соседских огородах не за деньги и искренне счастлива, когда у соседей хороший урожай.

Удача улыбнулась и ей: ценой мытарств и хождений по конторам Матрёна оформила пенсию. Только её радость завистливые кумушки разделить не готовы. Даже три младшие сестры, которые никогда не навещали Матрёну, слетелись вдруг все, думая не перепадут ли им крохи.

Постоялец постепенно понял, что его хозяйка – человек особенный. Её души не коснулись уныние, зависть, стремление стать богаче. А радость она находит в труде, отдавая людям своё время, умение. Грехов у неё меньше, чем у кошки-хромоножки, которую она подобрала из жалости. Та хоть мышей ловила на корысть себе.

Трагический финал рассказа вполне логичен. Когда-то его героиня остановила лошадь на скаку и не погибла. Но в столкновении с человеческой алчностью и чёрствостью она не выстояла.

Отписанную Кире по завещанию часть избы Фаддей уговорил Матрёну отдать при жизни. Вид разрушенного жилья раскроил душу женщины. А гибель на переезде поставила точку в судьбе человека большой души. Погиб и сын Фаддея, и один машинист.

Рассказ учит вдумчиво относиться к жизни и людям, не давать поселиться в душе равнодушию; изживать казённо-бюрократическое отношение к простому человеку и ценить его как труженика, создающего блага и достойного уважения.

Матренин двор по рассказу

 Матренин двор по рассказу

Популярные сочинения

Насколько же великолепна русская природа! Ни в одной стране мира невозможно увидеть такого разнообразия природных красок и оттенков. Каждая пора года настолько неповторимо прекрасна

Есть восточная мудрость, которая предлагает людям всегда относиться ко всему спокойно. Вне зависимости от радости или горя достойный человек, согласно этой мудрости, сохраняет полное спокойствие

Под преданностью понимается полная, непоколебимая приверженность к какому – либо делу или человеку, которую невозможно сломить и изменить даже в трудных обстоятельствах и ситуациях. Можно сказать, что это симбиоз любви и верности

q42

Матрёна Васильевна Григорьева — главная героиня рассказа, хозяйка дома, в которой живёт автор , приехавший в глубинную деревню Тальново( ближе к Москве его просто не брали на работу : 10 лет отсидел в сталинских лагерях).

Трагична личная судьба: любимый человек – Фаддей, пропал без вести на фронте в Первую мировую. По настоянию родственников вышла замуж за нелюбимого брата Фаддея — Ефима. А потом вдруг и Фаддей вернулся ( был в венгерском плену) , женился на женщине с таким же именем- Матрёна( уж очень он любил героиню)

Все шестеро детей Матрёны умерли во младенчестве. Тогда она взяла на воспитание одну из дочек Фаддея ( у того тоже было шестеро детей) – Киру. Но та выросла, вышла замуж и уехала в соседний посёлок.

Трагичен конец произведения: Матрёна завещала свою избу Кире. Но Фаддей не захотел дожидаться смерти Матрёны, решил избу ещё при её смерти перевезти на новое место. Матрёна помогала ему в этом, но , перетаскивая по рельсам брёвна, попала под поезд и погибал.

Как прожить жизнь? Посвятить её только себе или жить, помогая другим, быть нужными им? Каждый сам отвечает себе на этот вопрос.

Матрёна — главная героиня рассказа Солженицына А.И., сделала свой выбор. Всю доброту сердца она отдаёт людям. Словно живёт для других, а не для себя. Воспитала дочку когда-то любимого ею мужчины Фаддея ( своих-то детей Бог прибирал к себе ещё во младенчестве), всегда помогала другим: то картошку посадить — собрать, то тяжести какие-то перенести. Никто в деревне и не думал, что Матрёна может отказать им — во всём помогала, да и денег не брала. Удобно соседям.

А Матрёна и не обижалась ни на кого. Всё делала от души, с радостью. Оказывать людям безответную помощь — вот нравственный выбор, который сделала Матрёна .Она не ждёт в ответ даже простой благодарности, привыкла, что люди вокруг грубые, корыстные. Но продолжает делать добро. Это суть её характера, её души, она не может без этого.

О многом заставляет задуматься рассказ. Как нужно прожить жизнь? И ответ автора однозначен: нельзя жить эгоистично, корыстно, любя только себя и думая лишь о своих проблемах. Чем больше будет таких людей, как Матрёна, тем радостнее будет жизнь.

Матрёна внешне очень простая, ничем не выделяющаяся крестьянская женщина, всю жизнь занимающаяся тяжёлым деревенским трудом. Трудно жилось Матрёне, как и всем жителям деревни: и купить-то им нечего в магазине, и еда у них очень скудная и скромная- картошка одна. И дом Матрёны такой ветхий, словно рассыплется на щепочки. Мыши и тараканы соседствуют с героиней. А она уже и привыкла к ним.

Но как красива душа героини! Доброта, трудолюбие, отзывчивость, стремление помочь, понять другого — всё это делаёт её прекрасной.

Её не надо было просить о помощи, достаточно было сказать, чтобы завтра пришла помогать собирать картошку. И Матрёна бросала все свои дела и шла помогать, да ещё искренне радовалась за соседей, если картошка уродилась крупная.

Прожив тяжёлую жизнь, она не озлобилась на людей, не обижалась даже на то, что, проработав четверть века в колхозе, не получала пенсии, так как пенсия полагалась только заводским рабочим. Была она больна — но считалась инвалидом. Словно государство просто забыло о том, что живёт такая женщина, никому не дела до неё. Еле-еле в конце жизни смогла Матрёна выхлопотать для себя пенсию за мужа, но сколько зависти появилось сразу у односельчан и родственников: куда ей столько денег.

А Матрёна не переставал дарить тепло людям. Как уютно и хорошо чувствовал в её доме рассказчик. Легко было с Матрёной, по -домашнему спокойно.

Но ужасно то, что люди- то и не заметил , что ушла из жизни такая прекрасная женщина. Поминки стали лишь поводом напиться. А в конце даже песни запели. Вот она, нравственная деградация людей. Даже родственникам безразлична смерть Матрёны.

Человек красив душой, своими поступками, своим отношением к людей. Именно этот вывод можно сделать, прочитав рассказ Солженицына А.И.

Темы и проблемы

Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

Народный характер в произведении

Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

Автор подчеркивает ее доброту, безграничную любовь к людям.

А сколько “тепла”, “чуткости”, “задушевности” чувствуется в описании скромного жилища Матрены и его обитателей: “Иногда ела кошка и тараканов, но от этого ей становилось нехорошо. Единственное, что тараканы уважали, — это черту перегородки, отделявшей устье от. чистой избы. в кухоньке по ночам кишели. — пол весь, и скамья, и даже стена были чуть не сплошь бурыми и шевелились. ”

На мой взгляд, автор любит описывать чьи-то обиды и неудачи (имеется в виду данный рассказ): “. много было у Матрены обид. ” Опять обиды.

И жалость. Рассказчик давит на жалость. Он пытается задеть за живое (так как лично меня он больше ничем не смог тронуть). Но жалость жалости — рознь.
“Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку”. Автор хочет показать нам, какой он чувствительный и жалостливый. Однако внутри он человек жесткий и сухой. У меня едва хватило сил прочитать описание мертвой Матрены, ее изуродованного тела.
Люди бездушные, и в других не видят прекрасное, и в добро не верят, и вообще, кроме него, никто не разглядел в Матрене доброту, скромность и бескорыстие. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

Читайте также: