Сочинение на тему неполные предложения

Обновлено: 05.07.2024

Неполные предложения делают речь экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь выразительности, передать взволнованность говорящего.

― Вы со мной согласны?

― Согласен.

Неполные предложения характерны прежде всего для разговорной речи. Неполные предложения часто встречаются в диалогах.

- Какую оценку ты получила сегодня на уроке?

- Ты поможешь мне с домашним заданием?

- Конечно, помогу.

Выделенные предложения являются неполными. Их значение нам понятно, потому что мы слышали предыдущие реплики.

Неполные предложения широко используются в художественной литературе при передаче диалога:

- А дом этот давно стоит?

- Давно. (И. Тургенев)

- Вы прочитали?

- Записку (К. Федин).

Ответная реплика в первом примере неполное предложение, в котором опущено подлежащее, сказуемое и определение.

Во втором примере все три реплики являются неполными предложениями: в первой реплике пропущено дополнение, в двух других - грамматическая основа

Неполные предложения встречаются в художественных описаниях.

Неполные предложения встречаются и в письменной монологической речи, где они восстанавливаются из контекста:

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я довольно плохо, по обыкновению (И. Тургенев).

Во второй части этого сложного предложения пропущено сказуемое стрелял, которое легко восстанавливается из предыдущего предложения.

Много неполных предложений среди пословиц, поговорок. Они помогают в сжатой форме четче выразить мысль.

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Особой разновидностью неполных предложений являются эллиптические предложения.

Эллиптические предложения являются структурно неполными (в них отсутствует глагольное сказуемое, которое не упоминается в контексте), однако смысл такого предложения ясен и вне контекста. Эта понятность объясняется тем, что общее значение пропущенного глагола-сказуемого подсказывается имеющимися членами предложения. Наиболее часто в эллиптических предложениях отсутствуют глаголы движения, речи и глаголы со значением, близким к давать и брать:

Тёркин дальше, автор вслед (А. Твардовский);

Вывод.

1. Выделяют 2 типа односоставных предложений:

§ глагольные (главный член – сказуемое),

§ назывные (главный член – подлежащее).

2. Если в простом предложении есть только подлежащее, такое предложение назывное.

3. Если в простом предложении есть только сказуемое, то такое предложение может быть в зависимости от формы сказуемого: определённо-личным, обобщённо-личным, неопределённо-личным, безличным.

4. Односоставные предложения могут быть нераспространенными и распространенными.

5. Неполное предложение – простое предложение (двусоставное или односоставное), в котором может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста.

Разбор типового тренировочного задания

Задание. Укажите верное утверждение. Односоставное предложение – это…

1. предложение, в котором есть грамматическая основа

2. предложение, в котором есть только подлежащее

3. предложение, в котором грамматическая основа выражена подлежащим или сказуемым

4. предложение, в котором есть только сказуемое

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Сначала посмотрите все варианты ответа. Попробуйте обосновать каждый из них, подкрепляя свое решение полученными знаниями.

3. Выберите один верный ответ и проверьте себя.

Задание. Укажите односоставные предложения.

1. Слушатели много раз прерывали выступление вопросами.

2. Человек должен узнать все прелести цивилизации.

3. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

4. Велено загонять лошадей.

5. Я целый мир прошел в мельканье дней.

6. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Выявите грамматическую основу каждого предложения

3. Определите, какие из проанализированных вами предложений, являются односоставными.

4. Выберите верные варианты ответа и проверьте себя.

Ответ: 3, 4, 6.

Задание. Укажите, к какому типу односоставных предложений относится данное предложение.

Наш поезд задержали на пограничном разъезде.

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Сначала посмотрите все варианты ответа. Попробуйте обосновать каждый из них, подкрепляя свое решение полученными знаниями.

3. Выберите один верный ответ и проверьте себя.

Задание. Укажите неопределённо-личное предложение.

1. Гальку для дорожек привезли с моря.

2. Сильнее кошки зверя нет.

4. Век живи – век учись.

Алгоритм выполнения задания:

2. Внимательно прочитайте задание.

3. Выделите грамматические основы каждого предложения.

4. Определите тип односоставного предложения.

5. Выберите верный ответ и проверьте себя.

Задание. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

а) Восхищаешься чугунным узором оград.

б) Литературу люблю до самозабвенья.

в) Даже в пустяках надо быть правдивым.

г) Над могилою героя ночная звезда.

д) Перед нами небывалые пути.

Алгоритм выполнения

1. Выполнить устный синтаксический разбор предложений.

2. Определить, в каких предложениях пропущен главный или второстепенный член.

Содержание

1. Введение
2. Неполные предложения
3. Эллиптические предложения
4. Пунктуация в неполном предложении
5. Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Неполные предложения.docx

Оглавление

  1. Введение
  2. Неполные предложения
  3. Эллиптические предложения
  4. Пунктуация в неполном предложении
  5. Заключение

Введение

Одна из синтаксических особенностей разговорной речи—использование коротких простых предложений. Короткие они чаще всего за счет своей неполноты, потому что разговорная речь опирается на ситуацию и многие члены предложения оказываются в речевом акте излишними, ненужными. Но они легко восстанавливаются из предшествующих полных, (односоставных или двусоставных) предложений. Опущенными могут быть различные члены предложения.

Неполные предложения делают речь экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь выразительности, передать взволнованность говорящего.

Сфера употребления неполных предложений — живая разговорная речь. Они встречаются в диалогах, в художественных описаниях. Много неполных предложений среди пословиц, поговорок. Они помогают в сжатой форме четче выразить мысль (ср.: За двумя зайцами погонишься — ни одного (зайца) не поймаешь; Сам кашу заварил — сам (ее) и расхлебывай), избежать повторения слов.

Неполные предложения


С точки зрения полноты структуры предложения делятся на полные и неполные.


Полными называются предложения, в которых имеются все члены, необходимые для выражения мысли.


Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный).


Неполными могут быть двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные предложения.


Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.


Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.


Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою. (А.С. Пушкин.) (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)


Примеры неполных предложений, пропущенные члены которых восстанавливаются из ситуации.


Мужа повалил да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный! (А.С. Пушкин) – слова Лепорелло, отклик на высказанное его господином, Дон Гуаном, желание познакомиться с Доной Анной. Ясно, что пропущенное подлежащее – он или Дон Гуан.


Пропущены могут быть:

подлежащее: Как твердо в роль свою вошла! (А.С. Пушкин) (Подлежащее восстанавливается по подлежащему из предыдущего предложения: Как измениласяТатьяна!);

Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);

дополнение: А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила?);

сказуемое: Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите!);

сразу несколько членов предложения, в том числе грамматическая основа: Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem?)

Неполные предложения нередко встречаются в составе сложных предложений: Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо. (А.С. Пушкин) Ты Дон Гуана напомнил мне, как выбранил меня и стиснул зубы с скрежетом. (А.С. Пушкин) В обоих предложениях пропущенное в придаточной части подлежащее восстанавливается из главного предложения.


Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.


– На сына я сердит.
– За что?
– За злое преступленье. (А.С. Пушкин)


Среди диалогических предложений различаются предложения реплики и предложения - ответы на вопросы.

Например:


- На перевязку иди.
- Убьют.
- Ползком.
- Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).


2. Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса или реплики.


Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:


- Ты кто такой?
- Проходящий. странствующий.
- Ночуешь или жить?
- Погляжу там. (М. Г.);


- Что у вас в узле, орлы?
- Раки, - ответил неохотно высокий.
- Ого! Где вы их достали?
- Возле плотины (Шол.);

Могут быть ответами на вопрос, требующий лишь подтверждения или отрицания сказанного:


- А Николай Степанычу показывал? - спросил отец.
- Показывал (С. Бар.);


- Может быть, надо что-нибудь достать? Привезти?
- Ничего не надо (Пан.).


- Нравится или не нравится? - спросил он отрывисто.
- Нравится, - сказала она (Пан.).


И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:


- Чем же вы жить-то будете?
- А голова-то, а руки-то на что? (М. Г.)


и ответами-переспросами:


- Приезжал затем, чтоб тебе предложение сделать.
- Предложение? Мне? (Ч.).


Вопросы и ответы лексически и структурно настолько тесно связаны друг с другом, что часто образуют нечто подобное единому сложному предложению, где предложение-вопрос напоминает придаточное условное.

Например:


- А если во время сева они сломаются?
- Тогда в крайнем случае самодельные изготовим (Г. Ник.).


Диалогическая речь, независимо от того, какие структурные типы предложений составляют ее, имеет свои собственные закономерности построения, вызванные условиями ее формирования и целевым назначением: каждая реплика создается в процессе непосредственного общения и потому имеет двустороннюю коммуникативную направленность. Многие синтаксические особенности диалога связаны именно с явлением говорения, перемежающимся обменом высказываний: это лаконичность, формальная неполнота, смысловое и грамматическое своеобразие сочетаемости реплик друг с другом, структурная взаимообусловленность.

Эллиптические предложения


Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.
Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.


Пунктуация в неполном предложении

В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, на месте пропущенного члена (обычно сказуемого)ставится тире, если пропущенный член восстанавливается из предшествующей части предложения или из текста и на месте пропуска делается пауза.


В русском языке существуют разные принципы классификации предложений, и один из них – по полноте и неполноте данной синтаксической единицы. Что именно это означает, разъясняется на уроках русского языка в 8 классе. Данная тема очень важна для понимания принципов составления предложений и синтаксиса в целом.


Неполные предложения: что это такое и их разновидности

Неполными называются такие предложения, в которых пропущен один или несколько членов, которые необходимы для того, чтобы синтаксическая единица была полной с точки зрения значения и строения. Восстановить пропущенные члены предложения можно, исходя из окружающего контекста или знания ситуации, о которой идет речь, если это устное общение.

Лучше понять, что имеется в виду, помогут примеры неполных предложений.

Ваш класс завтра дежурит по школе? – Наш. – в этом диалоге ответная реплика и будет неполным предложением, полное значение которого (да, наш класс завтра дежурит по школе) ясно из контекста.

Чаще всего неполные предложения используются именно в диалоговой речи, также нередко неполным предложением будет одна из частей сложной синтаксической единицы.

Вот пример такого предложения: Все мне подвластны, я – никому (вторая часть в полном виде звучала бы как “я не подвластен никому”).

Главной особенностью неполного предложения является то, что вне контекста или ситуации общения его значение непонятно. По принципу того, откуда слушатель или читатель узнает недостающую информацию, они делятся на следующие виды:

  • Ситуативно-неполные – предложения, которые понятны только участникам ситуации, тем, кто общается или наблюдает за общением.
  • Контекстно-неполные – понятные читателю, который прочитал предыдущую реплику/часть предложения.

Если неполное предложение состоит более чем из одного слова, то на месте пропущенного слова или слов как правило ставится тире. В устной речи на этом месте делается небольшая пауза для выделения пропуска.

Нужно отличать неполные предложения от односоставных, поскольку это разные явления. Так, в односоставном предложении, несмотря на отсутствие одного из главных членов, смысл понятен и без него.

Эллиптическое предложение как особый вид неполных предложений

В русском языке, однако, есть такие неполные предложения, которые понятны вне ситуации общения или контекста, кроме того, в них пропущен всегда только один член предложения – сказуемое, выраженное глаголом. Такие синтаксические единицы называются эллиптическими. Они также отличаются тем, что тире на месте пропуска такого сказуемого не ставится. Как правило, стандартная структура такого предложения – это подлежащее + дополнение или обстоятельство.

Например: Обед на столе – это эллиптическое предложение, в котором пропущен глагол-сказуемое “стоит”. Обычно восстановить такой глагол не составляет труда.

Что мы узнали?

В русском языке есть особая разновидность предложений – неполные. то есть такие, значение которых непонятно без контекста или знания ситуации из-за пропуска одного или нескольких смыслообразующих членов. В зависимости от того, откуда можно восстановить смысл предложения, они делятся на контекстуально-неполные и ситуативно-неполные. При этом их следует отличать от односоставных предложений. Особым типом неполного предложения является эллиптическое. в котором всегда пропускается только глагол-сказуемое, который несложно восстановить даже без знания ситуации или окружающего контекста. Если в обычных неполных предложениях на месте пропущенных слов ставится тире, то в эллиптическом оно обычно не требуется.

Неполные про­стые пред­ло­же­ния — это пред­ло­же­ния с про­пу­щен­ным одним или несколь­ки­ми чле­на­ми, необ­хо­ди­мы­ми для пол­но­ты его стро­е­ния и смыс­ло­во­го содержания.

Выясним, что такое непол­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке, какие они име­ют грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, как отли­чить непол­ные дву­со­став­ные пред­ло­же­ния от одно­со­став­ных назыв­ных предложений.

В рус­ском язы­ке по нали­чию или отсут­ствию необ­хо­ди­мых чле­нов пред­ло­же­ния про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на пол­ные и неполные.

Полные предложения

Полными явля­ют­ся про­стые дву­со­став­ные и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния, в кото­рых все его чле­ны как глав­ные, так и вто­ро­сте­пен­ные, име­ют­ся нали­цо, например:

Каждую осень я при­ез­жал в лес­ную дерев­ню и шел от нее к озе­ру (К. Паустовский).

Только не порви­те сереб­ря­ные стру­ны (В. Высоцкий).

Весело жить в такой зем­ле! (М. Лермонтов).

Не нагнать тебе беше­ной трой­ки! (Н. Некрасов).

Приведенные дву­со­став­ное и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния харак­те­ри­зу­ют­ся нали­чи­ем всех чле­нов, необ­хо­ди­мых по их струк­ту­ре. Смысл каж­до­го из них ясен и не нуж­да­ет­ся в опо­ре на преды­ду­щий кон­текст, то есть их мож­но цити­ро­вать в одиночку.

Признаки неполных предложений

Неполные пред­ло­же­ния — это пред­ло­же­ния, в кото­рых про­пу­щен один или несколь­ко его чле­нов, необ­хо­ди­мых по смыс­лу и по структуре.

В непол­ном пред­ло­же­нии про­пу­щен­ный член лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­ще­го кон­тек­ста, например:

В непро­лаз­ной тра­ве весь день копо­ши­лись и гуде­ли шме­ли. Иногда выры­ва­лись из тра­вы, с раз­ма­ху нале­та­ли на Машу, с трес­ком уда­ря­лись в лицо и со зво­ном поды­ма­лись вверх, выше скво­реч­ни (К. Паустовский).

Значит, непол­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся по смыс­лу неса­мо­сто­я­тель­ным. Его выдер­ги­вать из кон­тек­ста нель­зя. Неполные пред­ло­же­ния часто исполь­зу­ют­ся в слож­ных предложениях:

Труд побуж­да­ет поле, а поле — чело­ве­ка (посло­ви­ца).

Золото испы­ты­ва­ют огнём, чело­ве­ка — тру­дом (посло­ви­ца).

Неполные пред­ло­же­ния могут быть дву­со­став­ны­ми и одно­со­став­ны­ми, рас­про­стра­нен­ны­ми и нераспространенными.

Нераспространённость непол­ных пред­ло­же­ний чаще все­го наблю­да­ет­ся во вре­мя диа­ло­га в раз­го­вор­ной речи.

— Ты где купал­ся утром?
— В озере.
— Как тебя зовут?
— Антипом, батюш­ка (И. Тургенев).

Примеры неполных предложений

При отсут­ствии в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мо­го или допол­не­ния на их месте ста­вит­ся тире, если эта непол­но­та под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­он­но паузой.

С утра в поле коси­ли. Вечером тоже.

Тёркин мой — к огню побли­же, отги­ба­ет ворот­ник (А. Твардовский).

Сколько в жиз­ни вся­ких шапок я носил уже — не счесть. А у этой запах не такой какой-то есть (А. Твардовский).

Дела булоч­ной шли весь­ма хоро­шо, лич­но мои — всё хуже (М. Горький).

Алеша смот­рел на них, а они на него (Ф. Достоевский).

Из пафо­са у него выхо­дил крик, из неж­ных слов — слад­кая тянуч­ка, из-за пове­ли­тель­ных реплик рим­ско­го воина-патриция выгля­ды­вал рус­ский бранд­май­ор (А. Куприн).

Багровые листья кле­на и жёл­тые берез лежа­ли у ног жен­щи­ны (М. Горький).

Эллиптические предложения

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет одна раз­но­вид­ность непол­ных пред­ло­же­ний, в кото­рых недо­ста­ю­щий член не вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из ситу­а­ции и не под­ска­зы­ва­ет­ся кон­тек­стом. Смысл таких пред­ло­же­ния поня­тен вне кон­тек­ста, например:

А за самым даль­ним лугом — поле, вспа­хан­ное плу­гом (С. Маршак).

Неполные предложения

В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка эллип­ти­че­ские выска­зы­ва­ния свя­за­ны с рече­вой ситу­а­ци­ей, кото­рая часто сопро­вож­да­ет­ся мими­кой, жеста­ми — невер­баль­ны­ми спо­со­ба­ми ком­му­ни­ка­ции. Синтаксический эллип­сис нахо­дит свое отра­же­ние в неко­то­рой свёр­ну­то­сти кон­струк­ций, их неполноте.

Она за дверь. А мать — ни сло­ва вслед.

Тем не менее такие выска­зы­ва­ния вполне ясны и не тре­бу­ют допол­ни­тель­но­го кон­тек­ста или разъяснения.

Неполные и назывные предложения (отличия)

Неполные дву­со­став­ные пред­ло­же­ния не сле­ду­ет путать с одно­со­став­ны­ми назыв­ны­ми. Особенно такая опас­ность ошиб­ки суще­ству­ет тогда, когда назыв­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным, а непол­ное дву­со­став­ное пред­ло­же­ние не име­ет ска­зу­е­мо­го. В нем оста­лось толь­ко под­ле­жа­щее, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным, и обсто­я­тель­ство или допол­не­ние, обо­зна­чен­ное так­же суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме, кото­рое, не заду­мы­ва­ясь, отно­сят к подлежащему.

Спокойные , боль­шие , похо­жие на мин­да­ли­ны гла­за (назыв­ное предложение).

На база­ре обыч­ная тол­чея (непол­ное дву­со­став­ное предложение).

Основное отли­чие состо­ит в том, что в назыв­ном пред­ло­же­нии может быть под­ле­жа­щее и целый кас­кад согла­со­ван­ных и несо­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ний, а в непол­ном дву­со­став­ном пред­ло­же­нии может отсут­ство­вать ска­зу­е­мое, но име­ет­ся допол­не­ние или обсто­я­тель­ство — груп­па ска­зу­е­мо­го, например:

Читайте также: