Критерии оценивания конкурсных сочинений в начальной школе

Обновлено: 01.07.2024

Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).

Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
• неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
• речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

Классификация ошибок в содержании.
Композиционные ошибки:
• несоответствие изложения, сочинения плану;
• неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
• пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
• нарушение логической последовательности и обоснованности;
• употребление в одном ряду понятий разных уровней;
• нелепые, парадоксальные суждения.

Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
• необоснованное повторение одних и тех же слов;
• употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
• нарушение общепринятой сочетаемости слов;
• употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
• употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
• ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
• употребление диалектных или просторечных форм;
• пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
• образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
• нарушение управления;
• нарушение согласования;
• неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
• нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
• двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением);
• употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
• неумение находить границы предложений.
Полный текст материала Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Критерии оценивания творческих работ обучающихся.

Работа над сочинением в начальной школе.

Развитие связной речи младших школьников – одно из важных направлений в работе над развитием речи. Эффективным средством развития связной речи является написание сочинений.

Сочинение- вид учебной работы обучающихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания.

Это один из самых сложных видов деятельности для младших школьников, поскольку предполагает максимальную самостоятельность обучающихся.

По характеру текстового материала

По содержанию

-свободные (на основе личных наблюдений или впечатлений);

-критические (на заданную тему по картинке или изучаемому литературному произведению)

-рецензии ( по впечатлениям от книги, спектакля,

-сочинения без ограничений объёма

По наличию дополнительных учебных задач

-на основе опорных слов ( словосочетаний, предложений);

-с использованием определенных грамматических форм ( конструкций)

-с конкретным лексическим, грамматическим или стилистическим заданием

На протяжении всей начальной школы обучающиеся овладевают основными видами сочинений:

- сочинения по наблюдениям;

- сочинения по картинам;

- сочинения на основе прочитанного (отзыв);

- сочинения в форме письма;

- сочинения с элементами рассуждения.

В начальной школе обучающиеся знакомятся с основными типами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.

В процессе обучения в первом классе обучающиеся приобретают первоначальный опыт работы над сочинением.

Чтобы первоклассники приобретали необходимые умения для написания сочинений, необходима система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:

1.Построение простых предложений: учимся правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;

2.Составление предложений, объединенных темой;

3.Восстановление деформированного текста; составление деформированного текста по серии сюжетных картинок;

4.Устные ответы на вопросы, объединенные темой;

5.Составление предложений по сюжетным картинкам;

6.Устные рассказы по прочитанному.

Во 2 классе работа над сочинениями усложняется. Сочинения во втором классе -

– это небольшие сюжетные рассказы. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме. Со 2 полугодия в сочинения и рассказы включаются элементы описания – краткие описания отдельных предметов, животных, людей. В описаниях широко используются прилагательные.

План работы над сочинением во втором классе:

2. Подготовительная беседа. Определяем, о чем будем писать (тему), с какой целью будем об этом рассказывать (выявляем главную мысль).

3. Коллективное составление плана .

Во 2 классе роль плана выполняют вопросы учителя; в 3 классе план составляется коллективно; в 4 классе - самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план из 3-5 пунктов, которые могут формулироваться в виде вопросов или назывных предложений.

4. Коллективное составление, рассказывание и обсуждение вариантов предстоящего сочинения. Рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют. Постепенно количество повторений сокращается до одного.

5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов.

6. Запись обучающимися составленного рассказа. Приступая к сочинению, напоминаем ученикам, что любая творческая работа должна содержать три основных части: вступление, основную часть и заключение.

Основные виды сочинений во 2 классе:

Сочинения по наблюдениям (сочинения – описания):

2) описание трудового процесса, который выполнялся учеником;

3) описание картин природы и других явлений.

Сочинения по картинам художников. Сочинения по картинам весьма распространены в начальной школе. Начинается такая работа со сбора материалов о художнике. Рассказ о художнике и истории создания картины. Беседа по картине ведётся при помощи наводящих вопросов, основная задача которых - помочь учащимся понять содержание. Например, рассматривая сюжетную картину, учитель может задать следующие вопросы:

Что изображено на картине?

Где и в какое время происходит действие?

Что можно сказать о героях, изображенных на картине?

А вот рассматривая картину-пейзаж, учитель может задать такие вопросы:

Что изобразил художник на полотне?

Какой цвет является основным в картине? Почему?

С помощью каких красок художник создает впечатление, например, летнего солнечного дня?

Чтобы создать у нас радостное или тревожное настроение, какие краски использует художник?

Переходя к композиции картины необходимо рассмотреть передний план, задний, центральную часть, определяя сюжет.

Важным этапом урока развития речи при обучении написанию картины является словарно- стилистическая работа. Чтобы исключить повторы подбираем синонимы к словам:

художник (живописец, пейзажист, мастер кисти),

картина (полотно, репродукция).

В ходе беседы, обучающиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства: эпитеты, сравнения. Закончить сочинение необходимо, выражая своё отношение к герою, картине, описывая свои чувства, которые вызывает картина. От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

В 3- 4 классах школьники учатся работать самостоятельно.

Сочинения третьеклассников - это небольшие сюжетные рассказы, сочинения по сюжетным картинкам, сочинения на основе прочитанного (сочинения – отзывы).

Методика работы над сочинениями та же, что и во 2 классе.

С новым видом работы - сочинение с элементами рассуждения, учащиеся знакомятся в 4 классе. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно - следственных связей явлений и событий, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые предположения.

В тексте- рассуждении объясняется, доказывается что-либо.

Написанию таких сочинений предшествует большая подготовительная работа.

Сочинения в форме письма.

В сочинениях- письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям. Требования к сочинениям в форме письма: писать грамотно, ясно, адресуя конкретным лицам.

Письмо особым образом оформляют: вначале пишут приветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату.

Начинается работа такого вида с коллективного составления небольших писем.

Каждое письмо имеет составные части:

Сочинения – отзывы проводятся в 3-4 классах.

В 1 и во 2 классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого - то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. Так постепенно школьники подготавливаются к 3 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов.

План работы над сочинением-отзывом:

1. Подробная беседа о книге (кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения).

2. Выставка: портрет автора, иллюстрации художников к изучаемому произведению, рисунки самих обучающихся.

3. Знакомство с образцами отзывов о прочитанных книгах, анализ.

4. Составление коллективного отзыва, его обсуждение и запись в тетрадь (с дополнениями и изменениями).

Сочинения- отзывы это одна из самых перспективных работ по развитию речи в начальной школе.

Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка, потому что при изложении своих мыслей он приучается осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, делать выводы, заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Сочинения развивают творческое начало ребенка, способствуют становлению его личности, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

Как подготовиться к сочинению

Определи, о чём следует написать в сочинении (тема).

Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать

Наметь, какие части будут в сочинении, озаглавь их

Определи, о чём нужно сказать подробнее.

Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.

Составь устный рассказ по плану. Запиши его в черновик.

Прочитай окончательный вариант своего сочинения, внеси, если нужно, последние исправления.

Проверь правописание слов и постановку знаков препинания.

Запомните, что при написании сочинений вы можете пользоваться всеми видами словарей.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений.

Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:

• неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;

• речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.

Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения.

Неправильно написанное в скобки не берется.

Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

Классификация ошибок в содержании.

Композиционные ошибки:
• несоответствие сочинения плану;
• неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.

Логические ошибки:
• пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
• нарушение логической последовательности и обоснованности;
• употребление в одном ряду понятий разных уровней;
• нелепые, парадоксальные суждения.

Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
• необоснованное повторение одних и тех же слов;
• употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
• нарушение общепринятой сочетаемости слов;
• употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
• употребление диалектных слов и просторечий.

Морфолого-стилистические ошибки:
• ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
• употребление диалектных или просторечных форм;
• пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
• образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.

Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
• нарушение управления;
• нарушение согласования;
• неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
• нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
• двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением);
• употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
• неумение находить границы предложений.

Согласно требованиям программы для проведения письменных упражнений в связной речи типа обучающего сочинения учитель выделяет специальные часы из общего фонда, отводимого на русский язык.

На эти работы предусматривается 1 час. Периодичность- один раз в 10-12 дней (15 16 обучающих уроков в год).

Читайте также: