Сочинение за что можно уважать хозяина чанга

Обновлено: 06.07.2024

Неожиданный выстрел из ружья вспугнул одну из них. Вторая подстреленная утка не спеша поплыла дальше, но вскоре была схвачена спаниелем, который лишь на мгновение приостановившись, почуял запах и ловко помчался вдогонку за ней по воде. Показавшийся из-за кустов хозяин подсказал сбившейся с пути собаке, которую назвал Чангом, правильное направление. Чанг изловчился, схватил птицу и принес ее на берег к людям, получив за этот поступок одобрение и похвалу.

Познакомившись поближе с охотником, рассказчик услышал от него слова гордости и восхищения своим четвероногим другом. Преданность и исполнительность собаки на протяжении пяти лет сделала их неразлучными друзьями. Однако к огромному удивлению рыбака Чанг оказался с рождения слепым. Незрячая собака была гордостью хозяина, неся верно ему службу.

Несмотря на свое болезненное состояние, она зарабатывала кусок хлеба, прилагая немалые усилия, но оставаясь для него близким существом. Привязанность сделала их повседневную жизнь немыслимой друг без друга. А бережливое и уважительное отношение охотника к животному показало, что запасы человеческой души могут быть неисчерпаемыми: в них есть место и доброте, и нежности.

Рассказ учит тому, что такие качества как преданность, верность, ласка характеризуют не только дружбу людей, но и отношения между человеком и собакой. Не трудно добиться благодарности прирученного четвероногого друга, взаимности, заботясь о нем, не отказываясь от него в трудную минуту.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе

• повторить краткие сведения из биографии Е.И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;• корригировать внимание, логическое мышление, речь обучающихся;• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.

1. Вступительное слово о писателе Е.И.Носове.

— Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.

— Почему я начала урок с этой фамилии?- Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.

2. Опрос дом. задания — из автобиографии писателя.

3.Подготовка к восприятию текста.

— Найдите способ прочитать название рассказа.

4. Словарная работа

А) Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.

Б) Работа по карточке 1. Карточка 1.I вариантДополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.Глухой лесной ___________ Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________Длинный чёрный ____________Охотник достал ломоть хлеба из ______________II вариантДополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________Длинный чёрный ____________Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.(Коллективная проверка)- Крохаль – это порода диких уток. А какие виды диких уток обитают у нас в Кузбассе?

В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.

— Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Кузбасса?

-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.

— Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.

4. Физминутка для глаз

5. Чтение текста сильными обучающимися

6.Работа по тексту.

I вариант1. Осень в лесу развешивает…:А) дождинки Б) кормушкиВ) хрустальные сети паутины2. Какие гости прилетели с далёкого севера?А) крохали Б) гусиВ) рябчики 3. Как звали спаниеля?А) Ганг Б) ЧангВ) Манч 4. У Чанга были…:А) короткие гладкие ушиБ) длинная рыжая шерстьВ) длинные лохматые уши5. Охотник достал из ягдташа…:А) убитую птицуБ) ломоть хлебаВ) ружьё 6. При виде летящего хлеба Чанг…:А) спокойно стоял, глядя на хозяинаБ) побежал к хозяинуВ) кинулся ловить хлеб7. Автор поймал в реке…:А) мелкую плотвуБ) крупного карасяВ) крупную плотвицу II вариант1. Осень в лесу развешивает…:А) дождинки Б) хрустальные сети паутины2. Какие гости прилетели с далёкого севера?А) крохали Б) гуси3. Как звали спаниеля?А) Ганг Б) Чанг4. У Чанга были…:А) длинные лохматые ушиБ) рыжая шерсть5. Охотник достал из ягдташа…:А) убитую птицуБ) ломоть хлеба6. При виде летящего хлеба Чанг…:А) спокойно стоял, глядя на хозяинаБ) побежал к хозяину7. Автор поймал в реке…:А) крупную плотвицу Б) крупного карася(Самопроверка по слайду)

9.Итог урока. Рефлексия.

— Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?(ответы)-Чему научил вас сегодняшний урок?Обобщение учителя:Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

10. Домашнее задание.

Популярные сегодня пересказы

Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.

Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.

А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей — пролетные гости с далекого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали не улетели. Погода не торопила их на юг.

Мое соседство их нисколько не смущало. Видать, мало имели они встреч с человеком. Не то что наша дикая утка. Редко по какой из них не палили из ружья.

Крохаль, что плыл первым, сверкнул белой подкладкой крыльев, торопливо снялся и полетел над рекой. Второй даже не вздрогнул. Он только почему-то окунул голову в воду да так и поплыл вниз по течению.

В прибрежном ситнике захлюпала вода. Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу. Собака на миг остановилась, повела носом и вошла в реку. Она плыла легко и быстро, почти наполовину высунувшись из воды.

Вскоре спаниель был уже на том месте, где только что гуляла пара крохалей. Но он не повернул за сносимой течением птицей, а, не меняя направления, зашлепал дальше.

— Чанг, назад! — послышался спокойный, даже ласковый голос.

Чанг встряхнул длинными лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул влево. Догнав птицу, спаниель схватил ее за крыло и, все так же высоко над водой неся голову, поплыл обратно. Течение немного снесло его. Он выбрался на берег рядом с моими удочками, положил птицу на песок и стал отряхиваться, обдав меня дождем холодных брызг.

— Вот невежа! Перестань!

Из кустов вышел хозяин собаки, грузный, круглолицый, с ежиком седых усов, он одет в короткий стеганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги.

— Обрызгал? — сказал он, подбирая птицу.

— Ничего! — вытирая платком лицо, ответил я.— Хорошая добыча! Редкая.

— А я, знаете, не особенно уважаю крохаля,— возразил охотник. Он приподнял за шею птицу, разглядывая рану на голове.

Я воспользовался случаем, чтобы рассмотреть крохаля. Он — в черном сюртуке, белой рубашке. Зелено-черная голова заканчивалась острым копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже ее.

— Птица с виду ладная. Но мясо невкусное, рыбой отдает,— пояснил охотник, присаживаясь и устало кряхтя. Собака легла рядом.— Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем.

Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.

— Новичок, наверно? — кивнул я на собаку.— Обучается?

— Уже, можно сказать, старик. Пятый год. Золотая собака.— Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля.— Без нее половину добычи потеряешь. Упадет битая утка в самую топь — как ее достанешь? Облизнешься и пойдешь несолоно хлебавши. Или взять подранка. В такую глушь забьется, что днем с огнем не найдешь. А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет. У вас, кажется, клюет. Вон на той, где пробковый поплавок.

Я подсек. Леса натянулась. В глубине тускло блеснул бок рыбы. Потом леса вдруг провисла, и я вытащил пустой крючок.

— Сошла,— сочувственно прищелкнул языком охотник.— Жалко. У вас, значит, тоже охота… А я больше с ружьем. Люблю походить. Да вот хотя бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где-нибудь в кустах. А Чанг пожалуйста, слазил и достал.

— А отчего он вначале не хотел брать птицу? — поинтересовался я.

— Хотеть-то он хотел, да со следа сбился. Это бывает.

— Ну что вы! — удивился я.— Какой же может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?

— Э, батенька! Да ведь если бы у Чанга глаза были. Он у меня слепой.

— Слепой. — Я даже весь повернулся от изумления.— Совершенно слепой? Да не может быть.

Я пристально и недоверчиво посмотрел на Чанга. Он лежал, положив морду на мохнатые белые лапы в черных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.

— Не верите? — усмехнулся хозяин.— Давайте продемонстрирую.— Он достал из ягдташа ломоть хлеба, отщипнул от него кусочек. Спаниель насторожился, оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом и уставился на хлеб.

— Чанг, лови! — крикнул хозяин и подбросил высоко вверх корочку хлеба.

Но Чанг не встрепенулся, не запрыгал, как это обычно делают собаки при виде летящей подачки, он спокойно стоял, вопрошающе глядя на хозяина. И только когда корочка упала шагах в пяти от него, он тряхнул своими мохнатыми ушами и побежал на звук упавшего хлеба.

— Видели? — спросил охотник, бросая собаке весь ломоть.— Хлеб уже летит, а он об этом не подозревает, ждет, когда я брошу.

Этот простой опыт почти убедил меня. Но оставалось непостижимым все поведение собаки. До этого она вела себя совершенно так же, как обыкновенная, зрячая, ничем не выказывая свою слепоту.

— Вы давеча заметили, что Чанг было промахнулся, плывя за убитой птицей?

— Да, заметил. Только принял это за баловство новичка.

— Нет. Это он со следа сбился. На минутку порвалась ниточка птичьего запаха, которая вела Чанга к добыче. Но Чанг молодчина! Быстро нашелся.

Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку. Я с уважением посмотрел на Чанга.

— Ну как же он ослеп?

— Сам не знаю,— покачал головой хозяин — Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. Убежит от меня далеко — свистну, и он прямехонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное — глаза такие умные, понимающие! Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, вот так же бросив ему хлеб. Сначала не верил, а потом, со временем, убедился.

У меня опять клюнуло. На этот раз я благополучно вытащил крупную плотвицу. Снимая ее с крючка, я неосторожно спросил:

— А не лучше ли вам завести другую собаку?

— А эту куда? — нахмурился охотник.— Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. Пойдем, Чанг. Бывайте здоровы!

Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином. Он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения.

Читайте также: