Крутые горы лиханов сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 297
  • КНИГИ 670 143
  • СЕРИИ 25 812
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 197

Альберт Анатольевич Лиханов

Собрание сочинений в 4-х томах

Дети и война… Кажется, эти слова несовместимы, не могут, не должны стоять рядом. Однако целое юное поколение мы называем детьми войны. У этого поколения военное лихолетье пыталось отобрать детство, вырвать из рук книги, тетради, учебники… Наша страна и в то суровое время по-матерински заботилась о своих юных гражданах. Она делала все возможное и невозможное для того, чтобы на их долю выпадало поменьше тягот, испытаний, невзгод. Но тяжкие невзгоды, испытания все же были… Их познал, вынес и будущий писатель Альберт Лиханов, родившийся 13 сентября 1935 года в городе Кирове.

Обещание… Простое слово, совсем простое. Но оно оказалось вовсе не простым для нас, ребят военной поры. Ведь обещали мы белым треугольникам отцовским письмам. Ведь обещали мы тем, кто навеки остался улыбчивым и молодым на пожелтевших от времени фотографиях. Мы обещали живым и мертвым. Родине и себе. И слово наше означало верность."

…Лев Толстой утверждал, что в раннюю пору жизни человек вбирает в свой разум и свое сердце столько впечатлений, столько нравственно важных истин, сколько не вбирает, быть может, за все остальные годы. Как же важна эта изначальная пора бытия человеческого, к которой обращает свой голос детская и юношеская литература!

Мы часто вспоминаем и слова Д. Менделеева: "Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян". И подчеркиваем при этом, что и "вся гордость" писателя, сеющего "разумное, доброе, вечное", в росте посеянных им семян. В этом счастье, гордость и А. Лиханова.

Произведения А. Лиханова — писателя талантливого, глубокого — щедро дарят уроки порядочности, бескорыстия и бесстрашия. Дети в лихановских повестях о войне не только страдальцы (хотя горести их не минуют!), но и активные "действующие лица", патриотическими сердцами своими, а порой и поступками участвующие в героической битве народа. Верными друзьями приходят к ним на помощь родители, бабушки, учителя. Они пробуждают рыцарство, духовность, способность преодолевать тяготы и страдания.

В значительных произведениях, обращенных к молодым, мир младших и мир старших, как и в реальной действительности, поистине нерасторжимы. Они неразрывны и в книгах А. Лиханова. Подросткам не терпится скорее стать взрослыми. Но, конечно, не о морщинах и сединах грезят они, а мечтают вложить свои силы в те самые н а с т о я щ и е дела, которые, как они уверены, чаще всего свершаются за рубежом юного возраста. И А. Лиханов смело включает своих героев школьного возраста в сложные события, которыми живут их матери и отцы.

Пусть это не прозвучит слишком возвышенно, но капитанами кораблей юности являемся мы, взрослые люди. Значит, и от нас зависит, сядет ли иной из этих кораблей на мель или отправятся все они в большое плавание — по курсу доброты и сердечности, мужества и великодушия, готовности к подвигам и борьбе за свои убеждения, к защите того, кто в этой защите нуждается… А. Лиханов — очень опытный, заботливый капитан таких кораблей.

Альберт Лиханов пишет и для детей (вспомним его книгу "Мой генерал", жанр которой определен как "роман для детей младшего возраста"), и для подростков, и для юношества (тут я мог бы назвать десятки произведений). Стало быть, все творчество писателя страстно служит весенней поре человеческой жизни, которая отличается от весны обыкновенной тем, что никогда уж больше не возвращается. Ей и незачем возвращаться: она остается в человеке до конца дней, ибо закладывает фундамент мировоззрения, характера, жизненных устремлений.

Но то, что создает Лиханов в литературе, это всегда и для взрослых, которые в ответе перед завтрашним днем за воспитание подрастающей смены.

Что объединяет произведения Альберта Лиханова, позволяя им стоять рядом, как бы плечом к плечу? То, что произведения эти, отнюдь не повторяющие друг друга по сюжетным коллизиям, в общем-то, посвящены одним и тем же проблемам — чрезвычайно серьезным, масштабным. Проблемам детей и подростков, возникающим, как я уже говорил, не только в их общении друг с другом, но и в общении со всей окружающей их жизнью. Конфликты, радости и разочарования, надежды и открытия, которые рождаются в процессе этих взаимоотношений, писатель изображает не только зримо и ярко, а (что особенно важно!) с бесстрашным реалистическим проникновением в их глубину, в их психологическую, нравственную, социальную суть.

Так газетная работа (А. Лиханов был и собственным корреспондентом "Комсомольской правды" по Западной Сибири) соединялась с литературой и все теснее с литературой детской и юношеской.

Одна за другой выходят книги — в Сибири, потом в Москве. Все определенней, звучней голос писателя. Он обрел литературную зрелость быстро. Причиной тому, я думаю, жизненный опыт и очень серьезное отношение к избранному делу.

Настоящая детская и юношеская литература всегда готовила и готовит своих читателей к тому, чтобы они были способны поддержать все честное, передовое и одновременно готовы были вступить в беспощадную схватку с тем, что отжило свой век, что калечит души и путается у нас под ногами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формирование умения выражать собственную позицию, вести диалог.

Развивающие:

- развитие навыков самостоятельной работы с текстом;

- развитие творческих способностей.

Воспитывающие:

- воспитание любви к литературе и родному языку;

- воспитание нравственных качеств: доброты, благородства, отзывчивости, сопричастности к великому подвигу нашего народа на примерах поступков героев.

Оборудование:
- портрет А.Лиханова;

- выставка произведений о Великой Отечественной войне различных писателей и поэтов;

- поделки и рисунки обучающихся;

Межпредметные связи: с историей, с искусством (живописью, музыкой, кино).

Методы обучения: словесный, наглядный.

Ход урока:
I. Вступительное слово учителя:

Есть в истории нашего народа события, значение которых выходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относится и великая Отечественная война, получившая широкое отражение в литературе и истории. Писатели и художники, композиторы и архитекторы, кинорежиссеры стремились запечатлеть эти страшные страницы нашей истории.

Немного об авторе. (Сообщает ученик, получивший предварительное задание.)

Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России, но и в Японии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Венгрии, Китае и в других странах.

Писатель удостоен Международной премии М. Горького и Государственной премии России.

Учитель:

Как видите, ребята, писатель широко признан у нас и за рубежом. Почему? Чем он заслужил это признание? (Ответы учащихся).

Его главная тема и главная боль – судьбы детей, оказавшихся в силу самых разных причин зажатыми в тиски людского равнодушия, идёт ли речь об увечьях и ранениях, о предательстве родителей или о жизни в детском доме…

Да, много горя принесла война. А сколько детской печали! Но война не разъединила людей, а объединяла детей и взрослых. Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Нижегородский институт развития образования

КАФЕДРА СЛОВЕСНОСТИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Составитель урока: учитель русского языка и литературы МАОУ Первомайской СОШ №2 Мелешина Галина Юрьевна

- знакомство с творчеством писателя А. Лиханова,

- расширить знания учащихся о произведениях, касающихся темы Великой Отечественной войны;

- совершенствовать работу учащихся по анализу текста художественного произведения;

- формирование умения выражать собственную позицию, вести диалог.

Развивающие:

- развитие навыков самостоятельной работы с текстом;

- развитие творческих способностей.

Воспитывающие:

- воспитание любви к литературе и родному языку;

- воспитание нравственных качеств: доброты, благородства, отзывчивости, сопричастности к великому подвигу нашего народа на примерах поступков героев.

Оборудование:
- портрет А.Лиханова;

- выставка произведений о Великой Отечественной войне различных писателей и поэтов;

- поделки и рисунки обучающихся;

Межпредметные связи: с историей, с искусством (живописью, музыкой, кино).

Методы обучения: словесный, наглядный.

Ход урока:
I. Вступительное слово учителя:

Есть в истории нашего народа события, значение которых выходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относится и великая Отечественная война, получившая широкое отражение в литературе и истории. Писатели и художники, композиторы и архитекторы, кинорежиссеры стремились запечатлеть эти страшные страницы нашей истории.

Немного об авторе. (Сообщает ученик, получивший предварительное задание.)

Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России, но и в Японии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Венгрии, Китае и в других странах.

Писатель удостоен Международной премии М. Горького и Государственной премии России.

Как видите, ребята, писатель широко признан у нас и за рубежом. Почему? Чем он заслужил это признание? (Ответы учащихся).

Его главная тема и главная боль – судьбы детей, оказавшихся в силу самых разных причин зажатыми в тиски людского равнодушия, идёт ли речь об увечьях и ранениях, о предательстве родителей или о жизни в детском доме…

Да, много горя принесла война. А сколько детской печали! Но война не разъединила людей, а объединяла детей и взрослых. Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды.

7 . Найдите в тексте строки, рассказывающие об учительнице Анне Николаевне. Какие душевные качества отмечает в ней повествователь? (Самообладание, отзывчивость, доброта.)
8. Легко ли было учиться детям во время войны?

9. Коля вместе с мамой идёт по полуосвещенной улице в школу. Что в это время ему ещё раз напоминают, что идёт война? (Заводские гудки, похожие на вой доисторического чудовища.)

Пустые глаза – значит в душе тоже пусто.

15. Коля взрослеет на наших глазах. Все больше и больше война приоткрывает ему свой страшный лик. И вместе с этим в его душе появляется новое чувство: сопричастность ко всему, что происходит.

21. Коля и Вовка чувствуют удовлетворение от того, что делают свое важное дело: шьют кисеты, помогают фронту. Как относились в школе к их делу? (Их инициативу вместе с учительницей поддержал весь класс, учительница предложила собирать табак.)

Сделаем вывод:

В конце повести Коля уже не беспомощный первоклашка, которого водит за ручку мама. На наших глазах герой повзрослел, научился переживать, сочувствовать горю.

(Покорение крутых гор - дело трудное. Это может сделать только сильный, ответственный, мужественный человек. Давая своему произведению такое название, автор имел в виду не только горы, с которых Коля катался на лыжах, но и жизненные трудности, испытания. И мы видим, что герои Лиханова преодолевают их.)

IV. Заключительное слово учителя (по повести).

Как бы ни тяжелы были годы войны для Коли, Вовки, учительницы и других героев повести, годы эти остались годами доброты и справедливости, надежды и правды. Произведение заставляет нас задуматься над тем, как сохранить человеку в своей душе то, что дано ему от рождения: высокое чувство доброты, совести, человечности. Герои Лиханова помогают нам в этом.

V. Комментарии выполненных учащимися иллюстраций к повести.

VI. Комментарии выставки книг.

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
Чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

VIII. Оценки за урок. Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Расширить знания учащихся о жизни их сверстников в годы Великой Отечественной войне через книги современного писателя А.А.Лиханова. Воспитывать чувства доброты, отзывчивости, сопричастности к великому подвигу нашего народа. Донести до сознания учащихся смысл понятий благородство, доброта, совесть.

Задачи занятия:

1. воспитание патриотизма и любви к Родине;

2. стимулирование читательских интересов учащихся;

3. воспитание культуры чтения;

4. развитие коммуникативных способностей детей.

В результате работы учащиеся должны углубить знания о жизни детей в годы войны; усвоить основные понятия: доброта, отзывчивость, совесть.

-Личностные УУД: уметь оценивать поступки: хорошие и плохие, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей,

-Познавательные УУД: формирование новых знаний и новых понятий.

-Коммуникативные УУД: поиск информации при работе с книгой, умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выразительно читать.

- портрет А.А. Лиханова;

- творческие работы учащихся,

- компьютер, проектор, экран,

Форма организации работы: индивидуально-групповая работа учащихся

Продуктдеятельности: оформление отзыва в читательском дневнике, рисунок к прочитанной повести, выразительное чтение понравившегося отрывка (по выбору).

Место проведения: школьная библиотека (класс)

Ход занятия:

Главное, одолеть бессилие – всегда и во всем. Главное, почувствовать себя сильным.

На доске и экране

Вступительное слово библиотекаря:

Есть в истории нашего народа события, значение которых выходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относится и Великая Отечественная война, получившая широкое отражение в литературе и истории.Писатели и художники, композиторы, кинорежиссеры стремились запечатлеть страницы нашей истории, донести до нас все ужасы войны.

А. А. Лиханова. Книга

Коротко об авторе

Родился Альберт Лиханов 13 сентября 1935 года в г. Киров в простой семье.

Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первыедни войны ушёл добровольцем на фронт. В звании сержанта вернулся с войны и дожил до старости.

Мама, Милица Алексеевна — медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях. Сначала в железнодорожной поликлинике, затем, в годы войны – в военном госпитале, а потом в госпитале для инвалидов войны.

Алик рос любимым, окружённый заботой близких. Хотя семья жила небогато, ему давалось всё самое лучшее.

Роковая дата: 22 июня 1941. Прекрасное летнее утро. На западных границах уже громыхает война. Но здесь, в тыловом городе, ещё ничего не знают. Выходной день, люди отдыхают .

Отзыв из читательского дневника в подтверждение слов читает –Кочурин Михаил, Пинигина Даша

По-прежнему цветет вишня, по-прежнему играют дети, но что изменилось в городе, что является свидетельством военного лихолетья?

Чтение текста из книги учеником ___________________

Карточки со словами вывешиваются на доске во время чтения текста

Вопрос: Что узнал Коля о войне?

Вывод:Война-это горе, это голод.

Подтверждение из читательского дневника

Читает – Пенских София

Библиотекарь: Коля видел, что постепенно начинают исчезать вещи из гардероба. А что, как реликвия, осталось неприкосновенным и почему?

( Костюм отца. Эта вещь - священная память об отце, защитнике Родины, воине. Неизвестно, какую судьбу ему уготовила война )

Отзыв из читательского дневника

читает – Пахтусова Соня

Легко ли было учиться детям во время войны?

Почему дети учились в такой тесной, маленькой школе в неприспособленных классах, при свечах и керосиновой лампе, писали на старых газетах?

Карточки со словами вывешиваются на доске

Наш герой уже понимает, что наступила лихая година, где-то гремит война. Но кто ему показал настоящую войну здесь, в тыловом городе?

Отзыв из читательского дневника

Читает –Русаков Владимир, Кузьминых Артем

Карточки со словами вывешиваются на доске

Найдите в тексе описание санитарного поезда (стр.19, 21).

Карточки со словами вывешиваются на доске

Подходя к санитарному поезду, Коля увидел поразивших его женщин, беззвучно плакавших. Почему одна женщина особенно поразила его?

Чтение текста учеником (стр. 20) ______________

Пустые глаза – значит в душе тоже пусто.

Карточки со словами вывешиваются на доске

Коля взрослеет на наших глазах. Все больше и больше война приоткрывает ему свой страшный лик. И вместе с этим в его душе появляется новое чувство: сопричастность ко всему, что происходит.

Мама не сумела скрыть войну от него. В детском сердце рождается сострадание к семьям погибших, к раненым. Как и у взрослых, лютой ненавистью к захватчикам наполнилась и его душа: он решил помогать Родине.

Отзыв из читательского дневника

Читает –Воронин Кирилл, Суханова Ариадна

Какое горе постигло Анну Николаевну? ( Погиб сын. )

Как переносит свое горе учительница? Ведь она потеряла самое дорогое – сына. ( Она приходила в школу и работала, никому не жаловалась. Горе не сломило ее, не очерствило ее душу, она осталась такой же доброй и строгой. А в сердцах детей просыпалось милосердие, они искренне сочувствовали ее горю ).

Карточки со словами вывешиваются на доске

Отзыв из читательского дневника

Читает –Воронин Кирилл

Коля и Вовка чувствуют удовлетворение от того, что делают свое важное дело: шьют кисеты, помогают фронту. Как относились в школе к их делу? ( Их инициативу вместе с учительницей поддержал весь класс, учительница предложила собирать табак .)

Вот настал долгожданный момент: вручение кисетов бойцам. Зачитать описание этого торжественного момента (стр.74-76)

Зачитать последние строки повести.

Коля уже не беспомощный первоклашка, которого водит за ручку мама. На наших глазах герой повзрослел, научился переживать, сочувствовать горю.

( Покорение крутых гор–дело трудное. Это может сделать только сильный, ответственный, мужественный человек. Давая своему произведению такое название, автор имел в виду не только горы, с которых Коля катался на лыжах, но и жизненные трудности, испытания. И мы видим, что герои Лиханова преодолевают их )

Как бы ни тяжелы были годы войны для Коли, Вовки, учительницы и других героев повести, годы эти остались годами доброты и справедливости, надежды и правды. Произведение заставляет нас задуматься над тем, как сохранить человеку в своей душе то, что дано ему от рождения: высокое чувство доброты, совести, человечности. Герои Лиханова помогают нам в этом.

На сегодняшнем уроке мы мысленно вернулись к суровым годам войны. Страшной войны, но и священной для нашего народа. Преодолев тяжелейшие испытания, наш народ пришел к желанной Победе. И пусть больше никогда не будет войн: ни больших, ни малых. Пусть людьми правят доброта и благородство.

Карточки со словами вывешиваются на доске

Прочитала эту повесть вместе с детьми. На мой взгляд, такие книги сейчас нужны, как никогда, потому что дети не знают что такое война вообще, не знают что такое Великая Отечественная война.
У меня дочь (еще до этой книги) рассказала, что ее две подружки (4 класс) ждут, что сейчас все-таки война начнется. Когда она попыталась им сказать, да вы что, они сказали, что война - это здорово, что они от фашистов прятаться будут.
И эта книга как раз показывает постепенное знакомство ребенка с войной. Как вначале он радовался, что крупы осталось мало, что ею теперь его не будут пичкать, а потом этак каша снилась ему по ночам. Как он узнал, что такое голод, смерть. И все это постепенно.
Местами дети плакали, если честно, может, Я мать-ехидна, но меня это радует. Потому что Я полностью согласна с Алексиным:

" Они должны уметь плакать. - говорила Алена. - Не только тогда,
когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого."

Эта книга позволяет этому научиться.
И очень порадовал открытый финал. Очень боялась его, какой он будет, плохой - он закономерный, но так не хотелось его, до жути, именно в этой книге, хороший - получилась бы фальшь. То есть он мог бы быть в жизни и хороший, но.. По книге так напрашивался тяжелый. Но вот его открытость была так к месту, как в жизни, впереди долгая война и как все будет, как сложится - неизвестно.

Лиханов, как всегда, может вкратце и в то же время объемисто рассказать детям о том, что такое Великая Отечественная война. Глазами ребенка намного ярче можно показать всю трагедию человечества, эту красную линию, перечеркивающее счастье в один короткий миг.
Как сказал отец главного героя перед повторным уходом на фронт - главное, не сдаваться! Покорить крутую гору, не упасть, пробовать снова и снова. И я уверена, у малыша это обязательно получится, как получилось у наших предков выстоять перед ударом фашистов.
Произведение не оставляет равнодушным, оно учит, воспитывает. Достойно!

Когда я читаю книги о Великой Отечественной Войне, все вокруг расплывается, становится нечетким, медленно наворачиваются слезы, и чувство сожаления и сострадания, безграничной тоски долго не покидает меня. В моем воспитании активно принимали участие бабушки и дедушки и, особенно, прабабушка, которая как раз в военные годы воспитывала двух маленьких детей в блокадном Ленинграде. Они многое мне рассказывали о войне, о том, как боролись за выживание, но эти воспоминания несколько стерлись из моей памяти. Я хорошо помню, что прабабушка была самым светлым и несгибаемым человеком добрейшей души, которую лишь закалили тяготы военного времени, а никак не ожесточили. И я помню, что 9 мая мне показывали парады, салюты и всю праздничную атрибутику, и воспринимала я все это шумное действо как праздник. А вот прабабушка плакала с подаренными ей цветами в руках и смотрела на черно-белые фотографии неизвестных мне родственников. Она не принимала участия в застольях, лишь думала о чем-то своем, далеком, не делясь этим с нами, своими потомками. Она вообще не любила рассказывать нам, особенно мне, об этих тяжких временах в ее жизни. Защищала, наверное, от горечи войны, которая остается и спустя много-много лет?

К чему же это я. А к тому что, пожалуй, боль от перенесенных каждой семьей утрат, непередаваемое ощущение всеобщей скорби - редкое, чуть ли не единственное чувство, которое объединяет нашу столь многоликую, многогранную страну. Эти чувства передаются из поколения в поколение, становятся исторической памятью, и не последнюю роль в этом играют книги таких замечательных писателей как Лиханов, Васильев, Быков, Кассиль, Шолохов и другие. Читайте своим детям эти книги, чтобы они знали, какое страшное лицо у войны, чтобы ценили то, что у них есть, чтобы дорожили людьми, а не вещами, чтобы, может быть, избежали потерь, взваленных на плечи предыдущими поколениями.

Главное, одолеть бессилие - всегда и во всем, - сказал отец шепотом, чтобы не услышали мама и бабушка. - Главное, почувствовать себя сильным!

А как мы помним, знание - тоже сила.

Оказывается, писать о детской книге может быть очень сложно. Не знаю, с чем это связано: с тем, что у меня подрастает сын? - он пока еще младше героя книги, ну и что? С тем, что моя бабушка пятилетней девочкой оказалась нос к носу с фашистской оккупацией?
Трудно сказать.
В повести нет той войны, к которой мы (страшное слово) привыкли: нет военных действий, фашистов, сожженных деревень и городов.
Нет ничего, что входит в "большую" историю и делает ее.
Зато есть старые газеты вместо тетрадей и завариха из муки вместо пшенной каши. Есть раздумья над тем, куда зовет Родина-мать, страх за отца и переживания за маму.
И есть неподвластное никаким войнам и незаметное никакой истории становление личности малыша, а малыши тоже не входят в историю.
Но именно благодаря этому - не историческому - колориту книга становится настоящей.
Настоящей.
Очень хотелось повторить это слово отдельной строчкой.

Кстати, как бы мало я ни прочла на своем веку произведений А.Лиханова, я всегда замечаю в его книгах эту интимность: как будто написано о тебе и твоих близких.
Внеисторичность его произведений сама стоит за себя: кто бы ни "устарел морально" из советских детских писателей, Лиханов вне идеологий.
А вообще по прочтении так и хочется процитировать другого детского писателя вне времени Радия Погодина: "Первоклассники, это же всем известно, ребята толковые - самые замечательные мужики."

почувствовать себя сильным

Всегда, с раннего детства, любила книги про Вторую Мировую войну. Не про сами боевые действия, а про мирных людей, которые жили во время войны. Одной из таких мирных людей была моя сейчас уже, увы, покойная бабушка, и она очень часто рассказывала мне о своей жизни, так что я начала интересоваться, и Альберт Лиханов знаком мне с самого детства.

Я обожаю его книгу "Последние холода". Я обожаю еще и "Мой генерал". Так что "Крутые горы" стало приятным воспоминанием о том, что я так любила в детстве и школе. Прочитала на одном дыхании.

Это ведь действительно так трудно понять - война. Особенно это трудно понять ребенку, который провожает отца на войну, не понимая, почему папа уходит. А потом - потом к Коле приходит понимание. И это больно. Голод, лишения, смерти - и это переживает ребенок.

Но все же дети не умеют страдать постоянно. В книге есть и радостные моменты, эта вещь вовсе не вгоняет в депрессию, наоборот - она дает надежду. Надежду на то, что Коля покорит крутую гору и напишет об этом отцу, надежду на то, что отец вернется с войны.

Читайте также: