Летописное сочинение созданное во второй половине xv столетия это

Обновлено: 03.07.2024

Основными памятниками исторического повествования в XV в., Как и в предшествующий период, были летописи - своды русской истории. Летописные своды XV века. В отличие от летописных сводов предшествующих годов, своды XV в. дошли до нас не только в поздних списках, но часто в своем подлинном составе или в близких по времени редакциях. Совпадение основного текста их редакций дает возможность с достаточной точностью восстановить их общий источник - летописный свод.
Наиболее замечательным памятником русского летописания XV в., оказавшим влияние на все последующее общерусское и новгородское летописание, был свод, лежащий в основе двух летописей (Софийской I и Новгородской IV ) и условно называемый в научной литературе сводом 1448 г.

К 70-м г. XV в. относятся первые дошедшие до нас летописные своды великих князей московских. Наиболее ранний из них - свод начала 70-х гг., дошедший в составе Ника-норовской и Вологодско-Пермской летописей. Кроме московского великокняжеского летописания во второй половине XV в. продолжало существовать местное летописание, а также независимые от великокняжеской власти летописи.

Вокруг идеи Москва - третий Рим формируется множество произведений.
Две тенденции:
1) Общ-во подготовлено к идее Мск - 3 Рим.
2) Запускается “ Пробный шар”

Один из наиболее интересных Памятников - “Повесть о взятии Царьграда” (переводной) - гибель Византийской империи. Отношение Руси - сочувственное.
Особенность: и противник, и герои изображаются одинаково сильными.
Далее это произведение пошло на Русь. 1я правка - Новгородская, 2я- Московская. Повествователь становится горожанином, он - защитник. Религиозная составляющая - основная.

Подход русских книжников к вопросу о месте России во всемирной

истории определялся характером мировоззрения, распространенного

в странах христианского мира. Неотъемлемой частью его было убеждение

в нескончаемости существования Римской державы вплоть до завершения

земной истории. Поэтому стремление утвердить идентичность своего

связь с ним пронизывает политическую и историческую мысль многих

народов Западной и Восточной Европы. Это стремление отразилось и

в русских историко-политических идеях, возникших в начале XVI в .,

тем, что в нем (и только в нем) можно обнаружить

конкретный повод для сопоставления Москвы с Римом и утверждения

о том, что Московское государство стало играть роль, предназначенную

Сочинения первой половины X VI в ., содержавшие идею «третьего

Можно с уверенностью сказать, что в течение трех по­

не пользовалась популярностью у русских книжников. Да и могло ли

быть иначе, если идеи требования о соблюдении интересов церкви шло вразрез с реальной политикой Ивана Грозного.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите один вариант ответа.

1. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был:

б) митрополит Макарий

г) И. С. Пересветов

2. Погодные записи исторических событий – это:

3. Первая русская книга была напечатана в Москве в:

4. К куликовскому циклу относится:

5. Установите соответствие между названием произведения и автором.

6. Отрывок из какого известного литературного труда XVI в. приведен ниже? Кто, по мнению большинства исследователей, является его автором?

Как устроить дом хорошо и чисто . Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюдца, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки также всегда вымыть, вычистить, высушить, положить в чистое место. Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить для вытирания ног. Чтобы не загрязнить лестницы и сеней, положить перед дверью или рогожку, или старый войлок. В грязную погоду у нижнего крыльца сено переменить, равно как рогожку или войлок. За всем этим жена должна смотреть, всему она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не действуют слова – побоями. Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить.

Выберите один вариант ответа.

1. Новый жанр устного народного творчества, появившийся в XIV – XVI вв.:

б) исторические повести

а) подчинение в государстве царской власти, а в семье – её главе

б) наставление по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей

в) необходимость соблюдения религиозных норм и обязанностей

г) борьба с внешними врагами

3. Летописное сочинение, созданное во второй половине XV столетия, – это:

а) Троицкая летопись

б) Московская летопись

а) битве на реке Калка

б) сражении на реке Воже

в) Куликовской битве

г) набеге Тохтамыша на Москву

5. 12-томное собрание житий, поучений, мудрых мыслей и т.д., созданное под руководством митрополита Макария в XVI в., – это:

6. Определите, о ком идёт речь в предложенном тексте, и проверьте соответствие с изображением.

1) 2)

А) Основатель книгопечатания в России.

Б) Русский путешественник, писатель, купец.

В 1466 – 1472 гг. совершил путешествие по Персии, Индии и Турции. Автор первого в русской литературе описания коммерческой поездки.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

крест на церкви и на просвирах переменить, внутрь олтаря молитвы иерейские откинули, ектеньи переменили, в крещении явно духу лукавому молитца велят, – я бы им и с ним в глаза наплевал! И около купели против солнца лукаво-ет их водит, У истоков русского книгопечатания / пер. М.В. Щепкиной. – М., 1959. – С. 216 – 220.

Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. – М., 1989. – С. 387–388.

Отрывок из какого известного произведения русской литературы XVII века приведен выше Как выражается его новаторский характер В чем сущность церковного раскола, и каков характер мировоззрения автора данного литературного памятника _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Документ Ибо тоя поборник и сын верный бяше, Учением правым то миру показаше;

В защищение церкве книгу Жезл создал есть, В ея же пользу Венец и Обед издал есть.

Вечерю, Псалтырь стихи со Рифмословием, Вертоград многоцветный с Беседословием.

Вся оны книги мудрый он муж сотворивый, В научение роду российску явивый.

Вопрос к документу 9:

Киты суть в морях, кипарис на суши, Юный, отверзай в разум твоя ушы.

В колесницу сядь, копием борися, Конем поезжай, ключем отоприся.

Корабль на воде, а в дому корова, И кокошь в требу, и людем здорова.

Отложи присно тщеты недосуги, Колокол слушай, твори в небе други! Вопросы к документу 10:

Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII вв. / сост. Н.К. Гудзий. – М., 1955. – С. 513.

Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII вв. / сост. Н.К. Гудзий. – М., 1955. – С. 517.

Фрагмент какого произведения конца XVII столетия представлен выше Что Вам известно об его авторе Как Вы думаете, о чем свидетельствует появление подобного рода изданий _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Рабочий лист Дайте определение понятиям.

Соотносите понятия с темой и помните, что некоторые из них имеют множество значений.

Алтарь – _ _ _ Апсида – _ _ _ Барабан – _ _ Басма – _ _ Бочка – _ _ Восьмерик – _ _ Житие – _ _ Изразец – _ _ _ Икона – _ _ Иконостас – _ _ _ Кокошник – _ _ Кремль – _ _ _ Купол – _ _ Летопись – _ _ Московское (нарышкинское) барокко – _ _ _ Обмирщение культуры – _ _ Парсуна – _ _ Полуустав – _ _ Посадский храм – _ _ _ Скоропись – _ _ Собор – _ _ _ Строгановская школа – _ _ Фреска – _ _ _ Четверик – _ _ _ Шатровый храм – _ _ _ Рабочий лист Ответьте на вопросы.

1) В каких произведениях средневековой русской литературы и как отразились исторические события 1480 г. – свержения золотоордынского ига К каким изменениям в русской культуре и общественном сознании привело это событие _ _ _ _ _ _ _ _ 2) Территория этого памятника русской истории и искусства обширна. Она составляет площадь, равную почти двадцати семи гектарам. Стена имеет протяженность более двух километров, на ней шесть воротных башен, три угловых и десять глухих. Стены и башни строились с 1485 и, с перерывами, до 1516 г. В конце XVII в. башни были надстроены узорными шатрами.

Это самое большое помещение подобного типа на Руси, ее площадь – четыреста шестьдесят квадратных метров. Чтобы перекрыть такое пространство, в его центре был поставлен столб, на который опирались четыре крещатых свода. Боясь, что стены не выдержат распора тяжелого свода, зодчие сделали их толщину более полутора метров.

О каком здании Московского Кремля говорится выше Кто и когда его построил Каково его главное предназначение _ _ _ _ _ _ _ _ 4) Храм этот уникален.

Здесь в праздничные дни раздавали щедрую милостыню многочисленным нищим, и они разносили по всем концам города молву о целебной силе мощей похороненного здесь юродивого, и со временем его именем привыкли называть и весь храм.

Но к началу XIX столетия из-за пристроек и выросших вокруг купеческих лавок собор был почти скрыт от глаз. Избавиться от этого помог курьез.

Однажды Александру I во время его визита в Англию среди разнообразных диковинок показали рисунок храма. Русский царь восхитился и сказал, что хотел бы иметь такой собор в России. Императору объяснили, что этот храм с XVI в. украшает его собственную Москву.

Император устыдился того, что не знает собственных сокровищ и, вернувшись в Россию, приказал расчистить площадь вокруг собора, открыв глазам дивный памятник русской архитектуры.

Дайте название этого храма. Когда и в честь какого события он был построен _ _ _ _ _ _ _ _ 5) И спросил благодетель:

А можете ли сделать пригожей Благолепнее этого храма Другой, говорю – И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:

Прикажи, государь! – И ударились в ноги царю.

О какой важнейшей тенденции развития древнерусской иконописи свидетельствуют приведенные выше слова протопопа Аввакума _ _ _ _ _ _ _ _ 10) «В силу своего средневекового типа русская литература в XV – XVII вв. ограничивала свои европейские связи только теми европейскими литературами, которые сохраняли тот же средневековый тип литературной системы, или ограничивала свои переводы только теми произведениями, которые были у себя на родине уже далеко не новыми и не передовыми.

Согласны ли Вы с данным высказыванием академика Д.С. Лихачева Приведите доводы в пользу своего ответа.

_ _ _ _ _ _ _ _ 11) Принято считать, что в XVII столетии заканчивается история русской средневековой культуры и зарождаются элементы культуры нового времени. Какими примерами Вы можете подтвердить или опровергнуть это утверждение _ _ _ _ _ _ _ _ Рабочий лист Заполните таблицы.

1. Деятели русской культуры второй половины XV – XVII вв.

Деятель культуры Сфера деятельности Алевиз Фрязин Миланец ( – ) Вассиан Патрикеев ( – до 1545) Вассиан Рыло ( – 1481) В.Д. Ермолин ( – между 1481 и 1485) В.Ф. Бурцев ( – ) Г.К. Котошихин (1630 – 1667) Епифаний Славинецкий ( – 1675) Ермолай-Еразм ( – ) И.А. Хворостинин ( – 1625) И.М. Катырев-Ростовский ( – 1640) Иосиф Волоцкий (1439/40 – 1515) Милетий Смотрицкий (1578 – 1633) Нестор-Искандер ( – ) Сильвестр Медведев (1641 – 1691) П.Т. Мстиславец ( – ) Ф.В. Курицын ( – не ранее 1500) Юрий Крижанич (1618 – 1683) 2. Памятники русской культуры второй половины XV – XVII вв.

Литература Архитектура Живопись Рабочий лист ТЕСТЫ Укажите правильные ответы.

2. Летописное сочинение, созданное во второй половине XV столетия, – это… а) Троицкая летопись;

б) Московский летописный свод;

б) легендарного основателя г. Киева – князя Кия;

в) римского кесаря Августа;

г) одного из сыновей Ноя – Афета.

7. Максим Грек – это… а) известный иконописец, сын Феофана Грека;

в) русский архитектор, ученик Аристотеля Фьораванти;

г) ученик Ивана Федорова, продолжатель его дела.

б) протопоп Сильвестр;

в) Иван Семенович Пересветов;

12. Дьякон одной из кремлевских церквей, создатель первой русской печатной книги с выходными данными – … а) Феофан Прокопович;

г) Малюта Скуратов.

б) князь Андрей Михайлович Курбский;

в) протопоп Сильвестр;

г) митрополит Макарий.

15. Последние официальные летописные сочинения были созданы в… а) XIV в.;

б) Иван Тимофеев;

в) Иннокентий Гизель;

г) патриарх Филарет.

17. Автор собственного жития, идеолог старообрядчества – … а) протопоп Аввакум;

б) патриарх Никон;

в) протопоп Сильвестр;

г) боярыня Морозова.

19. Синопсис – это… а) изложение истории Московского государства в виде лестницы, ступени которой обозначали правление определенного правителя;

б) первый печатный исторический труд, в котором излагалась история Руси с древнейших времен;

в) родословная книга знатных русских боярских фамилий;

г) собирательное название богослужебных книг.

б) Симеон Полоцкий;

в) Иннокентий Гизель;

г) Милетий Смотрицкий.

б) Карион Истомин;

в) Епифаний Славинецкий;

г) Симеон Полоцкий.

22. Имена Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского, Дамаскина Птицкого объединяет то, что это… а) активные сторонники церковной реформы патриарха Никона;

б) активные сторонники протопопа Аввакума;

в) преподаватели первого высшего учебного заведения в России;

г) западнорусские православные монахи, выписанные для перевода Библии с греческого на церковнославянский язык.

23. Первый русский поэт, сложивший голову на плахе, – это… а) Сильвестр Медведев;

б) Евфимий Чудовский;

в) Мардарий Хоников;

г) Федор Поликарпов.

25. Данный собор был построен по заказу Ивана III Великого в качестве домовой церкви великого князя. Изначально храм был трехглавым, но при Иване IV Грозном он был обстроен галереями и увенчан еще шестью главами. Этим храмом является… а) Архангельский собор;

б) Благовещенский собор;

в) Воскресенский собор;

г) Успенский собор.

26. Собор Московского Кремля, построенный в честь небесного покровителя московских князей и царей рода Рюриковичей, одновременно их усыпальница – ….

а) Архангельский собор;

б) Благовещенский собор;

в) Воскресенский собор;

г) Успенский собор.

27. Собор Московского Кремля, в котором проводился обряд венчания на царство и рукоположения церковных иерархов, – это… а) Архангельский собор;

б) Благовещенский собор;

в) Воскресенский собор;

г) Успенский собор.

28. Прототипом Успенского собора Московского Кремля послужил… а) Софийский собор в Киеве;

К XIV в. относятся первые летописи, претендующие на охват истории всех русских земель (на самом деле они фиксировали, как правило, лишь события Северо-Восточной Руси).

Источниками для изучения зарождения общерусского летописания служат прежде всего Лаврентьевская и Троицкая летописи. Выяснить, как развивается общерусское великокняжеское летописание, позволяет сличение Тверского летописного сборника XVI в. (дошел в списках XVII в.), Рогожского летописца и Симеоновской летописи.

В связи с тем что в 1305 г. великим князем владимирским стал тверской князь Михаил Ярославич, центр великокняжеского летописания переместился в Тверь, где, видимо, еще в конце XIII в. начали вести летописные записи. Свод 1305 г., будучи общерусским сводом, включил не только местные, но и новгородские, рязанские, смоленские, южнорусские известия и имел антиордынскую направленность. Он стал основным источником Лаврентьевской летописи.

Продолжением этого свода стали новые общерусские летописные своды 1318 и 1327 гг., также созданные в Твери. Их следы дошли в составе более поздних московских летописей (Троицкой и Симеоновской). Кроме того, остатки тверского летописания за первую треть XIV в. обнаруживаются в Тверском летописном сборнике и Рогожском летописце. В это время летописание в Твери ведется непрерывно, год за годом. В ходе работы над сводами 1318 и 1327 гг. тверские летописцы частично отредактировали текст предшествующего свода, дополнив его материалами по истории других русских земель.

После нашествия Едигея и в связи с последовавшей затем борьбой за московский престол между наследниками Дмитрия Донского центр общерусского летописания вновь переместился в Тверь. В 30?х годах XV в. (по последней датировке Я. С. Лурье – в 1412 г.) здесь появляется новая редакция свода 1408 г., непосредственно отразившаяся в Рогожском летописце, Никоновской и (опосредованно) Симеоновской летописях.

Свод 1418 г. не дошел до нас в первоначальном виде. Возможно, это связано с тем, что он поневоле – в силу времени своего создания – имел компромиссный характер, подчас парадоксально объединяя московскую, тверскую и суздальскую точки зрения. Тем не менее он лег в основу практически всех общерусских летописей последующего периода, так или иначе перерабатывавших его (прежде всего Софийской I и Новгородской IV летописей).

Местное летописание XIV–XV веков

Ростовское (или суздальское) летописание. Оно сохранилось в составе летописного свода первого десятилетия XV в., завершающего Московско-Академическую летопись (XV в.). В его основе лежат источники, общие с Радзивиловской (до 1206 г. – предположительно Летописец ростовского князя Константина Всеволодовича) и Софийской I летописями. Окончание же его представляет краткую летопись, уделяющую особое внимание Ростову и ростовским, а также суздальско-нижегородским князьям. Это позволяет сделать вывод о том, что летописный свод, завершающий Московско-Академическую летопись, был составлен в Ростове или Суздале. Однако существование длительной и непрерывной традиции ростовского владычного летописания представляется сомнительным. Подтверждением этого служит и то, что в 80?х годах XV в. оппозиционные центру ростовские летописцы вынуждены были основывать свою работу на московских летописях.

Новгородское летописание. Оно представлено Новгородской I летописью, старший извод которой был доведен до середины XIV в. Он дошел до нас в единственном Синодальном списке, начало которого (до 1016 г.) утрачено. В младшем изводе, представленном Комиссионным, Академическим (середина XV в.) и Троицким (XVI в.) списками, а также поздними копиями Академического списка XVIII и XIX вв., отразилось летописание Новгорода Великого второй половины XIV в. и начала XV в.

Псковское летописание. Оно включает ряд списков, объединяемых в летописи Псковскую I (первоначально доходила до 1469 г.; представлена списками Тихановским XVII в., Архивским I конца XVI в. и др.), Псковскую II (представлена оригиналом – единственным Синодальным списком середины 80?х годов XV в. и доведена до 1486 г.) и Псковскую III (представлена списками Строевским середины XVI в. и Архивским II середины XVII в.; изложение выходит за пределы XV в., а в Архивском II – даже включает начало XVII в.). В основе трех летописей лежал общий псковский протограф, датируемый 80?ми годами XV в.

Изучение истории XIV в. серьезно затруднено тем, что свидетельства о ней весьма неполны и фрагментарны. При крайней бедности общерусского летописания до конца XIV в. особое значение приобретает единственная современная этим событиям местная летопись (доведенная, к сожалению, только до середины XIV в.) – Новгородская I старшего извода (Синодальный список). Лишь обращение к источникам других видов в какой-то степени позволяет восполнить отсутствие сведений по этому периоду. Тем не менее остается множество вопросов, решение которых вообще едва ли возможно. Недостаток фактических данных сказывается самым серьезным образом на качестве и глубине исследования проблем, связанных с историей XIV в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава I. История изучения устных источников славянского летописания и хронистики раннего Средневековья

Глава I. История изучения устных источников славянского летописания и хронистики раннего Средневековья О! разрешите мне Старую трудную загадку! Уж много мудрило над ней голов — Головы в колпаках с иероглифами, Головы в чалмах и черных беретах, Головы в париках и всякие

2. Критерии выявления устных источников летописания и хронистики

10. Зарождение астрономии в эпоху Халдейского царства XI–XIII веков Библейский Сиф, сын Адама, родился в конце десятого века н. э

10. Зарождение астрономии в эпоху Халдейского царства XI–XIII веков Библейский Сиф, сын Адама, родился в конце десятого века н. э Эпоху зарождения астрономии можно датировать и это — весьма интересная научная проблема. Основой такой датировки служит Альмагест Птолемея —

Создание общерусского государственного аппарата

Создание общерусского государственного аппарата Важнейшим итогом общественно-политического развития России к началу XVI в. было завершение создания единого государства, ставшего одной из могущественнейших европейских держав того времени. На рубеже XV–XVI вв. наряду с

10. ЗАРОЖДЕНИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ХАЛДЕЙСКОГО ЦАРСТВА XI–XIII ВЕКОВ. БИБЛЕЙСКИЙ СИФ, СЫН АДАМА, РОДИЛСЯ В КОНЦЕ ДЕСЯТОГО ВЕКА Н.Э

10. ЗАРОЖДЕНИЕ АСТРОНОМИИ В ЭПОХУ ХАЛДЕЙСКОГО ЦАРСТВА XI–XIII ВЕКОВ. БИБЛЕЙСКИЙ СИФ, СЫН АДАМА, РОДИЛСЯ В КОНЦЕ ДЕСЯТОГО ВЕКА Н.Э Эпоху зарождения астрономии можно датировать, и это – весьма интересная научная проблема. Основой такой датировки служит Альмагест Птолемея –

2. Летописание

2. Летописание Феодальное дробление Руси способствовало развитию местного, областного летописания. С одной стороны, это приводило к узости летописной тематики, придавало отдельным летописям провинциальный оттенок. С другой, локализация литературы способствовала

2. Летописание

2. Летописание В рассматриваемый период в летописании каких-либо существенных изменений или новых явлений по сравнению с предшествующим временем не наблюдается. В тех старых летописных центрах, где летописание сохранилось и после монголо-татарского нашествия,

2. Летописание

2. Летописание В годы, непосредственно предшествовавшие Куликовской битве и после нее, в конце XIV — первой половине XV в., наступает расцвет русского летописания. В это время создаются многочисленные летописные своды, летописание разных городов, в том числе и враждующих

1. Начало киевского летописания

1. Начало киевского летописания Вопрос о том, с какого времени ведет отсчет киевское летописание, принадлежит к числу наиболее трудных и, по существу, окончательно не решенных до наших дней. При этом речь идет не столько о летописях как историко-хроникальных сочинениях,

2. Киевское летописание XI в.

2. Киевское летописание XI в. Киевское летописание XI в. если и не современно описываемым событиям, то более приближено к ним, чем летописание X в. Оно отмечено уже и авторским присутствием, оживлено именами писателей или составителей. Среди них митрополит Иларион (автор

5. Киевское летописание XII в.

Зарождение человека – зарождение духовности

Зарождение человека – зарождение духовности Духовность – столь же древний феномен, как и сам человек. С начала своей эволюции человек обладал духовностью. Собственно, это очевидно, ведь духовность – отличительная характеристика человека. Есть духовность – есть

1.1. Летописание

1.1.3. Местное летописание XII–XIII веков

1.1.3. Местное летописание XII–XIII веков После выделения из состава Древнерусского государства отдельных земель и княжеств летописные традиции Киевской Руси получали продолжение и развитие на местах. До нас не дошли списки летописей, относящихся к этому времени.

1.1.5 Летописные своды конца XV–XVI веков. Общерусское официальное летописание

1.1.5 Летописные своды конца XV–XVI веков. Общерусское официальное летописание Начало общерусского летописания великих князей московских, заложившего основы официального летописания XVI в., относится ко второй половине XV в.На основании сопоставления Ермолинской летописи


Занятие сформирует представление о том, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России.

Описание разработки

Цели урока:

сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениями русского просвещения, устного народного творчества, литературы в XIV – XVI вв.

Задачи:

1. Развитие умений учащихся анализировать, сравнивать и делать выводы.

2. Воспитание любви к Родине, духовно-нравственное воспитание.

- Особенности развития русской литературы в XIV – XVI веках.

- Устное народное творчество и литература XIV – XV веков.

План изучения нового материала.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме.

4. Изучение новой темы.

4. 1. Особенности развития русской культуры в 14-16 веках.

4. 2. Просвещение. Начало книгопечатания.

4. 3. Устное народное творчество.

4. 4. Литература 14-15 веков.

4. 5. Развитие литературы 16 века.

7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

И настроение чудесное-подстать.

Так разрешите мне урок с улыбочки начать.

Рефлексия на эмоциональное состояние, хорошее настроение – рука большим пальцем поднята вверх, плохое настроение – рука большим пальцем вниз.

В тетрадях записываем число и тему урока.

3. Актуализация знаний по теме.

Мы начинаем изучение темы “ Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках ”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура?

(совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей)

Беседа актуализирующая полученные ранее знания: вспомните особенности развития русской культуры в XII – XIII. Каковы характерные черты западноевропейской культуры в XV – XVI вв. ?

В ходе изучения нового материала запишите в тетрадях основные особенности развития русской культуры в 14 – 16 веках. Чем отличается развитие русской культуры в 14-16 веках от развития культуры в Западной Европе?

4. Изучение новой темы. Презентация «Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. (Прил. 1)

4. 1 Особенности развития русской культуры в XIV— XVI веках. Слайд №2

Со второй половины XIV века вместе с хо­зяйственным восстановлением русских земель начина­ется и культурное возрождение Руси. Самым благо­приятным образом на развитии русской культуры сказа­лась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами.

Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими темами во всех русских землях. Эти идеи проходили красной ни­тью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры.

В это же время начинается постепенное преодоле­ние культурной разобщенности русских земель и воз­рождение единой русской культуры. Центр политиче­ской и культурной жизни постепенно перемещается в Москву, возглавившую борьбу против ордынцев. Воз­растает значение Москвы как одного из главных куль­турных центров.

Создание единого государства вызвало новый куль­турный взлет России. Единая русская культура впиты­вала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдель­ных русских землях, а также черты тех народов, с кото­рыми русские люди имели тесные связи.

В то же время процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты.

Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и ис­кусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время все больший ин­терес проявляется к семье, к человеку, к его внутренне­му миру.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Тема. Просвещение, устное народное творчество, литература

в XIVXVI веках. (6 класс)

Цели урока: сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениями русского просвещения, устного народного творчества, литературы в XIV – XVI вв.

Развитие умений учащихся анализировать, сравнивать и делать выводы.

Воспитание любви к Родине, духовно-нравственное воспитание.

- Особенности развития русской литературы в XIV – XVI веках.

- Устное народное творчество и литература XIV – XV веков.

Методы: Репродуктивно-словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы: Индивидуальная, коллективная.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока:

1.Учебник: История России, авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. Просвещение, 2010г. , § 26

План изучения нового материала.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме.

4. Изучение новой темы.

4.1. Особенности развития русской культуры в 14-16 веках

4. 2. Просвещение. Начало книгопечатания.

4. 3. Устное народное творчество.

4.4. Литература 14-15 веков.

4.5. Развитие литературы 16 века.

7. Домашнее задание.

Организационный момент.

И настроение чудесное-подстать.

Так разрешите мне урок с улыбочки начать.

Рефлексия на эмоциональное состояние, хорошее настроение – рука большим пальцем поднята вверх, плохое настроение – рука большим пальцем вниз.

В тетрадях записываем число и тему урока.

Актуализация знаний по теме.

Мы начинаем изучение темы “ Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках ”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура?

(совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей)

Беседа актуализирующая полученные ранее знания: вспомните особенности развития русской культуры в XII – XIII . Каковы характерные черты западноевропейской культуры в XV – XVI вв.?

В ходе изучения нового материала запишите в тетрадях основные особенности развития русской культуры в 14 – 16 веках. Чем отличается развитие русской культуры в 14-16 веках от развития культуры в Западной Европе?

Изучение новой темы. Презентация «Просвещение, устное народное творчество, литература в XIVXVI веках. (Прил. 1)

    1. Особенности развития русской культурывXIV— XVI веках. Слайд №2

    Со второй половины XIV века вместе с хо­зяйственным восстановлением русских земель начина­ется и культурное возрождение Руси. Самым благо­приятным образом на развитии русской культуры сказа­лась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими темами во всех русских землях. Эти идеи проходили красной ни­тью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры. В это же время начинается постепенное преодоле­ние культурной разобщенности русских земель и воз­рождение единой русской культуры. Центр политиче­ской и культурной жизни постепенно перемещается в Москву, возглавившую борьбу против ордынцев. Воз­растает значение Москвы как одного из главных куль­турных центров.

    Создание единого государства вызвало новый куль­турный взлет России. Единая русская культура впиты­вала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдель­ных русских землях, а также черты тех народов, с кото­рыми русские люди имели тесные связи. В то же время процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и ис­кусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время все больший ин­терес проявляется к семье, к человеку, к его внутренне­му миру.

    Освобождение от ордынского владычества и созда­ние единого государства делают возможным культур­ные контакты России с другими странами. Особенно успешными были культурные связи с Италией. В Рос­сию приезжали работать выдающиеся итальянские зод­чие и другие мастера. Они оставили глубокий след в развитии русской культуры.

    4.2 Просвещение. Начало книгопечатания. Слайд №3-5

    Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому более доступной людям.

    4.3 Устное народное творчество. Слайд №6-7

    В XIV—XVI веках на­ивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Слагатели былин, чтобы ярче подчеркнуть идеи объеди­нения и борьбы с поработителями, обращались к слав­ному прошлому своей страны, к русским традициям времен Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А Киев предстает в них как воплощение русской государственности. Со­хранили своеобразие новгородские былины. Их героями были купец Василий Буслаевич и богатый гость Садко.

    В этот же период появился новый жанр устного на­родного творчества — исторические песни. О них нам расскажет Шмонова Дарья. (Прил. 3)

    4.4 Литература XIV—XV веков. Слайд №8

    В XV веке возрождается общерусское летописа­ние. Первая общерусская летопись, преодолевшая ме­стные интересы и ставшая на позиции единства Руси, была составлена в Москве в начале XV века — так на­зываемая Троицкая летопись. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято состав­ление новой летописи, главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с городским насе­лением в целях политического объединения Руси. Эти летописи легли в основу всех последующих. Одним из самых значительных произведений русского летописания стала Московская летопись 1479 года.

    4.5 Развитие литературы XVI века.

    Интерес к этой теме еще более возрастает в период правления Ивана Грозного, что приводит к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI века был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресо­ванных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающе­гося на дворянство.

    Давайте проверим ваши записи в тетрадях. Возвращаемся к заданию данному в начале урока.

    В качестве закрепления ученики :

    Отгадывают кроссворд составленный Пехотиной Алиной. (Прил. 4)

    Выполняют тест. (Прил. 5)

    Таким образом, мы с вами можем сказать, что создание единого Русского госу­дарства, избавление от ордынского владычества при­вели к формированию национальной русской культу­ры, к небывалому культурному взлету России. Появ­ление книгопечатания имело огромное значение в де­ле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с инозем­ными захватчиками, но и идея укрепления единого го­сударства и царской власти.

    7. Домашнее задание. § 26, вопросы и задания к нему. Задания 5, 6 к § 26 рабочей тетради.

    Рефлексия на эмоциональное состояние, хорошее настроение – рука большим пальцем поднята вверх, плохое настроение – рука большим пальцем вниз.

    (Подчеркнуть то что относится к вам)

    На уроке я работал активно / пассивно

    Своей работой на уроке я доволен / не доволен

    Урок для меня показался коротким / длинным

    За урок я не устал / устал

    Мое настроение стало лучше / стало хуже

    Материал урока мне был интересен / скучен

    Домашнее задание мне кажется легким / трудным

    Урока подошел конец.

    Пусть каждый скажет про себя:

    Какой я молодец

    (Исторические песни были непосредственным откликом на происходящие события. Героями песен были простые люди, совершавшие по­двиги в борьбе с завоевателями. Одна из них — песня об Авдотье-Рязаночке, про­стой женщине, которая высво­бождает из полона жите­лей Рязани и возрождает город. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 году восстание жителей Твери про­тив ханского баскака Чол-хана стала песня о Щелкане Дудентьевиче. В ней слышен не только плач народа о постиг­шем несчастье, но и уверен­ность в неизбежности победы над поработителями.

    В XVI веке в исторических песнях народ одобрял борьбу Ивана Грозного с боярами, его стремление к укреплению цар­ской власти, но осуждал царя за жестокость к простым людям. Много песен было по­священо взятию Казани. Это событие народ восприни­мал как итог многовековой борьбы с ордынским влады­чеством. Целый цикл исторических песен был посвя­щен присоединению Сибири и его герою — Ермаку.)

    Выберите один вариант ответа.

    1. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был:

    б) митрополит Макарий

    г) И. С. Пересветов

    2. Погодные записи исторических событий – это:

    3. Первая русская книга была напечатана в Москве в:

    4. К куликовскому циклу относится:

    5. Установите соответствие между названием произведения и автором.

    6. Отрывок из какого известного литературного труда XVI в. приведен ниже? Кто, по мнению большинства исследователей, является его автором?

    Как устроить дом хорошо и чисто. Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюдца, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки также всегда вымыть, вычистить, высушить, положить в чистое место. Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить для вытирания ног. Чтобы не загрязнить лестницы и сеней, положить перед дверью или рогожку, или старый войлок. В грязную погоду у нижнего крыльца сено переменить, равно как рогожку или войлок. За всем этим жена должна смотреть, всему она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не действуют слова – побоями. Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить.

    Выберите один вариант ответа.

    1. Новый жанр устного народного творчества, появившийся в XIV – XVI вв.:

    б) исторические повести

    а) подчинение в государстве царской власти, а в семье – её главе

    б) наставление по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей

    в) необходимость соблюдения религиозных норм и обязанностей

    г) борьба с внешними врагами

    3. Летописное сочинение, созданное во второй половине XV столетия, – это:

    а) Троицкая летопись

    б) Московская летопись

    а) битве на реке Калка

    б) сражении на реке Воже

    в) Куликовской битве

    г) набеге Тохтамыша на Москву

    5. 12-томное собрание житий, поучений, мудрых мыслей и т. д., созданное под руководством митрополита Макария в XVI в., – это:

    6. Определите, о ком идёт речь в предложенном тексте, и проверьте соответствие с изображением.

    1) 2)

    А) Основатель книгопечатания в России.

    Б) Русский путешественник, писатель, купец.

    В 1466 – 1472 гг. совершил путешествие по Персии, Индии и Турции. Автор первого в русской литературе описания коммерческой поездки.

    Читайте также: