Обломов общечеловеческий тип сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Говоря об Обломове как национальном типе, имеется в виду не ленивость персонажа, когда ему даже лень встать с кровати, одеться и выйти из дома, хотя и таких людей в современном мире существует довольно много. Речь идет о пассивности по отношению к собственному существованию и будущему.

В повествовании подчеркивается мечтательный характер Ильи Ильича Обломова, который привык только мечтать, но действовать ради достижения своей мечты – не привык. Воспитываясь в Обломовке, где за него все делали няньки, где родители не чаяли в нем души и постоянно делали все, чтобы он не перетруждался, Обломов не привык к деятельности любого рода. Любознательность мальчика подавлялась родителями, и он стал ленивым и пассивным ребенком, что не могло не сказаться на его будущем. Обломов, привыкший к тому, что за него все делают другие люди, надеется на то, что будущее будет счастливым, что все его мечты и желания воплотятся в жизнь. Однако этого не происходит, потому что лишь мечтать – мало, нужно постоянно трудиться и совершать какие-то действия ради достижения своих целей.

Такая мечтательность свойственна русскому человеку. Конечно, лень и бездействие Обломова в произведении возведено до абсолюта, однако присущая ему мечтательность свойственна русскому народу, который растет на русских народных сказках, в которых говорится, что добро обязательно победит зло, что все неудачи в итоге приведут к счастью. Русский человек подсознательно надеется на лучшее, верит в то, что его мечты обязательно осуществятся, даже если для этого он ничего не будет делать. В образе Обломова воплощается вера русского человека в настоящее чудо, когда возможно даже невозможное. Русский человек всегда стремится к такому образу жизни, чтобы не работать и вообще ничего не делать, но ни в чем себе не отказывать, живя в полном богатстве, когда деньги появляются из ниоткуда, сами собой. Очень часто русский человек живет мечтами о лучшем будущем, а не реальным настоящим. Русский человек покоряется судьбе, даже не пытаясь взять ответственность за собственное будущее.

То, что Обломов – русский национальный тип, говорит и то, что русские люди, как и Обломов, мирятся с окружающей действительностью и редко делают что-то, чтобы изменить собственную жизнь. Обломов мирится со своим ленивым и бездеятельным образом жизни и не пытается изменить его. Точнее, пытается, когда влюбляется в Ольгу Ильинскую, но вновь возвращается к прежней жизни. Русский человек любит находиться в зоне своего комфорта, и любые изменения воспринимаются негативно, их русский человек старается избегать.

Гончаров Иван Александрович (1812-1891)

Обломов — общечеловеческий тип.

И.И. Обломов — это дворянин, который живёт в Петербурге. он практически не выходит из дома и не работает. он лишь лежит на диване и мечтает.

Когда я читала этот роман, то мне былокак-то не по себе. Я заметила много сходств между собой и Обломовым. Эту лень, привычку лежать на диване, откладывать дела в долгий ящик, мечтательность…

Обломовщина — бич и зло России, характерная черта нашей жизни. Материалом для этого романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства!

Обломов — национальный характер

Замечательный роман И. А. Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году. В простом, лишенном внешних эффектов сюжете романа глубоко и правдиво отразилась русская действительность. Роман интересен тем, что образ Ильи Ильича Обломова мы можем отождествлять с определенным типом людей, живших в России в то время.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой, раскрывает нам образ Ильи Ильича Обломова. Гончаров вводит своего героя в разные ситуации, чтобы в максимальной степени показать все недостатки и преимущества обломовского типа. Илья Ильич проходит испытание и дружбой, и любовью.

Первый раз мы встречаемся с Обломовым в его квартире на Гороховой улице. Характер Ильи Ильича раскрывается во всем, что окружает его: в восточном халате, мягких туфлях, слое пыли на столе и паутине на потолке. Перед нами предстает Обломов -ленивец, казалось бы, даже не умеющий думать. Но мнение о характере Ильи Ильича меняется во время его разговора с петербургскими гостями: Волковым, Судьбинским, Пенкиным. Здесь раскрывается глубина души главного героя, его способность мыслить и чувствовать. Эти внесюжетные персонажи введены в роман для описания среды, в которой живет Обломов, некоторых причин апатии главного героя.

В диалоге со Штольцем мы узнаем об идеалах Обломова, о причинах отдаления его от мирской суеты. “Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку. Разве это живые, неспящие люди?” — восклицает Илья Ильич.

Сам Обломов прекрасно осознавал, что жизнь, которую он ведет, не принесет ничего будущим поколениям, но не существовало такой двигательной жизненной силы, которая могла бы вывести его из состояния апатии ко всему окружающему. Илья Ильич “болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало… Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища”.

Обломов добр и гостеприимен (характерные русские черты): его двери открыты для всех друзей и знакомых. Даже Тарантьев, который груб и заносчив с Ильей Ильичом, часто обедает у него дома.

Наиболее ярко характер главного героя раскрывается в его отношениях с Ольгой Ильинской. Любовь буквально преображает Илью Ильича, выявляет его лучшие качества: доброту, благородство, честность и “голубиную нежность”. Обломов пробуждается от “спячки”, он наверстывает упущенное за многие годы: читает, пишет, работает. В это время Илья Ильич живет, он полон высоких стремлений, строит планы на будущее. Здесь раскрывается такая черта Обломова (да и вообще русского народа), как мечтательность. Она прослеживается у него еще с детства, когда няня рассказывала ему сказки о Емеле-дурачке и жар-птице. Любовь Обломова и Ильинской продолжается до тех пор, пока Илье Ильичу не приходится столкнуться с реальной жизнью, пока от него не требуется решительных действий, пока Ольга не понимает, что она любит будущего Обломова. “Я узнала недавно, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!” Ни дружба, ни даже такая чистая, искренняя любовь не смогли заставить Обломова отказаться от своих идеалов: мирной, покойной, беззаботной жизни, плотной еды и безмятежного сна. Но, я считаю, нельзя во всем винить Илью Ильича. “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” — восклицает Ольга при прощании. “Есть… Обломовщина!” — чуть слышно прошептал он.

И действительно, истоки такого образа жизни главного героя можно искать в его воспитании и образовании. “От природы он- человек”,-писал Н. А. Добролюбов в критической статье “Что такое обломовщина?”.

Илюша был резвым мальчиком. Он, как и все дети, хотел движения, новых впечатлений. Но родители всячески оберегали свое любимое чадо от лишних движений и переживаний. Они внушили ему, что он барин и не обязан трудиться, что для этого существует “Захар и еще триста Захаров”, которые кинутся выполнять любую прихоть барчонка. Родительская любовь и учение считались несовместимыми, и Илюша пропускал большую часть уроков у Штольца. В конце концов Обломов так свыкся с этой мыслью, что труд в его понятии отождествлялся со скукой, и ему никак не могло прийти в голову сделать что-то самому, вместо того, чтобы кликнуть Захара.

И не один Обломов получил такое воспитание. Большая часть помещиков того времени думала именно так. У них, как и у Обломова, все началось с неспособности надевать чулки, “а кончилось неумением жить”.

Все “обломовцы” живут одними мечтами, не умея и ленясь воплотить их в реальность. Простота, непрактичность и даже какая-то наивность были типичными чертами русского барина. Обломов ждал — все его желания исполнятся сами собой. Он даже и не подозревал о воровских проделках своего слуги Захара и беспрепятственно позволял грабить себя Тарантьеву и Мухоярову.

Но кто же даже из нас, современных людей, ни разу не полагался на “авось” и “небось”, кто не стремился к покою и безмятежности, не хотел хоть раз почувствовать себя Обломовым? Я думаю, что таких людей не существует.

Но, несмотря на лень и бездеятельность Обломова, мы не можем не отметить богатство души главного героя. Он искренне, чистосердечно любит Ольгу, ради нее совершает почти невозможные перемены в своем образе жизни. Он верен Штольцу, он неподдельно радуется за счастье своего друга. Илья Ильич добр к Агафье Матвеевне, он бескорыстно заботится о ее детях. И все эти черты исконно русские, национальные.

И причиной такого образа жизни, миропонимания русских людей считает Добролюбов жестокую крепостническую систему, широко процветавшую в нашем государстве. Слуги тоже настолько приучены выполнять чужую волю, что без своих господ и жить не могут. Так Захар, двойник Обломова, после смерти барина становится нищим и не может найти свое место в жизни.

Недаром автор дал имя своему герою Обломов — “обломок” старого общества. Обломов обобщил в себе те черты, которые были присущи его отцам и дедам. Он воплотил в себе чисто русский национальный характер.

Даже сейчас, приглядевшись к себе и к окружающим меня людям, я убедилась в том, что в какой-то мере Обломов живет в каждом из нас и, наверное, не умрет никогда.

Но я надеюсь, что не только лень и стремление к покою будут передаваться как национальные черты из поколения к поколению в русских людях. Я надеюсь, что сохранится девственной и чистой, как хрусталь, русская душа, открытая и широкая, как родные просторы.

Учебные материалы.. первая помощь в учебе…

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Сочинения по русскому языку и литературе

Мне кажется, что И. А. Гончаров написал этот роман специально для того, чтобы такие, как Обломов, смогли понять, что ведя такой образ жизни, они катятся в пїропасть. Причем даже положительные качества этих людей не могут спасти их от неминуемой гибели. Погиб и Обломов – молодой, талантливый человек с доброй душой. Его жизнь прошла скучно, глупо и быстро. А ведь он мог прожить такую веселую, интересную и для многих полезную жизнь, ведь для этого у него было все – и возможности, и деньги, и любимый человек. Но сколько еще таких же талантливых, полезных и по своей сути хороших людей зря прожили свою жизнь?!

Похожие сочинения

Сочинение по пьесе Островского “Гроза”

Пьеса Николая Островского, которую петербургские зрители увидели впервые в 1859 году, вызвала широкий резонанс. Затем последовала бурная дискуссия, которая касалась прежде всего образа главной героини. Произведение и сегодня заслуживает внимания. И потому сочинение на тему “Гроза” Островского является одним из заданий, которое неизменно присутствует в школьной программе.

Обстоятельному исследованию пьесу подверг критик Добролюбов. Его статьи – классическая трактовка произведения, хотя они и имели явно выраженный социальный уклон. Позже точку зрения Добролюбова частично опроверг другой литературовед, заявив, что Катерина не является представителем нового поколения. Подобным литературным героем может быть лишь тургеневский Базаров. Добролюбов не смог выступить в защиту своей точки зрения, поскольку его уже на тот момент не было в живых. Но все-таки, чтобы написать полноценное сочинение на тему “Гроза” Островского, следует хотя бы поверхностно ознакомиться с трудом русского критика.
Подробнее…

Образ Обломова: формирование образа

Можно сказать, что Обломов принадлежит некоей эпохе, в то же время в нем есть признаки человека, который не смог полноценно реализовать свой потенциал, найти применение своим лучшим качествам.

Проблема добра и зла в трагедии Шекспира Гамлет

Чтоб добрым быть, нужна мне беспощадность. В. Шекспир
Известное выражение: “Цель оправдывает средства”. Но давайте подумаем: так ли это? Могут ли быть оправданы низкие средства благородной целью? И всегда ли человек имеет право вершить суд над другими, определять степень вины и тем более – распоряжаться чужой жизнью?

На эти вопросы до сих пор нет однозначного ответа. Единственное, что мы можем сказать, пытаясь разобраться в поступках шекспировского героя, что, вероятно, у каждого времени свое понимание Добра и Зла, чести и бесчестия.

Многие связывают образ Обломова с ленью и ничего не деланием. Его считают просто апатичной и гедонистически настроенной личностью, которая только и думает о том, как лежать на диване. На самом деле образ этот гораздо глубже и поступки, отношение к действительности главного героя романа Гончарова имеют под собой существенную подложку.

Русская культура всегда являлась культурой созерцательной. Равно и русский человек более склонен к созерцательности и философии. Элементарный факт просторности земли, неохватности этих просторов навевают мысль о таком глобальном и созерцательном мышлении.

Антитезой этому выступает западное отношение к миру – активное и экспансивное. Олицетворением этого отношения является Штольц, он отеняет Обломова, но на самом деле не является непременно нужным героем для того чтобы дать понять главного героя через антитезу. Гончаров создает такое противопоставление, но, к примеру, Обломов в нем не нуждается для того чтобы существовать, он не существует через противопоставление, он существует через созерцание.

Как узнает читатель из романа, Обломов – философ, он ничего не делает не из лени, но из понимания тщетности бытия. Он не видит смысла к чему-либо стремиться, когда отсутствует высшая цель для этого, в отличие от западного типа – Штольца, который просто активен бодр и весел без причины. Хотя, по сути, такая его бодрость является даже немного странной и искусственной, в отличие от Обломова, который искренне ничего не делает.

Только любовь как высшая ценность заставляет действовать Обломова. Ради этого он способен полностью поменяться и полностью меняется. Причем эти перемены не требуют от него никаких усилий, они естественны, в отличие от того когда Штольц навязывает ему свои диеты и социальную активность.

Только ради высшего идеала, в частности любви, этот народ способен действовать. В этом подлинность и искренность его.

Главные герои романа – Андрей Иванович Штольц и Илья Ильич Обломов. Илья Обломов является типичным представителем русского барства XIX века. Этот человек отличается мягким характером, он спокойный, старается не нарушать привычный образ жизни. Его скучная жизнь проходит на диване. Лёжа на нём, он спокойно размышляет о необходимых преобразованиях в своем имении Обломовка. При этом на его лице отсутствует всякая определённая идея. Обломов настолько отдалён от реальности, что свет для него представляется вечной суетой безо всякой цели.

В отличие от Обломова, Штольц не может просто лежать без дела, для него нормальное состояние – движение. Штольц знает все реалии жизни и не склонен мечтать. По мнению некоторых критиков, Штольц является антиподом Обломова. Но я не считаю, что эти люди полные противоположности, скорее Штольц дополняет Обломова. Илья Обломов показан как наивный и открытый человек, а вот Андрей Штольц как решительная и целеустремленная личность. Он ясно представляет себе цель, знает как её достигнуть, и пытается увлечь Обломова своими идеалами.

Гончаров посредством своего произведения показывает нам, что абсолютно разные люди с разными, зачастую даже противоположными качествами могут испытывать друг к другу тёплые чувства, быть настоящими друзьями.

Я думаю, что любой человек не один раз в течение собственной жизни думал над тем, зависит ли он от окружающего Читать далее…

Образ героя повести Пушкина – Петра Гринева учит нас тому, по каким правилам и законам жизни людям следует существовать и Читать далее…

Россия – великая страна, в которой живёт много разных народов. Русский язык очень богат, и не знать его – это Читать далее…

Социально-психологические причины обломовщины

обломов как социально психологический тип сочинение

Гончаров И.А.

В начале пятидесятых-шестидесятых годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Нарождался новый уклад жизни. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту и сердечность отношений между людьми, уважение к национальным традициям, гармонию ума и сердца, чувства и воли, духовный союз человека с природой.

Неужели все это обречено на слом? И нельзя ли найти более гармоничный путь прогресса, свободный от эгоизма и самодовольства, от рационализма и расчетливости? Как сделать, чтобы новое в своем развитии не отрицало старое с порога, а органически продолжало и развивало то ценное и доброе, что старое несло в себе? Эти вопросы волновали Гончарова на протяжении всей жизни.

Главный герой романа- Илья Ильич Обломов. «Это человек 32 — 33 лет от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами и с отсутствием всякой определенной идеи и сосредоточенности в чертах лица.

Во всем лице теплился ровный свет беспечности, переходивший даже в позы всего тела.

Илья Ильич — человек сложный, и я считаю, что в Обломове много русских национальных черт. И чтобы понять это, нужно обратиться к истокам формирования личности: к детству, воспитанию, окружению и, наконец, к полученному образованию.

На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала большое влияние среднерусская природа того благословенного уголка земли, того чудного края — Обломовки.

Человек в психоанализе

Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.

Именно эта чудная русская природа способствовала развитию в Илюше таких качеств, как человечность, доброта, отзывчивость.

Я думаю, что эта чрезмерная любовь матери пагубно повлияла на Обломова. Но все-таки, на мой взгляд, именно она воспитала в герое основные черты национального характера.

Хотя в жизни Илюши фигурировала и няня, которая также сыграла огромную роль в становлении его личности. Она часто рассказывала ему сказки, различные предания, былины, выдуманные истории.

Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей кризис середины жизни

Тема: Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей кризис середины жизни Введение Тема данной курсовой работы выбрана не случайно. Одной из актуальных в психологии развития человека является проблема переживания личностью кризиса середины жизни. Однако, хотя известно, что жизненный путь взрослого, сформировавшегося человека — это отнюдь не прямая ровная дорога, до недавнего

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Как общаться с психопатом

Я считаю, что няня очень много сделала для ребенка в детстве. Но, на мой взгляд, все эти рассказы и сказки тоже пагубно сказались на Илюше. С самого детства воображение.

И все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей и где не нужно ничего делать

Он был окружен чрезмерными заботами матери, следящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел и не перетрудился на обучении у И. Б. Штольца. Она считала, что образование — не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Конечно, родители Обломова понимали важность и необходимость образования, однако видели в нем только средство продвижения по службе.

Вот в каких условиях сложилась апатичная, ленивая и трудная на подъем натура Ильи Ильича Обломова. Он боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности людей, которым поручалось дело. Он не допускал и мысли о возможности обмана: элементарная осмотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.

Многие связывают образ Обломова с ленью и ничего не деланием. Его считают просто апатичной и гедонистически настроенной личностью, которая только и думает о том, как лежать на диване. На самом деле образ этот гораздо глубже и поступки, отношение к действительности главного героя романа Гончарова имеют под собой существенную подложку.

Русская культура всегда являлась культурой созерцательной. Равно и русский человек более склонен к созерцательности и философии. Элементарный факт просторности земли, неохватности этих просторов навевают мысль о таком глобальном и созерцательном мышлении.

Антитезой этому выступает западное отношение к миру – активное и экспансивное. Олицетворением этого отношения является Штольц, он отеняет Обломова, но на самом деле не является непременно нужным героем для того чтобы дать понять главного героя через антитезу. Гончаров создает такое противопоставление, но, к примеру, Обломов в нем не нуждается для того чтобы существовать, он не существует через противопоставление, он существует через созерцание.

Как узнает читатель из романа, Обломов – философ, он ничего не делает не из лени, но из понимания тщетности бытия. Он не видит смысла к чему-либо стремиться, когда отсутствует высшая цель для этого, в отличие от западного типа – Штольца, который просто активен бодр и весел без причины. Хотя, по сути, такая его бодрость является даже немного странной и искусственной, в отличие от Обломова, который искренне ничего не делает.

Только любовь как высшая ценность заставляет действовать Обломова. Ради этого он способен полностью поменяться и полностью меняется. Причем эти перемены не требуют от него никаких усилий, они естественны, в отличие от того когда Штольц навязывает ему свои диеты и социальную активность.

Только ради высшего идеала, в частности любви, этот народ способен действовать. В этом подлинность и искренность его.

Также читают:

Картинка к сочинению Обломов - коренной народный наш тип

Популярные сегодня темы

Произведение представляет собой приключенческую историю о двух американских мальчиках, описанных писателем в образах Тома Сойера и Гекльберри Финна и характеризующихся в качестве неутомимых искателей приключений.

Макар Чудра одно из произведений раннего творчества Горького, в котором молодой писатель поднимает философские вопросы свободы, идеала и смысла жизни.

Говоря об Обломове как национальном типе, имеется в виду не ленивость персонажа, когда ему даже лень встать с кровати, одеться и выйти из дома, хотя и таких людей в современном мире существует довольно много. Речь идет о пассивности по отношению к собственному существованию и будущему.

В повествовании подчеркивается мечтательный характер Ильи Ильича Обломова, который привык только мечтать, но действовать ради достижения своей мечты – не привык. Воспитываясь в Обломовке, где за него все делали няньки, где родители не чаяли в нем души и постоянно делали все, чтобы он не перетруждался, Обломов не привык к деятельности любого рода. Любознательность мальчика подавлялась родителями, и он стал ленивым и пассивным ребенком, что не могло не сказаться на его будущем. Обломов, привыкший к тому, что за него все делают другие люди, надеется на то, что будущее будет счастливым, что все его мечты и желания воплотятся в жизнь. Однако этого не происходит, потому что лишь мечтать – мало, нужно постоянно трудиться и совершать какие-то действия ради достижения своих целей.

Такая мечтательность свойственна русскому человеку. Конечно, лень и бездействие Обломова в произведении возведено до абсолюта, однако присущая ему мечтательность свойственна русскому народу, который растет на русских народных сказках, в которых говорится, что добро обязательно победит зло, что все неудачи в итоге приведут к счастью. Русский человек подсознательно надеется на лучшее, верит в то, что его мечты обязательно осуществятся, даже если для этого он ничего не будет делать. В образе Обломова воплощается вера русского человека в настоящее чудо, когда возможно даже невозможное. Русский человек всегда стремится к такому образу жизни, чтобы не работать и вообще ничего не делать, но ни в чем себе не отказывать, живя в полном богатстве, когда деньги появляются из ниоткуда, сами собой. Очень часто русский человек живет мечтами о лучшем будущем, а не реальным настоящим. Русский человек покоряется судьбе, даже не пытаясь взять ответственность за собственное будущее.

То, что Обломов – русский национальный тип, говорит и то, что русские люди, как и Обломов, мирятся с окружающей действительностью и редко делают что-то, чтобы изменить собственную жизнь. Обломов мирится со своим ленивым и бездеятельным образом жизни и не пытается изменить его. Точнее, пытается, когда влюбляется в Ольгу Ильинскую, но вновь возвращается к прежней жизни. Русский человек любит находиться в зоне своего комфорта, и любые изменения воспринимаются негативно, их русский человек старается избегать.

Читайте также: