Сочинение на тему интеллект

Обновлено: 07.07.2024

Интеллект - это обобщающее понятие, как способность человека обучаться, свойство к познанию, запоминанию, развитию, некое качество психики. Таким образом, интеллект каждого человека в отдельности - его способность к обучению, познанию мира, накоплению и применению знаний, нечто, что помогает выжить, направляет, позволяет руководствоваться, применять накопленный опыт и знания в разных ситуациях и в зависимости от этого принимать решения и развиваться. Интеллект очень важен, он направляет и дает опору, это в какой-то мере эволюционный фактор в жизни каждого отдельного человека, он дает возможность выжить, смотреть на мир, опираясь на свои возможности и строить ее определенным образом так, или иначе, благодаря базе умений и навыков. Интеллект помогает распорядиться имеющимся опытом, который хранится в коре и подкорке каждого человека. Без своего интеллекта каждый человек ничего не значит, так как будь он даже очень умен и мудр, не сможет владеть сокровищами и ценностями своих способностей. Интеллект - связь между тем, что человек умеет в жизни и способностью распоряжаться рационально этим достоянием. Это его память обо всех достижениях: воспитании, полученных накопленных знаниях.

Интеллект часто сравнивают с рассудком, степенью адаптивности человека в окружающей среде. Потеря его означает потерю своего человеческого облика, возврат к состоянию, когда руководят только рефлексы и инстинкты без способности мыслить. Абстрактно и отвлеченно, интеллект - верный друг и помощник, который руководит и направляет, которому можно довериться и он поведет в верном направлении, это интуиция и внутреннее чутье.

Интеллект каждого человека отличен от такового других людей. Он тем больше, чем больше знаний и умений, навыков. Интеллект можно развивать, если много читать, анализировать, сравнивать, познавать всеми способами, мыслить, созерцать, запоминать, хранить полученные данные, тренируя память.

Интересно сравнить интеллект современного человека с жившим до этого раньше. Интеллект в некоторой степени - накопленный опыт всех поколений, наследие, возможности того, что достигло за все время человечество в целом, день за днем. Любой отдельный современный человек в своем развитии и умении выше на ступень, чем те, что были до нас, так как хотя бы за десять лет обучения в школе человек получает больше, чем раньше могли узнать за всю жизнь. С каждым периодом времени из года в год, от века к веку, интеллект становится все более развитым и возможности человека увеличиваются и накапливаются. Важно уметь распорядиться и не растерять накопленный опыт.

Интеллект каждого человека - это его сила и мощь: он помогает сравнивать, сопоставлять, анализировать, в зависимости от этого действовать, выбирать линию поведения. Интеллект определяет поведение человека в обществе, его культурное развитие. Интеллект - некий образ, структурный облик, второе "я". Интеллект помогает развиваться и быть тем, кто есть на самом деле. Это космическая связь между внутренним "я" и знаниями, опытом. Важно следить за своим интеллектом и относиться бережно, хранить его чистоту, даже соблюдать относительно него гигиену: как моют перед едой руки, так следят за своим интеллектом, чтобы он сиял и был тренированным.

Интеллект родственен знаниям, мудрости, истине, образованию и является проявлением понимания.
Интеллект не может существовать без стандартных следов в памяти.
Интеллект взаимно связан с аналитическим мышлением, при постоянном развитии друг друга.
Уровень интеллекта определяется не столько знаниями, полученными в школе и вузе, сколько приобретенными при исследовании окружающего мира.

Ответ
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:
- объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике,
- многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации,
- сознание,
- память.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:
- любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
- глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
- гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
- логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;
- доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;
- критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи) ;
- широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Интеллект в широком смысле охватывает все психические функции: ощущение, восприятие, представление, память, эмо­ции, мышление, внимание и сознание.

Интеллект в узком смысле охватывает только выс­шие психические функции познания, т.е. суждения и умозаключения.

Суждение является главной характеристикой интеллекта.

Таким образом, можно сказать, что интеллект - это, прежде всего способность и умение пользоваться — понятиями, сужде­ниями и умозаключениями.

Крупный исследователь в области интеллектуального развития Раймонд Кэттелл считал, что интеллект следует разделять на два вида – подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на логических операциях, умении решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй основан на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и навыки.

Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей.

Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчёркивают, что целью работы такого интеллекта является не глубина понимания, а социальное приспособление.

Имеются и другие способы деления интеллекта. Так, выделяют логический интеллект и пространственный, а последний подразделяется на физический, социальный, духовный, творческий, эмоциональный.

Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).

Интеллектуальная недостаточность – это состояние задержки или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, возникающих в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей

Кроме олигофренов, в категорию интеллектуально недостаточных могут быть включены дети с самыми разными заболеваниями (шизофренией, эпилепсией, перенесшие в дошкольном возрасте энцефалиты, травмы и многие другие заболевания). Даже дети, к которым приходится применить понятие деменции, включаются, таким образом, в общую категорию интеллектуально недостаточных детей.

ИНТЕЛЛЕКТ - ОТРАЖЕНИЕ РАЗУМА.
Такое необычное на первый взгляд, но самое правильное определение интеллекта даётся мной в книге "Интеллект".

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - зарождается, формируется, развивается только на биологической основе и способен принимать, хранить, перерабатывать и выдавать информацию с эмоциональной окраской индивидуального.
Небольшой теоретический экскурс. Основные составляющие интеллекта: внимание, память, кругозор и воображение.
Воображение ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ степенью преломления представлений, ощущений и чувств в сторону интуитивного или волевого интереса.
Память - количеством и качеством заполнения.
Кругозор - компетентностью в различных областях науки, техники, литературы, искусства и спорта.
Внимание - концентрацией воли на ощущениях и восприятиях для точного выполнения поставленной задачи при контролируемом задействовании других составляющих интеллекта.


ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - конструируется, собирается в заданном виде на электронных логических элементах в виде отдельных блоков для приёма, хранения, переработки и выдачи информации без личностного её восприятия, ощущения и осмысления.
Предполагаю гипотетически: всё неживое, что функционирует статически или в движении не только по законам Ньютона, а то и вопреки им, - может иметь отношение к искусственному интеллекту.
Основные параметры (характеристики) искусственного интеллекта: чувствительность, ёмкость памяти, быстродействие, надёжность, габариты и энергопотребление.
"Искусственный интеллект отличается от естественного не столько природой носителя и преобразователя информации, сколько тем, что он менее всего реализует способность такого устройства к воображению или вниманию, не говоря уже о кругозоре. И только одна из четырёх основных составляющих интеллекта - память - присуща как искусственному, так и естественному интеллекту".

Л И Т Е Р А Т У Р А

Здравствуйте, Владимир.
Вот всё, вроде бы, у Вас по определению интеллекта правильно, но у меня, всё-таки, при знакомстве с Вашими материалами остаётся чувство некоторой недосказанности. Чего-то, на мой взгляд, не хватает. В частности, по данной статье:
1. Память Вы определяете количеством и качеством заполнения. Но ведь "количество заполнения" у любого человека стопроцентное. Любое внешнее воздействие на человека оставляет "след" в ЦНС. То есть, в памяти человека есть абсолютно всё, с чем он сталкивался в своей жизни, включая перинатальный период. Другое дело - обусловленная физиологическими индивидуальными особенностями способность "воспроизведения" имеющейся информации. Объём "воспроизведения", наверное, и есть то, что называется памятью. Наверное, его даже можно назвать внешней памятью. Что касается качества заполнения, то здесь не понятно о чем именно идет речь. Я могу лишь предполагать, что Вы подразумеваете устойчивость связи между центрами, либо степень их возбуждения, что опять же обусловлено физиологическими особенностями и "важностью" поступающей информации.
2. В определение искусственного интеллекта Вы вводите понятие "осмысление", которое отсутствует в описании естественного интеллекта. На мой взгляд, если ввести его в естественный интеллект, то неизбежно придется говорить о типе мышления (логическое, абстрактное и т.п.) и том, что обуславливает их наличие и степень развития, а именно о физиологии ЦНС. Возможно я ошибаюсь, но в формировании интеллекта решающим фактором являются именно физиологические особенности, определяющие некоторые способности индивидуума к восприятию и переработке поступающей информации и формировании информации новой. Впрочем, Вы в данной статье говорите не о природе интеллекта, а о совокупности его внешних проявлений. но, наверное именно природы интеллекта мне и не хватает в Ваших его определениях.
Кажется, я заболтался, пора заканчивать. Спасибо за статьи, они заставляют думать, а пока думаешь - живешь.
С уважением.

Николай, здравствуйте!
Мне надо подумать над ответом, но уже пришёл к мысли - чуть дополнить статью. Но сразу замечу, что при полном заполнении мозга - оно у всех различно по причине разного количества серого вещества у индивидуумов (разброс - десятки и сотни миллионов при усреднённом миллиардном количестве нейронов). А количество взаимосвязей при этом - может отличаться на порядок, поэтому некоторых и называют яйцеголовыми. Под качеством заполнения я имею в виду совсем иное: не биологию, а осознанный выбор (отбор) информации. Простой пример - чтение только той литературы, которая пригодится (а всю и прочесть невозможно даже теоретически). Ненужное знание - это яд (лучше мудрецов не скажешь).
Спасибо за интерес к моим заметкам. Дружески,

Дополнил статью цитатой из книги "Интеллект".

Теперь более понятно с объёмом и с качеством, и дополнение существенное.
Спасибо.

И Вам, Николай, моя благодарность
и поздравление с днём всемирной поэзии.
Всего самого доброго.

Читайте также: