Вознесенский живите не в пространстве а во времени сочинение

Обновлено: 04.07.2024

История создания

Сам Андрей Вознесенский говорил, что стихотворение пришло ему во сне. Также существует версия, что произведение написано поэтом после разлуки с возлюбленной, актрисой Татьяной Лавровой. Во время их романа у каждого из них были законные супруги, но этот факт не остановил никого из них. Расставание их было также взаимным, так как сильное чувство, одолевшее их, стало со временем мучить.

8Р2 М69 130487М-КХ Михайлов А. А. Андрей Вознесенский : этюды / А. А. Михайлов. — Москва : Художественная литература, 1970. — 191 с.

84Р6 В64 588859-КХ 588860-АБВознесенский А. Дайте мне договорить! / А. Вознесенский ; [авт. предисл. и коммент. А. Саед-Шах]. — Москва : Эксмо, 2010. — 382 с. : ил.

Р2 В26 532523-КХВегин П. В. Опрокинутый Олимп : записки шестидесятника : роман-воспоминание / П. В. Вегин. — Москва : Центрполиграф, 2001. — 362 с. : ил.

83.3(2=Рус)6 В64 611960-КХ 611961-АБВирабов И. Андрей Вознесенский / И. Вирабов. — Москва : Молодая гвардия, 2015. — 702 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей).

83.3(2=Рус)6 Л64 611855-КХ 611856-АБЛитературная матрица. Советская Атлантида / [сост. В. Левенталь, П. Крусанов]. — Санкт-Петербург : Лимбус Пресс : Издательство К. Тублина, 2014. — 525 с.

83.3(2=Рус)6 С86 613217M-КХ 613218M-АБСтронгин В. Андрей Вознесенский и заблуждения : история удивительной любви / В. Стронгин. — Москва : Минувшее, 2014. — 208 с.

83.3(2=Рус) Б41 554747-КХБейли Д. Избранные статьи по русскому литературному стиху / Д. Бейли. — Москва : Языки славянской культуры, 2004. — 373 с. — (Studia poetica).

Жанр, направление, размер

Нельзя не заметить, что название произведения тоже является литературным жанром. Сага – это повествование событий достаточно большого отрезка времени, с точной хронологией происшествий, с большим количеством героев, с подробным описанием некоторых из них. Что немаловажно, сага – это прозаический жанр.

Кроме того, еще один жанр произведения – в его названии, так как сагой называется произведение, в котором охватывается очень длинный промежуток времени. В произведении хронологически точно и последовательно приводятся события, имеется много персонажей, которые детально описаны. Сага относится к прозе.

Считается, что автор решил назвать свое произведение сагой потому, что заострил внимание на правдивости. Саги обычно пишут по прошедшим событиям, в правдивости которых сомневаться не приходится, но есть и саги, содержание которых несколько фантастическое.

Композиция

Две последних строфы – это размышления о вечности! Лирический герой абстрагируется от происходящего, рассуждая о мелочности нынешних событий, проблем и горестей по отношению к бесконечности, по отношению к жизни в целом.

Образы и символы

Первая строфа, а точнее первые две строки являются описательными в отношении главного образа – возлюбленной.

Она смиренна, сильна духом, кротка.

Вода – это неоднозначный символ. Вода – это символ женского начала, а также вода – это вечность. Перекладывая данную символику на разбираемое стихотворение, можно предположить, что поэт этими строками говорит о вечности люби, о её многогранности и постоянстве.

Вишня – символ доброты, символ надежды, символ женской красоты. Сравнение глаз любимой женщины именно с этим плодом неслучайно, хотя, возможно, что автор употребил данную метафору лишь из-за внешнего сходства глаз с вишней. В любом случае, данное сравнение очень красивое и глубокое.

Следующая строка написана автором будто в утешение, для поднятия настроения себе, возлюбленной, читателю, она написана в оправдание действий лирического героя.

Дальше поэт немного отчаянно, но в то же время смиренно пишет, что, даже если они возродятся, то всё равно им не суждено быть вместе, они расстанутся.

Последующие две строфы отдалены от происходящих событий, они абстрагированы. Автор пишет о будущем. Когда тяжело в настоящем пережить какое-то событие, смириться с чем-то, обычно думаешь о том, как ты будешь смотреть на данное событие потом, в будущем, через время…Становится немного легче. Быть может, поэт написал два последних четверостишия именно из этих соображений.

Темы, проблемы, настроение

Основная идея

Главная мысль стихотворения – обратная сторона любви. Конечно, не всегда отношения заканчиваются расставанием, но бывает и так… Спокойствие, смирение, мужество героев поражают читателя, удивляют. Ни каждый может расстаться с необходимым и желанным так спокойно, достойно.

Почему стихотворение А. А. Вознесенского названо автором сагой?

Почему стихотворение А. А. Вознесенского названо автором сагой?

В своем рассуждении отметьте, что понятие сага имеет два значения: древнескандинавское с древнеирландское народное эпическое сказание о богах и героях; нечто легендарное и поэтическое (таинственные саги прошлого). В этом высоком переносном значении “Сага” А. А. Вознесенского воспринимается как гимн любви, лирический дифирамб женщине.

Укажите, что написанное ранее, а затем вошедшее в либретто рок-оперы “”Юнона” и “Авось””, стихотворение оказалось

прочно спаянным с сюжетом поэмы “Авось!” Лейтмотив “Саги” стал лирическим нервом сюжета рок-оперы:

Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу.

Эти слова граф Резанов произносит как заклинание, обращаясь к своей возлюбленной Кончите. Трагизм разлуки двух любящих усиливается предчувствием смерти.

Обратите внимание на особенности поэтики произведения А. А. Вознесенского: сдержанность интонации, оригинальность метонимий и метафор (“вода в мурашках запруды”, “безнадежные карие вишни”), слияние голосов влюбленных в монологе-обращении Резанова.

В заключение отметьте,

что вечный характер чувства противостоит временности земного бытия. Бессмертие любви утверждается в рефрене, пронизывающем лирическое переживание. В то же время у читателя возникает ощущение, что любовь не может иметь счастливого конца: Резанов погибнет, а губернаторская дочка уйдет в монастырь.

И окажется так минимальным

Наше непониманье с тобою

Перед будущим непониманьем

Двух живых с пустотой неживою.

Николай Козырев: Тяжесть времени. Мир к этому не готов

Н.А.Козырев (1908 – 1983) – один из пионеров отечественной теоретической астрофизики.

Николай Козырев: Тяжесть времени. Мир к этому не готов

КОЗЫРЕВ – НЕБЕСНЫЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ

Живите не в пространстве, а во времени,

Минутные деревья вам доверены, Владейте не лесами, а часами, Живите под минутными домами, И плечи вместо соболя кому-то Закутайте в бесценную минуту. Какое несимметричное время! Последние минуты — короче, Последняя разлука — длиннее… Килограммы сыграют в коробочку. Вы не страус, чтоб уткнуться в бренное. Умирают — в пространстве. Живут — во времени.

Андрей Вознесенский, посвящено Николаю Козыреву

Сначала вернемся назад, к истокам. Сущность идей Козырева состоит в следующем. Психологическое чувство времени, присущее каждому, казалось бы, убеждает нас в том, что время движется от прошлого к будущему и движение это необратимо. Вечность не кинолента, которую легко можно запустить от конца к началу.

Но в том-то и дело, что именно это совершенно игнорируется наукой. Более того, отсутствие веских доказательств на этот счет используется как основание для некоторых теорий.

Козырев решил оправдать, обосновать человеческую интуицию. Он предположил, что время обладает реальным свойством, которое и отличает прошлое от будущего; причину, предшествующую следствию, от самого следствия.

Ход времени, по Козыреву, и есть то реальное свойство времени, что так настойчиво игнорировалось до сих пор. Это величина определенная и всегда направленная в одну сторону, то есть вектор, говоря математическим языком, величину этой скорости, как утверждает Козырев, можно найти и теоретически и экспериментально, и тогда после внесения соответствующих поправок в физику и другие точные науки многие загадки прояснятся, многие теории избавятся от неточностей и противоречий. Как же все эти необычные идеи овладели Козыревым! Прежде всего следует отметить, что вся жизнь Николая Александровича в науке была постепенным приближением к гипотезе времени.

Закончив университет, Козырев берется за множество дел: в Пулкове ведет астрономические наблюдения, едет в Среднюю Азию, чтобы наблюдать зодиакальный свет, отправляется в Карелию на базу, основанную Ферсманом, следить за полярными сияниями, преподает в нескольких институтах.

Но пройдут еще долгие годы, годы странствий и раздумий, отторжения от науки и возвращения к ней, прежде чем Козырев сформулирует свои предположения.

О чем думал ученый, прежде чем записал первые слова своей тоненькой и столь сенсационной брошюры! Что приходило ему в голову, когда он смотрел в небо просто так, закидывая голову, как и все мы, не вооруженные телескопами и спектрографами?

Вот Венера – планета загадок. Она более всех из соседей Земли должна быть похожа на нее, но она вечно закрыта слоем облаков и пребывает таинственной, почти недоступной человеческому разуму.

А вот Луна, наш пригород – разве много известно о ней науке?

А вот слова самого Николая Александровича: «Я давно задумался над источниками звездной энергии. Известные закономерности несовместимы с нынешними воззрениями на этот предмет. Принято считать, что звезды – это гигантские ядерные котлы, в которых постоянно происходят термоядерные реакции. Опираясь на данные астрофизических наблюдений, я пришел к мысли, что не ядерные реакции определяют баланс звездной энергии, не они являются первыми скрипками в оркестре.

Вот, например, исследования американца Дэвиса. На глубине двух километров в заброшенных золотых шахтах он ставил приборы, которые улавливали идущие от Солнца нейтрино. Точность опытов Дэвиса даже для современного научного уровня была необычайна. Расчеты по опытам показали: температура внутри нашего светила превышает 14 миллионов градусов. А это значит, идущие при этой температуре ядерные превращения не обеспечивают известный выход энергии, излучаемой Солнцем.

В каком-то косвенном смысле опыты Дэвиса подтверждают козыревские идеи. Вообще надо заметить в подтверждение своих взглядов Козырев вовлекает весьма широкий круг явлений [о непосредственно экспериментальной их проверке – речь впереди].

Направление витка раковины у моллюсков, структура некоторых молекул, строение проводящих сосудов у растений – все это несимметрично. Кроме того, еще в прошлом веке Пастер открыл химическую асимметрию протоплазмы.

Особенно важную роль в этой системе доказательств Козырев отводит знаменитому открытию физиков Ли и Янга. Нарушение принципа сохранения четности в атомной механике, по Козыреву, – это тоже следствие несимметричных сил времени.

Запальчивые споры и осторожность ученых в оценке идей Козырева не случайны. Если бы дело касалось какого-нибудь частного вопроса, одного явления, одной проблемы – все было бы проще. Суть как раз в том, что Козырев пытается уловить новый, доселе неизвестный принцип естествознания.

И конечно же, в этом глобальном споре одних косвенных доказательств не достаточно. Необходима экспериментальная проверка и Козырев превосходно это понимает. Более того, за последние годы усилия ученого были сосредоточены именно на опытной проверке, проверке гипотезы. И полученные результаты более чем удивительны и серьезны.

Тогда же, в сороковые – пятидесятые годы, Козырев поставил десятки опытов с разнообразными механическими системами [гироскопы, рычажные весы и т.д.]. Все они были основаны на осуществлении причинно-следственных связей между вращающимся телом и неподвижным. Результаты опытов в какой-то степени удовлетворили Козырева. Однако его оппоненты возражали, что наблюдаемые Козыревым эффекты вполне могут быть обусловлены какими-нибудь побочными причинами, а не действием сил времени.

Первоначально эксперименты Козырева сводились к доказательству направленности времени. В какой-то момент опыты с гироскопами отпали – ведь они были, по сути дела, опытами-дублерами.

Земля является гигантским гироскопом, и потому самые простые системы на ее поверхности, например, маятники и весы, вполне пригодны для козыревских экспериментов. На одном конце такая система подвергалась вибрации, и соответственно на другом ее конце шло поглощение колебаний. В системе появлялись дополнительные напряжения, которые можно было измерить. По Козыреву, ход времени, из которого была выведена система, оказывал на нее влияние.

Но, быть может, важнейший свой эксперимент Козырев поставил только сейчас. И связан он с созданием крутильных весов, реагирующих на соседние процессы.

Именно это навело Козырева на мысль вернуться в своих опытах к телескопу. Прибору, который принес ему столько удач, работа с которым и дала первый толчок к поискам всеобщей закономерности.

Итак, Козырев вернулся к звездам. От звезд к звездам – можно было бы назвать тот сорокалетний маршрут, которым прошел он в погоне за временем.

Исследовать действие сил времени, которое передаст звезда через телескоп на крутильные весы,– это стало важнейшей задачей последнего цикла козыревских экспериментов.

Были выбраны две достаточно яркие звезды – Сириус и Процион. Какое-то их действие было нащупано сразу же.

Вот здесь и появилась возможность решающего эксперимента. Звезды так далеки от нас, что, передвигаясь в пространстве, они могут оказаться совсем в ином месте, чем показывает пришедший от них свет. Попросту говоря, зачастую они совсем не там, где мы их видим. Время же, по мысли Козырева, не распространяется как свет, а появляется сразу во всей Вселенной. Значит, при помощи свойств времени можно установить мгновенную связь со звездой в той точке, где она действительно находится.

На этой идее построена и методика опыта. Крутильные весы отделяются от телескопа экраном со щелью. Действие на весы ожидается не тогда, когда свет звезды пройдет через отверстие в экране, а в иной момент, когда на экран будет спроецировано истинное положение звезды на небе. И если этот эффект установлен, значит, можно определить положение звезды в мировом пространстве.

Но эта же точка может быть рассчитана по известной скорости перемещения звезды по небу [необходимо только учесть сдвиг видимого изображения звезды из-за преломления света в земной атмосфере].

Если этот расчет даст ту же точку, что проецируется на экран во время вращения крутильных весов, опыт можно считать удавшимся.

Это и есть, как полагает ученый, доказательство того, что время имеет физические свойства, через которые оно активно участвует в явлениях природы.

Занимает Козырева и второй вывод из этого эксперимента – возможность мгновенной связи через время. Если предположить, что где-то во Вселенной все-таки существуют другие цивилизации, то связь с ними при помощи радиосигналов, конечно же, иллюзорна. Ибо ответ от вопроса может отделяться столетиями. Другое дело – сигнал, посланный благодаря козыревским свойствам времени…

Однако мечтать об этом пока рановато. Эта серия опытов Николая Александровича находится еще в самом начале. Сам Козырев понимает, что эксперименты эти могут быть решающими для всей системы его идей. Поэтому он и стремится подготовить их с максимальной точностью. Первые наблюдения дали обнадеживающие результаты…

Все эти десять лет Николай Александрович не только занимался экспериментальными теориями, но и вел еще и огромную работу астронома практика: наблюдал фумаролы в кратере Аристарх, думая о связи вулканических явлений на Земле и на Луне [кстати, и здесь Козырев находит доводы в подтверждение своей космогонии: он считает, что процессы на Земле и Луне могут быть связаны через время].

Занимался Козырев и загадочными двойными звездами, свечением ночного неба Венеры. Он обнаружил атмосферу водяного пара на кольце Сатурна и доказал, что водяной пар может существовать при 90 градусах по шкале Кельвина. И в самые последние месяцы – влиянием магнитного поля Сатурна на движение частиц кольца.

Таковы были эти годы, десять лет между моим первым и вторым козыревскими блокнотами. И вот последняя страничка была исписана…

Козырев видит мир и науку целиком, и это позволяет ему искать общие, а не частные принципы.

Безусловно, его методы чем-то отличаются от скрупулезной и заранее очевидной достоверности работ некоторых ученых.

Но ведь именно союз этой скрупулезности с козыревскими прорывами может быть благодатен для общего дела.

Не делая никаких сравнений, я хочу только отметить, что мироздание занимало Ньютона не меньше, чем механика, а подзорная труба Галилея открыла перед ним не только далекие звезды, но и нечто общее – гелиоцентрическую систему.

Наука сама решит жаркий спор вокруг идей Козырева. Но бесспорно, что Козырев представляет собой редчайший тип ученого-разведчика, возбудителя, поэта.

От звезд к звездам пролегают козыревские маршруты. Я верю, что они не будут исхожены зря. Все, что мы знаем о Козыреве, явно свидетельствует: он не только ищет, он находит.

Анализ стихотворения Андрея Вознесенского Живите не в пространстве а во времени&8230;

Мы изучаем - Анализ стихотворения Андрея Вознесенского Живите не в пространстве а во времени&8230;. Подсказки школьнику

Поэтический процесс 70-80-х годов явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами.

Именно с этих поэтов возник термин эстрадная поэзия.
Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно к одному из его самых ярких его стихотворений Живите не в пространстве, а во времени…. Вознесенский городской поэт, но и он иногда уставал от бытности и обращался к вечным темам, душевным переживаниям.
На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения временное и пространственное, он но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает временную жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной.
По Вознесенскому, человек строитель того времени, в котором живет:
… минутные деревья вам доверены,
владейте не лесами, а часами.
И здесь поэт говорит о том, что время оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: живите под минутными домами. Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется.
Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов:
и плечи вместо соболя кому-то
закутайте в бесценную минуту…
Действительно, время это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его во власти только высших сил, Бога.
Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: Какое несимметричное Время!
Пафос стихотворения Живите не в пространстве, а во времени… строится на противопоставлении времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них.
Интересно, что в стихотворении нет конкретизации нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого.
Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить во времени.

То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть.
И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни.
Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что:
Последние минуты короче,
Последняя разлука длиннее…
И ничего здесь не попишешь так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова последние.
Мне кажется, автор медленно, но верно подводит читателя к основной мысли стихотворения:
Умирают в пространстве,
Живут во времени.
И здесь уж выбор за каждым где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.

О творчестве А. А. Вознесенского

Я со скамьи студенческой Мечтаю, чтобы зданья Ракетой Стоступенчатой Взвивались В мирозданье!

Лишь одно на земле постоянно, Словно свет звезды, что ушла, — Продолжающееся сиянье, Называли его душа.

Вечная память… Вечная память, Зеленые замыслы, встаньте как пламень, Вечная память, Мечта и надежда, ты вышла на паперть! Вечная память.

Я не знаю, как остальные, Но я чувствую жесточайшую Не по прошлому ностальгию — Ностальгию по настоящему… Одиночества не искупит В сад распахнутая столярка. Я тоскую не по искусству, Задыхаюсь по-настоящему…

В этом стихотворении Андрей Вознесенский развивает традиции футуризма в сфере художественной формы, активно используя не­правильные и редкие рифмы, поэтические неологизмы, вводя в стихи разговорную, а подчас грубую лексику, предпочитая близкий к ритмам разговорной речи тонический стих.

И взвизгивали тормоза. К ней подбегали тормоша. И волочили и лупили Лицом по снегу и крапиве.

Бьют женщину. Веками бьют, Бьют юность, бьет торжественно Набата свадебного гуд, Бьют женщину…

Боль и обида за женщину, пусть чужую и незнакомую, рождает­ся в поэте из чувства любви к живому человеку и ненависити ко всему, что унижает личность, порабощает ее:

…Она как озеро лежала Стояли очи как вода И не ему принадлежала Как просека или звезда И звезды по небу стучали Как дождь о черное стекло И, скатываясь, остужали Ее горячее чело.

Исчерпана плата до смертного дня. Последний горит под твоим снегопадом, Был музыкой чуда, стал музыкой яда, Ну что тебе надо еще от меня?

Однако перед трагической силой любви победительница ока­зывается побежденной, победа оборачивается поражением, крик боли — шепотом мольбы:

Не исчезай, в нас чистота, Не исчезай, даже если подступит край. Ведь все равно, даже если исчезну сам, Я исчезнуть тебе не дам. Не исчезай!

Когда народ-первоисточник Меняет истину и веру, Печален жребий одиночек, Кто верен собственному вектору. Среди виляющих улыбочек И мод, что все перелопатили, Мой путь прямой и безошибочный, Как пищевод шпагоглотателя.

Россию хоронят. Некрологи в прессе. Но я повторяю — Россия воскресе. Помолимся вместе за тех, кто в отъезде, За ближних и дальних помолимся вместе, За тех, кто страдает и кто в мерседесе, За бомжа, что спит не на вилле Боргезе, Пусть с помощью Божьей Россия воскресе!

Творчество Андрея Вознесенского вызывает пристальный инте­рес литературной критики. По мнению А.А. Михайлова, «Андрей Вознесенский — поэт более сложный для восприятия на слух, чем Евтушенко или Рождественский, и тем не менее его эстрадным вы­ступлениям сопутствует успех в самых разных аудиториях.

Читайте также: