Сочинение на тему памятник пушкину в барнауле

Обновлено: 04.07.2024

У каждого народа есть свои памятники — символы национальной гордости и славы. Они — яркое свидетельство любви и уважения соотечественников к выдающимся писателям, ученым, героям.

На одной из шумных московских площадей 6 июня 1880 года был установлен памятник великому русскому поэту — Александру Сергеевичу Пушкину. Его открытие стало самым видным общественным событием в России конца XIX века, важной вехой в судьбе пушкинского наследия.

Интересна история создания памятника. Идея его возникла еще в 1837 году, сразу же после смерти Пушкина. Однако ей не суждено было сбыться, поскольку по традиции памятники устанавливали только выдающимся государственным деятелям.

Тем не менее постоянные ходатайства как чиновников Министерства иностранных дел, так и лицеистов пушкинского выпуска, поддерживаемых общественным мнением, вынудили в 1860 году правительство дать разрешение на сооружение памятника. При этом из казны не было выделено ни копейки. Был объявлен сбор денег и даже собрано около 30 тысяч рублей, но на этом дело и закончилось.

В 1880 году инициативу по созданию памятника Пушкину взял в свои руки воспитанник Царскосельского лицея Яков Карлович Грот. За десять лет он собрал 160 575 рублей, после чего объявил открытый конкурс проектов памятника. Победителем стал талантливый скульптор А. М. Опекушин.

После трех лет творческих исканий был утвержден окончательный проект, и Опекушин приступил к изготовлению гипсовой модели. Статую отливали на бронзолитейном заводе в Петербурге. Окончательно памятник, представляющий собой бронзовую фигуру Пушкина, установленную на гранитном постаменте, увидел свет через 5 лет.

В целом высота памятника составляет почти 11 метров. Пьедестал отличается лаконичной красотой: изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними — гирлянды литых лавровых листьев. Вокруг установлено четыре чугунных светильника.

Пушкин представлен одетым в сюртук и широкий плащ, его фигура выражает непринужденность и живость, поэтическую возвышенность образа. Голова поэта слегка наклонена, а взор задумчив, словно Пушкин погружен в свои мысли, обдумывает новое произведение.


Значительный толчок распространению монументальной пушкинской скульптуры по всей России дало празднование 200-летней годовщины со дня рождения великого поэта. В связи с этой датой был сооружен полнофигурный памятник А. С. Пушкину в г. Барнауле на пересечении ул. Пушкина и проспекта Ленина.

История этого памятника интересна и поучительна. Он создавался, как это принято было говорить некоторое время тому назад "методом народной стройки". Эта история подробно описана в книге "Пушкин и Поэт", изданной в Барнауле в 2000 году. Инициатором по сооружению памятника был Сергей Сорока (псевдоним Сергея Сергеевича Кротова).

За три года до юбилея в Барнауле был создан общественный фонд "Пушкин и Поэт", в который вошли писатели, артисты, художники. Был создан Попечительский совет фонда в составе представителей бизнеса, промышленных предприятий, образовательных учреждений. Оказала материальную помощь в становлении фонда и администрация г. Барнаула. Каждый житель города также мог принять участие в работе Пушкинского фонда, сделав денежный взнос.

В книге опубликованы подписные листы, в которых можно видеть личные взносы горожан самого различного достоинства - от десяти до нескольких тысяч рублей. Однако, это составило лишь часть необходимой суммы. Основные средства все же были выделены городской администрацией. Многие предприятия внесли свой вклад в виде бесплатного изготовления различных деталей памятника, оснастки для их изготовления и предоставления различных материалов. Скульптура отливалась на местном заводе "Трансмаш" отдельными частями, которые затем сваривались.

Создателем монумента является барнаульский скульптор, член Союза художников России Михаил Кульгачев, победивший в двух этапах конкурса. По словам автора, работая над моделью скульптуры, он просмотрел репродукции практически всех российских памятников, и во втором варианте его Пушкин из лирически задумчевого поэта, каким мы привыкли видеть его в бронзе, превратился в драматического. Художник считает, что такого образа Пушкина у нас в скульптуре нет, однако, следует сказать, что в выборе всей композиции памятника Михаил Кульгачев во многом следует работе Олега Комова, автора памятника Пушкину в Твери на набережной Волги.

В целом, памятник производит хорошее впечатление: ведь, оценивая художественные особености, мы невольно сравниваем его с лучшими известными образцами и, прежде всего, с выдающимися скульптурами А. М. Опекушина в Москве и М. К. Аникушина в Санкт-Петербурге.
Выполненная барнаульцами работа является удачной и служит не только данью памяти гению А. С. Пушкина, но и прекрасным украшением города, а также хорошим примером для подражания другим городам Сибири.

Пушкин и поэт. Как в Барнауле появился памятник солнцу русской поэзии?

- Многие барнаульцы не знают, что мысль об установке памятника Пушкину пришла именно вам. Сергей Сергеевич, почему вы задумались об этом?

- Чтобы установить памятник, нужны большие деньги, где вы их искали в то время?

Сначала я отправился в комитет по архитектуре, начальником которого был Сергей Боженко. Просто так он не принимал, только по записи. Записался на прием и в общей сложности ходил туда около трех лет, потому что он постоянно был занят. Потом уже вернулся к Баварину, мол, не продвигается ничего с памятником. Владимир Николаевич снова к Боженко отправляет, в этот раз тот ждал с открытой дверью. И дело немного сдвинулось.

- А кто стал автором самого памятника?

- Скульптор Михаил Кульгачев согласился поработать, правда, загнул цену. По сегодняшним деньгам он назвал 560 тысяч. Но что делать, я пошел опять искать деньги. И нашел человека, он занимался нефтепродуктами. Озвучил ему сумму в 650 тысяч рублей, прибавил на зарплату рабочим.

Работа, наконец, началась. Правда с плиткой вышла проблема. Все было готово, а плитка не доделана, потому что рабочие начали бастовать. Оказывается, им не заплатили зарплату. Я пошел разбираться в администрацию, там сказали, что нет денег, чтобы им платить. Нужно пять тысяч, если можешь найти – найди. И я нашел. Снова просил у Данелии.


- И когда все было готово?

- Почему? Вам не обидно?

- А были ли другие варианты памятника?

- Было много вариантов, но все они копировали московский, который находится на Пушкинской площади. Я предлагал сделать Пушкина, играющего в карты, чтобы все могли присесть к нему и поиграть вместе, но эту идею отклонили. Решили изобразить так. А Миша Кульгачев, кстати, делал его со сломанной правой рукой, но все равно, получилось хорошо.

- Это [композитора]Миши Старикова. Строчка из письма Пушкина Батюшкову. Какой-то профессор-филолог раскритиковал, мол, тире не поставлено. Но Пушкин сам так написал, читайте Пушкина!

-Теперь у памятника ежегодно вручаются пушкинские премии. Вы бываете на них?

- Меня туда ни разу не пригласили. Но после официальной части я, конечно, прихожу, читаем стихи.

- Это отдельная история. Меня из него исключили.

- Но ведь вы его создали?

- Да, и юрист говорит, что никто не имел права исключать, потому что я его открывал. Он посоветовал закрыть фонд. Чего бы это ни стоило, но памятник стоит. Уже 17 лет. В России, чтобы что-то сделать, надо долго жить. А сейчас мы затеяли новый памятник – [поэту]Николаю Рубцову. И будьте уверены, он появится в Барнауле.

В 1958 году закончил Сталинское педучилище, в 1959 – Барнаульский аэроклуб, в 1960 –Бузулукский Центр лётчиков истребителей, в 1963 – Сасовское лётное училище ГВФ, в 1969 – Кировоградскую школу высшей летной подготовки.

Маргарита Перегудова.

15 лет назад в Барнауле появился памятник солнцу русской поэзии – Александру Пушкину. Вместе с тем создавался он не благодаря, а вопреки обстоятельствам. И по праву считается самым народным памятником города, пишет "Вечерний Барнаул".

Сегодня 215-я годовщина со дня рождения великого русского поэта Александ- ра Пушкина. Ровно 15 лет назад, в честь 200-летия, в Барнауле был установлен памятник солнцу русской поэзии, зародивший в городе массу традиций: у его пьедестала проводятся Пушкинские чтения, вручаются награды юным поэтам, назначаются свидания, фотографируются молодожены. Это теперь нам кажется, что здесь ему самое место. Так думал и поэт Сергей Сорока, начавший в 1993 году кампанию по установке памятника певцу любви. За это Сороку в прессе прозвали не иначе, как "ходок по Пушкину". Сергей Сорока даже написал рассказ о том, как в одной алтайской деревне простой мужик поставил памятник Пушкину. Показал свое творение Марку Юдалевичу.

– Марк Иосифович решил, что история основана на реальных событиях, и предложил перевезти памятник в Барнаул, – рассказывает Сергей Сергеевич. – А я ему говорю: "Он же тяжелый". Проще новый поставить. Юдалевич согласился, и впоследствии его фигура имела значение в деле установки памятника Пушкину. Слово его было веским.

Но, как выяснилось, поставить памятник человеку в городе, где он никогда не жил и не бывал, – задача архисложная, даже если дело касается самого Пушкина. Идея начала приобретать реальное воплощение в середине 1990-х, когда о ней узнал градоначальник Владимир Баварин. Идею-то он одобрил, даже место согласился выделить, но сразу предупредил, что денег в бюджете нет. Тогда в Барнауле была создана инициативная группа из творческой интеллигенции, писателей, художников, актеров, предпринимателей. Среди них Марк Юдалевич, композитор Михаил Стариков, актер Театра драмы Михаил Переверзев, список можно продолжать. Возглавил группу главный архитектор Сергей Боженко. Поначалу он пытался продвинуть проект памятника в план краевых мероприятий к празднованию 200-летия поэта. Но в финансировании памятника было отказано. Тогда инициативная группа решила увековечить память Александра Сергеевича Пушкина самостоятельно.

– Думали, если к 200-й годовщине не успеем, то поставим памятник к 201- или 202-летию со дня рождения поэта, – рассказывает Сергей Боженко. – В итоге идею реализовали за два года целиком на пожертвования, кто помогал деньгами, кто материалами. На "Трансмаше" выделили помещение под мастерскую – огромную, с высокими потолками. Очень важно, чтобы скульптор мог в процессе работы оценить результат с различных ракурсов. Могу смело утверждать, что памятник Пушкину создан волей народа, талантом народа и на средства народа. В благоустройстве нам активно помогала администрация Барнаула и Центрального района. Озеленение сквера – это их заслуга.

С местом для памятника определились сразу – улица Пушкина подходила для этого идеально. Единственное, не было ясно, в какой именно точке внутри сквера будет стоять скульптура. Разные варианты рассматривались: угловая постановка, около тротуара на пересечении улицы Пушкина и проспекта Ленина. В конце концов сошлись на таком варианте: в глубине сквера, чтобы перед скульптурой было что-то наподобие авансцены.

Автором памятника является скульптор Михаил Кульгачёв.

– У меня было два варианта Пушкина, – рассказывает Михаил Алексеевич. – На первом поэт совсем молодой, стоит у своеобразного подиума, в одной руке у него шляпа, а второй он жестом предлагает занять его место. Но есть ли достойные? Эта работа отлита в бронзе и находится теперь в Художественном музее. Второй вариант, который стоит здесь до сих пор, мне и всей нашей инициативной группе показался более подходящим для того времени, для того места. Если в первом варианте Пушкин представлен в лучезарном образе, весь наполненный творчеством, то во втором он весь в себе. Поэт обхватил себя руками, как бы защищаясь от внешнего мира. Каждая деталь в этой скульптуре несет смысловую нагрузку. Даже перчатки. Одна рука у него обнажена, как будто он собирается пожать руку. Или наоборот, бросить перчатку обидчику…

– Времена-то были сложные, поэтому и образ поэта сложен, в чем-то даже агрессивен, – считает Сергей Боженко. – В других скульптурах по России Пушкин представлен больше в романтическом ключе, элегическом. Михаил Кульгачёв создал его в драматическом образе, и это было правильно. Вообще, в России памятников Пушкину мало. Бюсты есть, а вот полноценные круглые скульптуры в полный рост можно по пальцам перечесть.

Интересно, что создание самой скульптуры тоже продвигалось не без осложнений. Буквально на завершающем этапе Михаил Кульгачёв сломал руку. И что делать? Скульптуру доделывать надо, впереди ведь юбилей поэта. Михаил Алексеевич приладил к гипсу петлю из проволоки таким образом, чтобы можно было держать инструмент. Это позволило закончить работу вовремя.

Отливалась скульптура тоже на "Трансмаше", по частям. По словам Боженко, в создании памятника Пушкину весьма помог имеющийся опыт по установке памятника Шукшину, одним из авторов которого тоже был Михаил Кульгачёв.

– Технологический опыт изготовления круг- лой литой скульптуры из составных частей у нас уже был благодаря работе над памятником Шукшину, – поясняет Сергей Боженко. – Обычно такие скульптуры отливаются на столичных комбинатах типа Мытищинского завода художественного литья, Ленинградского экспериментального скульптурного комбината. Там цельное литье, а нам пришлось отливать частями. Если присмотреться к скульп- туре, то опытный глаз увидит горизонтальные швы, которые тщательно замаскированы.

Вообще, вклад в появление памятника Пушкину в Барнауле внесли сотни самых разных людей. Ограждение с балясинами изготавливали в экспериментальной фирме политеха. Авиапредприятие "Алтай" предоставило специальный инструмент – пневмомолоток, с помощью которого крепятся заклепки на самолет. В нашем случае этот инструмент использовали для чеканки отлитых из латуни деталей. Обычно отливки чеканят вручную, но на это потребовались бы месяцы работы, которых, увы, не было. На "Трансмаше" умельцы изготовили специальный огнемет, который заряжался песком для обработки поверхности скульптуры. Строительные фирмы помогали с фундаментом и опалубкой. Ну чем не народный памятник?

Уже через год после открытия памятника в Барнауле родилась традиция – 6 июня, в день рождения поэта, проводить на этом месте Пушкинские чтения. В первый состав комиссии на соискание Пушкинской премии входил Владимир Свинцов. В разные годы лауреатами Пушкинской премии становились: Елена Безрукова (сегодня член Союза писателей России, начальник управления Алтайского края по культуре и архивному делу), Татьяна Баймундузова (сегодня член Союза писателей России), Елена Вагнер, Евгения Клинк (сегодня редактор отдела поэзии журнала "Алтай"), Екатерина Рубцова, Михаил Пушкарёв, Светлана Конурова, Анастасия Радцева – участники программы "Одаренные дети России", лауреаты именных стипендий. Все они сегодня продолжают творческую работу, их поэтические произведения публикуются в журналах, выходят сборники стихов.

За год до установки скульптуры, 6 июня 1998 года, на ее месте был камень с надписью "Здесь будет возведен памятник Пушкину". Сегодня этот камень хранится у одного из меценатов инициативной группы.

Читайте также: