Написать план подобрать эпитеты написать сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Из данной статьи вы узнаете: Что такое эпитет? Определение эпитета. Примеры эпитетов. Роль и функции эпитетов. Классификация эпитетов. Статью мы построим в виде вопрос-ответ.

Список вопросов, освещенных в статье:

Что такое эпитет? Определение эпитета.

Самое простое определение эпитета следующее:

Эпитет – это образное определение.

Эпитет это особого рода художественное определение при слове, которое описывает слово, создавая при этом яркий образ.

Эпитет – изобразительно-выразительное средство; троп; слово, определяющее, поясняющее предмет, действие или понятие и подчеркивающее какое-то характерное свойство.

Эпитет – это всегда украшение речи, дающее дополнительную художественную характеристику.

НУЖНО ПОНИМАТЬ, что эпитет это всегда определение, но обратно это не работает – то есть определение не всегда будет эпитетом. Например, золотая осень — эпитет, а золотая цепочка — обычное определение, не эпитет.

Примеры эпитетов

На какие вопросы отвечает эпитет?

Чаще всего эпитет отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? как? и производные от них. Исходя из вопросов, сразу становится понятным, что эпитеты чаще всего являются прилагательными. (Но далеко не всегда, речь об этом пойдет дальше.)

Какими частями речи могут быть эпитеты?

Эпитеты чаще всего являются прилагательными, причастиями и наречиями и реже другими частями речи. Примеры:

  • В роли эпитета выступают прилагательные:

Тучка золотая, молниеносное решение, горькая правда, мраморная кожа

  • В роли эпитета выступают причастия:

Грохочущий ливень, поседевший лес

  • В роли эпитета выступают существительные:

Утес-великан, волшебница-зима, мать – сыра земля, ветер-бродяга

  • В роли эпитета выступают числительные:

вторая жизнь, третьи руки

  • В роли эпитета выступают наречия:

Горячо любить, безмерно счастлив

  • В роли эпитета выступают деепричастия:

Волны несутся, гремя и сверкая

Эпитетами также могут быть местоимения и глаголы.

Какую роль играют эпитеты?

Эпитеты усиливают художественную выразительность, образность языка произведения или нашей речи, придают языку поэтическую яркость. Эпитеты, как правило, выделяют характерную черту или качество и вызывают определённое эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское понимание окружающего мира.

Эпитеты помогают создать яркий образ.

Очень хорошо объяснил роль и функции эпитета известный русский ученый А. Г. Шалыгин:

Эпитет — весьма действительное средство, усиливающее картинность и эмоциональность речи. Так называется слово или несколько слов, приданных к обычному названию предмета для того, чтобы усилить его выразительность, подчеркнуть в предмете один из его признаков – тот, который в данном случае важно выдвинуть на первый план, как бы рекомендовать особому вниманию читателя.

3 функции эпитетов:

  1. акцентировать какое-либо свойство,
  2. создать яркий эмоционально окрашенный образ,
  3. усилить художественную выразительность.

Какие бывают эпитеты?

Существует множество классификаций эпитетов, коротко остановимся на основных.

КЛАССИФИКАЦИЯ 1. По происхождению.

Общеязыковые: самая многочисленная группа эпитетов. Отличительная черта общеязыковых эпитетов – они понятны без контекста, связь между словами относительно усточива, то есть эпитеты воспроизводятся и неоднократно употребляются в речи или литератырном языке.

Примеры: жуткая боль, сильный мороз, понурый взгляд, багровый закат.

Постоянные (народно-поэтические): эпитеты, пришедшие из устного творчества. Отличительные черты народно-поэтических эпитетов:

– частое употребление прилагательного в краткой (усеченной форме): чисто поле, сыра земля;

– перенос ударения: шелкОвые луга, зеленО вино;

– инверсия определяющего и определяемого (постановка эпитета после существительного): горе горькое, ноги резвые, ветры буйные.

Примеры: в русском народном творчестве постоянно фигурируют следующие эпитеты темный лес, море синее, поле чистое, терем высокий, стол дубовый, сабля вострая, добрый молодец, девица-красавица и т. д.

Индивидуально-авторские (окказиональные): в основе таких эпитетов лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Авторские эпитеты как правило невоспроизводимы (то есть не употребляются в обычной речи и не употребляются другими авторами).

Примеры: мокрогубый ветер, чурбанное равнодушие, мармеладное настроение

Иногда индивидуально-авторские эпитеты со временем переходят в общеязыковые.

КЛАССИФИКАЦИЯ 2. Стилистический подход.

Согласно данной классификации эпитеты делятся на усилительные, уточнительные и контрастные.

Усилительные: указывают на признак, данный в определяемом слове, не внося ничего нового.

Примеры усилительных эпитетов: горе горькое, зеркальная гладь, холодное равнодушие.

Уточнительные: указывают на отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т. д.).

Примеры уточнительных эпитетов: мудрые слова, жаркая слеза, печальный взгляд

Контрастные: образуют с определяемыми существительными сочетание противоположных по смыслу слов – оксюмороны

Примеры контрастных эпитетов: живой труп, ненавидящая любовь

Классификация 3. По составу

Простые эпитеты: состоят из одного слова, например, дремучий лес.

Сложные эпитеты: представлены полиосновными прилагательными, например, пшенично-желтые усы, грустно-сырая погода

КЛАССИФИКАЦИЯ 4. По способу обозначения соответствующего признака.

Метафорический эпитет называет не реальный признак, а перенесенный с другого предмета на основе какого-либо сходства: задумчивые ночи, жадное пламя

Метонимический эпитет обозначает признак, перенесенный с другого предмета на основе смежности: дерзкий лорнет, одинокий рассвет, снежный шум.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Родной (русский) язык

Эпитет. Подготовка к сочинению- описанию

Повторение и обобщение

Вспомнить тропы. Обобщить знания об эпитете. Подготовиться к написанию сочинения

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;

- составление выступления по теме урока;

- овладение орфографическими нормами

- умение свободно пользоваться словарями различных типов;

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

а) развитие устной речи

б) развитие памяти и логического мышления

в) совершенствование словарного запаса

г) расширение активного словаря частотной лексики для выражения положительной и отрицательной оценки предметов, признаков, действий и состояний.

Основные понятия изучаемые на уроке

Организационная структураурока

Деятельность

Учителя и учащихся

Орг. Момент. Мотивация.

Приветствие, проверка готовности, отметка отсутствующих.

Актуализация знаний

Познавательные: умение определять сходство и различия текстов разных типов;

а) сотрудничество в поиске и отборе учебного материала

б) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
А.А.Ахматова

Учитель выразительно читает эпиграф.

Вопрос классу: Как вы понимаете словосочетание “царственное слово”?

Царственное слово – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете. Оно является поэту в минуты творческого взлета и остается на века в сокровищнице -художественных образов запечатленное памятью поколений. Именно царственным словам обязана красотой и образностью художественная речь. Такие слова называются тропами. Царственное - какая часть речи?

Каким тропом обычно является прилагательное?

Целеполагание.

развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.

- Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока?

- Какова главная цель урока?

- Каковы задачи урока?

Изучение нового материала

Регулятивные: умение анализировать и контролировать свою деятельность; самооценка своей деятельности

Личностные: а) развитие устной речи ; б) развитие памяти и логического мышления

ТРОП ( от греческого тропос ) – образ

Чаще всего они употребляются в переносном значении. Среди различных тропов наиболее часто встречаются эпитеты.

Эпитет - это образное, художественное определение . Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство.

ЭПИТЕТ (от греческого эпитетон ) – приложение

Так называют слова, которые художественно определяют предмет или действие.

Вопрос классу: Какая часть речи также определяет признак предмета?

Действительно, чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме. Но бывает и краткая форма. Тогда это сказуемое.

Вспомните основные функции прилагательного. Кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки – в художественной литературе прилагательные получают дополнительное значение: “озарять предметы”, по меткому выражению критика Боткина.

Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет. Достичь высокого мастерства чрезвычайно трудно. Поиск нужного эпитета интересно наблюдать, заглянув в черновики писателя.

Ты им доволен ли , ( божественный, разборчивый, взыскательный) художник (А.С.Пушкин)

И корни мои умывает (покорное, послушное, холодное) море

Закрепление

а) сотрудничество в поиске и отборе учебного материала

б) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

А теперь мы будем работать со стихами. План разбора напечатан и лежит перед вами на столе.

1). Выпишите эпитеты и слова, которые они определяют.

2). Какой образ моря создает поэт?

3).Как этот образ сочетается с его настроением?

4). Как эпитеты помогают в раскрытии основной идеи стихотворения

Ребята, на следующем уроке мы будем писать сочинение – описание о диком животном.

Это и поможет нам закрепить знания об эпитетах.

В своем сочинении мы должны будем с помощью эпитетов рассказать, точнее описать какое - либо дикое животное.

1.Прдставить выбранное животное

2. Описать выбранное животное

3. Заключение (почему мне нравится это животное)

Рефлексия. Итог урока.

Регулятивные: умение анализировать и контролировать свою деятельность; самооценка своей деятельности

Мне сегодня на уроке было .

Теперь я знаю, что .

Я могу похвалить себя за .

Я буду употреблять слова оценки .

Домашнее задание: упр.

Дай же на тебя мне наглядеться,
Волнами звенящая лазурь,
Море чистое и ясное как детство,
Полное предчувствиями бурь.
Если только можешь, на прощанье
Синим светом озари мой путь.
Хоть частицу твоего дыханья
Дай мне в песни новые вдохнуть!
Мне не надо славы и почета,
Штормовая сила мне нужна,
Чтобы пенилась моя работа
И кипела, как кипит волна.
Но сегодня приутихла ярость –
Это в честь прощанья день хорош.
Полыхает вдохновенный парус,
Сея в сердце молодости дрожь.
Если я когда-нибудь состарюсь,
Ты мне, море, молодость вернешь!

Дай же на тебя мне наглядеться,
Волнами звенящая лазурь,
Море чистое и ясное как детство,
Полное предчувствиями бурь.
Если только можешь, на прощанье
Синим светом озари мой путь.
Хоть частицу твоего дыханья
Дай мне в песни новые вдохнуть!
Мне не надо славы и почета,
Штормовая сила мне нужна,
Чтобы пенилась моя работа
И кипела, как кипит волна.
Но сегодня приутихла ярость –
Это в честь прощанья день хорош.
Полыхает вдохновенный парус,
Сея в сердце молодости дрожь.
Если я когда-нибудь состарюсь,
Ты мне, море, молодость вернешь!

Дай же на тебя мне наглядеться,
Волнами звенящая лазурь,
Море чистое и ясное как детство,
Полное предчувствиями бурь.
Если только можешь, на прощанье
Синим светом озари мой путь.
Хоть частицу твоего дыханья
Дай мне в песни новые вдохнуть!
Мне не надо славы и почета,
Штормовая сила мне нужна,
Чтобы пенилась моя работа
И кипела, как кипит волна.
Но сегодня приутихла ярость –
Это в честь прощанья день хорош.
Полыхает вдохновенный парус,
Сея в сердце молодости дрожь.
Если я когда-нибудь состарюсь,
Ты мне, море, молодость вернешь!

Дай же на тебя мне наглядеться,
Волнами звенящая лазурь,
Море чистое и ясное как детство,
Полное предчувствиями бурь.
Если только можешь, на прощанье
Синим светом озари мой путь.
Хоть частицу твоего дыханья
Дай мне в песни новые вдохнуть!
Мне не надо славы и почета,
Штормовая сила мне нужна,
Чтобы пенилась моя работа
И кипела, как кипит волна.
Но сегодня приутихла ярость –
Это в честь прощанья день хорош.
Полыхает вдохновенный парус,
Сея в сердце молодости дрожь.
Если я когда-нибудь состарюсь,
Ты мне, море, молодость вернешь!

Дай же на тебя мне наглядеться,
Волнами звенящая лазурь,
Море чистое и ясное как детство,
Полное предчувствиями бурь.
Если только можешь, на прощанье
Синим светом озари мой путь.
Хоть частицу твоего дыханья
Дай мне в песни новые вдохнуть!
Мне не надо славы и почета,
Штормовая сила мне нужна,
Чтобы пенилась моя работа
И кипела, как кипит волна.
Но сегодня приутихла ярость –
Это в честь прощанья день хорош.
Полыхает вдохновенный парус,
Сея в сердце молодости дрожь.
Если я когда-нибудь состарюсь,
Ты мне, море, молодость вернешь!

Дай же на тебя мне наглядеться,
Волнами звенящая лазурь,
Море чистое и ясное как детство,
Полное предчувствиями бурь.
Если только можешь, на прощанье
Синим светом озари мой путь.
Хоть частицу твоего дыханья
Дай мне в песни новые вдохнуть!
Мне не надо славы и почета,
Штормовая сила мне нужна,
Чтобы пенилась моя работа
И кипела, как кипит волна.
Но сегодня приутихла ярость –
Это в честь прощанья день хорош.
Полыхает вдохновенный парус,
Сея в сердце молодости дрожь.
Если я когда-нибудь состарюсь,
Ты мне, море, молодость вернешь!

охарактеризовать его эмоциональную окраску.

Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность.

Роль эпитетов в тексте

усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:

Свежий ветер ворвался в затхлую пещеру и наполнил её величественным шумом моря.

уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):

Грозные, рокочущие, свирепо раскатистые звуки приближающейся грозы разогнали перепуганных ребятишек по домам.

выделять наиболее существенные признаки предметов:

Седой, мертвенно-бледный лес встал на пути казаков.

создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона:

мертвые души, грустная радость, убогая роскошь, живой труп, горячий снег, блистательная тень, заклятый друг.

оценивать предмет или явление:

Отвратительное самодовольство на его лице вызывало отвращение.

выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления:

Ранним росистым утром нет ничего прелестней куста чайной розы.

Определяем виды эпитетов в тексте

Это эпитеты …(описательные).

Это эпитеты… (оценочные).

Что мы перечисляем? ( Эмоции, чувства, настроение).

Как можно назвать такой вид эпитетов? ( эмоциональные эпитеты).

С помощью эпитетов не только передаются цвета, краски, но и выражаются чувства автора, героев.

Виды эпитетов в зависимости от функции

(Оц. - дивный мир; Оп. – фосфорическое свечение; Эм.- нежная, грустная голубизна).

Дают характеристику какого-либо объекта, раскрывают его необычные признаки.

Особую выразительность слова обеспечивают эмоциональные эпитеты.

(1)Низкое солнце ослепительно било в глаза. (2)Море под ним во всю ширину

горело, как магний.

(3)Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали

над пропастью. (4)Крутая дорожка вела зигзагами вниз. (5)Ноги бежали сами собой, их невозможно было остановить.

(6)До первого поворота Петя еще кое-как боролся с силой земного

притяжения. (7)Он хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. (8)Но гнилые корни рвались. (9)Из-под каблуков сыпалась глина. (10)Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао.

(11)Пыль набивалась в нос, в горле першило. (12)Пете это надоело.

(13)Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.

(14)Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. (15)Матросский воротник

развевался. (16)И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный, еще не обогретый солнцем песок берега. (17)Песок этот был удивительной белизны и тонкости. (18)Вязкий и глубокий, сплошь истыканный ямками вчерашних следов, оплывших и бесформенных, он напоминал манную крупу самого первого сорта.

(19) Он полого, почти незаметно сходил в воду. (20) И крайняя его полоса,

ежеминутно покрываемая широкими языками белоснежной пены, была сырой,

лиловой, гладкой, твердой и легкой для ходьбы.

(21)Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами на сто верст, казался диким и совершенно безлюдным в этот ранний час.

(22)Чувство одиночества с новой силой охватило мальчика. (23)Но теперь это было

совсем особое, гордое и мужественное одиночество Робинзона на необитаемом

(24)Между тем солнце еще немножко поднялось над горизонтом. (25) Теперь море

сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом

горизонте и десятком режущих глаза звезд, попеременно вспыхивающих в зеркале

волны, осторожно ложащейся на песок.

(26)На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось такой

нежной, такой грустной голубизной августовского штиля, что невозможно было

(27)Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

(28) Петя залюбовался морем.

(29)Оно меняется на глазах каждый час.

(30)То оно тихое, светло-голубое, местами покрытое почти белыми дорожками штиля. (31)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. (32)То оно играет барашками. (33)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (34)То налетает буря, и оно грозно преображается.

(35)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (36)По грифельному небу летают с криками чайки. (37)Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (38)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (39)Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег.(40) Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. (41)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.

(42) Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно

всегда хранило в своих пространствах.

(43)Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную

июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся

осыпанная голубыми искрами? (44)Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? (45) Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

(46)Сколько бы ни смотреть на море - оно никогда не надоест. (47)Оно всегда

разное, новое, невиданное.

– Найдите в данном фрагменте текста прилагательные, обозначающие признаки предмета по:

а) цвету: светло-голубое, белые, ярко-синее, бурое, тёмно-индиговое;
б) форме: зубчатая (стена);

в) размеру: крупная (зыбь), громадная (высота);

г) силе: штормовой (ветер), пушечный (гром), взбаламученные (волны)
д) по сходству: пламенное, шерстяное (море), грифельное (небо), малахитовые (доски прибоя);

е) признаку: свежий (ветер), тихое, сверкающее, пламенное (море), резкая (зелень), потрясённые (облака), тонкий (туман), глянцевитое (тело);

ж) авторской оценке: разное, новое, невиданное (море).

В самом деле, наш язык без эпитетов был бы невыразительным, тусклым. Именно они помогают лучше описать изображаемые предметы, подчеркнуть их отличительные признаки.

Вот так эпитеты, развивая воображение читателя или слушателя, делают наш язык живым, красочным, образным.

Действительно, эпитеты нужны для того чтобы выделить и усилить неповторимые личные признаки предметов или явлений окружающего мира, подать их образно.

Конечно, можно понять, почему многие авторы так охотно используют это средство выразительности: эпитеты имеют особую изобразительную силу.

Похожие документы:

Сочинение-рассуждение (рецензия или эссе) с элементами лингвистического анализа на основе прочитанного текста) Оценка текста

. художественных тропов (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, синекдоха, олицетворение и . выразительности речи в данном тексте. В тексте ярко проявляется ведущая функция . СДЕЛАТЬ ЦИТАТУ ЧАСТЬЮ ТЕКСТА) Работая над сочинением, следует подумать о .

. , учащимся можно предложить работу над сочинением в жанре эссе по . ”, “закружиться, загуляться” и др.), эпитеты, метафоры и сравнения. В отрывке « . художественные детали, изобразительно-выразительные средства, их функцию в тексте. «…Настена .

Внеклассная работа по литературе

. обучения, осуществляют следующие функции. Информационная функция. Учебниквводит человека . и выразительным средствам художественной речи, овладевают понятиями о сравнении, эпитете, . препинания! Организация работы над сочинением (на примере конкретной .

Программа данного спецкурса ориентирована на подготовку к написанию сжатого изложения и сочинения на лингвистическую тему. Цель курса

Составить план и выстроить текст сочинения по этому плану; изложить текст в заданной форме (повествование, описание, рассуждение). Что значит говорить и писать на тему?

. и впечатлениями. Этапы работы над сочинением: отобрать материал для . в основе лежит функция общения; публицистический – в основе лежит функция воздействия; художественный . образ (использование эпитетов, сравнений, метафор); выразительные средства, .


Дорогие друзья! Сочинение – это один из видов работы по развитию речи, который предполагает самостоятельное, продуманное изложение вами своих мыслей в соответствии с требуемой темой. Работа над сочинением развивает мышление, речь, позволяет выразить свой взгляд на мир. Такой вид работы способствует осознанию окружающего мира, действительности, самих себя. Кроме того, сочинение учит аргументированно доказывать и отстаивать свою точку зрения. В данном пособии вы найдёте методику написания сочинений, а также различные виды сочинений с планами и подготовительными материалами. Не забывайте, что сочинение – это прежде всего творческая работа, которая не терпит шаблона. Советуем вам не использовать представленные в пособии сочинения для бездумного, механического переписывания их в свои тетради. Наши сочинения – это возможные варианты раскрытия определённых тем, которые, надеемся, помогут вам при создании самостоятельных текстов. Желаем успехов!

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 115 сочинений с подготовительными материалами для младших школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.

Дорогие друзья!

Сочинение — это один из видов работы по развитию речи, который предполагает самостоятельное, продуманное изложение вами своих мыслей в соответствии с требуемой темой.

Работа над сочинением развивает мышление, речь, позволяет выразить свой взгляд на мир. Такой вид работы способствует осознанию окружающего мира, действительности, самих себя. Кроме того, сочинение учит аргументированно доказывать и отстаивать свою точку зрения.

В данном пособии вы найдёте методику написания сочинений, а также различные виды сочинений с планами и подготовительными материалами.

Не забывайте, что сочинение — это прежде всего творческая работа, которая не терпит шаблона. Советуем вам не использовать представленные в пособии сочинения для бездумного, механического переписывания их в свои тетради. Наши сочинения — это возможные варианты раскрытия определённых тем, которые, надеемся, помогут вам при создании самостоятельных текстов.

Желаем успехов!

Как писать сочинение

Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением

В начальной школе сочинению уделяется большое внимание. С одной стороны, писать сочинение — увлекательное занятие, с другой — работа над сочинением требует определённых навыков и умений, которые вырабатываются постепенно.

Итак, готовясь к сочинению, вы приобретаете следующие умения:

— накапливать материал, наблюдать, выделять главное, правильно определять, что относится к избранной теме;

— осмысливать факты, описывать, передавать свои чувства и впечатления;

— располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его при написании связного текста;

— отбирать нужные слова и применять выразительные средства языка;

— выстраивать связный текст.

Рекомендуемый порядок работы над сочинением

1. Обдумайте тему сочинения.

2. Определите главную мысль, которую вы будете развивать и доказывать.

3. Составьте план сочинения.

4. Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.

5. Определите тип речи, который вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение).

6. Работая над черновиком сочинения, следуйте намеченному плану.

7. Окончив работу в черновике, перечитайте сочинение.

8. Перепишите работу набело и ещё раз проверьте, нет ли описок или пропусков букв, все ли знаки препинания поставлены правильно.

Сочинение — работа творческая, и поэтому важно, чтобы она была выполнена с интересом. А подлинный интерес возможен только при хорошем знании темы.

Для глубокого раскрытия темы очень важен отбор фактов. Чем лучше вы знаете то, о чём пишете, тем оригинальнее и самостоятельнее будет ваша работа.

Эпиграф — краткое изречение, отражающее основную мысль текста.

В качестве эпиграфа можно использовать цитаты из художественных произведений, а также пословицы, поговорки, крылатые выражения и афоризмы.

Эпиграф приводится без кавычек, ссылка на источник даётся без скобок. После фамилии автора слов, приводящихся в качестве эпиграфа, точка не ставится. Помещается эпиграф после названия сочинения, перед планом, в правом углу.

Несмотря на то что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы или даже после её завершения. Назначение эпиграфа — украсить текст, глубже раскрыть его идею. Использование эпиграфа не является обязательным и остаётся на усмотрение автора.

На свете всё небесконечно —

От океана до ручья,

Но если что-то в мире вечно,

То это — Родина моя.

Слово сочинение происходит от древнерусского слова чин (порядок) и предполагает изложение своих мыслей в определённом порядке. Тему невозможно раскрыть сразу, для этого требуется постепенный и последовательный ход рассуждений. Чтобы написать сочинение, вам понадобится план.

План — последовательный перечень вопросов, намеченных к рассмотрению. Обдумывание плана — серьёзная предварительная работа над сочинением. Существует два основных вида плана:

сложный, в котором есть пункты и подпункты;

простой, в котором подпунктов нет.

Любой план состоит из вступления, основной части и заключения.

Во вступлении намечается основная мысль, задаётся тон всей работе, вводится круг рассматриваемых проблем.

В основной части раскрываются тема и идея сочинения. Чаще всего основная часть состоит из нескольких пунктов.

В заключении подводится итог, излагается вывод.

Для того чтобы научиться писать сочинение, соблюдая определённые правила композиции, необходимо знать об особенностях построения текстов — типах речи (описание, повествование, рассуждение).

Описание — это тип речи, целью которого является изображение предмета, человека, животного или явления действительности.

С помощью описаний у читателя создаётся полное и красочное впечатление об изображаемом предмете. Они учат наблюдательности, умению подбирать слова и образы для выражения своих мыслей, развивают образное мышление, расширяют эстетические представления о мире.

В тексте-описании обычно выражается:

1) общее представление о предмете;

2) отдельные признаки предмета;

3) авторская оценка, заключение.

В письменной речи различают описание деловое и художественное.

Деловое описание включает в себя перечисление существенных признаков предмета, даёт точную характеристику его качеств и параметров, которые излагаются в строгой последовательности.

1. Для чего предназначен пенал.

2. Материал, из которого сделан пенал.

3. Из каких частей состоит пенал.

4. Форма, размер, цвет.

Пенал — очень нужная для школьника вещь. В нём удобно носить письменные принадлежности.

Мой пенал пластмассовый. Он состоит из ящичка белого цвета и прозрачной крышки — линейки с делениями на миллиметры и сантиметры. Внутри пенала есть специальное отделение для ластика.

Пенал имеет форму прямоугольника. Длина его двадцать три сантиметра, ширина шесть сантиметров.

В художественном описании преобладает авторский подход к изображению, стремление дать эмоциональное, образное описание предмета.

Липовые яблоки

1. Размер и цвет липовых яблок.

2. С чем сравнивается яблоко.

3. Описание спелого липового яблока.

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан липового мёда. В середине чернели семечки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как они гремят.

(По В. Солоухину)

Повествование — это тип речи, в котором говорится о последовательных действиях и событиях.

В тексте-повествовании обычно выделяются три части:

2) основная часть;

Собирая материал для сочинения-повествования, можно воспользоваться следующими вопросами:

1. О каком событии вы хотите рассказать?

2. Почему вы хотите рассказать именно об этом событии? Чем оно интересно?

3. Были ли вы участником этих событий, или вы услышали о них от кого-то?

4. Когда и где происходили события? Кто в них участвовал?

5. Что послужило завязкой событий?

6. Когда события достигли наивысшего напряжения?

7. Чем они закончились?

8. Что поучительного в том, что вы рассказали?

9. В какие части вашего рассказа желательно включить элементы описания, чтобы полнее представить место действия, ход событий и характеры людей, участвовавших в них?

1. Что мы сделали сначала.

2. Что мы стали делать потом.

3. Как мы клали веточки.

4. Что произошло с теплинкой.

Сначала мы зажгли небольшую веточку, пушистую, но высокую. Она вспыхнула от одной спички. На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест-накрест, потом шалашиком.

Постепенно наша теплинка разгорелась ровным сильным огнём.

(По В. Солоухину)

Рассуждение — это тип речи, целью которого является разъяснение или подтверждение какой-либо мысли, доказательство какого-либо утверждения.

Такой тип речи предполагает умение рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать выводы. В рассуждении обычно выделяются три части:

1) тезис (высказывается какая-то мысль);

2) доказательство этой мысли (аргументы, сопровождаемые примерами);

3) вывод или заключение.

В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на, потому что, так как, а также слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

Морские разбойники

1. Акулы — хищные рыбы.

2. Почему акул называют морскими разбойниками.

3. Акулы — опасные рыбы.

Акула — это крупная хищная морская рыба. Акул называют морскими разбойниками.

Во-первых, они распугивают и уничтожают рыбу. Во-вторых, они наносят вред рыбакам: рвут их сети. В-третьих, всем известно, что иногда акулы нападают на людей. Издавна моряки знают: если судно терпит крушение, в воде тут же появляются зловещие, похожие на ножи плавники.

Именно поэтому акул считают опасными рыбами.

Средства художественной выразительности

Сочинения пишутся с целью передать своё видение мира, чтобы воздействовать на мысли и чувства других людей, для создания индивидуальных художественных образов. Чтобы достичь этих целей, необходимо использовать такие средства художественной выразительности, как: слова в переносном значении, сравнения, эпитеты, олицетворения, восклицательные предложения. Они делают речь яркой, точной, выделяющейся.

Слова в переносном значении (метафоры) помогают раскрыть наиболее характерный признак предмета или явления. Например: зеркало озера.

Сравнение — это изобразительный приём, который основан на сопоставлении предметов, имеющих внешнее сходство. Например: Лес, точно терем расписной... (И. Бунин)

Эпитет — это образное определение предмета или явления. Например: мармеладное настроение.

Олицетворение — наделение предметов, животных и явлений человеческими качествами. Например: эхо повторяло шум водопада.

Восклицательные предложения служат для усиления выразительности речи, они передают различные эмоции. Например: А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой! (М. Лермонтов)

Самопроверка — важный этап для речевого развития.

Перечитайте текст, это поможет вам увидеть ошибки и недочёты. Поставьте себя на место читателя. Можете ли вы увидеть, представить, почувствовать то, что описал автор? Нет ли в тексте чего-то лишнего, не пропущены ли какие-то важные детали?

После повторного прочтения можно внести некоторые изменения: заменить отдельные слова и выражения, исключить отдельные предложения, не соответствующие теме, включить дополнительные сведения, помогающие раскрыть тему. Последний этап — исправление грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.



Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.

Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: "Мама, помоги. Я не знаю, что писать". Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.

Предлагаем алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: "Моя любимая книга". Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения "Мой путь в школу". Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения "В деревне" в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — "бедная" лексика: повторы слов, "куцые" предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Читайте также: