Как писать сочинение по публицистическому тексту егэ 2021

Обновлено: 08.07.2024

Всем известно, что в 2019 году глобально изменились требования к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку. В прямом смысле глобально. Но все изменения полностью актуальны и для 2020 года, и для 2021 года.

Если вы еще не в курсе, то стоит почитать эти материалы:

Поэтому все прежние материалы и наработки стали практически бессмысленными и бесполезными :(

Но не стоит отчаиваться! Мы подготовили для вас СВЕЖИЕ и АКТУАЛЬНЫЕ примеры сочинений, которые написаны уже по новым критериям 2019 года и даже ПРОВЕРЕНЫ экспертами. Каждый пример сочинения содержит экспертную оценку, комментарии и баллы, которые сочинение имеет шансы получить на реальном ЕГЭ.

Листайте ниже - там будет PDF документ с 50 примерами сочинений на 21-23 балла в формате 2019-2021 годов! Хотя зачем листать? :) Вот ссылка. Смотрим, изучаем, учимся, комментарии оставляем ниже!

Видеоразбор с примером по тексту Распутина, Про детство

ТЕКСТ по Солоухину

(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.

(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.

(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.

(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

(По В.А. Солоухину*)

Сочинение №1 на 23 балла

В предложенном для анализа тексте В.А. Солоухин поднимает проблему родительского самопожертвования.

Рассуждая над проблемой, автор приводит два взаимодополняющих примера.

Так, например, самка выхухоли пытается спасти своих детенышей, утопающих в крошечной ямке с дождевой водой. Солоухин подчеркивает, что, несмотря на близкое присутствие человека, пугливая выхухоль не оставляет своих детенышей, а, рискуя своей жизнью, старается спасти их.

Далее автор примеряет ситуацию на себя и рассуждает о родительском героизме во время войны. Писатель говорит о том, что если случится такое страшное событие как война, то и он будет из последних сил стараться спасти своих детей. Это говорит о том, что любой родитель будет готов пожертвовать своей жизнью, если почувствует, что детенышам грозит опасность.

Авторская позиция такова: родительское самопожертвование- удивительное явление, присущее всем живым существам.

С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, и в реальной жизни можно встретить примеры родительского самопожертвования. Мне не раз удавалось видеть, как кошка самозабвенно защищает своих котят от целой своры собак. В отечественной истории тоже достаточно историй о том, как самозабвенно и героически родители жертвовали собой, чтобы сохранить жизнь своему ребенку.

Можно сделать вывод о том, что родительское самопожертвование удивительное, ни с чем не сравнимое, явление.

Сочинение №2 на 22 балла

Как проявляется любовь матери к своим детям? Над этим вопросом нам предлагает задуматься В. А. Солоухин.

Автор, на примере животных, дает нам понять, что материнские чувства проявляются в готовности отдать жизнь за собственных детей.
Я полностью согласна с позицией автора, только родитель, не задумываясь ни на минуту, способен на самопожертвование ради защиты своего потомства, в этом и проявляется его любовь. Этому есть множество доказательств в истории и литературе. Например, во времена блокады Ленинграда, когда был жуткий голод, женщины отдавали часть своей порции детям, не ели, прятали и выносили хлеб с заводов, хотя это и каралось, но ни одна из них не могла дать умереть ребенку голодной смертью.

Таким образом, любовь матери проявляется в готовности защищать детей, жертвовать собой для сохранения их жизни.

Сочинение №3 на 22 балла

В чем проявляются материнские чувства? Над этим вопросом размышляет В. А. Солоухин.

Итогом данных размышлений становится такая позиция В. А. Солоухина: материнские чувства проявляются в готовности пожертвовать собой ради помощи своим детям.

С точкой зрения автора трудно не согласиться. Я также считаю, что материнские чувства – это прежде всего способность пойти на огромные риски во благо своих детей.

В подтверждение своей позиции приведу пример из истории. Вспомним случай, произошедший во время одного из бунтов конца 17 века. Тогда разъярённые стрельцы подошли к дворцу, где находились Наталья Нарышкина, Петр Алексеевич и Иван Алексеевич, полагая, что Ивана убили. Наталья, опасаясь за жизнь своего сына, Петра, пошла на огромный риск, выйдя к толпе солдат и показав Ивана. Нарышкиной в этот момент руководили только родительские чувства, что позволило ей совершить столь отважный поступок.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: действительно, материнские чувства часто проявляются в самопожертвовании, героизме и отваге.

Сочинение №4 на 23 балла

Насколько сильна родительская любовь? Этот вопрос предлагает осмыслить читателю В.А. Солоухин.

Размышляя над проблемой, автор вспоминает случай из своей жизни. Во время прогулки Солоухин стал свидетелем того, как выхухоль пыталась спасти своих детёнышей, попавших в яму из-за сильного паводка, и даже «держалась на воде

Позиция автора ясна. Солоухин считает, что родительская любовь невероятно сильна, так как ради своего ребёнка родитель готов пойти на всё, в том числе и на самопожертвование.

Таким образом, любовь родителей к своим детям безусловна и самоотверженна.

Сочинение №5 на 22 балла

В чем же проявляется родительская любовь? Именно над этим вопросом предлагает задуматься своим читателям В.А. Солоухин.

Автор повествует нам о детёнышах выхухоли, которые попали в беду во время паводка. Их мать, услышав зов своих детей, поспешила на помощь, даже не боясь находившегося рядом человека. Этим самоотверженным поступком писатель показал

истинную любовь животного к своим малышам. Даже человек, представлявший опасность для небольшого зверька, не помешал выхухоли плыть к детям, чтобы спасти их. Именно так Солоухин представлял настоящие материнские чувства.

Позиция автора такова: родительская любовь проявляется в защите своих детей в случае опасности, готовности отдать свою жизнь за жизнь ребенка.

Таким образом, любовь родителя проявляется в полной готовности поддержать своё дитя в трудной ситуации, вызволить из опасности.

Смотреть в PDF:

БОНУС - пример сочинения по Солоухину - ПРО РОДИНУ

Тема: "Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению-рассуждению".

Цели:

  • подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена:
  • научить понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
  • логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

Задачи:

  • научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;
  • аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Оборудование урока: книги для подготовки к ЕГЭ, персональный компьютер, карточка с текстом, текст сочинения, критерии оценивания. Презентация.

ВложениеРазмер
11kl.podgotovka_k_sochineniyu_rassuzhdeniyu_po_tekstu_v_formate_ege.pptx 158.11 КБ
11kl.podgotovka_k_sochineniyu_v_formate_ege.docx 52.15 КБ
prilozhenie_v._p._nekrasov.gorod_gorit.docx 17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель сегодняшнего урока: продолжить подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ: отработать умение составлять композицию сочинения-рассуждения, делить текст на абзацы.

Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово. В. Литвинов

Повторим теорию 1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ? 2. А сколько баллов из 56 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по тексту? 3. Каков должен быть объём сочинения? 4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы? 5. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту? 6. Обратимся к критериям оценивания задания 27. Категорически запрещается: Просто пересказывать текст, не анализируя его. Использовать в анализе большое количество цитат. Если много цитат, их могут вычеркнуть из общего количества слов.

№ Критерии оценивания ответа на задание 27 Баллы I Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста 1 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 5 К3 Отражение позиции автора исходного текста 1 К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста 1

Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их. Проблема. Смысловая связь. Своя позиция и её обоснование. Позиция автора. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия. Заключение. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

Проверим себя Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6): Проблема (К1 – 1 б.) Первый аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б). Смысловая связь примеров (1 б). Второй аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б.) итого К2 – 5. Позиция автора (К3 – 1.) Своя позиция и её обоснование. (К4 - 1 б.) Заключение (К5 - 2 б.) (К6 – точность, выразительность речи - 2 б.) Советы: Не забывайте каждую часть начинать с новой строки. Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.

Что такое проблема? Пробле́ма (др.-греч.π ρό βλημα) в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос , требующий изучения, разрешения; задача, требующая исследования. Проблема – вопрос, который поднимает автор текста, на который ищет ответ, задача, которую он решает. Понимание исходного текста –важнейшее условие успешного выполнения задания, проверяющего умение адекватно воспринять проблематику текста (какие вопросы/вопрос ставятся в тексте?). При этом не допускается искажений не только основной, но и второстепенной информации, содержащейся в тексте (если автор сочинения касается ее) => основным источником информации о понимании текста экзаменуемым становится (К2 –5 баллов)

Вспомним алгоритм работы с текстом. Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию. Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией. Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её. Шаг 4. Напишите заключение.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять. Сравните формулировки проблем. В данном тексте В. П. Некрасов поднимает проблему неспособности искусства отразить чудовищную реальность военных дней. 2. В тексте В. П. Некрасова поднимается проблема силы воздействия на человека произведения искусства и суровой реальности. 3. Почему невозможно отразить на картине страшную правду войны? Какое воздействие оказывают на человека произведение искусства и картины реальности? Над этими вопросами размышляет автор предложенного для анализа текста. 4. Что такое искусство? Какую роль оно играет в жизни человека?

1. Какие трудности возникли по ходу урока? 2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока? 1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу. 2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка. 3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Прочитайте текст и напишите по нему сочинение.

(По В.Тимофееву)

- Сформулируйте и запишите авторскую позицию и проблему данного текста.

- Подумайте, какие примеры из текста помогают нам понять главную мысль.

- Напишите сочинение в формате ЕГЭ по данному тексту.

Работая над сочинением, можно использовать данный ниже материал.

Структура сочинения и клише

(ФИО) ставит / выдвигает проблему (чего?) ________________

Что (как, почему, зачем, какой, ли) __________? Над этим вопросом размышляет (ФИО).

2. Комментарий 1

Переход и связка

От первой части ко второй необходим логический переход. Если вы здесь же решили обозначить и смысловую связь между первым и вторым комментарием, то можно использовать такие клише:

· Раскрывая проблему, автор противопоставляет…

· Раскрывая проблему, автор сравнивает (сопоставляет)…

· Раскрывая проблему, автор рассказывает о двух (героях, случаях, событиях)…

· Раскрывая проблему, автор размышляет о том… и о том…

Если смысловая связь у вас будет между комментариями, то в этом месте сочинения делайте просто переход от первого абзаца ко второму при помощи такого клише:

· Раскрывая проблему, автор рассказывает (повествует, рассуждает, размышляет, описывает)…

Далее следует сам комментарий. Клише

Чтобы сделать из пересказа комментарий, используйте такие клише:

ФИО (автор, писатель, публицист, он)

НЕ забудьте сделать мини-вывод из первого примера. Клише для мини-вывода:

· Мы видим (понимаем), что (как, насколько, почему, для чего)…

3. Комментарий 2

Между второй и третьей частью нужно сделать переход и обозначить смысловую связь (если вы этого не сделали перед первым комментарием). Можно воспользоваться такими фразами:

· Формулируем вопрос и дальше пишем: "На этот вопрос дает ответ автор. Он считает, что…"

· Эти события (это наблюдение, этот факт, эта ситуация) заставляют автора задуматься о… (наталкивает автора на размышления о…);

· Совсем по-другому поступает (ведет себя)…

Далее снова следует сам комментарий и мини-вывод. Клише для них такие же, как для первого (повторяться не буду).

4. Смысловая связь

Комментируем смысловую связь между примерами. Можно это сделать таким образом:

· Оба приведенные мною примера свидетельствуют о том, что…

· Оба примера позволяют автору раскрыть тему… и привлечь внимание читателя к важной проблеме…

· Это противопоставление (сравнение) помогает нам понять.

5. Авторская позиция

Автор (писатель, публицист или ФИО) считает, что…

Авторская позиция такова: …

6. Собственная позиция

Нельзя не согласиться с этой позицией, так как ____.

Я разделяю точку зрения автора, поскольку _____.

Далее необходимо обосновать свое мнение. Это можно сделать двумя способами: привести конкретный пример или продолжить развивать мысль автора своими размышлениями.

Клише для конкретного примера:

Приведу пример из жизни (книги, кино). Краткое описание ситуации. Анализ ситуации. Мини-вывод.

Возможные направления для собственного размышления:

Вопрос – ответ на него.

Завершая свое рассуждение, отмечу: _____.

Возможные направления для вывода: надо; следует; нельзя; было бы хорошо, если бы … ; нам надо задуматься о … ; каждый из нас может … .

В чем причина того, что в богатой природными ресурсами и обладающей интеллектуальным потенциалом стране большая часть населения прозябает в бедности? Именно этот вопрос волнует публициста В.Тимофеева.

Размышляя над проблемой, автор говорит о равнодушии, невнимании, пренебрежении к человеку, существующему в нашей стране. Такое положение вещей он называет “страшной социальной болезнью”, и ее симптомы - “неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери”, равнодушие - повсюду. Тимофеев сетует на то, что о человеке не думают ни когда строят дома, ни когда запускают очередную ракету. Человек нужен “ в качестве некой полезной функции”. К сожалению, мысли автора реалистичны. Действительно, с нуждами и интересами рядового человека у нас не принято считаться.

Развивая свою мысль, писатель показывает следствие такого отношения: “. и человек перестает заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живет рядом с ним…”. Мы понимаем, что в подобной ситуации срабатывает принцип “бумеранга”: как ты ко мне, так и я к тебе. Не ощущая своей нужности, значимости, человек превращается в равнодушного, пассивного созерцателя.

Таким образом, в первом примере-иллюстрации из текста показана причина, вызвавшая недоверие и равнодушное отношение человека к стране, в которой он живет. Понимая, что те, кто должен заботиться о нуждах и проблемах своих граждан, этого не делают, что в любой момент тебя могут обвинить в том, в чем ты не виновен, что принцип “кто сильнее, тот и прав” во многом определяет образ жизни, человек теряет веру во все хорошее. Он начинает думать, что подлость, обман, равнодушие, презрение к слабому - это норма.

Позиция автора обозначена четко: причина бедности населения в неуважении к человеку. “Надо сделать человека высшей ценностью”, - считает В.Тимофеев.Трудно с этим не согласиться. Действительно, когда самый незаметный человек увидит, что все, что делается вокруг, делается с мыслью о нем, когда отношение к нему станет человеческим, тогда и он повернется лицом к родному государству и будет трудиться на благо тех, кто находится рядом. И как мне кажется, начинать надо с себя. Мы всё думаем: “А что я один могу?” Можем! Вспомните героя романа Б.Васильева “Не стреляйте белых лебедей!” Егора Полушкина. Он всегда относился к делу с душой, чтобы не стыдно было перед людьми, чтобы окружающие радовались, глядя на его работу. “Для людей ведь”, - говорил Егор и получал необычайное наслаждение, если удавалось сделать приятное человеку.

Завершая свое рассуждение, отмечу, что жизнь наша изменится к лучшему только тогда, когда лозунг “Все во имя человека, все для блага человека” перестанет восприниматься нами как лозунг, а станет нормой жизни.

Сочинение на ЕГЭ — одна самых сложных частей экзамена. В 2021 году планируются изменения формулировки задания и критериев оценки письменной работы. Кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова Андрей Нарушевич рассказал о грядущих изменениях и о том, как к ним успешно подготовиться.

В первую очередь необходимо посмотреть на формулировку задания. Цветом выделены изменения в задании для этого учебного года.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её . Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Сочинение с каждым годом все меньше и меньше становится похожим на сочинение. Чем больше критериев предъявляют, тем сложнее ученикам писать ученикам эту работу и экспертам ее оценивать. Однако, типичная композиция сочинения не изменилась.

Шаг 1. Сформулируйте проблему и позицию автора по этой проблеме

Таким образом, мы находим несколько проблем, которые автор поднимает в этом тексте. Если проблем в тексте несколько, нужно выбирать ту, которая охватывает большую часть текста. Именно в этом случае мы сможем подобрать нужное количество примеров.

Русский язык. Трудные задания ЕГЭ. Пишем сочинение на основе текстов повышенной сложности

Три причины заниматься по этой книге: понять сложный материал и научиться писать сочинения-рассуждения; не допустить типичных ошибок при написании сочинения-рассуждения; проверить уровень своей подготовки, используя ключи и ответы для самоконтроля. Учебное пособие при одновременном использовании с другими пособиями для подготовки к ЕГЭ поможет обучающимся добиться максимального индивидуального результата на экзамене по русскому языку.

Шаг 2. Работа над комментарием

Комментарий — это анализ текста под углом зрения сформулированной проблемы. В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса (проблемы) приходит к определенному ответу (позиции автора). Мы будем искать в тексте примеры, пояснять и анализировать смысловые отношения между ними. Логика комментария — это всегда движение от вопроса к позиции автора.

Комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

Алгоритм построения комментария

  1. Найдите в тексте 2 примера, важных для понимания сформулированной проблемы.
  2. Продумайте, в чем значение этих примеров для раскрытия мысли автора.
  3. Укажите смысловую связь между примерами и проанализируйте её.

Пример-иллюстрация — это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.

Пример: Что говорит автор? Что делает герой?

Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает?

Должно быть два таких примера в структуре комментария.

Мы берем пример из текста и начинаем его анализировать, и нам нужно правильно на него сослаться. Способов отсылки к примеру довольно много. Это и указание номера предложения, что, к сожалению, не украшает текст. Более убедительный способ отсылки — цитирование, однако здесь нужно уделить особое внимание пунктуации. Используя косвенное цитирование, мы можем сократить, передать мысль автора в целом.

Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д.

Это очень важно, так как оба этих задания будут отдельно оцениваться экспертами. В случае, если неверно будет указана связь, но правильно проанализирована — ученик потеряет один балл. А вот если она будет указана верно, но неверно проанализирована — уже два балла. В приоритете остается анализ смысловой связи между примерами.

Смысловых связей между примерами-иллюстрациями очень много, основных восемь. Проблема в том, что их великое множество, как и текстов для итоговой аттестации. И назвать любую из них бывает достаточно проблематично.

типы связи.jpg

Сочинение в таблице.jpg

Кажется, что, когда сочинение вписано в таблицу, все четко и хорошо. Однако, когда ученики вписывают сочинение таким образом, они начинают терять понимание, что пишут связный текст.

Шаг 3. Отношение к позиции автора

Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к позиции автора

Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения. Если ученик не сформулировал позицию, то он получит 0 баллов и по К3, и по К4. Обоснование может быть произведено с опорой на художественное или научное произведение, либо на основе наблюдения над жизнью или с опорой на собственный опыт.

Цельный алгоритм работы с текстом

Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.

Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров, укажите и проанализируйте смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.

Для наглядности привожу текст сочинения ЕГЭ по новому формату 2022 года с выделением основных элементов. Это сочинение написано перед экзаменом одной из моих учениц и заслуживает высшего балла. На него можно ориентироваться при подготовке к экзамену.

(8)Но случилось так, что накануне отъезда у Юрия вытащили из кармана бумажник, в котором были почти все оставшиеся деньги, а главное — билеты на самолёт. (9)Юрий оказался в сложном положении: в чужом городе, с ребёнком, без денег, без билетов, без единой знакомой души; по карманам он нашарил какую-то мелочь, сущие пустяки.

(21)А с билетами ничего не получилось. (22)Девушка в окошке потребовала, чтобы Юрий внёс полную стоимость билетов. (23)Обескураженный, за руку с мальчиком, вернулся он на площадь перед аэровокзалом. (24)До ближайшего автобуса в город ждать было ещё порядочно.

(28)Недалеко от скамейки, где они сидели, остановилась легковая машина.

(37)Человек подошёл ближе.

— (38)Это вы? — спросил он с грузинским акцентом.

— (39)Это я, — ответил Юрий. — (40)А что вам надо?

—(41)Ой, как я рад, что это вы! (42)Я — Ираклий Пимениди, не узнали?

(43)Я вас сегодня в такси возил, помните?

— (44)Конечно, помню, — приходя в себя, сказал Юрий.

— (45)Ну как, вам билеты восстановили?

— (46)Нет, предложили купить новые.

(47)Ираклий пощёлкал языком:

— (48)Ай-яй, беда какая! (49)И что будете делать?

— (50)Пока не знаю — что-нибудь придумаю.

(51)Ираклий самую малость поколебался и спросил:

— (52)Сорок рублей хватит?

(53)Он полез в карман, вынул и протянул Юрию четыре десятки. (54)Тот

был ошеломлён более, чем благодарен.

— (55)Почему вы мне верите? — спросил он.

— (56)Очень просто — смотрю: человек — и верю.

— (57)Честное слово, я сразу же вышлю деньги!

— (58)Не надо честное слово, — сказал Ираклий. — (59)Садись в такси,

поедем. (60)Мальчика жалко, совсем спит.

(61)Вернувшись в Москву, Юрий, конечно, в тот же день первым делом отослал деньги, а в ответ получил следующее письмо: «(62)Уважаемый Юрий Сергеевич!

* И. Грекова — литературный псевдоним; настоящее имя — Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) — советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, русский прозаик, доктор технических наук, профессор

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ В заключение хотелось бы сказать, что каждый из нас должен стараться делать добро, ведь тогда помощь людям не будет считаться редким явлением. А также желание помогать должно исходить от сердца, а не от потребности казаться хорошим человеком.

Читайте также: