Куда был сослан лермонтов за сочинение стихотворения смерть поэта

Обновлено: 04.07.2024

Примечания[ | ]

Жанр, направление, размер

Образы и символы

Поэт аллегорически описывает судьбу Пушкина. Свинец в груди – образ смерти Пушкина-дуэлянта (правда, пуля попала ниже).

В конце стихотворения присутствует антитеза: чёрная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта. Лермонтов резко разделяет людей: одни отравляют жизнь другим, потому что сами отравлены желчью и злобой.

НА СМЕРТЬ ПОЭТА

Михаил Лермонтов Смерть поэта Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример. Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… Он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?… издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал. И он убит — и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей. И прежний сняв венок — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли, и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! 1837 г.

Темы, проблемы и настроение

Композиция

Главная мысль

Смысл

Отдельно стоит заметить отношение Лермонтова к Пушкину: автор восхищен творчеством своего героя. Казалось бы, двое талантливых творца должны являться друг другу конкурентами, но Михаил Юрьевич настолько уважает поэта, что готов понести наказание от непонимающей толпы за честь погибшего собрата. Он горой стоит за творчество и за свободу, которая должна быть неподвластна злой молве.

Средства выразительности

Автор: Кристина Вергара

Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

  • Михаил Лермонтов ~ Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести…) (+ Анализ) - 08.02.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Кто в утро зимнее, когда валит… - 01.02.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Тучи (Тучки небесные, вечные странники!) (+ Анализ) - 21.11.2021

Погиб Поэт!

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Смерть поэта
Михаил Лермонтов

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… И убит!
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь… – он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Его убийца хладнокровно
Навел удар… Спасенья нет.
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. Издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

И прежний сняв венок, – они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
***
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Год написания: 29 января — начало февраля 1837

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести. )

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Смерть Поэта

Стихотворение написано на смерть Пушкина (Пушкин умер 29 января 1837 г.).

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Стихотворение имело широкий общественный резонанс. Дуэль и смерть Пушкина, клевета и интриги против поэта в кругах придворной аристократии вызвали глубокое возмущение среди передовой части русского общества. Лермонтов выразил эти настроения в мужественных, исполненных поэтической силы стихах, которые разошлись во множестве списков среди современников.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Имя Лермонтова, как достойного наследника Пушкина, получило всенародное признание. В то же время политическая острота стихотворения вызвала тревогу в правительственных кругах.

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

В марте Лермонтов выехал из Петербурга, направляясь в действующую армию на Кавказ, где в это время находился Нижегородский драгунский полк.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Жорж Шарль Дантес (1812–1895) – французский монархист, бежавший в 1833 г. в Россию после вандейского мятежа, был приемным сыном голландского посланника в Петербурге барона Геккерена.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Имея доступ в салоны придворной русской аристократии, участвовал в травле поэта, закончившейся роковой дуэлью 27 января 1837 г. После смерти Пушкина выслан во Францию.

p, blockquote 22,0,1,0,0 -->

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

Это графы Орловы, Бобринские, Воронцовы, Завадовские, князья Барятинские и Васильчиковы, бароны Энгельгардты и Фредериксы, чьи отцы и деды добились положения при дворе лишь с помощью искательства, интриг, любовных связей.

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

Гвоздев 22 февраля 1837 г. написал ответ Лермонтову, содержавший строки, подтверждающие правильность первоначального чтения спорного стиха:

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

p, blockquote 28,0,0,0,0 -->

Год написания: 1837

p, blockquote 29,0,0,0,0 -->

Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести. )

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

p, blockquote 31,0,0,0,0 -->

Данное произведение было написано в таком приемлемом для русского человека жанре, что сразу стало любимым и известным среди широкого круга читателей. Произведение переписывали, цитировали и заучивали наизусть. Несмотря на то, стихотворение посвящается гибели конкретного человека, судьба которого оборвалась трагическим образом, поэт вкладывает в свое творение и вечный вопрос противостояния добра и зла, темных и светлых сил.

p, blockquote 32,0,0,0,0 -->

p, blockquote 33,0,0,0,0 -->

О чем данное стихотворение?

p, blockquote 34,0,0,0,0 -->

p, blockquote 35,0,0,0,0 -->

p, blockquote 36,0,0,0,0 -->

Жанр

p, blockquote 37,0,0,0,0 -->

p, blockquote 38,0,0,0,0 -->

Трагичность, связанная с гибелью Пушкина, как великого таланта России, сменяется призрачным отношением к мнению общественности, не стоящей частицы погибшего человека.

p, blockquote 39,0,0,0,0 -->

Главная идея стихотворения

p, blockquote 40,0,0,0,0 -->

p, blockquote 41,0,0,0,0 -->

p, blockquote 42,0,0,0,0 -->

Способ стихосложения

p, blockquote 43,0,0,0,0 -->

p, blockquote 44,0,0,0,0 -->

После прочтения данного произведения в душе остается отзыв смерти поэта и противостояние неправильной гибели таланта.

p, blockquote 45,1,0,0,0 -->

Александр Пушкин и Михаил Лермонтов

Александр Пушкин и Михаил Лермонтов

p, blockquote 46,0,0,0,0 -->

p, blockquote 47,0,0,0,0 -->

Это стихотворение было написано сразу же после дуэли Пушкина с Дантесом и смертельного ранения Александра Сергеевича. В те дни была создана большая часть стихотворения, кроме его последних 16 строк. Заключительные строки были дописаны уже после похорон Пушкина, когда стало известно, что часть общества, близкая к царскому двору, взяла под защиту Дантеса. На смерть Пушкина откликнулись многие поэты, но в их произведениях не было ни такого гнева, ни такого страстного обличения.

p, blockquote 48,0,0,0,0 -->

p, blockquote 49,0,0,0,0 -->

p, blockquote 50,0,0,0,0 -->

По своей структуре стихотворение состоит из нескольких фрагментов, имеющих каждый свою стилистику. Композиционно легко выделяются три относительно самостоятельные части.

p, blockquote 51,0,0,0,0 -->

p, blockquote 52,0,0,0,0 -->

Во второй части создан образ светского общества как некоего замкнутого круга, от которого нет спасения. Оно состоит из людей подлых и жестоких, способных на обман, предательство и коварство. Автор развивает романтический мотив противостояния героя и толпы. Конфликт этот неразрешим, трагедия неизбежна.

p, blockquote 53,0,0,0,0 -->

p, blockquote 54,0,0,0,0 -->

Но Лермонтов этим упоминанием вовсе не оправдывает Дантеса, справедливо полагая, что на его совести остаётся гибель гениального русского Поэта. Однако люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчёт в том, что на кон поставлена жизнь человека, успевшего прославить русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами
Поэта. Вторая часть заметно отличается от первой настроением и стилем. В ней главной выступает скорбь о преждевременной смерти Поэта. Лермонтов даёт волю глубоко личному чувству любви и боли.
Третья часть, последние шестнадцать строк стихотворения, — это гневное обвинение, перерастающее в проклятие, Перед нами монолог с риторическими вопросами и восклицаниями, в котором проявляются черты сатиры, памфлета. И этот монолог можно назвать продолжением неравного поединка — одного против всех.

p, blockquote 55,0,0,0,0 -->

p, blockquote 56,0,0,0,0 -->

… издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На Ловлю счастья и чинов
заброшен к нам по воле рока …

p, blockquote 57,0,0,0,0 -->

p, blockquote 58,0,0,0,0 -->

Вся последняя часть звучит как политическая декламация. Лермонтов предрекает палачам Поэта гибель и выносит им страшный приговор:
и вы не Смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь!

p, blockquote 59,0,0,0,0 -->

Важно, что Поэт — это не только Пушкин. Оплакивая Пушкина, Лермонтов размышляет о судьбе Поэта в обществе. Лермонтов уверен, что Пушкин погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества. При написании этих строк Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет так же на дуэли — всего через несколько лет.

p, blockquote 60,0,0,0,0 -->

p, blockquote 61,0,0,0,0 -->

p, blockquote 62,0,0,0,0 -->

p, blockquote 63,0,0,0,0 -->

В этих строчках использован и другой стилистический приём — параллелием , то есть о динаковое синтаксическое построение соседних предложений , что придаёт поэтической речи особую выразительность. Не случайно повторение слова зачем в начале предложений. Этот приём, называемый анафорой, также усиливает эмоциональность.

p, blockquote 64,0,0,0,0 -->

p, blockquote 65,0,0,0,0 -->

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, во второй части — вольный ямб. Использованы различные способы рифмовки: перекрёстная, кольцевая, парная.

p, blockquote 66,0,0,0,0 -->

Михаил Юрьевич Лермонтов

p, blockquote 67,0,0,1,0 -->

Оно состоит из двух различных как по размеру, так и по настроению частей. Первая из них представляет собой печальную элегию, в которой Лермонтов описывает трагические события января 1837 года. Однако уже с первых строк ясен подтекст стихотворения, в котором прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над поэтом и унижало его при каждом удобном случае. Действительно, прямое либо косвенное оскорбление Пушкина при его жизни являлось чуть ли не национальным развлечением светского общества, которому предавались не только князья и графы, но и первые лица государства. Чего стоит одно только присвоение поэту царем Николаем I чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину уже исполнилось 34 года. Чтобы понимать всю степень и глубину унижения поэта, нужно учитывать, что подобного чина, как правило, удостаивались 16-летние юноши, которым отводилась роль придворных пажей.

p, blockquote 69,0,0,0,0 -->

p, blockquote 70,0,0,0,0 -->

p, blockquote 71,0,0,0,0 -->

p, blockquote 72,0,0,0,0 -->

p, blockquote 73,0,0,0,0 -->

p, blockquote 74,0,0,0,0 -->

p, blockquote 75,0,0,0,0 -->

p, blockquote 76,0,0,0,0 -->

p, blockquote 77,0,0,0,0 -->

p, blockquote 78,0,0,0,0 -->

ДУЭЛЬ НА ЧЁРНОЙ РЕЧКЕ

Все прошло, пролетело, пропало.
Отзвонила дурная молва.
На снега Черной речки упала
Запрокинутая голова…

p, blockquote 79,0,0,0,0 -->

Антокольский Павел. Чёрная речка.

p, blockquote 80,0,0,0,0 -->

Глазунов Илья Сергеевич. А.С. Пушкин. Накануне. 1994

Глазунов Илья Сергеевич. А.С. Пушкин. Накануне. 1994

p, blockquote 81,0,0,0,0 -->

Жилет, в котором Александр Сергеевич Пушкин стрелялся на дуэли, хранящийся в мемориальном музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге. Россия, Санкт-Петербург.

Жилет, в котором Александр Сергеевич Пушкин стрелялся на дуэли, хранящийся в мемориальном музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге. Россия, Санкт-Петербург.

p, blockquote 82,0,0,0,0 -->

Александр Сергеевич Пушкин дуэль

p, blockquote 83,0,0,0,0 -->

Непринцев Юрий Михайлович. Последняя минута.

Непринцев Юрий Михайлович. Последняя минута.

p, blockquote 84,0,0,0,0 -->

 Жаренко (Жей) Лаврентий Семёнович (Украина, 1899-1977) Перед дуэлью. 1939 г.

Жаренко (Жей) Лаврентий Семёнович (Украина, 1899-1977) Перед дуэлью. 1939 г.

p, blockquote 85,0,0,0,0 -->

Волков Адриан Маркович. Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. 1869

Волков Адриан Маркович. Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. 1869

p, blockquote 86,0,0,0,0 -->

Чичагов Константин Николаевич. Конец дуэли.

Чичагов Константин Николаевич. Конец дуэли.

p, blockquote 87,0,0,0,0 -->

Шилов Виктор Викторович. Пушкин А.С. Дуэль.

Шилов Виктор Викторович. Пушкин А.С. Дуэль.

p, blockquote 88,0,0,0,0 -->

Горбов Александр Александрович. Дуэль А.С. Пушкина с Ж. Дантесом. 1936

Горбов Александр Александрович. Дуэль А.С. Пушкина с Ж. Дантесом. 1936

p, blockquote 89,0,0,0,0 --> p, blockquote 90,0,0,0,1 -->

Соколов Пётр Петрович. Дуэль А.С. Пушкина с Дантесом. 1890

Соколов Пётр Петрович. Дуэль А.С. Пушкина с Дантесом. 1890

Примечания[ | ]

Жанр, направление, размер

Образы и символы

Поэт аллегорически описывает судьбу Пушкина. Свинец в груди – образ смерти Пушкина-дуэлянта (правда, пуля попала ниже).

В конце стихотворения присутствует антитеза: чёрная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта. Лермонтов резко разделяет людей: одни отравляют жизнь другим, потому что сами отравлены желчью и злобой.

НА СМЕРТЬ ПОЭТА

Михаил Лермонтов Смерть поэта Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример. Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… Он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?… издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал. И он убит — и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей. И прежний сняв венок — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли, и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! 1837 г.

Темы, проблемы и настроение

Композиция

Главная мысль

Смысл

Отдельно стоит заметить отношение Лермонтова к Пушкину: автор восхищен творчеством своего героя. Казалось бы, двое талантливых творца должны являться друг другу конкурентами, но Михаил Юрьевич настолько уважает поэта, что готов понести наказание от непонимающей толпы за честь погибшего собрата. Он горой стоит за творчество и за свободу, которая должна быть неподвластна злой молве.

Средства выразительности

Автор: Кристина Вергара

Почему император Николай I пытался представить поэта Михаила Лермонтова сумасшедшим?


До смерти Пушкина Лермонтов в петербургском обществе особого интереса не вызывал: обычный корнет гвардии, наследник крупного состояния, но молод и в потенциальные женихи пока не годится, вроде бы опубликовал какой-то рассказ и пишет стишки. И вдруг строки, которые буквально пронзают:

В несколько дней стихи были переписаны в сотнях экземпляров (писатель Иван Панаев свидетельствовал, что в тысячах) и не только широко распространились в столице, но и появились в других городах России. Их обсуждали, пожалуй, не меньше, чем дуэль и смерть Пушкина. Почему же реакция властей последовала с таким опозданием?

Лермонтов, бывший в этот период больным, не был лично знаком с Пушкиным и не входил в круг близких к нему людей, а информацию о дуэли и возможной смерти поэта получил от посетившего его врача. Реакцией Лермонтова на гибель поэта, перед которым он преклонялся, и стали эти пронзительные строки, всколыхнувшие все петербургское общество.
Как установило впоследствии следствие, их первичным распространителем стал друг Михаила Юрьевича С. А. Раевский.



Франц Крюгер. Портрет Николая I.



Доходный дом кн. Шаховской (купца Чугреева).Садовая ул., 61
1875 г. - арх. Ф. И. Черненко - надстроен 4-й этаж

1903 г. - арх. арх. Л. П. Андреев - перестройка, надстроен 5-й этаж (топохрон)
Дом принадлежал князю Шаховскому.

В то время был трехэтажным, с небольшим фронтоном.



Мемориальная доска. Дом № 61 на Садовой улице в Санкт-Петербурге

На фасаде мемориальная доска с барельефом М. Ю. Лермонтова работы скульптора Н. В. Дыдыкина - "В этом доме жил Михаил Юрьевич Лермонтов в 1836-1837 гг. Здесь им написано стихотворение "Смерть поэта". Доска была возобновлена в 1962 г. (арх. М. Ф. Егорова).



Место, где была мемориальная доска Лермонтову.Доску сняли в 2006 году.
"В 1836 Л. вместе с Е. А. Арсеньевой поселился в доме кн. Шаховского на Садовой ул. (позднее надстроен двумя этажами, ныне д. 61; мем. доска), Здесь Л.работал над романом "Княгиня Лиговская" и написал стих. "Смерть поэта". (Петербург // Лермонтовская энц-дия / Гл. ред. В. А. Мануйлов. - М., 1981. С. 413).
Из этого дома Лермонтов отправился в ссылку на Кавказ.


Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.

Погиб поэт!- невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде. и убит!
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь. Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар. спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

И прежний сняв венок - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он - с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Читайте также: