Сочинение по тексту тендрякова ночь после выпуска

Обновлено: 05.07.2024

Советский писатель Владимир Тендряков возможно известен не так сильно, как другие писатели, но и в его творчестве есть немало актуального для сегодняшнего дня.

Сюжет рассказывает о линейке и выпускном в советской школе, знакомит читателя с несколькими ребятами-одноклассниками, каждый из которых очень индивидуален. Здесь и типичная отличница Юлечка, и творческая натура, философ Игорь Проухов, и Ната – самая красивая девочка, объект внимания парней, и Спартак – веселый гитарист. После официальной части ребята собираются своей компанией. Дальше в диалогах героев перед нами разворачивается невероятный внутренний мир переживаний каждого из ребят: какую дорогу выбрать после школы, что является ценным в жизни, кто есть настоящий друг.…

Словно опомнившись, ребята замечают, что все они друзья, вспоминают, как выручали друг друга, и, что каждом из них больше хорошего, чем плохого, и нужно ценить это хорошее!

В общем, повесть прекрасная. Она не велика по объему, так что не ленитесь и прочтите. Особенно если вы – школьник, студент, или … учитель!

Рисунок Зыкова К


Рисунок Зыкова К., д/сад

Ребята моих лет — главные герои произведения, разве это уже само по себе не интересно?! Ведь, читая о своих сверстниках, всегда находишь что-то похожее на себя и на своих друзей, попадаешь в положения, похожие на те, в которые попадают герои произведения. Но этот рассказ почему-то как-то выделился с первых строк. Ребята, о которых идет речь, прямо как будто взяты из жизни. Интересны их взаимоотношения до этой ночи и после нее. Ведь читаешь и понимаешь, что они все эти десять лет были почти чужими людьми, объединенными в один коллектив лишь из-за общей цели — получить знания, а затем спокойно разойтись, как будто и не было этих десяти лет. Они соприкасались между собой какими-то оболочками, окружавшими их (именно так Вера и говорит о Гене). Что они знают друг о друге? Никто из них не знал, например, что в такой напряженный момент, когда никто из ребят не решался начать первым, начнет эта тихоня, которую все эти годы таковой и считали. Что знали ребята о Юлечке Студенцовой?
Зубрила, моль книжная — и все, а что же за этим, что на душе, что же она за человек? Она же фактически без друзей, то есть таких людей, которые понимают ее, видят то, что недоступно для поверхностного взгляда…
Леня Бондаренко


Запись сделана в Вторник, 4 октября 2011 в 22:12 и размещена в рубрике Моя школа. Вы можете следить за комментариями через ленту RSS 2.0.

(1) Учительница истории Ольга Олеговна и директор Иван Игнатьевич шли после выпускного вечера по спящему городу. (2) Говорил Иван Игнатьевич.
— (3) Мы вот с вами общие проблемы обсуждали, а я всё время думал о сыне.

Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда приходится выбирать: поступить так же, как все, или по-своему, ни на кого не оглядываясь. Умением отстоять свою позицию, идти непроторенными дорогами обладают немногие. Большинство живёт иначе. Именно об этом размышляет В.Ф.Тендряков, поднимая проблему конформизма, бездумного следования человеком общим мнениям, неспособности им противостоять.

В.Ф.Тендряков показывает, что за, казалось бы, невинным желанием – быть не хуже других – скрывается неспособность человека противостоять злу, отсутствие своей позиции и приспособленчество. Всё это может привести к страшным последствиям – такова позиция автора.

Всегда есть те, кто живет, как все, приспосабливается и ничего не решает, и те, кто способен идти по жизни вдумчиво, осознанно и сознательно. Об этом заставил задуматься В.Ф.Тендряков, поднимая проблему конформизма.

Повесть "Ночь после выпуска" прямо обращена к острейшим проблемам нравственности. Речь в ней идет о воспитании чувств и о той роли, которую играет школа в этом сложном процессе. Путь к истине и добру протекает у Тендрякова, как всегда, драматически, через нравственный кризис, который человеку надо пройти самому, до конца, без оглядки.
"Ночь после выпуска" - именно такая нравственная проверка шести юношам и девушкам, только что окончившим десятилетку. Они собираются ночью на речном обрыве и решают впервые в жизни откровенно сказать друг другу в глаза, что каждый из них думает о присутствующих.
Поначалу все это воспринимается почти как веселая игра, шутка, но вскоре обретает нешуточное содержание. В хороших ребятах нечаянно открывается жестокость, душевная недостаточность, способность больно ранить друг друга. Тендряков мало озабочен тем, чтобы создать иллюзию правдоподобности ситуации. Ему изначально важно поставить героев в исключительные условия, которые могли бы выявить их моральный потенциал, обнажить подсознательное, редко проявляющееся в обычных обстоятельствах. И выяснилось, что каждый из юных героев, в сущности, "думает только о себе.. .и ни в грош не ставит достоинство другого.. .Это гнусно.. .вот и доигрались. ".
Такой вывод, принадлежащий Юлечке Студенцовой, лучшей ученице школы, конечно же, не совсем справедлив, рожден предельным нравственным максимализмом. Но и сам писатель если и не солидарен до конца со своей героиней, то все же близок к ее оценке происходящего, Тендряков решился на жесткий эксперимент ради того, чтобы во весь голос сказать об опасности эгоизма, рационализации чувств у современных подростков.
Но не только ради этого. В повести "Ночь после выпуска" просматривается и иной, более глубокий социальный срез. Писатель обнажает перед нами некую модель коллективной психологии, когда личность не всегда способна управлять собой и невольно следует "правилам", которые диктует мгновенное общежитие. Игра, затеваемая подростками, вынуждает их пренебречь моральными нормами, которые для каждого из них в отдельности были бы непреложными в иных, обычных обстоятельствах. Так в структуре маленького коллектива Тендряков обнаруживает свои законы, свои тайные противоречия, имеющие не частный, а общий смысл.
Композиция повести совмещает два параллельных плана: спор в учительской, своеобразный диспут педагогов о недостатках школьного образования, и разговор ребят у реки. Ночь после выпуска стала серьезным экзаменом и для учеников и для учителей, и многие не выдержали его.
Школа дала ребятам знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. На выпускном вечере Юля Студенцова неожиданно для всех бросает в зал взволнованные и искренние слова: "Школа заставляла меня знать все, кроме одного, - что мне нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается трудней, значит, этому ненравящемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и.. .и не смела сильно любить.. .Теперь вот оглянулась, и оказалось - ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и.. .школы. И тысячи дорог - и все одинаковы, все безразличны.. .Не думайте, что я счастливая. Мне страшно.
Очень! "
Ночь после выпуска кончилась. Расходятся по домам учителя и ученики. Одни скоро опять войдут в классы. Другие отправятся в новую самостоятельную жизнь. Тяжело переживая нравственное потрясение, каждый из ребят, может быть, впервые глубоко задумался о сущности человеческой души, о себе самом и о коллективе, которых, оказывается, не знал. "Мы научимся жить",- говорит Игорь, и этими словами надежды писатель завершает свою повесть.

Читайте также: