Личность и общество в творчестве пушкина сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Роман “Евгений Онегин” — центральное произведение А. С. Пушкина. С ним связан огромной важности поворот в творениях писателя и во всей русской литературе — поворот к реализму. В романе, по словам самого автора, “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. Роман Пушкина положил начало русскому социальному роману такими художественными обобщениями, как образы Евгения Онегина, Владимира Ленского, Татьяны Лариной. Все они — типичные представители дворянской молодежи того времени. Так, в образе Онегина автор обобщил все сильные и слабые стороны светского дворянства, неудовлетворенного действительностью, скучающего, но ничего не делающего, чтобы преодолеть эту скуку, ведущего праздную жизнь. Автор знакомит читателя с героем уже на первых страницах романа. Он подробно рассказывает о его воспитании, типичном для того времени: Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил. Monsieur l’Abbe, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя… Автор отмечает поверхностное образование, которое получали светские молодые люди. У Онегина, как у многих дворян того времени, отсутствует “глубина познаний”, по поводу которой иронизирует автор: Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих), Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм. Однако упоминание автором “нежданных эпиграмм” характеризует ироническую, язвительную направленность его разговоров. В легкой, шутливой форме сказано о других интересах Онегина: Он рыться не имел охоты В хронологической пыли Бытописания земли; Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. Эти строчки говорят об интересе героя к истории. Онегин не пишет стихов, что было типично для образованной молодежи того времени. О круге чтения героя мы можем судить по тому перечню, который нам приводит автор: Ювенал, Адам Смит, Овидий, Назон и другие авторы. Пушкин подробно описывает времяпрепровождение своего героя: Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут… Далее следует описание обеда в ресторане у Та1оп. Там ждет Онегина Каверин, гусарский офицер, славившийся во времена Пушкина участием в кутежах и дружеских попойках, член “Союза Благоденствия”. Упоминание его в качество приятеля Онегина помогает понять противоречивость облика самого Онегина. С одной стороны — пустота жизни светского человека, с другой — серьезное чтение и большие запросы ума, широкий круг интересов. Герой живет с опустошенной душой, все познав в жизни и устав от нее. Ни богатство, ни положение в обществе его не интересуют и не привлекают. Он протестует против окружающей его действительности, но ничего не делает, чтобы найти применение своим силам. Презирая свет, он, тем не менее, подчиняется его законам, предрассудкам окружающей среды. Именно среда сформировала убеждения, мораль и интересы героя. Роль Онегина в развитии социального конфликта сопоставима с ролью Татьяны Лариной. Ее характер, так же как и характер Онегина, показан в развитии. Она — типичная представительница поместного дворянства, воспитывалась в поместье родителей, среди русской природы и народной жизни. Семья Лариных — патриархальная дворянская семья, была верна “привычкам милой старины”. Большое влияние на формирование внутреннего мира героини оказала ее няня, прототипом которой послужила няня автора Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой девочкой: “В семье своей родной казалась девочкой чужой”. Она не любила играть со сверстницами, была погружена в свои думы и мечты. Пытаясь понять окружающий ее мир, она обращалась не к взрослым, у которых не находила ответа на свои вопросы, а к книгам: Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо. Близость к народу, к природе развили в ее душе такие качества, как душевная простота, искренность, безыскусность. От природы она была одарена: Воображением мятежным. Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным… Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пустоту жизни поместного дворянства; праздность, мишурность, блеск и пустота светского общества также ее не привлекают. Татьяна мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь смысл, высокое содержание, был бы похож на героев романтических романов, которыми она зачитывалась. Таким показался ей Онегин: “Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она пишет Онегину любовное признание, нарушая тем самым моральные и этические законы того общества и времени, первая признается в любви мужчине, но получает резкий отказ. Любовь принесла Татьяне одни страдания. Позже, читая в кабинете Онегина книги с заметками владельца, она открывает для себя новый мир, новых героев, осознает, что ошиблась, приняв Онегина за своего героя, но сердцу не прикажешь. Мы вновь встречаемся с Татьяной в Петербурге, когда она стала “равнодушною княгиней, непреступною богиней роскошной, царственной Невы”, перед которой все преклоняются. Но ее нравственные правила по-прежнему тверды и неизменны. В высшем свете она по-прежнему одинока. Говоря с Онегиным, она высказывает свое отношение к светской жизни: Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище…
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее раскрывается глубина характера героини. Она остается верна своему супружескому долгу, несмотря на то что все еще продолжает любить Онегина. Оба героя: и Онегин, и Татьяна — глубоко страдают. Автор в романе подводит читателя к мысли, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут, его моралью. Все герои являются порождением определенной эпохи и среды, типичными их представителями. Заслуга Пушкина в том, что он сумел в своем романе в стихах вывести подлинные образы русских людей первой четверти XIX века.






Удивительное чувство охватывает душу, когда берешь в руки томик стихов Александра Сергеевича Пушкина. Этому волшебнику подвластно все. Нет такой темы, формы или жанра, в котором бы ни творил художник. Но более всего меня привлекает лирика поэта. О серьезных философских вещах он говорит с такой прелестной легкостью! Его стихи завораживают красотой формы и звучанием и при этом не теряют глубины содержания.

Обратимся к поздней лирике поэта, когда он, многое пережив, потеряв близких друзей, переосмысливает пройденный путь, но почему-то не мечтает о будущем. Что это? Гениальное предчувствие близкой кончины или понимание, что все самое прекрасное и светлое уже свершилось в его жизни? Очень показательно для этого периода стихотворение “Полководец”, посвященное Барклаю де Толли:

Но в сей толпе суровой

Один меня влечет всех больше. С думой новой

Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу

С него моих очей. Чем долее гляжу,

Тем более томим я грустию тяжелой.

О, вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Поэт размышляет о превратностях судьбы этого воина. Так случилось, что беды и несчастья нашествия Наполеона народ пытался объяснить неумелым командованием чужака — Барклая. Автор понимает ошибочность суждений простых людей:

О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколенье

Поэта приведет в восторг и в умиленье!

Не о себе ли тут рассуждает автор? И его не всегда понимали современники. Не всякому дано оценить масштаб личности, понять гения. Хотя Пушкина при жизни называли “солнцем русской поэзии”, но в конце пути у Александра Сергеевича появилось много завистников, злопыхателей, готовых охаять творения поэта, отравить его жизнь, заставить страдать и без того не очень - то счастливого и благополучного художника.

Пушкин был мудр, как всякий гений, но и по-детски беззащитен, с открытыми людям сердцем и душой. Он страдал из-за черствости, несправедливости и клеветы окружающих. Очень часто поэт уносился воспоминаниями в прошедшие годы юности, когда был счастлив, молод, окружен друзьями. В стихотворении “Осень” звучит мотив воспоминаний о “золотом времени”, о прекрасной поре осени, когда поэту работалось легко и радостно, возрождалось вдохновение.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн…

Поэзия А. С. Пушкина вечно молода, таланту не дано стареть, годы не властны над ним.

Философской лирике Пушкина свойственны рассуждения о бренности жизни, несвоевременности прихода человека в мир, о многих несправедливостях, подстерегающих его на и без того коротком и не всегда безмятежном пути. Поэтому тема дороги очень часто возникает в лирике поэта. В стихотворении “Зимняя дорога” слышатся мотивы заунывной ямщицкой песни, видятся бесконечные просторы России, навевающие тоску:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Ни огня, ни черной хаты,

Только версты полосаты

Стихотворение “Бесы” шире и глубже трактует эту же тему: дорога завораживает и уводит в неведомые дали. Это путь не только лирического героя, но и России в целом.

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Быстротечность жизни — еще один мотив философской лирики поэта. Он предвидит свою раннюю гибель и как может сопротивляется, но судьба неотвратима. Стихотворение “Элегия” полно противоречивых чувств и переживаний. Боль и тоска преодолеваются неукротимой жаждой жизни.

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе, чем старе, тем сильней.

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Во многих стихотворениях Пушкин обращается к читателю от первого лица, поэтому произведение воспринимается как написанное только и непосредственно для читающего. Неувядаемая, прекрасная, радостная и печальная лирика будит в человеке самые возвышенные чувства, делает нас лучше, добрее, что в конечном итоге является главной задачей и целью творчества любого художника.

Роман "Евгений Онегин” - центральное произведение А. С. Пушкина. С ним связан огромной важности поворот в творчестве писателя и во всей русской литературе — поворот к реализму. В романе, по словам самого автора, "отразился век и современный человек изображен довольно верно”.
Роман Пушкина положил начало русскому социальному роману такими художественными обобщениями, как образы Евгения Онегина, Владимира Ленского, Татьяны Лариной. Все они - типичные представители дворянской молодежи того времени.
Так, в образе Онегина автор обобщил все сильные и слабые стороны светского дворянства, неудовлетворенного действительностью, скучающего, но ничего не делающего, чтобы преодолеть эту скуку, ведущего праздную жизнь.
Автор знакомит читателя с героем уже на первых страницах романа. Он подробно рассказывает о его воспитании, типичном для того времени:

Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l'Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя.

Автор отмечает поверхностное образование, которое получали светские молодые люди. У Онегина, как у многих дворян того времени, отсутствует "глубина познаний”, по поводу которой иронизирует автор:

Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.

Однако упоминание автором "нежданных эпиграмм” характеризует ироническую, язвительную направленность его разговоров. В легкой, шутливой форме сказано о других интересах Онегина:

Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

Эти строчки говорят об интересе героя к истории. Онегин не пишет стихов, что было типично для образованной молодежи того времени. О круге чтения героя мы можем судить по тому перечню, который нам приводит автор: Ювенал, Адам Смит, Овидий, Назон и другие авторы. Пушкин подробно описывает времяпрепровождение своего героя:

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.

Далее следует описание обеда в ресторане у Та1оп. Там ждет Онегина Каверин, гусарский офицер, славившийся во времена Пушкина участием в кутежах и дружеских попойках, член "Союза Благоденствия”. Упоминание его в качество приятеля Онегина помогает понять противоречивость облика самого Онегина. С одной стороны - пустота жизни светского человека, с другой - серьезное чтение и большие запросы ума, широкий круг интересов. Герой живет с опустошенной душой, все познав в жизни и устав от нее. Ни богатство, ни положение в обществе его не интересуют и не привлекают. Он протестует против окружающей его действительности, но ничего не делает, чтобы найти применение своим силам. Презирая свет, он, тем не менее, подчиняется его законам, предрассудкам окружающей среды. Именно среда сформировала убеждения, мораль и интересы
героя.
Роль Онегина в развитии социального конфликта сопоставима с ролью Татьяны Лариной. Ее характер, так же как и характер Онегина, показан в развитии. Она - типичная представительница поместного дворянства, воспитывалась в поместье родителей, среди русской природы и народной жизни. Семья Лариных - патриархальная дворянская семья, была верна "привычкам милой старины”. Большое влияние на формирование внутреннего мира героини оказала ее няня, прототипом которой послужила няня автора Арина Родионовна.
Татьяна росла одинокой девочкой: "В семье своей родной казалась девочкой чужой”. Она не любила играть со сверстницами, была погружена в свои думы и мечты. Пытаясь понять окружающий ее мир, она обращалась не к взрослым, у которых не находила ответа на свои вопросы, а к книгам:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.

Близость к народу, к природе развили в ее душе такие качества, как душевная простота, искренность, безыскусность. От природы она была
одарена:

Воображением мятежным.
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.

Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пустоту жизни поместного дворянства; праздность, мишурность, блеск и пустота светского общества также ее не привлекают.
Татьяна мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь смысл, высокое содержание, был бы похож на героев романтических романов, которыми она зачитывалась. Таким показался ей Онегин: "Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она пишет Онегину любовное признание, нарушая тем самым моральные и этические законы того общества и времени, первая признается в любви мужчине, но получает резкий отказ. Любовь принесла Татьяне одни страдания. Позже, читая в кабинете Онегина книги с заметками владельца, она открывает для себя новый мир, новых героев, осознает, что ошиблась, приняв Онегина за своего героя, но сердцу не прикажешь.
Мы вновь встречаемся с Татьяной в Петербурге, когда она стала "равнодушною княгиней, непреступною богиней роскошной, царственной Невы”, перед которой все преклоняются. Но ее нравственные правила по-прежнему тверды и неизменны. В высшем свете она по-прежнему одинока. Говоря с Онегиным, она высказывает свое отношение к светской жизни:

Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее раскрывается глубина характера героини. Она остается верна своему супружескому долгу, несмотря на то что все еще продолжает любить Онегина. Оба героя: и Онегин, и Татьяна - глубоко страдают. Автор в романе подводит читателя к мысли, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут, его моралью. Все герои являются порождением определенной эпохи и среды, типичными их представителями. Заслуга Пушкина в том, что он сумел в своем романе в стихах вывести подлинные образы русских людей первой четверти XIX века.

Проблема личности и государства проходит через большинство произведений Александра Сергеевича. Его творчество можно разделить на две категории: до ссылки и после от этого и зависит отношение самого писателя к государству.

Во времена до ссылки Пушкин демонстрировал несовершенство государственного устроя и к проблемe справедливости через образ правителя. Поэт хотел, чтобы у каждого человека была свобода. Чего стоит его стихотворение "к Чаадаеву". Последние сроки его способны надолго закрепиться в голове, невозможно сосчитать, скольким людям они дают мотивацию каждый день.

.
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

В современной России этот отрывок можно спроецировать на ситуацию с нашими органами управления и наказания, по сей день его изучают в школах, какое же он значение имеет в истории России.

Второй этап творчества Пушкина начинается, когда он проходит ссылку в Михайловском, после которой, поэт осознает, что цельной свободы для каждого не существует, потому что всегда будет угнетенный чужой свободой. К Александру Сергеевичу постепенно приходит мысль, что именно народ управляет и должен управлять властью. По его мнению победа на той стороне, на чьей находится народ. Данная мысль прошла через произведение "Борис Годунов". Эта идея перестала бы быть просто идеей, теорией из книг, на примере восстания декабристов, только взялось одно но. Неуверенность народа. Это был главный камень преткновения, это и помешало выразить недовольство власти, и народ проиграл…

В дальнейшие же годы Пушкина сильно трогает проблема "маленького человека", и рассматривается в множестве произведений: "Станционный смотритель", "Повести Белкина" и главный пример данной темы - "Медный всадник", восхваляющей Петра Первого, среди ключевой проблемы - отношение народа с властью. И снова личность проигрывает.

К сожалению, великий поэт ушел слишком рано, кто знает, что Александр Сергеевич еще мог дать нам, но мы точно знаем, благодаря его произведениям мы уже можем сделать вывод относительно так необходимого нам вектора развития, но, к сожалению, и по сей день люди боятся всего, что мешает развитию нашей страны. Возможно, когда-нибудь в будущем, народ научиться брать волю в кулак и противостоять проблемам сообща. Будем надеяться, что так и будет!

Вариант 2

Правители забыли главный закон – закон равенства и справедливости. Но в жизни такого не бывает никогда! Только в наивных идеях социалистов-утопистов!

Но поражение декабристов наводит его на мысль, что народ ещё не готов управлять государством. И декабристы были очень далеки от народа. Они не рассматривали его, как основную силу свержения власти. Решили, что это могут сделать только военные. Поэтому, в оторванности от народа, все попытки свергнуть государя обречены на провал.

Русский народ долго раскачивается, но быстро действует. Не заметит государь, как и слетит с трона.

Далее он задумывается о судьбе простых русских людей, их взаимоотношении с властью.

Поэтому, в одиночку бороться с государством – изначально обречено на провал. И все протесты одиночки бессмысленны. Интересная мысль – Пушкин почти додумался, что для свержения самодержавия нужно объединиться в сильную мощную силу.

Также читают:

Картинка к сочинению Личность и государство в творчестве Пушкина

Популярные сегодня темы

Одним из ребят у костра был Ильюша, которому было около двенадцати лет. Мальчик с неяркой внешностью и вытянутым лицом. Он имел горбатый нос, плохо видел: сидя у костра, он постоянно щурился.

Петербург во всех произведениях наших классиков издавна несет в себе историческое наследие и важнейший образ – личность, когда и кем он не был описан. Будь то Пушкин, Гоголь, Лермонтов или другие поэты и писатели нашей классики.

Писатель в данном произведении раскрывает крайне острую проблему, которая существовала в то время, так как иногда очень талантливые люди не имели возможности проявить свой талант так, как это бы им хотелось сделать

Все сильные чувства, пережитые творцом, зачастую отражаются в его произведениях. Ярким примером служит поэт Маяковский, в стихах которого особое место занимает любовная лирика

Чудо – это такое необыкновенное явление, которое вызывает удивление и восхищение. Чудеса привлекают людей во всём мире, люди стремятся к ним. Проверим данное утверждение на примерах.

Читайте также: