Лирика любви в ранних произведениях блока стихи о прекрасной даме сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Символистом можно только родиться…

быть художником – значит,

выдерживать ветер из миров искусства,

совершенно непохожих на этот мир,

только влияющих на него;

в тех мирах нет причин и следствий, времени

и пространства, плотного и бесплотного,

и мирам этим нет числа…

Прекрасная Дама в лирике А. А. Блока

Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души.

Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”. И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.

Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл.

Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.

Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще ‘туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней:

Ворожбой полоненные дни

Я лелею года,— не зови…

Только скоро ль погаснут огни

Заколдованной темной любви?

Но вскоре “прозрение” наступает, само собой. Лирический герой уже восхищается красотой Прекрасной Дамы, боготворит ее. Но образ этот расплывчат, ведь он плод непрекращающихся фантазий героя. Он творит “Деву радужных ворот” только для себя, и зачастую в мифологизированном образе сквозят и земные черты:

Твое лицо мне так знакомо,

Как будто ты жила со мной…

…Я вижу тонкий профиль твой.

Юноша мечтает о встрече с Идеалом, видит в этом смысл жизни:

Ложится мгла на старые ступени…

Я озарен — я жду твоих шагов…

…Жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к Той, которая “течет в ряду иных светил”.

Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:

Твоих страстей повержен силой,

Порой — слуга; порою — милый;

Высокая любовь лирического героя — это любовь-преклонение, сквозь которое лишь брезжит робкая надежда на грядущее счастье:

Верю в Солнце Завета,

Вижу зори вдали.

Жду вселенского света

От весенней земли.

Лирический герой блаженствует и страдает в экстазе любви. Чувства настолько сильны, что переполняют и захлестывают его, он готов принять покорно даже смерть:

За краткий сон, что нынче снится,

Готов и смерти покориться

Жизнь героя — поэта своей Музы — вечный порыв и стремление к Мировой Душе. И в этом порыве происходит его духовный рост, очищение.

Но в то же время идея Встречи с Идеалом не так лучезарна. Казалось бы, она должна преобразить мир и самого героя, уничтожить власть времени, создать царство Божие на Земле. Но со временем лирический герой начинает опасаться, что их воссоединение, то есть приход Прекрасной Дамы в настоящую жизнь, реальность, может обернуться душевной катастрофой для него самого. Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное, греховное создание, а ее “нисхождение” в мир явится падением:

Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя…

Как ясен горизонт: и лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

И желанного преображения, и мира, и “я” лирического героя не происходит. Воплотившись, Прекрасная Дама оказывается “иной” — безликой, а не небесной.

Спустившись с небес, из мира грез и фантазий, лирический герой не перечеркивает былого, в душе его еще поют мелодии “прошлого”:

Когда замрут отчаянье и злоба,

Нисходит сон. И крепко спим мы оба

На разных полюсах земли…

И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,

Каким он был до ночи злой и страстной,

Каким являлся мне. Смотри:

Все та же ты, какой цвела когда-то.

Он оставляет за собой право хотя бы в снах быть с Прекрасной Дамой:

Этот голос — он твой, и его непонятному звуку

Жизнь и горе отдам,

Хоть во сне твою прежнюю милую руку

Прижимаю к губам…

Итогом пребывания лирического героя в мире Прекрасной Дамы оказывается одновременно и трагическое сомнение в реальности идеала, и верность светлым юношеским надеждам на будущую полноту любви и счастья, на грядущее обновление мира.

Присутствие героя в мире Прекрасной Дамы, его погруженность в ее любовь заставили юного рыцаря отказаться от эгоистических устремлений, преодолеть свою замкнутость и разъединение с миром, вселили желание творить добро, приносить людям благо.

Во всех стихотворениях цикла раскрывается необычайная одухотворенность лирического героя и самого А. Блока, утонченность души, бессменное желание познать истину существования, достичь высших целей. А любовь выступает как сила, обогащающая чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью.

Анализ Стихи о Прекрасной Даме Блока А.А

Стихи о Прекрасной Даме история создания

Кому посвятил Блок Стихи о Прекрасной Даме?

Краткий анализ ранней лирики Блока в Стихах о Прекрасной Даме

Одинокий, к тебе прихожу,

Околдован огнями любви.

Я и сам уж давно ворожу.

Александр Александрович Блок один из изысканнейших поэтов русской классической литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о “двоемирии”, поэт на время становится мистиком, чувствует в окружающем мире предвестников конца света. А наступающую революцию Блок ощущает как развертывающийся хаос. Спасение же видит в божественном начале “Мировой души” или “Вечной женственности”.

В этот период появляется таинственный и волшебный цикл “Стихов о Прекрасной Даме”. В лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен, ставшей впоследствии его женой.

Года проходят мимо —

Все в облике одном — предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя.

Но Блок не был бы великим поэтом, если бы отразил в лирике лишь свои личные переживания. Он сумел услышать грядущие большие перемены, прочувствовать всем сердцем испытания, выпавшие на его долю и судьбу страны, и вылить их в прекрасные стихи.

Это было необычное, судьбоносное время. И поэзия получилась под стать времени.

Разгораются тайные знаки

На глухой, непробудной стене.

Золотые и красные маки

Надо мной тяготеют во сне.

Укрываюсь в ночные пещеры

И не помню суровых чудес.

На заре — голубые химеры

Смотрят в зеркале ярких небес.

“Неземные” черты “Прекрасной Дамы” органично и легко сливаются в запоминающийся и узнаваемый образ музы Блока. Он преклоняется перед “вечной женственностью” и красотой своей избранницы. Она принимает облик то горячо любимой матери, то возлюбленной, то Родины.

Я искал голубую дорогу

И кричал, оглушенный людьми.

Подходя к золотому порогу,

Затихал пред Твоими дверьми.

Проходила Ты в дальние залы,

Величава, тиха и строга.

Я носил за Тобой покрывало

И смотрел на Твои жемчуга.

Поэт стремится слить воедино три этих образа, чтобы получился идеальный, достойный поклонения, и одновременно боится приземлить, упростить черты своего кумира. Блок одновременно ожидает и боится любви, уходит в мистицизм и символику.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный.

Только образ, лишь сон о Ней.

Это время становления поэта, Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир часто представляется ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта. Он искусственно уходит от реальности, в красивость фантазии.

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Таким образом, вполне земной образ преображается в романтико-символический миф. Поэт стремится к некой гармонии, какой нет на земле, но существует в его мечтах и фантазиях. На протяжении времени заметно меняется настроение поэта от восторженного поклонения к сомнениям и крушению надежд.

Напряженный драматизм присущ ряду стихотворений Блока. Временами он сменяется заполняющим душу лиризмом. Поэт находится в поиске своего стиля. Но что присуще было Блоку изначально, так это изысканность слога, красота речи и полет фантазии.

Я к людям не выйду навстречу,

Испугаюсь хулы, и похвал.

Перед Тобой Одною отвечу,

За то, что всю жизнь молчал.

Молчаливые мне понятны,

И люблю обращенных в слух:

За словами — сквозь гул невнятный

Просыпается светлый Дух.

Я пойду на праздник молчанья,

Моего не заметят лица.

Но во мне — потаенное знанье

О любви к Тебе без конца.

Ярче всего близость Блока к соловьевской традиции явлена через связь его поэтического идеала с важнейшим и для философии, и для поэзии Вл. Соловьева образом Души мира. Душа мира — женственная по природе духовная субстанция (наиболее близкая к Welt­seele Шеллинга и die Ewig-Weib­lichkeit Гете). К Душе мира как вожделенному идеалу в произведениях Соловьева обращены и вся земная природа, и все человечество (пантеистический и мистико-утопический аспекты соловьевства), и каждый человек в отдельности (в поэзии это лирический герой и мистика любви, наиболее значимая для Блока).

В той мере, в какой они говорят о реальных чувствах живых людей, это произведения интимной, пейзажной, реже — философской лирики. Но в той степени, в какой изображаемое причастно к глубинным пластам содержания, к мифу, сюжет, описания, лексика — словом, вся образная система цикла представляет цепь символов.

Осознание же глубинного пласта повествования заставляет видеть в отдельных текстах и в каждой их части разрозненные эпизоды единого мифа, несущие память о целом. И писатели-романтики, и Вл. Соловьев поэтически декларировали идею многозначности образа. Блок одним из первых русских поэтов выразил ее самой структурой своих образов-символов и всего цикла-мифа.

Она не только воплощает, но и развенчивает утопию мистического преображения мира.Весенние надежды первых стихотворений сменяются то разочарованием и ревностью к таинственным двойникам, то все более нетерпеливым и страстным ожиданием земной любви, то не менее знаменательной боязнью Встречи.

Любовь — это нежное чувство, которое не может обойти ни одного человека даже с самым черствым сердцем. Любовная лирика представлена во многих стихотворениях русских поэтов, и в них она раскрывает огромную палитру человеческих чувств. Произведения, написанные классиками русской литературы, находят признание и в кругу современных читателей.

Позже у А. Блока появляется новое видение любви к Родине — тревога и беспокойства плавно переходят в огромную любовь к России. Для поэта Родина — это верная и единственная жена, которой он отдан всем сердцем.

Любовная лирики в творчестве Александра Блока достаточно противоречива, но она занимает центральную позицию и остается актуальна во все времена.

Вариант 2

Тема любви занимает значительное место в творчестве каждого поэта Серебряного века. Чувство любви – это то самое, до конца не изученное глубинное чувство человеческой души, которое волновало людей во все временные эпохи. Они посвящали ему картины, стихи, другие произведения и не останавливаются на достигнутом даже сегодня. Александр Блок является известнейшим творцом слова русской литературы. Он творил в начале 20-го века. Среди его поэтических произведений имеется не мало стихов, что посвящены любви. В данной статье рассмотрена тема любви в его произведениях.

Эту тему в творчестве Александра Александровича смело можно назвать основополагающей и фундаментальной. Поэт таил в себе от выхода первого цикла стихов до самого последнего сборника трудное для понимания и парадоксальное чувство. Невозможно определить точный путь изменения его, в зависимости от времени.

При этом в стихотворениях Александра Александровича есть какой-то религиозный трепет к даме. Его любовь не связывается с похотью и земными влечениями человека. Он рисует образ женщины, как нечто божественное, недосягаемое, великое и несравненное. В этом нет элементов земного.

Такова любовь в творчестве Александра Александровича.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Сочинение Любовь в творчестве Блока

Александр Блок попал в классику литературы как знаменитый писатель-поэт. Открыв собственную лирическую дорогу книжкой таинственных стихотворений о Прекрасной Даме, Блок закончил личный двадцатилетний творческий процесс в русской словесности инновационным литературным трудом “Двенадцать”.

Начальный этап творческого процесса писателя сосредоточивался на духовных мыслях. В 1904 году он делает серию “Стихов о Прекрасной Даме”, полных опасения и приближения скорого несчастья. Писатель скучает об совершенстве прекрасной половины человечества. Поэтическое произведение предназначено его будущей супруге, которую он сильно любил. Блок со временем становится взрослым, и изменяются его мировоззрение, он осознает, что невозможно убежать в “миры иные”, когда везде развалины, голодание, противоборство, погибель. Проблемы между обычными людьми и аристократией неудержимо проникают в творческий процесс Блока. В стихах “Незнакомка” Блок демонстрирует конфронтацию очаровательной фантазии и безнравственной реальности. Стихи звучат мелодично. Автор показывает поэтичность и музыку одновременно. К тому же сначала Блок документирует в ежедневнике, что только идеал красоты способен победить уродливую жизнь.

Блок собственными стихотворениями не просто убедил всех, что он большой, необыкновенный человек, но и отобразил близкие отношения Мира и Вечного великолепия. Жалко, что он так и не обнаружил своего совершенства на жизненном пути. Л. Д. Менделеева, утомившись от восторженных любовных отношений, сбежала к Андрею Белому, однако сильные поэтические произведения Блока сохранились. Они богаты любовью, молодые девушки знакомятся с реальными, лирическими чувствами, что сильно облегчает наши скучные, полные депрессии и страха, сегодняшние дни.

С чувствами к даме возникает также отображение любви к отечеству. Он называет родину своей женою и что он согласен разделить с ней все предстоящие трудности. Избавляясь от могущества символизма, Блок рвался продолжать традиции великой русской литературы, считавшей, что ее миссия – помогать людям. Блок независим и уникален. В его стихотворениях изображены индивидуальные стороны духовного существования большого количества людей, надежды общественных изменений. Писатель с большой эмоциональностью мечтал видеть в личности независимого создателя своей действительности. Весь жизненный путь Блока пропитан надеждою об совершенной личности, которая не содержит в себе двойственность и сомнения. Преклонение Прекрасной Даме означало несогласие перед плебейской повседневностью существования. Недосказанность, таинственность цикла о любовных отношениях заставляет призадуматься над загадками людской жизни.

“Незнакомка” — это порыв способный создавать мечты, изменяющий все вокруг. Масштабность душевных волнений писателя выбирает главные темы в его лирической поэзии. Блок умер в раннем возрасте, однако его поэтические произведения будут интересны всем людям, так как они облегчают и преображают людям жизнь.

Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева, Закатная, Таинственная Дева, И завтра и вчера огнем соедини.

Ворожбой полоненные дни Я лелею года,- не зови…

Твое лицо мне так знакомо, Как будто ты жила со мной… …Я вижу тонкий профиль твой.

Юноша мечтает о встрече с Идеалом, видит в этом смысл жизни:

Ложится мгла на старые ступени…

Я озарен — я жду твоих шагов… …Жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.

Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:

Твоих страстей повержен силой, Под игом слаб.

Порой — слуга; порою — милый; И вечно — раб.

Высокая любовь лирического героя — это любовь-преклонение, сквозь которое лишь брезжит робкая надежда на грядущее счастье:

Верю в Солнце Завета, Вижу зори вдали.

Жду вселенского света От весенней земли.

Лирический герой блаженствует и страдает в экстазе любви. Чувства настолько сильны, что переполняют и захлестывают его, он готов принять покорно даже смерть:

За краткий сон, что нынче снится, А завтра нет, Готов и смерти покориться Младой поэт.

Жизнь героя — поэта своей Музы — вечный порыв и стремление к Мировой Душе. И в этом порыве происходит его духовный рост, очищение.

Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя…

Как ясен горизонт: и лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Когда замрут отчаянье и злоба, Нисходит сон. И крепко спим мы оба На разных полюсах земли…

И вижу в снах твой образ, твой прекрасный, Каким он был до ночи злой и страстной, Каким являлся мне. Смотри:

Все та же ты, какой цвела когда-то.

Он оставляет за собой право хотя бы в снах быть с Прекрасной Дамой:

Этот голос — он твой, и его непонятному звуку Жизнь и горе отдам, Хоть во сне твою прежнюю милую руку Прижимаю к губам…

Итогом пребывания лирического героя в мире Прекрасной Дамы оказывается одновременно и трагическое сомнение в реальности идеала, и верность светлым юношеским надеждам на будущую полноту любви и счастья, на грядущее обновление мира. Присутствие героя в мире Прекрасной Дамы, его погруженность в ее любовь заставили юного рыцаря отказаться от эгоистических устремлений, преодолеть свою замкнутость и разъединение с миром, вселили желание творить добро, приносить людям благо.

Во всех стихотворениях цикла раскрывается необычайная одухотворенность лирического героя и самого А. Блока, утонченность души, бессменное желание познать истину существования, достичь высших целей. А любовь выступает как сила, обогащающая чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью.

Образец 4

Каждый поэт писал про любовь. У каждого их них она своя – удачная и трагическая. А любовь невозможна без женщины. Сама жизнь не возможна без женщины.

Молодой Блок считает, что она рождена для любви. Именно этому прекрасному чувству и посвящено раннее творчество поэта. Только женщина может подарить мужчине такую любовь, что ради неё он становится способным перевернуть мир. Он придумал образ Прекрасной дамы. Да, он идеализирует её. Она для него божественна. Именно так он видел свою женщину, как Пигмалион идеализировал свою Галатею.

Теперь его идеал – обычная женщина за столиком в кабаке. Но она не пьяница, она по-прежнему прекрасна. Она проходит между столиков, за которыми сидят пьяные мужики. И оставляет за собой нежный шлейф духов и туманов.

Блок любит не только женщину, но и свою родину – Россию. Для него она, как жена. Россия Блока – это деревни, леса, пригорки. Покосившиеся серые от дождей избы – нищая Россия. Но другой у поэта нет, и он её любит такой, какая она есть.

И если любовь к женщине непостоянна. Столкнувшись с реальностью, она исчезает. То любовь к родине не исчезнет никуда. И она подпитывает Блока своей силой. Именно в ней он черпает вдохновение.

Блок считал, что любовь не только спасёт мир, но и каждого человека в отдельности.

Другие сочинения: ← Хоровод муз (по творчеству Блока)↑ БлокТема революции в поэме Двенадцать →

Личный опыт каждого человека помогает выстроить понимание загадочного чувства, называемого любовью. Эта тема в литературе является самой многогранной. Мнение А.А. Блока об этом прекрасном чувстве менялось на протяжении всего периода творчества. Автор рос, развивался, и вместе с этими изменениями тема любви раскрывалась для него с разных сторон.

В его первых стихотворениях тема любви звучит с трепетом и восторгом. На тот момент он был влюблен в Любовь Менделееву, и все творения посвящал ей. Блок описывает абсолютно чистую любовь к прекрасной девушке, которую он не смеет нарушить близким знакомством. Герой Блока чаще всего наблюдает за девушкой со стороны. Поэт рисует идеальный, обожествленный образ, называет возлюбленную мадонной, пречистой девой. Блок видит любовь сквозь призму своих религиозных чувств – герой в стихотворениях преклоняется перед ней, как пред чем-то великим и в то же время прекрасным. Ранние произведения Блока более возвышенные, в них нет примитивности, приземленности. Тема любви у Блока строится на недосказанности, он дает читателю возможность задуматься над тайной бытия.

На протяжении творческого пути Блок пытался понять, что для него есть любовь, ведь на каждом этапе жизни она была разной.

2 вариант

Любовь - это одно из таких чувств, которому многие поэты посвящали огромнейшее количество своих стихотворений. Даже в настоящее время, время технологий, умной техники, никто не может объяснить – что же это за чувство? Как и откуда оно появляется? И почему после себя оставляет такую неизлечимую боль?

Александр Александрович Блок – один из самых именитых поэтов начала XX века. Является автором образа известной всем Прекрасной дамы. В творчестве поэта тема любви занимает важнейшее место. Все мысли, чувства, страдания лирического героя мы видим именно через эти сердечные стихи.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Начинал творческий путь Александр Александрович Блок сборником загадочных стихов о Прекрасной Даме, а завершил свое творчество произведением "Двенадцать".

Таким образом, сделаем вывод. Тема любви достаточно противоречива у Блока. В самом начале своего творчества поэт был вдохновлен образом идеальной дамы, а, уже немного повзрослев, увидел жестокую реальность. Однако, неизменно, оставалось у автора чувство любви лишь к Родине, придававшее ему силы.

Сочинение Любовь в творчестве Блока

Жизнь Александра Блока была трудной и витиеватой. И не для кого не секрет, что все свои эмоции и переживания, в том числе, и любовные, все поэты переносят на бумагу. Вот и Блок не исключение.

Его творчество можно разделить на 3 этапа, и все они связаны исключительно с женщинами, и его любви к ним.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Согласитесь. Это так похоже на трепетную юношескую влюбленность, робкую, иногда даже безответную.

Но и история любви поэта и его жены Людмилы оказалась палкой о двух концах. То ли не выдержав сложного характера Александра Александровича, то ли оони оба уже выросли из этих чувств, женщина уходит от него к на тот момент очень перспективному писателю Андрею Белому. И этим всем событиями видно отражение в творчестве Блока.

Александр Блок ушел из жизни весьма молодым, но он так и остается символом Серебряного века русской литературы.

Вариант 4

Александр Александрович Блок – поэт, который часто обращался к теме любви в своей лирике. Он был влюблен в Любовь Дмитриевну Менделееву, поэтому произведения искусства часто были посвящены именно этой женщине. В Прекрасной Даме сочиталась загадка, красота и гармония. Блок жил ожиданиями и желаниями, но боялся быть отвергнутым. Он любил как женщину, перед которой нужно преклоняться и которой нужно восхищаться. Его любовь к Менделеевой можно назвать неземным и божественным чувством.

Л.Д. Менделеева была для А.А. Блока чем-то сверхъестественным. Он восхищался этой женщиной, знал, что она близко, но в то же время понимал, что недосягаема. Именно возможность восхищаться женщиной и чувствовать, что она близко, дало начало многим шедеврам поэзии Блока. Он видел, как быт и будни меняют женщин в худшую сторону, поэтому хотел сделать все для своей возлюбленной.

А.А. Блок всегда на собственном жизненном пути мечтал найти свой идеал, родственную душу, но, к сожалению, ему так и не удалось найти ту, которая будет с поэтом и в радости, и в горе. Любовь Менделеева не выдержала, устала от божественной любви Блока и ушла от него к Андрею Белому. Несмотря на боль и разочарование, стихи великолепного Александра Блока остались.

Любовь к Менделеевой переплеталась с любовью к Родине в совершенных произведениях. Он хотел служить Родине, вопреки тому, что все его переживания и мысли были только о Прекрасной Даме. Александр Александрович взрослел, развивался, и его взгляды на жизнь кардинально менялись. Он не мог спокойно наблюдать за тем, что вокруг смерть, голод и страдания.

Блок искал пути к реальной жизни, на которых его ожидали разочарования, взрывы отчаяния, попытки пересмотра своих жизненных целей и т.д. Но поэту удалось доказать, что он – глубокий человек с большим сердцем. Александр Александрович Блок в своих произведениях показал, какой он человек, как он относиться к народу и любви. Он провел параллель между красивым, прекрасным и тем, что действительно важно: помощь народу, который так нуждается в спокойствии и мире.

Несмотря на то, что жизнь поэта-лирика оборвалась очень рано, популярность стихотворений Александра Александровича Блока не угасает и в наше время. Он всегда воспринимал все происходящее вокруг него чувствами. Поэтому его произведения искусства наполнены загадками, мистицизмом и имеют невероятную притягательность.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в творчестве Блока

Популярные сегодня темы

Каждый этап в природе значителен и уникален. Все с нетерпением ожидают зимних праздников. В сердце детей и взрослых чувствуется ощущение сказочного превращения. С трепетом встречается первый снег, после тёмных, дождливых, ненастных дней.

Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё ,что будет написано здесь – это моё личное мнение.

Максим Горький тот человек, который не стеснялся описывать жизнь такой, какая она есть на самом деле. Автор делает очень большое ударение на трудности и невзгоды, которые выпали на долю многих людей.

Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, – так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали

И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.

В ранних стихотворениях Блока настроение лирического героя отражают фи-лософию упадка. Ощущение тоски, усталости и отчаяния характеризуют многие стихотворения поэта (“Я стар душой”), но создается предощущение, что печаль и тягостные сомнения не исчерпывают жизнь, цель которой в постижении сверх личностного идеала. В лирике Блока настойчиво звучат мотивы “преддверья” перемен, движения к спасению.

удается избежать символистского упоения драмой безверия, настойчиво звучащей в стихотворениях К. Бальмонта и В. Брюсова 1900-х годов. Поэт находит идеал в преображающей жизнь любви.

В “Стихах о Прекрасной Даме” намечается оригинальное свойство блоковско-го восприятия мира – искренностытереживаний. Поэт не боится упреков в откровенности поэтического представления интимного мира, утверждая, что лишь любовь является источником познания мира: “Только влюбленный имеет право на звание человека”. Чувство, убеждает поэт, упраздняет эгоизм, приближает личность к абсолютным категориям Красоты и Добра, раскрывает божественную сущность мироздания и ценность человеческой жизни.

В цикле “Стихи о Прекрасной Даме” поэт возрождает идеал средневекового рыцарства, утверждает мысль о подвиге во имя чувства.

Эта готовность пожертвовать собой отличает Блока от таких поэтов-символистов, как Ф. Сологуб, И. Анненский, которые признавали в любви только реальность приносимых ею страданий. Лирический герой пересматривает традиции средневековой литературы. Тема подвига получает в поэзии Блока новой звучание: на смену мужественному служению идеалу приходят мотивы интуитивно-вдохновенного проникновения в чудо любви, ожидание и предощущения “тайного союза” с чув-ственной природой мироздания. Тем не менее ощущается, что Блок отдает явное предпочтение антиаскетизму.

Прекрасная Дама уничтожает “страх сердечный”, она поет “сладостно и нежно”, навеки “ласковые сны”.

Лирический герой Блока уходит из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые.

Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.

Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней:

Ворожбой полоненные дни Я лелею года, – не зови… Только скоро ль погаснут огни Заколдованной темной любви?

Но вскоре “прозрение” наступает само собой. Лирический герой уже восхищается красотой Прекрасной Дамы, боготворит ее. Но образ этот расплывчат, ведь он плод непрекращающихся фантазий героя. Он творит “Деву радужных ворот” только для себя, и зачастую в мифологизированном образе сквозят и земные черты:

Твое лицо мне так знакомо, Как будто ты жила со мной. …Явижу тонкий профиль твой.

Во всех стихотворениях цикла о Прекрасной Даме раскрывается необычайная одухотворенность лирического героя и самого поэта, утонченность души, бессменное желание познать истину существования, достичь высших целей. А любовь выступает как сила, обогащающая чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью.

Читайте также: