Сочинение мое любимое произведение живописи

Обновлено: 30.06.2024

Мой взгляд на искусство живописи

Итак, мой взгляд на искусство живописи. Прежде всего это огромный труд. Настоящий художник сначала каждой клеточкой своего тела прочувствует картину, а потом только отразит свое чувство на холсте. А зритель же наслаждается картиной, получает от нее настроение радости или печали и, конечно, не думает о том, сколько бессонных ночей провел творец, чтобы создать свой неповторимый шедевр. Я люблю смотреть на картины долго и внимательно. Вот ты подходишь к картине все ближе и ближе, хочется рассмотреть буквально каждый мазок, не упустить никакой детали и представить себя в роли творца. Вот ты сидишь в мастерской… Вся комната пропитана запахами краски, загустителей, растворителей. В мастерской хаос и беспорядок, но ты не видишь ничего этого: муза настигла тебя. Тебя переполняют эмоции, ты погружаешься в искусство живописи: ты берешь кисть и начинаешь мазок, другой, быстро движется рука, штрих, еще штрих… Потом отходишь от картины и смотришь издалека. Чувство удовлетворения охватывает тебя, потому что понимаешь, что получилось то, что хотел передать. Вот он, труд художника, всепоглощающий, отнимающий много силы и энергии, но такой прекрасный и загадочный.

Искусство живописи – это еще и связь времен, связь между поколениями, ведь оно не знает ни временных, ни территориальных, ни религиозных, ни национальных границ.

При помощи искусства живописи мы свободно попадаем в прошлое нашей страны или можем задуматься о нашем будущем.

Губина Анна, 10 класс, МОУ СОШ №1 имени Ивана Нечаева,

г.п.п. Чистые Боры.

Где логический мост между несомненным свойством живописности известных предметов в художественном воображении и изображении и тем же предполагаемым свойством в их действительности? Отчего талантливый и искусный писатель не пробует прямо доказывать своего тезиса, т. е. доказывать, что ад, чума, различные римские, испанские и московские ужасы живописны действительно, как они существуют или существовали независимо от Семирадского, Данта, Боккачио, Виктора Гюго и т. д.? А что эти предметы живописны у этих художников — никто не сомневался, и я, с своей стороны, привел прямо самый крайний пример — заживо разлагающегося прокаженного, которого знатоки признают живописным в изображении Флобера. Позволю даже по этому поводу сделать легкий упрек князю С. М. Волконскому: если уже он так внимательно отнесся к моей маленькой рецензии, что даже нашел нужным отвечать на нее, то в интересах ясности ему следовало бы остановиться именно на крайнем, решающем примере и прямо ответить: считает ли он разлагающегося прокаженного живописным в действительности или только в изображении художника?

Мое любимое произведение искусства сочинение 5 класс

Рекомендации по написанию

За всю историю люди произвели бесконечное множество предметов искусства. И из великого многообразия они выбирают то, что им ближе по душе, дает пищу для размышления разуму и чувствам.

Подготовка к эссе

Чтобы правильно написать сочинение, необходимо знать некую структуру написания текста. Нужно уметь поделиться с читателем своими мыслями, идеями, высказать свое предположение или мнение. Это творческий процесс, который требует конкретизировать тему, то есть то, о чем предстоит писать. Ведь в искусстве множество направлений, а само понятие довольно широкое.

Когда определена главная идея, нужно придумать план. После чего текст необходимо разбить на небольшие части. А для этого придумать вопросы, на которые ответить в сочинении.

Например:

Мое любимое произведение искусства это

  • что такое искусство;
  • что к нему относят;
  • как воздействует на человека;
  • с чем ассоциируется это понятие.

Далее составляется композиция:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Составление композиции

Во введении поясняется главная идея сочинения. Можно дать определение искусству или описать то, что к нему относится.

Мое любимое произведение

В заключении подвести итоги, сделать выводы, написать актуальность темы в современном обществе.

Сочинение сначала следует писать в черновике, а после внимательного прочтения и проверки переписать в чистовик и снова все перепроверить. Главное, не допускать речевых, грамматических и пунктуационных ошибок. Важно не искажать факты.

Если в процессе написания возникают сложности, всегда можно оставить одну часть композиции, перейти к написанию другой. А по завершении вернуться и дописать все до конца.

Примеры сочинений

Искусство обладает множеством определений, но каждый человек его воспринимает по-своему. Это отображение человеческой жизни и всего общества на протяжении многих веков их развития.

Демон сидящий

Искусство — это способ познания мира, сфера человеческой деятельности, охватывающая творчество.

 мое любимое произведение искусства эссе

Михаил Александрович Врубель — великий русский художник. Вклад его работ понимается постепенно, по мере получения человеком жизненного опыта. Врубеля относят к художникам психологического портрета. Он создает уникальные, а иногда и спорные картины.

По моему мнению, такой образ не является отрицательным. Наоборот, Демон обаятелен, захватывает внимание смотрящего. Мы видим обессиленного и уставшего героя. Автор удачно подобрал оттенки и цвета, поэтому картина получилась не мрачной. Образ Демона словно олицетворяет собой этот контрастный и противоречивый мир. Он красив и одновременно страшен.

Мое любимое произведение искусства

Врубель выразил свои тревогу и волнения за мир, будущее людей, страх за тех, кто каждый день выбирает между добром и злом. Такой выбор не всегда соответствует моральным нормам. Подведя итог, можно сказать, что Демон на этом полотне — образ вечной борьбы добра и зла в душе у каждого человека. Горизонтально вытянутое полотно использовалось художником неслучайно. Автор хотел ограничить пространство для зла. Из-за этого Демону тесно.

Картина всегда будет привлекать внимание наблюдателя, так как способствует рассуждениям о жизни, добре и зле.

Я также люблю долго разглядывать полотно, размышлять над ним. Хорошо понимаю, что тема Демона, который олицетворяет вечную борьбу духа, стала главной в творчестве Врубеля.

Очаровательная живопись

Искусство очаровывает нас силой своей красоты звуков, чувств и увиденного. Если что-то захватило человека, это навсегда. Такова сила искусства. Каждый имеет свой любимый вид: музыка, пение, книги, театр, картины. А меня увлекает древнейший вид искусства — живопись. В эпоху Возрождения она достигла своего расцвета и продолжает развиваться до сих пор.

Моё самое любимое дело — рисование. Занимаюсь этим с самого детства. Когда появляется свободное время, сразу сажусь за стол и начинаю творческий процесс. Я смотрю за своим творчеством и поражаюсь, как вслед за моей рукой оживает рисунок. Особенно мне нравится изображать портреты, вырисовывать тени и света, объемы, растушёвывать картину. Кроме удовольствия и наслаждения, рисование развивает моторику рук, фантазию и воображение.

Сочинение на тему мое любимое произведение искусства

Я думаю, что художники имеют особенный дар. Они способны видеть наш мир по-другому. Творчество И. Шишкина перевернуло мое представление об искусстве. Я поняла, что произведения вдохновляют меня, наталкивают на размышление.

Художники — это необычные люди, которыми повелевают чувства. Они мечтают, творят и приносят в этот мир только прекрасное.

Искусство – неотъемлемая часть жизни человека. Мы стремится к творчеству, потому что таким способом мы выражаем свои чувства, мысли, эмоции, преодолеваем боль и трудности. Искусство вносит краски в наши серые будни. Поэтому мне кажется, что даже весьма далекий от творческой деятельности человек имеет любимый вид искусства. Для меня же это музыка. Я не могу представить свою жизнь без нее.

Чтобы укачать ребенка, мать поет колыбельную. Ни одна свадьба не проходит без песен. Похороны проводятся под траурные мелодии. Следовательно, жизнь людей непосредственно связана с музыкой. Моя жизнь не является исключением. Еще с самого раннего детства меня тянуло к музыке. Смотря мультфильмы, я подпевала героям. Иногда устраивала маме целые концерты. Уже тогда она оказывала большое влияние на меня. Сейчас я не могу представить свое существование без нее.

Итак, музыка – главная составляющая не только моего существования, но и всего человечества. Она делает мир ярче, интереснее и разнообразнее.

Живопись в моей жизни

Искусство вообще, а живопись в частности занимают огромное место в жизни человека. Способность к творчеству, к созданию произведений искусства существенное отличие рода человеческого от остального живого мира. В ряду видов искусства живописи принадлежит особое место. Спросите: почему? Отвечу так.

Не каждый ребенок тянется к перу и бумаге, чтоб писать стихи или прозу. Не каждый хочет играть на рояле или скрипке. Но нет ребенка, который бы не пытался рисовать. И еще одно: из глубины веков до нас дошли свидетельства о живописных пробах древних цивилизаций. Наскальные рисунки, роспись предметов обихода — это ли не первый шаг к шедеврам Рафаэля?

Рафаэль Санти краткая биография

Была на телевидении прекрасная передача Никиты Михалкова, посвященная какому-нибудь одному из шедевров русской живописи. В этой передаче рассказывалось обо всем: и о самом художнике, и об особенностях картины, и об истории ее создания. Но главное: Н. Михалков открывал нам столько интересного о давно прошедшем времени, о быте тех времен и того сословия людей, которые были изображены на картине. Обо всем этом очень редко можно услышать в музеях или прочитать в книгах по искусству.

Заключая, хочу сказать, что живопись для меня — это вечный источник душевного наслаждения и познания жизни. Так пусть же он не иссякает никогда!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

Простота – не всегда преимущество

Чего ожидает от вас преподаватель? Во-первых, грамотности. Русский язык и литературу чаще всего ведет один преподаватель, и это не случайно. Его будет интересовать всё, начиная от банальных форм склонения и спряжения и заканчивая общей организацией текста. Используйте причастные и деепричастные обороты, ряды однородных членов, несколько предложений со сложной пунктуацией. Между прочим, научитесь правильно расставлять в тексте тире и двоеточия – статистика показывает, что с этими знаками школьники имеют наибольшие трудности.

13 стр., 6476 слов

Портретный очерк по картине «Александр Невский. Павел Дмитриевич …

Примеры сочинений

Искусство обладает множеством определений, но каждый человек его воспринимает по-своему. Это отображение человеческой жизни и всего общества на протяжении многих веков их развития.

3 стр., 1289 слов

Напишите экономическое эссе мой герой

Подготовка к эссе

Чтобы правильно написать сочинение, необходимо знать некую структуру написания текста. Нужно уметь поделиться с читателем своими мыслями, идеями, высказать свое предположение или мнение. Это творческий процесс, который требует конкретизировать тему, то есть то, о чем предстоит писать. Ведь в искусстве множество направлений, а само понятие довольно широкое.

Когда определена главная идея, нужно придумать план. После чего текст необходимо разбить на небольшие части. А для этого придумать вопросы, на которые ответить в сочинении.

Будьте оригинальны

Есть и ещё одна интересная деталь – преподаватель, не читавший книги, о которой вы рассказываете в своей творческой работе, не сможет придраться к мелким ошибкам, сделанным вами при анализе – ему будет просто нечем руководствоваться при сравнении.

Соблюдайте стилистику

Почему некоторые книги люди перечитывают?

… умения, задаёт новое направление, строит новое мышление, которое поможет правильно жить. ` Почему некоторые книги люди перечитывают? Популярные сочинения Где это, между жизнью и смертью? Какой промежуток времени, можно отнести, к …

Важно, чтобы текст был связным и единым как с точки зрения смысла, так и в отношении формы – проследите за тем настроением, которое вы передаёте, за используемой лексикой, фразеологизмами, приводимыми цитатами. Резкие переходы от грустного к смешному или от возвышенных слов к жаргону выглядят нелепо и сильно портят впечатление от прочитанного.

Больше красок

3 стр., 1189 слов

Как книги влияют на человека? (по тексту М. Горького)

… не тратя время на открытие того, что уже кому-то известно. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами древней литературы. Общение с книгой помогает человеку развиваться и … в жизни. Героиня привыкла к перипетиям, которые присутствовали в каждом прочитанном ею произведении, поэтому думала, что и ее жизнь – это сложная игра. Татьяна Ларина влюбляется …

“Почему надо читать книги” сочинение

На протяжении многих тысячелетий со времени создания первой книги люди не переставали читать. Книга сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Книга для человека друг, помощник, наставник и учитель. Из книги человек черпает для себя новую информацию, полезные факты и новые идеи. Из книги человек берет пищу для своего ума. Без книги разум человека оскудеет, человек перестанет мыслить и размышлять. Ведь предназначение книги служить источником знаний. Без знаний человек не сможет развиваться дальше как личность и как живое существо.

Демон сидящий

Искусство — это способ познания мира, сфера человеческой деятельности, охватывающая творчество.

Михаил Александрович Врубель — великий русский художник. Вклад его работ понимается постепенно, по мере получения человеком жизненного опыта. Врубеля относят к художникам психологического портрета. Он создает уникальные, а иногда и спорные картины.

образ не является отрицательным

Врубель выразил свои тревогу и волнения за мир, будущее людей, страх за тех, кто каждый день выбирает между добром и злом. Такой выбор не всегда соответствует моральным нормам. Подведя итог, можно сказать, что Демон на этом полотне — образ вечной борьбы добра и зла в душе у каждого человека. Горизонтально вытянутое полотно использовалось художником неслучайно. Автор хотел ограничить пространство для зла. Из-за этого Демону тесно.

Картина всегда будет привлекать внимание наблюдателя, так как способствует рассуждениям о жизни, добре и зле.

Я также люблю долго разглядывать полотно, размышлять над ним. Хорошо понимаю, что тема Демона, который олицетворяет вечную борьбу духа, стала главной в творчестве Врубеля.

Одним из самых старых видов изобразительного искусства является живопись. Древние люди, еще не имевшие письменной и устной речи, уже стремились передать окружающую их действительность в виде рисунков. Но писали свои картины они не маслом и кистями, а заостренными камнями на скалах. Некоторые из таких изображений дошли и до наших дней. Именно так и зарождалось искусство живописи.

Шло время, изобразительное искусство развивалось, появлялись новые жанры и направления. При помощи цвета и фактуры художник стремился рассказать о своем произведении, передать эмоции и чувства, а иногда и целый сюжет. Глядя на работы живописцев, можно проникнутся эпохой, в которой они творили, прочувствовать состояние природы пейзажей, прикоснутся к страницам истории. Художники развивали свое искусство, каждый стремился привнести в него что-то новое.

И хотя сейчас мы живем в 21 веке во времена научно-технического прогресса, уже давно изобретен фотоаппарат, при помощи которого можно запечатлеть любой объект живой или неживой природы, но живопись все равно не утратила своего значения. Она, как и раньше, занимает важное место в жизни человека. Ведь именно при помощи живописи, мы может передать не только сюжет, как например на фотографии, но и свои чувства, свое отношении к нему.

Лично на меня большое впечатления произвели картины Е.Е. Волкова, И.И. Шишкина и И.К. Айвазовского. В них отразилась красота и многогранность природы России, ее живописных пейзажей. Картины Волкова и Шишкина посвящены природе средней полосы. Они наполнены звенящей тишиной над лесным озером, дыханием ранней осени, робким пробуждением весенней поры. Основным же направлением творчества Айвазовского был морской пейзаж. В своих картинах художник передал многогранность моря, глубину его эмоций и чувств. Море Айвазовского - это живой организм, то кроткий и ласковый, то свирепый и беспощадный к тем, кто оказался в его власти. Особым трагизмом наполнена картина “Девятый вал”. Выжившие после ночного кораблекрушения моряки, спасаются на обломке мачты. Но буря еще не стихла, хотя на горизонте уже видны золотые лучи рассвета. Еще одна огромная волна поднимается вдали, в любую минуту она готова обрушится на беззащитных перед ней людей. При помощи цветовой палитры, теплых тонов на заднем плане, художник оставил надежду зрителям. Хочется верить, что люди смогут пережить эту последнюю тяжелую волну и спасутся.

Живопись - удивительный вид искусства. Он наполняет нашу жизнь красотой, заставляет задуматься, влияет на мировоззрение и внутренний мир.

2 вариант

Живопись – один из видов искусства. Обычно она представлена художниками, пишущими свои картины в разных направлениях. Одним из самых монументальных течений в живописи является реализм. Он представлен большим количеством гениальных имён: Васнецов, Тропинин, Брюллов, Суриков и многие другие мастера. Рассмотрим важнейшие работы этих представителей живописи.

На картинах Брюллова и Тропинина представлены выдающиеся люди и их современники. Это портреты, например, Александра Сергеевича Пушкина, Василия Андреевича Жуковского, актрисы Семёновой, великих князей, княгинь, полководцев, простых людей. Благодаря работам этих талантливых авторов мы можем и сейчас представить , как выглядели наши далёкие предки и насколько значителен был их вклад в жизнь России.

Также читают:

Картинка к сочинению Живопись

Популярные сегодня темы

Лето, одна из самых тяжелых времен года для крестьян. Именно в это время припадает много тяжелой физической работы. Люди встают на рассвете и ложатся позже самого заката. Известнейший русский художник, Пластов Аркадий Александрович любил изображать

Крылов озвучил в своей басне иронический сюжет из реальной жизни. Он испытал чувства Соловья, оказавшегося в подобной ситуации. В качестве чуткого, нежного, одарённого персонажа подобран образ Соловья

Литература Древней Руси появилась в XI – XII веках. В течение семи веков она активно развивалась. Большое влияние на ее становление оказала Византия. Древнерусская литература позаимствовала у нее систему жанров

Одним из главных героев рассказа Куприна Куст сирени стала решительная по натуре и самодостаточная молодая женщина Вера Алмазова. По сюжету она является женой простого небогатого офицера Николая Алмазова.

Я думаю, что пунктуальный человек всегда приходит вовремя, не опаздывает и уважает окружающих людей. Очень важно ценить время друг друга, ведь каждый планирует свою жизнь сам и часто цели людей расходятся

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Тумаковская средняя общеобразовательная школа

Любимое произведение искусства

Гребнева Тамара Александровна

Мой любимый вид искусства (мое любимое произведение искусства)

Суриков изобразил героиню, когда ее везли на крестьянских дровнях по московским улицам то ли на допрос, то ли уже в ссылку. Почему Суриков, спустя столько лет после принятия реформы, когда она уже никого не волновала, в том числе и самого художника, избрал этот сюжет? В русской действительности можно найти много примеров, когда люди жертвовали собою ради идеи, что было важнейшей национальной чертой народа. История Морозовой давала возможность выразить и прославить эту черту, тем и привлекла мастера ее трагедия, а вовсе не сутью раскольничьей деятельности боярыни.

Таким образом, главной задачей Суриков считал воплощение идеи самопожертвования ради убеждений. Он окружил Морозову различными людьми: взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, боярами и нищими, странниками и монахинями, купцами и ремесленниками, попами и стрельцами, чтобы показать, как народ относится к подвигу Морозовой. Вторая задача стала не менее грандиозной, чем первая. Соединение двух задач рождало третью – воплотить образ русского народа в трагический, напряженный момент жизни.

hello_html_m147dcf9d.jpg

Глядя на полотно, живо вспоминаешь рассказ о вороне. На фоне московской улицы, бело-голубоватых заснеженных крыш и светлого неба – в черной шубе, в черном, по-монашески повязанном платке, опальная боярыня. Правый край шубы свесился с дровней: разве он не напоминает отставленное крыло вороны? Черная фигура Морозовой решена в цветовом контрасте с пестрыми одеждами провожающего народа, что составило основу изобразительной характеристики события. Вглядимся в лица людей, окружающих боярыню. Что ни лицо, то глубокий образ; все так или иначе переживают событие. Для некоторых трагедия Морозовой стала их собственной трагедией, другие смеются над унижением боярыни, третьи скорбят, а сколько еще различных оттенков душевных переживаний запечатлено на холсте! Боярыня Морозова. 1887.

Он приглядывался к старообрядцам – их было немало и во времена Сурикова. Среди них были горячо верующие женщины-начетчицы, до тонкостей знавшие старинные церковные книги, однако образ боярыни дался Сурикову не сразу: «… я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось.

В селе Преображенском, на старообрядческом

Голова боярыни Морозовой. Этюд. 1886.

Что значит – победила? Это значит, что сила и значительность образа Морозовой стала выше силы и значительности образов толпы. Могли среди провожающих встретиться люди с таким же накалом духовной стойкости? Безусловно, могли. А почему же художник не показал их в толпе? Надо полагать по двум причинам. Во-первых, исходя из психологической правды: у пассивного наблюдателя эта стойкость не может проявиться с такой силой, как у человека, которому пришло время решать вопрос жизни и смерти. Во-вторых, если бы художник изобразил в толпе людей, близких по накалу главному образу, то это была бы уже картина не о трагедии Морозовой, а о чем-то другом.

Справа от боярыни идет ее родная сестра княгиня Урусова в белом вышитом платке, ниспадающем из-под шапочки. В это время она уже решилась на такой же поступок (Урусова погибла вскоре после смерти Морозовой), но художник намеренно не выделяет этот момент, а Урусову изображает в профиль и не слишком разрабатывает ее образ, тогда как гораздо менее значительные персонажи даны в фас с отчетливой характеристикой их эмоционального состояния. Для Сурикова основным было выделить Морозову как главную героиню полотна, представив ее самой сильной личностью в картине.

Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. На ее лице глубокая скорбь. Она почти не смотрит на боярыню. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить.

В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Ее глаза полны слез.

Перейдем теперь к вопросу о том, как решена картина в цвете. Художник создает облик народной толпы с помощью групп, а не отдельных фигур. В правой части холста люди (до женщины в желтом платке) составляют первую группу, характеризуемую сочетанием темных цветов. Затем следует группа в ярких, светлых одеждах (до стрельца). Стрелец и княгиня Урусова в близких по цвету одеяниях организуются в особую и очень важную группу, которая является центом массы людей в правой части картины. За ними несколько человек даны в темной цветовой гамме. Следом – девушка в светлом платке, повязанном поверх шапки, и розовое, смеющееся лицо подростка, это самостоятельная, хотя и маленькая, группа. Далее головы (вплоть до поднятой руки Морозовой), написанные в общем голубоватом тоне.

Таким образом, вся, казалось бы, слитная толпа разделена на части, группы, объединенные цветовым решением. Была и еще одна чрезвычайно важная задача – создать с помощью цвета образ каждого персонажа, привести к гармонии отдельные цветовые характеристики. Делая что-то одно, художник одновременно должен видеть все, ибо каждая мелочь связана тончайшими и крепчайшими узами со всей картиной. Небольшая неточность в определении цвета шапки, платка или шубы требует полной переработки цветового построения полотна в целом.

Теперь обратимся к порядку работы автора над полотном. Художник начал с эскиза, где намечена композиция и достаточно подробно изображены главные герои картины. Первый эскиз Суриков сделал еще в 1881 году, а непосредственную работу над картиной начал лишь три года спустя. За последующие два года он выполнил более тридцати карандашных и акварельных эскизов в поисках наиболее выразительного решения. Вы только представьте себе – тридцать раз переделывать и изменять не детали, а основу замысла!

Редко бывало, чтобы этюд переносился в холст без изменений, потому что найти в жизни точно такого человека, которого Суриков видел внутренним взором, невозможно. Обычно художник, основываясь на этюде, изменял его в других подготовительных рисунках, иногда по многу раз. Сохранившийся материал показывает, какой гигантский путь прошел Суриков, прежде чем написал картину. Проследить создание каждого образа нет возможности, поэтому ограничимся лишь несколькими примерами – как шел художник к образу Странника с посохом в руке, Юродивого и боярыни Морозовой.

Странник, то есть человек, скитающийся по городам и деревням, был характерен для старой Руси. Он никого не удивлял, для него всегда находился и кров, и хлеб. В создании образа народной толпы художник считал Странника очень важным звеном и работал над ним несколько лет. Сейчас известны девять этюдов, посвященных Страннику, некоторые из них весьма значительны, особенно погрудный этюд 1885 года. В нем выразилось активное, хотя и несколько отрешенное, переживание трагедии. Странник ушел в себя, углубился в думу, быть может, уже не столько о самой Морозовой, сколько о чем-то общем. Это тип народного философа, который не просто наблюдает событие, а стремится объяснить его и прозреть будущее.

В карандашном повторении того же этюда Суриков лишает образ оттенка жалости к боярыне. Однако и этот вариант не удовлетворяет автора, он делает карандашный автопортрет, который затем разрабатывает в двух набросках. Опираясь на них, художник пришел к тому образу, который мы видим в картине, использовав и прежние этюды.

Сложным путем шел мастер и к теме Юродивого. Это также типичный персонаж старой Руси. Юродивые обрекали себя на тяжкие физические страдания – голодали, ходили полуголые зимой и летом. Народ верил им и покровительствовал. Именно поэтому Суриков отвел Юродивому столь видное место в картине и связал его с Морозовой одинаковым жестом двуперстия.

Кроме торговца огурцами, довольно молодого натурщика, художнику позировали пожилой бородатый мужик с цепью на шее и старик с покатым лбом и непокрытой головой. В отличие от первого этюда, где изображена вся фигура, в двух других написаны, в сущности, лишь головы. Стало быть, в первом этюде художника не удовлетворяла голова, и он продолжал искать ее, фигура же в первом этюде его вполне устроила, и именно поэтому он не стал писать ее в последующих этюдах. В итоге все три этюда послужили Сурикову для создания образа Юродивого. С одного написана голова, с другого – почти вся фигура, с третьего – цепь и форма шеи. Однако все эти черты стали для художника только материалом. Образ в картине заметно отличается в деталях, например, рука с двуперстием, в эскизе опиравшаяся на колено, в картине поднята. Но главное – само состояние Юродивого стало иным. В этюде это человек большой доброты, глубоко и серьезно взволнованный трагедией Морозовой, в картине же его эмоциональная восторженность граничит с сумасшествием. В результате образ стал очень близок сложившемуся в русском народе представлению о юродивых. Именно поэтому он узнается сразу и приобретает необыкновенную убедительность.

С Морозовой дело было и труднее и проще. Суриков долго не находил нужную натуру, хотя исполнил несколько этюдов – отдельные головы и сидящие в санях фигуры. Одежда, поза, жест, положение фигуры в санях – все это было определено в предварительных работах, не хватало только лица. В том этюде, который был написан в садике за два часа, оно было, наконец найдено и без заметных изменений вошло в картину. Как и раньше, Суриков делал не портрет человека, а писал его в образе героя, в данном случае боярыни Морозовой.

Мысли художника как будто просты и понятны. Но когда он писал с натуры снег, сани или тарелку для сбора подаяния, он, безусловно, думал не только о красоте этих вещей, а обязательно о значении их в картине, чем они помогут в выражении народной драмы. Думая о красоте, помнил и трагедию, а думая о трагедии, помнил о красоте. В этом сочетании кроется глубокая черта творческого метода Сурикова. Именно она помогла художнику выразить полноту жизни.

Горькое унижение Морозовой Суриков превратил в ее героическую славу, а трагический эпизод русской истории преобразил в яркое праздничное действо, тем самым прославив прекрасные качества своего народа. Такие преображения характерны для лучших произведений мирового искусства и, в частности, для древнерусской живописи.

C писок использованной литературы и источников:

В. А. Прытков. Любимые русские художники. – М.: Издательство Академии художеств СССР.1963.

Н. Кончаловская. Дар бесценный. Красноярское книжное издательство. 1978.

Тобольск и вся Сибирь./Красноярск. Ю. С. Осипов, А. Л. Вычугжанин. Тобольск. 2007.

В. В. Чагин. Сто знаменитых красноярцев. Красноярское книжное издательство. 2003.

Михайлов А. Акварели Сурикова // Юный художник. – 1988, № 11 – С. 38 – 42;

Лощиц Ю. В доме на Благовещенской // Юный художник – 1984, № 7 – С. 35 – 38;

Читайте также: