Роль цвета в поэтическом мире с есенина сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Комфортное цветовое значение: огонь, капот, оттенок, платок, небо, закат, рубаха, лента.

Субъективное цветовое значение: степи, туман, водь, день, купол, конь, икона, лик, волна, печь.

Аналогичный небольшой разрыв в пользу субъективной цветокоррекции по розовому цвету — 8 против 10.

То есть поэтический мир Есенина скорее субъективный, чем объективный. Однако его цветовая палитра не радикальна и более-менее приближена к цветовосприятию читателя евразийской картины мира.

При подсчете (было проанализировано 50 стихов), данные сведены к среднему показателю в одном стихе Есенина используется с помощью разных художественных средств три цвета.

Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат. Здравствуй, златое затишье С тенью березы в воде! Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде. Где-то за садом, несмело, Там, где калина цветет, Нежная девушка в белом Нежную песню поет. Стелется синею рясой С поля ночной холодок… Глупое, милое счастье, Свежая розовость щек!

Вот уж вечер. РосаБлестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой.

Поэзия существует не только для того, чтобы размножаться, а значит, даже используя научные парадигмы в качестве подсказки, нельзя не признать, что поэтический мир всегда имеет свою особую цветистость. То есть Сергей Есенин, писавший в то время, когда существовало черно-бело кино, уже использовал самые замысловатые инструменты цветокоррекции.

В следующей статье — анализ цветокоррекции стихов Марины Цветаевой.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СЕМАНТИКА ЦВЕТА В ЛИРИКЕ А. С. ЕСЕНИНА

Есенинская палитра цветов намного разнообразнее, чем у Блока. У Сергея Есенина даже трудно выделить преобладающие цвета. Хотя по частотности, это, наверное, синий и голубой. А белый и черный цвета у поэта представлены не так ярко, как у символистов.

Белый и черный

Как уже отмечалось, эти > цвета в лирике Сергея Есенина представлены мало. Конечно же, белого цвета больше, нежели черного. Своей семантикой > Есенин практически всегда олицетворяет чистоту, зиму, нежность или цветущий сад. Примеры: >.

Все пройдет, как с белых яблонь дым>>.

Черный цвет в лирике представлен достаточно скупо. И отсюда сразу можно понять, что он не несет в творчестве Сергея Есенина особое символическое значение. В каждом конкретном примере > имеет собственное значение. Например, сравните: >.

Красный, синий и голубой

В этой главе, посвященной лирике Сергея Есенина, мы выделили отдельным параграфом красный, синий и голубой цвета. Красный цвет нами был выбран

15 исключительно для сравнения есенинского использования семантики цвета с блоковским. А синий и голубой цвета являются доминирующими в лирике Есенина.

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.

Контрастные цвета несут настроение тревоги, беды. В цветовом образе — красном по белому предчуветвуютея беды: > Но иногда красный цвет несет семантику значения красивый. Для Есенина, цветовые значения у которого постоянно перемежаются с природными явлениями, красный цвет обозначает зарю, рождение нового дня, появление света. Так:

Шапку-месяц пригнув под кустом, И игриво взмахнет кобылица

Там, где капустные грядки Крой водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет>>.

Особо необходимо остановиться на семантике синего цвета. Синий цвет у Сергея Есенина имеет огромное множество значений.

Если определить коротко, то можно сказать: Сергей Есенин — живописец слова. Сочетания красок в есенинских стихах самые разнообразные: порой гармоничные, порой контрастные, порой редкостные.

Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение:

Горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке

Про синие глаза>>.

В этих четырех строчках синий цвет несет семантику юной влюбленной души. Подобных стихотворений, когда синева определяет настроение влюбленности, множество

> часто является синонимом >, > Например:

Семантика синего цвета может иметь также противоположное значение.

Так: > > глаз у Есенина может иметь и отрицательное значение например, >:

Вообще, частотность прилагательного > довольна высока. Оно часто применяется в описаниях деревенской жизни, и несет особый смысл: нежное отношение к деревне, любовь к просторам (даль и просторы сельской местности отдают голубоватым оттенком) и свежесть самой деревенской жизни. Например, в стихотворении > прилагательное > используется трижды в трех различных сочетаниях:

Опрокинулась над окном>>.

Цветопись в поэзии С. А. Есенина

Категория: Сочинения по творчеству Есенина С.А.

Блок и Есенин. Основные особенности их лирики

Незадолго до смерти Есенин писал: >. Блок и Есенин по-своему близки, так как были современниками, но в описании действительности они совершенно уникальны.

Имя Александра Блока тесно связано в сознании читателя с символизмом. Это литературное течение превратилось в самостоятельное литературно — философское течение и важный фактор русской культурно-духовной жизни. Образы, созданные Блоком, занимают особое место. Своеобразие его поэзии во многом отразилось уже в первые годы творчества в образах лирического героя.

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего > и >, >, до создателя поэмы >, где с огромной силой выразил страшную музыку разрушения>> и тоску по другой музыке — музыке >, который >.

Сергей Есенин — оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия_ Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов.

Стихи Есенина — не фотография жизни. Жизнь для него — лучший учитель в создании поэтических произведений.

Есенин жил связями с миром, с людьми, В его отчетливо слышен свой голос, своя песнь о родине, своя удаль и грустная боль, в которой звенит народная душа. Любовь к родине, ненависть к войне, тяготение певца крестьянской Руси к передовым общественным силам и идеям помогали поэту в бурные революционные годы находить свой путь к правде.

Лирический герой поэта — современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.

В стихах Есенина нас покоряет и захватывает в > удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью.

Оба рассматриваемых поэта имели трагическую судьбу. В них отразилась вся глубина коренной ломки российской действительности. Как пишет Смола 0. ,

6 пучину черной точки и разочарования. В них сказалось не больше того, что заложено в живой природе, — необходимость жизни и смерти. Тончайшая диалектика начала и конца, расцвета и увядания, > и > и составляют, в сочетании с обаянием гуманности, > есенинского лиризма>>[1]. У анализируемых нами поэтов свое восприятие действительности. > революции умолк — умолк и поэт.

Прохорова Наталья Георгиевна

В работе мы сравнили символику цвета в психологии и в поэзии С.А.Есенина, проанализировали частотность употребления цвета в лирике поэта. Кроме того описали смысловые особенности наиболее употребляемых цветов в различные периоды творчества (до и после революции 1917 года). Нами составлена таблица, в которую внесены наиболее распространённые цвета в поэзии С.А.Есенина по мере убывания и цитаты из стихотворений поэта по годам написания.

ВложениеРазмер
simvolika_cveta_v_poezii_s.esenina.zip 1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Символика цвета в поэзии С.Есенина. Панарина Мария

Краснодарский край, станица Азовская, МОУ Лицей, 10 класс

I. Символика цвета

1.1. Символика цвета в психологии

1.2. С.А.Есенин. Поэзия в цвете

II. Практическая работа

2.1. Частотность употребления цвета в лирике С.А.Есенина

2.2. Идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина

Список использованной литературы и источников

Цель исследования: проанализировать цветовую символику в разные периоды творчества С.А.Есенина.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

  1. собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме исследования;
  2. провести текстовый анализ стихотворений С.А Есенина;
  3. описать особенности символики цвета в психологии и в поэзии С.Есенина;
  4. проанализировать изменения цветовой гаммы в творчестве поэта в зависимости от исторических событий;
  5. определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина;
  6. провести идейно-смысловой анализ цветописи и социологический опрос лицеистов разного возраста и взрослых.

Объект исследования – поэтический мир С.Есенина. Предмет исследования – цветовая гамма в поэзии С.Есенина.

Гипотеза : цветовая гамма в поэзии С.Есенина связана с изменением его мироощущения в разные периоды жизни, на которые влияли различные исторические события, происходящие в России. Мы предполагаем, что после изменения восприятия революции, в творчестве поэта изменилась и цветовая гамма.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, сопоставление цветовых ассоциаций.

Мы хотим проследить изменения цвета в творчестве С.Есенина, соотнести их с восприятием революции поэтом, определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина; провести идейно-смысловой анализ цветописи. Актуальность нашего исследования определяется низкой степенью изученности цветовой гаммы поэзии С.Есенина именно в связи в определенными историческими событиями, в частности с революцией 1917 года. Новизна исследования заключается в обращении к малоизученной стороне поэтического творчества поэта.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования нами проведён сравнительный анализ символики цвета в психологии и в лирике С.Есенина, классифицированы цитаты из стихотворений поэта, распределённых в соответствии с цветом, проведены статистический идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина, поэтому данная работа может быть использована при изучении поэзии С.Есенина для лучшего понимания внутреннего мира поэта.

Структура работы представлена введением, двумя главами, практической частью, заключением и списком использованной литературы.

Глава I. Символика цвета

Говоря о значении цвета, важно учитывать тот факт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Но с другой стороны, различные общества приписывают одному и тому же цвету схожие свойства. Это говорит о том, что каждому цвету присущи определённые качества, которые лежат глубоко в его природе.

Цвета в психологии имеют как позитивное, так и негативное значение.

Однако белый цвет может получать и противоположное значение: обозначать смерть, болезнь, зло, страдание. По своей природе он как бы поглощает все остальные цвета и соотносится с пустотой, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племён Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.

Чёрное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и чёрные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву чёрных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в чёрное.

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит своё подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер (швейцарский психолог), И. Гете и другие психологи. Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (жёлтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (чёрный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и жёлтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности.

В ходе психолингвистического анализа исследователи пришли к выводу, что все цвета по их свойствам и по их воздействию на читателя делятся на две группы. К первой группе относятся цвета, отличающиеся двойственным характером воздействия: красный, синий, жёлтый и зелёный . Это те цвета, которые могут выполнять либо мажорную, жизнеутверждающую, либо минорную, жизнеразрушающую функции в зависимости от словесного окружения цвета (например, красный может быть и цветом здоровья, молодости, веселья, и цветом крови, страданья, гибельного огня). Вторую группу образуют цвета голубой и розовый , которые указывают на явления только положительной красоты. Однако при употреблении этих цветов автор для достижения самого разнообразного психологического воздействия на читателя изменяет условия использования одного и того же цвета.

В этой главе мы дали негативные и позитивные характеристики цвета, показали соответствие цвета и доминирующего эмоционального состояния человека. Последовательность изложения обусловлена частотностью употребления данных цветов в лирике С.А.Есенина.

I.2. С.А.Есенин. Поэзия в цвете.

II. Практическая работа

2.1. Частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина

Взяв за основу стихотворения С.Есенина, написанные с 1910 по 1925 годы, мы посчитали количество слов, обозначающих цвет. Мы можем сделать вывод о частотности употребления цвета в поэзии С.Есенина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тема: «Цветовая палитра в лирике

учащаяся 7А класса

II .Основная часть

Актуальность выбранной темы :

Каждый человек воспринимает мир по–своему, пытаясь выразить мысли и чувства и через цветовосприятие.

Случайно ли люди отдают предпочтение тому или иному цвету? Взаимосвязаны ли выбор цвета и характер человека, его настроение, мысли и чувства? Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство.

Примером цветовой картины мира можно считать поэзию Есенина. Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель

Доказать, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.

изучить имеющийся научный материал по теме исследования;

выявить все цветообозначения в поэзии Есенина (1910 -1925)годов;

осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить особенности их функционирования;

установить преобладающий, любимый цвет поэта;

соотнести преобладающий цвет с личностью поэта.

Объектом моего исследования стала лирика С.Есенина (1910 -1925) годов.

Предметом исследования являются цветообозначения в стихотворениях Есенина.

В своей работе, рассматривая большое количество стихотворений Есенина, я пытаюсь практическим путем доказать, что преобладающими цветами в стихотворениях поэта являются синий и его оттенки, золотой и его оттенки, белый, красный и его оттенки.

Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он ставил богатое поэтическое наследие. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца, пленяя яркими чудными звуками, красками, необыкновенными запахами. В 1905 г. А. Блок написал статью “ Краски и слова ”, где сетовал что современные “ взрослые писатели ” “ отупели к зрительным восприятиям ”. “ Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов ”. Блок, предсказал неизбежность появления поэта, который, “ схватив радугу ”, принесёт в русскую поэзию русскую природу, “ населённую многими породами существ ”, со всеми её конкретными “ далями ” и “ красками ” – “ не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте ”.

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью. Как справедливо заметил И. Сельвинский, “ такого глаза наша “ поэтическая живопись ” ещё не знала ” 2 .

Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и преливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Недаром на рабочем столе Есенина, как рассказывала сестра поэта, всегда стояли букет голубых цветов или веточка сирени, настольная лампа с абажуром зеленого цвета, цвета весенней природы. Такая обстановка помогала художнику творить, рождать на свет настоящие шедевры.

Я уверен, что цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным.

Изучив литературу о цветописи в лирике Есенина, я попытаюсь провести своё наблюдение об использовании этого средства в стихотворениях поэта.

Цель: определить, какие цвета использует поэт в своих стихотворениях.

Красной водой поливает восход,…

Зеленое вымя сосет.

Седые облака…

Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри черные змейкой трепал ветерок….

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй…


Цвет-то совершенно уникальное явление. Он неоднократно дублирован: наблюдается как оптическое явление в атмосфере; присутствует как окраска живых организмов и ландшафта; известна способность человеческого мозга создавать цветовые образы в воображении, то есть генерировать внутреннее цветовое пространство.

Цвет заключает в себе возможности логического(понятийного) и эйдического (чувственно-образного) способов познания мира, поэтому цвет трудно осознать до конца, но его можно прочувствовать.

Исследования цвета в литературе представляют большой научный интерес, ведётся анализ конкретных произведений, творчества того или иного писателя в целом, литературных направлений, стилей с точки зрения цвета. Поэтика цветообраза влияет, а точнее, подчиняет себе поэтику художественного пространства, которое характеризуется не только устойчивыми признаками, но и цветом [2, с. 25].

В большинстве своих произведений Сергей Есенин активно употребляет цветообозначения в качестве эпитетов. Такие цветообозначения позволяют живописно описать картину, которую представляет поэт в своём произведении, а так же передать, ощущения и чувства лирического героя. В данной работе мы обратимся к трем его излюбленных цветам: синему, голубому и золотому.

Золотой-это жёлто-оранжевый цвет. Во многих произведениях Есенина золотой цвет выступает как цвет осени, её главенствующий цвет:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду [1, с.47].

Сергей Александрович довольно часто использует метаморфические эпитеты, которые помогают ему создать неповторимый образ:

Не ругайтесь. Такое дело!

Не торговец я на слова.

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова [1, с. 108].

В эту синь даже умереть не жаль [1,с. 102].

Снова выплыл из рощи

Он принёс на крылах [1, с. 47].

Я покинул родимый дом,

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть [1, с. 93].

Он использует голубой цвет и сочетает его с таким понятием, с которым в реальном мире он ассоциироваться не мог. Голубой цвет – это светло синий цвет неба. Этот цвет символизирует чистоту, нежность, безупречность, возвышенность. Окрашивая Русь в этот цвет, поэт передает романтичность, как бы противопоставляя обыденному её изображению. Данный цветообраз отражает святость Руси, из которой Есенин черпает силы и вдохновение.

Не больна мне ничья измена,

И не радует лёгкость побед-

Тех волос золотое сено-

Превращается в серый цвет [1, с. 202].

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? [1, с. 214].

Основные термины (генерируются автоматически): цвет, лирический герой, произведение, отрицательная семантика, серый цвет, синий цвет, цветообраз, белая луна, голубой цвет, золотой цвет.

Похожие статьи

Синий цвет в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале.

Синий цвет в лирике С.А. Есенина. Авторы: Буданова Наталья Эдуардовна, Тюрина Галина Николаевна.

Основные термины (генерируются автоматически): синий цвет, лирический герой, Русь, вечер, снеговое раздолье, весенний вечер, Тихий ветер, Синий туман, Голубая.

Функция цветообраза в сборнике стихов Генриха Гейне.

Чёрный цвет несёт в себе отрицательную семантику.

Цвет неба такой же нежный, как шёлк. Цветообраз усиливается за счет осязательных ощущений.

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, цвет, черный цвет, цветообраз, стихотворение.

Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой | Статья в журнале.

В статье исследуются особенности поэтики цвета в лирике М. И. Цветаевой: белый цвет, красный цвет, жёлтый (золотой) цвет, голубой (синий) цвет, зелёный цвет, делается вывод о том, что

Ключевые слова: мотив, цвет, цветовая гамма, лирический герой, М. И. Цветаева.

Этапы развития цветового символизма (на примере белого цвета)

В исламе белый цвет света — цвет Аллаха [2]. Собственно же белые цвета ничем не

Ибо и алхимия гласила, что белый цвет — это “женский принцип”, “белая женщина, белая лилия — в общем, женщина” [3].

Символика белого цвета в любовной поэзии А. А. Блока.

белый цвет, Блок, лирический герой, поэт, образ, возлюбленная, выражение чувств, вечная женственность, белая ручка, символ.

Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных.

Исходная проблема семантики цвета — происхождение его значений. Цвет может получать свои значения разнообразными путями: по аналогии с объектами и явлениями, по ассоциации

Цветами, в наибольшей степени похожими на солнечный свет были белый и золотой (желтый).

Поэтика контраста белого и черного цветов в поэзии.

белый цвет, черный цвет, лирическая героиня, стихотворение, цветовой код культуры, художественная картина мира, устойчивая антиномия, тюменская писательница, иррациональная сила, белая вьюга.

Лингвокультурный аспект цветообозначений | Статья в журнале.

Читайте также: