Есенин анна снегина сочинение

Обновлено: 17.05.2024

Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. "Какой чистый, и какой русский поэт", — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его "беспокойная, дерзкая сила", сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.

От проникновенных стихов о стране "березового ситца" с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в "суровые грозные годы" — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:

Любовь к родному краю

"Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве" . О чем бы ни писал Есенин, какие бы тревоги ни бушевали в его сердце, душу его всегда согревал светлый образ родины, в мыслях его всегда была родная сторона, ее судьба, ее прошлое, настоящее, ее будущее.

Многоликая и живая Русь "светила" во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.

История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. "Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь", — пишет он в стихотворении "Спит ковыль. ".

Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых "заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы", и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит "хлеба черствого кусок"; и старого деда, что "согнувши спину, чистит вытоптанный ток"; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей, —

неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что "конь стальной победил коня-живого". Его душу обжигает тревога за будущее России:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как "Возвращение на родину", "Русь уходящая", "Русь советская".

С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь "золу да слой дорожной пыли" и даже старая мельница "стоит, глаза смежив". "В своей стране я словно иностранец", — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: "Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким "Русь". Неизменным остается главное убеждение Есенина:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.

Сам автор считал её лучшим своим произведением: он вложил в поэму всё своё мастерство, самые трогательные воспоминания молодости и зрелый, слегка романтический взгляд на прошлые отношения.

История безответной любви поэта не основная в произведении – она происходит на фоне глобальных событий в русской истории – войны и революции.

Краткий анализ

  • Год написания – январь 1925 года.
  • История создания – написана на Кавказе в 1925 году “на одном дыхании”, на основе воспоминаний о прошлом и переосмысления исторических событий 1917–1923 годов.
  • Тема – основными являются темы родины, любви, революции и войны.
  • Композиция – состоит из 5 глав, каждая из которых характеризует определённый период в жизни страны и лирического героя.
  • Жанр – лироэпическая поэма (по определению автора). Исследователи творчества Есенина называют её повестью в стихах либо стихотворной новеллой.
  • Направление – автобиографическое произведение.

Полный анализ

История создания

Поэма “Анна Снегина” была написана Есениным в январе 1925 года, незадолго до смерти. В то время он находился на Кавказе и очень много писал. Произведение, по словам автора, писалось легко и быстро, на одном дыхании.

Поэма глубоко автобиографична, прототипом Анны Снегиной стала знакомая поэта Лидия Ивановна Кашина, которая вышла замуж за дворянина, офицера белогвардейца, стала далёкой и чужой. В юности они были неразлучны, а в более зрелом возрасте Есенин случайно встретил Лидию, и это стало толчком к написанию поэмы.

Критика и общественность приняли поэму холодно: она была непохожа на остальные произведения, вопросы политики и смелые образы отпугивали знакомых от комментариев и оценок. Поэма имеет посвящение Александру Воронскому – революционеру и литературному критику. В полном варианте она была опубликована в 1925 году в журнале “Бакинский рабочий”.

Смысл названия

Смысл названия достаточно прост: автор выбрал вымышленное имя со значением чистого, белого снега, образ которого возникает в произведении несколько раз: сквозь бред во время болезни, в воспоминаниях поэта. Снегина так и осталась для лирического героя чистой, недоступной и далёкой, оттого её образ так притягателен и мил ему.

Тема и идея

В произведении переплетаются несколько основных тем. Особенностью произведения является то, что в нём много личных переживаний и образов прошлого. Тема родины, в том числе малой родины – родного села поэта Константиново (которое в повествовании названо Радово). Очень тонко и трогательно описывает лирический герой родные места, их быт и уклад, нравы и характеры людей, живущих в деревне.

Герои поэмы очень интересны, разнообразны и разноплановы. Тема любви раскрыта по-есенински откровенно: лирический герой видит в возлюбленной образ прошлого, она стала женой чужого человека, но по-прежнему интересна, желанна, но далека. Мысль о том, что он тоже был любим греет лирического героя и становится утешением для него.

Тема революции раскрыта очень честно, показана глазами независимого очевидца, который нейтрален в своих взглядах. Он не борец и не вояка, ему чужды жестокость и фанатизм.

Возвращение домой отразилось в поэме, каждое посещение родного села волновало и расстраивало поэта. Проблема разрухи, бесхозяйственности, упадка деревни, бед, которые стали итогом первой мировой войны и революции – всё это показывает автор глазами лирического героя.

Проблематика произведения разнопланова: жестокость, социальное неравенство, чувство долга, предательство и трусость, война и всё, что сопутствует ей.

Основная мысль или идея произведения состоит в том, что жизнь изменчива, а чувства и эмоции остаются в душе навсегда. Отсюда следует вывод: жизнь изменчива и быстротечна, но счастье – это очень личное состояние, которое неподвластно никаким законам.

Композиция

В произведении “Анна Снегина” анализ целесообразно проводить по принципу “вслед за автором”. Поэма состоит из пяти глав, каждая из которых относится к определённому жизненному периоду поэта.

В композиции есть цикличность – приезд лирического героя на родину. В первой главе мы узнаём, что главный герой возвращается на родину, чтобы отдохнуть, побыть вдалеке от города и шумихи. Послевоенная разруха разобщила людей, армия, требующая всё больших вложений, держится на деревне.

Вторая глава повествует о прошлом лирического героя, о том, какие люди живут в селе и как их меняет политическая обстановка в стране. Он встречается с бывшей возлюбленной, они долго разговаривают.

Третья часть – раскрывает отношения Снегиной и лирического героя – чувствуется взаимная симпатия, они по-прежнему близки, хотя возраст и обстоятельства разделяют их всё больше. Гибель супруга – разъединяет героев, Анна сломлена, она осуждает лирического героя за трусость и дезертирство.

В четвёртой части происходит отторжение имущества у Снегиных, она с матерью переезжает в дом к мельнику, объясняется с возлюбленным, раскрывает ему свои опасения. Они по-прежнему близки, но суматоха и стремительное течение жизни требует возвращения автора в город.

В пятой главе описывается картина нищеты и ужасов гражданской войны. Анна уезжает за границу, откуда шлёт весточку лирическому герою. Деревня меняется до неузнаваемости, только близкие люди (в особенности, мельник) остаются всё так же родными и близкими, остальные деградировали, пропали в передрягах и потерялись в существующих смутных порядках.

Жанр

В произведении охвачены достаточно масштабные события, что делает его особенно эпичным. Сам автор дал определение жанру – “лироэпическая поэма”, однако критики-современники дали жанру немного другое обозначение: повесть в стихах или стихотворная новелла.

Новелла описывает события с острым сюжетом и резкой концовкой, что очень характерно для произведения Есенина. Нужно отметить, что сам автор не был теоретически подкован в вопросах литературоведения и жанровой специфики произведений, поэтому его определение несколько узко.

Художественные средства, используемые автором, настолько разнообразны, что их описание требует отдельного рассмотрения: яркие эпитеты, живописные метафоры и сравнения, оригинальные олицетворения и другие тропы создают неповторимый есенинский стиль.

О чем поэма Есенина – сюжет

Краткое содержание Анна Снегина С. Есенина для читательского дневника:

В произведении “Анна Снегина” Есенина действия разворачиваются в родных краях поэта в селе Радово. Рассказ ведет сам автор. Произведение начинается с его возвращения в деревню после лишений германской битвы, в которой он участвовал. Герой не готов проливать кровь за зажиточных купцов, вследствие чего стал дезертиром.

Извозчик рассказывает о жизни своих земляков — благополучных радовцев, которые постоянно воевали со своими соседями по деревне. В целом проживание в данном месте было благополучным, за исключением регулярно увеличивающихся налогов.

Соседи периодически вырубали деревья в лесу рядом с деревней Радово. Одна из стычек на этой почве закончилась убийством старшины, после которого дела радовцев ухудшились.

Поэма Есенина “Анна Снегина” раскрывает нелегкую судьбу людей, которые оказались вовлечены временем в такие значимые события как: волнения крестьян, революция, война с германцами. Поднимается тема морали и нравственности.

Рассматривается и личная любовная трагедия автора, его сопоставление событий и их восприятия в юности с реальным временем. Есенин показал в произведении проблемы общества того времени, он был обеспокоен судьбой жителей деревни.

Данное произведение учит анализировать восприятие событий в разные моменты времени и нести ответственность за свои поступки.

Сочинение по поэме Анна Снегина

Главного героя поэмы зовут также как автора – Сергей. Он приезжает в родное село, где происходит встреча двух бывших влюбленных. Главные действия разворачиваются в феврале 1917 года. И именно в это время произошла революция, заставившая две деревни Криуши и Радово начать войну между собой.

Жители деревни Радово с интересом и душевным теплом встречают столичного поэта, они задают ему множество вопросов о Гражданской войне, как впоследствии это отразиться на жизни крестьян?

Что касается его личных переживаний, то, несмотря на всю трагичность его прошлых отношений, любовь к девушке остается для него чем-то теплым, добрым и радостным. Он приезжает навестить Анну в ее деревню, они долго разговаривают, и понимают, что все еще любят друг друга.

Именно в этот момент приходит известие с фронта, что ее муж, боевой офицер, трагически погибает. На этой почве между главными героями происходит сильный конфликт, приведший к разрыву.

Для рассказчика главной тревогой были проблемы связанные с революцией, а Анна страдает из-за личных переживаний. Немного позже, успокоившись, она просит прощения у Сергея говорит, что несправедливо его оскорбила, но и это не сближает их. Анна уезжает в Лондон, а мужчина покидает родное село и отправляется в Петербург.

События, происходящие в России, сильно повлияли на жизнь обоих героев, смешав общественное и личное, разъединив их навсегда. В конце поэмы Сергею приходит письмо из Лондона от Анны, которое вручил ему мельник.

Женщина сильно тоскует по своему родному дому, и воспоминания о первой любви только усиливают ее грусть. Ведь главными ценностями жизни, были и остаются любовь, родина и природа. Именно они согревают человека в любой период его жизни.

Сергей Есенин – это великий поэт своего времени, со всей силой душевного переживания и тревоги предавший смысл Революции, своей любви, отношений.

Произведение, написанное Есениным в 1925 году, во многом автобиографично, и в полной мере раскрывает проблемы общества того времени сквозь призму мировоззрения автора. На фоне социально-политического хаоса разворачивается любовная линия главных героев.

Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин. Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени.

Поэзия Есенина – источник глубоких раздумий над многими социально-философскими

проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.

Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности С потрясающей силой запечатлел Есенин то “новое”, что насильственно внедрялось в быт русской деревни, “взрывало” его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: “Был в деревне. Все рушится…

Есенина потрясло полное Вырождение патриархальной деревни:

убогий быт разоренной годами “междоусобного раздора’ деревни, “календарный Ленин” вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, “Капитал” вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении “Русь советская”: Вот так страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Поэма “Анна Онегина”, написанная незадолго до смерти поэта – в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В центре поэмы – личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей.

В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала. Личная Сочинение по Достоевскому здесь главная.

“Эпические” события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре – судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Сне-гина – символ чистоты белого снега – перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности.

Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонан-, сом на фоне времени.

В поэме тесно связаны Сочинение по Достоевскому времени и Сочинение по Достоевскому родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 годуй заканчивается 1923-м годом.

За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы – в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах. Скрытый конфликт благополучного села Радово (“У каждого сад и гумно”) с бедствующей деревней Криуши, которая “пахала одной сохой”, приводит к братоубийственной войне.

Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: “…они в топоры, мы тож”. А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть: В скандале убийством пахнет.

И в нашу и в их вину Вдруг кто-то из них как ахнет! – И сразу убил старшину. Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как “выпить в шинке самогонки”. Этот сельский революционер – “драчун, грубиян”, он “с утра по неделям пьян…” Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом: Оглоблин стоит у ворот И спьяну в печенки и в душу Костит обнищалый народ: “Эй вы!

Все к Снегиной! Р-раз и квас Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас!

” “Тараканье отродье1.” – вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса.

Он “с важной осанкой, как некий седой ветеран”, оказался “в Совете” и живет, “не мозоля рук”. Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс.

Замечательно, что именно Лабутя “поехал первым описывать снегинский дом” и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником. Мельник в поэме – это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал.

Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его “идеальном” варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв. Когда “чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот”, когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной.

Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики.

Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого – “счастливой были” – и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, “девушка в белой накидке” исчезли в “прекрасном далеке” юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением’.

Скажите, Вам больно, Анна, За ваш хуторской разор?

Но как-то печально и странно Она опускала свой взор… Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью.

Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны – у империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А.

Снегиной. Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез.

Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, “лелеющей душу гуманностью”, ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя “сколько зарыто в ямах”, сколько “уродов теперь и калек”, мог написать: ..

С первых строк этой поэмы мы понимаем, что крестьяне заинтересованы вопросом земельных наделов. Первое, что они спрашивают у приехавшего в их края поэта Сергея: отойдут ли пашни господ им без всякого выкупа? Крестьяне устали от своего безземельного положения, поэтому этот вопрос их интересует больше всего другого.

Второй вопрос, над которым размышляют крестьяне, - война и ее цель. Фраза Сергея о том, что Ленин - это и есть крестьяне, показывает, что многие представители простого народа пошли за Владимиром Ильичем, потому что он обещал выступить в защиту наделения землей без выкупа. Есенин подчеркивает тот факт, что крестьяне в основной своей массе поддержали революцию.

Образ народа в поэме создан автором разнопланово, что позволяет более правдиво представить русского человека. Детально же он рисует троих крестьян: мельника, Прона Оглобина и Лабутю.

Прон Оглобин - бунтарь, предвосхищающий события, которые совсем скоро прокатятся по стране, и призывающий мужиков отобрать угодья у помещиков Снегиных. Действия Прона вызывают разный отклик у жителей деревни: жена мельника осуждает Оглобина, называя его жестоким и злым человеком, а вот ее муж понимает, что убийство старшины было продиктовано желанием защитить односельчан. Прон Оглобин - простой мужик, который считал революцию способом обрести истинное счастье.

Есть и другие образы в поэме. Например, Лабутя. Главной чертой этого персонажа является безделье. Лабутя принимает участие во всех событиях, но лишь формально. Он не имеет никаких заслуг, зато с легкостью причисляет себе чужие. Лабутя - приспособленец ,который в любой ситуации найдет для себя выгоду. Автор с сожалением отмечает тот факт, что именно такие, нравственно бедные люди становятся во главе коммун.

Что касается мельника, то этот образ нарисован Есениным светлыми красками. Основными чертами характера этого персонажа становятся искренность, доброта, открытость, трудолюбие. Вот таким и должен быть идеальный крестьянин. В любом человеке главную роль играют такие нравственные качества, которые не позволят совершить зло, даже ради благой цели. Таков мельник. И он положительный персонаж поэмы Есенина.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что Сергей Александрович не идеализирует крестьянство, показывает его таким, какое оно есть на самом деле. Кроме этого, поэт всегда подчеркивает, что сам является выходцем из простого народа.

Рисуя образ бунтаря Прона, который в конце поэмы расстрелян, приспособленца Лабути, при первой опасности скрывающегося в кустах, Есенин еще раз дает понять, что революция не принесла крестьянам долгожданного счастья. Их жизнь не стала лучше. Скорее даже наоборот: проявились самые неприглядные качества человеческой натуры.

Читайте также: