Культура древней руси сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Культура Древней Руси шла по пути самобытного развития, достигнув высокого уровня уже в XI в. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточнославянских племён и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и арабского Востока. Идеологически она всё более подчинялась феодальным порядкам, набирающим силу в обществе.

И конечно, определяющую роль в её формировании играло христианство, которое, собственно, и задало модель русской культуры, определило перспективу её развития на многие века.

I. Необходимость письменности и её появление.

Ключевым моментом в развитии русской культуры, давшим возможность накопления колоссального культурного фонда, стало введение единой письменности. Отдельные письменные системы существовали на территории Руси издавна, однако только с созданием единого государства возникла необходимость в едином алфавите. В письменности равно нуждались и государство, и население. Потребность в письме особенно усиливалась с развитием частной собственности и торговли – необходимость в грамоте ощущалась при составлении торговых документов, документов, связанных с наследованием. Единое и развитое письмо требовалось обществу и государственному аппарату, русской официальной истории, так как устные формы передачи исторической информации уже не удовлетворяли ни общество, ни тем более усиливающееся государство.

Единая система письма была перенесена на Русь из Болгарии в X в. вместе с принятием христианства Первоначально распространялись два алфавита: глаголица и кириллица. Впоследствии возобладал и закрепился второй. Вместе с алфавитом и системой пунктуации на Русь были перенесены технические элементы и приёмы книжного дела.

II. Литература и распространение грамотности.

III. Зодчество и живопись.

Выдающегося размаха достигло развитие каменного зодчества, памятники которого сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире-Суздальском, Чернигове, Полоцке и многих других городах. С введением христианства русское зодчество испытало влияние Византии, но постепенно вырабатывались собственные архитектурные традиции. С конца X в. до нас дошли остатки Десятинной церкви в Киеве. К лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат собор Спаса в Чернигове, храмы Софии в Новгороде, Золотые ворота во Владимире, многие другие замечательные памятники древнерусской архитектуры. О высоком развитии культуры домонгольской Руси свидетельствует живопись XI – начала XIII вв. Под византийским влиянием развивались здесь её основные формы: мозаика, миниатюра, иконопись, фрески.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

IV. Прикладное народное искусство.

Блестящего расцвета достигло прикладное искусство, особенно в применении таких самобытных приёмов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь, филигрань, иногда применявшиеся одновременно. Неуклонно развивалось устное народное творчество – былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах. Накануне татаро-монгольского нашествия древнерусская культура достигла высокого уровня, сравнимого с лучшими образцами европейской и мировой культуры того времени.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Культура древней Руси.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


На основе культурного наследия, полученного от наших далеких предков, трудолюбивым и талантливым русским народом в течение ряда веков была создана своеобразная, богатая культура. Эта культура уже в X—XI веках выдвинула древнюю Русь на одно из передовых мест среди народов тогдашнего мира.

В это время Русь знала многие ремёсла: кузнечное, литейное, гончарное, косторезное, ювелирное и другие. Особенно высоко было поставлено ювелирное мастерство, т. е. производство изделий из золота и серебра, а также резьба по кости. Эти изделия вывозились в разные страны и создавали там славу русским мастерам.

Центрами высокоразвитого ремесленного производства были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие города. Искусные ремесленники были и в деревнях.

Столица государства Киев к концу X века был большим и богатым городом, украшенным величественными зданиями.

Уже по одному этому городу можно судить о красоте и своеобразии русской культуры X — XI веков, о разных видах искусства, процветавших в древней Руси.

Архитектура, т. е. строительное искусство, стояла на большой высоте. Раскопки открыли, например, развалины дворца киевской княгини Ольги (середина X в.). Это было великолепное двухэтажное кирпичное здание светло-коричневого цвета, украшенное мрамором и живописью. Архитектура в древнерусском государстве отличалась такими чертами, как величественность построек, обилие света, яркость красок, красота внутреннего убранства зданий. Выдающимся памятником архитектуры XI—XII веков является, например, в Киеве Софийский собор, заложенный в 1037 году. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Своим характером архитектура X—XI веков отражала мощь Руси, уверенность народа в своих силах, веру в свою великую историческую будущность.

Почти все соборы и церкви были богато расписаны. Изображения отдельных фигур или целых картин исполнялись способом мозаики или фрески '. Писались не только картины на церковные сюжеты, но и портреты светских людей (например, в киевском Софийском соборе — Ярослава и его семьи), и картины, рисующие сцены охоты, плясунов, музыкантов, акробатов и т. п. Живопись искусно сочеталась с архитектурным стилем собора или дворца.

Ещё в дохристианский период развивалась в древней Руси и скульптура. Статуи богов делались из дерева и камня, с золотыми и серебряными украшениями. В Киеве, например, была воздвигнута деревянная статуя Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Широко представлена скульптура и позднее. Так, в стены Дмитриевского собора во Владимире вделано 566 резных камней, на которых изображения разных птиц и зверей. На одной стороне собора изображён Александр Македонский, летящий на грифах.

Культура – это все, что остается, когда остальное забыто, и с этим нельзя не согласиться. Древнерусская культура многолика и загадочна. Под влиянием язычества и христианства на Древней Руси сформировалось особое отношение к жизни и тому, что ее воплощает. Здесь появились уникальные памятники зодчества, развилось устное народное творчество, возникли литературные произведения, покоряющие воображения спустя многие столетия.

План урока:

Особенности древнерусской культуры

Главной особенностью культуры Древней Руси стало испытанное ею внешнее влияние, без которого не возникло бы тех замечательных произведений искусства, которыми до сих пор восхищаются современные мастера. Значительное воздействие на особенности формирования Древнерусской культуры рассматриваемого периода, оказали:

  1. Восточные славяне. Среди восточных славян были умелые кузнецы, резчики по дереву и камню. С первыми славянскими племенами на Русь пришли мифы и сказания, ставшие основой языческой религии и глубокого трепета, который древнерусский народ испытывал перед силами природы (русалки, домовые, лешие, кикиморы, водяные – это все основа восточнославянского фольклора).
  2. Древние, соседствующие с Русью, народы. Угро-финов, балтов, хазар, печенегов, половцев и западных славян нельзя назвать хорошими соседями. Но сами того не желая они оказывали непосредственное влияние на их культуру и быт.
  3. Византия. Из Византийской империи на Русь пришло не только христианство с его традициями и устоями, но также зодчество и искусство создания книжных миниатюр.Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси проявляется вплоть до конца 12 века.
  4. Христианство. Новая религия вырвала Русь из темных веков, стала толчком для массового просвещения народа.Влияние христианства на культуру Древней Руси проявляется в зодчестве, иконописи, сочинительстве.

Не следует, однако, думать, будто во всем подражали византийцам, русские мастера создавали собственные шедевры. Главная тема бытовой и духовной культуры народов Древней Руси – патриотизм. В каждой поэме или каждом сказе людей призывали к объединению. Это было главной особенностью в развитии древнерусской культуры.

Устное народное творчество

К устному народному творчеству Древней Руси относят:

  • песни;
  • сказки;
  • былины;
  • пословицы и поговорки;
  • загадки Древней Руси.

Они передаются из уст в уста посредством рассказа. Древнерусский фольклор появляетсяпрежде письменности и становится единственным способ передачи нужной информации.

Русскому народу, проживавшему в далеком от нас 8 веке, были не чужды понятия верности, любви, дружбы, трепетного отношения к родному дому. Все это проявлялось в песнях, сказках, пословицах и поговорках. Популярной была любовная лирика. Обрядовые и свадебные песни Древней Руси были наполнены печалью и верой в лучшее (пелись во время сбора или посадки урожая, на праздничных гуляниях или в семейном кругу за прялкой для привлечения достатка). Трогательные песни поют на окраинах русских дорого скоморохи и баяны (бродячие певцы). Они же рассказывают путникам былины [1] и сказания Древней Руси.

Излюбленными былинными героями были:

  • грозный воин-богатырь Илья Муромец;
  • умный и добросердечный Добрыня Никитич;
  • веселый и удачливый юный богатырь Алеша Попович;
  • хитрый и трудолюбивый пахарь Микула Селянинович.

Главными героями сказок Древней Руси были животные и птицы, простые крестьяне, княжеские сыновья и молодые отроки. Рассказы об их приключениях передавались из уст в уста многими поколениями русских людей. Фольклор и древнерусская литература тесно связаны, былинные мотивы проявляются во многих древнерусских летописях. Мифы и былины Древней Руси записали на бумагу и в таком виде они дошли до наших дней.

Богатыри, В.М. Васнецов

Появление письменности: первые книги, распространение грамотности

О появлении письменности на Руси известно еще до принятия христианства, но простые люди активно используют ее для своих нужд лишь ближе к началу X века. Создателями славянской азбуки становятся братья Кирилл и Мефодий. По имени первого из братьев, русский алфавит называют кириллицей.

Владимир Красное Солнышко приглашает на Русь, как священников, так и людей, способных обучить начаткам алфавита приближенных к нему людей, челядь [3] . Грамотные люди, в основном монахи приезжают из Византии и Болгарии. По распоряжению князя при каждой большой церкви или монастыре открывают школы для обучения основам христианской веры, а также письму, чтению и счету. Благодаря тому, что учились на русском языке, количество грамотных удается повысить в короткие сроки. Но умевших читать и писать людей на Руси в 9 веке все еще остается намного меньше, чем тех, кто не умел написать даже свое собственное имя. Причиной повальной неграмотности становится элементарное отсутствие книг. Книги того времени пишутся от руки, привозятся издалека и стоят больших денег. Первая книга на Руси раннего периода – это Библия, но не в каждом церковном приходе она есть, других же книг не видят даже зажиточные граждане.

Пытаясь решить эту проблему, русские монахи немедля принимаются за перевод греческих и болгарских книг. На стоимость первых книг Древней Руси это не влияет, но их становится гораздо больше. При Ярославе Мудром грамотные люди появляются среди простых горожан. По заказу богатых купцов и князей все те же монахи делают книги на листах из телячьей кожи, иллюстрируя их миниатюрами [4] и выписывая каждую букву по уставу [5] .

До открытия женских монастырей девочек письму и чтению не обучали, но после появления такого монастыря в Киеве, стали учить и женскую половину населения. Это также способствует повышению грамотности и распространению письменности. Появляется новый вид общения – деловая переписка. Люди начинают переписываться друг с другом. Кожу для написания букв могут позволить себе не все, потому пользуются деревянными дощечками и берестой [6] .

Литературные сочинения: летописи и летописцы

В XI веке основными жанрами Древнерусской литературы стали:

Летописи пользовались большим спросом у читающего населения Руси. Сюжеты и герои русских летописей близки народу. Популярными в это время становятся также различные жития святых и поучительные обращения (Слово).

Зодчество: древние соборы и храмы

Зодчество в Древней Руси, как искусство сооружения различных построек с соблюдением требований удобства и красоты, развилось уже у восточных славян. Основными материалами для постройки первых памятников культуры Древней Руси были дерево и камень.

Самым доступным для славян строительным материалом было дерево (строения возводятся из деревянных бревен). Дерево легко обрабатывать, нехватки в нем славяне никогда не испытывали (густые леса покрывали земли Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств). Из дерева строились избы крестьян, терема князя и бояр, крепостные стены. Традиционно все строения имели несколько ярусов, их украшали башенки и терема. Отдельные здания соединялись между собой переходами, клетями и сенями. Деревянное зодчество Древней Руси продолжило развиваться в 13-14 вв.

Первые значительные каменные строения появляются только к концу 10 в. В основном это храмы и крепости. Храмы древней Руси заслуживают особого внимания историков. В 989 г. Владимир Красное Солнышко закладывает фундамент церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Чтобы построить храм, князь выделил деньги из своей казны (десятую часть дохода), из-за чего церковь долгое время назвалась Десятинной. Она получилась по-настоящему грандиозной. Выстроили ее из кирпича, перемешанного с камнем. Для украшения использовали резной мрамор.

Каменное зодчество Древней Руси изначально имеет много общего с византийским. Свое собственное направление в этом виде искусства появляется лишь при Ярославе Мудром. Выстроенный при нем Софийский собор в Киеве носит отпечаток, как греческой, так и славянской культуры. Первый каменный храм Древней Русиимел форму многокупольной пирамиды. Изнутри он был богато декорирован фресками [9] и мозаикой [10] . Украшения были яркими, хорошо сочетались между собой. Основные мотивы – сюжеты из Библии, сцены обыденной жизни (ряженые, охота), изображения князя и его семьи.

В 11-12 веке камень используют повсеместно. Самым знаменитым строением того времени становится Софийский собор в Новгороде. Этот памятник русского зодчества удалось сохранить и в наши дни. Этот Новгородский храм Древней Руси имеет всего 5 куполов. Его стены известняковые, а внутренняя часть украшена фресками.

Первые храмы Древней Руси сосредоточили в себе несколько видов искусства – непосредственно зодчество, изобразительную живопись и обрядовость.

Изобразительное искусство

Основной художественной культуры Древней Руси была настенная живопись – фрески, мозаики, иконы. Домонгольская фресковая живопись Древней Русисохранилась не в полной мере. Мозаика в храмах Древней Руси частично обнаружена в Софийском соборе Новгорода. Самой древней из икон считается Богоматерь Владимирская, относящаяся к XI в. Богоматерь нарисована в умиленной позе, она нежно прижимает к себе младенца Иисуса Христа. Автором иконы по преданию является евангелист Лука. Иконопись Древней Русистала образцом подражания для иконописцев последующих эпох

В середине 12 века центром каменного строительства становится Владимиро-Суздальская земля. Появляется еще один вид изобразительного искусства Древней Руси – каменная резьба. На стенах храмов появляются выбитые в камне птицы и животные, портреты святых, грифоны [11] , растения. Примерно в это же время в Новгороде формируется монументальное направление в живописи (роспись церкви Георгия в Старой Ладоге и Спаса-Нередицы). Преимущественное направление – фресковая живопись. С этого времени ей свойственны упрощенные художественные приемы.

Рисунками покрывают посуду, ювелирные изделия и даже оружие. Чтобы изготовить сережки и кольца пользуются сложной техникой.

Картин в современном понимании еще не существует, но это не мешает говорить о высоком уровне культурного развития. Влияние Византии, христианства и даже запада на культуру Древней Руси обогатило ее, но позволило сохранить некую самобытность, которой лишены культуры многих других стран.

Словарь

1. Былина – рассказ о прошлом в форме стихотворения. Основная идея – прославление подвига русского воина (богатыря).

2. Нечистая сила – демоны, духи, все негативное, что есть в мире и рассматривается людьми, как зло.

3. Челядь – зависимое население в Древней Руси (прислуживали князю). Иногда челядью звали обедневших родственников князя, не имевших дома и живших за счет его подачек.

4. Миниатюры – небольшие картинки, иллюстрирующие текст.

5. Устав – древнейшая форма кириллицы, правила, применяемые при написании рукописного текста.

6. Береста – особым образом обработанная кора березы, использовавшаяся вместо бумаги. Берестяные грамоты были найдены при раскопках Древнего Новгорода.

7. Летопись – жанр литературы, представляющий погодовое изложение исторических событий с подробным их описанием.

8. Житие – литературное описание жизни и деятельности людей, причисленных православной церковью к лику святых.

9. Фреска – разновидность живописи, при которой картина пишется водяными красками по мокрой штукатурке.

10. Мозаика - картина из множества вдавленных в штукатурку стеклянных камешков.

11. Грифон – крылатое мифическое существо с туловищем льва и головой орла.

Культура Древней Руси вобрала в себя традиции восточных славян и достижения византийской культуры, соединила язычество и христианство.

Славянская письменность была создана монахами-просветителями, первые школы на Руси готовили именно священнослужителей, но люди долгое время продолжали верить и в языческих богов. Поэтому многие христианские праздники обрели собственные уникальные традиции празднования, а в народном творчестве переплелись мифологические и христианские мотивы.

Образование Древнерусского государства

В 882 году новгородский князь Олег выступил на Киев и хитростью захватил его. Притворившись купцом, он убил Аскольда и Дира, князей Киева и своих родственников. Так Олег объединил север и юг Руси, Новгород и Киев.

Формирование культуры

Благодаря своему географическому положению Киевская Русь испытывала влияние разных стран Запада и Востока. Особенно тесными были культурные контакты с Византией, на тот момент наиболее развитой и просвещенной цивилизацией.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Связь Византии и Руси усилилась после принятия славянами христианства. Но важно учитывать, что проникновение византийской культуры не было насильственным, ее традиции и достижения творчески перерабатывались славянами и вплетались в местные языческие культы, обретая национальное своеобразие.

Письменность, просвещение

Создание азбуки

Славянская письменность была создана в середине IX века греками братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием специально для нужд христианского богослужения. Они разработали славянскую азбуку и начали перевод Библии. Один из диалектов древнеболгарского языка стал официальным языком богослужений и славянской литературы.

Глаголица, кириллица

Филологи считают, что Кирилл создал именно глаголицу.

Позже один из последователей Мефодия составил другой алфавит, которым мы пользуемся сейчас, и спустя какое-то время именно этот алфавит стали называть кириллицей.

Литература

Азбука, письменность, книга стали для славян священными. Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к сверхъестественному божественному миру, к высшей религиозной мудрости. Ценности и интересы земной жизни почти не привлекали внимания книжников. Фольклорные лирические песни существовали издревле, но их не записывали.

Авторы

Древнерусские книжники редко указывали на рукописях свое имя. Они считали себя лишь исполнителями божественной воли, излагающими события с чьих-то слов или переписывающими чужие мудрые мысли. Как правило, авторы упоминали свои имена, только чтобы придать повествованию достоверность: например, составители житий часто рассказывали, что были очевидцами событий из жизни святого.

Сначала христианские тексты просто переводили, формирование собственной литературной традиции происходило очень медленно. При переписывании тексты перерабатывали: исключали или вставляли какие-то фразы или эпизоды, иногда идеи и оценки первоначального автора заменяли на противоположные. Варианты одного произведения, существенно отличающиеся друг от друга, исследователи называют списками или редакциями.

Произведения

Лишь немногие летописи сохранились до нашего времени. Известно, например, что в 1382 году в Москве сгорели тысячи книг, привезенных из монастырей.

Таким образом историю славян и Руси Нестор вписал в историю всемирную, где славяне заняли свое место среди прочих народностей. В характеристиках князей и описании их походов заметно влияние дружинных песен, прославлявших героев.

Архитектура

Деревянное строительство

Каменное зодчество пришло на Русь только в конце X века, до этого храмы строили из дерева. Их формы нашли отражение в более поздних образцах каменной церковной архитектуры, некоторые храмы были перестроены в камне без существенных изменений. Ни одной деревянной церкви того периода до нашего времени не сохранилось.

Каменное зодчество

Крестово-купольную композицию храмов на Русь принесли византийские мастера. Над зданием сооружали центральный купол, вокруг которого возводили меньшие купола. Центральный купол поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре столба.

Здание имело форму креста, перекрестье которого приходилось на подкупольное пространство. Восточная стена, где располагался алтарь, выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.

Притвор, нартекс, был расположен с западной стороны.

Самый старый из сохранившихся в своем первоначальном облике древнерусских храмов находится в Чернигове. Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказанию князя Мстислава Владимировича в середине XI века. Одна из особенностей Спасо-Преображенского собора — тройные аркады в двух ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами.

В конце 30-х — начале 50-х годов XI века по указанию великого князя киевского был возведен самый знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии. Огромный пятинефный собор имел тринадцать куполов, но позже его перестроили, и куполов стало меньше. Главный купол внутри и алтарь украшены мозаиками.

Живопись

Мозаика, фрески

Монументальная живопись в Киевской Руси появилась во времена расцвета, при князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром. Сложенная из смальты, маленьких кусочков окрашенного стекла, мозаика менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет яркости цветов. В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке — фресками.

Иконопись

Иконы писали на досках: дерево было доступным и дешевым материалом. Его покрывали левкасом, меловым грунтом, затем наносили красочный слой. Сверху икону покрывали олифой, чтобы защитить от повреждений и влаги.

Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславовиче или Владимире Мономахе. Это поясное изображение Святого Георгия из Новгорода. Цветовая гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. Огромные глаза Святого Георгия под тонкими, плавно изогнутыми бровями задумчиво устремлены на зрителя. Нежность овала прекрасного юношеского лика подчеркнута мягкостью контура. Но в правой руке Георгия — копье, а в левой — меч, который в средневековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти.

Фольклор

Термин ввел в научный обиход английский историк Вильям Томс в 1846 году.

Заучивать текст со слуха гораздо трудней, чем с помощью записей. Чтобы запомнить, а потом пересказать или спеть какое-то произведение, народ выработал специальные подсказки. Эти отшлифованные веками художественные приемы создали особый стиль, который отличает фольклор от литературных текстов.

Встречаются и другие самые разнообразные повторы: повторяются не только слова и фразы, но и целые эпизоды. На троекратном повторении одинаковых ситуаций строятся и былины, и сказки, и песни. Другая распространенная композиция — эпизод повторяется дважды, но с существенным изменением, нередко даже с противоположным смыслом.

Обрядовая поэзия

Святки

Календарные обряды призваны были обеспечить урожайный год. Зимой, на Святки, ряженые исполняли для соседей ритуальные песни, называемые колядки. Ряженые изображали пpихoд душ умерших предков, которых традиционно поминали на Святки. Эти души играли роль посредников при общении человека с потусторонним миром и помогали своим живым родственникам обеспечить богатство и благополучие на год.

Пожилым и молодым людям пели разные песни: первым желали в основном богатства, вторым — красоты, скорейшего брака, рождения детей. За исполнение любого обряда участникам полагалась награда. Колядникам, как правило, выносили что-нибудь с праздничного стола или давали немного денег. Если этого не делали, ряженые пели песни с угрозами. Проклятия, как и благопожелания, воспринимались почти буквально, поэтому обидеть колядников боялись и крайне редко им отказывали.

Масленица

Второй за Святками большой праздник, во время которого также пелись песни — Масленица. Из соломы делали чучело, которое наряжали, провозили по селу, а затем сжигали или хоронили — разрывали на части на высоком месте за пределами деревни, при этом плача и причитая. Все эти действия сопровождались обрядовыми песнями.

В обрядовых песнях, призывающих весну, упоминаются сельскохозяйственные орудия. Существуют и песни-заклички, обращенные к жаворонкам и другим птицам, в этих песнях содержится призыв прилететь и принести весну. Пекли птиц из теста, с этой выпечкой выходили на улицу, иногда залезали на крыши домов и оттуда закликали весну, а затем печенье съедали.

Пасха

Мифологические сказания

Собственно мифов, историй о сотворении мира и возникновении человека, не сохранилось. Славянскую мифологию ученые смогли восстановить лишь фрагментарно, исследуя сказки, народные песни, заговоры, суеверия и приметы. Точно выяснено, что славяне верили в Перуна, Велеса и Сварога, насчет остальных богов есть сомнения, поскольку их названия на разных славянских диалектах могли быть не именами собственными, а, например, эпитетами уже известных божеств.

Больше информации сохранилось о низших мифологических существах: Бабе-Яге, Кощее, различной неантропоморфной нечисти. Мир волшебной сказки — мир многобожия, т. е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц Месяцович, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. В лесу живут лешие, в воде — русалки, дома берегут домовые и т. д.

Былинный эпос

Былины — народные эпические песни. В них воспеваются богатыри, которые сражаются с чудовищами или вражеским войском, отправляются в загробный мир или иным способом проявляют героизм.

Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождению героев:

  1. Киевский цикл. К нему относятся песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче, Дунае и т. д. Даже если действие в этих былинах непосредственно не связано с Киевом или с выполнением поручения князя Владимира, упоминание города или князя обязательно присутствует.
  2. Новгородский цикл. Его герои — Садко и Василий Буслаевич — родились и жили в Новгороде.

Одежда и украшения

Основной одеждой славян была рубаха. Мужчины надевали под нее порты, узкие штаны, а женщины носили поверх рубахи юбку.

Верхняя одежда — свита или плащ. В холодное время носили меховые шубы, называвшиеся кожухи.

Обычной крестьянской обувью были лапти из лыка. Кожаные сапоги или поршни носили горожане и знать.

Женщины Древней Руси носили литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты, бусы из цветного стекла, драгоценных и полудрагоценных камней, золота. К бусам крепились круглые или лунообразные подвески, так называемые лунницы. Но самыми популярными украшениями были литые височные кольца из серебра. Они вплетались в женскую прическу.

Излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых ученых, являлось хазарским наследием. Таким способом изображали фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ.

Чернь — сложный сплав свинца, меди, серебра и других составляющих. Ее наносили на металл с заранее выгравированным рисунком, после чего нагревали, и чернь сплавлялась с основой.

Читайте также: