Сочинение соль соли земли

Обновлено: 05.07.2024

Следующая часть Нагорной проповеди адресована непосредственно ученикам. В ней говорится о том, какое место сообщество учеников Иисуса, которое будет названо Им Церковью ( Мф. 16:18 ), должно занимать в мире, какую роль играть в личных и общественных отношениях:

Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:13–16 ).

Чтобы сделать Свою мысль более наглядной, Иисус, как и во многих других случаях, использует знакомые Его слушателям образы из бытовой сферы.

1. Соль земли

Соль во времена Иисуса использовалась в двух целях: для придания пище вкуса и для консервации продуктов (прежде всего рыбы и мяса). Соль, кроме того, употреблялась с хлебом, и если хлеб приносился в качестве жертвы, принято было солить его: Всякое приношение твое хлебное соли́ солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси [Господу Богу твоему] соль ( Лев. 2:13 ). Об этом ритуальном значении соли говорит и Сам Иисус: Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится ( Мк. 9:49 ).

Наконец, соль использовалась в лекарственных целях, в частности при родах: новорожденному сразу по выходе из утробы матери отрезали пуповину, затем его омывали, а кожу натирали солью 165 ; только после этого младенца пеленали ( Иез. 16:4 ). Использование соли в медицинских целях связано с наличием в ней хлористого натрия, имеющего дезинфицирующее свойство. Даже в современную эпоху при отсутствии других средств тяжелораненым накладывают на раны повязки, смоченные в солевом растворе: это позволяет предотвратить гангрену. В лечебных целях используются также солевые ванны и солевые растворы. Отметим, кстати, что, когда Иисус говорил о соли, речь шла не о поваренной соли в ее нынешнем привычном для нас виде, а об органической соли, которая добывается из морской соли и обладает целебными свойствами.

Каков изначальный смысл слов Иисуса о соли земли? В этот образ заложен многоуровневый смысл. В самом широком смысле можно говорить о том, что христианство придает вкус человеческой жизни, делает ее содержательной, непресной. Если Царство Небесное, принесенное людям Иисусом, является неким особым измерением человеческой жизни, то сравнение его с солью позволяет лучше понять его свойства и его ценность. Христиане живут в мире ( Ин. 16:33 ), но они не от мира ( Ин. 15:19 ). Не смешиваясь с миром, они наполняют его жизнь смыслом, их присутствие в мире становится важным фактором человеческого бытия.

Христиане не отличаются от других людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия и ведут жизнь, ничем не отличную от других людей. Но, обитая в эллинских и варварских городах – где кому досталось – и следуя обычаям тех жителей в одежде, пище и во всем другом, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем как граждане, но все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество – чужая страна. Они вступают в брак, как и все, рождают детей, но только не бросают их. У них общая трапеза, но не общее ложе. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех, но всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают. Их умерщвляют, но они животворятся. Они бедны, но всех обогащают. Всего лишены и во всем изобилуют. Бесчестят их, но они тем прославляются. На них клевещут, но они оказываются правыми. Их злословят, а они благословляют; за оскорбления они воздают почтение; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; они радуются наказанием, как будто бы им давали жизнь. Иудеи воюют против них, как против иноплеменников. Язычники их преследуют, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят. Одним словом, что в теле душа, то в мире христиане. Душа заключена в теле, но она сама содержит тело. Так и христиане, заключенные в мире, как бы в темнице, сами сохраняют мир 170 .

Приведенный текст наглядно демонстрирует то, как двести лет спустя после смерти и воскресения Иисуса Его последователи стремились воплотить в жизнь то, что Он заповедал. Парадоксальный характер Его нравственных заповедей их не смущает. Не смущает их и то, что они живут не в каком-то своем мире: они не отделены от мира глухой стеной. Как и прочие люди, они вступают в брак, но, в отличие от многих, не разводятся и не бросают своих детей, а сохраняют крепкий семейный уклад. Они подчиняются тем же законам, что и прочие члены общества, но нравственная планка, которая для них поставлена, выше той, на которую ориентируется гражданское законодательство. Будучи лояльными гражданами своего государства, они принадлежат иному отечеству – Царству Небесному; живя в городах, они не имеют здесь постоянного града, но ищут будущего ( Евр. 13:14 ). Их ненавидят и преследуют, но никто не может сказать, за что, – на самом деле, только за то, что они носят имя Христа. Исполняя Его заповедь, они не отвечают злом на зло и терпеливо переносят страдания.

В этих словах – ответ тем критикам евангельской нравственности, которые считают ее невыполнимой и неприспособленной для человеческого сообщества. В них содержится также важное указание на роль, какую должны играть христиане в мире. Подобно душе в теле, они должны одухотворять жизнь мира. Подобно соли в пище, они призваны делать жизнь людей содержательной, наполненной смыслом, предохраняя общество от порчи и разрушения через вражду, ненависть, конфликты, месть. Наличие в мире Церкви как общины людей, живущих по более высоким в нравственном отношении законам, чем те, которые прописаны в земном законодательстве, должно преображать мир изнутри, менять его к лучшему, поднимать человечество на новый уровень бытия.

Несмотря на кажущуюся трудновыполнимость и неприспособленность к реальной жизни заповедей Иисуса, мы знаем о том, какое преображающее действие христианство оказало на все человечество. При полном отсутствии у Иисуса характерных черт социального реформатора, Его учение с течением веков стало причиной глубоких, радикальных изменений во всей системе человеческих взаимоотношений – не только на уровне личной нравственности, но и на социальном уровне. Иисус не призывал к отмене рабства, но именно благодаря христианскому пониманию природного равенства между людьми рабство было в конце концов отменено. Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, но именно благодаря христианству человечество создало те правовые механизмы, которые сегодня лежат в основе жизнедеятельности многих государств. Иисус не был борцом за социальные права, но именно на христианской антропологии базируется то понимание прав человека, которое позволило женщинам и детям стать полноценными членами общества, которое позволило искоренить неравенство, дискриминацию по национальному и расовому признаку и многие другие общественные пороки, характерные для древнего мира, в том числе для той эпохи, в которую жил Иисус.

Абсолютное откровение Евангелия о Царстве Божием невместимо ни в какие социальные и исторические формы, всегда относительные и временные. Евангельское откровение о Царстве Божием неприметно, сокровенно, внутренне внесло перемену во все сферы жизни, изменило самую структуру человеческой души, вызвало новые эмоции. Царство Божие приходит неприметно. Благодатная сила, исходящая от евангельского откровения, освобождает людей от терзающего их страха, самолюбия, властолюбия, от не знающей утоления похоти жизни. Но многие основные вопросы жизни решаются в Евангелии не прямо, а прикровенно. И самому человеку, его свободе предоставлено творческое разрешение все вновь и вновь предстоящих ему задач. Евангелие не столько учит о разрешении задач жизни, сколько об излечении и перерождении ткани души 171 .

Апостол Павел писал христианам своего времени: Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью. ( Кол. 4:6 ). Благодать – важнейшее понятие христианского богословия, в самом широком смысле означающее Божественный дар или Божественное присутствие, сопровождающее деятельность человека. Слово Иисуса было с благодатью, потому что Его устами с людьми говорил Сам Бог. Слово апостолов было с благодатью, потому что через них Он продолжал учить людей. И та христианская проповедь, которая звучит сегодня в храмах, тоже не должна быть лишена этого благодатного присутствия Божия, ибо когда священник или епископ говорит с церковного амвона, Сам Бог может касаться его уст и через него говорить людям то, что они должны услышать.

В современном информационном пространстве голос Церкви очень часто превращается в глас вопиющего в пустыне ( Ис. 40:3 ; Мф. 3:3 ). Он тонет в хоре других голосов, призывающих строить жизнь по иным нравственным стандартам, чем те, которые установлены Христом. Тем не менее голос Церкви прорывается через весь тот поток шума, который пытается заглушить его.

Доля присутствия Церкви в информационных источниках, как правило, весьма незначительна.

Но голос Церкви – это голос Божий. Те, кто не хотят прислушаться к нему, идут не только против общечеловеческих ценностей, не только против здравого смысла, они идут против Самого Бога. К ним, а еще в большей степени к тем христианам, которые отказываются следовать заповедям Христа и предпочитают жить по законам мира сего, обращено грозное предупреждение: Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям ( Мф. 5:13 ).

Образы света и свечи продолжают и расширяют ту же тему, для раскрытия которой был использован образ соли.

Тема света – одна из центральных в проповеди Иисуса, как она передана в Евангелии от Иоанна. В беседе с Никодимом Иисус говорит о Себе как о свете, который пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ( Ин. 3:19 ). Позже, находясь в Иерусалимском храме, Он скажет иудеям: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни ( Ин. 8:12 ) 172 .

Говоря в притче о женщине, потерявшей драхму, Иисус использует тот же образ: она зажигает светильник (λύχνος) и начинает мести комнату, пока не найдет монету ( Лк. 15:8 ). Образ светильника (λαμπάς) играет важную роль в притче о десяти девах ( Мф. 25:1–13 ).

В том же наставлении Иисус использует образ города, стоящего на вершине горы. Как известно, древние города очень часто строились на возвышенности. Делалось это не из эстетических соображений, а для того, чтобы обезопасить их жителей от неприятеля. Построенный на возвышенности город, обнесенный высокими крепостными стенами, был отовсюду виден, но был менее уязвим, чем город, расположенный в низине. Однако думается, что Иисус в данном изречении имел в виду лишь один аспект из всего богатого семантического спектра данного образа. Город, стоящий на возвышенности, не может укрыться от человеческого взора ( Мф. 5:14 ). Так и последователи Иисуса – они у всех на виду, по ним судят о Его учении и о Нем Самом. Своими добрыми делами они призваны являть людям Отца Небесного, Которого Иисус явил Своей личностью и Своими делами.

Отметим вслед за рядом современных толкователей, что в Нагорной проповеди Иисус не говорит о призвании учеников к тому, чтобы быть солью земли и светом мира, а о том, что они уже таковыми являются. Вы сияете, как светила в мире, – пишет апостол Павел не в повелительном, а в изъявительном наклонении ( Флп. 2:15 ). Называя учеников солью земли и светом мира, Иисус тем самым подчеркивает, что это – изначальное качество их существования. Этому не противоречит переход в повелительное наклонение в словах: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела ( Мф. 5:16 ). Ученики не призываются стать чем-то иным: они должны быть самими собой. Они не были бы учениками Иисуса, если бы не были солью земли и светом мира 174 .

На это указывает использование термина в других новозаветных источниках, например в Послании к Евреям: Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам ( Евр. 10:24 ). У апостола Петра мы встречаем призыв, текстуально близкий к словам Иисуса в Нагорной проповеди: Возлюбленные! прошу вас. провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения ( 1Пет. 2:11–12 ). Апостол далее перечисляет те качества, которые могут служить расшифровкой общего понятия добрых дел: последователи Христа призваны быть покорны всякому человеческому начальству, всех почитать, братство любить, Бога бояться, царя чтить, главное же – терпеливо переносить скорби и страдания, следуя в этом по стопам Христа. Слуги должны повиноваться господам, жены – мужьям, мужья – любить своих жен. Христиане должны быть единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавать злом за зло или ругательством за ругательство ( 1Пет. 2:13–3:9 ).

Бог хочет, чтобы мы были полезны не только для самих себя, но и для всех ближних. Итак, если ты отдашь требуемое без всякого спора и суда, то приобретешь пользу только себе. Если же сверх требуемого отдашь и что-нибудь другое, то и соперника отпустишь от себя лучшим. Вот что значит та соль, которой Спаситель желает быть ученикам Своим; она и саму себя сберегает, и сохраняет другие тела, ею осолённые. Вот что значит и тот свет: он светит и самому себе, и другим. Итак, поскольку Господь и тебя поставил в число учеников Своих, то просвети сидящего во тьме; научи его, чтобы он и то, чего от тебя требовал, взял у тебя не насильно; убеди его, что ты не считаешь себя обиженным 177 .

Дальнейшее содержание Нагорной проповеди станет расшифровкой того смысла, который Иисус вкладывал в понятие добрых дел. К числу таковых относятся, в частности, воздержание от гнева ( Мф. 5:21–26 ), сохранение целомудрия и супружеской верности ( Мф. 5:22–32 ), воздержание от клятв ( Мф. 5:33–37 ), непротивление злу ( Мф. 5:38–42 ), любовь к врагам ( Мф. 5:43–47 ), милостыня, молитва и пост ( Мф. 6:1–18 ), нестяжательность ( Мф. 6:19–21, 24–34 ), борьба со своими недостатками и снисходительность к недостаткам других ( Мф. 7:1–5 ), способность поступать с людьми так, как человек желает, чтобы они поступали с ним ( Мф. 7:12 ). Эти добрые дела в совокупности являют то совершенство, которым обладает Отец Небесный и которым в свою меру призван обладать каждый христианин ( Мф. 6:48 ).

См. в частности: Sawicki М. Crossing Galilee. P. 165.

Ориген. Фрагменты. 91 (GCS 41/1, 52). Рус. пер. в кн.: Библейские комментарии. Новый Завет. Т. 1a. С. 115.

Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 15, 6 (PG 57, 231). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 156.

Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Матфея. 41 (Matthäus-Kommentare. Frag. 41). Рус. пер. в кн.: Библейские комментарии. Новый Завет. Т. 1а. С. 115.

Послание к Диогнету. 5–6 (SC 33. P. 62–64, 66). Рус. пер.: С. 375–377 (атрибуция послания св. Иустину в издании русского перевода ошибочна).

Бердяев Н. А. О назначении человека. С. 133–134.

Барт К. Церковная догматика. Т. 3. С. 450–451.

McNamara M. Some Targum Themes. P. 332–336.

Луц У. Нагорная проповедь. С. 108.

Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 18, 3 (PG 57, 267). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 207.

Источник: Иисус Христос : жизнь и учение : в 6 кн. / Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря : Эксмо, 2016-. / Кн. 2 : Нагорная проповедь - 2016. - 615 с.

Думаю, адресованные Вам письма – это своеобразная отдушина для человека, который находится в закрытой аудитории, и эта аудитория – современная школа. Почему я задыхаюсь?

-Человек, который многого добился в жизни, шёл вперёд к своей мечте, преодолел множество препятствий. Сейчас известен всему миру. Это известный композитор … Мин Юнги. (Северная Корея).(205 слов).

-Это Майкл Фарадей - известный британский ученый, прославившийся в области экспериментальной физики. Известен своим открытием электромагнитной индукции, которая позднее легла в основу промышленного производства электричества…

С признательностью, Ваша коллега

Замечательная статья!
Моя оценка -
ПОНРАВИЛОСЬ!

Татьяна,
Ваша статья - пульс нашего времени,
хотим мы этого или не хотим,
но мы сейчас в 21 веке живём в другой реальности, в другой стране.

На мой субъективный взгляд,
начало распада Великой страны СССР было заложено сразу после смерти Сталина,
когда Хрущёв с целью "Догнать и перегнать Америку" развернул нашу Родину
лозунгом "Всё лучшее - детям!" - на построение общества потребителей, которое
выросло и сделало ПЕРЕСТРОЙКУ; именно в обществе потребителей мы сейчас
и живём.

Опять-таки, на мой субъективный взгляд, тем кто ПРАВИТ МИРОМ, этого мало,
мало распада СССР, им нужен и распад России, поэтому сейчас проводится
активная декоммунизация, переписывается ИСТОРИЯ нашей Великой Родины.

Примером тому служит забвение наших Великих праздников; так - 7 ноября -
день Великой Октябрьской Социалистической революции в календаре лишился
Красного цвета, стал обычным будничным днём.

Такое неуважение к нашей Истории уже приносит свои плоды, когда в Германии
школьник из России извиняется, что пленных немцев в СССР плохо кормили; этому
школьнику, возможно, даже неизвестно, что благодаря Германии погибло от голода
только в Ленинграде - более 600 000 человек.

Думаю, когда УЧИТЕЛЬ унижен и в реестре профессий переведён в сферу оказания услуг,
а школа обязана заниматься только образованием, а не воспитанием, то в атмосфере
постоянного суда над нашим Великим прошлым, при сплошной толерантности -
"солёность" Русской земли исчезнет вовсе..

С уважениен,
Сергей

Сергей Владимирович, вечер добрый!

Спасибо за прочтение и отзыв.
Полностью разделяю Ваши взгляды и поддерживаю Вашу позицию.
Всё никак не могу привыкнуть, что живу уже давно не в советской стране,
что востребованы сегодня работники, не обременённые советской идеологией,
что "санкции" негласно вводятся администрацией против "непослушных" работников.
Удачи в творчестве!
С признательностью,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Евгения Аркушина.

. Ее стихия - море? Лед? Кофе? Пряное вино? Духи от Диора? Маленькое платье от Шанель? Как писать о ней и ее стихах? … Пробовала на вкус имя – камешки во рту и галька морская и запах луга, и свежесть лета и ручья… А море? Море ее чарует, властно и постоянно. Море сильнее всего…
Осень - ее время года, март - наоборот. Тонкость, навылет ранящая. И глубина… И даль, и привкус черешен, терпкий, вязкий, пленительный, волнующий…

…Он ничего ей не сказал,
Потом, сбегая по ступеням,
Долой, под неба образа,
Всё видел руки на коленях,
Где тонко сотканная ткань
Напоминала краски моря…
Вставал серебряный туман,
Его растерянности вторя,

Не разобраться… Не разобраться в отзвуках нотах и звуках. Я знаю, что она играет на гитаре, и родителями вскормлена нотами бардовской песни и музыкою стиха. Стихий.

. Но к ней, сидящей на плече, слова мои не долетали,
Иль было ей не до меня, она старалась не упасть.
Она сейчас была со мной, и нежно крылья трепетали,
Два тонких, маленьких крыла, а надо мной какая власть!

- Ты улетишь, набравшись сил и вдохновившись силой ветра,
Еще мгновение, и в путь, в свой озорной, крылатый вальс.
Но островок в душе моей, твоими крыльями согретый,
Теперь останется со мной, я сохраню его для нас.

Вот и я очень боюсь, что мое видение ее Души, сути, до нее – не долетит. И я не создам ее портрета. Не только кистью, а даже и – штрихом. Палочкою сигареты. А она… Она легко рисует портреты …. Вдохновенно, иронично, остро, и иногда кажется, что это - полная импровизация или, напротив, долгое и глубокое вглядывание в чью-то душу. Как в потрясшую воображение картину. Как в зеркало. Как в омут. Как в воду. В рябь ее. Гладь. Она впитывает в себя суть и искры жизни, как и подобает делать это Настоящему Поэту. , Именно так. Никак иначе.

Маленькая дама, маленькое платье,
Крестик на цепочке, узкое кольцо…
Жилка голубая на её запястье…
В дым от сигареты прячется лицо…

В лестничном пролёте - место для куренья,
Гости у соседей, негде покурить…
Сигареты тонкой нервное движенье…
Дама хочет плакать, а не говорить…

Нужно на работу, и пройти бы надо
Мимо этой дамы из чужих гостей…
Или приготовить лёгкую тираду:
Как мол там погода, нет о ней вестей?

Дама отмолчится, или улыбнётся,
Или вдруг ответит, что погода – класс!
Или в дом к соседям экстренно вернётся,
На меня, чужого, не поднимет глаз…

Нужно на работу, но стою и медлю,
В лестничном пролёте мимо не пройти
Мимо этих хрупких рук, молочно-бледных,
Тоненькой преграды на моём пути…

Нахожу ли? . Мне кажется, что - да.

Закружи, гончарный круг, все мои печали-думы,
Чтоб не думалось почти, не печалилось почти,
Я сложу твои горшки в запечатанные трюмы
Корабля своей судьбы…
Распечатаю в пути…

Закружи, гончарный круг, все мои заботы-мысли,
Да, мечталось… Не сбылось… Остается ремесло…
Керамический сосуд как мерило этой жизни
Просто в шлюпку положу,
Где всего одно весло…

Закружи, гончарный круг, пусть круги-водовороты
Не сломают мне судьбы, очень трудно выплывать.
Чашей тонкого литья пусть венчается работа,
Каждый новый завиток - будто мастера печать.

Да. Пусть плывет корабль. Пусть волнует море.. Пусть вращается вечный гончарный круг .Земное воплощение бесконечности.

Женщина из ее строф, прищуривает глаза, курит, читает пронзительно романтического Ремарка, кривит губы, когда ее саму называют романтиком, быстро готовит завтрак, пьет горячий кофе, дышит, всей грудью, у распахнутого окна, любуется морем, щурится и смеется, плачет, не читаетт нотаций никому, абсолютно. Может быть, только - себе. Но все же стихи - это не ее портрет. Это же не образ Евгении Аркушиной! Она сама - строже и старше. И суше, и насмешливей…Несомненно..
Да, так. По - другому быть не может. Аксиома, априори.

Соль земли русской

Соляные промыслы на Руси были с незапамятных времён. Сохранились сведения, что активная торговля с заграницей добытой в Галичском месторождении каменной солью шла ещё в пятом веке до нашей эры – а это, между прочим, времена Геродота! В сохранившихся сведениях отчего-то особо отмечается, что наше соляное месторождение отцу истории было известно. А через Карпаты пролегал так называемый соляной путь. К слову, упомянутые соляные копи – это нынешняя Костромская область.

Добыча соли во все времена осуществлялась тремя способами: крошением каменной соли, высушиванием на солнце морской воды либо вываркой той же морской воды или подземных рассолов. В специально вырытые над соляной линзой шахты могли принудительно закачивать воду. А вот в Некрасовском – некогда Больших Солях или Соли Великой – это делала сама природа. До сих пор по берегам Солоницы бьют очень солёные ключи. Концентрация соли в них во много раз больше, чем в морской воде. Активная добыча велась здесь с XII по XVI век, к концу которого Большие Соли стали центром солеварения российского значения, насчитывающим два десятка варниц.

Соли не жалей – так есть веселей

Ну а розовой старорусская соль получается из-за значительного количества минеральных веществ и заметной доли железа. Как ни парадоксально звучит, но старорусскую соль называют сладковатой.

Без соли не сладко, без хлеба не сытно

Чёрная четверговая соль – ещё одна российская диковинка. Запечённая в печи, она приобретала и угольный цвет, и свойства хорошо известного нам активированного угля. Заметив очищающую силу чёрной соли, народ наш исстари широко применял её в лечебных целях.

При желании приготовить чёрную соль можно и самому. Нужны крупная соль, ржаной хлеб, берёзовые поленья, желательно ещё и… лапоть. Ну а если русской печи в хозяйстве нет, можно руководствоваться рекомендациями, адаптированными под современные городские условия.

Размочите пять килограммов чёрного хлеба. Смешайте мякиш с килограммом каменной соли. Можно добавить специи: тмин, например, или семена укропа. Выложите массу в форму для запекания и поставьте в духовку, предварительно разогретую до 250 градусов. Держать до полного почернения. Дать остыть, истолочь и просеять.

Читайте также: