Квартирный вопрос мастер и маргарита сочинение

Обновлено: 05.07.2024

"Ну что же, - задумчиво отозвался тот, - они - люди как люди.
Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего
бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.
Ну, легкомысленны. ну, что ж. и милосердие иногда стучится в их
сердца. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный
вопрос только испортил их. - и громко приказал: Наденьте голову."
(Выделение жирным мое - Г.К.)

Что не так в этой фразе? Отвлечемся от того, что ее произносит Сатана :) Хотя и это не стоит забывать - претензии от прародителя зла стоит "делить на 16". Но не это главное. Важно то, что фраза построена в форме упрека. В общем, "люди как люди", но, оказывается, их испортил квартирный вопрос. То есть сделал даже хуже, чем они были. Для подтверждения этой мысли в романе есть и конкретные факты. Скажем, после смерти Берлиоза Никанору Ивановичу Босому стали звонить по телефону, а затем являться лично "с претензией на жилплощадь покойного". У этих негодных людишек, замечает Булгаков, в заявлениях содержались, цитирую, "мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами". Дальше больше. Некоторые из этих негодяев, претендующие на жлище, даже жаловались на воровство, обещали "покончить жизнь самоубийством", признавались "в тайной беременности". И впрямь, сущие злодеи. Заметим, опять же, в скобках, что любимые герои автора отнюдь в жилплощади не нуждались - Маргарита живет в номенклатурных хоромах с прислугой, а Мастеру отваливают выигрыл 100 тыс., что позволяет ему бросить комнату на Мясницкой (!) и снять две комнаты в переулке близ Арбата. Нам даже дают короткое описание этого райка интеллигента:
"совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, -почему-то особенно горделиво подчеркнул он, - маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен."
Красиво жить не запретишь! Куда уж тут признаваться в тайной беременности.

Впрочем, вернемся к исходной фразе. Представьте себе, скажем, группу людей, бредущих по пустыне. У них дефицит воды, которой осталось совсем чуть-чуть - в термосах на донышке. Все жадно ждут, когда будет очередной привал и можно будет попить. Все тяжело дышат (грудь вздымается часто и глубоко), у некоторых руки дрожат. В глазах у кое-кого начинает читаться ненависть к соседям - конкурирующим за эти несчастные глотки. И вот - о чудо! - люди видят оазис, в котором есть озерко с пресной водой. Побросав вещи, они подбегают и начинают пить. Жадно, как дикари, как животные, просто валятся у берега и лакают, лакают, насыщают жажду. Чтобы влага пропитала каждую клеточку организма, чтобы снова можно было почувствовать медленное возвращение жизни, когда казалось, что уже ничего не спасет. А рядом на троне восседает какой-нибудь "Воланд". С посохом там, как положено. Задумчиво смотрит он на людей, валящихся у воды и жадно пьющих ее огромными глотками. Милостивы мысли его. Ну. люди как люди. нормальные. любят деньги. это всегда было, впрочем. зато и милосердны иногда. вот только водный вопрос испортил их. ну ничего.

Ладно, лирика-лирикой, хотя одной этой картины достаточно, чтобы объяснить свою мысль. Но на всякий случай дам короткую расшифровку. Если государство тупо берет и монополизирует распределение ресурса, чем чрезвычайно усиливает его дефицит, то желание тем или иным путем получить привилегированный доступ к этому ресурсу является совершенно естественным. Оно никак не характеризует людей! Оно характеризует систему, которая прямо способствовала тому, чтобы люди оказались лишены элементарных атрибутов комфорта. А про испорченность можно с тем же успехом рассуждать применительно к полностью регулируемому государству, в котором людям еда раздается по пайкам. Кстати, не слишком гипотетическая ситуация. Ага, "пищевой вопрос", конечно, испортил жителей блокадного Ленинграда. А без аквалангов в воде нас бы всех испортил "воздушный вопрос", наверное. Негодяи мы, есть хотим, пить хотим, дышать хотим и в жилплощади нормальной жить тоже хотим.

К московскому жилищному кризису Булгаков обращался десятки раз. Он написал отдельное эссе “Московские квартиры” и затрагивал эту тему везде, где позволял реквизит. “Собачье сердце” построено на кризисе; в “Дьяволиаде” упоминается коммунальная квартира; в “Театральном романе” – жалкая комнатушка Максудова и еще два беглых наблюдения. “Роковые яйца”: “В 1919 году у профессора отняли из 5 комнат 3. Тогда он заявил Марье Степановне: – Если они не прекратят эти безобразия, Марья Степановна, я уеду за границу”.

в начале 20-х годов Булгаков понимал, что жилищный кризис – “безобразие”. Но в тот момент писатель считал безобразие временным и надеялся, что через самое короткое время оно кончится. “…Ожил профессор Персиков в 1926 году, когда соединенная американо-русская компания выстроила… в центре Москвы 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах 300 рабочих коттеджей, каждый из 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей в годы 1919-1925” .

“Страшный и смешной”… Спустя 15 лет, когда Булгаков писал “Мастера”, его скромный план постройки

шести-семи тысяч квартир был давно перекрыт, но терзания москвичей продолжались, и это через 20 лет после начала кризиса!

Достаточный срок, чтобы испортить людей, как и сказал Воланд. Смешно было лишь вначале, когда бедствие казалось преходящим. В какой-то момент стало страшно. “Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу.

Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире” – это уже в “Мастере”.

Не надо считать “ужасы” преувеличением.

Даже те сравнительно немногие люди, которые обитали душа в душу с соседями по коммунальной квартире, жили неестественно, хотя бы они сами ничего дурного не замечали. А плохие отношения под собственным кровом воистину ужасны. Вспомним карикатурное изображение “коммуналки” в “Золотом теленке” Ильфа и Петрова – поротого розгами Васисуалия Лоханкина.

Пороли его за рассеянность, он не гасил свет в уборной. Булгаков повторяет сюжет с полнейшей серьезностью, без тени сатирического нажима: “Свет надо тушить за собой в уборной… а то мы на выселение на вас подадим!” (651). Все-таки на “вы”, вежливо… Булгаков на то и был писатель Божьей милостью, чтобы чувствовать за людей уродливость жизни в общей квартире; на то и мыслитель, чтобы понять, до какой степени жители Москвы испорчены “квартирным вопросом”, даже те, кто не хамят друг другу в открытую. “Обе вы хороши…” – заметила по этому поводу Маргарита (и погасила вежливым склочницам примусы).

На Мастера написали донос, желая “переехать в его комнаты”, – крайнее проявление “испорченности”, и заметим: Воланд никак практически не покарал доносчика Алоизия Могарыча!

Диагноз уже поставлен: “квартирный вопрос испортил их…”, чего теперь с них спрашивать?

В “Мастере” жилищный кризис не просто упоминается; это лейтмотив. Первая картина – квартира в переулке у Остоженки, с ванной комнатой, где ванна “в черных страшных пятнах от сбитой эмали” и почему-то нет электрического освещения. (Комментарий – в “Собачьем сердце”: “Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее” (с. 142).) Там же “на плите в полумраке стояло безмолвно около десятка потухших примусов.

Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно…”. Опять примус, знаменитый примус, орущий и воняющий керосином прибор – в столице, почему-то лишенной газовых и электрических кухонь. “Около десятка” – значит, никак не менее пяти семей жили в квартире… Картина!

Да, и еще деталь – из-за вынужденных контактов между семьями раздолье развратникам – Бездомный сунулся в ванную и “голая гражданка, вся в мыле” приняла его за соседа-любовника. Еще рисунок с натуры: в МАССОЛИТе длиннейшая очередь, начинающаяся “уже внизу в швейцарской”, в комнату с надписью на двери: “Квартирный вопрос”, “в которую ежесекундно ломился народ”.

Следующая картина – через 20 страниц, глава “Нехорошая квартира”. В ней реальнейший “квартирный вопрос” соединяется с не менее реальными “исчезновениями” и все вместе мистифицируется; здесь есть и второй тип исчезновений – связанный с “квартирным вопросом”: “директор Варьете, используя свои бесчисленные знакомства, ухитрился” добыть комнату своей бывшей жене – поэтому она и смогла исчезнуть… И на фоне всего этого Воланд, как заурядный квартирный склочник тех лет, “подает на выселение” Лиходеева: “…Так что кое-кто из нас здесь лишний в квартире.

И мне кажется, что этот лишний – именно вы!”.

Замечательно, что Коровьев тут же это “выселение” обосновывает на стандартном языке квартирной склоки: “жутко свинячат”, “пьянствуют”, “начальству втирают очки” – пусть так, но почему из дому-то выселять? Нисколько не лучше, чем пресловутый свет в уборной…

Полная энциклопедия квартирных страстей дается еще через главу, эдак неприметно, скороговоркой, в одном длинном периоде. Едва успел погибнуть Берлиоз, как к Босому начали звонить по телефону, а затем и лично являться с заявлениями, в которых содержались претензии на жилплощадь покойного. Заявлений было “тридцать две штуки”. “В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы… указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами… два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности”. Не надо улыбаться, читатель.

Сатира сатирой, но все здесь истинно – в чем свидетель каждый москвич, помнящий ситуацию до 1960 года. Истинно и то, что доносы из-за жилья были явлением не исключительным.

Еще заметка: выиграв сто тысяч, главный герой “бросил свою комнату на Мясницкой… – Уу, проклятая дыра! – прорычал гость”. И затем горделивое описание жалкой квартирки в подвале: одна комната “совсем малюсенькая”, зато другая – “громадная комната, четырнадцать метров”, и почему-то особо упоминается водопровод… Таково качество хорошего жилища во время кризиса!

Еще картинка: киевский экономист Поплавский получает телеграмму о гибели племянника-москвича. Идет авторская ремарка: “Телеграмма потрясла Максимилиана Андреевича. …Нужно было суметь унаследовать квартиру племянника на Садовой”. Такие ситуации потрясают людей и сегодня.

Очень интересна история с Лиходеевым, только что нами упомянутая: сам сатана выступает в роли гаера, пародирующего обычное поведение людей.

15. Квартирный вопрос

15. Квартирный вопрос Представим ситуацию: вы переехали в Германию. Неважно, временно или на постоянное место жительства. Первое, что вам необходимо, — это снять жилье. Казалось бы, что тут сложного? Открой газету с объявлениями, найди подходящую тебе по метражу и

Национальный вопрос как вопрос самоуничтожения

Национальный вопрос как вопрос самоуничтожения 1. Там, где есть больше одной национальности, всегда будет возникать национальный вопрос. Дело только в остроте, частоте, актуальности национального вопроса, в серьезности или случайности поводов к нему.2. Чем хуже жизнь,

Лето Русский вопрос как вопрос о власти

Лето Русский вопрос как вопрос о власти 037 Провинциальная Россия. Царство бартера. Старые и молодые хищники. Лев Тихомиров и проблема государственных учреждений. Разложение сталинской власти, случай Тюмени. Самопоедающий сталинизм с демократическим флажком ? Чем может

Лето Русский вопрос как вопрос о власти

АЗАРОВА ИСПОРТИЛ КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

АЗАРОВА ИСПОРТИЛ КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС Ну, а как обставляет свой спартанский быт сам Николай Янович? Сейчас мы можем узнать, как Азаров подыскал себе новую квартиру на Печерске. За счет "жидов", – жильцов, в согласии которых очистить их квартиры Азаров не сомневается. Он умеет

Вопрос 8 Почему вам требуется столько времени, чтобы ответить на вопрос?

Вопрос 8 Почему вам требуется столько времени, чтобы ответить на вопрос? Вы, нормальные люди, говорите с невероятной скоростью. Между появлением мысли в вашей голове и ее произнесением проходит лишь доля секунды. Для нас это подобно волшебству!Может быть, что-то не так с

Эх, люди, люди! Сильно же вас испортил квартирный вопрос

Квартирный вопрос

Квартирный вопрос

Квартирный вопрос Савицкий назначил встречу в том самом коттедже, который положил начало его карьере. Разумеется, он не собирался устраивать для Колобкова и Дубинина семинар о секретах мастерства. Он и не стал бы встречаться с ними, если бы не было повода.Но повод был.

Квартирный вопрос

Квартирный вопрос Еще один лелеемый самими ньюйоркцами стереотип – это вечно спешащий взвинченный горожанин. Да, в переходах метро и на оживленных улицах лучше идти быстро и не создавать толпу, но на лужайке Центрального парка солнечным днем никто никуда

Николай Бердяев. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС, КАК ВОПРОС ХРИСТИАНСКИЙ

Квартирный допрос / Общество и наука / Телеграф

Квартирный допрос / Общество и наука / Телеграф Квартирный допрос / Общество и наука / Телеграф Прав был поэт: мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Взять хотя бы «Методические рекомендации по выявлению физических лиц, пользующихся жилым

Русская жизнь №13, октябрь 2007 Квартирный вопрос * НАСУЩНОЕ * Драмы

Русская жизнь №13, октябрь 2007 Квартирный вопрос * НАСУЩНОЕ * Драмы Баков. Политтехнолог Антон Баков (я о нем уже писал, когда этот авантюрист пытался сделать из солдата Сычева перспективного политика) - все-таки очень интересный персонаж. Самые яркие эпизоды

Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
("Мастер и Маргарита")

Судя по прямой трансляции, митинг против реновации в Москве собирает очень серьезное количество людей.



Снимок экрана 2017-05-14 в 13.55.06

Снимок экрана 2017-05-14 в 13.54.27









Максим Калашников
СОБЯНИН ТАКИ ВЗОРВАЛ МОСКВУ

Только вернулись с митинга против реновации. Петя монтирует материал. Выводы – сейчас.

МВД нагло врет: не 5 тысяч собралось на протест, а 50 тысяч минимум. Не все даже через рамки смогли пройти. Люди разъярены произволом, идет слияние разных линий протеста в один поток.
Сумрачный Оленевод, как мы и предсказывали, смог взорвать яростью Москву. То есть, Путину от подложил взрывчатую свинью. Принять решение об огромной перестройке столицы без обсуждения, без внятного плана и общегородского референдума? Даже москвичи таких мансов не поняли и вышли на протест массой.

5 сочинений по

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” – один из самых спорных и таинственных в русской литературе. Особенности хронотопа, прием “роман в романе” и хорошо скрытая авторская позиция – это лишь немногое из того, что вызывает оживленные споры литературоведов и обычных читателей романа.

Действие в романе происходит в двух пространственно-временных пластах: в современной автору Москве и в древнем Ершалаиме. “Ершалаимские” главы – это главы романа Мастера (прием “роман в романе”). Некоторые

исследователи указывают еще один пласт повествования – “вне времени и пространства”: это сцены бала у сатаны, прощения Понтия Пилата и некоторые другие. В них время не идет или идет неправильно.
Использование нескольких пластов придает содержанию глубину и “всевременность” и позволяет автору создать своеобразную систему “двойников” некоторых героев: Мастер и Пилат, Маргарита и собака Пилата, Иуда и барон Майгель и так далее.

Споры вызывает и интерпретация образа Воланда. Нет сомнения, что Булгаков изобразил дьявола, но правда ли то, что писатель хотел показать его как воплощение справедливости – или все-таки возмездия? Нетрудно заметить, что Воланд не может прощать: Фриду отпускает Маргарита, а Пилата – Мастер; мессир объясняет это тем, что каждый должен заниматься своим делом, но он, вероятно, несколько лукавит.
Очевидно и то, что он не из доброты вытаскивает Мастера из сумасшедшего дома (куда писатель, кстати, попал по собственной воле), а лишь выполняя условия договора с Маргаритой.

Тема любви – одна из основных в романе, как и тема творчества. И в том, и в другом Булгаков видит одну главнейшую черту – жертвенность. “Тот, кто любит, разделяет судьбу того, кого он любит” – это закон любви. А в творчестве, как и в жизни, один из худших пороков – это трусость, то есть отказ жертвовать собой.

Этот порок характеризует и Пилата, и Мастера, который отрекся от своего романа, но обоих спасает любовь других героев.

Немало в романе и сатирических страниц: они изображают современную автору действительность и высмеивают валютичиков, мошенников, доносчиков, воров и приспособленцев. Высвечивают они и глупую жестокость, жадность, любовь к “халяве”, все подлости и безнравственные поступки, порожденные пресловутым “квартирным вопросом”, которые и сейчас часто встречаются в нашем обществе.

“Мастер и Маргарита” по глубине и обширности поднятых проблем один из величайших романов 20 века.

Пример сочинения 2

В принципе, проблемы в этом романе становятся задачами, которые решаются героями. Ничего удивительного, ведь герои тут и Иешуа, и Воланд… Не нужно пояснять, кого они собой представляют.

Конечно, некоторые проблемы-задачи вечны. Например, те, которые в человеческой природе. Вечный квартирный вопрос! И тот с юмором решен разменом одной квартиры на другую. Вечно люди жадничают, ленятся, трусят в основной своей массе, но и доброта остаётся в их сердце. Это показано и в эпизоде с Фридой. Недостатки людей проявляются не только в московской современной части романа, но и в древней. Ведь Пилат по большому счету испугался, что подумают, хотя точно понимал, что Иешуа – могущественный святой. Как Воланд испытывал москвичей, так и Иешуа испытал Пилата. Тот не прошел, поэтому был наказан ожиданием – почти вечным. Но опять же его простили… А вот Маргарита прошла все испытания, но не ради себя, а ради своего Мастера!

В общем, встаёт проблема человеческой натуры – её слабости, а иногда даже подлости, но при этом её доброты. Чаще проявляются отрицательные качества, ведь жизнь похожа на то самое варьете, много суеты и соблазнов. Но тем более ценно, что люди готовы пожертвовать своим интересами ради других. Даже Мастер, которого интересуют только его роман и Маргарита, не безразличен к суете жизни. Ему ведь обидно, что его книгу не принимают, что критики пишут гадкие статьи. Мог бы сказать, что он выше всего этого, что его роман гениально правдив – и точка. Но он страдает. А чего он хотел – в советское время написать о Христе не разгромное произведение, а наоборот. Тут даже если людям и понравится, то они не решатся пойти против системы. Он хотел изменить мир… своим романом. Тоже гордыня!

В эпоху Иешуа те же проблемы, только скорости не такие высокие. Там тоже сплетни, пиры, деньги, статус, отношения… Но ещё одна проблема романа, это соотношение Добра и Зла. То есть эти две силы – сторона одной медали? Когда Воланд говорит с апостолом, тот явно относится к нему, как к кому-то ужасному, неприятному. За это Воланд его и укоряет. Ещё из эпиграфа Гёте читатель помнит, что Воланд, хоть и зовется злом, но благо совершает. Испытывает, наказывает… Но и награждает! Где проходит граница – вот это уже вопрос.

Значит, основная проблема романа – соотношение добра и зла в мире и в самом человеке, а уж от этого идёт миллион других мелких частных проблем. У меня получилось так.

Пример сочинения 3

Знакомство Мастера и Ивана Понырева, пишущего под псевдонимом Бездомный, происходит в психиатрической больнице, куда поэт попадает после трагической гибели редактора Берлиоза, преследуя Воланда и пытаясь спасти общество от опаснейшего иностранца.

В своем романе Мастер переносит читателя в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который, вопреки своей совести, отдает приказ казнить ни в чем не повинного бродячего философа. Устами Иешуа Мастер упрекал современников в трусости и малодушии перед властью, которая лишила человека свободы. Обратившись в прошлое, он хотел указать современникам истоки перекосов общественной жизни 30-х годов XX века.

Пример сочинения 4

Роман "Мастер и Маргарита" по праву считается самым знаменитым и таинственным произведением М. А. Булгакова. В книге поднимается множество проблем, из которых большинство не потеряло (да, наверное, и никогда не потеряет) актуальности и сейчас, почти сто лет спустя. Мне хотелось бы в своем сочинении остановиться на одной из этих проблем - проблеме ответственности человека за свои поступки.

Действие в романе происходит в двух временных пластах и еще в каком-то месте вне времени и пространства. Но трусость остается трусостью, а подлость - подлостью в любом из них. А совесть не отпускает человека и тогда, когда времени больше для него нет. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат понял это слишком поздно.

Понтий Пилат - одна из самых противоречивых фигур на страницах романа. Холодный и безжалостный, но, безусловно, умный и храбрый человек внезапно пугается доноса и осуждает на смерть безвинного, по своему собственному убеждению, человека. Писатель очень выразительно показывает, как меняется отношение его героя к происходящему, как и отношение его к Иешуа. Сначала это безразличие и презрение, затем эгоистичное желание сохранить для себя "гениального врача", который лечил бы его от мучительной мигрени. И, наконец, осознание недопустимости убийства - слишком позднее осознание. И вот теперь нет прокуратору покоя ни днем, ни ночью. Совесть мучает его и упрекает вечно, ведь время для Понтия Пилата закончилось.

Еще одна героиня, мучительно переживающая свое преступление, - Фрида. Ее Маргарита встречает на балу Воланда. Фрида задушила платком собственного ребенка, и с тех пор она каждое утро находит этот платок. Его никак невозможно уничтожить, ведь нельзя уничтожить свою совесть.

Роман решает вопрос ответственности человека за свои поступки, показывая, как переживают свою вину разные люди. Автор сочувствует тем из них, кто испытывает муки совести, те же, кто не обращает на свои проступки внимания, неинтересен Булгакову. Я думаю, он хотел таким образом показать, что звания человека достоин лишь тот, кто способен осознать свою вину и пострадать за нее.


Пример сочинения 5

Герои до встречи друг с другом

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.

Милосердие и сострадание в любви героев

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

Читайте также: