Культура представляет собой совокупный опыт человечества для приобщения к ней мини сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Деление культуры на материальную и духовную сложилось почти два века назад. Под материальной культурой понимается многообразие создаваемых человеком предметов. Это машины и инструменты, сооружения и садово-парковые ландшафты, одежда и предметы обихода и многое другое. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

Само разделение культуры на материальную и духовную довольно условно, поскольку многие идеи получают материальное воплощение (книги, полотна художников и т. п.), а в основе создания всякой материальной вещи лежит некий образ данной вещи, т.е. представление о будущем предмете. Тем не менее для более глубокого рассмотрения мы выделим явления духовной культуры в относительно самостоятельную область общественной жизни.

Понятие духовной культуры восходит к историко- философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта (1767—1835). Согласно выработанной им теории, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума. Хотя нематериальные объекты нельзя увидеть, почувствовать, услышать, поскольку они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением, но объект нематериальной культуры, как уже отмечалось, имеет свой материальный носитель. Знания реализуются через книги, а обычаи и ритуалы приветствия — посредством рукопожатия или произношения слов.

Культурные ценности и нормы

Рассмотрим некоторые основные духовные ценности.

Мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром. Ключевыми мировоззренческими понятиями являются жизнь и смерть. Эти ценности в различные эпохи соотносились с противостоянием войны и мира, Ада и Рая. Кроме того, жизнь и смерть связаны с соотнесением человека со временем: вечность, время, прошлое, настоящее и будущее, судьба, память — вот те мировоззренческие ценности, которые требуют осмысления и самоопределения по отношению к ним.

Мировоззренческие ценности также соотносят человека с космосом и природой в целом, с пространством и временем как измерениями бытия. Эта группа ценностей формирует присущее каждой культуре, специфическое для неё представление о целостной картине мира.

Мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят гуманизм, индивидуальность, творчество, свобода. Они лежат на границе с ценностями нравственными.

Мировоззрение как составляющая духовной жизни личности будет рассмотрено в следующем параграфе.

Нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики. Основные категории морали — добро и зло. Представление о добре и зле определяет трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство. Это как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. Мораль регулирует отношения между группами, сообществами людей. Здесь речь идёт о таких нравственных ценностях, как верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность. Все эти ценности касаются умения соотнести общие интересы и свои личные потребности. В сфере частной жизни к числу нравственных ценностей относятся дружба, любовь, такт, вежливость.

Подробнее мораль как регулятор общественных отношений будет рассмотрена в отдельном параграфе.

Эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Ещё древние греки понимали гармонию как основное качество космоса, которое проявляется как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность. Гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается вдохновенно, рождая красоту. Эстетические ценности тесно связаны с эмоциональной культурой человека, его способностью к сильным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Эстетическая ценность воплощает идеальные представления о должном, о совершенстве, о целостности и целесообразности. Прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое — основные эстетические ценности.

Институты культуры

Вам известно, что общество для удовлетворения своих потребностей формирует определённые социальные институты. Каждый из этих социальных институтов выполняет в обществе определённые функции.


Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.

Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

Многообразие культур

Культуру общества невозможно представить себе как монолит, поскольку само общество многообразно и разнообразно. Каждая социальная группа формирует свои культурные предпочтения и стремится к их выражению и закреплению в знаках, символах, образах и т.п.

Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.

Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.

По характеру исполнения элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Фольклор связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической. Так, народные песни или народный костюм, традиционные по форме, сохраняют принятые приёмы их создания. При внешней простоте формы многие произведения народной культуры включают достаточно сложную систему символов, которые могут быть непонятными в полной мере. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления — середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Конкретные проявления массовой культуры будут рассмотрены в § 15.

Помимо выделения в культуре общества различных форм культуры, выделяют субкультуры — части общей культуры, систему ценностей, традиций, обычаев, присущих определённой социальной группе. Говорят о молодёжной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, поведением, обычаями её представителей, манерой причёсываться, одеваться. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких людей. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от преобладающей культуры, но противостоит господствующим ценностям, находится в конфликте с ними. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодёжное движение хиппи в 1960-х гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность.

В настоящее время в духовной жизни большинства стран мира наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

Словарь

Духовная культура общества — совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.

Институты культуры — учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

Контркультура — специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей (преобладающей) культуры.

Практические выводы

1. Духовная культура общества составляет необходимую часть его структуры. Человеку как существу не только разумному, но и духовному важно определить для себя те ценности и нормы, которые помогают ему реализовать свои потребности в поиске смысла жизни, личные цели.

2. Мир культуры многообразен, сложен и динамичен. Чтобы определять свои культурные предпочтения, необходимо разбираться в этом многообразии, понимать особенности и самоценность явлений культуры.

3. Терпимость и уважение к культурным вкусам других людей — отличительная черта цивилизованного общества и культурного человека.

Документ

Культура играет неотъемлемую роль в жизни каждого человека. Она обеспечивает полноценную жизнедеятельность людей и развитие общества в целом. И каждый человек соприкасается таким явлением, как культура, так как с самого рождения мы находимся в определенной сфере культуры: духовной и материальной.

Понятие культуры

Культурой называется развитие и организации человеческой жизнедеятельности, которые представлен в ее духовных и материальных продуктах. Все материальные и духовные достижения в совокупности представляют определенную культуру. К ней относят все объекты, созданные людьми и все приобретенные духовные ценности, в которые входят жизненный опыт поколений, знания науки технологических процессов и наработанные нормы поведения. Деятельность человека и его развитие тоже относится к культуре.

Какой бывает культура

Культура является многообразным понятием, в которое входит много видов культур. Это научная, экономическая, политическая, нравственная, эстетическая, экологическая виды культур. Каждая из них отображает определенный вид деятельности человека. Также культура делится на духовную и материальную. Духовная - это результат духовного производства, а материальная - результат материального производства.

Различают также культуру мнимую и подлинную. Такое распределение возникает, когда пытаются дать точно определение слову "культура" и обозначить это явление, как в повседневной жизни, так и в научном понимании. Культура потребления и культура творчества.

Помимо того, что культура является художественным явлением, в широком понимании она олицетворяет собой и процесс потребления. О культуре потребления говорят, как о частичном программировании людей и направлений их деятельности. Это обусловлено основной функцией культуры потребления, которая является массовой и доступной всем.

Приобщение человека к культуре

Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без ее влияния. В данном случае, человек является творцом культуры, но и он сам же от нее зависит и попадает под ее влияние. От уровня приобщения человека к национальной или мировой культуры зависит его духовное и личностное развитие, мера его развития, как субъекта социума. Когда человек приобщается к мировым ценностях культуры, его кругозор значительно расширяется и становится более многообразным.

Таким образом, личность может получать новые знания и опыт, развивать свои способности и таланты, создавать новые предметы и общаться с другими людьми. Но так как культура считается динамическим процессом, то приобщение к традициям, обычаям и нормам поведения происходит на протяжении всей жизни человека. Это - непрерывный процесс, когда позволяет каждому индивиду расти духовно и плодотворно развиваться.

Этот процесс необходим и для постоянного повышения культурного уровня социальных масс и динамичного развития мира. И приобщение каждого человека к процессу культуры играет в данном случае важную роль, так как тогда возможно обеспечивать развитие культуры при помощи единства новаций и традиций.

Урок- игра на тему :

Урок обобщения знаний (с использованием современных технологий (ИКТ)). Урок- игра.

Дидактическая задача урока

Создать условия для формирования представление о духовной сфере общества и развитии культуры в современной России .

Образовательные: научиться описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных реалиях.

Развивающие: описывать явления духовной культуры; продолжить развивать умения анализировать, сравнивать различные точки зрения; формировать критическое мышление, выделять главное, обобщать и делать выводы; развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитательные:
воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям; создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личности.

Образовательные ресурсы

Учебник: Обществознание, 10 класс Л.Н. Боголюбов (2020 год); презентации по заданным темам. Раздаточный материал.

Техническое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор.

Урок построен в виде викторины, подготовлены 7 заданий. Длительность урока – 2 часа (80 минут)

Личностно значимая проблема

Действительно ли духовная сфера играет важную роль в жизни современного общества?

м етоды и формы
обучения

Методы: репродуктивный , наглядный, частично-поисковый, практический, метод контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия

Мораль, нравственность, культура, искусство, массовая культура, наука, образование, религия и т.п.

Структура и ход урока

1. Организационный момент; 2. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу;3. Применение и совершенствование знаний.4 .Итоги урока, рефлексия; 5.Домашнее задание.

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

1. характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

2.объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

3.находить информацию о достижениях и проблемах развития культуры из источников различного типа;

4.описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

5.раскрывать роль религии в современном обществе;

6.характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию,

необходимую для решения учебной задачи;

поиск необходимой информации для

выполнения заданий; дополняют и расширяют

имеющиеся знания и представления о духовной

культуре общества; проводят анализ и

систематизацию полученных знаний по теме

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера; выстраивают процесс взаимодействия при работе в группе.

Регулятивные: принимают и удерживают учебную задачу в течение урока; планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; распределяют объем работы в группе; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

1. Понимают значение знаний для развития человека и применения их на практике.

2. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении заданий всей командой;

3. Развивают чувства взаимоуважения; навыки сотрудничества при работе в группах;

4. Выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность.

5. Развивают навыки ораторского мастерства.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку.

Организационный момент.

Учитель создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, объясняет методику проведения урока.

Приветствует учеников и гостей урока.

Представляет членов жюри.

Настраиваются на урок, получают положительные эмоции.

Актуализация

Организует начало урока и постановку цели урока учащимися.

- Мы с вами изучили главу предмета обществознание. Назовите, пожалуйста, разделы этого блока.

Какое понятие объединяет все эти темы?

Предложите, пожалуйста, варианты названий нашей игры.

Сегодня у нас урок в не традиционной форме. Урок- игра.

Главной целью которого является….продолжите предложение

Отвечают на вопрос:

- Наука и образование;

Ответ: культура человека и общества в целом.

Ученики предлагают различные названия. Выбирают понравившийся вариант.

Ответ: Обобщение знаний, повторение пройденного материала и т.п.

III. Применение
и совер-шенствование
знаний.

II часть игры.

Наш урок - игра – возможность для всех участников проявить свои аналитические способности, находчивость и конечно- творческий подход.

Итак! Мы начинаем!

В игре принимают участие все ученики класса, разделившиеся на три команды. Каждая команда путем жеребьевки на предыдущем уроке, выбрала себе направление духовной сферы, по которой ей, команде, необходимо было подготовиться.

1 команда – искусствоведы;

2 команда - представляют науку;

3 команда – представители массовой культуры.

Командам необходимо было подготовить самопрезентацию о выбранном ими направлении.

-Что такое социальная норма?

-В чем особенности морали?

-Что такое добро?

-Что такое совесть?

-Что такое нравственность?

-Нужно ли делать добро в ущерб себе?

-Какие нравственные качества в наибольшей степени ценятся в обществе?

-Что важнее: материальные или духовные ценности для современного общества?

Каждая команда должна предоставить свой сюжет на выбранную тему.

Данная игра имитирует популярные новостные выпуски.

Учитель озвучивает проблемный вопрос. Командам необходимо подготовить и высказать свою тоску зрения.

- "Культура, - писал французский философ Ж.-П. Сартр, - никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека - в ней он ищет свое отображение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое лицо". Что имел в виду автор? Во всем ли можно с ним согласиться? Способна ли культура спасти человека?

- каждая команда по жеребьевке выбирает название одной из Мировых религий. За 3 минуты необходимо обобщить знания о каждой ветви. (время и место возникновения, названия священных книг, какие народы последователи данных религий и т.п.)

Каждая команда получает карточку с высказыванием мыслителей о культуре. Участникам необходимо подготовить выступление в защиту или опровержение мысли со своей аргументацией.

«Невозможно стать по-настоящему культурным человеком, не знакомясь с лучшими достижениями культуры

Домашнее задание. Необходимо рассказать об одном из деятеле культуры (в сфере науки, искусства и массовой культуры) , подготовить презентацию по данной личности.

Я соглашусь с автором данного высказывания, так как считаю, что культура может развиваться только по прогрессивному пути. Прогрессивный путь развития подразумевает постепенное поэтапное становление, от азов и до сегодняшней современной культуры.

Находя письменности древних цивилизаций, можно сделать заключение, что развитие культуры всегда волновало человечество. На протяжении многих веков люди пытались узнать о происхождении цивилизаций, о происхождении нашей планеты, о происхождении жизни на Земле. Каждая народность имеет свою культуру. Смысл этого понятия имеет собирательное значение. Современные народности являются потомками различных древних цивилизаций. Народность – это группа людей, для которой характерно наличие своего языка общения, обычаев, обрядов и праздников, вероисповедания, культурного наследия.

многообразие народов Земли

Многонациональность нашей планеты обусловлена именно многообразием народностей. Традиции предшествующих столетий сливаются в культурах каждой народности. Знание нескольких языков представителями современных народностей свидетельствует о многообразии древних племен, населявших нашу планету многие миллионы лет. Составляющими культуры считается национальная одежда, предметы обихода, национальные блюда. Культурное наследие любой народности сформировалось также с учётом географического местоположения. Например, северные народности имеют свой песенный фольклор и традиции, присущи только им. Этим они отличаются от народностей, живущих, например, в Африке или в Южной Америке.

Культурное наследие имеет основополагающее значение в становлении любого народа. С развитием науки происходит и развитие культуры, так как научно-технический прогресс даёт возможность внедрения новых технологий, дающих возможность исследовать культуры древних народностей с целью сохранения традиций. С помощью современных технологий можно восстановить хронологию развития науки и культуры исчезнувших этносов.

Я думаю, что только стремление познать тайны окружающей природы привело человечество к современному прогрессу. Археологические находки дают нам представление о развитии культуры человечества на разных этапах существования. Орудия, одежда, предметы обихода помогают нам воссоздать фрагменты из жизни того или иного этноса или всего людского рода в целом.

уникальные археологические находки

Можно с уверенностью сказать, что многие культурные наследия, дошедшие до нас, представляют огромную историческую ценность для осознания того, что человечество ещё в эпоху древности достигло несомненных высот в развитии культуры. Наши предки пытались найти способ сохранить свои открытия для последующих поколений. Одним из открытий является способ мумификации, благодаря которому мы можем судить о развитии медицины Древнего Египта. Наскальные рисунки, как зарождение древней письменности, дают нам представление о первых обычаях, ритуалах, становлении религии.

Пирамиды, храмы и другие архитектурные сооружения представляют собой памятники старины, а древние рукописи, найденные при раскопках, несут нам открытия и знания учёных и философов, передавших свое наследие потомкам. Металлы, из которых создавалось оружие, монеты и украшения дают представление о развитии точных наук, что тоже представляет собой культурное наследие народностей, населявших данный регион.

Самобытность и неповторимость каждой народности определена именно культурным наследием предков. Основополагающим является языковое наследие, которое заложено на протяжении нескольких веков. Это стало фундаментом для развития письменности. Вначале были наскальные рисунки, потом египетские иероглифы, арабская и римская нумерология. Древней нумерологией мы пользуемся и в нашей жизни, что свидетельствует о преемственности культурного наследия.

Народный эпос предшествовал развитию современной литературы и искусства. Сказки, былины, легенды передавались из поколения в поколение. Поэтому до нас дошло русское народное творчество в виде частушек, прибауток, колыбельных. Благодаря этому культурному наследию мы получили бесценный опыт и знания.

Проанализировав тему, можно с уверенностью сказать, что древние цивилизации заложили основу культуры всех народов. Несмотря на наличие отличительных черт в современной музыке и литературе от культурного наследия предшествующих поколений, народное творчество не теряет своей актуальности. Культурное наследие всегда будет передаваться поколениями потомков, никуда не исчезнет и всегда будет достоянием любой нации.

Читайте также: