Кто учит людей умирать тот учит их жить сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чегембаева Лязимат Хамангериевна ,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Кто учит людей умирать, то учит их жить.

урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)

Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть.

Обучающие :

Систематизация изученного материала.

Развивающие :

Развитие навыков анализа эпизода художественного произведения.

Систематизация знаний по теории литературы.

Воспитательные:

Воспитание любви к родному слову.

Воспитание грамотного, вдумчивого, внимательного читателя.

1. Оргмомент . Запись даты и рабочей (предварительной) темы урока. В конце урока тему сформулируют сами учащиеся на основе выводов.

Учитель : Каким запомнили вы главного героя тургеневского романа? (Учащиеся называют характеристики главного героя и записывают их в тетрадях).

Свято верит в нигилизм

Убедителен в споре

Неоспоримые, неопровержимые аргументы

Небрежность в одежде

Материальная сторона его не беспокоит

Стремится быть ближе к народу

Сам себя воспитал

Загадочный и т.д.

Базаров в любви – способен на компромисс, страдает, душевно прекрасен, признает свое поражение.

Индивидуализм Базарова – исключительность – романтизм

Учител ь: Как изменилось мнение читателя о Базарове?

Ученики : Он изменился. Признал в себе романтика. Его мучают сомнения. Базаров пытается сопротивляться, сохранить верность своему нигилизму. Читателю становится жаль Базарова, потому что любовь приносит ему страдания и душевную боль. Его чувства и поведение вызывают уважение.

Учитель : Каким предстает Базаров перед смертью?

Учитель : Что объединяет эти высказывания?

Перечитайте сцену встречи умирающего Базарова и Одинцовой (Спасибо, - усиленно заговорил он… гл.27)

Учитель : Какие средства выразительности использовал Тургенев для описания Базарова в сцене смерти?

Старая шутка смерть…

Моя собственная форма разлагается

Старается держаться, не показывать слабость

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет

Исповедь закончена. Вот теперь он готов умереть.

Испытывает неловкость перед любимой женщиной.

В начале разговора.

Эмоциональность и напряженность момента. Он еще храбрится, старается держаться непринужденно.

В то же время – сожаление о том, что не успел выполнить намеченное.

Особенно в конце монолога.

Не только потому, что базаров умирает и ему трудно говорить. Это его последние слова, поэтому он тщательно выбирает и обдумывает их. Голос больного постепенно слабеет. Момент настоящего физического напряжения.

Фразеологизмы и просторечия

Фьюить! Попал под колесо. Вилять хвостом не стану.

Это прежний Базаров, которого мы видели в начале романа.

Учитель : Согласны ли вы со словами Писарева и Чехова? Что нового в образе Базарова вы для себя открыли?

Ученики: Он искренний, как на исповеди. Открытый и честный. Настоящий. Нет надобности сохранять лицо, отстаивать свою позицию. Смерти все равно. И он боится смерти, которая все отрицает, даже его самого. Чувства смешанные: и жалость, и уважение, и гордость. Базаров в этой сцене – обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.

4.Выводы. Подведение итогов.

О чем роман? О жизни. И финал его жизнеутверждающий. Сцена смерти Базарова – не развязка, а кульминация романа. Именно в этой сцене мы видим подлинное величие и искреннюю простоту и человечность Базарова. В сцене смерти он настоящий, без напускной небрежности, грубости и брутальности. Еще одна цитата для размышления.

В конце урока просмотр эпизода из экранизации романа И.С. Тургенева (4 серия).

Список литературы

Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX века. 10 класс. Изд.3-е, испр. И доп. Обновленный комплект уроков. М: ВАКО, 2005.

Киреев Р.Т. Великие смерти: Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. – М.: Глобулус, изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Конспекты уроков для учителя литературы: 10 класс; Русская литература XIX века: Вторая половина: В 2 ч./ Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.

Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн.для учащихся ст.классов сред.шк. – М.: Просвещение, 1989.

Тургенев И.С. Избранное: В 2 т. Т.2: Дворянское гнездо: Роман; Отцы и дети: Роман; Повесьти / Сост., коммент. М. Латышева. – М.: ТЕРРА, 1997.

Презентация содержит вопросы по анализу финала романа. Проводится сравнительная характеристика Базарова, его отношение к жизни, любви.

Содержимое разработки

Всего и надо, что вчитаться, - боже мой, Всего и дела, что помедлить над строкою – Не пролистнуть нетерпеливою рукою, А задержаться, прочитать и перечесть. Юрий Левитанский

Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть.

Юрий Левитанский

-- Каким запомнили вы главного героя тургеневского романа?

Образованный

Свято верит в нигилизм

Твердых убеждений

Внутренний стержень

Кремень

Убедителен в споре

Неоспоримые, неопровержимые аргументы

Брутальный

Небрежность в одежде

Материальная сторона его не беспокоит

Стремится быть ближе к народу

Красная рука

Сам себя воспитал

Загадочный

Как изменяется мнение читателя о Базарове на протяжении всего романа?

Как изменяется мнение читателя о Базарове на протяжении всего романа?

-- Что объединяет эти высказывания? -- Какие средства выразительности использовал Тургенев для описания Базарова в сцене смерти?

-- Что объединяет эти высказывания?

-- Какие средства выразительности использовал Тургенев для описания Базарова в сцене смерти?


Согласны ли вы со словами Писарева и Чехова? Что нового в образе Базарова вы для себя открыли?

Согласны ли вы со словами Писарева и Чехова? Что нового в образе Базарова вы для себя открыли?

-- О чем роман?

Отношение человека к смерти определяет его жизнь. Тот, кто боится смерти, всю жизнь будет трястись, как овечий хвост, не получая от жизни радости и не делая добро другим - он озабочен только своим страхом. Тот, кто к своей будущей смерти относится спокойно, может наслаждаться жизнью в полном объеме.
Т. е. если человек "научится умирать" - признает смерть неизбежной и закономерной - он научится жить так, как ему хочется.

явный намёк на жертвенность и то, что осмысленная жизнь осуществляется через служение людям, идее, партии, религии, фирме и т. д.
то есть создание стереотипа, и обещание общественной похвалы за исполнение

Никак не понимаю. Это умышленно парадоксальная фраза, сочиненная сугубо из желания привлечь к себе внимание.

О том, что философствовать – это значит учиться умирать

. Все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому, чтобы научить нас не бояться смерти. И в самом деле, либо наш разум смеётся над нами, либо, если это не так, он должен стремиться только к одной-единственной цели, а именно – обеспечить нам удовлетворение наших желаний, и вся его деятельность должна быть направлена лишь на то, чтобы доставить нам возможность творить добро и жить в своё удовольствие, как сказано в Священном Писании.

Все в этом мире твёрдо убеждены, что наша конечная цель – удовольствие, и спор идёт лишь о том, каким образом достигнуть его; противоположное мнение было бы тотчас отвергнуто, ибо кто стал бы слушать человека, утверждающего, что цель наших усилий – наши бедствия и страдания?


До или после Монтеня замечено, что человек в детстве интересен переживаниями, а в зрелости – мыслями?

Автор рисунка: А. Пахомов

Разногласия между философскими школами в этом случае чисто словесные. Здесь больше упрямства и препирательств по мелочам, чем подобало бы людям такого возвышенного призвания. Впрочем, кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет вместе с тем и себя самого. Что бы ни говорили, но даже в самой добродетели конечная цель – наслаждение.

Если кто утверждает, что достижение добродетели – дело мучительное и трудное и что лишь обладание ею приятно, это всё равно как если бы он говорил, что она всегда неприятна. Разве есть у человека такие средства, с помощью которых кто-нибудь хоть однажды достиг полного обладания ею.

Блаженство и счастье, которыми светится добродетель, заливают ярким сиянием всё имеющее к ней отношение, начиная с преддверия и кончая последним её пределом. И одно из главнейших благодеяний её – презрение к смерти; оно придаёт нашей жизни спокойствие и безмятежность, оно позволяет вкушать её чистые и мирные радости; когда же этого нет – отравлены и все прочие наслаждения.

Вот почему все философские учения встречаются и сходятся в этой точке. И хотя они в один голос предписывают нам презирать страдания, нищету и другие невзгоды, которым подвержена жизнь человека, всё же не это должно быть первейшей нашей заботою, как потому, что эти невзгоды не столь уже неизбежны (большая часть людей проживает жизнь, не испытав нищеты, а некоторые – даже не зная, что такое физическое страдание и болезни, каков, например, музыкант Ксенофил, умерший в возрасте ста шести лет и пользовавшийся до самой смерти прекрасным здоровьем), так и потому, что, на худой конец, когда мы того пожелаем, можно прибегнуть к помощи смерти, которая положит предел нашему земному существованию и прекратит наши мытарства.

Монтень утверждал, что размышлять о смерти – значит размышлять о свободе

Лекарство, применяемое невежественными людьми, – вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста. И нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадают в западню. Они страшатся назвать смерть по имени, и большинство из них при произнесении кем-нибудь этого слова крестится так же, как при упоминании дьявола.

И так как в завещании необходимо упомянуть смерть, то не ждите, чтобы они подумали о его составлении прежде, чем врач произнесёт над ними свой последний приговор; и одному Богу известно, в каком состоянии находятся их умственные способности, когда, терзаемые смертными муками и страхом, они принимаются, наконец, стряпать его.

Если бы смерть была подобна врагу, от которого можно убежать, я посоветовал бы воспользоваться этим оружием трусов. Но так как от неё ускользнуть невозможно, ибо она одинаково настигает беглеца, будь он плут или честный человек, и так как даже наилучшая броня от неё не обережёт, давайте научимся встречать её грудью и вступать с нею в единоборство.

И, чтобы отнять у неё главный козырь, изберём путь, прямо противоположный обычному. Лишим её загадочности, присмотримся к ней, приучимся к ней, размышляя о ней чаще, нежели о чём-либо другом. Так поступали египтяне, у которых был обычай вносить в торжественную залу, наряду с самыми лучшими яствами и напитками, мумию какого-нибудь покойника, чтобы она служила напоминанием для пирующих.

Неизвестно, где поджидает нас смерть; так будем же ожидать её всюду. Размышлять о смерти – значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь – не зло.

Что до меня, то я, благодарение Богу, готов убраться отсюда, когда ему будет угодно, не печалясь ни о чём, кроме самой жизни, если уход из неё будет для меня тягостен. Я свободен от всяких пут; я наполовину уже распрощался со всеми, кроме себя самого. Никогда ещё не было человека, который был бы так основательно подготовлен к тому, чтобы уйти из этого мира, человека, который отрешился бы от него так окончательно, как, надеюсь, это удалось сделать мне.

Размышлять о смерти наперёд – это, без сомнения, вещь полезная. И потом, разве это безделица – идти до последней черты без страха и трепета? И больше того: сама природа спешит нам на помощь и ободряет нас. Если смерть быстрая и насильственная, у нас нет времени исполниться страхом пред нею; если же она не такова, то, насколько я мог заметить, втягиваясь понемногу в болезнь, я вместе с тем начинаю естественно проникаться известным пренебрежением к жизни.

Я нахожу, что обрести решимость, умереть, когда здоров, гораздо труднее, чем тогда, когда меня треплет лихорадка. Поскольку радости жизни не влекут меня больше с такой силой, как прежде, ибо я перестаю пользоваться ими и получать от них удовольствие, – я смотрю на смерть менее испуганными глазами. Это вселяет в меня надежду, что чем дальше отойду я от жизни и чем ближе подойду к смерти, тем легче мне будет свыкнуться с мыслью, что одна неизбежно сменит другую.

Он шёл и дальше, полагая, что кто научился умирать, тот разучился быть рабом

Автор фото: В. Христофоров

Убедившись на многих примерах в справедливости замечания Цезаря, утверждавшего, что издалека вещи кажутся нам нередко значительно большими, чем вблизи, я подобным же образом обнаружил, что будучи совершенно здоровым, я гораздо больше боялся болезней, чем тогда, когда они давали знать о себе.

Рассмотрим теперь, как поступает природа, чтобы лишить нас возможности ощущать, несмотря на непрерывные перемены к худшему и постепенное увядание, которое все мы претерпеваем, и. наши потери, и наше постепенное разрушение. Что остаётся у старика из сил его юности, от его былой жизни?

Ней senibus vitae portio quanta manet* (1)

Вот почему мы не ощущаем никаких потрясений, когда наступает смерть нашей молодости, которая, право же, по своей сущности гораздо более жестока, нежели кончина еле теплящейся жизни или же кончина нашей старости. Ведь прыжок от бытия-прозябания к небытию менее тягостен, чем от бытия-радости и процветания к бытию-скорби и муке.

Какая бессмыслица огорчаться из-за перехода туда, где мы избавимся от каких бы то ни было огорчений!

Подобно тому как наше рождение принесло для нас рождение всего окружающего, так и смерть наша будет смертью всего окружающего. Поэтому столь же нелепо оплакивать, что через сотню лет нас не будет в живых, как то, что мы не жили за сто лет перед этим.

«Ваше бытие, которым вы наслаждаетесь, одной своей половиной принадлежит жизни, другой смерти. В день своего рождения вы в такой же мере начинаете жить, как умирать.

Всякое прожитое вами мгновение вы похищаете у жизни; оно прожито вами за её счёт. Непрерывное занятие всей вашей жизни – это взращивать смерть. Пребывая в жизни, вы пребываете в смерти, ибо смерть отстанет от вас не раньше, чем вы покинете жизнь.

Или, если угодно, вы становитесь мёртвыми, прожив свою жизнь, но проживаете вы её, умирая: смерть, разумеется, несравненно сильнее поражает умирающего, нежели мёртвого, гораздо острее и глубже.

Если вы познали радости жизни, вы успели насытиться ими; так уходите же с удовлетворением в сердце.

Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её. И если вы прожили один-единственный день, вы видели уже всё. Каждый день таков же, как все прочие дни.

Если вы присматривались к хороводу четырёх времён года, вы не могли не заметить, что они обнимают собою все возрасты мира: детство, юность, зрелость и старость. По истечении года делать ему больше нечего. И ему остаётся только начать вё сначала. И так будет всегда.


Монтаж. Использовано фото В. Христофорова

Никто не умирает прежде своего часа. То время, что останется после вас, не более ваше, чем то, что протекало до вашего рождения; и ваше дело тут сторона.

Где бы ни окончилась ваша жизнь, там ей и конец. Мера жизни не в её длительности, а в том, как вы использовали её: иной прожил долго, да пожил мало; не мешкайте, пока пребываете здесь. Ваша воля, а не количество прожитых лет определяет продолжительность вашей жизни. Неужели вы думали, что никогда так и не доберётесь туда, куда едете не останавливаясь? Да есть ли такая дорога, у которой не было бы конца.

Ни людей, ни жизнь человеческую не измерить локтями. Хирон отверг для себя бессмертие, узнав от Сатурна, своего отца, бога бесконечного времени, каковы свойства этого бессмертия. «Вдумайтесь хорошенько в то, что называется вечной жизнью, и вы поймёте, насколько она была бы для человека более тягостной и нестерпимой, чем та, что я, природа, даровала ему. Если бы у вас не было смерти, вы без конца осыпали б меня (природу. – Ред.) проклятиями за то, что я вас лишила её.

Я сознательно подмешала к ней чуточку горечи, дабы, принимая во внимание доступность её, воспрепятствовать вам слишком жадно и безрассудно устремляться навстречу ей. Чтобы привить вам ту умеренность, которой я от вас требую, а именно, чтобы вы не отвращались от жизни и вместе с тем не бежали от смерти, я сделала и ту и другую наполовину сладостными и наполовину скорбными.

Читайте также: